Научная статья на тему 'Современная пресса Китая'

Современная пресса Китая Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3306
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ван Чунь

Статья рассматривает современные тенденции развития китайской печати. После культурной революции (1966-197бгг) китайская пресса сравнительно быстро восстанавливалась, а китайская журналистика стремительно развивалась и становится все более открытой в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CHINA'S MASS-MEDIA

This article about development and tendency Chinese pres in the modern.

Текст научной работы на тему «Современная пресса Китая»

СОВРЕМЕННАЯ ПРЕССА КИТАЯ ВАН ЧУНЬ

Кафедра теории и истории журначистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 Москва, Россия

Статья рассматривает современные тенденции развития китайской печати. После культурной революции (1966-197бгг) китайская пресса сравнительно быстро восстанавливалась, а китайская журналистика стремительно развивалась и становится все более открытой в начале XXI века.

- В 2005 г. в КНР выходило 225 наименований газет для крестьян общим тиражом 8,5 млн. экземпляров, поскольку в сельской местности проживает более 800 млн. человек (Женьминь Жибао — 7.03.2006). Кроме того, в ряде городов выходят дополнительные выпуски для пригородов. Так, «Бэйцзин жибао» («Ежедневная газета Пекин») для жителей Пекина и его пригородов выходит тиражом около 410 тыс. экземпляров, 64% которых расходятся по индивидуальной подписке. Центральной газетой для крестьян является «Чжунго нунминьбао» («Китайский крестьянин»), основанная в 1980 году. Она выходит три раза в неделю. Тираж газеты в 1984 г. составил 0,7 млн. экземпляров (Анализ и прогноз социальной ситуации в Китае. Пекин,- 2005.С.56). Сейчас газета называется «Нун-минь бао» (ежедневная газеты) тираж 400 тыс. Главная цель издания — пропаганда политики КПК в области сельского хозяйства. Все газеты данной категории помещают практические рекомендации по ведению сельского хозяйства, что способствует их популярности у населения. Китайская пресса приводит высказывания крестьян о том, что такая газета — «всё равно, что специалист в доме» (Женьминь Жибао— 11.03.2006). Ряд изданий рассчитан на специализированные темы: «Чжуань ху бао» («Специализированный крестьянин»), «Синь нунминь» («Новый крестьянин»), «Фуминьбао» («Чтобы крестьяне стали богаче») и др.

В КНР в конце 80 гг. издавалось 84 газеты для неханских народностей общим тиражом 830 тыс. экземпляров. Они выпускаются в основном местными народными правительствами. Также издаются две газеты для пенсионеров читателей.

В 1999 году уже появилось 144 газеты для различных национальностей. Среди них 50 на газет уйгурском языке, на монгольском языке — 27 газет, на тибетском—17, на корейском — 13, на казахском—16, на лисуском — 4 (лису — одно из национальных меньшинств Китая), на мяонском — 4 (мяо — одно из национальных меньшинств Китая), на дайском — 2 (дай — одно из национальных меньшинств Китая), на буииском — 2 (буи — одно из национальных меньшинств Китая), на чжуанском — 1 (чжуан — одно из национальных меньшинств

Китая), на дзинпоском — 1 (дзинпо — одно из национальных меньшинств Китая), на дзайуасском — 1 (дзай уа ■— одно из национальных меньшинств Китая), на насисском — 1 (наси — одно из национальных меньшинств Китая), на дуннском — 1 (дун — одно из национальных меньшинств Китая), на киргизском — 1 (киргизы — одно из национальных меньшинств Китая), на сибосском — 1 (сибо — одно из национальных меньшинств Китая) (http://www.univs.cn/univs/lzu/minzufengqing/info_display.php?id=l 00058).

Журналы типологически подразделяются на партийные, общественно-политические, научные, отраслевые, специализированные, литературно-художествен-ные и другие. Из издававшихся после образования КНР в 1949 году 305 различных журналов 166 являются в настоящее время общегосударственными (Женьминь Жибао 9.03.2005).

Среди молодежных изданий КНР наиболее крупными и влиятельными стали: молодежный журнал «Чжунго циннянь» («Китайская молодежь»), орган ЦК КПК журнал «Сюэси» («Учение»), двухнедельный политико-экономический журнал «Синь цзяньшэ» («Новое строительство»), журнал Всекитайской демократической федерации женщин «Синь Чжунго Фунюй» («Женщины нового Китая»), литературно-художественные журналы Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства «Жэньминь вэн сюэ» (газета «Народная литература») и «Вэньи бао» («Литература и искусство»). «Ляован» («Перспектива» — орган секретариата ЦК КПК — издается с апреля 1980 г. С января 1986 г. «Ляован» («Перспектива») начал выходить для зарубежных читателей.

«Бан юэ Тань» («Беседы раз в полмесяца») издается с 1980 года — партийное издание для кадровых работников низшего звена, которое разъясняет основные моменты внутренней и внешней политики КПК, дает официальную оценку международным событиям. Это малоформатный журнал, выходящий массовым тиражом. В 2005 году тираж увеличился до 200 тыс.

«Шицзе чжиши» («Знания о мире») издается с 1934 г., выходит ежемесячно, освещает проблемы международной жизни и внешней политики КПК.70% общего числа журналов посвящено естественным и общественным наукам. В 1985 г. число изданий по общественным наукам составляло более 400 наименований (Женьминь Жибао — 2.04.2001).

Самыми массовыми в современном Китае являются научно-популярные издания, цель которых состоит не только в популяризации научных знаний, но и в повышении авторитета науки, подорванного в период так называемой «китайской революции» («Чжунго Гайге Бао» издается с 1994 г., тираж 150 тыс.).

Большое распространение в 80-е годы получили литературно-художественные журналы. Они издаются сравнительно большим тиражом (2-3 млн. экземпляров) (www.people.com.cn).

Среди этих журналов наиболее популярными и тиражированными являются журналы «Душу» («Чтение»), «Сяошо юэбао» («Ежемесячная беллетристика») и др.

Положительной тенденцией развития прессы КНР стал бурный рост числа газет и журналов. В начальный период образования КНР в стране насчитывалось 382 газеты, а в 1968-1970 гг. их количество упало до 42. В год отстранения от власти «банды четырех» в КНР насчитывалось всего 182 газеты, которые все были «на одно лицо». В начале 80-х гг. периодика КНР насчитывала 1831 издание общим тиражом 17 млрд. экземпляров, а в 1985г. пресса была представлена 3783

изданиями тиражом более чем в 30 млрд. экземпляров. Хотя из расчета на душу населения в КНР этот уровень и не может сравниться с экономически развитыми странами, однако темпы развития периодической печати в КНР в настоящее время весьма высоки (Женьминь Жибао — 1.04.2002).

За прошедшие 30 лет политики реформы открытости, после 3-го пленума ЦК ЮЖ 11-го созыва в конце 1978 г. и до настоящего времени Китай добился небывалых успехов в развитии печатных СМИ КНР.

Газеты КНР можно разделить на всекитайские и местные. С точки зрения территориального размещения в число всекитайских входят: орган ЦК КПК «Жэнь-минь жибао» (ежедневная газета народа), «Гуанмин жибао» (ежедневная газета «Свет»), по проблемам науки, образования, литературы и искусства, орган Центрального совета «Цзефан цзюньбао» («газета Народно-освободительной армии») и «Цзинцзи жибао» («Ежедневная экономическая газета»), знакомящая читателей с экономической ситуацией в стране и за рубежом. Кроме вышеперечисленных, ежедневно издаются такие обще китайские газеты, как «Гунжэнь жибао» («Рабочая газета»), «Чжунго циннянь бао» («Китайская молодежь»), «Нунминь жибао» («Крестьянская газета»), «Чжунго фунюй бао» («Китайская женщина»), «Фачжи жибао» (юридическая газета «Правопорядок»), «Кэцзи жибао» («Наука и техника»), «Чжунго тиюй бао» («Китайский спорт»), «Вэньи бао» («Литература и искусство»). Широкой популярностью как в стране, так и за рубежом пользуется газета на английском языке «Чайна дейли» («Китайская ежедневная газета»), которая освещает для иностранцев самые разнообразные стороны общественной жизни КНР.

Современное положение китайской журналистики связано с положением существующей прессы. Китайское журналистское дело, осуществив реформу открытости, получило большое развитие в течение с 1978 г. по 2004 г.

В 1996 г. общий тираж выпускаемых в стране газетных изданий составил 18,1 млрд. экземпляров, а в 1997 г. — 19,3 млрд. экземпляров. В 1997 г. в Китае было издано 2,5 млрд. экземпляров журналов. Сегодня в прессе Китая работает более 400 тысяч журналистов (Женьминь Жибао — 12.05.2005).

В 2005 году в Китае насчитывалось более 1700 газет различного уровня и 9400 журналов. Все это периодическая пресса, общий тираж которой не выше 2,5 млрд. экземпляров («Цифры и факты». Китай. 2005). Агентство «Синьхуа» и Агентство «Китайские новости» стали международными агентствами. Китай добился небывалых успехов в развитии печатных СМИ (Женьминь Жибао — 7.01.2006).

Таким образом, мы видим, что печать в Китае очень хорошо развита; при этом иноязычная лексика проникает в язык-реципиент, главным образом через газеты и другие СМИ.

. Многие специалисты отмечают, что сегодня в Китае, как и в некоторых других районах мира, проток новых реалий влечет за собой появление огромного количества неологизмов и иностранной лексики, которое требуют отдельного анализа.

В конце прошлого века Китай, отказавшись от политики духовной самоизоляции, расширял культурные и научные связи с другими государствами и вместе с новыми понятиями активно заимствовал новые иностранные слова. В настоящее же время словарь языка ежедневно увеличивается более чем на 700 иностранных слов (Женьминь Жибао — 7.01.2006). Большинство иноязычных слов приходит в китайский язык благодаря именно газетам и журналам.

Необходимо, однако, учитывать тот факт, что язык газеты неоднороден, он определяется тематикой публицистических произведений. Очевидно, что наибольшее количество заимствований будет преобладать в специальной терминологической лексике, употребляемой в науке и технике, это подтверждается и статистическим анализом конкретного материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Женьминь Жибао. — 7.03.2006

2. Анализ и прогноз социальной ситуации в Китае. Пекин.- 2005.С.56

3. Женьминь Жибао.— 11.03.2006

4. http://www.univs.cn/univs/lzu/minzufengqing/info_display.php7icM 00058

5. Женьминь Жибао — 9.03.2005

6. Женьминь Жибао — 12.04.2001

7. www.people.com.cn

8. Женьминь Жибао — 1.04.2002

9. Женьминь Жибао— 12.05.2002

10. Цифры и факты. — Китай. — 2005

11. Женьминь Жибао — 7.01.2006

MODERN CHINA'S MASS-MEDIA

WONG ZHONG

Department of Theory and History of Journalism RussianPeoples' Friendship University Miklukho-Maklaya str. 6, 117198 Moscow, Russia

This article about development and tendency Chinese pres in the modem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.