Научная статья на тему 'Современная российская молодёжь как объект идеологического влияния левых партий и движений: социологический анализ'

Современная российская молодёжь как объект идеологического влияния левых партий и движений: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
514
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЛЕВЫЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ / КОММУНИЗМ / АНАРХИЗМ / ЛЕВЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / LEFT-WING IDEOLOGY / LEFT-WING PARTIES AND MOVEMENTS / SOCIAL DEMOCRACY / COMMUNISM / ANARCHISM / LEFT-WING POLITICAL YOUTH ORGANIZATIONS / RUSSIAN YOUTH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ваторопин Александр Сергеевич, Ваторопин Сергей Александрович

В статье рассматривается идейное влияние левых организаций на российскую молодёжь. Проанализировано состояние левого фланга политического поля России, выявлены основные форс-идеи левых партий и движений. Особое внимание уделено молодёжным политическим организациям левой ориентации и их влиянию на молодых россиян. В статье показано отношение российской молодёжи к левым идеям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL INFLUENCE OF LEFT-WING PARTIES AND MOVEMENTS ON CONTEMPORARY RUSSIAN YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

In the article ideological influence of left-wing organizations on the Russian youth is considered. The state of the left side of the Russian political field is analysed, the main force-ideas of the left-wing parties and movements are revealed. Special attention to the left-wing political young organizations is given. The Russian youth's attitude to left-wing ideas is shown.

Текст научной работы на тему «Современная российская молодёжь как объект идеологического влияния левых партий и движений: социологический анализ»

ББК 60.524.1 YAK 316.3

А.С. ВАТОРОПИН, С.А. ВАТОРОПИН

A.S. VATOROPIN, S.A. VATOROPIN

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ЛЕВЫХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ: СОУИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

IDEOLOGICAL INFLUENCE OF LEFT-WING PARTIES AND MOVEMENTS ON CONTEMPORARY RUSSIAN YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

В статье рассматривается идейное влияние левых организаций на российскую молодёжь. Проанализировано состояние левого фланга политического поля России, выявлены основные форс-идеи левых партий и движений. Особое внимание уделено молодёжным политическим организациям левой ориентации и их влиянию на молодых россиян. В статье показано отношение российской молодёжи к левым идеям.

In the article ideological influence of left-wing organizations on the Russian youth is considered. The state of the left side of the Russian political field is analysed, the main force-ideas of the left-wing parties and movements are revealed. Special attention to the left-wing political young organizations is given. The Russian youth's attitude to left-wing ideas is shown.

Ключевые слова: левая идеология, левые партии и движения, социал-демократия, коммунизм, анархизм, левые молодёжные организации, российская молодёжь.

Key words: left-wing ideology, left-wing parties and movements, social democracy, communism, anarchism, left-wing political youth organizations, Russian youth.

Конец XX века ознаменовался крахом советской государственности и практически полным развалом экономики в пореформенной демократической России 1990-х гг. В начале XXI века произошёл ряд положительных изменений: укрепление роли государства, выстраивание более чёткой вертикали власти, наведение относительного порядка на Северном Кавказе, некоторые внешнеполитические победы, улучшение материального положения граждан и т.д. В то же время очевидно, что многие социальные проблемы остаются нерешёнными (низкий уровень заработной платы, безработица, высокий уровень преступности, инфляция, коррупция и т.д.).

Мировой экономический кризис углубляет имеющиеся в России проблемы. Это обусловливает поиск политически активным населением отличных от предлагаемых властью путей их разрешения. В результате возможно широкое распространение в обществе альтернативной идеологии развития страны. На наш взгляд, таковой может стать левая идеология с её яркой социальной направленностью.

Однако сегодняшним идеям радикальных перемен мешают реализоваться относительная социальная стабильность и усталость значительной части политически активного населения от социальных потрясений. Реализация подобных идей, возможно, дело будущего, дело тех, кого сегодня называют молодыми людьми. Отсюда весьма актуальной, по нашему мнению, является тема влияния левой идеологии на современную российскую молодёжь. Этой теме и посвящена данная статья.

Наш анализ мы начнём с определения понятия «идеология».

Единого подхода к определению этого понятия в научной литературе нет. Если во Франции XVIII века идеология представляла собой попытки создания науки об общих принципах формирования идей и основы человеческо-

го знания [4], то для К. Маркса - это надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений), она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества [4]. В современной зарубежной науке выдвигается точка зрения на идеологию как результат отбора в условиях социального господства [4].

На наш взгляд, эти определения не раскрывают в полной мере сущности рассматриваемого феномена. Во-первых, несмотря на то, что идеология содержит, или должна содержать, научные знания, она включает в себя и субъективную оценку тенденций, процессов и различных социально-политических сил. Во-вторых, современное российское общество разнообразно, многослойно и не может в полной мере быть представлено с позиций марксистской классовой теории. В-третьих, необходимо определиться с носителем и выразителем идеологии, её концептуальным содержанием и направленностью.

Исходя из этого, наиболее приемлемым нам представляется определение Г.Ю. Семигина: идеология - это система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии [3].

Определившись с основным понятием, попытаемся дать общую характеристику современной российской левой идеологии.

Под левой идеологией мы понимаем все разновидности социалистической идеологии. Её выразителями являются политические партии и общественные движения. Концептуальной основой идеологии практически всех подобных организаций является установление общества, в котором утверждаются социальное равенство и справедливость, процесс производства и распределения доходов находится под общественным контролем. Данные идеи, согласно левой идеологии, вполне соответствуют российскому менталитету, отражают мировоззрение россиян. Поэтому левая идеология должна, согласно её выразителям, стать господствующей путём реформы политической системы или с использованием более радикальных методов.

Представляется очевидным, что для реализации данного проекта необходим конкретный механизм. Его основой должна быть конкретная деятельность левой политической организации. Такие организации в России есть, и их можно классифицировать как «системные» и «несистемные» (леворадикальные). Вместе они составляют левый фланг российского политического спектра, который являет собой оппозицию «Единой России» - партии власти.

Структурно левый фланг выглядит следующим образом. Самой мощной партией здесь является КПРФ - партия системной парламентской оппозиции. Другая партия, имеющая тот же статус - «Справедливая Россия». Однако, многими политическими организациями, в том числе и левыми, а также частью граждан России она считается партией, инициированной Администрацией Президента, т.е. в определённом смысле может быть отнесена к партии власти. Далее существует ещё партия системной непарламентской оппозиции «Патриоты России», а также множество небольших организаций леворадикального толка («Коммунисты России», «Левый фронт», Межпрофессиональный союз трудящихся, «Трудовая Россия», Революционная рабочая партия, РКРП, Социалистическое сопротивление и др.).

Наиболее ярким представителем несистемной леворадикальной оппозиции является «Другая Россия» - наследница НБП Э. Лимонова. Правда, однозначно определить её идеологическую принадлежность к правому или левому флангу довольно сложно. Однако, на наш взгляд, в её программе, работах Э. Лимонова, наконец, в её деятельности более заметны признаки левой, а не правой, националистической, идеологии.

Очевидно, что все названные организации не являются идеологически однородными. Отсюда возникает необходимость в классификации левого фланга по идеологическому основанию. Сегодня в России представлен практически весь спектр социалистических идеологий. Их можно подразделить на три основных направления: социал-демократическое, коммунистическое и анархическое.

Социал-демократическое направление представлено двумя системными партиями: парламентской - «Справедливой Россией» и непарламентской «Патриотами России», а также формально ликвидированной, но продолжающей де-факто существовать Социал-демократической партией России.

Коммунистическое направление представляет, прежде всего, КПРФ. При этом отметим: несмотря на то, что она является наследницей КПСС, её идеологическая концепция имеет некоторые отличия от идейного багажа советских коммунистов (признание политического плюрализма, отказ от абсолютного обобществления производства, терпимость к религии и т.п.). Другие небольшие коммунистические партии и движения ближе к идеологии большевиков, делая, впрочем, разные идейные акценты. Так, РКРП, «Трудовая Россия» выступают с радикальной программой восстановления Советской власти, Революционная рабочая партия, Социалистическое сопротивление занимают троцкистские позиции.

Анархическое направление - это ряд небольших радикальных движений. Среди них можно выделить Межпрофессиональный союз трудящихся -организацию, которая отказывается вести борьбу за политическую власть, но призывает к противостоянию существующему режиму, к самоорганизации трудового народа и общественному самоуправлению. Некоторые черты анархизма заметны и в идейном наследии Э. Лимонова - лидера «Другой России».

Кратко охарактеризовав представителей левых идеологических направлений, рассмотрим, какие форс-идеи у них существуют, каков их потенциал влияния на российское общество.

Характеризуя политическую ситуацию на левом фланге, отметим (в духе социологического подхода П. Бурдье), что это часть политического поля, в котором идёт борьба между несколькими ключевыми агентами, институциями за влияние на пока довольно ограниченный электорат левых. Проведённый анализ даёт нам возможность выделить три ведущие позиции в этом поле, которые соответственно занимают КПРФ, «Справедливая Россия», «Другая Россия» - наиболее яркие представители своих идеологических направлений в рамках левого фланга. У этих партий имеются свои форс-идеи. У КПРФ это возвращение в эпоху великого, стабильного Советского Союза - мировой сверхдержавы, определявшей судьбы мира. При этом именно КПРФ имеет фактически монополию на данную форс-идею, как признанная наследница КПСС. Основой её электората является старшее поколение российских граждан. «Справедливая Россия» находит поддержку у той части избирателей левых взглядов, которые в той или иной мере поддерживают нынешний политический режим в России (при этом, однако, не соглашаясь с монополией «Единой России» на власть). Сущность форс-идеи «Справедливой России» состоит, судя по всему, именно в этом. Наконец, идея-сила «Другой России» - в привлечении на свою сторону левацкой радикальной молодёжи, настроенной на революцию, бунт и т.п. Название этой форс-идеи - «левый революционаризм».

Очевидно, что ядро сторонников каждой из названных левых организаций практически не подвержено идейному влиянию со стороны конкурентов, однако периферийная (колеблющаяся) часть этих сторонников вполне может являться объектом политической борьбы.

На наш взгляд, одной из наиболее потенциально значимых левых форс-идей является объединение всех или большинства левых партий и движений в единую структуру с соответствующей выработкой единого идеологического основания. На эту идею делают ставку, например, такие организа-

ции, как «Коммунисты России» (стремятся объединить всех коммунистов, недовольных КПРФ), «РОТ ФРОНТ» (включает радикальные левые организации «Левый фронт», РКРП и др.). Проблема заключается в том, что этим объединительным тенденциям противостоит самая мощная партия левого фланга - КПРФ. Впрочем, формально эта партия тоже за объединение.

Так сегодня выглядит левый фланг политического поля России, который можно представить как поле борьбы различных форс-идей левого направления.

Теперь, описав ситуацию на левом фланге, проанализируем влияние левых организаций и их идей на российскую молодёжь. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: 1) какие существуют левые молодёжные политические организации, каковы принципы и проблемы их функционирования; 2) каково отношение молодёжи в целом к левым и их идеологии.

Что касается левых молодёжных организаций, в нашей стране их существует достаточно много. Некоторые из них имеют продолжительную историю и являются идейными наследниками организаций ещё доперестроечного периода, как, например, Союз Коммунистической Молодёжи - молодёжная организация КПРФ. Другие создавались в пореформенной России 1990-х гг.; самый яркий пример - НБП Э. Лимонова. В последнее десятилетие также появилось множество новых молодежных политических объединений, таких как «Авангард красной молодёжи» и «Левый Фронт». Рассмотрим эти организации с точки зрения их идеологической направленности.

Союз Коммунистической Молодёжи является молодёжной организацией КПРФ, потому в основе её идеологии лежат многие идеи большевизма и сталинизма. Впрочем, им не чужда и социал-демократическая идеологическая направленность. Такая относительная неоднородность в идеологической самоидентификации данной организации отражает подобную же проблему у КПРФ. Согласно Программе, политическими целями «Союза Коммунистической Молодёжи РФ» являются: 1) содействие построению социализма; 2) воспитание молодёжи на основе принципов патриотизма и коммунистического мировоззрения; 3) защита прав и интересов российской молодёжи [6]. Важно отметить, что помимо использования участников своего движения в качестве уличной протестной силы, в том числе и в союзе с молодёжными леворадикальными организациями, активисты СКМ выступают и в роли депутатов местных горсоветов и законодательных собраний и даже Государственной Думы. Данное положение свидетельствует о наличии преемственности между КПРФ и её молодёжной организацией, об идеологическом и партийном воспитании молодых коммунистов.

Следующей заметной и, возможно, самой узнаваемой леворадикальной организацией является Национал-большевисткая партия во главе с Э. Лимоновым (сегодня формально являющаяся партией «Другая Россия»). НБП имеет разветвлённую сеть в регионах, жёсткую структуру управления, высокую степень мобилизации своих сторонников. Хотя НБП - незарегистрированная партия, она очень активно работает с молодёжью и даже, по сути, является молодёжной структурой. НБП выступает за необходимость установления гражданских свобод при мощном социалистическом государстве, однако характерной особенностью идеологии партии остаётся языковой и культурный национализм. Глава же организации Э. Лимонов, формально причисляя себя к леворадикалам, тем не менее, достаточно часто взаимодействует с либеральной оппозицией: движением «Оборона», Объединённым гражданским фронтом, Российским народно-демократическим союзом и др. Подобное сближение с демократической оппозицией хоть и ставит вопрос о чёткости идеологической направленности НБП (или «Другой России»), тем не менее, повышает привлекательность организации для оппозиции в целом.

Далее обратим внимание на более молодую, но, тем не менее, заметную организацию - Авангард Красной Молодёжи (АКМ) - леворадикальное движение во главе с Сергеем Удальцовым. АКМ - одна из самых многочислен-

ных радикальных молодёжных организаций, которая призывает к свержению существующей власти революционным путём и установлению коммунизма, возврату к временам СССР. В отличие от многих молодёжных организаций, АКМ является достаточно самостоятельной, а идеологическая составляющая мотивации членов организации очень сильна.

В 2005 году молодёжные организации приняли решение о создании координационного объединения левой молодёжной оппозиции под названием «Молодёжный левый фронт» (МЛФ), в который вошли и СКМ, и АКМ, а также «Социалистическое сопротивление» и другие мелкие левые оппозиционные организации. Задачей «Левого фронта» провозглашается обеспечение единства действий всех, кто выступает за социализм, демократию и интернационализм, координация действий левых оппозиционных сил. Однако, несмотря на попытки создать нечто объединённое, глобальное, МЛФ включает в себя всего несколько сотен реальных активистов из нескольких левых молодёжных организаций [6].

Помимо относительно небольшой официальной численности членов левых молодёжных организаций (НБП - «Другая Россия» - 22 тыс., АКМ -5 тыс., СКМ - 28 тыс., в то время как у проправительственных «Наших» - более 200 тыс., «Российского союза молодёжи» - 200 тыс. человек [1]), существует ещё ряд проблем, в первую очередь идеологических, препятствующих их эффективному функционированию. В их числе: расколы внутри молодёжных организаций (раскол АКМ в 2003 году); идеологические конфликты со своими «взрослыми» политическими партиями («штормовое предупреждение» о коррупции в оппозиции, в том числе и в КПРФ, одного из лидеров СКМ Алексея Неживого в 2006 году); отсутствие чётко определённой идеологии, самоидентификации членов и, как следствие, дисциплины у ряда молодёжных организаций; деятельность, направленная не на партийно-идеологическое воспитание молодёжи, но исключительно на участие в различного рода акциях протеста, сопряжённое лишь с хулиганством и иными правонарушениями и последующим возможным лишением свободы.

Таким образом, мы видим, что молодёжь не особенно активно участвует в политической деятельности левых партий и движений, хотя последние и уделяют ей значительное внимание.

Как уже говорилось, для нас представляет интерес вопрос о том, насколько разделяет российская молодёжь в целом левые идеи. Другими словами, каков потенциал влияния левых организаций на молодых людей.

Социологические исследования показывают, что традиционно левая идея социальной справедливости пользуется значительной поддержкой. Согласно данным ВЦИОМ, 42% россиян относят себя к «сторонникам приоритета социальной справедливости» [2]. Однако эту идею нельзя причислить к форс-идеям исключительно левых организаций в связи с её большой популярностью и в рядах политических партий иной идеологической направленности (соответственно 41% и 32% электоратов «Единой России» и «ЛДПР») [2].

Отношение молодёжи к целому ряду левых идей находит своё отражение в научном докладе «Молодёжь новой России: ценностные приоритеты», подготовленном Институтом социологии РАН. Так, в соответствии с данными доклада, 64% респондентов выступают за укрепление государственной власти, 51% - за более жёсткий контроль над бизнесом со стороны государства, 33% - за примерное равенство в доходах всех граждан, 32% - за некоторое ограничение прав и свобод личности во имя интересов общества и государства [7]. Эти данные свидетельствуют о значительном потенциале левых идей в среде российской молодёжи.

Однако, отметим, что, когда при проведении опроса ВЦИОМ в 2008 году все перечисленные выше идеи были сгруппированы и изначально идентифицированы как левые, доля их приверженцев моментально снизилась до 24% [5]. Очевидно, те же самые идеи, но в рамках левой политической платформы, в меньшей степени находят поддержку российского общества.

Согласно данным опроса ВЦИОМ в 2009 году, в условиях кризиса приверженцев той же группы левых идей стало ещё меньше - 18% [5]. Однако оговоримся, что здесь речь идёт скорее об ухудшении отношения к носителям и выразителям левой идеологии, нежели о несостоятельности данных идей как таковых.

Так или иначе, анализ показывает, что потенциал у левых идей в молодёжной среде есть и он значителен, но левые идеи, оформленные как идеология той или иной левой партии, заметно теряют свою привлекательность. Это большая проблема для левых организаций, в том числе и молодёжных, тем более что сегодня молодёжь в нашей стране в большинстве своём относится к политике индифферентно и не стремится активно защищать приемлемые для неё политические идеи. Впрочем, вполне возможное ухудшение социально-экономической ситуации в России может изменить позицию молодёжи, и это предоставит левым шанс в борьбе за власть.

Литература

1. Атлас молодёжных политических движений России [Электронный ресурс]. -Режим доступа : URL: http://www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas.html (проверено: 15.12.2011).

2. Большинство россиян относят себя к «левым» // Управление персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.top-personal.ru/ newsissue.html?8948 (проверено: 15.12.2011).

3. Идеология [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/421/%D0%98%D0%94%D0%95%D0%9E% D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF (проверено: 15.12.2011).

4. Идеология - Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0 %BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (проверено: 15.12.2011).

5. Кризис понизил коммунистов в рейтинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.infox.ru/authority/party/ 2009/02/03/levye_ili_pravy% D0%B5_print.phtml (проверено: 15.12.2011).

6. Молодёжные организации России XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.omsk-kprf.ru/?q=node/1197 (проверено: 15.12.2011).

7. Молодёжь новой России: ценностные приоритеты [Электронный ресурс]. -Режим доступа : URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_5_1.html (проверено: 15.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.