Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ РОК-МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД XX ВЕКА'

СОВРЕМЕННАЯ РОК-МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
455
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНГАРД / КОЛЛАЖ / МИНИМАЛИЗМ / РЕПЕТИТИВНАЯ ТЕХНИКА / ПОСТ-РОК / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РОК / ДЖОН ЗОРН / NAKED CITY / GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR / A SILVER MT. ZION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слободчикова Анастасия Юрьевна

Движение к европейской академической музыке - одна из магистральных художественных тенденций в истории рока, формирование экспериментальных направлений которого связано, в том числе, с постепенным овладением знаниями о музыкальном авангарде XX века: специфике звукового материала, инструментарии, техниках композиции. Оригинальное преломление в современной рок-музыке нашли репетитивная и монтажно-коллажная техники, обладающие характерными выразительными и формообразующими свойствами. В данной статье на примере пост-рока анализируются особенности усвоения минималистского метода, ставшего его индивидуальной чертой, глубинным пластом стилевого пространства. Расцвет пост-рока, пришедший на конец 90-х годов, связан с деятельностью канадской школы, одной из наиболее важных и влиятельных для названного направления, и ее представителей - групп Godspeed You! Black Emperor и A Silver Mt. Zion. Другое средство, нашедшее значительное применение в рок-музыке, - это монтажно-коллажная техника, первоначально возникшая в русле американского авангарда начала века и получившая широкое распространение среди европейских композиторов. В неакадемической среде варианты звуковых коллажей впервые появляются в позднем творчестве The Beatles. В настоящем исследовании значительное внимание уделено созданным в опоре на данную тенденцию работам 90-х годов Джона Зорна. Анализ проектов названного музыканта - групп Naked City и Painkiller - показал, что монтажно-коллажная техника со свойственной ей произвольностью, случайностью в отношении составных элементов композиции и формообразования оказывается одним из ведущих способов организации музыкального материала в экспериментальных рок-композициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ROCK MUSIC AND THE 20TH CENTURY MUSIC AVANT-GARDE

The movement towards European academic music is one of the main artistic trends in the rock history. The formation of its experimental styles is connected, among other things, with the gradual accumulation of knowledge about the 20th century music avant-garde: the specifics of sound material, instrumentation, and compositional techniques. Such techniques as repetition, montage and collage, due to their expressiveness and ability to shape a musical form of the whole, were originally implemented in the modern rock music. On the example of post-rock, the author discusses how the method of minimal music was appropriated, becoming its individual feature, a deep layer of stylistic space. The rise of post-rock, which occurred towards the end of the 90s, is associated with the Canadian school, one of the most important and influential for the named direction, and its representatives - Godspeed You! Black Emperor and A Silver Mt. Zion. Another tool that has found wide use in rock music is technique of montage and collage, which origin could be found in the American avant-garde at the beginning of the century, it became widespread among European composers. In a non-academic environment, variants of sound collages first appear in the late works of The Beatles. In this study, considerable attention is paid to John Zorn's works of the 90s, which were based on this trend. An analysis of his projects - the groups Naked City and Painkiller - showed that the montage and collage techniques and their inherent arbitrariness, randomness in relation to the constituent elements of the composition turn out to be ones of the leading ways of music organization in experimental rock compositions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ РОК-МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД XX ВЕКА»

РАКУРСЫ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ASPECTS OF MASS MUSICAL CULTURE

УДК 78.036 DOI: 10.52469/20764766_2022_02_44

А. Ю. СЛОБОДЧИКОВА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

СОВРЕМЕННАЯ РОК-МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД XX ВЕКА

Движение к европейской академической музыке - одна из магистральных художественных тенденций в истории рока, формирование экспериментальных направлений которого связано, в том числе, с постепенным овладением знаниями о музыкальном авангарде XX века: специфике звукового материала, инструментарии, техниках композиции. Оригинальное преломление в современной рок-музыке нашли репетитивная и монтажно-коллажная техники, обладающие характерными выразительными и формообразующими свойствами. В данной статье на примере пост-рока анализируются особенности усвоения минималистского метода, ставшего его индивидуальной чертой, глубинным пластом стилевого пространства. Расцвет пост-рока, пришедший на конец 90-х годов, связан с деятельностью канадской школы, одной из наиболее важных и влиятельных для названного направления, и ее представителей - групп Godspeed You! Black Emperor и A Silver Mt. Zion. Другое средство, нашедшее значительное применение в рок-музыке, - это монтажно-коллажная техника, первоначально возникшая в русле американского авангарда начала века и получившая широкое распространение среди европейских композиторов. В неакадемической среде варианты звуковых коллажей впервые появляются в позднем творчестве The Beatles. В настоящем исследовании значительное внимание уделено созданным в опоре на данную тенденцию работам 90-х годов Джона Зорна. Анализ проектов названного музыканта - групп Naked City и Painkiller - показал, что монтажно-коллажная техника со свойственной ей произвольностью, случайностью в отношении составных элементов композиции и формообразования оказывается одним из ведущих способов организации музыкального материала в экспериментальных рок-композициях.

Ключевые слова: авангард, коллаж, минимализм, репетитивная техника, пост-рок, экспериментальный рок, Джон Зорн, Naked City, Godspeed You! Black Emperor, A Silver Mt. Zion.

Для цитирования: Слободчикова А. Ю. Современная рок-музыка и музыкальный авангард XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 44-49.

DOI: 10.52469/20764766_2022_02_44

A. SLOBODCHIKOVA

S. Rachmaninov Rostov State Conservatory

MODERN ROCK MUSIC AND THE 20th CENTURY MUSIC AVANT-GARDE

The movement towards European academic music is one of the main artistic trends in the rock history. The formation of its experimental styles is connected, among other things, with the gradual accumulation of knowledge about the 20th century music avant-garde: the specifics of sound material, instrumentation, and compositional techniques. Such techniques as repetition, montage and collage, due to their expressiveness and ability to shape a musical form of the whole, were originally implemented in the modern rock music. On the example of post-rock, the author discusses how the method of minimal music was appropriated, becoming its individual feature, a deep layer of stylistic space. The rise of post-rock, which occurred towards the end of the 90s, is associated with the Canadian school, one of the most important and influential for the named direction, and its representatives - Godspeed You! Black Emperor and A Silver Mt. Zion. Another

tool that has found wide use in rock music is technique of montage and collage, which origin could be found in the American avant-garde at the beginning of the century, it became widespread among European composers. In a non-academic environment, variants of sound collages first appear in the late works of The Beatles. In this study, considerable attention is paid to John Zorn's works of the 90s, which were based on this trend. An analysis of his projects - the groups Naked City and Painkiller - showed that the montage and collage techniques and their inherent arbitrariness, randomness in relation to the constituent elements of the composition turn out to be ones of the leading ways of music organization in experimental rock compositions.

Keywords: avant-garde, collage, minimalism, repetition technique, post-rock, experimental rock, John Zorn, Naked City, Godspeed You! Black Emperor, A Silver Mt. Zion.

For citation: Slobodchikova A. Modern rock music and the 20th century music avant-garde // South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 2. Pp. 44-49.

DOI: 10.52469/20764766_2022_02_44

-* - ■■ ^ *■• - ■

На сегодняшний день в научной литературе и изданиях журналистского толка насчитываются десятки наименований стилевых направлений рока: авант-рок (avant-rock), нойз-рок (noise rock), краут-рок (krautrock), математический рок (math rock), неопрогрессивный рок (neoprogressive rock), пост-рок (post-rock), пост-панк (post-punk), ноу-вейв (no wave) и др. При всем различии и неоднородности перечисленных явлений общим знаменателем для них выступает тенденция к обновлению жанрово-стилевой системы посредством диалога с музыкальным авангардом профессионального композиторского творчества XX века.

Доминирующий стиль рок-музыки с его экспрессивной стилистикой, утверждавшейся в 60-е годы, в практике своих главных адептов обнаруживает и противоположные тенденции. Через «артизацированные» образцы рока, «музыкальная сущность которых предельно эмансипировалась и обрела самодовлеющий характер» [1, с. 106], происходило постепенное усложнение языка и отказ от песенно-куплетных структур, что в последующие годы обусловило появление не свойственных стилю свободных, процессуальных форм медитативного характера.

В 90-е годы названные тенденции получили широкое распространение благодаря расцвету пост-рока, который на ранних этапах своего становления, в конце 80-х - начале 90-х годов, испытал сильное влияние множества экспериментальных музыкальных направлений: конкретной музыки, академического минимализма, британского IDM (Intelligent dance music - «умная» танцевальная музыка), эмбиента, джаза и, конечно, экспериментальных ответвлений самого рока -космического, математического, краут-рока, прогрессив-рока и др. Музыкальный критик С. Рейнольдс, в начале 90-х годов привлекший внимание аудитории к пост-року, констатировал, что музыка в данном стиле представляет собой звуковые полотна и пейзажи, создан-

ные с помощью тембровых возможностей рок-инструментария, но без привлечения традиционных исполнительских техник, таких как риффы и пауэр-аккорды на электрогитаре [2; 3]. Названное стилевое направление воспринималось музыкантами как зона с размытыми границами, пространство возможностей, а не систематизированная модель.

Расцвет пост-рока, пришедшийся на конец 90-х годов, связан с деятельностью групп влиятельной канадской школы - Godspeed You! Black Emperor и A Silver Mt. Zion. Из преимущественно инструментальных композиций пост-рока полностью вытесняется песня - фундаментальное явление массовой музыки, определяющее особенности мелодии и формы. Сочинения представляют собой индивидуальные композиционные конструкции, не подходящие под определение ни традиционного для рока жанра песни, ни джазового джема, ни симфонии в академической музыке, что отражено уже в дебютной пластинке Godspeed You! Black Emperor «Ffi Afi ж» (1997), состоящей из двух (трех в переиздании на диске) продолжительных композиций.

В других случаях музыкальная мысль в пост-роке может облекаться в известные, но не типичные для рок-музыки формы. Структура композиции «13 Angels Standing Guard 'round the Side of Your Bed» («He Has Left Us Alone but Shafts of Light Sometimes Grace the Corner of Our Rooms...», 1999) группы A Silver Mt. Zion вызывает определенные аналогии с барочными вариациями на basso ostinato: построение на остинатном повторении гармонической последовательности из восьми созвучий, воспроизведенных ансамблем синтезированных вокальных линий. С каждым новым проведением паттерна увеличивается количество инструментальных голосов, создающее эффект постепенного возрастания динамики с последующим спадом по мере «выключения» партий (Пример 1).

Пример 1

A Silver Mt. Zion. «13 Angels Standing Guard 'round the Side of Your Bed» («He Has Left Us Alone but Shafts of Light Sometimes Grace the Corner of Our Rooms...», 1999) Повторяемый паттерн

Свойственные пост-року репетитивность в организации материала, постепенность развертывания не были абсолютной инновацией в мире музыки. По сути, названные принципы непосредственно заимствованы из академического минимализма, из которого Godspeed You! Black Emperor черпали идеи и вдохновение и даже создали композицию, уже своим названием напрямую указывающую на соответствующий источник: «Steve Reich» (1998) - стилизация, запечатлевшая особенности индивидуального почерка С. Райха1.

Другой показательный пример из творческого багажа той же группы - сочинение «Moya» («Slow Riot for New Zero Kanada», 1999), известное под концертным названием «Gorecki» - по имени Х. Гурецкого. Первоисточником для создания данной работы явилась «Симфония скорбных песнопений» № 3, op. 36 польского композитора, ознаменовавшая отказ автора от авангардистской эстетики в пользу минималистской с радикальным упрощением музыкального языка и структуры, опорой на принципы многократной повторности и незначительные изменения музыкального материала в пределах композиционного времени. Основной тема-тизм «Moya» связан одновременно и с заглавной интонацией, открывающей симфонию Х. Гурецкого, и с мелодией секвенции «Dies irae». В процессе развертывания в сочинении Godspeed You! Black Emperor угадываются и другие черты произведения польского автора: поступенное движение ровными длительностями, интонации опевания, преобладание модальной системы звуковысотной организации, элементы поли-фонизации фактуры.

В рок-музыке применению и переосмыслению подвергается также развившаяся в европейском авангарде монтажно-коллажная техника, основанная на принципе произвольности, случайности в отношении элементов, из которых выстраивается композиция. Существенный шаг в данном направлении сделали еще The Beatles в композиции «Revolution 9» («The Beatles», 1968), которая содержит около 45 источников

музыкального и внемузыкального происхождения, среди которых встречаются фрагменты из классики - «Симфонических этюдов» Р. Шумана, Седьмой симфонии Я. Сибелиуса [4, pp. 174-176].

Смелые находки The Beatles, содержащиеся в последних альбомах данного коллектива, были лишь началом важной линии в эволюции рока -линии, связанной с усвоением средств музыкального авангарда XX века. Динамичное продолжение этой линии - творчество авангардного композитора, джазового саксофониста Джона Зорна (1953 г. р.), который своими композициями конца 80-90-х годов вписал оригинальную страницу в историю экспериментального рока. Большая пропасть лежит между «звуковым беспределом» ливерпульской четверки (в духе конкретной музыки) и альбомами в роковой, фри-джазовой стилистике Джона Зорна, творившего в составе групп Naked City и Painkiller. В рамках названных проектов, ставших его творческими мастерскими в 90-е годы, Дж. Зорн вместе с авторитетными джазовыми и рок-музыкантами исследовал пределы композиторской мысли в тембровых и исполнительских границах традиционного инструментального состава рок-группы, дополненного саксофоном.

Сочинения Naked City - альбомы «Naked City» (1990), «Grand Guignol» (1992), «Radio» (1993), написанные в тесной связи с джазовой традицией, -отличаются агрессивным характером, быстрым темпом, преимущественно короткой продолжительностью (вплоть до 13 секунд) и привлечением элементов разных стилей с частой сменой таковых: джаза, хеви-метала, панк-рока, эмбиента, прогрессив-рока, грайндкора, кантри и др. В перечисленных выше альбомах, которым свойственна «непредсказуемость, произвольность, случайность, становящаяся закономерностью», мозаичный принцип обретает значение формообразующего фактора, и по-новому «интерпретируется одна из фундаментальных идей авангарда» [5, с. 139]. Основой композиций становятся такие художественные приемы, как цитирование и стилизация явлений музыкально-исторического прошлого, их ироничная трактовка, свободная игра образов, создаваемая посредством коллажного принципа организации. В совокупности названные сочинения отражают характерный способ мышления, связанный с эпохой постмодернизма.

Музыкальные миниатюры Дж. Зорна отличаются эклектичностью: в круговорот заимствований и стилизаций попадают образцы рок-музыки разных десятилетий и стилевых направлений преимущественно с ярко выраженным экспериментальным компонентом (группы Led Zeppelin,

King Crimson, Ruins, Boredoms, Massacre, Napalm Death и др.), фрагменты музыки к фильмам, блюзовые и джазовые композиции, сочинения академических авторов. Так, в альбоме «Naked City» встречаются намеренно чужеродные друг другу цитаты из цикла ренессансных мотетов «Пророчества сивилл» О. ди Лассо, фортепианной прелюдии «Затонувший собор» К. Дебюсси, поздних, фактически атональных прелюдий ор. 74 А. Скрябина, песни Ч. Айвза «The Cage», пятой части Квартета на конец времени О. Мес-сиана. В альбоме «Grand Guignol», в той же мере мозаичной конструкции, встречаются цитаты из Шести багателей для струнного квартета op. 9 А. Веберна и фрагменты из музыки балета И. Стравинского «Весна священная».

Дж. Зорн уделяет пристальное внимание как отдельным компонентам коллажа, так и особенностям их взаимодействия, что в конечном счете образует единое целое. Так, в партитуре композиции «Snagglepuss» («Naked City») общей длительностью немногим более двух минут запечатлены около трех десятков инструкций, отражающих разные музыкальные события. Одни содержат большую свободу для интерпретации (loud noise - громкий шум, all loud - все громко, 3 events each - по три события каждый, drunk falling up stairs - пьяное падение вверх по лестнице), другие требуют определенной предварительной подготовки и взаимопонимания в ансамбле (C Boogie Blues Band - буги-блюз группа в До, say solo very fast swing - играй соло под очень быстрый свинг)2 (Пример 2).

Пример 2 Naked City. «Snagglepuss» («Naked City», 1990) Партитура Дж. Зорна

шит,

--—

¿V/ ==¥w—= 4B-iff^ v. Л r.

Kr 'j '/ I № каы-J«1! й Щ i - .ua 1 -

>*ГуЛ

. J Ihu

I кЛН Wfí IflrHiV^» гШШ :

С—~— Itj M M.

___

< » I- кшшитшшттяя

Еще один образец - композиция «Speedfreaks» из альбома «Grand Guignol» длительностью менее минуты, состоящая из тридцати двух отдельных блоков различных музыкальных стилей, жанров, звуков и шумов. Автора «беспокоит не столько то, как все звучит, сколько, как все работает» [6, p. 528]. Деликатная композиторская работа направлена на поиск правильной последовательности фрагментов, баланса и дисбаланса музыкальных параметров (темпа, инструментовки, тональности, динамики) с целью сохранить слушательский интерес. При прослушивании данных хардкорных миниатюр создается впечатление самопроизвольного переключения каналов радиовещания, длительности звучания каждого из которых едва достаточно для того, чтобы получить определенное представление о музыкальном стиле, поскольку на смену приходит другой звуковой образ.

Следующий альбом Naked City «Radio» организован по иному принципу: каждая композиция представляет собой аллюзию на несколько композиторских или исполнительских стилей, источники которых указаны на обложке диска. Подавляющая часть данных источников - это рок-группы разных десятилетий и стилевых направлений, отличающиеся в своем творчестве прогрессивистскими установками - от общепризнанных арт-роковых King Crimson и хард-роковых Led Zeppelin до экспериментальных форм метал-музыки и ее многочисленных разновидностей: The Accüsed, OLD, Melvins, Septic Death, Agnostic Front, Siege, Boredoms, SPK, Hellfire, Corrosion of Conformity, Carcass, Extreme Noise Terror, Massacre, Repulsion, Napalm Death. Кроме того, большая доля композиций альбома с явно выраженной джазовой коннотацией связана с творчеством выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Ч. Мингуса, О. Коул-мана, Э. Брэкстона, Э. Блэквелла, Ч. Хейдена, Р. Гарленда. Источниками аллюзий становится музыка к кинофильмам и анимационным картинам (Э. Морриконе, С. Кана, К. Сталлинга, Б. Херрманна), академических композиторов ХХ века (А. Веберна, M. Фелдмана, И. Стравинского), коллективов с явно ориентальными чертами стиля музыки, представителей массовой индустрии. Весь перечисленный массив разных, порой далеких друг от друга источников, свободно сосуществующих в миниатюрах Дж. Зорна, составляет причудливый и сложный звуковой облик его сочинений.

Выразительный пример такого совмещения - двухминутная композиция «Krazy Kat», название которой происходит от имени персонажа американского комикса начала XX века. Стилистически пьеса опирается на материал

в духе музыкального сопровождения к анимационным фильмам эпохи немого кино и одновременно отсылает к творчеству К. Сталлинга в период его работы в студии «Warner Brothers» (на сегодняшний день «Warner Bros»). Пространство музыкального парадокса и абсурда насыщается шумовыми электронными вставками, динамическими агрессивными включениями в духе трэш-метала, джазовыми оборотами, цитатой темы вступления из «Весны священной» И. Стравинского, фрагментом в стиле кантри, конкретными шумами, а также намеком на двенадцатитоновую серию, звучащую лишь единожды (Пример 3).

Пример 3 Naked City. «Krazy Kat» («Radio», 1993) Двенадцатитоновая серия

Преобладание в музыке Дж. Зорна приемов и средств полистилистики непроизвольно вызывает аналогии с сочинениями Ш. Берио, А. Шнитке, стремившихся в своем творчестве передать собственное восприятие хаотичности и катастрофичности мира. В этом видится отражение единой направленности эволюции музыкального мышления, общность художественных явлений и идей представителей академической традиции и массового искусства. В русле постмодернистской эстетики и свойственным

ей стремлением преодоления жанровых и стилевых границ, Дж. Зорн c легкостью ассимилирует и адаптирует академические, джазовые, роковые стили для реализации своих творческих идей в рамках экспериментального проекта Naked City.

В заключение сделаем несколько важных обобщений. Поиски рок-музыкантов опираются не только на традиции музыкального авангарда середины XX века, но и вписываются в более широкую традицию. Постмодернистские процессы размывания границ между высокими и низкими формами искусства, снятие известной дихотомии массового и элитарного сделали возможным появление новых «форм плюралистичной культуры» [7, с. 277]. На сегодняшний день серьезные авторы и академической, и массовой музыки представляют сочинения, которым присущи выразительные эстетические свойства и которые требуют внимания подготовленного слушателя. Часто образцы искусства XX века становятся импульсом для появления нового художественного произведения, участвующего в формировании авангардного края современной рок-культуры, о котором Б. Мартин размышляет в контексте авант-рока [8]. Конкуренцию таким сочинениям составляет пестрый мир легкожанровой музыки, мотивы, стимулы и цели которой не подчинены новым художественным идеям, а направлены на удовлетворение предпочтений широкой аудитории, жаждущей приятных и легких развлечений.

■I > ПРИМЕЧАНИЯ « I.

1 Композиция была дважды исполнена и записана во время живых выступлений на John Peel Sessions в Лондоне и VPRO Sessions в Амстердаме. Более десяти лет спустя, в 2019 году, Московский коллектив A Tamed Bliss Ensemble также сделал запись данной песни.

2 Впоследствии партитура была интерпретирована и исполнена джазовым ансамблем Gabriele Coen Quintet в 2013 году на концерте «Plays the music of John Zorn», посвященном творчеству Дж. Зорна.

■ I » ЛИТЕРАТУРА « i.

1. Цукер А. М. Рок в мире музыки ХХ века // Материалы международной научно-практической конференции V Серебряковские научные чтения. Волгоград: ВМИИ им. П. Серебрякова, 2007. Кн. 1. С. 105-120.

2. Абрамов А. О. Полуденные сети и быстро движущиеся вещи: ностальгии и терминальные пространства британского стоп-рока // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. Москва: Новое литературное обозрение, 2020. № 6 (134). С. 161-175.

3. Reynolds S. The Rock Beyond. Post-Rock, published as «The Rock Beyond» director's cut version, Village Voice, August 1995. URL: https://reynoldsretro.blogspot.com/2017/08/the-rock-beyond.html (дата обращения: 11.01.2022).

4. Everett W. The Beatles as Musicians: Revolver Through the Anthology. New York: Oxford University Press, 1999. 416 p.

5. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока. СПб.: Композитор, 2008. 312 с.

6. Gagne C. Soundpieces 2: Interviews with American Composers. The Scarecrow Press, Metuchen (New Jersey) - London: Scarecrow Press, 1993. 557 p.

7. Шак Ф. М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины XX - начала XXI в.: дис. ... докт. иск. (17.00.02). Ростов н/Д, 2018. 366 с.

8. Martin B. Avant Rock Experimental Music from the Beatles to Bjork. Peru, Illinois: Carus Publishing Company, 2002. 269 p.

■ i > REFERENCES « ■■

1. Tsuker A. Rok v mire muzyki XX veka [Rock in the World of 20th-century Music]. In: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii V Serebrjakovskie nauchnye chtenija [Materials of the International Research and Practical Conference V Serebryakov Scientific Readings]. Volgograd: P. Serebrjakova Volgograd Musical Institute of Arts, 2007. Issue 1. Pp. 105-120.

2. Abramov A. Poludennye seti i bystro dvizhushhiesja veshhi: nostal'gii i terminal'nye prostranstva britanskogo stop-roka [Midday Networks and Fast Moving Things: Nostalgia and Terminal Spaces of British Stop-rock]. In: Neprikosnovennyj zapas. Debaty o politike i kul'ture [Emergency Ration. Debate About Politics and Culture]. Moscow: New Literary Review, 2020. № 6. Pp. 161-175.

3. Reynolds S. The Rock Beyond. Post-Rock, published as «The Rock Beyond» director's cut version, Village Voice, August 1995. URL: https://reynoldsretro.blogspot.com/2017/08/the-rock-beyond.html (date of application: 11.01.2022).

4. Everett W. The Beatles as Musicians: Revolver Through the Anthology. New York: Oxford University Press, 1999. 416 p.

5. Syrov V. Stilevye metamorfozy roka [Stylistic Metamorphosis of Rock]. St. Petersburg: Kompozitor, 2008. 312 p.

6. Gagne C. Soundpieces 2: Interviews with American Composers. The Scarecrow Press, Metuchen (New Jersey) - London: Scarecrow Press, 1993. 557 p.

7. Shak F. Dzhaz i massovaja muzyka v sociokul'turnyh processah vtoroj poloviny 20 - nachala 21 v. [Jazz and Mass Music in the Socio-cultural Processes of the Second Half of the 20th - early 21th Centuries]: Thesis of Dr. Sci. (Art). Rostov-on-Don, 2018. 366 p.

8. Martin B. Avant Rock Experimental Music from the Beatles to Bjork. Peru, Illinois: Carus Publishing Company, 2002. 269 p.

Слободчикова Анастасия Юрьевна

помощник проректора по учебной и воспитательной работе, аспирант кафедры теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону

slobodchikova.rgk@mail.ru ORCID: 0000-0003-3313-4155

Anastasia Yu. Slobodchikova

Assistant of Vice-President for Educational Work, Postgraduate student at the Department of Music Theory and Composition S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don slobodchikova.rgk@mail.ru ORCID: 0000-0003-3313-4155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.