Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ'

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / предприятия / розничная торговля / автоматизация / цифровизация / информационная оснащённость / технологические решения / information technology / retail enterprises / food / automation / digitalization / information equipment / technological solutions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деревлев А.Ю.

В теме рассматривается использование информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами. Задачей исследования выступала оценка использования информационных технологий в отрасли, а также анализ преимуществ и недостатков. В связи с этим, статья раскрывает понятие информационных технологий и этапы их внедрения в деятельность предприятия розничной торговли. Рассматривались задачи и функции, которые выполняются в процессе использования информационных технологий, изучены некоторые из видов информационных технологий. Рассматривались следующие виды информационных технологий: мобильные приложения, онлайн-офлайн-инструменты, облачные данные, чат-боты, терминалы самообслуживания, онлайн-кассы, искусственный интеллект. По результатам исследования определено, что, несмотря на наличие недостатков, информационные технологии позволяют качественно оптимизировать работу предприятий розничной торговли пищевыми продуктами. В результате исследования отмечено, что в будущем отмечается рост популярности использования информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PRACTICES OF USE INFORMATION TECHNOLOGY IN RETAIL TRADE IN FOOD PRODUCTS

The topic discusses the use of information technology in food retail enterprises. The objective of the study was to evaluate the use of information technology in the industry, as well as to analyze the advantages and disadvantages. In this regard, the article reveals the concept of information technologies and the stages of their implementation in the activities of a retail enterprise. The tasks and functions that are performed in the process of using information technologies were considered, and some types of information technologies were studied. The following types of information technologies were considered: mobile applications, online-offline tools, cloud data, chat bots, self-service terminals, online cash registers, artificial intelligence. Based on the results of the study, it was determined that, despite the presence of shortcomings, information technologies make it possible to qualitatively optimize the work of food retail enterprises. As a result of the study, it was noted that in the future there will be an increase in the popularity of the use of information technology in food retail enterprises.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ»

УДК 33

Деревлев А.Ю.

студент

Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ

Аннотация: в теме рассматривается использование информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами. Задачей исследования выступала оценка использования информационных технологий в отрасли, а также анализ преимуществ и недостатков. В связи с этим, статья раскрывает понятие информационных технологий и этапы их внедрения в деятельность предприятия розничной торговли. Рассматривались задачи и функции, которые выполняются в процессе использования информационных технологий, изучены некоторые из видов информационных технологий. Рассматривались следующие виды информационных технологий: мобильные приложения, онлайн-офлайн-инструменты, облачные данные, чат-боты, терминалы самообслуживания, онлайн-кассы, искусственный интеллект.

По результатам исследования определено, что, несмотря на наличие недостатков, информационные технологии позволяют качественно оптимизировать работу предприятий розничной торговли пищевыми продуктами. В результате исследования отмечено, что в будущем отмечается рост популярности использования информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами.

Ключевые слова: информационные технологии, предприятия, розничная торговля, автоматизация, цифровизация, информационная оснащённость, технологические решения.

Информационные технологии в современных условиях неотъемлемая часть жизни человечества. Впервые понятие информационные технологии появилось XX в. Информационные технологии представляют собой использование компьютеров, программного обеспечения, коммуникаций и сетей

для обеспечения удовлетворения информационных потребностей организации. Представленное определение раскрывает особенность информационных технологий, так как информационные технологии - это ресурсы, позволяющие компании получать информацию путём применения различных технологических решений. Информационные технологии имеют разную классификацию (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация информационных технологий [2, с. 22].

Применение информационных технологий в розничной торговле расширило спектр действия предприятий, работающих в отрасли. Предприятия посредством информационных технологий достигают разные цели, ключевые из которых отражены на рисунке 2.

работа с потребителями, включающая все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки

обеспечение операционной эффективности, в том числе результативности персонала, работы с продукцией, ценниками, выкладкой товара и др

эффективная организация логистики и контроля поставок на предприятиях розничной торговли

контроль работы 1Т-инфраструктуры и системы безопасности

Рисунок 2. Цели предприятий розничной торговли, достигаемые через использование информационных технологий [3, с. 79].

Исследование позволило отметить, что несмотря на высокую стоимость внедрения информационных технологий в деятельность розничного предприятия пищевыми продуктами, достигаются ключевые цели, способные обеспечить качественное и непрерывное функционирование предприятия.

В практической деятельности выделяют последовательность действий по внедрению информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами. Этапы внедрения представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Этапы внедрения информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами [4, с. 5].

Стоит отметить, что изначально происходит тестовое внедрение информационных технологий, выявленные ошибки устраняются, и только потом внедряется конечный результат.

В сфере торговли информационные технологии позволяют реализовать целый перечень функций, среди которых можно отметить:

1. Автоматизация бизнес-процессов, что делает процесс реализации торговли быстрым и слаженным. Каждый сотрудник знает свои обязанности и последовательность действий. При этом обеспечивается необходимый уровень товарных запасов, что исключает наличие пустых полок.

2. Повышение качества управления бизнесом в сфере торговли за счёт оперативно полученной информации и оценке факторов, которые негативно отражаются на предприятии. Полученные сведения позволяют принять своевременные и правильные управленческие решения, направленные на развитие бизнеса. Этот вопрос особенно актуален в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, так как необходимо обеспечить ассортимент товара, который заинтересует потребителя, организовать систему поставок, наладить работу по контролю остатков и управления сроками годности, обеспечить современное пополнение мест продаж.

3. Снижение издержек, которое обеспечивается за счёт: автоматизации процессов товародвижения, контролем за остатками и сроками годности.

4. Повышение уровня обслуживания клиентов за счёт предоставления оперативной информации о наличии товара, сроках, возможных поставках и даже оформления доставки (на сегодняшний день практикуют не только крупные торговые сети, но и предприятия, осуществляющие розничную торговлю пищевыми продуктами в небольших объёмах) [1, с. 48].

В процессе исследования развития информационных технологий на предприятиях пищевой отрасли выделен ряд направлений, среди которых можно представить:

1. Создание и продвижение мобильных приложений. Стоит отметить, что мобильные приложения ориентируются на разную аудиторию, что отражает их

уникальность. Посредством мобильных приложений торговая организация может выстраивать коммуникации с клиентами, развивать программы лояльности и привлекать новых клиентов.

Тут же стоит затронуть вопросы геймификации, которые широко используются современными торговыми организациями по продаже пищевых продуктов: игры, конкурсы и прочее.

2. Объединение онлайн и офлайн формата сбора данных. В качестве примера может выступать дисконтная карта, которая даёт право на скидку клиенту при покупке товаров в торговой организации, при этом в личном кабинете, клиент можно отслеживать свой уровень, количество накопленных баллов и прочее.

3. Использование облачных данных, что позволяет управлять торговым предприятием, даже не находясь на его территории. Эффективность использования облачных решений особенно ощутили предприятия в период локдауна в нашей стране. В этот период многие сотрудники дистанционно осуществляли работу и своевременно смогли сдавать отчётность, начислять заработную плату, принимать управленческие решения.

4. Очень популярным трендом на сегодняшний день является внедрение в деятельность торговых организаций чат-ботов. По статистическим данным отражается постоянное увеличение использования чат-ботов.

5. Внедрение терминалов самообслуживания - ещё один из популярных и современных решений в области использования информационных технологий на предприятиях. Кадровые вопросы в торговых организациях всегда являются актуальными, так как в отрасли прослеживается высокая текучесть персонала. Внедрение системы самообслуживания во многом снизило затраты на оплату труда, а также решился вопрос с нехваткой кадров.

6. Тут же стоит вопросы затронуть внедрения в деятельность торговых организаций онлайн-касс, что значительно ускорило возможность обслуживания клиентов в торговых организациях. При этом важным аспектом выступает и уменьшение документального оборота в организациях. Онлайн-касса

автоматически формирует информацию и отправляет сведения в налоговую инспекцию по месту регистрации торгового предприятия. В связи с этим оптимизировалось время работы кассиров и бухгалтеров.

7. Нельзя оставить без внимания искусственный интеллект, который позволяет общаться с клиентами в режиме онлайн, решать конфликтные ситуации (что важно на предприятиях розничной торговли) [1, с. 51].

Таким образом, в сфере торговли, на сегодняшний день, большая инфраструктура использования информационных технологий. Внедрение информационных технологий на предприятиях розничной торговли пищевыми продуктами имеет как преимущества, так и недостатки. Среди преимуществ можно отметить:

1. развитие системы менеджмента: принимаются качественные и рациональные решения,

2. повышаются коммуникации с клиентами и поставщиками,

3. систематизируются все внутренние процессы в торговой организации,

4. увеличивается качество прогнозирования и планирования,

5. снижаются издержки и прочее.

Однако стоит отметить и недостатки внедрения информационных технологий в деятельности предприятия, к ним относятся:

1. низкий уровень оснащённости предприятий торговли,

2. высокая стоимость на внедрение,

3 зависимость от энергоносителей [6, с. 8].

Несмотря на наличие недостатков сложилось мнение, что информационные технологии важная составляющая в деятельности торговой организации.

В завершении проводимого исследования, можно отметить, что информационные технологии в современных условиях в торговых организациях являются неотъемлемой частью в деятельности предприятия, которое стремится развиваться и поддерживать высокие конкурентные преимущества. Рассматривая перспективы использования информационных технологий в

деятельности предприятий розничной торговли, можно отметить в будущем совершенствование многих процессов, которые на сегодняшний день по-прежнему выполняют сотрудники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дадабаева Р.А. Направления интеллектуализации информационных технологий / Р.А. Дадабаева // Цифровая экономика. - 2024. - № 1. - С. 46-54;

2. Мазур В.Н. Использование информационных технологий в управлении организацией / В.Н. Мазур // Экономика и бизнес. - 2024. - № 1. -С. 21-23;

3. Аннагулыева А. Современные проблемы внедрения информационных технологий / А. Аннагулыева // Мировая наука. - 2024. - № 2 (83). - С. 78-81;

4. Моргунова Е.П. Влияние информационных технологий на эффективность деятельности предприятия розничной торговли / Е.П. Моргунова // Экономика и бизнес. - 2022. - № 1. - С. 1-10;

5. Алексеев С.Б. проблемы внедрения информационных технологий в процессе управления стратегическим потенциалом торгового предприятия / С.Б. Алексеев // Стратегия и механизмы регулирования промышленного развития. -2023. - № 1. - С. 1-10;

6. Малыгин И.О. Организация эффективной доставки товара в сфере розничной торговли / И. О. Малыгин // Вестник науки. - 2024. - № 1. - С. 1-10

Derevlev A.Yu.

Rostov State Economic University (Rostov-on-Don, Russia)

CURRENT PRACTICES OF USE INFORMATION TECHNOLOGY IN RETAIL TRADE IN FOOD PRODUCTS

Abstract: the topic discusses the use of information technology in food retail enterprises. The objective of the study was to evaluate the use of information technology in the industry, as well as to analyze the advantages and disadvantages. In this regard, the article reveals the concept of information technologies and the stages of their implementation in the activities of a retail enterprise. The tasks and functions that are performed in the process of using information technologies were considered, and some types of information technologies were studied. The following types of information technologies were considered: mobile applications, online-offline tools, cloud data, chat bots, self-service terminals, online cash registers, artificial intelligence.

Based on the results of the study, it was determined that, despite the presence of shortcomings, information technologies make it possible to qualitatively optimize the work of food retail enterprises. As a result of the study, it was noted that in the future there will be an increase in the popularity of the use of information technology in food retail enterprises.

Keywords: information technology, retail enterprises, food, automation, digitalization, information equipment, technological solutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.