Орлова Лилиана Анатольевна
Современная сельская библиотека как многофункциональный культурно-досуговый центр
Village Library as a Children's Leisure Activity Center
Аннотация. Статья раскрывает современную сельскую библиотеку как многофункциональный образовательный и культур-но-досуговый центр, содержит описание форм досуговой деятельности сельских библиотек с читателями детского возраста. Автор описывает практический опыт организации досуга детей в Ро-гозецкой сельской библиотеке-филиале № 11 «Тимской межпоселенческой библиотеки» Курской области. Кроме того, работа содержит результаты студенческого социологического исследования о читательских практиках сельской библиотеки. Ключевые слова: сельская библиотека, организация досуга детей
Abstract. The article demonstrates a modern rural library as a multifunctional educational, cultural and leisure center. Some types of rural libraries' leisure activities for young readers are described. The author also presents practical experience of organizing the activities in Rogozcy Village Library — the branch No. 11 of Timsky District Library, Kursk oblast. In addition, the paper contains the results of a student sociological study on reading practices of the library.
Keywords: rural library, organization of children's leisure time
Сельская библиотека
как многопрофильный центр досуга детей
Современные сельские библиотеки являются многофункциональными досуговыми центрами, которые ведут насыщенную культурно-досуговую деятельность среди читателей детского возраста, проводят акции, конкурсы, реализуют целевые и комплексные программы, разработанные по различным направлениям деятельности, организуют широкий спектр
Орлова
Лилиана Анатольевна,
преподаватель Обоян-ского филиала ОБПОУ «Курский колледж культуры», г. Обоянь, Курская область
e-mail: orlova_liliana_ [email protected]
Liliana
Orlova,
Teacher of Kursk College of Arts and Culture, Oboyan, Kursk oblast (region)
досуговых мероприятий. Деятельность по организации детского досуга в сельских библиотеках всегда занимала значительное место в их работе.
Организация досуга является важным фактором формирования личности ребенка. Это время, которое дети посвящают приятным для себя занятиям, увлечениям. Поэтому роль сельских библиотек, представляющих собой социальный институт, располагающий ресурсами для создания оптимальных условий полезного досуга детей, особенно велика.
Организация пространства в библиотеке — один из факторов ее привлекательности для детей и подростков. В этом пространстве создаются зоны для чтения и общения, уголки для творчества, специальные места для демонстрации рисунков и поделок, для игры в настольные, компьютерные, развивающие игры и т. д.
На привлечение детей и подростков в библиотеку работают и разнообразные наглядные формы: книжно-иллюстративные выставки, стенды, стенгазеты, настенные игры, библиотечный квилт и т. д.
Клубы и кружки по интересам помогают детям проводить свободное время с пользой, дают возможность раскрыть и развить свои способности, проявить себя как личность: клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные и дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию и т. д.
Большую роль в организации досуга играют уличные формы работы. Проведение досуговых мероприятий вне стен библиотеки — важная часть ее работы, особенно летом. Для работы на улице библиотеки используют такие форматы, как читальный зал под открытым небом, летний библиотечный дворик, флешмобы, читательские ралли, экскурсии на природу, книжный экспресс, квест-игра, библиотечный бульвар и др.
Таким образом, сельская библиотека все чаще становится местом для проведения свободного времени читателей и является востребованной как многопрофильный центр досуга детей.
Деятельность Рогозецкой сельской библиотеки-филиала № 11 МКУК «Тимская МБ»
Внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности и создание условий для раскрытия творческих способностей детей являются приоритетами в деятельности Рогозецкой сельской библиотеки-филиала № 11 «Тимская межпоселенческая библиотека».
С целью популяризации творчества русского писателя среди подростков в Рогозецкой сельской библиотеке в рамках Единого дня писателя был проведен литературный час
Орлова Лилиана Анатольевна
«Лесков — странник с русской душой». Для посетителей сотрудник библиотеки прочитала отрывок из произведения «Левша» и провела обзор книжной выставки «Странник с русской душой». Приобщению к классической литературе способствовал проведенный в библиотеке поэтический литературный час «Уноси мое сердце в звенящую даль», посвященный А. Фету. Пользователям был предложен рекомендательный список стихов А. Фета «Советуем прочитать», оформлена книжная выставка «Уноси мое сердце в звенящую даль».
Формированию экологических знаний способствовало литературно-экологическое путешествие «Землю можно сделать раем» ко Дню заповедников и национальных парков. Ребята подготовили информационный проект о Центрально-Черноземном заповеднике им В. В. Алехина, активно участвовали в викторине и конкурсах: «Экологический светофор», «Угадай по описанию», «Сбереги природу», смотрели видеоролики «К природе с любовью» и «Прости, Земля!».
В День снятия блокады города Ленинграда в библиотеке прошел час памяти «Город великого мужества» в рамках Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб».
Сельская библиотека в организации досуга детей уделяет особое внимание духовному воспитанию. С этой целью был проведен час духовности «Живое слово мудрости духовной» для обучающихся 5-6-х классов, посвященный Дню православной книги.
Краеведческому направлению в организации досуга детей библиотека уделяет особое внимание. В текущем году в библиотеке состоялась презентация книги для детей «Весёлые строки» местной поэтессы Н. Т. Шаповаленко. На праздник пришли обучающиеся 2-го класса. Дети читали стихи автора, а видеопрезентация наглядно познакомила их с новой книгой. Литературные герои Лиса Алиса и Кот Базилио пригласили ребят поучаствовать в сказочных викторинах и лотерее, за что ребята получали призы от виновницы торжества.
Организация летнего досуга и отдыха детей и подростков — традиционное направление деятельности сельской библиотеки. Летнее чтение активизирует у ребят интерес к книге, приобщает к культуре чтения и в какой-то мере решает проблемы занятости детей и подростков в дни каникул. С этой целью оформлены летние книжные выставки, такие как «С книгой летом не расставайся», «Нескучное чтение», «По книжным тропинкам лета».
Проведены следующие мероприятия: акция «Ромашковая поляна пожеланий», библиотечный квест «Охота на книгу», виртуальное путешествие по книжным новинкам «Солнечные встречи с книгой», игра-поиск «Литературные раскопки», час хорошей литературы «Корзинка радости». Правильно
организовать летний досуг детей помогут разработанные библиотекой методические рекомендации «Библиотечное лето».
С целью организации познавательного досуга проведена литературная игра «Чудо-сказки Корнея Чуковского». Присутствующие узнали о жизни и творчестве К. И. Чуковского и познакомились с историей создания некоторых произведений. Ребята попытались вспомнить все сказки дедушки Корнея Чуковского, разгадывали веселые остроумные загадки, которые сочинил Чуковский. К мероприятию оформлена книжная выставка «Добрый сказочник Чуковский» и электронная презентация «В стране детства. К. И. Чуковский». Привлек внимание читателей красочно оформленный рекомендательный список литературы «В гостях у дедушки Корнея».
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. В честь праздника в библиотеке для читателей младших классов проходит литературная викторина «Это диво, так уж диво...». Ребята принимают участие в занимательных конкурсах: «Знаток сказок А. С. Пушкина», «Назови сказку по словам». Виртуальная выставка «Сказки Александра Сергеевича Пушкина», показала, что ребята смогли рассказать, чему же учат сказки великого писателя.
Большую роль в организации досуга детей играют клубы по интересам. В Рогозецкой библиотеке с 2000 года по настоящее время для детей младшего школьного возраста работает клуб «Затейник». Это полноценный и полезный досуг — конкурсы, викторины, игры, фольклорные праздники, встреча с любимыми героями книг, общение со сверстниками, рисование по мотивам народной живописи, изготовление поделок своими руками из бумаги, пластилина, глины, природного материала. Заседания проходят ежемесячно и самые разнообразные: зимние посиделки «Раз в крещенский вечерок», фольклорный праздник «Широкая масленица», «Весенний праздник для милых мам», экологический урок «Земля — планета людей», в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ, например, был проведен урок мужества «Дети-герои» и др.
Изучение читательских практик учеников сельской библиотеки
С целью выявления читательских интересов подростков и проведения досуга сельской библиотеки студентами колледжа проведено социологическое исследование в форме анкетирования. В нем приняли участие читатели-подростки: 20 респондентов среднего школьного возраста.
Как показал анализ результатов анкетирования, читатели библиотеки относятся к учебе положительно, с интересом. Так, на вопрос «Я учусь, потому что...» были получены следующие ответы:
Орлова Лилиана Анатольевна
мне интересно — 78 %; этого требуют мои родители — 12 %; нужно для поступления в ВУЗ — 5 %; пригодится в жизни — 3 %; учиться необходимо — 2 %;
Анализируя ответы на вопрос «Я хожу на занятия, потому ...», были получены следующие результаты: на занятиях имею возможность общаться с друзьями — 47 %; там интересно — 26 %; весело — 14 %;
люблю свой коллектив — 7 %; нравятся педагоги — 6 %; ответ «близко от дома» не выбрал никто.
Вызвали интерес ответы на вопрос «Что мешает хорошо выполнять домашние задания?»:
• лень, телефон, телевизор, друзья, музыка — 28 %;
• усталость — 14 %;
• неинтересность заданий — 18 %;
• все равно не спросят — 5 %;
• оторванность предметов от жизни — 4 %;
• запущенность материала — 2 %;
• несправедливость в оценке знаний — 2 %;
• слабое здоровье — 2 %;
• плохие учебники — 1 %;
• чтение художественной литературы — 1 %.
Как показало исследование, чтению подростки уделяют недостаточно времени. На вопрос «Сколько времени ежедневно уходит на чтение книг?» респонденты ответили следующим образом:
• 2-3 часа — 23 %;
• 1-2 часа — 12 %;
• 30-60 минут — 16 %;
• 10-30 минут — 49 %.
На вопрос «Что вам больше всего нравится делать в свободное время?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. По результатам анализа анкет выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей и подростков стоит общение с друзьями (44 %), на втором — прослушивание музыкальных записей (19 %), компьютерные игры на третьем месте (15%); чтение книг оказалось на четвертом месте (12 %) и 10 % проводят свое свободное время у экранов телевизоров.
Таким образом, анализ ответов данного исследования показал, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, учебе, школьники осознают важность и нужность чтения. Интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются репертуар, мотивы чтения, предпочитаемые произведения.
Заключение
Основная задача библиотеки — продолжать делать все возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге и чтению с помощью применения различных форм библиотечной работы.
Сельская библиотека может быть востребована как интеллектуальная среда, с успехом заполняющая досуг детей и подростков. Книга, являясь источником знаний, духовного и нравственного опыта, способна стать средством общения, взаимопонимания, социализации и культурного развития детей и подростков.
Как показал изученный опыт, в последние годы сельские библиотеки превратились в многофункциональные досуговые центры. Перспективной представляется работа, направленная на популяризацию библиотек, развернутая в интернет-пространстве. Библиотека не будет востребована подростками и молодежью в случае отсутствия информации о ней, размещенной на сайте, в блогах, в соцсетях. Размещение буктрейлеров, виртуальных книжных выставок, анонсов и видеоотчетов также стимулирует интерес детей и подростков к библиотеке, ее ресурсам и услугам.
В качестве рекомендаций сельским библиотекам по улучшению организации досуговой деятельности детей можно предложить:
• поддерживать тесное сотрудничество с семьями, вовлекать в проведение мероприятий;
• активнее внедрять проектную деятельность в организацию досуга читателей детского возраста.
Кроме того, будучи максимально приближенной к населению, библиотека является центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и духовному возрождению села. В сложившейся ситуации роль сельских библиотек в системе библиотечного обслуживания детей особенно велика. Сегодня современная сельская библиотека — это не только центр информации и образования, но и центр досуга и полезного времяпрепровождения читателей. 1Ш