Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
467
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ИДЕОЛОГИЯ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городнова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме совершенствования современной правовой идеологии. По мнению автора, на сегодняшний день практическая юридическая модель реализации правовой идеологии выглядит весьма размыто. Поскольку попрание справедливости, беззаконие имеют место в правовой среде, общество нуждается в правовой идеологии, которая станет универсальной для разных отраслей права и правопорядка, сможет сбалансировать разные мнения правящих партий, проявит разумное терпение к инакомыслию, будет основана на философии, истории и научной мысли. Автор предлагает отразить в ст. 13 Конституции Российской Федерации идею, что в Российской Федерации ни одна идеология не может быть признана обязательной, кроме провозглашенной в ст. 2 Конституции современной правовой идеологии, согласно которой высшей ценностью являются человек, его права и свободы. Исследователь приходит к выводу, что современная правовая идеология не должна отказываться от плюрализма. Она должна обеспечиваться волей народа, а не навязываться властью под страхом принуждения. Правовая идеология, определяя справедливость права, должна быть предопределена им. Автор резюмирует, что правовая идеология справедливости должна быть выражена на уровне закона для формирования у субъекта стереотипа поведения. Концепция справедливости правовой идеологии и ее межотраслевое значение заключаются в гармонизации взаимодействия и взаимообусловленности различных принципов права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEGAL IDEOLOGY: THE CONCEPT AND CURRENT PROBLEMS OF ITS IMPROVEMENT

The article is devoted to the problem of improving modern legal ideology. According to the author, today the practical legal model of the implementation of legal ideology looks very vague. Since the violation of justice and lawlessness take place in the legal environment, society needs a legal ideology that will become universal for various branches of law and order, be able to balance the different opinions of the ruling parties, show reasonable patience with dissent, and be based on philosophy, history and scientific thought.. The author proposes to reflect in article 13 of the Constitution of the Russian Federation the idea that in the Russian Federation no ideology can be recognized as mandatory, except for the modern legal ideology proclaimed in article 2 of the Constitution, according to which the highest value is a person, his rights and freedoms. The researcher comes to the conclusion that modern legal ideology should not abandon pluralism. It should be provided by the will of the people, and not imposed by the authorities on pain of coercion. Legal ideology, determining the justice of law, must be predetermined by it. The author summarizes that the legal ideology of justice should be expressed at the level of the law in order to form a stereotype of behavior in the subject. The concept of justice of legal ideology and its intersectoral significance lies in the harmonization of interaction and interdependence of various principles of law.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 340.114.5

СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

О.Н. Городнова

Статья посвящена проблеме совершенствования современной правовой идеологии. По мнению автора, на сегодняшний день практическая юридическая модель реализации правовой идеологии выглядит весьма размыто. Поскольку попрание справедливости, беззаконие имеют место в правовой среде, общество нуждается в правовой идеологии, которая станет универсальной для разных отраслей права и правопорядка, сможет сбалансировать разные мнения правящих партий, проявит разумное терпение к инакомыслию, будет основана на философии, истории и научной мысли.

Автор предлагает отразить в ст. 13 Конституции Российской Федерации идею, что в Российской Федерации ни одна идеология не может быть признана обязательной, кроме провозглашенной в ст. 2 Конституции современной правовой идеологии, согласно которой высшей ценностью являются человек, его права и свободы.

Исследователь приходит к выводу, что современная правовая идеология не должна отказываться от плюрализма. Она должна обеспечиваться волей народа, а не навязываться властью под страхом принуждения. Правовая идеология, определяя справедливость права, должна быть предопределена им.

Автор резюмирует, что правовая идеология справедливости должна быть выражена на уровне закона для формирования у субъекта стереотипа поведения. Концепция справедливости правовой идеологии и ее межотраслевое значение заключаются в гармонизации взаимодействия и взаимообусловленности различных принципов права.

Ключевые слова: идеология; правовая идеология; правовая идеология демократического общества; политическая (государственная) идеология; уголовно-правовая идеология; культурный код.

O.N. Gorodnova. MODERN LEGAL IDEOLOGY: THE CONCEPT AND CURRENT PROBLEMS OF ITS IMPROVEMENT

The article is devoted to the problem of improving modern legal ideology. According to the author, today the practical legal model of the implementation of legal ideology looks very vague. Since the violation of justice and lawlessness take place in the legal environment, society needs a legal ideology that will become universal for various branches of law and order, be able to balance the different opinions of the ruling parties, show reasonable patience with dissent, and be based on philosophy, history and scientific thought..

The author proposes to reflect in article 13 of the Constitution of the Russian Federation the idea that in the Russian Federation no ideology can be recognized as mandatory, except for the modern legal ideology proclaimed in article 2 of the Constitution, according to which the highest value is a person, his rights and freedoms.

The researcher comes to the conclusion that modern legal ideology should not abandon pluralism. It should be provided by the will of the people, and not imposed by the authorities on pain of coercion. Legal ideology, determining the justice of law, must be predetermined by it.

The author summarizes that the legal ideology of justice should be expressed at the level of the law in order to form a stereotype of behavior in the subject. The concept of justice of legal ideology and its intersectoral significance lies in the harmonization of interaction and interdependence of various principles of law.

Keywords: ideology; legal ideology; legal ideology of a democratic society; political (state) ideology; criminal legal ideology; cultural code.

Идея - это мысль, которая отвечает на во- можно назвать идеей. Идеей является только прос «Что делать?». Однако не любую мысль та мысль, которая направлена на преобразова-

ние реальной действительности. В переводе с греческого идеология - «наука об идеях». Для раскрытия сущности и содержания понятия «идеология» проанализируем два высказывания: «этот ковер белого цвета» и «этот красивый ковер белого цвета». Первое утверждение, в отличие от второго, не является проявлением идеологического мировоззрения. Соответственно, идеология появляется там, где присутствует субъективизм (одним ковер белого цвета будет казаться красивым, другим - нет). Каждый выражает собственное оценочное отношение к какому-либо процессу, явлению на основе сформированной картины мира, влияющей на его восприятие. В этом смысле идеология и законы логики расходятся. С одной стороны, логично рассуждать об отсутствии необходимости закрепить идеологию как правовую на конституционном уровне, с другой стороны, Конституция Российской Федерации сама по себе является идеологическим законом, который выражает оценочную модель правового регулирования. Если каждый из нас имеет собственную оценку происходящего, то возникает вопрос: почему основной закон государства не дает единую и идеальную для всех оценку правовой действительности? В зависимости от того, какие материалы были использованы для изготовления ковра, большинством голосов ковер действительно может быть признан белым и красивым. Следовательно, в идеологии присутствует объективность.

Идеологические вопросы являются предметом вечной дискуссии. Активные члены общества спорят об идеологической борьбе, идеологическом приоритете. Однако однозначно сказать, что представляет собой идеология, многие затрудняются, хотя понимают и осознают роль идеологии на бытовом уровне восприятия. При опросе рядовых граждан (респо-дентами выступили более 200 обучающихся на юридическом факультете) на вопрос «В чем предназначение идеологии?» 60 % опрошенных ответили, что идеология является способом борьбы за власть. Следовательно, идеология и объективность, по мнению представителей общества, имеют точки пересечения.

Термин «идеология» впервые ввел в оборот философ Д. де Траси в XVIII в. По мнению философа, идеология призвана исследовать человеческое мышление, найти ответы на вопросы, что есть истина, а что - ложь. Д. де Траси представлял идеологию как анализ идей, законов [5].

В современном словаре термин «идеология» представлен менее широко: система взглядов, идей, в которых осознанно представлены

отношения индивидов, содержатся установки социальной реальности [4].

Различной была трактовка идеологии учеными в зависимости от предназначения. Так, немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс представляли идеологию как воплощение мыслей, принципов, ресурс для классовой борьбы [2]. Американский социолог Д. Белл, будучи основателем концепции деидеологизации, под которой понимал отход от ценностей (в первую очередь отсутствие интереса американской молодежи к политической сфере), трактовал идеологию как инструмент правящих элит.

Л. Альтюссер классифицировал государственный аппарат на идеологический и репрессивный, полагая, что общественно-социальные структуры (учреждения образования, средства массовой информации) функционируют благодаря идеологии, а правоохранительная система - благодаря принуждению. Под идеологией французский философ и социолог понимал отношение социума к его реальным условиям и бытию.

Различные учебные пособия по философии, словари предлагают ряд емких суждений об идеологии: «идеология - это наука о происхождении идей»; «это система идей, которые характерны для разных классов»; «это процесс генерирования ценностей в социум»; «это ложное сознание, которое базируется на философии идеализма»; «это система общественных репрезентаций»; «систематизированные общественные ценности»; «совокупность общественных идеалов»; «смешение лингвистической и феноменальной реальности»; «система рационализации общественной жизни» и др.

На наш взгляд, предназначение идеологии кроется в сохранении культурных и исторических традиций, системы ценностей. Мы солидарны с современным социологом А.И. Яковлевым в том аспекте, что идеология - это не просто мировоззренческие взгляды, но и концепт действий, направленных на реализацию интересов, потребностей разных классов, групп людей [6].

Примечательно, что из нескольких предложенных вариантов ответов опрашиваемые студенты выбрали тот, который утверждал, что идеология и культурный код являются равнозначными институтами. Культурный код, как и идеология, является метафоричной материей. Он реализуется не в научной сфере, а в художественной, религиозной, является результатом научного гуманитарного познания. Ядро гуманитарной науки - философская антропология - рассматривает человека не просто как биологическое существо, а как информацион-

но подготовленного субъекта, идеологического субъекта. С пониманием сущности и предназначения человека общество ищет понимание идеологии и интерпретирует ее с разных сторон.

Правовая идея имеет силу для преобразования правовой реальности. Правовая идеология как элемент правосознания выражает правовые установки, принципы, запросы отдельных классов, партий и общества в целом. Она формируется в результате достижения компромисса демократических интересов и приоритетов различных слоев населения. Аксиомой является то, что идеологические установки лежат в основе функционирования государственной власти, обуславливают правотворчество. Любой закон государства выполняет идеологическую функцию. Он основан на системе общепринятых установок. Саму систему ценностей, приоритетов нельзя сводить лишь к правосознанию и правовой идеологии. Правовая идеология многоаспектна и включает в себя не только конституционные идеи равенства и гуманизма, справедливости, социального государства, разделения властей, защиты семьи, собственности, культурных традиций и религий и т.д., но и жизненные установки, которые «не умещаются» в рамки формального юридического права. Они касаются и бытового, и профессионального, и научного правосознания, а именно провозглашения и соблюдения суверенитета сильного государства на мировой арене, баланса интересов личности и государства, свободы предпринимательства и социальной помощи со стороны органов государственной власти, а также российской истории, традиций, культуры, благополучия детей, любви к Родине, национальной ментальности и т.п.

Правовая идеология представляет собой комплекс идейных установок, который способен эффективно влиять на общественное правосознание, формировать модель правового поведения, а также обеспечивать единство правовой системы. Идейные установки складываются на основе исторических традиций, философско-религиозных концепций и проецируются на нормативные установки с целью легитимации права и юридической практики.

Возникает вопрос: является ли современная идеология в условиях отраслевой реальности отражением тех ценностей, которые ее наполняют? При ответе на данный вопрос практическая юридическая модель правовой идеологии выглядит очень размыто. Попрание справедливости, беззаконие имеют место в правовой среде. На страже соблюдения законности стоит суд, именно поэтому для усиления ценностных ориентиров права необходимо следовать идео-

логии законности и справедливости при решении различных вопросов в разных сферах деятельности - внешней политике, законотворчестве, судопроизводстве, предпринимательстве. Общество нуждается в правовой идеологии, которая будет исходить от него самого, станет универсальной для разных отраслей права и правопорядка, сможет сбалансировать разные мнения правящих партий, проявит разумное терпение к инакомыслию, будет основана на философии, истории и научной мысли. Дистрибутивная (распределительная) справедливость и ретрибутивная (карательная) справедливость должны стать реальной основой для межотраслевой политики государства и идеологии как элемента правосознания в целом.

Историческому прошлому России известны случаи, когда религии удалось сплотить народ под внешней угрозой. Православие в России выступало официальной государственной религией и являлось идеологией почитания заповедей божьих. Религиозные деятели имели влияние на армию, выполняли функцию просвещения. Однако религия была вытеснена советской пропагандой, миф о божественной ценности власти монарха был развенчан. В советское время под идеологией понимались установки коммунистической партии, которые неукоснительно должны были быть претворены в жизнь. Следование идеологии обеспечивалось государственным бюрократическим режимом, принуждением, навязыванием пропаганды идеи равенства. Именно поэтому некоторые современники негативно относятся к необходимости выработать идеологию права, идеологию конкретной отрасли права.

На наш взгляд, не следует отрицать роль взаимосвязи идеологии и права. С одной стороны, феномен правовой идеологии нельзя недооценивать, поскольку его учитывают не только законодатели, но и правоприменители. С другой стороны, противозаконно использовать идеологию одной правящей элиты под страхом наказания для преследования инакомыслящих. Приоритет одной идеологии по сравнению с другими - признак диктаторского режима, противоречащий демократическим традициям.

Статья 13 Конституции Российской Федерации как основной управленческий манифест признает идеологическое многообразие, не определяя при этом, что означает идеология, а также отмечает, что никакая идеология не может быть признана государством в качестве обязательной [1]. На наш взгляд, эта формулировка не является удачной, так как она вызывает множество вопросов: что такое идеология, относится ли экстремистская идеология к иде-

ологическому многообразию, почему российскому народу запрещено иметь единую идеологию? Вместе с тем расширительное толкование позволяет уяснить более абстрактное понимание нормы, которая содержится в ст. 13 Конституции Российской Федерации, и резюмировать, что законодатель хотел лишь гарантировать свободомыслие, распространение информации законными способами, что подтверждает демократизацию политики государства. На наш взгляд, в ст. 13 Конституции Российской Федерации следует отразить следующее: «В Российской Федерации ни одна идеология не может быть признана обязательной, кроме той, которая указана в ст. 2 Конституции Российской Федерации». Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает современную правовую идеологию, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А ведь идеология и есть система ценностей. Правовая идеология - суть ценностей о праве и правопорядке. Фундамент правовой идеологии - интересы социальных групп в борьбе за обладание властью. С позиции такого подхода любая идея, принцип или программа при их признании официальной властью становятся содержанием правовой идеологии. Частью современной правовой идеологии является национальная идея возрождения сильной России, в которой незыблемы демократические ценности, не просто гарантированы, а обеспечены достойные условия жизни и деятельности человека, гражданина.

При обращении к вопросу, какой должна быть правовая идеология демократического общества, следует обратить внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, не каждая идеология требует всеобщего диктата; во-вторых, современная идеология не должна отказываться от плюрализма; в-третьих, идеология должна обеспечиваться волей народа, а не навязываться властью под страхом принуждения; в-четвертых, правовая идеология, определяя справедливость права, должна быть предопределена им.

На наш взгляд, в контексте правового аспекта важно понимать, что правовая идеология справедливости должна быть выражена на уровне закона в целях формирования у субъекта стереотипа поведения. Концепция справедливости правовой идеологии и ее межотраслевое значение заключаются в гармонизации взаимодействия и взаимообусловленности различных принципов права. С точки зрения этики все правовые идеи реализуют концепцию справедливости.

Со времен римского права юридическое

знание - знание, основанное на практике, полученное для результативного воздействия на общественные отношения. Правовая идеология выстраивает ценностно-идейный базис, который скрепляет правовую систему, определяет целевые ориентиры развития права, намечает направления практического правового регулирования. Чтобы право было результативным, а юридическое сообщество законотворцев было воспринято властью и народом, должна быть сформирована единая правовая (именно правовая, а не политическая) идеология.

Принципиально следует разграничивать правовую и политическую (государственную) идеологию. Правовая идеология лежит в основе юридической традиции и обосновывает ценность права для общества как фундамент социального устройства. Чтобы право стало основой устройства общества, юристы не могут игнорировать правовую идеологию. Любое знание не может транслироваться в массы без упрощения содержания. Базовые принципы профессионального юридического знания и есть фундамент правовой идеологии.

Практически правовая идеология частично трансформируется в государственную идеологию. Государство транслирует идеологические концепции не только через право, но и через образовательный, культурный, религиозный, политический контент. Поэтому немаловажно определить, какие идеи, принципы права станут основой современной правовой идеологии человека. Получив ответ на этот вопрос, возможно выстроить идеальную модель права, нацелить реформы на решение возникших коллизий, противоречий, а также на их недопущение, следуя основным идеологическим установкам.

Выстроив общеправовую идеологию законности и справедливости, важно обратить внимание на идеологию конкретных отраслей права. Дефиниция уголовно-правовой идеологии до сих пор не получила законодательного закрепления, что необходимо для концептуального развития уголовного права и достижения максимального эффекта его целевых установок. Проявлениями справедливости и несправедливости являются построение и совершенствование уголовно-правовых норм.

Правовая идеология как симбиоз идей отражает, оценивает, предопределяет правовую реальность в целом. Уголовно-правовая идеология как совокупность идейных отраслевых ценностей также призвана конструировать, моделировать, оценивать уголовно-правовую реальность. Важное значение при этом имеет не только провозглашение уголовно-правовой идеологии, но и совершенствование

на ее основе содержания тех идеологических начал (принципов), которые закреплены в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, оценка соответствия положений уголовного закона и практики его применения основополагающим ценностям [3]. Уголовно-правовая идеология, вступающая в разрез с основополагающими уголовно-правовыми принципами, несет в себе угрозу. Для рядового обывателя она является выражением законности и социальной справедливости, основанных на гуманизме и равенстве, которые заключаются, как и несколько тысячелетий назад, в устойчивом неприятии преступности, недопущении собственного или третьих лиц девиантного поведения. Уголовно-правовая идеология - часть правовой идеологии, именно поэтому важно иметь представление об этих разновидностях идеологии.

Крайне важно не допустить идеологизацию культа насилия над личностью, нацификацию общества, деморализацию уголовного права и криминализацию общества. Это ведет к подрыву всех ценностных установок, которые формировались веками. Излишняя гуманизация уголовного законодательства, в том числе расширение списка оснований освобождения от уголовной ответственности за посягательства на общественные экономические отношения, компенсационный характер уголовной ответственности за экономические преступления и т.д., несоразмерность закона и наказания, дискредитация власти в лице сотрудников правоохранительных органов, наличие «мертвых норм» в уголовном законе, несоответствие диспозиций уголовно-правовых норм запросу необходимости охраны и регулирования общественных отношений, ошибки судебной и следственной практики, формирование криминальной психологии в сознании граждан по причине отсутствия эффективного карательного воздействия уголовной репрессии, профессионализация преступности и прочие негативные явления являются бесспорным доказательством того, что необходимо актуализировать вопрос уголовно-правовой идеологии противодействия преступности в современной России. Манипуляция сознанием подрастающего поколения через электронные средства массовой информации, внешняя военная насильственная угроза территориальной целостности российского государства со стороны Запада становятся обыденным явлением в современном мире. Это заставляет задуматься о роли уголовного права в сохранении безопасности личности, общества и государства в условиях идеологической борьбы с экстремистски настроенными сообществами.

Возникает необходимость выстраивания идеологии противодействия преступности.

Таким образом, правовая идеология приоритета охраны и защиты основных прав человека, ценностей государства и общества должна быть предопределена на уровне закона для формирования у субъекта стереотипа поведения. Закрепление официальной правовой идеологии на государственном уровне повлечет за собой необходимость определения и следования правовой идеологии на отраслевом уровне. Концепция справедливости правовой идеологии и ее межотраслевое значение заключаются в гармонизации взаимодействия и взаимообусловленности различных принципов права как основы идеологии.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 09.08.2022).

2. Баллаев А.Б. Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 45-49.

3. Городнова О.Н. Реализация уголовно-правовой идеологии при модернизации законодательства // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (40). С. 125-132.

4. Современный философский словарь. URL: https://gufo.me (дата обращения: 12.07.2022).

5. Траси Д.Д. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова / пер. с фр. Д.А. Ла-нина. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013.334 с.

6. Яковлев А.И. Государственная идеология: монография. Калуга: Облиздат, 2001. 315 с.

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]: prinyata vse-narodnym golosovaniem 12.12.1993 (s izm., odob-rennymi v khode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). URL: http://www.pravo.gov.ru (Accessed 09.08.2022).

2. BallaevA.B. Problema ideologii v tvorchestve Karla Marksa [The problem of ideology in the work of Karl Marx] // Voprosy filosofii. 1998. № 3. S. 45-49.

3. Gorodnova O.N. Realizatsiya ugolovno-pra-vovoj ideologii pri modernizatsii zakonodateFstva [Implementation of the criminal legal ideology in the modernization of legislation] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2020. № 2 (40). S.125-132.

4. Sovremennyj filosofskij slovar. URL: https:// s fr. D.A. Lanina. M.: Akademicheskij Proekt; Alma gufo.me (Accessed 12.07.2022). Mater, 2013. 334 s.

5. Trasi D.D. Osnovy ideologii. Ideologiya v 6. Yakovlev A.I. Gosudarstvennaya ideologiya sobstvennom smysle slova [Fundamentals of ideo- [State ideology]: monografiya. Kaluga: Oblizdat, logy. Ideology in the proper sense of the word] / per. 2001. 315 s.

ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gorodno. olga@ yandex. ru.

GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Law, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Judicial Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gorodno. olga@yandex. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.