Научная статья на тему 'Современная Россия: модернизация vs теневизация'

Современная Россия: модернизация vs теневизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / SHADOW ECONOMY / REPRODUCTION PROCESS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Дарья Васильевна

Модернизация России одна из самых актуальных и популярных тем отечественных исследований последних лет. Для совершенствования и повышения эффективности макроэкономической системы («производство распределение обмен потребление») принимается множество мер, утверждаются различные Программы развития всех сфер общественной, политической и экономической жизни до 2020 г. и т. д. Однако зачастую меры государственной поддержки и стимулирования модернизации не приносят должного эффекта, в том числе и из-за колоссальных объемов российской теневой экономики. Исследуется влияние теневых процессов на реализацию государственной политики в области модернизации российской экономики. Кроме того, особое внимание уделяетcя рассмотрению модернизации воспроизводственного процесса внутри теневого сектора, ставится вопрос о том, мешает ли теневая экономика совершенствованию экономической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Russian is one of the most popular and actual topics of recent domestic investigations. A lot of measures are taken for the perfection and stimulating the efficiency of the macroeconomic system (production distribution exchange consumption), different programs of the development of all spheres of social, political and economical life up to 2020 are approved. However, measures of the state support and encouragement of modernization frequently do not give a proper effect. Sometimes it happens due to the enormous size of the Russian shadow economy. This article is devoted to the question of the influence of shadow processes on the realization of the state policy in the sphere of modernization of the Russian economy. Moreover, the author focuses on the investigation of modernization on each stage of the reproduction process inside the shadow sector. The main question of the paper is: does shadow economy affect the improvement of the economic sphere?

Текст научной работы на тему «Современная Россия: модернизация vs теневизация»

ББК 65.012.2

Д. В. Морозова

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: МОДЕРНИЗАЦИЯ VS ТЕНЕВИЗАЦИЯ

D. V. Morozova

MODERN RUSSIA: MODERNIZATION VS SHADOW ECONOMY

Модернизация России - одна из самых актуальных и популярных тем отечественных исследований последних лет. Для совершенствования и повышения эффективности макроэкономической системы («производство - распределение - обмен - потребление») принимается множество мер, утверждаются различные Программы развития всех сфер общественной, политической и экономической жизни до 2020 г. и т. д. Однако зачастую меры государственной поддержки и стимулирования модернизации не приносят должного эффекта, в том числе и из-за колоссальных объемов российской теневой экономики. Исследуется влияние теневых процессов на реализацию государственной политики в области модернизации российской экономики. Кроме того, особое внимание уделяется рассмотрению модернизации воспроизводственного процесса внутри теневого сектора, ставится вопрос о том, мешает ли теневая экономика совершенствованию экономической сферы.

Ключевые слова: теневая экономика, воспроизводственный процесс, модернизация.

Modernization of Russian is one of the most popular and actual topics of recent domestic investigations. A lot of measures are taken for the perfection and stimulating the efficiency of the macroeconomic system (production - distribution - exchange - consumption), different programs of the development of all spheres of social, political and economical life up to 2020 are approved. However, measures of the state support and encouragement of modernization frequently do not give a proper effect. Sometimes it happens due to the enormous size of the Russian shadow economy. This article is devoted to the question of the influence of shadow processes on the realization of the state policy in the sphere of modernization of the Russian economy. Moreover, the author focuses on the investigation of modernization on each stage of the reproduction process inside the shadow sector. The main question of the paper is: does shadow economy affect the improvement of the economic sphere?

Key words: shadow economy, reproduction process, modernization.

Модернизация российской экономики заявлена как одна из самых приоритетных задач, стоящих перед всем современным обществом. Устойчивое развитие невозможно без внедрения новейших технологий во всем процессе макроэкономического воспроизводства: необходимо усовершенствование процесса производства, распределения, обмена и в конечном итоге потребления товаров и услуг. Но жизнь в современном российском обществе тесно связана с теневой деятельностью участников рыночных отношений, органов власти всех уровней и политических акторов. Поскольку модернизация отечественной экономики - это прежде всего государственный проект, осуществляемый под эгидой Правительства Российской Федерации и Президента России в рамках множества государственных программ и финансируемый по большей части за счет федерального и регионального бюджетов, то влияние теневых процессов огромно. Грамотная оценка масштабов и сфер соприкосновения этих основополагающих процессов в экономике России позволит более эффективно регулировать и прогнозировать развитие отечественного общества.

Эта тема, несмотря на бесспорную актуальность, исследована недостаточно. Наша задача -через призму модернизации выделить наиболее «обыденные» проявления теневой экономики на каждой стадии воспроизводственного процесса с целью показать, как она влияет на развитие и обновление экономики.

Известный исследователь неформального сектора Э. Фейдж отмечал, что теневая экономика «включает ту экономическую деятельность, которая обходит (частные) издержки и исключает (общественные) выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования» [1, с. 992]. Таким образом, теневая экономика - это не ограниченный сегмент реальности, а характер экономических отношений, в разной степени присущий всем формам хозяйствования [2, с. 49] и всем стадиям макроэкономического процесса.

В настоящее время теневые хозяйственные отношения проникли на все стадии воспроизводственного процесса, а подчас существуют параллельно им. Произошла институционализация теневой экономики. Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала, браконьерство) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов [3]. Из этого определения ясно, что, пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социально-экономическую систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет четкую внутреннюю организацию.

С другой стороны, по словам А. Портеса, теневая экономика является «результатом распространения действия рыночных сил в экономике, зажатой тисками государственного регулирования» [4, 5]. Это также позволят сделать предположение о том, что теневая экономика органично включена в ткань хозяйственной жизни общества, является своеобразным «ответом» на неадекватное государственное регулирование. Кроме того, многие исследователи говорят о том, что в рамках теневой экономики наиболее эффективно проявляются механизмы капиталистической рыночной экономики, свободной от какого-либо государственного или иного внешнего вмешательства [6, 7].

Таким образом, можно рассматривать теневую экономику как систему отношений хозяйствующих субъектов, не регулируемую и не учитываемую государственными структурами, закрепленную в организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и воспроизводимые следующими поколениями занятых ею субъектов.

Основополагающей идеей современной экономической теории является постулат о том, что любой рациональный предприниматель старается различными способами максимизировать свою прибыль и минимизировать собственные издержки. Аналогичным образом действует и потребитель: старается максимизировать полезность каждого потребленного товара и услуги и минимизировать свои издержки.

Теневые механизмы организации процесса производства и потребления помогают достигнуть данных целей и потребителю, и предпринимателю, но в обход официально существующих институтов и не применяя легальных методов, подчас с минимальными издержками. Кроме того, такая деятельность не будет отражена в государственных официальных статистических и иных формах отчетности.

Рассмотрим более подробно влияние теневой экономики на модернизацию на всех стадиях воспроизводственного процесса: систему «производство - распределение - обмен - потребление».

Производство. Теневое производство товаров и услуг, как правило, осуществляется малыми и средними предприятиями. Такие предприятия мобильны, способны на быстрое изменение процесса производства и организационной структуры, и, как следствие, они быстрее осуществляют совершенствование процесса производства, внедрение новых технологий, выпуск новой продукции или оказание новых услуг. Более того, именно на небольших предприятиях функционируют предприниматели, которые, согласно Й. Шумпетеру, и осуществляют организационно-хозяйственные инновации [8]. В современной западной и отечественной литературе предприниматель характеризуется не только как субъект поиска и реализации новаторских идей, но и как разработчик качественных продуктов и технологий, осуществляющий нововведения и овладение перспективными факторами развития, поиска новых способов обслуживания потребителей, новых сфер приложения капитала, способов снижения издержек производства.

Налоговые и иные отчисления производителей составляют значительную часть издержек производства, поэтому предприниматели всеми способами стараются сократить налоговое бремя. Укрывательство прибыли, доходов, собственности, реальных объемов производства и занятости весьма распространено как в неофициальной, так и в официальной экономике. Это особенно типично именно для российской экономики, где происходят частые и существенные изменения налогового законодательства.

В подобных условиях предприниматель стремится сократить издержки, улучшить и модернизировать свое производство, но не всегда делает это в рамках официальной экономики. Для официального внедрения инноваций необходимо прохождение длительных бюрократических процедур (получение лицензий, патентов, различных разрешений). Российская практика взаимодействия с государственными органами часто связана с коррупционными проявлениями со стороны представителей власти.

Коррупция - это коммерческая деятельность по предоставлению услуг остальным ветвям теневой экономики в условиях, когда право на принятие решения о предоставлении этих услуг и на извлечение дохода за такие услуги принадлежит государству. Общий мировой доход от коррупции составляет, по разным оценкам, около 80 млрд долл. США в год.

Во многих странах с неэффективными институтами финансирования общественного сектора (основные из которых - налоговая система, включающая законодательство, налоговую администрацию, налоговую дисциплину населения) коррупция выступает в роли альтернативного механизма финансирования общественно-политического сектора (в особенности государственного аппарата всех уровней), они имеют высокий уровень коррупции. Распределение основных направлений коррупционных отчислений и выплат в России показано на рис. 1 [9].

Общественные организации и фонды, 4 %

Высшие федеральные органы власти. 10 %

Местные органы власти, 6 %

Налоговые органы.

7 %

Суд, прокуратура. 11 %

Промышленные предприятия, 8 %

Правоохранительные органы, 15 %

Строительные организации, 13 %

Т орговые организации, 5 %

Предприятия банковской системы, 6 %

Федеральная таможенная служба, 15 %

Рис. 1. Распределение делового коррупционного рынка РФ по отраслям экономики и видам деятельности, 2006 г.

Мировая тенденция выглядит несколько по-другому (рис. 2) [10]. Во многом различия обусловлены традициями политической системы. В странах Европейского союза и США хорошо развит институт лоббирования, который провоцирует развитие коррупционных проявлений среди членов правящих или влиятельных политический партий и фракций.

Бурное развитие коррупции говорит о необходимости улучшения технологий и качества государственного управления как средства повышения статуса страны в мире. Как минимум, коррупция должна быть предсказуема, и самую большую опасность представляет коррупция на муниципальном и местном уровне. Коррупция в высших эшелонах власти устраняется посредством взращивания лояльной и хорошо оплачиваемой высшей бюрократии.

Все вышеперечисленное и приводит к тому, что малые предприятия уходят в тень: не уплачивают налоги и сборы, выдают сотрудникам «серую» заработную плату, скрывают внедренные инновации.

Армия Иные организации Образовательная система СМИ

Юридические службы Религиозные структуры Бизнес Полиция

Федеральные органы исполнительной

власти

Муниципальные органы власти Политические партии

н - количество опрошенных, назвавших данный институт коррумпированным, % Рис. 2. Уровень коррумпированности основных институтов

Говоря о теневом производстве, необходимо упомянуть о нелегальной экономике: производстве наркотиков, бутлегерстве, проституции и т. д. Производство теневых товаров порождено существующим спросом на незаконную продукцию и услуги. В то же время «черное» производство развивается с учетом новых технологий. Так, производители наркотиков и наркотических веществ во многих случаях имеют современные высокотехнологичные лаборатории, пользуются последними достижениями в области химии и фармацевтики. По сути, производство наркотиков существует и развивается параллельно производству современных медицинских препаратов. Аналогичные процессы происходят и в сфере производства незаконной цифровой продукции (программное обеспечение, аудио- и видеопродукция и т. д.).

Таким образом, теневой сектор зачастую стимулирует модернизацию процесса производства, внедрения новых технологий в рамках небольших компаний и в нелегальной сфере. Но в то же время коррупция, сложность бюрократических процедур, низкая налоговая культура приводят к тому, что внедрение новых технологий производства становится трудновыполнимой задачей. Полномасштабная модернизация крупных предприятий, появление новых сфер производства, выпуск новых товаров и оказание принципиально новых услуг возможны только при минимальном масштабе теневого сектора.

С развитием телекоммуникационных технологий, и особенно сети Интернет, упростился доступ к неофициально произведенной и нелегальной продукции, изменились каналы и способы распределения и обмена товаров и услуг.

Распределение и обмен. Еще Карл Поланьи [11] указывал, что даже при наличии единой экономики большинство обществ имеют несколько систем обмена и являются, как он это называл, «полицентричными экономиками» (multicentric economies). В своей знаменитой монографии «Великая трансформация» К. Поланьи выделил три основных типа отношений обмена -реципрокность (дарообмен), редистрибуция (централизованное перераспределение) и рыночный обмен (купля-продажа), которые, как правило, сосуществуют друг с другом. Теневая экономика проявляется при всех указанных отношениях: дарообмен (бартер, взаимовыгодное оказание услуг без государственного учета), в виде свободного от ограничений и контроля рыночного обмена, а также при централизованном распределении в условиях командной экономики.

Доступ и распределение товаров и услуг, имеющих теневой характер, всегда имели ограниченный характер. Так, в Советском Союзе, при существовании плановой экономики и централизованного распределения всех ресурсов и товаров, получить даже официально произведенный легальный ресурс вне установленных планом объемов было возможно только при использовании теневых механизмов и каналов доступа к сырью и товарам. Неофициально, а подчас и нелегально, распространялись многие виды товаров: от одежды (яркий пример: деятельность так называемых фарцовщиков) до получения сырья и материалов для фабрик и заводов. В СССР фактически сложилась ситуация, когда директора предприятий играли роль предпринимателей. Партийное руководство, централизованное распределение, регулируемые цены, жестко ограниченные каналы сбыта и поставок, большое количество административных ограниче-

ний постоянно приводили к дефициту тех или иных товаров и серьезным плановым и производственным нестыковкам. Их преодоление и поддержание функционирования производства требовали от директоров истинных предпринимательских усилий и умения балансировать на грани законов и правил советской системы. Это был один из парадоксов советской социалистической системы: официальный режим всеми средствами не допускал появления свободного предпринимательства, пытался уничтожить в гражданах предпринимательские способности в любых их проявлениях, но в то же время существовал мощный директорский корпус, выполнявший функции менеджеров и предпринимателей.

С развитием телекоммуникационных систем, в том числе Интернета, мобильной связи и т. д., нелегальное и неофициальное распределение товаров и услуг значительно упростилось, появились новые формы и каналы сбыта. Уникальным явлением конца XX - начала XXI в. стало компьютерное «пиратство» - производство и распределение аудио-, видеопродукции, программного обеспечения и других видов интеллектуальной собственности в обход установленных правил лицензирования, налогообложения и с нарушением авторских прав владельцев и создателей.

По данным Ассоциации производителей программного обеспечения (Business Software Alliance, BSA), ущерб от пиратства в России в 2010 г. составил около 3 млрд долл. США [12]. Доля пиратского программного обеспечения от общего объема компьютерных программ, установленного на российских компьютерах, составляет 65 %. Для сравнения: общемировой уровень пиратства составляет 42 %, самые низкие показатели в США и Японии - около 20 % [12].

Нарушение авторских прав на программное обеспечение, аудио- и видеопродукцию, а также другие виды интеллектуальной собственности оборачивается потерями тысяч рабочих мест, миллиардами незаработанных средств и неполученными налоговыми поступлениями.

Снижение уровня компьютерного пиратства может придать новый импульс как развитию мировой экономики в целом, так и экономическому развитию отдельных стран и регионов -благодаря созданию новых рабочих мест, расширению возможностей для предпринимательства, модернизации многих отраслей экономики и поступлению в бюджеты дополнительных налоговых отчислений.

В отчете аналитического агентства IDC «Развивая глобальную экономику: преимущества снижения уровня компьютерного пиратства» [12], опубликованном в 2010 г., содержится анализ влияния индустрии информационных технологий на экономику более 40 стран мира, в том числе России, и оцениваются потенциальные экономические преимущества, которые могут получить страны, уделяющие внимание вопросам защиты интеллектуальной собственности. Как показало исследование IDC, снижение в России уровня пиратства на 10 процентных пунктов (с уровня 2007 г. в 73 % до 63 % в 2011 г.) способствовало бы увеличению к 2011 г. роста экономики страны. Кроме того, это позволило бы создать более 15 000 новых рабочих мест, а также дало бы возможность привлечь в российскую экономику страны дополнительно 13 млрд долл. США и получить дополнительно 509 млн долл. США в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Таким образом, компьютерное пиратство является серьезной проблемой для мировой индустрии программного обеспечения и всей мировой экономики в целом. Высокий уровень распространения пиратской продукции является серьезным препятствием для развития индустрии программного обеспечения и других отраслей экономики и не позволяет им полностью реализовывать свой потенциал. Нарушители авторских прав на программное обеспечение ставят под угрозу прогресс, модернизацию и новаторство, лишают разработчиков и издателей программ тех выгод, которые они должны были бы получить благодаря использованию созданной интеллектуальной собственности.

С другой стороны, бурное развитие компьютерного пиратства стимулирует модернизацию телекоммуникационных систем, появление новых программ, усовершенствование каналов передачи данных, записывающих устройств и т. д. Кроме того, пиратская продукция составляет серьезную конкуренцию лицензионным товарам, заставляя официальных разработчиков и, особенно, дилеров, снижать цену, улучшать основные характеристики продукта, делая такую продукцию более качественной и доступной для потребителя.

Потребление. Основополагающим принципом экономической теории является постулат о том, что спрос рождает предложение. Производимые в экономике товары и услуги необходимы для удовлетворения различных потребностей людей. Теневой спрос существовал в любом обществе, следовательно, существует и теневое потребление произведенных товаров и услуг.

К теневому потреблению можно отнести потребление нескольких видов:

— теневое индивидуальное (личное) потребление (личное потребление человеком товаров или услуг вне официальной экономики, без официального учета и статистики);

— теневое производственное (производительное) потребление (потребление благ или средств производства для создания новых потребительских благ).

Теневое потребление первого типа происходит, как правило, в рамках домохозяйств. Человек приобретает различными способами (в том числе и теневыми) товары и услуги для личного пользования или для членов своей семьи или иного ограниченного круга лиц. В любом случае это является конечным потреблением или, по выражению известного экономиста А. Маршалла, «отрицательным производством»: количество блага уменьшается, и дальше этот товар или услуга не участвуют в процессе воспроизводства.

Теневое потребление второго типа также оказывает большое влияние на макроэкономический процесс, являясь элементом теневого производства. Теневое производственное потребление как бы замыкает один цикл теневого воспроизводственного процесса и начинает другой. Предпочтение теневого над официальным потреблением ресурсов производства способствует дальнейшему воспроизводству теневой экономики во времени и пространстве.

В рамках теневой экономики прекрасно осуществляются небольшие проекты по совершенствованию системы воспроизводства. Но она не может самостоятельно реализовать грандиозные промышленные, научные и иные проекты, для этого необходимы ресурсы государства.

Таким образом, теневая экономика препятствует только официальной модернизации российской промышленности и торговли. С другой стороны, в рамках теневых сфер хозяйствования происходит совершенствование процесса производства (внедрение новых технологий с целью снижения издержек), совершенствуются каналы распределения и обмена товаров и услуг (активно используется Интернет - например, «пиратская» аудио- и видеопродукция), а также потребления этих товаров и услуг (совершенствование техники: взлом, патчи и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Feige E. L. Defining and Estimating Underground and Informal Economies: The New Institutional Economics Approach // World Development. - 1990. - Vol. 18, N 7.

2. Брасукова С. Ю. Неформальная экономика. Курс лекций. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. - 354 с.

3. Косалс Л. Я., Рыбкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социологические исследования. - 2002. - № 4. - С. 13-21.

4. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология (электронный журнал). - Т. 4, № 5. - С. 34-53.

5. Portes A., Sassen-Koob S. Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies // American Journal of Sociology. - 1987.

6. Adams R. N. Harnessing Technological Development, 1975.

7. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - М.: Catallaxy, 1995. - 320 с.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 401 с.

9. Елисеева И. И., Капралова Е. Б., Щирина А. Н. Коррупция и теневая экономическая деятельность // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы Всерос. науч. конф., Москва, 6 июня 2007 г. - М.: Науч. эксперт, 2007. - С. 496-508.

10. www.transparency.org.

11. Polanyi K. The Great Transformation. - Boston, 1957.

12. www.bsa.org.

Статья поступила в редакцию 5.10.2011 ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Морозова Дарья Васильевна - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; аспирант кафедры «Экономическая теория»; dashaplatonova@gmail.com.

Morozova Daria Vasilievna - Lomonosov Moscow State University; Postgraduate Student of the Department "Economic Theory"; dashaplatonova@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.