ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (FIRE SAFETY)
УДК 614.84
Полякова В.В.
студент
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени героя РФ генерала армии E.H. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
Аннотация: органы государственного пожарного надзора играют критическую роль в структуре исполнительной власти. Качество и эффективность их работы непосредственно влияют на безопасность граждан, общества и всего государства в целом. Исследование административно-правового статуса органов государственного пожарного надзора представляет собой важную задачу, обусловленную не только актуальностью, но и срочного необходимостью.
Ключевые слова: пожарная безопасность, государственный пожарный надзор, соблюдение обязательных требований пожарной безопасности.
На сегодняшний день соблюдение обеспечение пожарной безопасности остается важной задачей государственной политики в Российской Федерации. В этом контексте, МЧС России функционирует как ключевой федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за регулирование, нормативное обеспечение, а также контроль и надзор в области обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством [4].
Это весьма важный аспект в контексте государственной политики и управления сферой пожарной безопасности. Пожарная безопасность имеет большое значение для защиты жизни и имущества граждан, а также для обеспечения непрерывности работы экономики страны. Она также связана с
соблюдением законов и нормативов, что делает ее одной из важнейших задач МЧС России. Это также подчеркивает важность и ответственность, лежащую на плечах этого органа государственной власти в обеспечении безопасности страны.
Основной миссией контрольно-надзорных органов МЧС России является активное предотвращение и профилактика возникновения пожаров, аварийных и чрезвычайных ситуаций в области пожарной безопасности [3].
Это важнейшая задача, требующая постоянного мониторинга и строгого контроля соблюдения стандартов безопасности. Работа контрольно-надзорных органов направлена на минимизацию рисков и обеспечение безопасности граждан, а также сохранность и стабильность экономических систем. Важно, чтобы эти органы эффективно выполняли свои функции, чтобы обеспечить надежную защиту общества от чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и другими опасностями.
Прежде чем начать рассматривать аспекты, связанные с органами государственного пожарного надзора, их структурой и полномочиями, представляется важным в первую очередь определить правовой статус и обязанности граждан в качестве первичных субъектов интереса в данной области. Для этой цели мы прибегаем к основному и первичному источнику права в нашей стране.
В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что основные права и свободы человека и гражданина представляют собой высшую ценность и должны быть гарантированы, соблюдены и защищены органами государственной власти Российской Федерации [1].
Государственный аппарат охватывает такие ветви власти, как законодательная, исполнительная и судебная. Они выполняют роль надзора и контроля, осуществляя уникальные функции государства в различных сферах общественной жизни. Одной из таких ключевых областей является обеспечение пожарной безопасности.
МЧС России, в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее -чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [2].
Одним из основных требований в данной сфере является соблюдение требований пожарной безопасности. Эти правила представляют собой набор норм поведения и обязательных предписаний, установленных в стандартах, инструкциях и других нормативных документах, которые утверждаются МЧС России. Они направлены на предотвращение возникновения пожаров и обеспечение безопасности общества.
В данном контексте следует выделить, что государственный орган обладает определенной степенью автономии в организационных и правовых аспектах, но эта автономия ограничена определенными рамками и нормами, установленными его юридическим статусом.
Ученые-правоведы подчеркивают важность задач, стоящих перед органами исполнительной власти. Они выделяют ключевую роль этих органов в обеспечении исполнения законодательства и гарантировании его соблюдения всеми субъектами права [5].
В контексте органов государственного пожарного надзора это означает, что успешное решение поставленных задач и эффективное выполнение их функций способствует достижению целей, связанных с обеспечением безопасности в сфере пожарной безопасности. Это важный аспект для обеспечения отраслевой безопасности и предотвращения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
На основании вышеизложенного, можно полагать, что согласно Конституции Российской Федерации, основной и первостепенной задачей органов государственного пожарного надзора является обеспечение сохранности и защиты от пожаров, а также минимизация их негативных последствий. Это является высшей ценностью, закрепленной в законодательстве, и органы государственного пожарного надзора обязаны гарантировать ее соблюдение всеми субъектами права.
Сегодня государственный пожарный надзор МЧС России, представляет собой современную систему, нацеленную на предотвращение рисков и уменьшение ущерба, который может быть нанесен законно охраняемым ценностям. Деятельность, проводимая органами государственного пожарного надзора, существенно способствовала достижению значительных результатов в сфере предотвращения пожаров и защите национальных ресурсов и культурных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: «Сов. Кубань»,-2002. С. 20.
3. Огнянов Ю. А., Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов федерального государственного пожарного надзора / Ю. А. Огнянов, X. И. Закирьянов, А. В. Епифанцев // Проблемы науки. - 2020. - № 6(54). С. 33.
4. Перегудова Н.В., Филатова Е.А., Черныш Д.А. вектор развития контрольно-надзорной деятельности МЧС России в современных условиях // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2021. №3 (9). С. 37.
5. Нечкин А.В. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации: учебник для вузов / А.В. Нечкин, Ю.И. Серкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, - 2023.С. 35.
Polyakova V.V. student of
St. Petersburg University of State Fire Service (St. Petersburg, Russia)
MODERN SYSTEM OF STATE FIRE SUPERVISION
Abstract: state fire marshals play a critical role in the executive branch structure. The quality and efficiency of their work directly affect the safety of citizens, society and the entire state as a whole. The study of the administrative and legal status of state fire supervision authorities is an important task, due not only to relevance, but also to urgent need
Keywords: fire safety, state fire supervision, compliance with mandatory fire safety requirements.