Научная статья на тему 'Современная проверка принципов Устава ООН: украинский узел'

Современная проверка принципов Устава ООН: украинский узел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS ORGANIZATION / УСТАВ ООН / UNITED NATIONS CHARTER / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / INTERNATIONAL LAW / ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС: РФ / CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ФРГ / GERMANY / КИТАЯ / CHINA / ДАНИИ / DENMARK / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ARMED CONFLICT / ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ. ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / EXTRATERRITORIAL PRINCIPLE OF THE CRIMINAL LAW IN SPACE. DONETSK PEOPLE''S REPUBLIC / ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / LUGANSK PEOPLE''S REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куксин Иван Николаевич

В статье анализируются экстремистские события на Украине последнего времени, связанные с государственным переворотом в феврале 2014 г. дается правовая оценка и предпринимается попытка извлечь из них уроки для нашей страны. Автор, исходя из норм международных конвенций, обосновывает право России на уголовное преследование лиц за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, реабилитацию нацизма, факты терроризма, геноцида, применение запрещенных средств и методов ведения войны, наемничества, безвестных исчезновений, похищений и убийств людей, воспрепятствование журналистской деятельности на основе экстерриториального принципа действия уголовного закона в пространстве, который регламентируется международными договорами и предполагает осуществлять уголовное преследование, вне зависимости от места совершения преступления, тех лиц, которые представляют особую общественную опасность, а совершенные ими преступления создают угрозу глобальному миру и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VERIFICATION OF THE PRINCIPLES OF THE UN CHARTER: UKRAINIAN KNOT

The article analyzes last violent events in Ukraine, associated with the state coup in February 2014. The author gives them a legal assessment and tries to draw lessons from them for our country. On the basis of the norms of international conventions, the author justifies the right of Russia to criminal prosecution for public incitement to a war of aggression, the rehabilitation of Nazism, terrorism, genocide, the use of prohibited means and methods of warfare, mercenaries, obscure disappearances, kidnappings and killings, obstruction of journalistic activity based on the extraterritorial principle of the criminal law in space. This principle is regulated by international agreements and expects to prosecute, regardless of where the crime was committed, those persons who represent a special danger to the public, and their crimes pose a threat to global peace and security.

Текст научной работы на тему «Современная проверка принципов Устава ООН: украинский узел»

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Decree of the President of the Russian Federation from 12.05. 2009, No. 537, P. 6, Collection of Legislation of the Russian Legislation, 2009, No. 20, PT. 2444.

4. The Concept of the National Program of Improving Financial Literacy of the Population of the Russian Federation. Approved by Order of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008, No. 1662, Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 29 December 2008, No. 2043 -R.

5. Zelentsova A.V., E.A. Blyskavka, Demigod.N. Improving Financial Literacy: International Experience and Russian Practice. Zipser, 2012,112 p. 6. Medvedev V.N., Tomazova O.E. Modernization of the Russian State and the State Financial Control, State and Law, 2011, No. 2. 7. Nersesyants V.S. Philosophy of Law. M., 2000, 256 p.

8. Novozhenov A. Caught with Cash-out: Responsibility of Participants of Grey Schemes, Economic crimes, 2009, No. 3.

9. Rayanov F.M. Problem of Formation of Rule of Law State in Russia, Economics and Management, No. 4 (78), 2007.

10. Sattarova N. A. On Financial Security, Russian Justice, 2015, No. 4.

11. Safonov O.A. Financial-legal Means of Ensuring Economic Security. Thesis of Candidate of Legal Sciences, M., 2007.

12.URL: https:www. banki.ru (accessed 30.11.2015).

Дата поступления: 16.01.2016 Received: 16.01.2016

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 342.4

СОВРЕМЕННАЯ ПРОВЕРКА ПРИНЦИПОВ УСТАВА ООН: УКРАИНСКИЙ УЗЕЛ*

КУКСИН Иван Николаевич

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия. E-mail: proffKuk-1944@yandex.ru

В статье анализируются экстремистские события на Украине последнего времени, связанные с государственным переворотом в феврале 2014 г. дается правовая оценка и предпринимается попытка извлечь из них уроки для нашей страны. Автор, исходя из норм международных конвенций, обосновывает право России на уголовное преследование лиц за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, реабилитацию нацизма, факты терроризма, геноцида, применение запрещенных средств и методов ведения войны, наемничества, безвестных исчезновений, похищений и убийств людей, воспрепятствование журналистской деятельности на основе экстерриториального принципа действия уголовного закона в пространстве, который регламентируется международными договорами и предполагает осуществлять уголовное преследование, вне зависимости от места совершения преступления, тех лиц, которые представляют особую общественную опасность, а совершенные ими преступления создают угрозу глобальному миру и безопасности.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Устав ООН, международный правопорядок, принципы и нормы международного права, Уголовный кодекс: РФ, ФРГ, Китая, Дании, вооруженный конфликт, экстерриториальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика.

MODERN VERIFICATION OF THE PRINCIPLES OF THE UN CHARTER: UKRAINIAN KNOT

KUKSIN Ivan Nikolaevich

Doctor of Sciences (Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the State Autonomous Educational Institution of Moscow "Moscow City Pedagogical University", Moscow, Russia.

E-mail: proffKuk-1944@yandex.ru

The article analyzes last violent events in Ukraine, associated with the state coup in February 2014. The author gives them a legal assessment and tries to draw lessons from them for our country. On the basis of the norms of international conventions, the author justifies the right of Russia to criminal prosecution for public incitement to a war of aggression, the rehabilitation of Nazism, terrorism, genocide, the use of prohibited means and methods of warfare, mercenaries, obscure disappearances, kidnappings and killings, obstruction of journalistic activity based on the extraterritorial principle of the criminal law in space. This principle is regulated by international agreements and expects to prosecute, regardless of where the crime was committed, those persons who represent a special danger to the public, and their crimes pose a threat to global peace and security.

Key words: United Nations Organization, United Nations Charter, international law, principles and norms of international law, Criminal Code of the Russian Federation, Germany, China, Denmark, armed conflict, extraterritorial principle of the criminal law in space. Donetsk People's Republic, Lugansk People's Republic.

В текущем году мировое сообщество торжественно отметило 70-летний юбилей Организации Объединенных Наций. Президент России, выступая на пленарном заседании юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке сказал, что «Организация Объединённых Наций - структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности» [1].

24 октября 1945 года вступил в силу Устав ООН, который закреплял принципы и цели организации, как воплощение не только идеалов и надежд человечества, но и веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равенство прав больших и малых наций.

Однако юбилейное торжество ООН сопровождается нестабильностью и потрясениями в мире, о чем особенно свидетельствуют события на Ближнем Востоке в Северной Африке и на Украине. Последствия необдуманных действий со стороны отдельных стран, прежде всего США, Великобритании, которые как им кажется несут «демократию», хорошо известны. Города превращаются в руины, происходит резкий рост терроризма, расползание оружия и как следствия возникновение внутригосударственных вооруженных конфликтов, что влечет гибель гражданского населения и многомиллионный поток беженцев. Примером служат Украина, Ближний Восток и Африка.**

Процессы глобализации усложнили всю систему современных международных отношений. Происходящие перемены вносят изменения в сложившиеся после Второй мировой войны мировой порядок и далеко не в лучшую сторону. В настоящее время перед человечеством стоит труднейшая задача -формирования нового мирового порядка. Он должен отражать идеалы мира и справедливости, основанные на широком сотрудничестве государств и учете их интересов. Сегодня мы наблюдаем множество конфликтов различной интенсивности, которые вступают в противоречие с идеальным представлением о мире. И вполне естественно, что Россия, как одна из многих стран, которые непреложно выполняют нормы международного права, испытывает потребность в том, чтобы вернуться к истокам и вдохнуть новую жизнь в те идеалы, которые закреплены в целях и принципах Устава ООН. Для этого международный правопорядок должен быть основан на безусловном соблюдении принципов и норм международного права. Но как показывает международная практика отдельных государств не все они желают строить взаимоотношения на указанных принципах и нормах. Некоторые страны, именующие себя носителями эталонной демократии, демонстративно попирают международное право. И как отметил в своем интервью руководитель администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов: «Для них законы не писаны, точнее они признают единственный: кто сильнее, тот прав. Все это очень опасно. Мы ведь живем не в джунглях, никому не позволено разрушать миропорядок» [61.

Это хорошо было продемонстрировано на примере событий на Украине. Люди действительно там хотели перемен. Однако вместо реформ, внешнее вмешательство США и политиков отдельных стран Европейского Союза, привело к тому, что государственные институты, да и сам уклад жизни был бесцеремонно разрушен. Вместо обещанных перемен, направленных на ликвидацию коррупции, повышение уровня жизни простых людей, утверждения и укрепления демократических институтов, произошла социальная катастрофа, а права человека, включая право на жизнь, ни во что не ставится. Тот вооруженный конфликт, который был навязан киевской властью Донбассу, при попустительстве и прямой поддержки США и Европейского Союза, только лишь за право говорить на том языке с которым ты родился и вырос являются ярким доказательством. Возникает вопрос: кто-то должен нести ответственность за те злодейские деяния, которые были совершены на территориях Луганской и Донецкой областях? Ведь на сегодняшний день хорошо известны имена тех, которые отдавали преступные приказы, призывали к их исполнению или были их непосредственными исполнителями. В частности, это В. Муженко начальник генерального штаба Вооруженных сил Украины, В. Гелетей, бывший министр обороны Украины, А. Аваков, министр внутренних дел Украины, И. Коломойский, бывший губернатор Днепропетровской области [3], Д. Корчинский, руководитель УНА-УНСО, И. Мазур, руководитель киевского отделения УНА-УНСО, Д. Ярош, советник Главнокомандующего Вооруженных сил Украины, В. Бобрович, командир карательного отряда «Арго», О. Тягнибок, А. Тягнибок депутаты Верховной Рады, В. Мамалыга, активный член ряда националистических движений [4]. В настоящее время в производстве Следственного комитета РФ находится более 50 уголовных дел по фактам убийств гражданского населения на территории юго-востока Украины и применения запрещенных средств и методов войны. Но самое страшное, что преступления совершаются в том числе и в отношении детей. В ходе расследования признаны потерпевшими более 2 тысяч несовершеннолетних [5]. Время идет, и чтобы не создавалось иллюзий у тех, кто повинен в безвинно загубленных тысяч ни в чем не повинных людей, должны помнить, что над их головами висит «дамоклов меч» в виде норм права, которые рано или поздно позволят восстановить справедливость путем привлечения их к уголовной ответственности, чтобы вынести справедливые наказания, в память тех жертв, которые погибли по их вине.

Против перечисленных лиц Следственным комитетом России возбуждены уголовные дела. В этой связи возникает закономерный вопрос: не является ли уголовное преследование перечислен-

ных лиц вторжением в суверенитет Украины? Нет не является, так как право России на уголовное преследование указанных лиц основывается на так называемом экстерриториальном принципе действия уголовного закона в пространстве. Они позволяют распространить юрисдикцию России на те преступные деяния, которые совершены за ее пределами. В этой сфере действует ряд положений, вытекающих из международных конвенций и носят универсальный международный характер.

При принятии Конституции РФ в ч. 4 ст. 15 было закреплено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Реализация данного положения получила в ч. 3 ст. 12 УК РФ. «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».

Приведенная норма, основываясь на принципах международного права позволяет распространить действия российского уголовного закона на преступления, совершенные за пределами Российской Федерации против интересов России, наших граждан, при условии, что причастные к преступлению лица не были осуждены в иностранном государстве.

Россия не уникальная страна в этом плане. Многие государства, руководствуясь нормами международных договоров, закрепили в своих законодательствах подобные положения с тем, чтобы эффективно противодействовать международной преступности. Так, например, в Уголовном кодексе ФРГ в §7 Действие уголовного права в отношении деяний, совершенных за границей сказано: «(1) Германское уголовное право действует в отношении деяний, которые совершаются за границей против гражданина ФРГ, если деяние по месту его совершения уголовно наказуемо или по месту совершения деяния оно не подпадает под действие карательной власти». В Уголовном кодексе КНР в ст. 9 закреплено: «К лицам, совершившим преступления, в отношении которых Китайская Народная Республика заключила международные договоры или присоединилась к ним, в пределах осуществления уголовной подсудности по этим договорам применяется настоящий Кодекс». В Уголовном кодексе Дании § 8 закреплены следующие положения: «Следующие деяния, совершенные за пределами территории Датского государства, также должны подпадать под уголовную юрисдикцию Дании, независимо от гражданства нарушителя: 1) если деяние посягает на независимость, безопасность, Конституцию или государственную власть Датского государства, официальные обязанности по отношению к государству или такие интересы, правовая защита которых зависит от личной связи с Датским государством; или ... 3) если деяние, совершенное за пределами территории, признанной международным правом в качестве принадлежащей какому-либо государству, посягает на Датского гражданина или на лицо, постоянно проживающее в Датском государстве, если указанное деяние наказуемо приговором, более строгим, чем простое заключение под стражу; или ... 5) если деяние предусмотрено международной конвенцией, во исполнение которой Дания обязана начать судопроизводство.».

Приведенная ст. 12 УК РФ и подобные статьи других стран позволяют вести борьбу уголовно-правовыми средствами против тех лиц, которые совершили преступления не только против граждан конкретного государства, но и против интересов государства. Речь в данном случае идет о возможности государства осуществлять уголовное преследование, вне зависимо от места совершения преступления, тех лиц, которые представляют особую общественную опасность, а совершенные им преступления создают угрозу глобальному миру и безопасности. Таким образом, с одной стороны, круг деяний, на которые распространяется универсальная юрисдикция ограничена, а с другой - закрепленные в национальных уголовных кодексах подобные нормы, допускают привлекать к уголовной ответственности по национальным уголовным законам тех лиц, которые совершили преступления, предусмотренные международными договорами.

На практике процесс привлечения к уголовной ответственности тех лиц, которые совершили особо тяжкие преступления, подпадающие под нормы международного права далеко не простой. В первую очередь обязанность судебного преследования за такие преступления лежит на той стране, на территории которой они были совершены. Как показали события на Украине, правоохранительная система этого государства в силу не только политической обстановки, но и прямого нежелания, не реализуют эту обязанность. Сегодня доподлинно известно, что по тем немногим делам, производство по которым было открыто в отношении членов добровольческих карательных батальонов, активных участников националистических движений практически закончилось ничем. Подтверждением сказанного является отчет Международной консультативной группы, сформированной генсеком Совета Ев-

ропы Турбьерном Ягландом. Отчет международных наблюдателей подтвердил неоднократные заявления России, которая указывала на недопустимость и пассивность украинского правосудия. В итоге это привело к неспособности украинских властей выявить ответственных за гибель людей 2 мая 2014 года в г. Одессе. Так комиссия констатировала: «Международная консультативная группа считает, что недостатки следствия, указанные в отчете, негативно сказались на способности власти выявить обстоятельства преступлений, совершенных во время событий в Одессе, и установить виновных лиц» [7]. И если такие государства как Украина не желают или не могут выполнить лежащую на них прямую обязанность, то нормы международного права дают возможность сделать это другим государствам как участникам глобальной системы обеспечения мира и безопасности человечества. И Россия воспользовалась таким правом. На момент написания статьи у следователей управления Следственного комитета Российской Федерации, которое было создано 04 июля 2014 году для расследования совершенных представителями силовых структур Украины на территории юго-востока Украины тяжких и особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества в производстве находится несколько десятков уголовных дел по фактам многочисленных убийств гражданского населения на территории юго-востока Украины, применения запрещенных средств и методов ведения войны, геноцида национальной группы русскоязычных лиц, проживающих в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках, похищения людей, воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов и их убийства, наемничества и др. В рамках уголовных дел проводится активная работа по установлению причастных к данным преступлениям лиц и сбору объективных доказательств, необходимых для их уголовного преследования, объявления в международный розыск и ареста. В процессе проделанной следственной работы выявлены факты преступной деятельности лиц из числа высшего политического и военного руководства Украины, а также подконтрольных им вооруженных формирований, которые в период вооруженного конфликта на Донбассе в нарушение общепризнанных норм и принципов международного права с целью полного уничтожения национальной группы русскоязычных лиц (среди которых женщины, дети, лица престарелого возраста), проживающих на территории юго-востока Украины, путем их убийства, причинения тяжкого вреда их здоровью и иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое устранение членов этой группы, организовали применение тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия при обстрелах населённых пунктов самопровозглашённых ДНР и ЛНР, в результате которых прицельно обстреливались жилые дома, больницы, школы и детские сады. В отчете управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) сказано, что с середины апреля 2014 г. по 27 марта 2015 г. были убиты 6 тыс. 83 человека и 15 тыс. 397 получили ранения различной степени тяжести. Полностью либо частично разрушено и сожжено более 10 000 объектов жилой инфраструктуры (разрушены жилые кварталы, административные здания, больницы, школы, дошкольные учреждения, объекты коммунального хозяйства и жизнеобеспечения).

Общественную опасность указанным преступлениям придает и тот факт, что на юго-востоке Украины по оценке Международного Красного Креста имеет место «немеждународный вооружённый конфликт» [2]. Это обстоятельство предопределяет и квалификацию обвинения субъектов преступлений. Практически было грубейшим образом нарушен целый ряд положений международных конвенций. В частности:

- Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949 и Дополнительный протокол к ней от 12.08.1949, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 08.06.1977 (Протокол II)

- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 09.12.1948)

- Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989).

Нарушение норм указанных международных конвенций как раз и образуют объективную сторону расследуемых преступлений. В действующем Уголовном кодексе РФ это ст. 356 предусматривающая ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны, ст.357 геноцид, т.е. действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Кроме того, по этой категории дел, причастных к военным преступлениям, обвиняются по фактам многочисленных безвестных исчезновений, похищений людей, убийств, воспрепятствования журналистской деятельности, призыва к развязыванию войны, наемничества, реабилитации нацизма и других циничных и зверских преступлений.

Чтобы бороться с подобными преступлениями универсальная юрисдикция является одним из важнейших средств отправления правосудия, когда территориальная юрисдикция бездействует. А для этого требуются собранные доказательства, ибо вряд ли действующие украинские власти, да и европейские правоохранительные органы в сложившейся политической ситуации изъявят желания их собирать. Промедление с фиксацией следов преступлений, проведения допросов очевидцев и жертв,

изъятиям вещественных доказательств, может повлечь за собой их невосполнимую утрату, а, следовательно, и невозможностью привлечь к ответственности тех лиц, которые повинны в совершении указанных преступлений.

Примечания

* Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

** Так, например, по данным ФМС России на территории России всего находится около 2,5 миллионов граждан Украины, на территории Белоруссии 81 тысяча. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/66590 (дата обращения: 29.10.2015); По оценке Еврокомиссии, в течение следующий трех лет в Евросоюз прибудет около 5 млн новых беженцев. URL: http://inopressa.ru/article/24Sep2015/bild/eu_migrants.html (дата обращения: 29.10.2015).

Библиографические ссылки

1. Выступление В.В. Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: Мир без экспорта и революций // Российская газета. 2015. 29 сентября.

2. Вооружённый конфликт на востоке Украины. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вооружённый_конфликт_ на_востоке_Украины (дата обращения: 05.11.2015).

3. Козлова Н. Кто управляет хаосом // Российская газета. 2015. 10 сентября.

4. Козлова Н. Список Бастрыкина // Российская газета. 2015. 9 сентября.

5. Козлова Н. Детское дело // Российская газета. 2015. 30 сентября.

6. Поляков Ю. Что решает Кремль // Российская газета. 2015. 20 октября.

7. Федякина А. Следствие увели от майдана // Российская газета. 2015. 5ноября.

References

1.Vladimir Putin's Speech at the 70th Session of the UN General Assembly: a World without Export and Revolutions,

Rossiiskaya gazeta, 2015, September 29.

2. The Armed Conflict in Eastern Ukraine. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вооруженный_конфликт_на_востоке_ Украины (05.11.2015).

3. Kozlova N. Who Controls the Chaos, Rossiiskaya gazeta, 2015, September 10.

4. Kozlova N. Bastrykin's List, Rossiiskaya gazeta, 2015, 9 September.

5. Kozlova N. Children's Case, Rossiiskaya gazeta, 2015, 30 September.

6. Polyakov Yu. What does the Kremlin solve // ROS. gas. 2015. October 20.

7. Fedyakina A. Investigation is Gone away from Maidan, Rossiiskaya gazeta, 2015, 5ноября.

Дата поступления: 16.01.2016 Received: 16.01.2016

УДК 347

ИПОТЕКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ ГЕРМАНИИ

ФАРХИУЛЛИНА Олеся Раиловна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права ФГОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия E-mail: far-olesya@yandex. ru

Германским законодательством установлены три возможных вида залоговых прав на земельные участки: ипотека (Hypothek), поземельный долг (Grundschuld), рентный долг (Rentenschuld). Правовое регулирование залоговых прав осуществляется частью седьмой книги третьей Германского гражданского уложения. Все виды залоговых прав считаются обременениями земельного участка, и их возникновение подлежит регистрации в поземельной книге, являющейся аналогом российского Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Как российская ипотека, так и все виды залоговых прав в Германии являются обременениями земельных участков. Все виды земельных залоговых прав в Германии считаются ограниченными вещными правами.

Ключевые слова: залог недвижимого имущества, недвижимость, земельный участок, германское право, гражданское право.

MORTGAGE OF LAND IN GERMAN CIVIL LAW

FARKHIULLINA Olesia Railovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Chair of Civil Law of the Institute of Law of the FBSEI HE " Bashkir State University ", Ufa, Russia E-mail: far-olesya@yandex.ru

In German law, there are three possible types of legal lien of land: mortgage (Hypothek), land debt (Grundschuld), rental debt (Rentenschuld). Legal regulation of legal lien is performed by the seventh part of the third book of the German Civil Code. All kinds of legal liens are considered to be real burdens, and their occurrence is subject to registration in the land registry, which is an analogue of the Russian Unified State Register of rights to real property. As Russian mortgage and all kinds of German legal liens are real burdens. In Germany all types of legal liens are considered to be limited real rights.

Key words: pledge of real property, property, parcel of land, German law, civil law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.