Научная статья на тему 'Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования'

Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2110
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПОЭЗИЯ / КРИТЕРИИ ОТБОРА МАТЕРИАЛА / ПОЭТИКА / ПРОБЛЕМАТИКА / ХРОНОТОП / ТОПОС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ловчинский Никита Андреевич

В статье на материале творчества современных русских постмодернистских авторов рассматриваются критерии, по которым текст того или иного автора может быть отнесен к современной русской постмодернистской поэзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43 (181). Филология. Искусствоведение. Вып. 39. С. 95-97.

Н. А. Ловчинский

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПОЭЗИЯ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА МАТЕРИАЛА ДЛЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье на материале творчества современных русских постмодернистских авторов рассматриваются критерии, по которым текст того или иного автора может быть отнесен к современной русской постмодернистской поэзии.

Ключевые слова: современная русская постмодернистская поэзия, критерии отбора материала, поэтика, проблематика, хронотоп, топос.

Вопрос критериев отбора материала для научного исследования - один из важнейших вопросов. В современном литературном процессе, особенно в вопросе изучения современной русской постмодернистской поэзии, он приобретает особенную актуальность. Что являет собой постмодернизм на современной стадии развития? Причислять ли к современной русской постмодернистской поэзии тексты, написанные в Чехии, США или на Украине? Каждое ли стихотворение, написанное русскоязычными авторами в последние годы, автоматически становится постмодернистским? По каким критериям можно называть творчество того или иного современного поэта постмодернистским? Вопросов много, и все они правомерны.

Наблюдения и суждения, изложенные в нашей статье, безусловно, не могут исчерпывать все поставленные вопросы, тем более претендовать на универсальность, ведь русская современная постмодернистская поэзия (как и научные данные о ней) находятся в стадии непрерывного становления и развития. Тем не менее, мы постарались изложить в нашей публикации наиболее точные (простые), объективные и удобные в использовании (прикладные) критерии, по которым текст того или иного современного автора может быть причислен к современной русской постмодернистской поэзии. В наших выводах мы будем опираться не только на многолетний опыт наших собственных наблюдений (так как эта статья является неким итогом всей диссертационной работы и ее апробации), но и на наблюдения видных ученых-литературоведов.

Прежде всего, следует оговорить вопрос о современном состоянии постмодернизма как культурного явления. Сегодня в литературной критике довольно часто можно встретить

суждения, что постмодернизм себя исчерпал или и вовсе завершился. На наш взгляд, постмодернизм как крупнейший культурный феномен и литературное течение в частности имеет все права на существование до тех пор. пока не изжили себя основополагающие реалии современной постиндустриальной эпохи, составившие его базис: развитие новейших электронных технологий (в том числе виртуальной реальности); осознание невозможности описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности; плюрализм взглядов, мнений и норм (порождающих эпистемологическую неуверенность); использование специфического «стиля письма», характерными чертами которого являются смешение жанров, отсутствие заданной структуры, фрагментарность, децентрированность, цитатность, кон-текстуальность, многогранность, ирония (или пастиш). Примерами использования данного специфического стиля письма изобилуют как тексты «классиков» отечественного постмодернизма (Т. Кибирова, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Е. Шварц и др.), так и ставшие предметом нашего исследования тексты современных русских постмодернистских поэтов - Алексея Алехина, Полины Барсковой, Ильи Кригера, Виктора Степного, Виктора 1вашва, Дмитрия Григорьева. Таким образом, постмодернизм отражает технотронный характер современности, стремится осмыслить и воплотить его в своих категориях и, по сути, представляет не что иное, как мировоззрение информационного общества.

Движемся далее. Творцами русской поэзии признаются те, кто пишет на русском языке вне зависимости от места жительства и национальности. Это положение получило

негласное одобрение в ведущих литературнокритических журналах страны. К примеру, Полина Барскова пишет по-русски и исключительно для русского читателя в США; многие тексты Алексея Алехина были созданы за пределами России - в Китае, Индии, Франции и т. д.

Основные признаки современной русской постмодернистской поэзии, на наш взгляд, можно выделить с опорой на классическую таблицу И. Хасана [9. С. 67]. Из выделенных И. Хассаном отличительных черт постмодернизма как литературного направления нас (как исследователей современной русской постмодернистской поэзии) в большей степени заинтересуют следующие: открытая разомкнутая антиформа, случай, анархия, исчерпывание/молчание, деконструкция/антисинтез, отсутствие, текст/интертекст, означающее, идиолект, мутант, неопределенность, имманентное. Учитывая рамки статьи, прокомментируем лишь некоторые из них.

«Открытая разомкнутая антиформа». Подавляющее большинство современных русских постмодернистских поэтов пишет стихи, сознательно не задумываясь (не заботясь) об их форме. « <...>идеологический импульс либерализации 60-х годов перешел в литературе русского постмодернизма в область формотворчества: максимальная раскрепощенность, внутренняя свобода воплощаются здесь в самой поэтике художественного текста» [5. С. 108]. Рифма и ритм отсутствуют (или наоборот, появляются внезапно в самых неожиданных местах); строчки (равно как и строфы или некое подобие их) могут состоять как из одной буквы, одного слога и одного слова, так и из множества слов. Примеров данному положению множество, достаточно будет привести одно стихотворение Ильи Кригера «Бессонница»:

смятая постель лоскутки сна крылья белый потолок поднимаюсь на стену выше и выше

о не ждал вас здесь [4].

Открытую разомкнутую антиформу, на наш взгляд, можно легко соотнести с со схожими чертами постмодернистской стилистики: анархией, деконструкцией/антисинтезом, мутацией, неопределенностью.

«Случай». Большинство современных русских постмодернистских поэтов творят под влиянием стихийного эмоционального

импульса, не стремясь фильтровать тексты, дорабатывать их, рефлексировать над ними. «По убеждению Лиотара, художник или писатель <...> создает творение, не управляемое никакими предустановленными правилами. Эти правила создаются вместе с творением и таким образом каждое произведение становится событием» [2]. Творцы современной русской постмодернистской поэзии придерживаются подобной установки сознательно. Из выступления И. Кригера: «Материалом для стихотворения может стать что угодно: цитата, случайно подслушанная фраза, сновидение, мысль, выхваченная наугад из потока сознания. Сознание автора похоже на фильтр, сито восприятия, отсеивающее из окружающего и внутреннего мира детали для стихотворения. Все имеет смысл» [3].

«Текст/интертекст». Данная отличительная черта современной русской постмодернистской поэзии имеет сходные названия - гипертекст, метатекст. «Среди характеристик постмодернистской философии следует назвать также принцип интертекстуалъности, состоящий в утверждении, что каждый отдельный текст всегда существует как интертекст, включающий в себя на различных уровнях все остальные тексты. Ему практически тождествен принцип эхокамеры, согласно которому каждый текст является в определенной степени отражением и отзвуком всех других текстов» [6]. Так, основу хронотопа подавляющего большинства текстов А. Алехина, П. Барсковой, И. Кригера, В. 1вашва, В. Степного, Д. Григорьева составляют одни и те же топосы города, дома, двери как реализации классического топоса «порога»; пустоты; сна; края земли, периферии, берега; поезда и железной дороги, обладающие идентичной семантической наполненностью.

Творцы современной русской постмодернистской поэзии (равно как и ее исследователи) называют литературные произведения «текстами», вслед за Р. Бартом подчеркивая существенную разность между понятиями ‘текст’ и ‘произведение’. И это немаловажный факт. «Текст - не застывшая сущность, а диалог между автором, читателем и культурным контекстом» [8. С. 336]. В этой связи своего рода текст/интертекст как отличительная черта современной русской постмодернистской поэзии схожа с игрой, сознательным игровым началом в литературе постмодернизма. Из интервью с Полиной Барсковой: «Недавно

вот мне сообщили, что я живу в Праге... Хорошо бы, но живу я в Окленде, нищем пригороде Беркли, где раздолье таким же беглецам неизвестно от чего, как я. Живу себе тут, а мои стихи куда-то там пробираются и что-то там делают, во что-то там играют. Пусть их...» [1].

«Имманентное». Творчество Алексея Алехина, Дмитрия Григорьева, Полины Бар-сковой, Виктора Степного, Виктора 1вашва, Ильи Кригера - творчество гиперэкзистен-циальное, полное конфликтов внутренних, а не внешних. Человек и его место в пространстве, роль в мироздании, смысл бытия (реалий бытия) и его грани - вот ключевые темы современной русской постмодернистской поэзии. Конфликты политические, социальные, семейные в современной русской постмодернистской поэзии утратили свою актуальность: лирический герой остается один на один с вещами, природой, космосом, временем жизни и смерти. На гиперэкзистенциаль-ность современной русской постмодернистской поэзии указывает в одном из своих интервью и Виталий Пуханов, поэт, с 2003 года ответственный секретарь литературной премии «Дебют»: «Попытка понять мир, где ты родился и живешь, обнаружить себя в нем -основная мотивация творчества» [7]. И далее: «Кроме поэзии, как мне кажется, больше некому примирить человека с ужасом бытия, с тайной смерти, с неизбежным уничтожением всего любимого и дорогого» [7].

Авторов, которых на основании выше перечисленных признаков по И. Хассану можно причислить к постмодернистским поэтам, в современной русской литературе довольно много. Для исследования мы выбрали всего лишь шестерых - Алексея Алехина, Дмитрия Григорьева, Полину Барскову, Виктора 1вашва, Виктора Степного, Илью Кригера. Критериями для отбора послужили следующие важные факты: 1) включенность исследуемых авторов в современный литературный процесс, широкая известность, отрефлексированность их творчества (упоминание в критических статьях, наличие литературных премий и солидного количества печатных изданий творчества); 2) наличие текстов данных авторов в таких главных для нашей страны и современного литературного процесса интернет-ресурсах, как «Вавилон», «Журнальный зал», «Футурум Арт», «Молодая русская литература»; 3) наличие специ-

ального образования и профессиональной подготовки. Таким образом, данные критерии отбора материала позволяют отобрать для исследования творчество лишь тех авторов, которые составляют основу мейнстрима современной русской постмодернистской поэзии.

Таким образом, к современной русской постмодернистской поэзии можно отнести тексты, созданные на русском языке вне зависимости от места проживания автора, обладающие открытой разомкнутой антиформой, созданные под влиянием «случайного» импульса, образующие единый гипертекст современной русской постмодернистской поэзии, обладающие ярко выраженной гипе-рэкзистенциальной проблематикой.

Список литературы

1. Барскова, П. От бродскизма к работорговле. иЯЬ : www.gondola.zamok.net.

2. Дианова, В. М. Постмодернизм как феномен культуры. иЯЪ : www.gumer.info.

3. Кригер, И. Из выступления на заключительном семинаре премии «Дебют» (2003). иЯЬ : www.litkarta.ru.

4. Кригер, И. Бессонница. ИКЬ : www. vavilon.ru.

5. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм : Очерки исторической поэтики : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. 317 с.

6. Полозова, И. В. Метафоры в философии постмодернизма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. № 2. С. 13-29.

7. Пуханов, В. Разговоры с Андреем Пермяковым : Виталий Пуханов, Алексей Алехин. иЯЬ : www.magazines.russ.ru.

8. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века. М. : Аграф, 1997. 384 с.

9. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература : учеб. пособие. 4-е изд., испр. М. : Флинта : Наука, 2002. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.