Научная статья на тему 'Современная отечественная история в музеях исторического профиля: тенденции в экспозициях'

Современная отечественная история в музеях исторического профиля: тенденции в экспозициях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1433
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / НОВЕЙШАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / MUSEUM / RECENT POLITICAL HISTORY / EXPOSURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Божченко Ольга Александровна

В статье рассматриваются основные тенденции представления новейшей политической истории в современных российских музеях. Анализируются экспозиции отечественных исторических музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflect current trends in national history museums of historic profile

This article discusses the main trends representation in recent political history of modern Russian museums. The exposure of domestic historical museums are analyzes.

Текст научной работы на тему «Современная отечественная история в музеях исторического профиля: тенденции в экспозициях»

О. А. Божченко

Современная отечественная история в музеях исторического профиля: тенденции в экспозициях

В статье рассматриваются основные тенденции представления новейшей политической истории в современных российских музеях. Анализируются экспозиции отечественных исторических музеев.

Ключевые слова: музей, новейшая политическая история, экспозиция

Olga A. Bozhchenko Reflect current trends in national history museums of historic profile

This article discusses the main trends representation in recent political history of modern Russian museums. The exposure of domestic historical museums are analyzes.

Keywords: museum, recent political history, exposure

Начало нового тысячелетия можно обозначить большими переменами, которые были вызваны информационным взрывом и бурным развитием глобализации. В России это сопровождалось переходом от плановой экономики к рыночной. Несомненно, в данной ситуации музеям современности отведена особая роль в деле осмысления прошлого и формирования нового мышления. Эта задача является одной из самых сложных в музейном деле1.

Задачи, стоящие перед экспозициями музеев исторического профиля, их общие теоретические основы не стирают различий, вытекающих из разных аспектов отражения в них исторического процесса. Эти различия выявляются в научной концепции экспозиции, в ее тематической структуре, в определении стержневых проблем, в составе материалов.

Современные музеи историко-политической направленности имеют ряд особенностей, которые позволяют говорить об их исключительной роли в процессе сохранения исторической памяти. Музеи, содержащие в себе экспозиции по новейшему периоду, достаточно малочисленны. По истории создания их можно разграничить на три группы: музеи - «правопреемники» музеев истории революции, основная экспозиция которых сохранила историко-политическую направленность; краеведческие музеи, которые «переквалифицировались», оставив как фрагмент политической истории рассказ об общественно-политическом устройстве края; новые музеи, посвятившие тому или иному периоду новейшей политической истории всю экспозицию.

В современной музееведческой литературе подчеркивается, что для совершенствования экспозиционного дела необходимо «обеспечить

глубокую научную разработку экспозиции на основе комплексного, системного подхода и с учетом специфического отражения исторического процесса специфическими музейными средствами»2. Поэтому главным принципом, лежащим в основе экспозиции, должен являться принцип построения ее на основе научной концепции. На практике каждый из музеев решает встающие перед ним проблемы по-разному.

Один из наиболее крупных государственных музеев, в котором отражается новейшая история государства, - это Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР). До 1998 г. он носил название Музей революции СССР. Его деятельность была посвящена истории революционного и демократического движения в стране с конца XIX в., революционным событиям и преобразованиям, осуществленным под руководством Коммунистической партии в ХХ в.3

Кардинальные изменения общественно-политического строя привели к обновлению всей работы музея, в том числе его фондовых коллекций и самого процесса их комплектования. Приоритет при комплектовании заняли темы, которых прежде музей избегал. К их числу относятся тема массовых политических репрессий в Советском Союзе, тема правозащитного и оппозиционного движения, тема инакомыслия и диссидентства и др. Музей ведет комплектование и по таким болезненным темам для нашей страны, как сепаратизм на Северном Кавказе и борьба с этими явлениями.

Его особенность - упор на процессы социальных трансформаций, модернизации общества, на те социально-политические формы, в которые они вылились, - реформы, революции, социальные изменения. Выдвигая на первый

план отражение социальной и политической истории современного периода, музей уделяет значительное внимание теме власти, государственному управлению и всем его аспектам - административно-распорядительным, хозяйственным, оборонным, идеологическим. Политическая история страны раскрывается через деятельность различных политических партий, организаций, движений4.

В своей работе ГЦМСИР исходит из того, что духовной предпосылкой развития России как современного цивилизованного общества и демократического правового государства может быть только полноценное историческое сознание, основанное на всестороннем осмыслении обществом, гражданами своего культурного и исторического наследия, передача этого сознания новым поколениям. Этот подход требует укрепления, развития, активизации, прежде всего, тех механизмов и институтов гражданского общества, с помощью которых оно осуществляет формирование и поддержание собственной идентичности. Поэтому авторы экспозиции музея постарались наглядно представить период современной политической истории России как одного из крупнейших субъектов мирового исторического, культурно-цивилизационного процесса, выявив при этом наличие огромного общечеловеческого смысла, ценности и логики исторического пути, из которого не может быть выброшен ни один даже самый трагический период5.

Экспозиция музея построена по принципу хронологически-проблемного показа современной истории. В художественном решении ее главные идеи находят свое отражение в стилевых особенностях каждого исторического периода, в том числе за счет использования возможностей современного музейного дизайна. Широко представлены тематические личные комплексы, музейные реконструкции, коллекционный показ.

Музей современной политической истории в Москве имеет и ряд филиалов, один из которых, «Пресня», отражает новейшую политическую историю нашей страны, в частности периода 1993 г. События этого времени проиллюстрированы многочисленными фотографиями, представляя своеобразную хронику тех событий, свидетелями которых мы все являлись.

Отражая трагичные для граждан нашей страны две недели противостояния исполнительной и законодательной власти России в 1993 г., научные сотрудники ставили перед собой задачу представления обеих противоборствующих сторон. При создании экспозиции по таким сложным периодам нашей истории

ХХ в. акцент сделан на аудиовизуальный ряд экспонатов. Умение соединить рассказ с показом, владеть информацией и аргументами в большем объеме, умение излагать материал в доступной форме, учитывать интересы различных посетителей стали основной задачей экскурсоводов и всех научных сотрудников, занимающихся научно-просветительской работой. Этот музей - пример работы экспозиционеров над достижением максимальной объективности показа. Это особенно важно для музейного отражения современной тематики, когда посетители являются свидетелями происходивших событий, память о которых еще свежа и находит глубокий отклик в сердцах.

Так же широко представлена современная политическая история в экспозиции Государственного музея политической истории России. Отчасти, это вытекает из общих задач музея. Современный этап исторического процесса представлен в контексте общего хода истории России, но представляет собой лишь незначительную часть общего экспозиционного комплекса. Однако концептуально она раскрывает кардинальные изменения в формах общественно-политической жизни, характере политической культуры. Эта часть представляет собой логическое продолжение общей экспозиции, построенной по хронологическому принципу. Экспозиционному показу подлежит постепенное преодоление идеократии и партократии в общественной жизни, освещается процесс формирования независимого общественного мнения, самодеятельных общественных организаций, политического плюрализма.

Раздел современной политической истории помещен в продолжение экспозиции, посвященной деятельности государственных и общественных институтов, поэтому большое внимание в нем также уделяется возникновению и работе новых общественных и управленческих структур. Таким образом, прослеживается связь, хотя и несколько условная, в попытках установления подлинно демократических отношений в политической и экономической жизни страны. Это и можно назвать концептуальной идеей в решении экспозиции. Посетитель, знакомясь с ней, как бы прослеживает весь трудный и долгий путь становления парламентаризма от представительских органов царской России до нынешней Думы. Такой подход способствует формированию исторической памяти и обеспечивает преемственность культурно-исторического развития.

Экспозиция Государственного музея политической истории представляет практически полный спектр российских политических сил.

Все политические партии «говорят своим голосом». Ни одна из идеологических платформ не навязывается и не подвергается пристрастной критике. Посетителю предлагается самому сделать выводы о целесообразности проведения тех или иных реформ и оценить политическую ситуацию в разные периоды.

Приведенные примеры российских музеев - яркие образцы «преемников» бывших музеев советского периода, которые, преодолев государственный кризис конца ХХ в., нашли в себе творческие силы и возможности переосмыслить историю и обновить свои экспозиции.

Подобные центральным, в советское время музеи революции существовали практически в каждом городе. Выполняя пропагандистскую функцию через рассказ о революционном прошлом, счастливом настоящем и светлом будущем, в их стенах демонстрировалась единая для всей страны диахронная экспозиция, в которой заранее были расставлены акценты и сделаны необходимые выводы. Преобразования в стране в конце ХХ в. привели к изменению концепций, экспозиций и форм работы. Многие музеи исчезли, другая часть «переквалифицировалась» в краеведческие, сохранив политическую линию в рамках истории местного края.

Судьба Красноярского краеведческого музея похожа на судьбы краеведческих музеев других регионов страны. Созданный до революции, в советское время музей стал активным участником политической и хозяйственной жизни края. Постперестроечное время внесло очередные коррективы, результатом чего стало переосмысление экспозиционного плана, внедрение новых технологий. Обновленный музей представил полнопрофильную историческую экспозицию в условиях новой России. Экспозиция подчеркивает своеобразие сибирского региона, его роль в формировании русской ментальности, характерные черты которой выразились в приоритете духовности, самопожертвования, в слабости национального эгоизма6. Изображения советского периода, начала демократических преобразований в конце 80-х гг. представлены в виде огромных фотографий, на которых за решеткой изображены толпы людей, участвующих в массовых демонстрациях, митингах. Подобный прием рождает чувство сопричастности: на посетителя, в полный рост смотрят люди - участники тех событий. Экспозиция дополнена музейными предметами - знаками времени, которые расположены в застекленных витринах. По периметру зала можно видеть лозунги, актуальные соответствующему периоду. Например, «Догоним и перегоним!», «Решения ... съезда КПСС - в жизнь!» и др. Современная

политическая история представлена как взаимодействие власти, культуры и бизнеса. Особо следует отметить, что масштабная экспозиция создана силами красноярцев.

Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова создан в 1894 г. Этот музей считается одним из самых старых на Дальнем Востоке и во всей Сибири. Жизнь коренных народов Забайкалья, их духовная культура и быт были бы раскрыты неполностью без представления политической истории края. Музей хранит и знакомит посетителей с документами, обращениями, плакатами, посвященными требованиям трудящихся к депутатам области, правительству по улучшению социально-экономического положения, относящимися к периоду 1990-1998 гг. Комплекс фотографий освещает события общественно-политической жизни, социально-экономического развития области. Большую роль в создании музейной коллекции играют дары местного населения, научные экспедиции.

К числу подобных музеев принадлежит и Музей истории города Котовска. Он начал свою работу в 1977 г. С 1995 г. после проведения реконструкции и реэкспозиции был открыт муниципальный музей истории города, именуемый в настоящее время музейный историко-просветительный образовательный комплекс. Сделав упор на основных посетителей - учащихся и студентов, музей предлагает разнообразную палитру форм и методов работы в плане эстетического и патриотического воспитания молодежи. Обширная экспозиция музейного комплекса, расположенная в шести залах, охватывает историю жизни горожан. Среди представленного материала отводится место отражению новой политической истории. Экспозиционное решение заключается в последовательном показе ключевых исторических событий. Каждый зал в музее - это определенный отрезок времени со своими идеями и лозунгами, делами и их результатами7.

В Елизовском государственном музее политической географии, наряду с залами по этнографии, природы и природных ресурсов, функционирует зал демократических движений на Камчатке (в том числе афганская война)8. С начала перестройки этот музей стал известен своей демократической позицией по отношению к проблемам развития населения страны9, которая нашла свое выражение в представленной экспозиции.

Другой пример - это историко-краеведческий музей МУ УК администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области.

Большеглушицкий историко-краеведческий музей задуман 2 апреля 1981 г., его соз-

дание - инициатива жителей района. В 1991 г. музей был открыт для посетителей и работал на общественных началах, а с февраля 2000 г. приобрел статус муниципального. В экспозициях музея освещается история района с древнейших времен и до сегодняшнего дня, включен раздел, отражающий историю советского периода и современного этапа развития района.

Кроме обзорных экскурсий по экспозициям музея, разработаны культурно-образовательные программы тематических экскурсий и занятий для людей разной возрастной категории. Они направлены на развитие познавательной активности сельчан. Музей позиционирует себя не только как средство расширения культурного горизонта жителей района, но и место общения. Помимо экскурсий проводятся различные тематические выставки, массовые мероприятия по направлениям: культура, политика и др.

Ряд подобных музейных проектов можно продолжать. Проведенный анализ показывает немногочисленность и скромность подобных экспозиций. В качестве возможных причин подобного явления можно отметить сложность комплектования и, как следствие, недостаточность необходимых материалов по отражению политических процессов, а также отсутствие единого понимания исторического процесса вследствие тенденций развития регионализма.

Следующая группа музеев - это совершенно новые проекты, посвященные политической истории, в основе экспозиций которых заложены принципы нового гуманитарного знания. Тематика их может быть разнообразна. Например, так называемые «музеи совести», посвященные истории не Новейшего времени, но тематически связанные с политическими событиями, о которых ранее замалчивалось или рассказ о которых искажался. Это - музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» им. А. Сахарова в Москве, «Пермь-36», томский мемориальный музей политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД», мемориальный комплекс «Медное», музей «Дом на набережной», мемориальный центр «Бутово» и многие другие. Они все объединены общей тематикой и наглядно представляют круг поднятых в них проблем и подходов в создании экспозиций.

Более подробно остановимся на новых музейных проектах, в которых политическая история представлена через призму деятельности конкретного человека.

Главная линия формирования экспозиции Музея становления демократии в современной России отражена в самом названии музея: проследить пути становления демократических ценностей в современном российском обществе,

показать перипетии жизненного пути первых демократических лидеров молодого еще государства, каким являлась постсоветская Россия.

Через призму деятельности видного государственного деятеля постперестроечного периода Анатолия Собчака авторы проекта показывают нашу недавнюю историю с кровавыми путчами и многотысячными митингами. Экспозиция музея целиком посвящена короткому, но очень бурному историческому периоду - с провозглашения перестройки вплоть до настоящих дней. Экспозиция музея формируется проблемными, а также и образно-сюжетными методами. Отказавшись от последовательного, тематикохронологического показа современной истории, особое внимание сосредотачивается на событиях, ставших альтернативными развилками в современной истории страны и имевших колоссальное значение для ее развития в конце 1980-1990-х гг. Эти события ключевые и в политической судьбе А. А. Собчака, рассказ о котором с момента его прихода в большую политику является важной сквозной составляющей экспозиции10.

Подобный подход применен в создании экспозиции «Урал в ХХ в.», открытой в 2010 г. в музее Уральского центра Б. Н. Ельцина. Данный проект отображает политическую историю, увиденную сквозь призму деятельности Б. Н. Ельцина в процессе проведения реформ в России и на Урале на рубеже ХХ-ХХ1 в. Экспонаты выставки отражают дух и особенности общественно-политического развития России и Урала в XX в.11 Благодаря архивным документам, аудио- и видеотеке, уникальной мультимедиа-системе, подбору фотоматериалов посетители получают возможность всесторонне осмыслить современную историю Урала и России.

Музей Галины Старовойтовой продолжает ряд подобных музеев. Экспозиция представляет собой традиционный мемориальный комплекс, в котором лишь небольшой раздел посвящен личной жизни Галины Васильевны. В целом музей отражает ее общественно-политическую деятельность. Особенностью музея является то, что в силу ли маленькой площади помещения, где он располагается (это бывшая депутатская приемная Галины Старовойтовой), или усилиями музейных работников создана рабочая атмосфера. Этому способствует наличие в экспозиции большого количества хорошо узнаваемых предметов политической или обычной офисной жизни. Представленный типологический комплекс создает живую атмосферу. Таким образом, незримое присутствие Галины Старовойтовой составляет главную идею данной музейной экспозиции.

Создатели экспозиции музея использовали проблемный подход. Тематические комплексы экспозиции разделены таким образом, что каждый четко характеризует ту или иную сферу деятельности этой неординарной личности. Представленная в музее экспозиция относительно небольшая по объему, но выразительная по содержанию. В свете деятельности Г. В. Старовойтовой, они дают почувствовать ритм того времени, высокую политическую активность общества.

Главными проблемами представленных музеев являются небольшая временная дистанция от описываемых событий, а также неоднозначное отношение к тем героям, которым посвящен музейный рассказ.

Современный музей ориентирован на реалии новой социокультурной ситуации. Если раньше музей всматривался в прошлое и собственные коллекции (в центре экспозиции был исторический объект), то теперь музей всматривается в публику и сегодняшний день, пытаясь понять, как связаны его коллекции и настоящее (в центре экспозиции - отношения, осмысление, рефлексия). Можно объединить замыслы проектировщиков всех экспозиций в попытке показать противоречивую и многогранную современную политическую жизнь. Несомненно, общим является и использование схожих, легко узнаваемых музейных предметов. Концептуальные различия говорят лишь о существовании множества путей решения задач, стоящих перед музейными работниками и художниками, и обусловлены состоянием фондовых коллекций, которые являются основой любого музея. Способы решения этих задач и определяют особенности каждой отдельно взятой экспозиции.

Таким образом, стимулируя дискуссии по современным проблемам, обозреваемым через призму исторических событий, музеи играют

важную роль в становлении государственности и формировании исторической памяти.

Примечания

1 Литвинова О. И. Музей современной истории России и мировое сообщество музеев // Трансформация российского общества второй половины XIX - начала XXI в. в современных исторических исследованиях и музейной деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21-23 марта 2007 г. М., 2009. С. 37.

2 Бобров В. Российская музеология на пороге XXI в.: материалы межрегион. науч.-практ. конф., 6-7 окт. 1999 г. СПб., 1999. С. 37.

3 Балакирев Г. Н. Новые направления комплектования музейных фондов ГЦМСИР // Трансформация российского общества... С. 22.

4 Там же. С. 34.

5 Балакирев А. С., Ольшевская Г. К. Концепция экспозиции Государственного центрального музея современной истории России // Проблемы научного проектирования экспозиции и изучения музейных коллекций. М., 2004. Вып. 1, ч. 2. С. 5.

6 Красноярский краевой краеведческий музей. URL: http: // kkkm. ru (дата обращения: 09. 04. 2014).

7 Тамбовский областной краеведческий музей. URL: http: // tambovmuseum. ru (дата обращения: 09. 04. 2014).

8 Елизовский государственный музей политической географии. URL: http: // museum. ru (дата обращения: 09. 04. 2014).

9 Елизово: написана первая история. URL: http: // kamtime. ru (дата обращения: 09. 04. 2014).

10 Божченко О. А. Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака // Аврора. 2010. № 5. С. 168.

11 Урал в ХХ в.: выст. / Центр соврем. регион. полит. ист. // Уральский центр первого Президента России Б. Н. Ельцина: сайт. URL: http: // ural-yeltsin. ru (дата обращения: 09. 04. 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.