Научная статья на тему 'Современная политическая основа российско-бразильских отношений'

Современная политическая основа российско-бразильских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
937
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКО-БРАЗИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ВИЗИТЫ / ВСТРЕЧИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БРИКС / RUSSIA-BRAZIL RELATIONS / POLITICAL BASIS / VISITS / MEETINGS / COOPERATION / BRICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ливанова Ирина Владимировна, Саламов Руслан Рустемович

Статья посвящена изучению современной политической основы российско-бразильских отношений. С этой целью авторы анализируют важнейшие аспекты двусторонних российско-бразильских визитов на высшем уровне, рабочие визиты, а также их вклад в развитие основополагающих направлений сотрудничества между двумя государствами, рассматривают ключевые итоги встреч государственных деятелей России и Бразилии в рамках международных организаций и объединений (ООН, «Группа двадцати», БРИКС).The main purpose of the article is the analysis of the modern political basis of Russia-Brazil relations. In this context, the authors analyze the most important aspects of bilateral Russia-Brazil visits at the highest level and working visits, as well as their contribution to the strengthening of the political basis of relations between the two states. First off, these visits concern the strategic dialogue between Russia and Brazil on the fundamental foreign policy issues, such as joint struggle against new challenges and threats; coordination of efforts to maintain international security; establishing a system of international relations based on the principles of international law and the coordinating role of the United Nations. Moreover, this article aims to define the main aspects of meetings of political leaders of Russia and Brazil within international organizations and associations (the United Nations, Group of Twenty, BRICS). Thus bilateral Russia-Brazil visits at the highest and high levels, working visits, as well as meetings within international organizations and associations contribute to the strengthening and further development of the strategic partnership between the two states and intensify cooperation in all areas of inter-state interaction: politics, economy, the sphere of culture and so on. In addition, the authors note that modern Russia-Brazil political relations have multivector perspectives. The article contains summary that conforms to the purpose of the study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная политическая основа российско-бразильских отношений»

ЛИВАНОВА Ирина Владимировна — кандидат политических наук, доцент Сибирского института международных отношений и регионоведения (630075, Россия, г. Новосибирск, ул. Народная, 14; iv-livanova17@mail.ru)

САЛАМОВ Руслан Рустемович — аспирант Сибирского института международных отношений и регионоведения (630075, Россия, г. Новосибирск, ул. Народная, 14; ruslan5215@mail.ru)ф

современная политическая основа российско-бразильских отношений

Аннотация. Статья посвящена изучению современной политической основы российско-бразильских отношений. С этой целью авторы анализируют важнейшие аспекты двусторонних российско-бразильских визитов на высшем уровне, рабочие визиты, а также их вклад в развитие основополагающих направлений сотрудничества между двумя государствами, рассматривают ключевые итоги встреч государственных деятелей России и Бразилии в рамках международных организаций и объединений (ООН, «Группа двадцати», БРИКС).

Ключевые слова: российско-бразильские отношения, политическая основа, визиты, встречи, сотрудничество, БРИКС

Особую роль в системе внешнеполитических связей Российской Федерации занимают российско-бразильские отношения. В настоящее время они находятся на стадии активного развития и укрепления. Этот процесс, без сомнения, обусловлен взаимными стратегическими интересами РФ и Федеративной Республики Бразилия в ключевых сферах двустороннего межгосударственного сотрудничества. Особое место занимает взаимодействие двух государств в рамках объединения БРИКС. В рамках российско-бразильского политического сотрудничества и ежегодных саммитов БРИКС имеют место регулярные встречи глав государств, глав правительств и министров России и Бразилии. Помимо этого, следует отметить, что позиции обоих государств совпадают также и по многим важнейшим геополитическим и глобальным проблемам современности, таким как поддержание мира и стабильности, энергетическая и продовольственная безопасность, охрана окружающей среды, мирное использование атомной энергии, освоение и использование космического пространства в мирных целях и многое другое. Соответственно, развитие стратегического партнерства России и Бразилии обусловлено как вышеперечисленными аспектами, так и современной геополитической ситуацией в мире, новыми вызовами, которые требуют адекватного ответа со стороны нашего государства. Учитывая тот факт, что на современном этапе российско-бразильские отношения укрепляются во всех сферах межгосударственного сотрудничества, не вызывает сомнений актуальность проведения исследований в данной области. В связи с этим актуальным, прежде всего, становится исследование политической основы российско-бразильских отношений, представленной в виде важнейших двусторонних визитов на высшем и высоком уровнях, рабочих визитов, а также в виде встреч в рамках международных организаций и объединений. Это позволит максимально точно оценить текущий уровень политического сотрудничества России и Бразилии, выделить его важнейшие направления, а также определить перспективы его дальнейшего развития.

Новые аспекты современного внешнеполитического курса России, а также потенциал сотрудничества со странами Латино-Карибской Америки и Бразилией исследованы в научных трудах А.Д. Богатурова [Богатуров 2016]. Проблемам политических контактов и развития российско-бразильского сотрудничества посвящена научная работа А.В. Масленникова [Масленников

2015]. Г.Д. Толорая и Р.С. Чуков провели комплексный анализ ключевых аспектов дальнейшего развития БРИКС и обосновали значимость данного объединения для России [Толорая, Чуков 2016]. Следует также выделить труды, посвященные изучению потенциала БРИКС в современной мировой политике и экономике [Новое направление... 2014], а также научно-технологическому сотрудничеству России и Бразилии. Среди трудов ученых Института Латинской Америки РАН следует выделить научную работу В.М. Давыдова, посвященную сотрудничеству России со странами Латиноамериканского региона и Бразилией (в т.ч. в контексте объединения БРИКС) [Давыдов 2016]; исследование З.В. Ивановского, анализирующее изменения внутриполитического расклада сил в государствах Латино-Карибской Америки и Бразилии на современном этапе [Ивановский 2018]; научные труды Б.Ф. Мартынова и Л.Н. Симоновой, в которых изучаются перспективы внешней политики Бразилии и российско-бразильских отношений (в т.ч. и в рамках БРИКС) [Мартынов, Симонова 2016]; работы, посвященные современным внутриполитическим конфликтам и тенденциям в Бразилии и других латиноамериканских государствах [Политические конфликты. 2017].

Целью настоящей статьи является изучение современной политической основы российско-бразильских отношений (2016-2018 гг.).

Целевая направленность обусловила необходимость изучить важнейшие аспекты двусторонних российско-бразильских визитов на высшем уровне, рабочих визитов, а также их вклад в развитие основополагающих направлений сотрудничества между двумя государствами. Помимо этого, рассматриваются ключевые итоги встреч государственных деятелей России и Бразилии в рамках международных организаций и объединений (ООН, «Группа двадцати», БРИКС).

Федеративная Республика Бразилия является крупнейшей латиноамериканской державой, обозначенной в документах Министерства иностранных дел РФ как «стратегический партнер» [Богатуров 2016: 58-59].

Российско-бразильские внешнеполитические связи развиваются в разных форматах и отличаются общностью позиций двух стран по актуальным проблемам как двусторонних, так и международных отношений [Масленников 2015: 52]. Близкое понимание Россией и Бразилией причин и последствий таких явлений, как современный трансграничный терроризм, наркоторговля, бедность, голод, разбалансированность системы современных международных отношений, требует от них уже не только коллективного реагирования, но и формулирования новой, упреждающей философии глобальной бытийности [Мартынов, Симонова 2016: 33-34]. Немаловажным является тот факт, что сотрудничество России с регионом Латино-Карибской Америки во многом пролегает сегодня именно через Бразилию (учитывая ее статус участницы БРИКС) [Давыдов 2016: 311].

В мае 2016 г. в Бразилии была начата процедура импичмента бразильского президента Д. Руссефф, завершившаяся в августе 2016 г. отстранением ее от должности [Политические конфликты. 2017]. После смены политической власти в Бразилии произошло изменение внутриполитического курса. Однако, несмотря на внутриполитические изменения, Бразилия продолжает оставаться для России наиболее перспективным партнером в Латиноамериканском регионе. В сфере внешнеполитических отношений новый президент Бразилии М. Темер принял участие в саммитах «Группы двадцати» и БРИКС, подтвердив обязательства страны и курс на многовекторное сотрудничество [Ивановский 2018: 183].

Новый вектор развития российско-бразильских отношений задала Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная президентом РФ

В.В. Путиным в 2013 г. В качестве одного из направлений российского внешнеполитического курса определялись государства Латинской Америки и Карибского бассейна. Особое внимание было уделено развитию стратегического сотрудничества с Бразилией (в т.ч. в рамках объединения БРИКС)1.

В 2016 г. была утверждена новая Концепция внешней политики Российской Федерации. Был продолжен курс на укрепление политических отношений с государствами Латино-Карибской Америки (и, соответственно, с Бразилией) с учетом растущей роли этого региона в мировых делах. Помимо этого, Россия продолжит наращивать и развивать сотрудничество с Бразилией в рамках БРИКС, а также в рамках других структур и диалоговых площадок2.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная в 2015 г., также закрепляет развитие политического, торгово-экономического и военно-технического сотрудничества с латиноамериканскими государствами, а также укрепление взаимодействия с Бразилией3.

Концептуальный подход Бразилии к современным международным отношениям и сотрудничеству с Россией представлен в трех основополагающих документах: Национальной политике обороны (Política Nacional de Defesa)4 2012 г., Национальной стратегии обороны (Estratégia Nacional de Defesa)5 2012 г. и Белой книге национальной обороны Бразилии (Livro Branco de Defesa Nacional)6 2012 г. Согласно Национальной политике обороны, Бразилия стремится к реализации потенциала сотрудничества в рамках различных объединений, например таких, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР)7. Белая книга национальной обороны закрепляет приоритет сотрудничества Бразилии и России в такой перспективной сфере, как исследование и использование космического пространства в мирных целях. Помимо этого, обоснована цель укрепления отношений со странами - участницами БРИКС (и, соответственно, с Россией)8.

Для проведения анализа современной политической основы российско-бразильских отношений возникает необходимость изучения важнейших визитов на высшем уровне и рабочих визитов в 2017-2018 гг.

Двусторонние российско-бразильские визиты на высшем уровне. 21 июня 2017 г. президент РФ В.В. Путин встретился в Москве с президентом Федеративной Республики Бразилия М. Темером, который прибыл в Россию с официальным визитом. В ходе встречи президенты рассмотрели практически весь комплекс российско-бразильских отношений9.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 12.02.2013 (утратила силу в соотв. с указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640). Доступ: http://www.mid.ru/foreign_ policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (проверено 10.07.2018).

2 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (проверено 10.07.2018).

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (проверено 10.07.2018).

4 Política Nacional de Defesa (Brasil, 2012). URL: https://www.defesa.gov.br/arquivos/estado_e_defesa/ END- PND_Optimized.pdf (accessed 10.07.2018).

5 Estratégia Nacional de Defesa (Brasil, 2012). URL: https://www.defesa.gov.br/arquivos/estado_e_defesa/ END-PND_Optimized.pdf (accessed 10.07.2018).

6 Livro Branco de Defesa Nacional (Brasil, 2012). URL: https://www.defesa.gov.br/arquivos/estado_e_ defesa/livro_branco/livrobranco.pdf (accessed 10.07.2018).

7 Política Nacional de Defesa (Brasil, 2012). URL: https://www.defesa.gov.br/arquivos/estado_e_defesa/ END-PND_Optimized.pdf (accessed 10.07.2018).

8 Livro Branco de Defesa Nacional (Brasil, 2012). URL: https://www.defesa.gov.br/arquivos/estado_e_ defesa/livro_branco/livrobranco.pdf (accessed 10.07.2018).

9 Российско-бразильские переговоры. - Президент России. Официальный сайт. 21.06.2017. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54836 (проверено 10.07.2018).

Прежде всего, главы государств обсудили различные вопросы двусторонней, региональной и международной повестки дня, а также определили пути развития стратегического партнерства между Россией и Бразилией. Необходимо особо подчеркнуть важнейшее решение об укреплении российско-бразильского стратегического диалога по вопросам внешней политики, в т.ч. в рамках ООН, БРИКС, «Группы двадцати» и других международных форумов. Россия и Бразилия также договорились о координации усилий в целях становления более справедливой демократической и многополярной системы международных отношений, основанной на центральной роли ООН, верховенстве международного права и коллективных началах1.

Помимо обсуждения важнейших политических и стратегических вопросов, главы государств рассмотрели пути укрепления российско-бразильского сотрудничества в торгово-экономической (взаимные инвестиции, энергетика, транспорт), научно-технической (научные исследования и технологическое развитие, космос) и культурной (информационно-культурные центры) сферах. Необходимо отметить, что Бразилия остается наиболее успешной страной Латино-Карибской Америки в сфере разработки космических технологий. Ее специалисты предлагают целый ряд научных разработок, связанных с освоением космоса [Новое направление... 2014: 92].

По итогам переговоров 2017 г. президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что на современном этапе Бразилия является одним из ключевых партнеров России. Это предусматривает более высокий уровень координации российско-бразильских усилий в борьбе с новыми вызовами и угрозами, терроризмом, за поддержание мира, стабильности, нераспространение вооружения и контроль над ним. В свою очередь президент Федеративной Республики Бразилия М. Темер подчеркнул необходимость укрепления стратегического российско-бразильского партнерства как ключевого аспекта в отношениях двух государств2.

В рамках официального визита президент Федеративной Республики Бразилия М. Темер также встретился с председателем правительства РФ Д.А. Медведевым. В ходе встречи обсуждались актуальные вопросы российско-бразильского взаимодействия в торгово-инвестиционной, промышленной, научно-технической и культурно-гуманитарной областях. Председатель правительства России Д.А. Медведев отметил, что Бразилия является ключевым российским партнером в Латинско-Карибской Америке. В качестве приоритетной задачи в двусторонних экономических отношениях была определена интенсификация товарооборота и диверсификация взаимной торговли за счет высокотехнологичных отраслей. Президент Бразилии М. Темер уделил внимание вопросам необходимости увеличения взаимных инвестиций (в частности, в области перспективных сфер - энергетики, газа, нефти), а также избегания двойного налогообложения3.

Следует отметить, что вышеупомянутые приоритетные направления российско-бразильского сотрудничества, сформулированные по итогам двусторонних переговоров, совпадают со стратегическими интересами, которых оба государства стремятся достичь в рамках объединения БРИКС: это стремление рефор-

1 Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилия о стратегическом внешнеполитическом диалоге. 21.06.2017. Доступ: http://www.kremlin.ru/supplement/5212 (проверено 10.07.2018).

2 Заявления для прессы по итогам российско-бразильских переговоров. — Президент России. Официальный сайт. 21.06.2017. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/54843 (проверено 10.07.2018).

3 Встреча Дмитрия Медведева с президентом Бразилии Мишелом Темером. - Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. 21.06.2017. Доступ: http://government.ru/news/28184/ (проверено 10.07.2018).

284

ВлАсть

2018'08

мировать основы мировой политики и экономики, независимость в политике и примат международного права, поддержание роли ООН как гаранта международной безопасности [Толорая, Чуков 2016: 109].

Двусторонние российско-бразильские рабочие визиты. 4 мая 2017 г. состоялись политические консультации заместителя министра иностранных дел РФ С.А. Рябкова с заместителем министра иностранных дел Федеративной Республики Бразилия Ф. Симасом Магаляэсом. Был проведен обмен мнениями по широкому спектру актуальных тем двусторонней, региональной и международной повестки дня. Участники консультаций зафиксировали обоюдный настрой на придание дополнительного импульса двустороннему стратегическому партнерству. Особый акцент был сделан на вопросах взаимодействия в поддержании международного мира, безопасности и стабильности, в борьбе с новыми вызовами и угрозами, по проблематике нераспространения вооружений и контроля над ними1.

30 ноября 2017 г. специальный представитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел России М.Л. Богданов встретился в Москве с чрезвычайным и полномочным послом Федеративной Республики Бразилия в РФ А.Э. Салгадо. В ходе беседы состоялся доверительный обмен мнениями по развитию ситуации в Сирии и вокруг нее. При этом подчеркивалась важность наращивания международных усилий по содействию скорейшему достижению политического урегулирования сирийского кризиса, обсуждались вопросы укрепления внешнеполитического взаимодействия стран БРИКС по проблематике региона Ближнего Востока и Африки2.

В контексте исследования современной политической основы российско-бразильских отношений необходимо также проанализировать встречи государственных деятелей России и Бразилии в рамках международных организаций и объединений в 2017-2018 гг.

Российско-бразильские встречи в рамках международных организаций и объединений. 16 февраля 2017 г. в Бонне «на полях» встречи министров иностранных дел стран - участниц «Группы двадцати» состоялась беседа министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова с министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилия Ж. Серрой. В ходе беседы министры подтвердили твердый настрой на дальнейшее развитие российско-бразильских отношений стратегического партнерства. Стороны обсудили график предстоящих политических контактов на высшем и высоком уровне, возможности расширения договорно-правовой базы отношений, активизации взаимодействия на международной арене, прежде всего в рамках ключевых многосторонних механизмов - ООН, БРИКС, «Группы двадцати», - а также диалоговых механизмов России со странами Латинской Америки. С.В. Лавров также пригласил бразильского коллегу посетить Россию с визитом3.

1 О консультациях заместителя министра иностранных дел России С.А. Рябкова с заместителем министра иностранных дел Бразилии Ф. Симасом Магаляэсом. - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 04.05.2017. Доступ: http://www.mid.rU/ru/maps/br/-/asset_ publisher/36clIsAWkPBp/content/id/2744174 (проверено 10.07.2018).

2 О встрече спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел России М.Л. Богданова с послом Бразилии в Москве А.Э. Салгадо. - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 30.11.2017. Доступ: http:// www.mid.ru/ru/maps/br/-/asset_publisher/36clIsAWkPBp/content/id/2972347 (проверено 10.07.2018).

3 O встрече министра иностранных дел России С.В. Лаврова с министром иностранных дел Бразилии Ж. Серрой. - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 16.02.2017. Доступ: http://www.mid.rU/ru/maps/br/-/asset_publisher/36clIsAWkPBp/content/id/2646584 (проверено 10.07.2018).

Следующая встреча министров иностранных дел РФ С.В. Лаврова и Федеративной Республики Бразилия А. Нунеса состоялась 21 сентября 2017 г. в Нью-Йорке «на полях» 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. С.В. Лавров и А. Нунес затронули вопросы перспективных направлений развития российско-бразильских отношений, а также основные аспекты укрепления стратегического партнерства1. Результаты состоявшегося диалога нашли свое отражение в соответствующих документах, принятых по итогам встречи2.

Россия и Бразилия активно сотрудничают также на многосторонней основе в рамках различных международных организаций и объединений. В качестве яркого примера выступает объединение БРИКС. В этом контексте следует отметить, что 4-5 сентября 2017 г. в г. Сямэне (Китай) состоялся 9-й саммит БРИКС. Российскую сторону на саммите представлял президент РФ В.В. Путин, а бразильскую - президент Федеративной Республики Бразилия М. Темер. Лидеры стран БРИКС провели заседание в узком составе. Позже консультации продолжились с участием членов делегаций. Главными темами обсуждения на саммите выступили международные и региональные конфликты, национальная безопасность, ситуация в мировой экономике и глобальное экономическое управ-ление3. Результаты саммита нашли свое отражение в принятых по его итогам документах4.

Подводя итог исследования современной политической основы российско-бразильских отношений, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, важнейшие двусторонние визиты на высшем уровне и рабочие визиты задают ключевые векторы российско-бразильского сотрудничества на современном этапе. Прежде всего это касается стратегического диалога России и Бразилии по основополагающим внешнеполитическим вопросам, таким как совместная борьба с новыми вызовами и угрозами; координация усилий в целях поддержания международной безопасности; формирование системы международных отношений, основанной на принципах международного права и координирующей роли ООН. Помимо этого, активизируется сотрудничество в торгово-экономической (товарооборот, взаимные инвестиции, энергетика, транспорт, налогообложение), научно-технической (научные исследования и технологическое развитие, космос), культурной (информационно-культурные центры) областях.

Во-вторых, укреплению политической основы российско-бразильских отношений способствуют регулярные двусторонние встречи в рамках международных организаций и объединений (ООН, БРИКС, «Группа двадцати» и т.д.). Спектр актуальных политических вопросов, обсуждающихся в ходе встреч, довольно широк: это развитие стратегического партнерства; уточнение графика политических контактов; активизация взаимодействия на международной арене; сотрудничество в рамках международных организаций и многое другое.

1 О встрече министра иностранных дел России С.В. Лаврова с министром иностранных дел Бразилии А. Нунесом. - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 21.09.2017. Доступ: http://www.mid.ru/ru/maps/br/-/asset_pubИsher/36clIsAWkPBp/content/id/2870732 (проверено 10.07.2018).

2 Соглашение между правительством РФ и правительством Федеративной Республики Бразилия об учреждении и условиях деятельности культурных центров. 21.09.2017. Доступ: http://www.mid. ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-9/52563 (проверено 10.07.2018).

3 Саммит БРИКС (Сямэнь). - Президент России. Официальный сайт. 04.09.2017. Доступ: http://www. kremlin.ru/events/president/news/55515 (проверено 10.07.2018).

4 Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС. Сямэнь, Китай. 04.09.2017. Доступ: https:// brics.mid.ru/document/-/asset_puЫisher/VmQiTl1AUALV/content/samen-skaa-deklaracia-rukovoditelej-stran-briks-samen-kitaj-4-sentabra-2017-goda?rediгect=%2Fdocuments&inheritRedirect=true (проверено 10.07.2018).

В-третьих, современные российско-бразильские политические отношения имеют многовекторные перспективы. Прежде всего, в соответствующих стратегических российско-бразильских документах1, принятых в 2017 г., закреплена возможность официального визита президента России В.В. Путина в Бразилию. В настоящее время также идет активная подготовка к участию президента России В.В. Путина и президента Бразилии М. Темера в предстоящем 10-м саммите БРИКС, который пройдет 25-27 июля 2018 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). Помимо этого, предполагается участие президентов России и Бразилии в очередном саммите «Группы двадцати» в 2018 г. (Буэнос-Айрес, Аргентина).

Таким образом, двусторонние российско-бразильские визиты на высшем и высоком уровнях, рабочие визиты, а также встречи в рамках международных организаций и объединений способствуют дальнейшему развитию стратегического партнерства между двумя государствами, параллельно активизируя механизмы сотрудничества во всех ключевых сферах межгосударственного взаимодействия.

Список литературы

Богатуров А.Д. 2016. Дипломатический ответ Москвы. - Международные процессы. № 1. С. 52-62.

Давыдов В.М. 2016. Стратегическое партнерство в контексте российско-латиноамериканских отношений. - Вестник Российской академии наук. № 4. С. 304315.

Ивановский З.В. 2018. Латинская Америка на перепутье изменения в расстановке политических сил. - Свободная мысль. № 1. С. 177-192.

Мартынов Б.Ф., Симонова Л.Н. 2016. Бразилия перед нелегким выбором. -Латинская Америка. № 2. С. 24-34.

Масленников А.В. 2015. Новые тенденции в формировании политической культуры: российско-бразильские внешнеполитические связи (сер. 1990-х -2014 гг.). - Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 3. С. 49-53.

Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики — взаимодействие в БРИКС (отв. ред. С.П. Глинкина). 2014. М.: Изд-во ИЭ РАН. 220 с.

Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности (отв. ред. З.В. Ивановский). 2017. М.: Изд-во ИЛА РАН. 452 с.

Толорая Г.Д., Чуков Р.С. 2016. Рассчитывать ли на БРИКС? - Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. № 2. С. 97-112.

1 Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилия о стратегическом внешнеполитическом диалоге. 21.06.2017. Доступ: http://www.kremlin.ru/supplement/5212 (проверено 10.07.2018).

LIVANOVA Irina Vladimirovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (14 Narodnaya St, Novosibirsk, Russia, 630075; iv-livanova17@mail.ru) SALAMOV Ruslan Rustemovich, postgraduate student of the Siberian Institute of International Relations and Regional Studies (14 Narodnaya St, Novosibirsk, Russia, 630075; ruslan5215@mail.ru)

MODERN POLITICAL BASIS OF RUSSIA-BRAZIL RELATIONS

Abstract. The main purpose of the article is the analysis of the modern political basis of Russia-Brazil relations. In this context, the authors analyze the most important aspects of bilateral Russia-Brazil visits at the highest level and working visits, as well as their contribution to the strengthening the political basis of relations between the two states. First off, these visits concern the strategic dialogue between Russia and Brazil on the fundamental foreign policy issues, such as joint struggle against new challenges and threats; coordination of efforts to maintain international security; establishing a system of international relations based on the principles of international law and the coordinating role of the United Nations. Moreover, this article aims to define the main aspects of meetings of political leaders of Russia and Brazil within international organizations and associations (the United Nations, Group of Twenty, BRICS). Thus bilateral Russia-Brazil visits at the highest and high levels, working visits, as well as meetings within international organizations and associations contribute to the strengthening and further development of the strategic partnership between the two states and intensify cooperation in all areas of inter-state interaction: politics, economy, the sphere of culture and so on. In addition, the authors note that modern Russia-Brazil political relations have multivector perspectives. The article contains summary that conforms to the purpose of the study.

Keywords: Russia-Brazil relations, political basis, visits, meetings, cooperation, BRICS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.