Научная статья на тему 'Современная практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл'

Современная практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Светлана Васильевна

Статья посвящена современной практике реализации норм Конституции Республики Марий Эл. Автором отмечается, что на сегодняшний день основная задача состоит в выработке механизмов обеспечения реализации Конституции Республики Марий Эл, то есть перевода конституционных предписаний в плоскость практической и правоприменительной деятельности. В статье проведен анализ конкретных решений Конституционного суда Республики Марий Эл, сделаны определенные выводы о реализации в повседневной жизни буквы и духа Конституции республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern practice of implementation of the norms of the Constitution of the Republic of Mari El

The article is devoted to the modern practice of implementation of the norms of the Constitution of the Republic of Mari El. The author notes that to date, the main task is to develop mechanisms to ensure implementation of the Constitution of the Republic of Mari El, ie the translation of constitutional provisions into practical and enforcement. The bodies of state power of the republic, local governments, and citizens contributing to the protection of the Constitution of the Republic of Mari El. However, the important and the most effective means of implementation and legal protection of the Constitution is the judicial constitutional control that is carried out in the country specially created for this purpose the court by a public authority the Constitutional Court of the Republic of Mari El. The article analyzes the specific decisions of the Constitutional Court of the Republic of Mari El and concludes that the protection of the Constitution, and most importantly implementation into everyday life of its regulations, not only the letter of the Constitution, but also its spirit a common task not only of the Constitutional Court of the Republic of Mari El but also public authorities and local self-government, every citizen of the republic.

Текст научной работы на тему «Современная практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл»

Научно-практический круглый стол «КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 342.41

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Маслова Светлана Васильевна,

кандидат юридических наук,

судья Конституционного суда Республики Марий Эл, зав. кафедрой конституционного и муниципального права АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», г. Йошкар-Ола. E-mail: smaslova-ksrme@mail.ru

Статья посвящена современной практике реализации норм Конституции Республики Марий Эл. Автором отмечается, что на сегодняшний день основная задача состоит в выработке механизмов обеспечения реализации Конституции Республики Марий Эл, то есть перевода конституционных предписаний в плоскость практической и правоприменительной деятельности. В статье проведен анализ конкретных решений Конституционного суда Республики Марий Эл, сделаны определенные выводы о реализации в повседневной жизни буквы и духа Конституции республики.

Ключевые слова: конституция, конституционный суд, реализация конституции, конституционный контроль.

Конституция Республики Марий Эл, принятая 24 июня 1995 года народом Республики Марий Эл через своих представителей в Конституционном Собрании [1], представляет собой устойчивый правовой фундамент дальнейшего развития общества. Она опирается на прочные исторические и идеологические основы. Это третья Конституция в истории республики. В настоящее время в Республике Марий Эл установлено прогрессивное и демократическое устройство, которое позволяет ей органично влиться в русло общечеловеческого и цивилизованного развития. Конституция Республики Марий Эл, закрепив общественно-политические и социально-экономические отношения, заложила основу для дальнейшего развития республики.

На территории Республики Марий Эл ее Конституция имеет высшую юридическую силу среди нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти. Она отражает национальные особенности, оказывает стабилизующее воздействие на политическую жизнь, является основополагающим политическим и юридическим документом, отвечающим потребностям общества, рассчитанным на длительное действие. Более того, в настоящее время Конституция является надежной основой развития республиканской системы прав и соответствует высоким международным стандартам.

Важно отметить, что на сегодняшний день основная задача состоит в выработке механизмов обеспече-

ния реализации Конституции Республики Марий Эл, то есть перевода конституционных предписаний в плоскость практической и правоприменительной деятельности. Без этого деятельность любой даже самой идеальной конституции сводится практически к нулю. Полнота практической реализации конституционных положений влияет на качество жизни каждого жителя республики.

Реализация Конституции Республики Марий Эл как акта высшей юридической силы предполагает ее защиту и контроль за ее соблюдением. И, конечно, органы государственной власти республики, органы местного самоуправления, а также граждане вносят свой вклад в дело охраны Конституции Республики Марий Эл.

Важным и наиболее действенным средством реализации и правовой охраны Конституции является судебный конституционный контроль. Институт конституционного контроля — важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, поддерживает необходимую конституционно-правовую стабильность. В Республики Марий Эл он осуществляется специально созданным для этих целей судебным органом государственной власти - Конституционным судом Республики Марий Эл [2].

В силу особенностей компетенции и правовой природы Конституционный суд Республики Марий Эл обладает рядом уникальных особенностей в реа-

Маслова С. В.

лизации буквы и духа конституции. В частности только Конституционный суд наделен полномочием официального толкования положений Конституции Республики Марий Эл. Главная цель толкования -преодоление неопределенности в единообразном понимании смысла конституционной нормы или принципа, порождающего обострение напряженности в общественных отношениях, правовые разногласия между законодательной и исполнительной властью.

В каждом рассмотренном деле Конституционный суд выявляет конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы и формирует правовую позицию по предмету конституционного спора. В итоговых решениях суда разрешается возникшая ранее неопределенность в вопросе о соответствии нормативного правового акта положениям Конституции, а также проясняется содержание самих конституционных норм.

Так, в Постановлении Конституционного суда Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл Конституционный суд установил, что оспоренное правовое положение, исключающее часть проезда по улице Волкова города Йошкар-Олы вдоль здания Управления ФСБ России по Республике Марий Эл, для граждан пользователей автомобильной дорогой и объектами городской инфраструктуры и граждан, проживающих в многоквартирных домах на прилегающей территории, имеет обязывающий (запретительный) характер [3]. Тем самым в противоречие со статьями 19 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Республики Марий Эл нарушаются принципы равенства граждан и недопустимости ограничения их прав. Кроме того, при введении оспоренного правового регулирования нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Республики Марий Эл). Поэтому Конституционный суд постановил признать пункт 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений в постановление мэра города Йошкар-Олы № 113 от 30 января 2007 года и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» не соответствующим Конституции Рес-

публики Марий Эл, ее статьям 2, 7 (часть 3), 17 (часть 3), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3).

Или, например, 15 мая 2014 г. Конституционный суд Республики Марий Эл принял Постановление по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в связи с жалобой гражданки Л. В. Редкиной, где постановил, что положения пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в редакции, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 января 2014 г. № 87, не соответствуют Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 7 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 27, 43 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) в той мере, в какой оно увязывает зачисление детей в дошкольное муниципальное образовательное учреждение городского округа «Город Йошкар-Ола» с предоставлением документа, подтверждающего постоянную или временную регистрацию на территории муниципального образования [4]. Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», исходя из требований Конституции Республики Марий Эл и с учетом основанных на них правовых позиций Конституционного суда, внесла в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Или пример другого рода. При рассмотрении дел Конституционному суду пришлось прояснять содержание и смысл ряда конституционных норм, в том числе закрепляющих социальные права граждан. Заявители полагали, что они вправе пользоваться определенными повышенными мерами социальной поддержки либо как многодетные семьи (дело по жалобе гражданки Н. Н. Гилязутдиновой [5]), либо как ветераны труда (дело по жалобе А. А. Калачева [6] и дело по жалобе В. Г. Житкевича [7]), или как семья, имеющая совершеннолетнего ребенка - учащегося (дело по запросу депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю. Г. Буянова [8]).

Рассматривая указанные дела, Конституционный суд Республики Марий Эл подтвердил конституционность оспоренных положений законодательства республики о социальной поддержке и социальном обслуживании граждан и указал, на то что, обеспечивая социально-правовую защиту граждан указанных категорий, республиканский законодатель обя-

Конституция Республики Марий Эл: теоретические и практические аспекты

зан учитывать социально-экономические возможности республики, вправе самостоятельно определять формы и направления расходования бюджетных средств в соответствии с конституционными нормами и принципами.

Таким образом, даже подтверждая конституционность оспоренного правового акта, Конституционный суд Республики Марий Эл вносит ясность в спорные вопросы права, и правоприменитель получает четкое руководство по применению правового регулирования в строгом соответствии с требованиями Конституции Республики Марий Эл.

Судебный конституционный контроль не всегда оберегает конституцию от нарушающего её законодательства. Неконституционные нормативные правовые акты иногда могут действовать довольно длительное время, прежде чем возникнет вопрос об их конституционности.

Конституционный суд не имеет законной возможности по своей инициативе возбуждать дела о проверке конституционности того или иного нормативного правового акта. Законодательство о Конституционном суде Республики Марий Эл предоставляет широкие возможности органам государственной власти, органам местного самоуправления, Главе республики, Уполномоченному по правам человека, гражданам и их объединениям обращаться с запросами и жалобами на неконституционность нормативных правовых актов, чтобы в полной мере использовать потенциал судебной защиты Конституции Республики Марий Эл, в том числе и по вопросам её официального толкования [2]. К примеру, по запросу депутата Государственного Собрания принято постановление Конституционного суда от 8 апреля 2004 года о проверке конституционности статьи 4 Закона Республики Марий Эл «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

Важно также отметить, что только за истекший период 2016 года по запросам, например, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл Конституционным судом Республики Марий Эл рассмотрено два дела.

Так, Уполномоченный по правам человека обратился в Конституционный суд Республики Марий Эл с запросом о соответствии Конституции Республики Марий Эл абзаца третьего пункта 4.1. Положения «О публичных слушаниях в городском округе «Город Волжск», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования городского округа «Город Волжск» от 23 июня 2005 года № 84, предусматривающего регистрацию участников публичных слушаний не позднее, чем за 7 календарных дней до дня проведения публичных слушаний. Постановление по данному делу принято Конституционным судом Республики Марий Эл 25 мая 2016 года. Абзац третий

пункта 4.1. указанного Положения признан Конституционным судом не соответствующим Конституции Республики Марий Эл, ее статьям 18, 55 (часть 3) и 99 (часть 1). Как указал Конституционный суд оспариваемая норма формально не исключает возможность участия в публичных слушаниях всех без исключения заинтересованных граждан, однако, вопреки части 3 статьи 55 Конституции Республики Марий Эл, носит ограничительный характер, поскольку фактически ставит решение вопроса об участии в публичных слушаниях в зависимость от заблаговременной регистрации, при этом граждане, желающие принять участие в публичных слушаниях, могут пропустить указанный срок по любым (объективным, как в случае, например, заболевания, служебной командировки, и субъективным - забывчивости, занятости) причинам. В любом случае, реализация оспариваемой нормы может привести как к масштабному, так и единичному устранению из процедуры публичных слушаний жителей муниципального образования. Тем самым допущена нормативная предпосылка для создания необоснованных препятствий в реализации права граждан на участие в публичных слушаниях, как одной из форм конституционного права на участие граждан в осуществлении местного самоуправления [9].

Специфика конституционного судопроизводства заключается в том, что действие принятых в данном порядке судебных решений распространяется не только на стороны, участвовавшие в процессе, но также и на неограниченный круг лиц, конституционные права и свободы которых были затронуты оспоренной нормой права. Указанный механизм защиты конституционных прав и свобод очень удобен для граждан, многие из них фактически восстанавливают свои права, даже не появляясь в суде, благодаря усилиям лишь одного инициативного заявителя.

Таким образом, несомненно, охрана Конституции, а главное реализация в повседневной жизни её предписаний, причем не только буквы Конституции, но и её духа - общая задача не только Конституционного суда Республики Марий Эл, но и органов государственной власти и местного самоуправления, каждого гражданина республики.

Литература

1. Конституция Республики Марий Эл (принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г.) (с изменениями и дополнениями).

2. Закон Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г. № 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл».

3. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 01 августа 2013 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2 постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10 августа 2012 года № 1964 «О внесении изменений

Маслова С. В.

т

в постановление мэра города Йошкар-Олы от 30 января 2007 года № 113 и отнесении участка автомобильной дороги к автомобильным дорогам необщего пользования» в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

4. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 15 мая 2014 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» в связи с жалобой гражданки Л. В. Редкиной.

5. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 27 февраля 2014 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл абзаца 4 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданки Н. Н. Гилязутдиновой.

6. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 08 апреля 2014 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданина А. А. Калачёва.

7. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2014 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта 1 статьи 14.1 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с жалобой гражданина В. Г. Житкевича.

8. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 03 декабря 2013 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пунктов 21, 23, 24 и 25 Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 274 «О реализации Закона Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в связи с запросом депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю. Г. Буянова.

9. Постановление Конституционного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 года по делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл абзаца третьего пункта 4.1. Положения «О публичных слушаниях в городском округе «Город Волжск», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования городского округа «Город Волжск» от 23 июня 2005 года № 84 в связи с запросом Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл.

S. V. Maslova

THE MODERN PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF MARI EL

The article is devoted to the modern practice of implementation of the norms of the Constitution of the Republic of Mari El. The author notes that to date, the main task is to develop mechanisms to ensure implementation of the Constitution of the Republic of Mari El, ie the translation of constitutional provisions into practical and enforcement. The bodies of state power of the republic, local governments, and citizens contributing to the protection of the Constitution of the Republic of Mari El. However, the important and the most effective means of implementation and legal protection of the Constitution is the judicial constitutional control that is carried out in the country specially created for this purpose the court by a public authority - the Constitutional Court of the Republic of Mari El. The article analyzes the specific decisions of the Constitutional Court of the Republic of Mari El and concludes that the protection of the Constitution, and most importantly implementation into everyday life of its regulations, not only the letter of the Constitution, but also its spirit - a common task not only of the Constitutional Court of the Republic of Mari El but also public authorities and local self-government, every citizen of the republic.

Key words: Constitution, the Constitutional Court, the implementation of the Constitution, the constitutional review.

MASLOVA Svetlana Vasilevna - PhD, judge of the Constitutional Court of the Republic of Mari El, head of the department of constitutional and municipal law ANO IN «Inter-Regional Open Social Institute», Yoshkar-Ola. E-mail: smaslova-ksrme@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.