Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Ицкович Т.В. — Современная православная проповедь: категориально-текстовой аспект // Филология: научные исследования. - 2021. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.4.35269 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=35269
Современная православная проповедь: категориально-текстовой аспект
Идкович Татьяна Викторовна
доктор филологических наук
профессор, кафедра русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б.Н. Ельцина
620021, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, уп. Ленина, 51, оф. 312
taniz0702@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0749.2021.4.35269
Дата направления статьи в редакцию:
15-03-2021
Дата публикации:
22-03-2021
Аннотация.
Изучение функционирования жанров религиозного функционального стиля является актуальным направлением современных лингвистических исследований, что обусловлено изменением общественной ситуации в России на рубеже XX - XXI вв. и, соответственно, возрастанием роли религии как формы общественного сознания и вида человеческой деятельности. Проповедь является жанром, функционирующем на русском языке, что обусловливает его понятность и, следовательно, воздействующую силу. Используемый в работе категориально-текстовой метод позволяет получить объективную картину и выявить характерологические черты жанра, понимаемого как тип однородных текстов, имеющих стандартный способ экспликации текстовых категорий; определить признаки инварианта и обозначить тенденции трансформации жанра проповеди, обусловленные новыми каналами коммуникации. Проповеди, произносимые во время богослужения, относятся к ядру жанра и отличаются преобладающей благоговейной тональностью, тематическим двуединством: обязательным наличием предметной и духовной темы, с преобладающей экспликацией ситуативной и предметно-сакральной темами, сниженной экспликацией профанной темы; классическим композиционным строением, где предметная тема обязательно сопровождается духовным истолкованием,
образуя композиционный комплекс, а ситуативная тема служит для создания кольцевой композиции. Проповеди, произносимые не во время богослужения, относятся к опосредованной дистантной коммуникации, при которой используется современные медиаканалы: телевидение, интернет, что обусловливает иной, отличной от инвариантной, способ экспликации текстовых категорий. Небогослужебные проповеди относятся к периферии жанра и характеризуются преобладанием учительной, зачастую агрессивной тональности, реализацией в тексте профанной темы, сниженной ролью сакральной и духовной тем. Композиционно небогослужебные проповеди отличаются факультативной представленностью введения и заключения, в которых обычно реализуется ситуативная тема, что обусловлено использованием современных каналов коммуникации. Категориально-текстовой метод позволяет увидеть тенденции трансформации жанра проповеди от ядра к периферии.
Ключевые слова: религиозный стиль, текст, текстовые категории, жанр, проповедь, тема, композиция, время, пространство, тональность
Изменение общественной ситуации в России на рубеже ХХ-ХХ1-го веков привело к возвращению религии на свойственное место и, как следствие, актуализировало изучение религиозного сознания и способов его экспликации различными гуманитарными науками. Лингвисты занимаются изучением отдельных жанров, предпринимают попытки их систематизации, по-разному обозначая предмет исследования: религиозный дискурс, религиозная коммуникация, религиозный стиль [Бугаева, 2019; Wojtak, 2019; Гадомский, Ицкович, Михайлова, 2018]. Настоящее исследование выполнено в рамках теории функциональных стилей, парадигма которых несколько десятилетий назад была дополнена, в полном соответствии с теорией М.Н. Кожиной о соотнесенности функционального стиля и сферы общественного сознания и вида человеческой деятельности [Кожина, 2008], религиозным стилем, споры о названии которого до сих пор ведутся [Гадомский, 2018; Ицкович, 2015; Крысин, 1996; Крылова, 2001; Москвин, 2019; Царегородцева, 2019].
Проповедь - один из репрезентативных жанров религиозного стиля, функционирующий на русском языке и обладающий максимальной степенью свободы, характерной для богослужебных жанров [Розанова, 2000], является предметом изучения в современной лингвистике [Прохватилова, 1999; Дьячкова, 2019; Плисов, 2019; Шалина, 2019]. Обратимся к его категориально-текстовому анализу. Метод исследования -категориально-текстовой анализ - выбран не случайно и обусловлен логическими взаимоотношениями понятий функциональный стиль , понимаемый как система жанров, жанр , понимаемый как определенный тип однородных текстов, текст , предстающий как реализация коммуникативного замысла, текстовые категории как соответствующие элементам коммуникативного акта способы предъявления смыслов [Матвеева, 1990]. В настоящей работе для анализа избраны категории темы, композиции, времени, пространства и тональности.
Материалом исследования послужили современные проповеди авторитетных в религиозной среде священнослужителей: протоиерея Дмитрия (Смирнова) и протоиерея Андрея (Ткачева).
Проповедь, произносимая священнослужителем во время богослужения, относится к ядру жанра и религиозного стиля, является своеобразным инвариантом, так как именно в таких текстах максимально полно характерным образом отражаются текстовые категории. В то же время сегодня проповедь звучит не только в храме, как справедливо
заметил Л.П. Крысин, миссионерская проповедь звучит за пределами церковной ограды, священнослужители используют современные средства коммуникации, выступают по радио, на телевидении, в интернете [Крысин, 1996]. Такие проповеди относятся к периферии жанра и стиля, являются вариантом, так как в них наблюдается иное, отличное от инвариантного, развитие и эксплицирование текстовых категорий. Отметим, что канал коммуникации не всегда определяет принадлежность проповеди к варианту / инварианту. Так, размещенная в интернете или печатных СМИ запись проповеди, произнесённой во время богослужения, не означает ее принадлежность к периферии жанра. В данном случае необходимо учитывать первоначальную коммуникативно-прагматическую установку адресанта. Проповеди же, изначально рассчитанные на опосредованную дистанционную коммуникацию, произнесенные в небогослужебной коммуникативной ситуации при массовой аудитории с использованием современных средств связи, относятся нами к периферии жанра и стиля именно в связи с характерной экспликацией текстовых категорий.
Обратимся к результатам анализа образцовых текстов и рассмотрим экспликацию категории темы в тексте богослужебной проповеди [Ицкович, 2015]. Современная православная богослужебная проповедь отличается тематическим двуединством: предметная и духовная темы представляют соответственно реальный мир и его духовную интерпретацию. Предметная тема в проповеди представлена своими разновидностями: ситуативной темой, выполняющей функцию композиционного обрамления; предметно-сакральной, эксплицирующей события, произошедшие в реальном мире с субъектами, которые после смерти стали представителями сакрального мира; предметно-профанной темой, описывающей реальность земного мира. Духовная тема, в свою очередь, представляет собой истолкование фактов, произошедших в реальном мире, назидание аудитории, указание способов достичь оБожения как главной цели христианина. В текстах проповедей, произносимых в храме во время богослужения, обычно присутствуют ситуативная тема, предметно-сакральная и духовная темы, профанная тема используется факультативно, точечно и зачастую возникает как иллюстрация к аргументу, демонстрируя недолжное поведение.
В то же время в проповедях, произносимых не в церкви, священники чаще опираются на профанную тему, чем на сакральную, именно профанная тема в совокупности с духовной составляют «тело» современной проповеди, произносимой за пределами церкви, что позволяет установить контакт с невоцерковленной аудиторией. Современные священнослужители в проповедях, произносимых за пределами церкви, обращаются к профанным темам, актуальным для слушателей, пытаются дать ответы на запросы современной аудитории. Так, священники высказываются в интернете о семейных проблемах (суррогатное материнство, ЭКО), об образовании (преподавание церквонославянского языка в светских школах), о фактах культуры (о фильме «Матильда»), о политических событиях (Украина, Крым, Донбасс, Сирия).
Реакция аудитории на экспликацию проповедником профанной темы не всегда однозначна. Так, например, в начале 2020 года в российском сегменте интернета разошлась запись духовной беседы (субжанра проповеди) протоиерея Димитрия Смирнова, в которой священник, реализуя профанную тему и говоря о современных семейных ценностях, заявил: «Неохота сказать, что „я бесплатная проститутка", поэтому говорят: „У меня гражданский брак". Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает » [https://www.ntv.ru/novosti/2293160/ — дата доступа 01.03.2020]. Использование проповедником лексики с отрицательной коннотацией, разговорных синтаксических
конструкций явилось фактором, спровоцировавшим светское общество на негативную реакцию.
Композиционное структурирование указанных тем также зависит от того, в какой коммуникативной ситуации произносится проповедь. В богослужебной ситуации реализуется инвариант, при котором проповедь начинается с реализации ситуативной темы, что соотносится с введением. Затем проповедник обращается к событиям евангельской истории, праздникам, житиям святых (в зависимости от повода, по которому произносится проповедь), что соответствует предметно-сакральной теме и является образцом должного поведения для аудитории. Далее священнослужитель истолковывает события с богословской точки зрения, показывает слушателям пути исправления, что соответствует развитию духовной темы. Предметно-сакральная и духовная тема в базовом варианте образуют комплекс, который и составляет тело проповеди, ее основную часть. Такой комплекс может повторяться несколько раз, в зависимости от богослужебной необходимости. Так, если во время службы читается несколько отрывков из Евангелия или служба посвящена нескольким святым, то в проповеди священнослужитель последовательно располагает такие комплексы, в каждом из которых сначала обращается к предметно-сакральной теме, а затем дает ее духовное истолкование. Вывод в проповеди представляет собой фрагмент текста, в котором происходит соединение всех трех разновидностей тем: предметной (факультативно), когда еще раз упоминаются событий сакрального мира, духовной темы, в которой звучит назидание, с ситуативной, в которой происходит отсылка к ситуации здесь и сейчас . Вывод может быть как общим, относящимся ко всем упомянутым в тексте проповеди предметно-сакральным темам, так и частным, когда он относится только к одной из упомянутых тем, чаще всего к последней.
Факультативным для богослужебной проповеди является композиционный вариант, когда место предметно-сакральной темы, функция которой - задать образец поведения, занимает предметно-профанная тема, функция которой - показать модель недолжного поведения, указать на греховность представителей земного мира. После такого композиционного фрагмента обязательно следует фрагмент с развитием духовной темы, так как демонстрация недолжного поведения нуждается в обязательном духовном комментарии, указании на неправильность и опасные в духовном отношении последствия недолжного поведения.
Отметим, что в богослужебной проповеди профанная тема требует после себя духовного истолкования в обязательном порядке, в то время как сакральная тема иногда может обойтись и без духовного истолкования, так как духовный образец поведения, реализующийся при экспликации предметно-сакральной темы, понятен аудитории «по умолчанию» и отсутствие разъяснения в этом случае не грозит духовно опасными пос ле дс тв ия ми.
В небогослужебной ситуации некоторые композиционные элементы выступают факультативно или / и сводятся к нулю. Так, место предметно-сакральной темы занимает предметно-профанная тема, духовная интерпретация которой может реализовываться как полноценно, так и точечно; ситуативная тема может получить более полное развитие; вывод сокращается и стремится к нулю.
Обратимся к категории тональности. Проповедь, произносимая в храме, отличается благоговейной тональностью, которая является стилеобразующим фактором. И.А. Ильин отмечает, что человек духовен настолько, насколько он осознает свое недостоинство перед Богом [Ильин, 2004, с. 37], что «чувство ранга» входит в сущность религиозного
акта и является признаком молитвы, так как человек соотносит себя с трансцендентной сущностью, с Богом. Благоговейная тональность достигается в проповеди за счет использования церковно-религиозной лексики престольный праздник, паникадило, орарь , полных наименований Бога и святых, церковных праздников Господь Иисус Христос , святитель Василий Великий, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ; архаически-возвышенной и эмоционально-оценочной лексики беспримерная преданность, преславный праздник, древо благословенное, величайшая помощь . С целью создания почтительной, благоговейной тональности проповедники также используют цитаты из Священного Писания, аллюзии, реминисценции как на церковнославянском, так и на русском языке.
В современных проповедях, произносимых за богослужением, активно используется мы-позиция, возникает тональность исповедальности, искренности, покаяния: мы, священники, во всем виноваты, мы, священники, виноваты в судьбе России ... Я виноват первый [https://www.youtube.com/watch?v=pYegTuLjbfM — дата доступа 01.03.2020].
Небогослужебные проповеди отличаются тональностью собеседования, поучительности: Надо сначала церковнославянскому, потом, может быть, греческому (мы от греков восприняли нашу веру), это же тоже очень важно; Современный русский язык — это язык газет, телевидения. А на церковнославянском, как один батюшка сказал, не написано ни одной плохой книги; Лучше он пусть подучит, немножко разовьет хоть остатки мозга — будет большая польза [https://www.ntv.ru/novosti/2240653/ — дата доступа 01.03.2020].
Зачастую в небогослужебных проповедях возникает тональность обличения, критичности по отношению к современным невоцерковленным соотечественникам: Каждая женщина, которая делает ЭКО, она минимум параллельно делает три-пять абортов. И все это, голубка, будет на твоей шее до смерти, и ответишь за убийство каждого ; Что такое проститутка? Женщина, которая торгует своим телом. Ну, а разве суррогатная мать не торгует своим телом? ; ребеночек не успел родиться — уже английскому учат [https://www.ntv.ru/novosti/2240653/ — дата доступа 01.03.2020]. Обличительная тональность достигается за счет использования разговорных синтаксических моделей, вопросно-ответных конструкций, риторических вопросов, обращений к адресату.
Анализ материала показал системную взаимосвязь текстовых категорий в жанровом типе проповеди, основанную на свойственной христианской картине мира дихотомии «земное - небесное». В основе систематизации доминирующей категории проповеди лежит тематическое деление на предметную (земное) и духовную (небесное) темы. В богослужебных проповедях главенствует предметно-сакральная тема, в небогослужебной - предметно-профанная. Тематическое двуединство влияет и на композиционное структурирование текста; его композиционно-тематическое блоки соответствуют либо одной, либо другой тематической сфере. Экспликация каждой из видов предметных тем определяет и ведущую тональность: в богослужебных проповедях на первое место выходит благоговейная тональность, в небогослужебных - тональность поучения, обличения.
Библиография
1. Бугаева И.В. Особенности описания религиозных концептов // Хрестоматия теолингвистики: сборник статей / Под ред. А.К. Гадомского, А.В. Ермошина, С.И. Кузьмина, Н.Г. Николаевой, С.И. Федотовой, В. Хлебды, О.В. Чавелы. Ульяновск, 2019. С. 176-188.
2- Гадомский А.К. Лексикографическое описание терминологии теолингвистики (на примере русского и польского языков). Вестник Волгоградского университета. Серия 2: Языкознание. Т.17. № 1. 2018. С. 17 - 28.
3. Гадомский А.К., Ицкович Т.В., Михайлова О.А. Язык русского православия в лексикографическом освещении. Рецензия на книгу: Г.Н. Скляревская. Лексика современного русского православия: толково-энциклопедический словарь. СПб.: Контраст, 2016. 688 с. // Quaestio Rossica. 2018. Vol. 6. № 4. С. 1246-1255.
4. Дьячкова Н.А. Духовная беседа как жанр // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8 -10 февраля 2019 г.)/ Под ред. иером. Корнилия (ЗАйцева), П.И. Мангилёва, И.А. Никулина, С.Ю. Акишина. Екатеринбург, 2019. С. 217 - 222.
5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Москва. 2004. 605 с.
6. Ицкович Т.В. Категориально-текстовая специфика современной православной проповеди. Екатеринбург. 2015. 150 с.
7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. Москва, 2008. 464 с.
8. Крылова О.А. Можно ли считать церковно-религиозный стиль современного русского литературного языка разновидностью газетно-публицистического? // Стереотипность и творчество в тексте / Под ред. М.П. Котюровой. Пермь, 2001. С. 259-270.
9. Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме - современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. 1996. С. 135-138.
10. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990. 172 с.
11. Москвин В.П. О месте церковно-религиозной речи в системе русского языка. Разработка проблемы религиозного стиля в славянском языкознании // Настоящее и будущее стилистики: сб.науч.ст. Междунар.науч.конф (13 - 14 мая 2019 г.) / Под ред. Е.Л. Вартановой, Н.И. Клушиной, С.Ф. Барышевой. М., 2019. С. 520 - 529.
12. Плисов Е.В. Концептуальное поле современной немецкоязычной католической проповеди // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 1. С. 131 - 140.
13. Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград, 1999. 364 с.
14. Розанова Н.Н. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь // Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Отв. ред. Л.П. Крысин. Москва, 2003. С. 341-363.
15. Царегородцева С.С. Жанровые особенности и лексические приметы церковно-религиозного стиля в романах Г.Д. Гребенщикова. Разработка проблемы религиозного стиля в славянском языкознании // Настоящее и будущее стилистики: сб.науч.ст. Междунар.науч.конф (13 - 14 мая 2019 г.) / Под ред. Е.Л. Вартановой, Н.И. Клушиной, С.Ф. Барышевой. М., 2019. С. 799 - 809.
16. Шалина И.В. Речежанровая специфика духовного наставления (на материале наставлений св.прп. Амвросия Оптинского)// Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8 -10 февраля 2019 г.) / Под ред. иером. Корнилия (ЗАйцева), П.И. Мангилёва, И.А. Никулина, С.Ю. Акишина. Екатеринбург, 2019. С. 281 - 289.
17. Wojtak M. Potencia tekstotwo'rczy wzorca gatunkowego (na przykladzie «Litanii do Blogosawionego Jana Pawla II») // Хрестоматия теолингвистики: сборник статей / Под
ред. А.К. Гадомского, А.В. Ермошина, С.И. Кузьмина, Н.Г. Николаевой, С.И.
Федотовой, В. Хлебды, О.В. Чавелы. Ульяновск, 2019. С. 189 - 205.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья «Современная православная проповедь: категориально-текстовой аспект» представляется актуальным исследованием, поскольку автор обращается к материалу современных проповедей как жанра религиозного стиля с целью проведения категориально-текстового анализа. Тема работы совершенно релевантна целям и тематике журнала, она адекватна содержанию лингвистической работы, которая выполнена в рамках теории функциональных стилей. Качество рецензируемого исследования и его результатов достаточно высокое, поскольку автор работы совершенно четко понимает цель и задачи предпринятого исследования, выбирает вполне адекватные данной работе методы, опирается при этом на обширную методологическую базу и получает собственные результаты, которые составляют научную новизну данной работы. Качество выводов и научной аргументации также не вызывает сомнения, автор опирается на предшественников-исследователей, соблюдая при этом все правила цитирования, выводы работы логичные, обоснованные, их достоверность не вызывает сомнений. Логика исследования четко прослеживается - в вводной части статьи автор представляет анализ текущего состояния исследуемой проблемы, критически анализирует уже сложившиеся в данной сфере представления и апеллирует к оппонентам. Автор работы здесь также вполне доказательно аргументирует выбор категориально-текстового анализа в качестве метода исследования и отмечает, что в рамках данной статьи для анализа избраны категории темы, композиции, времени, пространства и тональности. В качестве материала исследования выбраны проповеди авторитетных в религиозной среде священнослужителей: протоиерея Дмитрия (Смирнова) и протоиерея Андрея (Ткачева) (???). Здесь, на мой взгляд, было бы не лишним указать причины выбора именно этого материала. В основной части исследования проводится собственно анализ темы, композиции, времени, пространства и тональности на основе указанного материала, и в результате автор приходит к выводу взаимосвязи текстовых категорий в жанровом типе проповеди, основанной на свойственной христианской картине мира дихотомии «земное - небесное». Автор также заключает, что в основе систематизации доминирующей категории проповеди лежит тематическое деление на предметную (земное) и духовную (небесное) темы, при этом в богослужебных проповедях главенствует предметно-сакральная тема, в небогослужебной - предметно-профанная. Такое тематическое двуединство, как отмечает автор, влияет и на композиционное структурирование текста; его композиционно-тематическое блоки соответствуют либо одной, либо другой тематической сфере. Экспликация каждой из видов предметных тем определяет и ведущую тональность: в богослужебных проповедях на первое место выходит благоговейная тональность, в небогослужебных - тональность поучения, обличения. Все эти выводы не вызывают сомнений, поскольку они аргументируются в самом исследовании, представляют научную ценность статьи и будут интересны всем, кто занимается лингвистическим исследованием текста, в целом, и религиозного жанра, в частности. Качество использованной литературы также не вызывает сомнений -использованные автором работы совершенно точно релевантны проблематике
исследования, актуальны, их количество (17) вполне достаточно для решения поставленных задач предпринятого исследования. Качество оформления работы высокое, статья полностью соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке академических журнальных статей. Единственное замечание - это опечатка в слове «проедметно-профанная» в выводах. В целом работа легко читается, вызывает положительные впечатления и рекомендуется к публикации в журнале «Филология: научные исследования».