Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ'

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богославцева Л.В.

Цель. В статье обоснованы объективность и особенность новой парадигмы финансового обеспечения организации государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации экономических процессов, а также определены современные направления эффективности предоставления услуг в целях повышения качества жизни граждан. Структура/методология/подход. Развитие инструментария организации и предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, применение которого направлено на повышение эффективности управления расходами бюджетов и, как следствие, на повышение качества оказания соответствующих услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Основу методического аппарата исследования составляет теоретическое обобщение информации и практические данные о финансовом обеспечении цифровизации государственных и муниципальных услуг. Как показала практика цифровизации в условиях рискориентированного подхода формирования и исполнения расходов бюджетов разных уровней, необходимо учитывать риски использования информации в целях обеспечения как государственных и муниципальных услуг граждан, так и национальных интересов страны. Результаты. В статье раскрыт состав проектов и комплексов процессных мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», выявлены особенности его бюджетного финансирования, а также сформулированы проблемы финансирования национального проекта, сдерживающие повышение качества организации, и предоставления государственных и муниципальных услуг. В исследовании сделан вывод о том, что новой парадигмой предоставления услуг являются условия цифровизации. Результаты проведенного исследования направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации как показателя оценивания качества жизни населения в условиях реализации национальных проектов. Практические последствия. Государственные и муниципальные органы власти, используя инструменты цифровизации бюджетных потоков, внедряя и совершенствуя их в процессе оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечивают эффективность, прозрачность, открытость и надежность услуг, поднимают престиж органов власти и способствуют установлению партнерских отношений между властью и населением. Оригинальность/значение. Теоретическая значимость заключается в обосновании цифровизации как новой парадигмы повышения эффективности государственных и муниципальных услуг, целью которой является повышение качества жизни граждан. Практическая значимость исследования состоит в выявлении финансовых проблем, сдерживающих цифровизацию государственных и муниципальных услуг, и разработке предложений по повышению качества услуг на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богославцева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PARADIGM OF FINANCIAL SUPPORT FOR DIGITALIZATION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES TO THE POPULATION

The implementation of the national project "Digital Economy of the Russian Federation" has led to the development of tools for organizing and providing citizens with state and municipal services, the use of which is aimed at improving the efficiency of budget expenditure management and, as a result, at improving the quality of the provision of relevant services through the introduction of digital technologies and platform solutions. The basis of the methodological apparatus of the study is the theoretical generalization of information and practical data on the financial support for the digitalization of state and municipal services. As the practice of digitalization has shown in the context of a risk-based approach to the formation and execution of budget expenditures at different levels, it is necessary to take into account the risks of using information in order to provide both state and municipal services to citizens and the national interests of the country. The article reveals the composition of projects and complexes of process activities of the national project "Digital Economy of the Russian Federation", identifies the features of its budgetary financing, and formulates the problems of financing the national project, which hinder the improvement of the quality of organization and provision of public and municipal services. The study concluded that the new paradigm of service provision is the conditions of digitalization. The results of the study are aimed at improving the efficiency of the provision of state and municipal services in the context of digitalization as an indicator of assessing the quality of life of the population in the context of the implementation of national projects.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

DOI 10.54220/finis.1991-0525.2022.74.1.002

Богославцева Л.В., к.э.н., доцент кафедры финансов РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: b_ludmila@bk.ru

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

JEL classification: H41, H53

Аннотация

Цель. В статье обоснованы объективность и особенность новой парадигмы финансового обеспечения организации государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации экономических процессов, а также определены современные направления эффективности предоставления услуг в целях повышения качества жизни граждан.

Структура/методология/подход. Развитие инструментария организации и предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, применение которого направлено на повышение эффективности управления расходами бюджетов и, как следствие, на повышение качества оказания соответствующих услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Основу методического аппарата исследования составляет теоретическое обобщение информации и практические данные о финансовом обеспечении цифровизации государственных и муниципальных услуг. Как показала практика цифровизации в условиях рискориентированного подхода формирования и исполнения расходов бюджетов разных уровней, необходимо учитывать риски использования информации в целях

обеспечения как государственных и муниципальных услуг граждан, так и национальных интересов страны.

Результаты. В статье раскрыт состав проектов и комплексов процессных мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», выявлены особенности его бюджетного финансирования, а также сформулированы проблемы финансирования национального проекта, сдерживающие повышение качества организации, и предоставления государственных и муниципальных услуг. В исследовании сделан вывод о том, что новой парадигмой предоставления услуг являются условия цифровизации.

Результаты проведенного исследования направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в условиях цифровиза-ции как показателя оценивания качества жизни населения в условиях реализации национальных проектов.

Практические последствия. Государственные и муниципальные органы власти, используя инструменты цифровиза-ции бюджетных потоков, внедряя и совершенствуя их в процессе оказания государственных и муниципальных услуг, обеспечивают эффективность, прозрачность, открытость и надежность услуг, поднимают престиж органов власти и способствуют установлению партнерских отношений между властью и населением.

Оригинальность/значение. Теоретическая значимость заключается в обосновании цифровизации как новой парадигмы повышения эффективности государственных и муниципальных услуг, целью которой является повышение качества жизни граждан. Практическая значимость исследования состоит в выявлении финансовых проблем, сдерживающих цифровизацию государственных и муниципальных услуг, и разработке предложений по повышению качества услуг на современном этапе.

Ключевые слова: парадигма финансового обеспечения, цифровизация услуг, государственные и муниципальные услуги, расходы бюджета, национальные проекты.

L. V. Bogoslavtseva

MODERN PARADIGM OF FINANCIAL SUPPORT FOR DIGITALIZATION

OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES TO THE POPULATION

Annotation

The implementation of the national project "Digital Economy of the Russian Federation" has led to the development of tools for organizing and providing citizens with state and municipal services, the use of which is aimed at improving the efficiency of budget expenditure management and, as a result, at improving the quality of the provision of relevant services through the introduction of digital technologies and platform solutions. The basis of the methodological apparatus of the study is the theoretical generalization of information and practical data on the financial support for the digitalization of state and municipal services. As the practice of digitalization has shown in the context of a risk-based approach to the formation and execution of budget expenditures at different levels, it is necessary to take into account the risks of using information in order to provide both state and municipal services to citizens and the national interests of the country.

The article reveals the composition of projects and complexes of process activities of the national project "Digital Economy of the Russian Federation", identifies the features of its budgetary financing, and formulates the problems of financing the nationalproject, which hinder the improvement of the quality of organization and provision of public and municipal services. The study concluded that the new paradigm of service provision is the conditions of dig-italization. The results of the study are aimed at improving the efficiency of the provision of state and municipal services in the context of digitali-zation as an indicator of assessing the quality of life of the population in the context of the implementation of national projects.

Keywords: financial provision paradigm, digitalization of services, state and municipal services, budget expenditures, national projects.

Введение

В финансовых органах публично-правовых образований страны накоплен отечественный опыт управления бюджетами в условиях ограниченности финансовых ресурсов и растущих потребностей граждан в качественных государственных и муниципальных услугах [1, с. 111].

Новацией в организации и оказании государственных и муниципальных услуг в последние годы можно считать реализацию национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (НП ЦЭ).

В экономической литературе не вызывает сомнения, что вопросы цифровизации бюджетов призваны повысить достоверность и эффективность формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы страны на всех этапах бюджетного процесса в целях финансового обеспечения расходных полномочий органов власти и национальных приоритетов социально-экономического развития страны и ее территорий [2, с. 147], [3, с. 139].

Следовательно, цифровизация бюджетных отношений направлена, с одной стороны, на повышение эффективности расходов бюджетов всех уровней, а с другой - на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

В рамках статьи охарактеризуем детерминированную взаимосвязь бюджетного финансирования и цифровизации бюджетных потоков, конечной целью которой является повышение качества жизни граждан в части используемых государственных и муниципальных услуг, отвечающих инновационным мировым достижениям.

Материалы и методы

Цифровизация бюджетных потоков была предопределена развитием информационных и цифровых технологий в развитых странах [4, с. 90]. В то же время изменяющиеся геополитические условия аргументированно доказали необходимость на всех исторических этапах развития государства, используя лучшие мировые практики в области управления бюджетами и его оценки, обеспечивать национальную, экономическую и финансовую безопасность страны.

В Российской Федерации с учетом финансовой безопасности накоплен отечественный опыт развития государственных информационных систем. Например, Федеральное казначейство реализует функции таких систем, как: ГИС ГМП; ЕИС, zakupki.gov.ru; ГИИС «Электронный бюджет» и другие. В результате реализация ГИИС «Электронный бюджет» обеспечила создание портала государственных и муниципальных услуг.

Важным этапом развития цифрови-зации оказываемых социальных услуг стала реализация национальной программы

«Цифровая экономика Российской Федерации» в рамках исполнения майских Указов Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» представлен на рисунке 1 и отражает необходимость цифрового равенства и комплексного подхода в развитии сектора информационно-коммуникационных технологий [5, с. 187].

Источники финансирования

Цели программы по направлению оказания государственных и муниципальных услуг

Рисунок 1 - Состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2022 году [составлен автором по данным паспорта программы]

Цели реализации программы, по нашему мнению, можно определить как цели, которые в конечном итоге обеспечивают эффективность государственных и муниципальных услуг:

1) развитие новых отношений, возникающих в условиях цифровизации между населением, бизнесом и органами власти;

2) создание и безопасное функционирование отечественной высокоскоростной инфраструктуры обработки данных;

3) обучение и выпуск профессионалов в области цифровизации экономики;

4) разработка и развитие перспективных сквозных цифровых технологий;

5) использование цифровых технологий и платформенных решений в целях повышения качества государственных и муниципальных услуг.

В результате реализации НП «Цифровая экономика», по мнению министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2024 году 8 из 10 обращений граждан за госуслугами должны осуществляться только в цифровых каналах [6].

Как показала практика развития цифровизации, необходимо учитывать и риски использования информации в целях обеспечения как интересов граждан, так и национальных интересов страны. Проблема повышения роли отечественных разработчиков программного обеспечения поднималась уже в 2019 году, но актуальность этой проблемы обострилась в 2022 году в условиях санкций, введенных отдельными странами в отношении России.

Проблема заключается также в том, что разработка и развитие конкурентоспособных отечественных программных продуктов требует значительного финансирования.

Результаты

Проанализируем основные источники финансирования исследуемого национального проекта по данным паспорта: на первом месте - средства федерального бюджета (67,58%), на втором месте - внебюджетные источники (32,41%), на третьем месте - консолидированные бюджеты субъектов РФ (0,01%).

По федеральным проектам, входящим в состав национального проекта, к формам финансирования цифровой трансформации разных сфер деятельности и конкретных органов и организаций относят: бюджетные целевые ассигнования на реализацию мероприятий федеральных и ведомственных проектов; гранты и субсидии на конкурсной основе; реализацию проектов на основе соглашений о ГЧП или концессионных соглашений. Но основным источником финансирования проекта являются средства бюджетов, прежде всего федерального бюджета.

Неслучайно при изменяющихся экономических условиях и факторах снижения бюджетного финансирования возрастает риск неисполнения проекта. Представленные в таблице 1 данные были утверждены до пандемии, и основные расходы в сумме более 452,3 млрд рублей должны были быть освоены в 2020 году. Изменившиеся экономические условия на фоне борьбы с коронавирусной инфекцией не позволили профинансировать программу в полном объеме. По данным Совета Федерации Федерального собрания РФ «на 01.10.2020 года объем использованных средств федерального бюджета на реализацию национальной программы составил 20,6%» [7].

К сожалению, проблемы исполнения проекта выявились раньше. Уже «по итогам 2019 года уровень исполнения сводной бюджетной росписи составил 73,4%». К основным причинам проблем финансирования национального проекта можно отнести:

- многочисленные изменения документации программы [8];

- перераспределение бюджетных средств между задачами, заложенными в федеральных проектах;

- нарушение сроков принятия необходимых нормативно-правовых актов и заключения госконтрактов;

- сложная система управления федеральными и ведомственными проектами, представленными на рисунке 1;

- сложность мониторинга бюджетного финансирования проекта в связи с пересечением программных мероприятий по разным проектам и программам, например,

с государственной программой «Информационное общество». Так, в расходах федерального бюджета на финансирование НП «Цифровая экономика», представленных в таблице 1, бюджетные ассигнования запла-

нированы только по федеральным проектам, входящим в состав национального проекта. Следовательно, на этапах планирования и исполнения расходов бюджетов в рамках нацпроектов важно обеспечить финансовую прозрачность [9, с. 207].

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета в 2022-2024 годах на реализацию

национальной программы «Цифровая экономика», млн руб.

Наименование федерального проекта 2022 год 2023 год 2024 год

Всего 210 666,3 190 525,0 188 838,4

в том числе:

Нормативное регулирование цифровой среды 163,4 163,5 268,5

Информационная инфраструктура 41 528,1 38 838,8 47 298,5

Кадры для цифровой экономики 11 584,0 14 361,1 18 209,7

Информационная безопасность 8464,5 8323,5 6538,6

Цифровые технологии 31 749,2 26 991,5 20 105,3

Цифровое государственное управление 110 771,1 96 008,5 90 577,9

Искусственный интеллект 6406,2 5838,1 5839,9

Интересно, что по другим проектам в составе НП «Цифровая экономика» (таким как проекты, не входящие в состав национальных проектов, ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий) бюджетные ассигнования не отражены. Возможно, такое распределение бюджет-

ных ассигнований объясняется реализацией НП «Цифровая экономика» в рамках государственной программы «Информационное общество», что и привело к отражению объемов финансирования по перечисленным выше проектам и мероприятиям именно в бюджетных ассигнованиях госпрограммы (табл. 2).

Таблица 2 - Расходы федерального бюджета в 2022-2024 годах на реализацию государственной программы «Информационное общество», млн руб.

Наименование 2022 год 2023 год 2024 год

Всего 342 125,6 321 852,5 314 605,5

Федеральные проекты, входящие в состав нацпроектов 186 308,3 167 301,8 162 374,8

Федеральные проекты, не входящие в состав нацпроектов 106 468,5 105 517,7 105 580,3

Развитие цифровых и информационных проектов в субъектах РФ 7991,4 8207,2 8264,6

Доступный и качественный контент в современном информационном пространстве 98 477,1 97 310,5 97 315,7

Ведомственные проекты 18 264,4 18 391,4 18 313,1

Развитие инфраструктуры связи 7551,1 7739,0 7542,6

Создание и внедрение ИТ в сфере государственного управления 10 713,3 10 652,4 10 770,5

Комплексы процессных мероприятий 31 084,4 30 641,7 28 337,3

Обеспечение реализации программ и проектов в области ЦЭ и развития информационного общества 5772,7 6067,4 4393,3

Обеспечение устойчивого развития медиасреды и МС 5415,3 5482,6 5541,9

Контроль и надзор в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций 19 896,4 19 091,7 18 402,0

Сопоставление данных таблицы 1 и 2 отражает различные объемы финансирования, что свидетельствует о необходимости анализа всех программ, в рамках которых

реализуется национальный проект «Цифровая экономика РФ». В этом случае бюджетное финансирование проходит через разных главных распорядителей бюджетных

средств, что предопределяет необходимость усиления контроля как за реализацией проекта, так и за достижением результатов в целом, а также требует комплексного управления национальным проектом.

Как было отмечено выше, доля консолидированных бюджетов субъектов РФ в финансовом обеспечении НП «Цифровая экономика» незначительна (0,01%), что обусловлено проблемами финансовой устойчивости региона [10, с. 169] и необходимостью активизации инвестиционных процессов в российских регионах [11, с. 103]. В целях развития цифровых технологий в регионах страны по предложению Совета Федерации Федерального Собрания РФ разрабатывается новый федеральный проект «Цифровой регион».

Обсуждение

Раскроем особенности финансового обеспечения цифровизации государственных и муниципальных услуг на примере Ростовской области. По данным Министерства информационных технологий и связи Ростовской области, на портале государственных и муниципальных услуг зарегистрировано свыше 103,2 млн граждан региона, которые, помимо основного портала, могут использовать бета-версию и мобильное приложение. Эти новации, с одной стороны, сокращают время получения государственных и муниципальных услуг жителями региона, особенно в условиях пандемии коронавирусной инфекции, но, с другой стороны, обосновывают необходимость оказания информационной поддержки для граждан, не владеющих соответствующим программным обеспечением или умением правильной регистрации для получения услуги [12, с. 198].

Министерством разработана и утверждена методика оценки готовности органов местного самоуправления к цифровой трансформации. Сейчас в методику входит 15 показателей, отражающих уровень использования цифровых технологий в сфере предоставления услуг, межведомственного взаимодействия, электронного документооборота, геоинформационных систем, взаимодействия с сервисом ГИС ГМП. В 2022

году планируется добавить еще один показатель, связанный с удовлетворенностью граждан платформой обратной связи.

Внедрена система аналитической отчетности АРМ «Отчетность», на базе которой формируется рейтинг готовности органов местного самоуправления к цифровой трансформации и автоматизированы индикаторы цифровой зрелости отрасли «Государственное управление».

С точки зрения специалистов органов власти Ростовской области для развития цифровых технологий необходимо:

- обеспечить бесперебойное предоставление услуг;

- увеличить в 2022 году долю абонентов, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, до 88,0%;

- провести аттестацию облачной платформы на соответствие требованиям защиты информации, что позволит переводить на ее основу региональные государственные информационные системы;

- направлять на обучение цифровым компетенциям государственных и муниципальных служащих;

- снабдить отечественным офисным программным обеспечением все органы местного самоуправления;

- продолжить оказание содействия субъектам инновационной деятельности, а также проведение информационной кампании о возможности государственной поддержки субъектов МСП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализовывать Стратегию цифровой трансформации экономики, социальной сферы и государственного управления, утвержденную губернатором Ростовской области в августе 2021 года. В рамках данных отраслей 91 проект запланирован к внедрению на территории Ростовской области до 2024 года.

Отметим, что проводимая в стране политика повышения эффективности государственных и муниципальных услуг привела к тому, что уже в 2019 году в реестрах было учтено более чем 220 тыс. услуг. Такое количество видов услуг сложно мониторить, анализировать их исполнение и финансирование, выявлять проблемы предоставления и разрабатывать предложения по реальному

улучшению оказания этих услуг. Сложившаяся практика объективно привела к разработке Правительством Российской Федерации перечня типовых услуг.

В перечне типовых услуг было утверждено 206 направлений различной социальной направленности, которые, по нашему мнению, целесообразно классифицировать по функциональному значению. Например, услуги: имущественного характера; семейные; лицензирование образовательной, медицинской, фармацевтической деятельности; культурного характера; экологического характера; социальные; содействие занятости инвалидов; назначение мер поддержки семей, имеющих детей, за счет средств, соответственно, местных бюджетов и т.д.

Предложенная классификация государственных и муниципальных услуг позволит определять, каким образом предоставляются однотипные услуги, выявлять закономерности и проблемы, а также определять причины отклонений оказания однотипных услуг в разных территориях. Фактически можно разработать стандарты и алгоритмы оказания типовых услуг.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить новой парадигмой финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг населению цифровизацию бюджетных потоков. Именно проведение цифровизации предопределило объективную необходимость разработки стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, что позволяет определить цифровизацию как новое базовое условие развития социальных муниципальных услуг.

Бюджетное финансирование цифро-визации должно способствовать созданию современной ГГ-инфраструктуры, которая оперативно и с минимальными затратами повысит эффективность государственных и муниципальных услуг при условии обеспечения национальной и финансовой безопасности страны.

В целях дальнейшего повышения качества государственных и муниципальных услуг представляется обязательным условием реализация «Концепции цифровой и

функциональной трансформации социальной сферы до 2025 года», которая в рамках современной парадигмы финансирования услуг направлена на повышение эффективности социальных услуг с учетом применения цифровых технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карепина О.И., Богославцева Л.В., Богданова О.Ю. Обеспечение устойчивости региональных бюджетов в контексте сокращения финансовой асимметрии // Аудиторские ведомости. - 2021. - № 3. -С. 111-118.

2. Иванова О.Б., Андреева О.В. Циф-ровизация экономических процессов как новая парадигма развития российской экономики // Статистика - язык цифровой цивилизации: Сб. докладов II Открытого российского статистического конгресса. В 2-х томах, Ростов-на-Дону, 4-6 декабря 2018 года. - Ростов н/Д: АзовПринт, 2018. -С. 147-151.

3. Алексеев А.С., Рукина С.Н. Влияние регулирования финансовых отношений на развитие цифровых технологий // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 3-2. - С. 139-145. - DOI 10.17513/vaael.1622.

4. Артеменко Д.А., Зенченко С.В. Цифровые технологии в финансовой сфере: эволюция и основные тренды развития в России и за рубежом // Финансы: теория и практика. - 2021. - Т. 25. - № 3. - С. 90101. - DOI 10.26794/2587-5671-2021-25-390-101.

5. Indicators of digital inequality and spatial development of the ict sector in the Russian Federation / Artemenko D.A., Yalunina E.N., Panfilova Е.А., Sinyuk T.Yu., Prokopets T.N. // Inclusive Development of Society. Proceedings of the 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality (Serve 2018). Editors: Ford Lumban Gaol, Natalia Filimonova, Irina Frolova, Ignatova Tati-ana Vladimirovna. 2020. - С. 187-195.

6. Шадаев Максут назвал основные направления развития цифровой экономики. - URL: https://digital.ac.gov.ru/news

7. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» 18.11.2020. - URL: http://council.gov.ru/activity/ documents

8. Счетная палата объяснила плохое выполнение бюджета «Цифровой экономики». - URL: https://www.rbc.ru/ technology_and_media/27/07/2020

9. Ivanova O.B., Vovchenko N.G., Kostoglodova E.D., Bogoslavtseva L.V., Rukina S.N., Karepina O.I. Financial transparency in budget sector of economy as a necessary condition of clustering // International Journal of Trade and Global Markets. - 2017. -Т. 10. - № 2-3. - С. 207-216.

10. Богославцева Л.В., Богданова О.Ю. Новации конструкции областного бюджета как условие финансовой устойчивости региона в период борьбы с пандемией // Социально-экономическое развитие России: Сб. материалов Всероссийской НПК с международным участием, Чебоксары, 27 ноября 2020 года / БОУ ВО «ЧГИКиИ» Минкультуры Чувашии. - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 169-174.

11. Формирование бюджета регионального развития в условиях восстановления экономического роста / С.Н. Рукина, А.С. Такмазян, К.Н. Самойлова, К.А. Герасимова // Финансовые исследования. -2021. - № 2 (71). - С. 103-112.

12. Богославцева Л.В. Проблемы муниципальных образований в условиях циф-ровизации муниципальных услуг // Технологические инициативы в достижении целей устойчивого развития: Материалы международной НПК, XV Южно-Российский логистический форум, Ростов-на-Дону, 10-11 октября 2019 года. - Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2019. - С. 198-202.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Karepina O.I., Bogoslavtseva L.V., Bogdanova O.Y. Ensuring the stability of regional budgets in the context of reducing financial asymmetry // Audit statements. - 2021. -№ 3. - С. 111-118.

2. Ivanova O.B., Andreeva O.V. Digital-ization of economic processes as a new development paradigm of the Russian economy //

Statistics - the language of digital civilization: Collection of reports of the II Open Russian Statistical Congress. In 2 volumes, Rostov-on-Don, December 4-6, 2018. - Rostov-on-Don: AzovPrint, 2018. - C. 147-151.

3. Alekseev A.S., Rukina S.N. Influence of regulation of financial relations on the development of digital technologies // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. -2021. - № 3-2. - C. 139-145. - DOI 10.17513/vaael.1622.

4. Artemenko D.A., Zenchenko S.V. Digital technologies in the financial sphere: evolution and main development trends in Russia and abroad // Finance: Theory and Practice. - 2021. - T. 25. - № 3. - C. 90-101. -DOI 10.26794/2587-5671 -2021-25-3 -90-101.

5. Indicators of digital inequality and spatial development of the ict sector in the Russian Federation / Artemenko D.A., Yalunina E.N., Panfilova E.A., Sinyuk T.Yu. // Inclusive Development of Society. Proceedings of the 6th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality (Serve 2018). Editors: Ford Lumban Gaol, Natalia Fili-monova, Irina Frolova, Ignatova Tatiana Vla-dimirovna. 2020. - C. 187-195.

6. Shadaev Maksut named the main directions of development of digital economy. -URL: https://digital.ac.gov.ru/news.

7. Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation "On the Progress of the National Project "Digital Economy of the Russian Federation" 18.11.2020. - URL: http://council.gov.ru/ac-tivity/ documents.

8. The Accounts Chamber explained the poor implementation of the Digital Economy budget. - URL: https://www.rbc.ru/technol-ogy_and_media/ 27/07/2020

9. Ivanova O.B., Vovchenko N.G., Kostoglodova E.D., Bogoslavtseva L.V., Rukina S.N., Karepina O.I. Financial transparency in budget sector of economy as a necessary condition of clustering // International Journal of Trade and Global Markets. - 2017. -T. 10. - № 2-3. - C. 207-216.

10. Bogoslavtseva L.V., Bogdanova O.Yu. Innovations of Regional Budget

Construction as a Condition for Financial Stability of the Region during the Pandemic // Social and Economic Development of Russia: Proceedings of the All-Russian Scientific and Technical Conference with International Participation, Cheboksary, 27 November 2020 / BOOU VPO "CHGIKiI" Ministry of Culture Chuvashia. - Cheboksary: Wednesday, 2020. - C. 169-174.

11. Formation of the Regional Development Budget in the Recovery of Economic Growth / S.N. Rukina, A.S. Takmazyan,

K.N. Samoylova, K.A. Gerasimova // Financial Studies. - 2021. - № 2 (71). - C. 103-112.

12. Bogoslavtseva L.V. Problems of Municipalities in the Digitalization of Municipal Services // Technological Initiatives in Achieving Sustainable Development Goals: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. XV South-Russian logistics forum, Rostov-on-Don, October 10-11, 2019. - Rostov-on-Don: Russian State Economic University (RINH), 2019. - C. 198-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.