G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-146-153 NIION: 2018-0076-8/22-903 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1101
УДК 130.2
ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail. com
ЗАРУБИНА Елена Васильевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: [email protected]
РУЧКИН Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
ЧУПИНА Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ РУСОФОБИЯ: МЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
Аннотация. В статье рассмотрены многообразные проявления русофобии на коллективном Западе после начала специальной военной операции России на Украине 24 февраля 2022 г. Предметом следования авторов являются особенности менталитета политического истеблишмента и населения стран Западной Европы и США, которые привели к возникновению русофобии со времени формирования российской государственности.
Авторы используют широкую линейку методов социально-гуманитарного познания: системный подход, наблюдение, анализ литературы, в т.ч. исторических источников и современных СМИ, сравнительно-исторический и гипотетико-дедуктивный методы. Ключевым для проведенного исследования стали идеи К.Г. Юнга о коллективном бессознательном и его матрицах - архетипах.
Русофобия определяется в статье как резко негативное отношение к русскому этносу, государственности, истории, культуре, к любому элементу Русского мира, которое исторически сложилось в странах коллективного Запада и сегодня используется как инструмент западной пропаганды и информационной войны против нашей страны. При этом, авторы выделяют обыденный и теоретический уровни русофобии в коллективном сознании Запада, подчеркивают, что сегодня русофобия стала идеологией Запада и его оружием в гибридной войне против нашей страны.
В качестве ментальных источников русофобии в коллективном сознании Запада выделяются и анализируются колониальное мышление, которое формируется вместе с государственностью в странах Западной Европы и США, а также ксенофобия как комплекс негативных представлений, установок и поведенческих практик по отношению к чужим, отличным от европейской культуры и европейского социума явлениям.
Русофобия стала продолжением и частью этнической и религиозной ксенофобии, ко-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
торой пропитался европейский менталитет. Русофобия сформировалась вместе с европейской цивилизацией как существенная и неотъемлемая часть коллективного самосознания европейцев. Отправной точкой в формировании русофобии было противопоставление Древнего мира и Византии.
В заключение рассмотрены меры противодействия русофобии как архетипов коллективного бессознательного в коллективном сознании Запада и как идеологии.
Ключевые слова/ история, ментальность, Запад, Россия, колониальное мышление, ксенофобия, русофобия, коллективное бессознательное, архетипы, противодействие русофобии, общенациональная идеология, патриотизм.
ZHURAVLEVA Lyudmila A.,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
ZARUBINA Elena V.,
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University
RUCHKIN Alexey V.,
Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy
of the Ural State Agrarian University
SIMACHKOVA Natalia N,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management
and Economic Theory of the Ural State Agrarian University
CHUPINA Irina P.,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy
of the Ural State Agrarian University
MODERN RUSSOPHOBIA: MENTAL ORIGINS
Annotation. The article examines the diverse manifestations of Russophobia in the collective West after the start of Russia's special military operation in Ukraine on February 24, 2022. The subject of the authors' research is the peculiarities of the mentality of the political establishment and the population of Western Europe and the United States, which have led to the emergence of Russophobia since the formation of Russian statehood.
The authors use a wide range of methods of social and humanitarian cognition: a systematic approach, observation, analysis of literature, including historical sources and modern media, comparative-historical and hypothetical-deductive methods. The key to the research was the ideas of C. G. Jung about the collective unconscious and its matrices - archetypes.
Russian Phobia is defined in the article as a sharply negative attitude towards the Russian ethnic group, statehood, history, culture, to any element of the Russian world that has historically developed in the countries of the collective West and is used today.
Key words: history, mentality, West, Russia, colonial thinking, xenophobia, Russophobia, collective unconscious, archetypes, countering Russophobia, national ideology, patriotism.
После начала специальной военной операции России на Украине 24 февраля 2022 г. на нашу страну обрушился ошеломляющий шквал русофобии со стороны стран Запада. Сегодня, через полгода после начала специальной военной операции, этот
шквал ненависти ко всему русскому только нарастает и напоминает уже девятый вал. Проявления русофобии масштабны, разнообразны и беспрецедентны.
Первым проявлением русофобии сразу после начала боевых действий на Украине стал
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
вандализм. Нападениям подверглись десятки зданий, памятников, сооружений и других объектов, связанных с Россией, сначала в странах Восточной, а затем и Западной Европы. Так, в Латвии неустановленные лица облили красной краской памятник солдатам Советской Армии, которые освободили Ригу от немецких войск. В Болгарии «раскрасили» памятник советскому воину-освободителю в Пловдиве - 11-метрового «Алешу» [9]. В Польше не отдельные люди, а целый Институт национальной памяти занялся ликвидацией оставшихся в стране советских мемориалов.
Досталось и мемориальному комплексу советским воинам-освободителям в берлинском Трептов-парке - самому известному памятнику советским воинам-освободителям в Европе. По сообщению сотрудников посольства России в ФРГ, все скульптуры мемориального комплекса облили красной краской, на барельефе с изображением советских солдат, несущих погибшего товарища, на английском языке написали «фашисты» и иные надписи русофобского содержания, в т.ч. призывающие к убийству русских людей [9].
В тех странах Западной Европы, где нет советских мемориалов, объектами актов вандализма стали дома русской культуры, магазины с российскими товарами, здания Русской Православной Церкви. Так, в Италии на стене православного храма появилась свастика, нападению вандалов также подвергся один из приходов в Страсбурге.
Вторым массовым проявлением русофобии в Европе стала агрессия по отношению к русским людям. Жертвами русофобской агрессии чаще всего становятся наименее защищенные слои населения — дети и женщины. Русские дети подвергаются травле в европейских школах, студентов из России отчисляют из европейских университетов, выходцы из России в первую очередь теряют работу на многих предприятиях, например, Германии или Франции. Дошло до того, что европейские врачи отказываются лечить тяжелых больных и инвалидов из России, в т.ч. детей.
Третьим, граничащим с безумием, проявлением русофобии в странах Запада являются попытки отмены российской культуры. Прекращены контракты со всемирно известным дирижером В. Гергиевым, пианистом Д. Мацуевым, были попытки запретить исполнение музыки П. Чайковского в ведущих оперных театрах Европы, например, в Вене или Милане; русских спортсменов исключили из мирового футбола и отстранили от участия в Олимпиаде. Доходит и до курьезов: Лондонская национальная галерея переименовала картину замечательного художника-импрессиониста Эдгара Дега «Русские танцовщицы» в «Украинские танцовщицы», а балет П.И. Чайков-
ского «Лебединое озеро» на афишах ряда европейских театров представлен как украинский.
Не отстает от западных кураторов и правительство В. Зеленского на Украине. Со здания Киевского университета сорвали мемориальную табличку М. Булгакова, который учился в 1-й гимназии, которая ранее располагалась в здании университета. По всей Украине сносят памятники А.С. Пушкину, поднимается вопрос о закрытии музея М. Булгакова в Киеве, из школьной программы по литературе исключены абсолютно все русские писатели и поэты, а также запрещено преподавание русского языка. Если в российских школах с начала учебного года проводятся уроки-беседы о важном, то в украинских школах ввели пятиминутки ненависти к России и русским.
Такой разгул проявлений русофобии, накал ненависти ко всему русскому в странах Запада показывает, что русофобия не является случайным сиюминутным явлениям, она родилась не вчера и имеет глубокие социальные, культурные и мировоззренческие корни.
Многие исследователи сходятся в том, что русофобия представляет собой резко негативное отношение к русскому этносу, государственности, истории, культуре, к любому элементу Русского мира, которое исторически сложилось в странах коллективного Запада и сегодня используется как инструмент западной пропаганды и гибридной войны против нашей страны. Н.П. Монина выделяет в идеологии русофобии следующие элементы: политический, который заключается в противоборстве двух геополитических систем - российской и западноевропейской; исторический, который рассматривается как непримиримый конфликт двух цивилизаций: России и Запада, а также духовный, который состоит в противоборстве нравственных и религиозных ценностей [6, с. 15].
Впервые понятие «русофобия» использовал Ф.И. Тютчев, который был не только замечательным поэтом, но и глубоким философом. Ф.И. Тютчев называл русофобами некоторую часть либеральной русской интеллигенции. Приведем довольно длинный отрывок из письма поэта дочери Анне от 20 сентября 1867 г., в котором он впервые использует это понятие: «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей — кстати, весьма почитаемых.Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею в виду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться» [12, с. 306]. Обратим внимание на то, что Ф.И. Тютчев выделяет не внешнюю, но внутреннюю русофобию, присущую некоторой части российского общества. Важным также является то, что поэт указывает не на рациональный, а иррациональный характер русофобских представлений, называя русофобию «инстинктом».
Вопросы русофобии как ненависти ко всему русскому и самим русским со стороны западноевропейцев рассматривали такие русские философы, как К.Т. Аксаков, Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Н.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, А.С. Хомяков и др. Наиболее полно русофобию как феномен европейского сознания исследовал во второй половине XIX в. выдающийся и недооцененный по сей день отечественный философ Н.Я. Данилевский.
В своей работе «Россия и Европа» (1869 г.) Н.Я. Данилевский рассматривал историю как процесс противоречивого взаимодействия отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов. К числу таких культурно-исторических типов он относил европейский (романо-германский) и славянский. Средоточием славянского культурно-исторического типа является Россия. Н.Я. Данилевский подчеркивал, что российская цивилизация никогда не была частью Европы в силу своей самобытности, сильной государственности и умения отстаивать свои интересы. Более того, Россия с ее огромными территориями препятствует экспансии европейской цивилизации на Восток. Поэтому-то у европейцев сформировалось устойчивое отношение к России и русским как к чему-то чуждому и враждебному. Н.Я. Данилевский не использовал термин «русофобия», но он глубоко проанализировал негативное отношение Европы к России, считая такое отношение «историческим инстинктом», глубоко укорененном в сознании европейцев: «Это-то бессознательное чувство, этот-то исторический инстинкт и заставляет Европу не любить Россию. Куда девается тут беспристрастие взгляда, - которым не обделена, однако же, и Европа, и особливо Германия, - когда дело идет о чуждых народностях? Все самобытно русское и славянское кажется ей достойным презрения, и искоренение его составляет священней-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
шую обязанность и истинную задачу цивилиза-ции...Русский в глазах их может претендовать на достоинство человека только тогда, когда потерял уже свой национальный облик» [2, с. 68].
Вопросы русофобии рассматривают и современные отечественные исследователи: Г. Бовт, С. Валентинов, А.Н. Ильин, С.Г. Кара-Мурза, Н.П. Монина, О. Неменский, И.Р. Шафаревич и ряд др. С.Г. Кара-Мурза, в частности, подчеркивает, что русофобия прочно укоренена в европейском сознании и имеет многовековую историю: «Это большая идеологическая концепция, составная часть евроцентризма - лежащей в основе западного мировоззрения доктрины, согласно которой в мире имеется одна цивилизация - Запад (не в географическом, а в культурном смысле)» [5, с. 6].
Русофобия как феномен европейского сознания, безусловно, нуждается в дальнейшем системном изучении.
В рамках статьи кратко остановимся на двух основных особенностях менталитета коллективного Запада, которые много веков назад привели к возникновению русофобии.
Первым и самым важным мировоззренческим источником русофобии в коллективном сознании Запада является колониальное мышление. Колониальное мышление возникло вместе с образованием государств в Европе и США, и сегодня, по меткому выражению С.В. Лаврова в интервью RTArabic, «колониальные повадки никуда не исчезли». Колониальность - нерв и стержень западного менталитета, сегодня она принимает разнообразные и причудливые формы.
Как известно, первые европейские государства возникли в Европе после захвата Римской империи в 476 г. на ее развалинах. Европейцы при этом многое переняли у побежденных римлян. Помимо римского права, форм государственного управления, военного искусства и др., европейцы в раннем средневековье унаследовали и колониальное мышление римлян. Грабеж завоеванных городов и колоний для такого мышления является нормой.«Ожидание добычи определяло отношение римского общества к войне. Знать мыслила в категориях скорее грабежа и захвата, чем производства, и военный успех считался наиболее достойным источником нового богатства. Рядовые участники войны видели в ней средство улучшить свое материальное положение или поправить его. Была разработана система организованного грабежа захваченных городов» [3, с. 453]. Европейский менталитет с самого начала формировался как грабительский и захватнический.
США были образованы 4 июля 1776 г. в результате подписания «Декларации независимости», автором которой был Т. Джефферсон. Этому историческому событию предшествовали десяти-
летия колонизации территории Северной Америки англичанами, немцами, голландцами, французами, испанцами и португальцами. Примечательно, что большинство европейских колонизаторов в своих странах принадлежали к низшим слоям общества и деклассированным элементам, были изгоями. Так, Виргиния, первая колония на территории США, была создана в 1607 г. английским пиратом Уолтером Рэли.
Колонизация сопровождалась истреблением индейских племен -коренного населения территории современных США. ««Хороший индеец — мертвый индеец» — этот людоедский афоризм генерала Шеридана стал лозунгом американской армии, «освобождавшей» дикий Запад от коренных обитателей. Беспощадный геноцид и нарушение всех мирных договоров, массовые убийства и скальпирование женщин и детей — нет такого преступления, которое не совершили бы американские «цивилизаторы»» [11, с. 123]. Описаны случаи заражения целых племен индейцев натуральной оспой через передачу им колонизаторами одеял с вирусами этого страшного заболевания.
Кратко выделим основные особенности колониального мышления. Колониальное мышление определим как комплекс идей, представлений и установок о биологической, социальной и культурной неполноценности народов завоеванных стран, ресурсы и труд которых используется для обогащения колонизаторов. Поэтому основная особенность колониального мышления - идеи и установки об изначальном превосходстве европейцев перед жителями неевропейских стран и континентов. Люди не могут быть равными ни в биологическом, ни в социокультурном смыслах. Колониальное мышление противопоставляет людей по принципу господства и рабства.
Отношения господства и рабства глубоко раскрыл Г.В.Ф. Гегель в «Феноменологии духа». В гл. 4 этой работы, которая называется «Самосознание», он показывает, что самосознание европейцев, их культурный код формируются именно через отношения господства и рабства. «Господин относится в рабу через посредство самостоятельного бытия, ибо оно-то и держит раба; это - его цепь, от которой он не мог абстрагироваться в борьбе, и потому оказалось, что он, будучи несамостоятельным, имеет свою самостоятельность в вещности. Между тем господин властвует над этим бытием, ибо он доказал в борьбе, что оно имеет для него значение только в качестве некоторого негативного; так как он властвует над этим бытием, а это бытие властвует над другим, [над рабом], то вследствие этого он подчиняет себе этого другого» [1, с. 49].
По логике господства и рабства европейские метрополии (господа) управляют колониями (рабами, слугами), которые лишены собственной воли и интересов. Раб бесправен, цель его жизни - обслуживать господина, отдавать ему свое время, силы, ресурсы своей страны. Господин определяет качество жизни раба, не считается с интересами раба, потому что является исключительным, превосходит раба во всем, на его стороне сила и власть, оружие и закон. Положение раба есть результат его слабости, слабые же не заслуживают ни свободы, ни самой жизни. Поэтому слабые рабы должны подчиняться сильному господину и, если надо, принять смерть от его руки. Господин превосходит раба во всем, его превосходство абсолютно и распространяется на все сферы жизни. Наука, нравственность, политика, религия западных метрополий имеют гораздо большую ценность, чем стран, подвергнутых колонизации.
Колониальное мышление с его центральной идеей превосходства Запада и его ценностей расцвело в период капитализма. Вместе с буржуазными отношениями в Европе на рубеже XVI - XVII вв. формируется колониальная система, охватившая практически весь мир. Первыми колонистами были испанцы и португальцы, еще в XVI в. поработившие огромные территории в Южной и Центральной Америке. Так, Великобритания имела колонии на Британских островах, в Северной Америке, Африке, на Ближнем Востоке, в Индии, Юго-Восточной Азии, а также в Австралии и Океании. В период с 1765 по 1938 г. Великобритания вывезла из Индии материальных ценностей примерно на 45 трлн долл. [13]. Экономическое и культурное процветание метрополий строилось на безжалостном грабеже колоний, на нищете, голоде, реках крови и бесправии жителей колоний. При этом колониальные замашки искусно маскируются идеями отстаивания интересов демократии, прав и свобод граждан, толерантности и т.п.
После Второй мировой войны усилился распад мировой колониальной системы. Основная часть колоний получили свою независимость к началу 60-х годов XX в. Однако до сих пор в мире существует 50 колоний, причем наиболее крупной метрополией является Великобритания. При этом в условиях отсутствия других колоний США в настоящее время активно превращают в колонию страны Евросоюза.
Но колониальное мышление никуда не исчезло, поскольку им прошит культурный код и национальное самосознание политической элиты и населения стран Западной Европы и США.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
Именно сознание собственной исключительности и собственного превосходства мешает европейцам и американцам понять перемены, стремительно происходящие в современном мире. В условиях заката однополярного мира и перехода к многополярности политические лидеры стран Западной Европы и США продолжают считать себя гегемонами и позволяют себе указывать линию поведения лидерам Китая, Индии, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран. Сознание собственной исключительности и собственного превосходства помешало западным политикам увидеть, как изменилась Россия и ее Вооруженные Силы по сравнению с 90-ми годами XX в., просчитать последствия санкций, введенных после 24 февраля 2022 г. против России странами коллективного Запада, которые ударили по Западной Европе больше, чем по нашей стране.
Вторым ментальным истоком современной русофобии является ксенофобия, также глубоко укоренившаяся в сознании коллективного Запада.
Ксенофобия (от греч. хenos - чужой, посторонний, и phobos - страх) представляет собой комплекс негативных представлений, установок и поведенческих практик по отношению к чужому, к отличным от своей культуры явлениям. Объекты ксенофобии могут быть самыми разными, но чаще всего ксенофобия формируется и проявляется у какой-либо социальной группы по этническому или конфессиональному (религиозному) признаку.
Феномен ксенофобии исследован отечественными и зарубежными учеными недостаточно. Исследователи подчеркивают бессознательную природу ксенофобских представлений, связанных с инстинктом самосохранения и указывают, что ксенофобия, как правило, присуща тем социальным группам, положение которых неустойчиво, которые ощущают угрозу своей социальной идентичности, своему существованию, боятся подчинения и поглощения чуждыми и более сильными группами [7, с. 22]. Поэтому ксенофобские настроения и поведенческие практики особенно сильно проявляются в эпохи кризисов, масштабных войн, в периоды формирования и распада огромных империй. Подчеркнем, что правящие социальные слои надстраивают над ксенофобскими настроениями идеологию ксенофобии в своих интересах.
Европейская ксенофобия как феномен коллективного сознания и как идеология сложилась в период формирования западноевропейских государств. Королевства, княжества, отдельные крупные феодалы боролись за власть, дух насилия и неприятия иного был силен в Европе уже в ранее средневековье. Ведущую роль в том, что ксенофобия прочно вошла в европейский менталитет,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
сыграли католическая церковь и институт папства - организаторы и вдохновители крестовых походов.
История крестовых походов, их роль в формировании европейской государственности, менталитета и культуры недостаточно изучены в отечественной истории, культурологии, философии. Цель крестовых походов римский папа и католическая церковь формулировали как откровенно ксенофобскую: продвигать интересы католической церкви в отдаленные земли, в т.ч. и христианские. При этом «отвратительная идеология крестовых походов» (Д. Райли-Смит) строилась на идее войны с не-католиками как форме религиозного служения, сравнимого с молитвой и дающего отпущение грехов. «Война как акт благочестия и покаяния угодна Богу» [4, с. 16]. Д. Райли-Смит приводит сведения из исторических источников о том, что многие участники крестовых походов «пускаются в плавание ради грабежа и разбоя» [4, с. 19].
Одним из объектов конфессиональной и этнической ксенофобии крестоносцев стала Византийская империя и ее православие. Вспомним, что в 1204 г. Алексей Ангел, сын свергнутого византийского императора Исаака II, попросил военной помощи у Римского папы Иннокентия III для того, чтобы подавить смуту в Константинополе и отразить набеги турок-сельджуков. Вместо помощи папа прислал толпу крестоносцев, которая взяла штурмом Константинополь и разграбила его [10]. В храме св. Софии крестоносцы убили православных священников и устроили оргию.
Таким образом, православие и народы, его исповедавшие, в европейском средневековом сознании стали ассоциироваться с чуждыми, враждебными и подлежащим уничтожению явлениями. Русофобия стала продолжением и частью этнической и религиозной ксенофобии, которой пропитался европейский менталитет. Русофобия, как мы видели, сформировалась вместе с европейской цивилизацией как существенная и неотъемлемая часть коллективного самосознания европейцев. Отправной точкой в формировании русофобии было противопоставление Древнего Рима и Византии. Европейское сознание изначально относилось к Византии и православию как к чему-то чуждому, потенциально опасному [8]. Русофобские представления только укрепились, когда к европейцам стали просачиваться сведения о том, какая Россия большая страна и сколько в ней разнообразных природных ресурсов. CXV в., когда появились первые свидетельства о посещении и жизни в России европейцев, Европе не дают покоя природные и территориальные богат-
ства нашей страны. Эти богатства особенно велики по сравнению со скудными ресурсами самой Европы.
Русофобские настроения укрепились еще больше от того, что ни одна европейская страна никогда не могла победить и колонизировать Россию. А европейцам очень хотелось колонизировать Россию и присвоить себе ее неисчерпаемые природные ресурсы, Запад хочет этого и сегодня. Победы русского оружия, такие, например, как разгром немецких рыцарей Ливонского ордена в 1242 г., победа Второго ополчения, возглавляемого князем Дмитрием Пожарским над польскими захватчиками в 1612 г., победа в Полтавской битве над шведским войском в 1709 г., грандиозное Бородинское сражение с войском Наполеона в 1812 г. и, разумеется, победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., оставили неизгладимый след не только в сознании, но и в коллективном бессознательном европейцев. Эмоциональным содержанием европейской русофобии, таким образом, являются зависть, страх и ненависть.
Русофобия - сложное ментальное явление. Она представляет собой комплекс архетипов коллективного бессознательного европейцев восприятия России и всего русского как «иного», «чужого», «враждебного». Соответственно, в архетипических русофобских представлениях отсутствует логика, она подчиняется иррациональной «логике» мифологического сознания: строгая дихотомичность (деление мира на своих и чужих), представление о том, что «мы - хорошие», а «они, чужие - плохие», «чужие есть источник всех наших проблем и бед».
Над бессознательными представлениями европейцев о России, Русском мире как чуждых и враждебных явлениях сегодня западным политическим истеблишментом сознательно надстраивается русофобская идеология, которая по своему содержанию является неонацизмом. Яркий пример русофобской идеологии - украинский неонацизм с его ненавистью и стремлением уничтожать Россию, русских и все, что с ними связано.
В заключение отметим, что проблема преодоления русофобии как идеологии и как архетипов коллективного бессознательного в европейском менталитете является сложной и разноплановой. Украинский неонацизм уже уничтожается в ходе специальной военной операции России на Украине. Денацификация Украины - одна из целей СВО, и она предполагает реализацию обширной и многолетней программы денацификации освобожденных регионов Украины, начиная от смены власти и выявления спящих ячеек украинских неонацистов на этих территориях.
Русофобию как архетипы коллективного бессознательного в европейском менталитете полностью преодолеть невозможно, но можно поставить ее под контроль, исключить общественно опасные ее проявления с помощью введения экономических контрсанкций против недружественных европейских стран, разработки и внедрения механизмов административной и уголовной ответственности за ее противоправные проявления, а также систематического и объективного освещения жизни российского общества, его истории и культуры в СМИ, работающих на западную аудиторию.
Надежным противовесом западной русофобии в нашей стране станут система патриотического воспитания и образования детей и молодежи, а также формирование общенациональной идеологии в России, серьезные шаги в этих направлениях уже делаются.
Список литературы:
[1] Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. -СПб.: Наука, 1992. - 232 с.
[2] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 816 с.
[3] История Европы. Т. 1. Древняя Европа / ред. колл.: Е.С. Голубова, отв. ред., Ю.К. Колосов-ская, В.И. Кузищин, Л.И. Маринович и др. - М.: Наука, 1988. - 704 с.
[4] История крестовых походов / под ред. Д. Райли-Смита. - М.: Крон-пресс, 1998. - 495 с.
[5] Кара-Мурза С.Г. Русофобия Запада // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2015. - Вып. 1. - С. 6-14.
[6] Монина Н.П. Идеология русофобии: духовно-исторические истоки формирования // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 3. - С. 15-19.
[7] Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее // Отечественные записки. - 2004. - № 4. -С. 22.
[8] Неменский О. Русофобия - фундаментальная и неотъемлемая часть западной идентичности. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/05/11/ rusofobiya-fundamentalnaya-i-neotemlemaya-chast-zapadnoy-identichnosti
[9] Русских в Европе и США преследуют и унижают из-за событий на Украине. Как они стали врагами общества? URL:https://lenta.ru/ articles/2022/06/02/russophobia/
[10] Сидорчик А. Гибель Константинополя. Как крестоносцы предали Христа за богатую добычу // Аргументы и факты. - 2019. - 13 апр.
[11]Стукалин Ю.В. Завоевание дикого Запада. «Хороший индеец - мертвый индеец». -М.: Яуза. Эксмо, 2014. - 514 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
[12] Тютчев Ф.И. Письмо к дочери Анне от 20 сентября 1867 г. // Литературное наследство. Т. 97. Ф.И. Тютчев. Кн. 1. - М.,1988.
[13] Хинкль Д. Как британская империя разграбила Индию на 45 трлн $. URL: https:// colonelcassad.livejournal.com/7036802.html
Spisok literatury:
[1] Gegel' G. V. F. Fenomenologiya duha. -SPb.: Nauka, 1992. - 232 s.
[2] Danilevskij N. Ya. Rossiya i Evropa. - M.: Institut russkoj civilizacii, 2008. - 816 s.
[3] Istoriya Evropy. T. 1. Drevnyaya Evropa / red. koll.: E.S. Golubova, otv. red., Yu. K. Kolos-ovskaya, V.I. Kuzishchin, L.I. Marinovich i dr. - M.: Nauka, 1988. - 704 s.
[4] Istoriya krestovyh pohodov / pod red. D. Raj-li-Smita. - M.: Kron-press, 1998. - 495 s.
[5] Kara-Murza S.G. Rusofobiya Zapada // Kon-tury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. - 2015. - Vyp. 1. - S. 6-14.
[6] Monina N.P. Ideologiya rusofobii: duhovno-is-toricheskie istoki formirovaniya // Obshchestvo: filo-sofiya, istoriya, kul'tura. - 2018. - № 3. - S. 15-19.
[7] Murav'ev A. Ksenofobiya: ot instinkta k idee // Otechestvennye zapiski. - 2004. - № 4. - S. 22.
[8] Nemenskij O. Rusofobiya - fundamen-tal'naya i neot"emlemaya chast' zapadnoj identich-nosti. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/05/11/ rusofobiya-fundamentalnaya-i-neotemlema-ya-chast-zapadnoy-identichnosti
[9] Russkih v Evrope i SShA presleduyut i unizhayut iz-za sobytij na Ukraine. Kak oni stali vrag-ami obshchestva? URL: https://lenta.ru/arti-cles/2022/06/02/russophobia/
[10] Sidorchik A. Gibel' Konstantinopolya. Kak krestonoscy predali Hrista za bogatuyu dobychu // Argumenty i fakty. - 2019. - 13 apr.
[11] Stukalin Yu. V. Zavoevanie dikogo Zapada. «Horoshij indeec - mertvyj indeec». - M.: Yauza. Eksmo, 2014. - 514 s.
[12] Tyutchev F.I. Pis'mo k docheri Anne ot 20 sentyabrya 1867 g. // Literaturnoe nasledstvo. T. 97. F.I. Tyutchev. Kn. 1. - M., 1988.
[13] Hinkl' D. Kak britanskaya imperiya razgra-bila Indiyu na 45 trln $. URL: https://colonelcassad. livejournal.com/7036802.html
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022