Научная статья на тему 'Современная семья и ее роль в развитии и воспитании подрастающего поколения'

Современная семья и ее роль в развитии и воспитании подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / функции семьи / формы семьи / стили семейного воспитания / детско-родительские отношения / сущностные признаки семьи / family / functions of a family / forms of a family / styles of family upbringing / children-parents relations / significant features of a family

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Владимировна Федорова

Введение. Год семьи в России объявлен в целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Происходящие в обществе перемены отражаются на семье, семейных отношениях и воспитании молодежи. Поэтому роль семьи в воспитании молодежи остается актуальной для многих наук, особенно психологии и педагогики. Цель — анализ современного подхода к пониманию семьи, ее функций и типов. Материалы, результаты и обсуждение. Применялись теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и сопоставление. В ходе теоретического анализа преимущественно психолого-педагогической литературы показано многообразие определений семьи, ее типов, форм и функций. Семья в нашей стране имеет ряд отличительных признаков. Сохраняется патриархальная семья с властью прародителей; часто встречаются семьи, в которых отсутствуют мужчины; поколения зависят друг от друга духовно и материально; духовные ценности семьи чаще формируются в соответствии с требованиями государства, при этом современные семьи легко распадаются, деформируется структура семьи, что отрицательно сказывается на воспитании детей. Выводы. Включать проблему семьи в психолого-педагогический дискурс необходимо только с учетом понимания ее современного состояния, принимая во внимание ее особенности, типы и функции, изменение которых неизбежно влечет за собой изменения в поведении детей, в том числе негативного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Modern Family and its Role in the Development and Upbringing of the Younger Generation

Introduction. The Year of the Family in Russia was declared in order to popularize government policy in the area of family protection and the preservation of traditional family values. The changes taking place in society have an impact on the family, family relations and the upbringing of youth. Therefore, the role of the family in the upbringing of young people remains relevant for many sciences, especially psychology and pedagogy. The aim is to analyze the modern approach to the understanding of the family, its functions and types. Materials, Results and Discussion. The author employs the following theoretical methods: analysis, synthesis, comparison and contrast. In the course of theoretical analysis of mainly psychological and pedagogical literature, the diversity of definitions of family, its types, forms and functions is shown. The family in our country has a number of distinctive features. The patriarchal family with the power of the forebears is preserved; there are often families in which there are no men; generations depend on each other spiritually and materially; spiritual values of the family are more often formed in accordance with the requirements of the state, while modern families are easily broken up, the family structure is deformed, which negatively affects the upbringing of children. Conclusions. It is necessary to include the problem of the family in the psychological and pedagogical discourse only with the understanding of its current state, taking into account its peculiarities, types and functions, the change of which inevitably entails changes in the behavior of children, including those of a negative nature.

Текст научной работы на тему «Современная семья и ее роль в развитии и воспитании подрастающего поколения»

Обзорная статья

УДК 614:159.9.072 © Федорова Н. В., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-168-174

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Современная семья и ее роль в развитии и воспитании подрастающего поколения

«Крепкая семья» — это главная ценность в жизни, которая является оплотом любви, мудрости, взаимоуважения, ответственности, преданности друг другу, всегда была и остается опорой государства и общества.

В. В. Путин

Наталья Владимировна Федорова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии 1 tashafed@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9923-2439

10мский государственный педагогический университет, 644099, Омск, ул. Партизанская, 4А, Россия

Реферат. Введение. Год семьи в России объявлен в целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Происходящие в обществе перемены отражаются на семье, семейных отношениях и воспитании молодежи. Поэтому роль семьи в воспитании молодежи остается актуальной для многих наук, особенно психологии и педагогики. Цель — анализ современного подхода к пониманию семьи, ее функций и типов. Материалы, результаты и обсуждение. Применялись теоретические методы: анализ, синтез, сравнение и сопоставление. В ходе теоретического анализа преимущественно психолого-педагогической литературы показано многообразие определений семьи, ее типов, форм и функций. Семья в нашей стране имеет ряд отличительных признаков. Сохраняется патриархальная семья с властью прародителей; часто встречаются семьи, в которых отсутствуют мужчины; поколения зависят друг от друга духовно и материально; духовные ценности семьи чаще формируются в соответствии с требованиями государства, при этом современные семьи легко распадаются, деформируется структура семьи, что отрицательно сказывается на воспитании детей. Выводы. Включать проблему семьи в психолого-педагогический дискурс необходимо только с учетом понимания ее современного состояния, принимая во внимание ее особенности, типы и функции, изменение которых неизбежно влечет за собой изменения в поведении детей, в том числе негативного характера.

Ключевые слова: семья, функции семьи, формы семьи, стили семейного воспитания, детско-родительские отношения,

сущностные признаки семьи

Благодарности. Статья подготовлена в рамках междисциплинарной научной лаборатории Омского государственного педагогического университета «Философия образования и философия в образовании».

Для цитирования: Федорова Н. В. Современная семья и ее роль в развитии и воспитании подрастающего поколения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 2(97). С. 168-174. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2024-297-168-174

Review Article

UDC 614:159.9.072 © Fedorova N. V., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-168-174

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

The Modern Family and its Role in the Development and Upbringing

of the Younger Generation

"A strong family" is a core value in life, which is a bastion of love, wisdom, mutual respect, responsibility, devotion to each other, has always been and remains a pillar of the state and society.

V. V. Putin

Natalia V. Fedorova, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of General and Pedagogical Psychology 1 tashafed@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9923-2439 10msk State Pedagogical University, 4A Partizanskaya st., Omsk, 644099, Russia

Abstract. Introduction. The Year of the Family in Russia was declared in order to popularize government policy in the area of family protection and the preservation of traditional family values. The changes taking place in society have an impact on the family, family relations and the upbringing of youth. Therefore, the role of the family in the upbringing of young people remains relevant for many sciences, especially psychology and pedagogy. The aim is to analyze the modern approach to the understanding of the family, its functions and types. Materials, Results and Discussion. The author employs the following theoretical methods: analysis, synthesis, comparison and contrast. In the course of theoretical analysis of mainly psychological and pedagogical literature, the diversity of definitions of family, its types, forms and functions is shown. The family in our country has a number of distinctive features. The patriarchal family with the power of the forebears is preserved; there are often families in which there are no men; generations depend on each other spiritually and materially; spiritual values of the family are more often formed in accordance with the requirements of the state, while modern families are easily broken up, the family structure is deformed, which negatively affects

the upbringing of children. Conclusions. It is necessary to include the problem of the family in the psychological and pedagogical discourse only with the understanding of its current state, taking into account its peculiarities, types and functions, the change of which inevitably entails changes in the behavior of children, including those of a negative nature.

Keywords: family, functions of a family, forms of a family, styles of family upbringing, children-parents relations,

significant features of a family

Acknowledgments. The article was prepared within the framework of the interdisciplinary research laboratory of Omsk State Pedagogical University "Philosophy of Education and Philosophy in Education".

Citation: Fedorova N. V. The Modern Family and its Role in the Development and Upbringing of the Younger Generation. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 2(97). Pp.168-174 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-168-174

Основные положения

1. Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

2. Несмотря на неоднозначность позиций авторов относительно типов и форм семьи, одной из основных ее функций по-прежнему является функция воспитания подрастающего поколения, а потому представляется важным анализ семейных ценностей, родительских установок, ожиданий и чувств, а также родительское отношение, родительские позиции, ответственность и стиль семейного воспитания.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Проблема семьи и воспитания подрастающего поколения является актуальной. Развитие общества вносит изменения в представления людей о семье, ее значимости, роли в жизни человека и даже необходимости. В свете последних изменений в понимании семьи и ее роли в воспитании детей, происходящих на Западе, необходимо заострить внимание на понимании современной семьи и ее роли в развитии ребенка. В психолого-педагогической практике большое значение имеет работа с семьей как первым институтом социализации и воспитания подрастающего поколения, что в свою очередь актуализирует проблему семьи, сущность которой заключается в противоречии предлагаемых методов работы с семьей без учета ее современного состояния.

Цель — анализ современного состояния проблемы семьи и ее влияния на развитие подрастающего поколения.

Материалы и методы

Исследованию подвергнуты философские, педагогические и психологические источники по проблеме семьи и ее роли в развитии подрастающего поколения. При сопоставлении результатов исследований, полученных отечественными и зарубежными учеными различных научных школ в разное время, применялись методы сравнительного анализа и обобщения. Использовались системный, диалектический и междисциплинарный подходы; методы анализа отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, статистические данные.

Материалы, результаты и обсуждение

Основные характеристики семьи. Философы всегда, во все времена умели актуализировать именно те пробле-

мы, которые принято называть вечными. Не остались они в стороне и от проблем семьи и семейного воспитания. Еще Аристотель писал о такой функции семьи, как воспитание детей *. Именно на семью он возлагал обязанности по воспитанию личностных качеств у детей, значимых в данный момент для общества. Во времена Аристотеля состарившиеся родители при отсутствии помощи от государства могли рассчитывать только на своих детей, для чего последние должны быть научены заботе и уважению по отношению к своим родителям, а научить их этому должны были не учителя в школе, а сами родители. Интересным представляется философский анализ указанных проблем на примере эстетики детства в проекте русской просветительской мысли, а также смыслы детства в античной философии Л. К. Нефедовой [1; 2].

Солидарны с философами и педагоги. Анализируя старые и новые проблемы системы воспитания и образования в России, В. В. Лихолетов, А. Г. Абдуллин и А. Ф. Караваев указывают на актуальность принципов образовательной реформы дореволюционной России, утвержденных Николаем II. В частности, речь идет о необходимости преодоления отчужденности школы от семьи [3, с. 166]. Кроме того, авторы цитируют К. Д. Ушинского, который говорит о действенности общественного воспитания только при условии его признания в качестве семейного [4, с. 167].

Таким образом, проблема семьи, ее первостепенная роль в воспитании будущих членов общества остается актуальной, как бы ни пытались некоторые современные родители (и не только) возложить эту функцию на педагогов. Именно в семье в первые годы жизни закладывается основа для будущего развития ребенка. Поэтому знание о том, что такое семья и каково ее значение для общества в данный момент, остается актуальным.

В психолого-педагогических исследованиях существует множество определений семьи. Например, М. Ханс, Л. Линх понимают семью достаточно широко, основной акцент делая на объединении людей, на их кровную либо родственную связь или узы брака, а также добровольное решение жить вместе и разделять жизнь друг с другом. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис, называя семью важнейшей формой организации личного быта, ограничивают ее супружеским союзом и родственными связями [5]. Таким образом, авторы однозначно определяют семью как ячейку общества, дополняя ее еще одним важным признаком — формой организации личного быта. Несмотря на то что встречаются такие близкие родственники, формально на-

* Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. : в 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 283. https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 29, No 2(97). 2024

зываемые семьей, которые, проживая под одной крышей, в большей степени напоминают соседей по общежитию. Поэтому следует согласиться с выделяемым авторами признаком, ведь людей, живущих вместе и не ведущих совместный быт, трудно назвать семьей.

Нам представляется более полным определение данного феномена Р. В. Овчаровой. Семья в ее понимании — «это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [6, с. 7]. В приведенном определении указана такая характеристика семьи, как «взаимная моральная ответственность», по нашему мнению, без нее невозможно говорить о полноценной семье. Именно родители должны нести ответственность за своих малолетних детей, которые, став взрослыми, должны быть в ответе уже за своих пожилых родителей. Таким образом, современное определение отсылает нас к идеям Аристотеля, что указывает на важность взаимной моральной ответственности в семейных отношениях.

Однозначно можно сказать, что семья всегда была, есть и будет важнейшим фактором, оказывающим воздействие на ребенка, ввиду того что семья — основной компонент среды, в которой он живет почти четверть жизни. Очевидно, что ребенок, растущий в атмосфере любви и принятия, имеет меньше психологических проблем в будущем. Кроме того, именно в семье зарождаются основы морали и нравственности, формируются нормы поведения, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации человека в обществе. Опыт, полученный ребенком в семье, взрослый человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья, по нашему мнению, оказывает влияние не только на формирование личности в детстве, но и на самоутверждение человека на протяжении всей дальнейшей жизни, а также стимулирует его социальную и творческую активность. Некоторые исследования доказывают положительное влияние на эмоциональное состояние и приемных детей, воспитывающихся в замещающих семьях, указывая, таким образом, на второстепенность кровных и родственных связей [7].

По мнению Ю. М. Антоняна, здоровая во всех отношениях, дружная семья воспитывает в человеке исключительно положительные качества и, наоборот, отрицательное влияние семьи, негативный пример со стороны ее членов оставляют чаще всего незабываемый след в сознании и во взглядах индивида. В качестве отрицательного примера автор рассматривал семьи преступников [8].

Основные типы, формы и функции семьи и их влияние на формирование психологических особенностей детей. Определившись с основными характеристиками семьи, проведем анализ психолого-педагогической литературы и рассмотрим основные типы семей, выделяемые исследователями, и их влияние на развитие личности детей.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис называют три основных, по их мнению, типа семей — традиционную патриархальную, современную детоцентрическую и супружескую (эгалитарную). В традиционных патриархальных семьях

существуют жесткое распределение ролей и функций без их перемешивания и замены, строгая иерархия власти домохозяина и сложная структура семьи, представленная совместным проживанием нескольких поколений. В традиционной патриархальной семье воспитывается уважение к авторитету старших, а педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. В качестве преимущества данного типа указывают, что при социализации ребенок из такой семьи обретает способность легко вписаться в «вертикально организованную» структуру общества. Однако следует заметить значительное снижение доли подобных семей в современном обществе.

Детоцентрическая семья — это вариант, предполагающий нуклеарную семью, главная задача которой — обеспечение родителями благополучного будущего детей. Можно сказать, что семья существует главным образом ради ребенка, интересы семьи «крутятся» вокруг ребенка. По наблюдениям, среди современных семей значительно выросло количество тех, что придерживаются именно такой стратегии. Воспитательное воздействие оказывается снизу-вверх, т. е. от детей к родителям. При социализации у детей формируются высокая самооценка, ощущение собственной значимости, однако некоторая зацикленность на семье увеличивает вероятность конфликтов с социальным окружением вне семьи.

Характеризуя супружескую (эгалитарную) семью, к главной ее цели авторы относят безусловную любовь, взаимное доверие, принятие, но при этом автономность ее членов. Воспитательное воздействие происходит горизонтально, т. е. родители и дети находятся на равных. Похожей по описанию М. Боуэн называет эмоционально недифференцированную семью, которую Д. А. Циринг видит причиной личностной беспомощности детей [9]. У детей, социализировавшихся в подобных семьях, часто отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Кроме того, они испытывают трудности в адаптации к среде, имеющей вертикальное строение, т. е. практически ко всем современным социальным институтам [5].

Кроме перечисленных типов семьи, В. Н. Дружинин выделяет несколько ее форм, например, такую как нукле-арная семья, в состав которой входят родители и дети, как правило, она объединяет только два поколения. В настоящее время эта структура получила наибольшее распространение в западно-европейском обществе, тем не менее можно указать на тенденцию к увеличению таких форм семьи и в России. Далее автор выделяет расширенную семью, включающую не только родителей и детей, но и других родственников, например, бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев, а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам. Нам импонирует точка зрения об отнесении к кругу близких людей, не имеющих кровного родства. В частности, крестных родителей, которые часто берут на себя заботу не только о духовном развитии крестника, но и при необходимости выполняют иные функции кровных родителей.

Интересно, что полная семья, в классификации В. Н. Дружинина, соответствует нуклеарной в том случае, если включает отца, мать и детей, а неполная семья — это

такая, в которой один из родителей не представлен. Автор выделяет дополнительные категории, в частности функционально неполную семью. Это семьи с обоими родителями, которые по какой-либо причине (профессиональная занятость, нежелание, отсутствие опыта и т. д.) недостаточно времени уделяют воспитанию детей. Можно сказать, что в данном случае ученый воспитательную функцию семьи положил в основу определения ее формы.

Следующая категория — большая семья, в которой группа кровных родственников разных поколений живет в одном месте, возглавляется фигурой патриарха или ма-триарха, а также имеет общую собственность. Такие семьи в нашей стране, вероятнее всего, сохранились в республиках Северо-Кавказского округа. И еще одна категория — так называемая семья-двор, объединяющая несколько поколений и проживающая в одном месте. В данной семье членами могут являться люди, не связанные кровным родством, например, различные помощники по хозяйству, образующие в совокупности и социальное, и экономическое сообщество [10].

В контексте перечисленных типов семьи, предложенных В. Н. Дружининым, хочется упомянуть исследование Л. В. Трубицыной и Е. В. Мошкало, где расширяется представление о большой семье введением в ее круг домашних животных. Сложности в понимании места домашних питомцев как членов семьи они связывают с теми определениями семьи, которыми оперирует современная психология. В то же время проведенный ими экспресс-опрос показывает, что осознание места домашнего питомца как члена семьи ведет к сближению субъективных представлений супругов о составе семьи и более четкому выстраиванию ее границ [11].

Подчеркнем, что особую значимость в социализации детей имеют такие формы семьи, как полная и расширенная. Именно в указанных семьях дети получают первоначальный образец модели взаимоотношений между супругами, который позже проигрывают со своими братьями и сестрами, а в дальнейшей жизни они выбирают партнера по браку, основываясь на оценке сходства моделей семей, а также выстраивают структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье. Иначе говоря, вырастая, дети из таких семей имеют определенный опыт семейных отношений, обладают умением взаимодействовать, учитывать интересы другого, выстраивать отношения, что положительно сказывается на взаимодействии с окружающими их людьми в широкой социальной среде.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что раскрытие сущностных характеристик семьи не будет полным, если мы не затронем функций, выполняемых этим общественным институтом. Однако следует оговориться, что современная семья имеет некоторую специфику, ранее уже упомянутую нами. Это смещение акцента с родственных отношений (ранее наиболее крепкими были связи между детьми и их родителями) на супружеские отношения (родственные отношения все чаще отходят на второй план). Р. В. Овчарова называет это смещением психологического центра в современной семье [6].

В научной литературе нам удалось выделить достаточно большой перечень функций семьи. Это функции

духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сбережения, трансформации и трансляции последующим поколениям ценностей и традиций общества, создания условий для развития личности всех членов семьи, удовлетворения индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, организации деятельности по финансовому обеспечению семьи, рекреативная функция, что подразумевает охрану здоровья членов семьи, организацию их отдыха, снятие стрессовых состояний. Но все эти функции, на наш взгляд, вполне можно объединить между собой, исходя из цели, на осуществление которой они направлены.

Солидаризируясь с такими исследователями, как В. Н. Дружинин, А. Н. Елизаров, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, мы полагаем, что целесообразно сфокусироваться лишь на трех наиболее общих функциях семьи. Первой из таких функций авторы называют хозяйственно-бытовую, указывая, что это функция поддержания физического состояния семьи; второй — воспитательную, имея в виду духовное воспроизводство населения и формирование личности ребенка; в качестве третьей — эмоциональную, раскрывая которую авторы пишут об установлении теплого, доверительного эмоционального отношения между членами семьи (в первую очередь, между родителями и детьми) [5; 10; 12]. Именно эти функции в контексте обсуждаемой нами проблемы заслуживают особого внимания, поскольку их нарушение лишает ребенка возможности реализовать жизненно важные потребности, о чем указывали в своих работах L. B. Murphy, D. W. Winnicott, L. Hersher [13-15].

Общеизвестно, что родители являются первичной общественной средой ребенка, играющей важную роль в жизни любого человека. Родительская любовь служит источником и гарантией эмоционального благополучия человека, поддержания его телесного и душевного здоровья. В последнее время проведено множество исследований, подтвердивших эту мысль. Так, Н. В. Калинина и Г. Г. Буторин изучали влияние семьи на формирование психологических особенностей подростков с органическими расстройствами, ими предпринята попытка научно обосновать предположение о влиянии стиля внутрисемейного общения и родительско-детских отношений на формирование типа расстройства [16]. Педагоги З. А. Аксютина и Т. Ю. Удалова, изучая проблему отношения родителей к своим детям, обратили внимание на психологическое насилие родителей из-за школьной отметки. Проведение контент-анализа позволило авторам утверждать, что чаще всего психологическое насилие из-за проблем с успеваемостью родители оказывают в отношении детей младшего школьного возраста [17]. Изучая вопросы коррекции и профилактики девиантного поведения подростков, Е. А. Косова, Н. И. Не-любин и В. С. Кубарев называют именно семью целевыми ориентирами такой работы [18]. Исследователи А. М. Рябков, Е. С. Степанова и Р. Р. Муслумов указывают на положительное влияние членов семьи на отказ от соблюдения криминальных норм и традиций среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных [19].

С точки зрения Р. В. Овчаровой, развитая форма роди-тельства включает в себя ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки, ожидания

и чувства; родительское отношение; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания. Раскроем каждую из этих составляющих.

Ценностными ориентациями супругов называют отражение в их сознании тех ценностей, которые признаны ими в качестве жизненных стратегий и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности, которых придерживаются родители, безусловно, влияют на формирование иерархии ценностей у их детей, поскольку те, как правило, идентифицируют себя с близкими взрослыми, коими и являются родители. Ценностные ориентации скрепляют семью и создают перспективу ее развития, т. е. выступают огромным интегрирующим фактором. Эту мысль подтверждают также результаты исследования, которое было проведено зарубежными учеными более полувека назад [20]. Современные отечественные психологи Т. О. Гордеева, М. В. Лункина и О. А. Сычев доказали, что подростки, родители которых полнее удовлетворяют базовые психологические потребности (в автономии, компетентности и связанности с другими людьми), отличаются более развитым оптимистическим мышлением, проявляющимся при объяснении различных позитивных и негативных жизненных ситуаций [21].

Установки, отношение и стиль семейного воспитания. Родительскими установками принято называть определенный взгляд супругов на родительскую роль. По этой причине с родительскими установками связывают также родительские ожидания. У супругов могут существовать ожидания и установки и по отношению друг к другу, что позволяет говорить о гласном или негласном распределении ролей. Кроме того, родительские установки существуют также и по отношению к своему ребенку, реализуясь в стиле воспитания и родительском отношении. По мнению Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой, в родительской установке отражаются эмоционально-ценностное отношение к ребенку, представления и ожидания, связанные с его развитием [22]. Делая акцент на роли матери, Е. Н. Рыбакова пишет, что родительская установка — это готовность матери воздействовать для воплощения своих представлений и требований на психические качества и свойства ребенка [23]. В то же время Е. Н. Персиянце-ва утверждает, что наибольшее влияние на родительские установки оказывают психологические аспекты качества жизни, связанные с межличностным общением (оценка своей нужности людям, зависимости от людей), субъектная активность (оценка интереса к жизни), состояние здоровья (оценка риска ухудшения здоровья), личностные особенности матери (уровень притязаний) [24].

Под родительским отношением А. Я. Варга понимает многомерное образование, включающее в себя интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностную дистанцию, формы и направления контроля, а также социальную желательность поведения [25]. Как правило, в научной литературе упоминается о четырех типах родительских отношений. Принимающе-авторитарное отношение характеризуют полным принятием ребенка родителями, его одобрением и в то же время требованием от него социальных успехов. Отвергающее отношение, с явлениями инфантилизации, характеризуют эмоциональным отвержением ребенка родителями, низкой оценкой его

индивидуально-личностных качеств. Более того, родители с данным типом отношения приписывают своему ребенку социально не одобряемые черты и дурные наклонности. Симбиотическое отношение подразумевает наличие сим-биотических тенденций во взаимодействии с ребенком, гиперопеки, а симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля. Психолог М. Н. Поветьева утверждает, что в проявлении личностных черт ребенка играет роль именно тип родительского отношения, в то же время она настаивает на отсутствии жесткой предопределенности личностными и характерологическими свойствами родителя [26].

Родительские чувства — это высшая форма эмоционального отношения супругов друг к другу и детям, которую можно охарактеризовать относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностей и ценностей. Их модальность может быть разной. Так, кроме родительской любви, ребенок может чувствовать раздраженность и усталость, исходящие от родителей. Особенностью родительских чувств является необходимость таковых для непосредственного жизнеобеспечения детей. Для ребенка любого возраста жизненно важной выступает потребность в безусловной родительской любви, однако особенно значима она для маленького ребенка, который ожидает от родителей доверия ему, принятия его таким, каков он есть. Исследователь Е. А. Падурина выделяет следующие компоненты позитивного родительского чувства: позитивные родительские чувства непосредственно к ребенку, к себе как родителю, к супругу (или супруге) как родителю и к родительству в целом. Она утверждает, что отсутствие противоречий внутри определенных ею компонентов и их высокая устойчивость обусловливают формирование адекватной общей и частной самооценки ребенка в дошкольном периоде детства. И напротив, противоречивость, неустойчивость или же недоразвитие компонентов системы позитивных родительских чувств приводит к формированию неадекватной как общей, так и частной самооценки дошкольника [27].

Родительские позиции выражены той реальной направленностью, основой которой остается сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. На основе критериев отношения С. С. Жигалин обозначает одну адекватную и пять неадекватных родительских позиций (потакающая, излишне требовательная, отстраненная, неустойчивая и перверсивная) [28]. Типична родительская позиция, которую называют «над», «сверху», однако А. С. Спива-ковская считает идеальным вариантом именно равенство позиций [29].

Родительской ответственностью называют особую социальную позицию человека, охарактеризованную мерой принятия и реализации им конкретных норм ответственного поведения. Член семьи может нести ответственность за отдельных членов семьи и за семью в целом как социальную группу. В. В. Бойко утверждает, что факт рождения ребенка, т. е. принятие родительской роли, — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка не только перед своей совестью, но и перед обществом [30].

Стиль семейного воспитания — это своеобразная квинтэссенция всех вышеперечисленных структурных компонентов родительства. Стиль воспитания оказывает первостепенное влияние на характер поведения ребенка. Именно родители прививают образцы поведения, оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка и всей его личности в целом. Стиль воспитания является способом реализации норм и ценностей семьи, а также системы ограничений.

Г. Крайг представил классификацию стилей родительского воспитания, в основе которой лежит соотношение родительского контроля и теплоты. Им были определены такие стили семейного воспитания, как авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. При авторитетном стиле воспитания предполагается высокий уровень контроля, но теплые, доверительные детско-родительские отношения, в результате чего ребенок успешно адаптируется. Авторитарный стиль представляет собой сочетание высокого уровня контроля и отсутствие тепла и доверия между родителями и детьми. В семьях, использующих авторитарный стиль, дети вырастают либо пассивными, либо агрессивными. Либеральный стиль родительского воспитания характеризуется наличием теплых отношений с низким уровнем контроля. Родители не осуществляют строгой регламентации поведения своих детей, вследствие чего дети ведут себя неадекватно и импульсивно. Индифферентный стиль сочетает в себе низкий уровень контроля и «холодные» отношения. Родители не ограничивают детей, часто проявляют к ним безразличие, а в это время дети характеризуются отклоняющимся поведением [31].

Другую классификацию стилей семейного воспитания предложили Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис. Она включает в себя гипопротекцию, т. е. недостаточную заботу о ребенке, эмоциональное отвержение, под которым понимают непринятие ребенка, потворствующую гиперпротекцию, состоящую в чрезмерной заботе или избалованности, доминирующую гиперпротекцию, характеризующуюся излишней заботой о ребенке, повышенной моральной ответственностью, предполагающей высокие требования в сочетании с пониженным вниманием к ребенку [5].

Следует констатировать, что не только чрезмерная требовательность по отношению к ребенку, свойственная указанному выше стилю семейного воспитания, но и тотальная самостоятельность в большинстве жизненных вопросов не станут оптимальными вариантами детско-родительских взаимоотношений. Следовательно, мы можем утверждать, что сформированность у ребенка чувства уверенности в том, что его любят и о нем заботятся, — приоритетная задача воспитания ребенка в семье. В здоровой семье эмоциональные связи детей и их родителей настолько сильны, что становится возможным создание предпосылок для противодействия любым отрицательным влияниям среды. Как известно, до определенного возраста всю информацию о мире и о себе ребенок получает исключительно от родителей. Родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической и эмоциональной зависимостью от них, и результатом этого влияния может быть как субъект с высокими личностными характеристиками,

так и человек безнравственный, беспринципный, морально и психически неполноценный.

Однако довольно часто в детско-родительских отношениях наблюдаются явления соперничества и изоляции, описанные в свое время А. Б. Добрович и Т. М. Мишиной [32]. Стоит отметить, что стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме, как правило, сопровождается конфликтом, поскольку связано с принижением роли и значения других членов семьи. Иногда конфликты между членами семьи скрыты от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Но это мнимое сотрудничество. Можно предположить, что в подобных ситуациях один из родителей изолируется от воспитания ребенка. В подобных ситуациях дети неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, могут становиться средством манипулирования, что отрицательно сказывается на становлении личности растущего человека, его характера и поведении в социуме.

Таким образом, современная российская семья имеет следующие отличительные признаки: в большей степени сохраняется патриархальная семья (состоящая из нескольких поколений), в которой власть принадлежит прародителям, при этом во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины; несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально; духовные ценности семьи формируются в соответствии с требованиями государства.

Выводы

1. В статье осуществлен обзор философской, психологической и педагогической литературы по проблеме семьи и семейного воспитания. Выявлены типы, формы и функции современной семьи, представленные в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

2. Проанализированы родительские установки, отношение к детям и стили семейного воспитания, влияющие на формирование психологических особенностей подрастающего поколения и их поведенческие особенности.

3. Исследование показало, что реальная модель современной российской семьи представляет собой семью, где ответственность за воспитание ребенка часто несет мать, в то время как роль мужчины значительно уменьшилась. В таких условиях деформируется сама структура семьи (семейные ценности, ожидания, распределение ролей и стили воспитания), что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на воспитании ребенка в целом, в частности, ограничить возможность удовлетворения его жизненно важных потребностей со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Перспективы. Данный анализ может стать основой для практического исследования представлений молодежи о семье и семейных ценностях, выявления имплицитных жизненных стратегий юношей по созданию семьи и воспитанию следующего поколения. Дальнейшая разработка проблемы может быть представлена в виде программ тренингов по формированию конструктивных паттернов современной молодежи на их установки, отношение к семейной жизни и детям.

Список источников / References

1. Нефедова Л. К. Эстетика детства в проекте русской просветительской мысли // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2Q21. № 2(31). С. 46-5Q.

2. Нефедова Л. К. Смыслы детства в античной философии и социально-гуманитарном знании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2Q2Q. № 2(27). С. 36-4Q.

3. Лихолетов В. В., Абдуллин А. Г., Караваев А. Ф. Нужен новый ликбез: старые и новые проблемы системы воспитания и образования в России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2Ü23. Т. 28, № 2(93). С. 161-176. https://doi.оrg/10. 24412/1999-6241-2Q23-293-161-176.

4. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Русская школа. М., 2Q15. С. 74-17Q.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2QQ1. 652 с.

6. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2QQ3. 319 с.

7. Киселева Н. А. Динамика эмоциональных состояний приемных детей, воспитывающихся в замещающих семьях // Вопросы психологии. 2Q15. № 4. С. 7Q-8Q.

8. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975. 159 с.

9. Циринг Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. 2QQ9. № 1. С. 22-31.

1Q. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2QQQ.199 с.

11. Трубицына Л. В., Мошкало Е. В. Место домашних животных в психологической структуре семьи // Вопросы психологии. 2Q19. № 5. С. 57-64.

12. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М., 2QQ5. 399 с.

13. Murphy L. B. TheWidening World of Childhood. New York, 1962. 399 p.

14. Винникот Д. В. Paediatrics and Psychology // Br. J. med. Psychol. 1948. No. 21. Pp. 229-24Q.

15. Хершер Л. Effect of Post-partum Separation of Mother and Kid on Maternal Care in the Domestic Coat. Science. 1958. No. 128. Pp. 1342-1343.

16. Калинина Н. В., Буторин Г. Г. Семья как микросоциальный фактор формирования психологических особенностей подростков с органическим расстройством личности // Вопросы психологии. 2Q2Q. № 6. С. 58-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Аксютина З. А., Удалова Т. Ю. Психологическое насилие родителей в отношении детей из-за школьной отметки // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2Q22. Т. 27, № 1(88). С. 5Q-59. https://doi.org/1Q. 24412/1999-6241-2Q22-188-5Q-59.

18. Косова Е. А., Кубарев В. С., Нелюбин Н. И. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2Q22. Т. 27, № 2(89). С. 189-198. https://doi.org/1Q. 24412/1999-6241-2Q22-289-189-198.

19. Рябков А. М., Степанова Е. С., Муслумов Р. Р. Особенности распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2Q22. Т. 27, № 3(9Q). С. 291-297. https://doi.org/1Q. 24412/1999-6241-2Q22-39Q-291-297.

2Q. Данн С. An Experiment in Group Upbringing. Psychoanal. Study Child. 1951. No. 6. Pp. 127-168.

21. Гордеева Т. О., Лункина М. В., Сычев О. А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2Q18. № 5. С. 13-22.

22. Родители и дети. Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М., 2QQ3. 23Q с.

23. Рыбакова Е. Н. Структурные компоненты самосознания матери // Журнал практического психолога. 2QQ8. № 2. С. 116-122.

24. Персиянцева Е. Н. Родительские установки матерей с разным уровнем качества жизни // Современные проблемы науки и образования. 2Q15. № 2-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22973 (дата обращения: 11.Q7.2Q23).

25. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия : краткий курс лекций. СПб., 2QQ1. 143 с.

26. Поветьева М. Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребенка : дис. ... канд. психол. наук. М., 2QQ3. 236 с.

27. Падурина Е. А. Развитие позитивных родительских чувств как фактор коррекции самооценки дошкольника : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2QQ8. 159 с.

28. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка : дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2QQ4. 233 с.

29. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999. 3Q4 с.

3Q. Бойко В. В. Малодетная семья: Социально-психологический аспект. М., 1988. 237 с.

31. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2QQ4. 94Q с.

32. Добрович А. Б., Мишина Т. М. Кто в семье психотерапевт? М., 1985. 8Q с.

Поступила 27.06.2023; одобрена после рецензирования 25.08.2023; принята к публикации 30.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.