Научная статья на тему 'Современная организация: натуральное хозяйство – товарное производство'

Современная организация: натуральное хозяйство – товарное производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2490
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ГРУППА / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ИДЕАЛ / НОРМА / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ЦЕЛЬ / СТРУКТУРА / МОТИВАЦИЯ / НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ORGANIZATION / GROUP / INDIVIDUAL / SOCIETY / SYSTEM / ECONOMY / EFFICIENCY / PRODUCTIVITY / MANAGEMENT / CULTURE / NEED / MOTIVE / PURPOSE / STRUCTURE / MOTIVATION / SUBSISTENCE ECONOMY AND INDUSTRIAL PRODUCTION / IDEAL NORM / INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жемчугов А.М.

Повышение производительности труда для российских организаций является очень важным вопросом. Анализ систем менеджмента передовых экономик мира, видов хозяйствования, видов социальных групп показывает, что современная организация, для обеспечения высокой эффективности деятельности, должна быть не только рациональной – направленной на достижение поставленной собственником цели, но и социальной – обеспечивать социальные цели и общества в целом, и коллектива организации, и каждого ее члена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ORGANIZATION: SUBSISTENCE ECONOMY – COMMODITY PRODUCTION

Increasing of productivity for Russian organizations is a very important issue. Analysis of the management systems of advanced economies in the world, of the types of management, of types of social groups, shows that the modern organization to provide high-performance, should not only be rational aimed at the achievement of the goal of owner, but also social to provide social, general public and organization goals, as is each of its members.

Текст научной работы на тему «Современная организация: натуральное хозяйство – товарное производство»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

А.М. Жемчугов

аналитик, ООО «Корпоративные системы управления»

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация. Повышение производительности труда для российских организаций является очень важным вопросом. Анализ систем менеджмента передовых экономик мира, видов хозяйствования, видов социальных групп показывает, что современная организация, для обеспечения высокой эффективности деятельности, должна быть не только рациональной - направленной на достижение поставленной собственником цели, но и социальной - обеспечивать социальные цели и общества в целом, и коллектива организации, и каждого ее члена.

Ключевые слова: организация, группа, человек, общество, система, экономика, эффективность, производительность, управление, культура, идеал, норма, потребность, мотив, вознаграждение, цель, структура, мотивация, натуральное хозяйство, промышленное производство.

A.M. Zhemchugov, analyst, LLC «Corporate Management Systems»

MODERN ORGANIZATION: SUBSISTENCE ECONOMY - COMMODITY PRODUCTION

Abstract. Increasing of productivity for Russian organizations is a very important issue. Analysis of the management systems of advanced economies in the world, of the types of management, of types of social groups, shows that the modern organization to provide high-performance, should not only be rational - aimed at the achievement of the goal of owner, but also social - to provide social, general public and organization goals, as is each of its members.

Keywords: organization, group, individual, society, system, economy, efficiency, productivity, management, culture, the ideal norm, need, motive, interest, purpose, structure, motivation, subsistence economy and industrial production.

Введение

Средняя производительность труда в России в 3-4 раза ниже, чем в Японии и США и в 2-3 раза ниже, чем во многих других развитых странах. Это говорит о том, что у российских предприятий имеется возможность повышения экономической эффективности не на проценты, а в разы! Для экономики России в целом, учитывая ее за-бюрократизированность и неповоротливость это, конечно, вопрос многих лет, но для отдельного предприятия эта величина может составлять полгода-год для малых и средних, и около двух лет - для крупных предприятий. Необходимо только желание и воля, эффективные методики.

Для того, что бы выяснить вопрос направления, в котором надо идти по пути к повышению эффективности, необходимо: во-первых, посмотреть системы управления таких стран как США и Япония; во-вторых, выяснить за счет чего они добиваются таких результатов, рассмотреть и их корни - натуральное хозяйство и промышленное производство.

1. Американская система менеджмента

Основные принципы американской системы менеджмента хорошо видны на

№ 6 (22) - 2013

3

Проблемы экономики и менеджмента

примере Генри Форда [1]:

• массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

• непрерывность и подвижность процесса производства;

• максимальный темп работы;

• новая технология на основе поточного производства;

• точность как стандарт и качество продукции;

• определяющая роль технико-технологической системы;

• экономический эффект системы;

• не быть зависимым от человека, его слабостей.

Это, как видно, максимальный экономический эффект за счет определяющей роли технико-технологической системы и независимости от индивидуума.

В течение всего прошлого века эта система только совершенствовалась, формализовалась, в конце прошлого века ее характеризовали:

• краткосрочная занятость;

• узкая специализация;

• индивидуальный процесс принятия решений;

• индивидуальная ответственность;

• четкая формализованная структура управления;

• четкие формализованные процедуры контроля;

• ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу;

• ориентация на достижение индивидуальных результатов;

• тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью;

• продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах. Система ориентирована на личное продвижение, что имеет глубокие корни, еще

со времен первых переселенцев. А также на четкую специализацию и формализацию деятельности.

2. Японская система менеджмента

Японская система менеджмента, можно сказать, прямо противоположна американской, для второй половины 20 века это:

• пожизненный найм;

• широкая специализация;

• гласность и открытость корпоративных ценностей;

• процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса;

• неформальные отношения с подчиненными;

• ориентация на длительную перспективу;

• коллективная ответственность;

• отбор кадров по человеческим качествам, а не по квалификации;

• уравнительное вознаграждение, медленное продвижение;

• 66% японцев признают организацию как свою семью.

4

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

Японский менеджмент основан на многовековых общинных традициях, строится на законах гармонии природы и общества и именно в этом, а не в погоне за личным успехом заключается его эффективность.

3. Истоки японского и американского менеджмента

Как отмечалось, японский менеджмент основан на многовековых общинных традициях, американский - на личной инициативе и личной свободе переселенцев. Можно сказать, что японский менеджмент имеет многие черты древнего натурального хозяйства, а американский, зародившийся много позже, одновременно с американским государством, - товарного производства, развивавшегося как раз в те годы.

3.1. Натуральное хозяйство

В древнем натуральном хозяйстве не было ни товаров, ни обмена: «различные вещи представляют для этой семьи различные продукты ее семейного труда, но они не представляют друг для друга товаров. Различные работы, создающие эти продукты: обработка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, портняжество и т. д., являются общественными функциями в своей натуральной форме...» [2]. «Натуральное хозяйство - это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление» [3].

Основные принципы натурального хозяйствования заключаются в следующем:

1) Коллективная деятельность по получению результата (никакого личного вознаграждения эта деятельность сама по себе не дает до тех пор, пока не будет получен результат - собран урожай, добыта дичь и т. д.).

2) Распределение полученного результата (в основном, главой общины, уравнительное).

3) Потребление результата и удовлетворение потребностей.

4) Деятельность по получению результата никак не оторвана от самой жизнедеятельности.

Вознаграждение членов общины - сам результат деятельности, вознаграждение достигается только по достижении результата, и это принципиально.

Общий коллективный результат натуральной общины формирует и соответствующую культуру: коллективистское сознание, бескорыстную взаимопомощь, координацию и интеграцию деятельности. Формируются экспрессивные связи - социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним [4].

Формула натурального хозяйства: «производство - распределение - потребление». Членами общины потребляется результат деятельности общины, налицо прямые экономические связи между производством и потреблением.

При натуральном хозяйстве не возникает таких вопросов, как качество работы, необходимость мотивации. Все работают на продукт, который и вырабатывается, и потребляется самой общиной. На продукт, который является основой выживания общи-

№ 6 (22) - 2013

5

Проблемы экономики и менеджмента

ны, основной идеей, которая всех объединяет, на которую непосредственно направляется и фокусируется вся деятельность всех членов общины. При этом личная цель каждого члена общины - это требуемый коллективный результат. Цель общины - выживание и развитие общины, а через это - и каждого ее члена. В этом состоит экономическая и социальная цель общины.

Община рассчитана на неограниченный срок жизни, жизни многих и многих поколений и ее деятельность ориентируется на многолетнюю плодотворную перспективу. Изгнание кого-либо из общины в древности было равносильно смерти.

Главный недостаток натурального хозяйства в том, что оно, не имея возможности серьезного разделения труда, не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает лишь условия для выживания и минимального развития. Поэтому натуральное хозяйство - самая первая форма общественного хозяйства (организации совместной жизни и деятельности), была вытеснена более совершенной формой - формой товарного производства.

3.2. Товарное производство

Товарное производство - это не только совершенно другая организация производства - это и совершенно другой уклад жизни человека. «Товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке» [5].

Основные характеристики деятельности современного предприятия:

1) Определение и распределение личных частных заданий, необходимых для получения результата организации.

2) Личная деятельность членов организации по выполнению полученных заданий, за что организацией выдается денежное вознаграждение из фонда заработной платы (ФЗП).

3) Реализация организацией полученного в итоге выполнения частных заданий коллективного результата и получение выручки, которая идет в ФЗП, а также на развитие производства, прибыль и т.д.

Внерабочая деятельность членов производственной организации не включается в товарное производство по определению.

Вознаграждение членов организации - оплата личного труда из ФЗП организации - идет, как правило, до реализации продукта. Поэтому товарному производству характерно отсутствие прямых экономических связей между производством и потреблением (последнее, как отмечалось даже не входит в понятие товарного производства). Направленность членов организации на выполнение своих заданий чисто экономическая, они даже не всегда имеют представление о конечном результате организации.

Цель собственника организации - прибыль, или производная экономическая цель. Если и есть социальные цели, но только личного плана собственника: престиж в обществе, власть на рынке и т. д.

6

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

При товарном производстве все работают, если отвлечься от специальных вопросов мотивации, на свою заработную плату, а до продукта, который выпускает организация, по сути, никому и нет дела. Личная цель - это даже не выполненное задание, а получаемое вознаграждение за потраченное рабочее время. Не полученный результат, не качество и срок выполнения, а то, как будет оценена деятельность индивида руководителем и каково будет вознаграждение.

3.3. Натуральное хозяйство и товарное производство

Натуральное хозяйство и товарное производство - это не только разные виды производства, это разные уклады жизнедеятельности. Натуральное хозяйство никогда не называют натуральным производством - в нем производство и остальная жизнедеятельность человека неразрывно переплетено. Товарное производство, даже если его и называют товарным хозяйством, - это только лишь только одна производственная часть жизнедеятельности человека, оторванная от его личной жизни.

Таблица 1 - Организации с ориентацией на натуральное хозяйство и товарное производство

Натуральное хозяйство Товарное производство

Охват жизнедеятельности Полный Рабочее время

Деятельность Коллективная Индивиду альная

Общие цели Есть Нет

Отношения Неформальные Формальные

Взаимные обязательства Присутствуют Отсутствуют

Труд Конкретный Абстрактный

Труд как потребность Да Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признаваемые потребности Витальные и эмоциональные Зарплата, миним. условия

Вознаграждение Эмоции от жизнедеятельности Заработная плата

Специализация Широкая Узкая

Занятость Постоянная Временная

Ориентация на перспективу Длительную Кратковременную

Распределение Уравнительное По времени или результату

Ценности Ритуалы, артефакты и т.д. Материальные

Открытость ценностей Ценности открыты Закрыты

Ответственность Коллективная Индивиду альная

Продвижение По стажу, старшинству По результатам

Принятие решений Консенсус Индивидуальное

Подбор кадров По человеческим качествам По квалификации

Контроль Формальный Неформальный

Координация Максимальная Не требуется

Если рассмотреть вопрос с точки зрения психологии и социологии, то товарное

№ 6 (22) - 2013

7

Проблемы экономики и менеджмента

производство соответствует рациональной (вторичной) группе, а натуральное хозяйство группе, соответствующей и рациональной (вторичной) группе, направленной на достижение поставленной цели, и экспрессивной (первичной группе) направленной на удовлетворение потребностей ее членов. При этом высшего развития группа достигает тогда, когда ее деятельность объединена осознанной социально значимой целью [6, 7, 8, 9, 10].

В отличие от социальных общин, организации товарного производства имеет ограниченный и совсем небольшой срок жизни. Жизненный цикл товарного производства в Европе - в среднем 12,5 лет, в России намного меньше. Соответственно и с развитием организации на перспективу большой вопрос, если организация начала терпеть убытки, она просто закрывается и все увольняются. Более того, организации являются товаром, и могут продаваться и покупаться. В такой ситуации и членам организации совершенно не интересно вкладываться в развитие организации. Различия организаций с ориентацией на натуральное хозяйство и товарное производство хорошо видны из таблицы 1.

3.4. Труд как потребность человека

Седьмая строка Таблицы 1 - «труд как потребность». Есть тезис о том, что труд является или, по крайней мере, должен являться потребностью человека. Однако, потребность человека - это получение положительных эмоций от своей жизнедеятельности. Будут ли у человека положительные эмоции, если он на конвейере из месяца в месяц в течение восьми часов закручивает одну и ту же гайку? Конечно, нет, даже наоборот - только отрицательные эмоции и отвращение от такой работы. Тут положительные эмоции возникнут только при получении зарплаты и ее расходовании. Как писал Зигмунд Фрейд, человек «откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [11].

Но в натуральном хозяйстве картина меняется, здесь не абстрактный индивидуальный, а конкретный коллективный труд, дающий непосредственную потребительскую ценность для самого производителя. Труд, интегрированный в общую жизнедеятельность людей. И такой труд - создание собственной потребительской ценности, сам по себе дает положительные эмоции, которые дополняются положительными эмоциями от непроизводительной деятельности людей в хозяйстве. Никто не поднимал вопроса о мотивации деятельности человека в натуральном хозяйстве, такого вопроса просто не было. Все регулировалось коллективными целями, исходящими из потребностей хозяйства, и эмоциями, управляющими достижением этих целей в необходимых случаях, волей.

Вопрос мотивации возник только в товарном производстве, когда результат деятельности человека стал отделим от потребностей самого человека, а эмоциональная сфера - практически исключена из рабочего времени. Однако вопрос эмоций все равно не может быть исключен и в рабочее время человека.

4. Неразделимость натурального хозяйства и товарного производства

Ковалевский называл «натуральное хозяйство» «хозяйством непосредственного потребления», а «товарное производство» - «меновым хозяйством». При этом он рассматривал их как взаимодополняющие и сосуществующие элементы любого реального

8

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

хозяйства [12]. Мы также считаем, что это более корректно отражает суть вопроса: первый элемент основан на непосредственном потреблении производимых продуктов, второй - на производстве, обмене и потреблении, а не только на аспекте производства, которое без потребления не имеет смысла. Более того, «производство есть непосредственно также и потребление... В качестве нужды, в качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности. Но последняя есть исходный пункт реализации, а потому и ее господствующий момент - акт, в который снова превращается весь процесс. Индивид производит предмет и через его потребление возвращается опять к самому себе, но уже как производящий и воспроизводящий себя самого индивид. Потребление выступает, таким образом, как момент производства» [2].

Основной вопрос, который возникает в анализе любой деятельности человека, и в хозяйстве непосредственного потребления, и в меновом хозяйстве заключается в том, что движет человеком, что определяет его деятельность. «Мы ставим вопрос, можно ли в работе нашего душевного аппарата найти главную цель, и отвечаем на него в первом приближении, что эта цель состоит в получении удовольствия. Кажется, что вся наша душевная деятельность направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия, что она автоматически регулируется принципом удовольствия (Lustprinzip)» [13]. Однако этот путь ведет к самоуничтожению и «под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется «принципом реальности», который, «не оставляя конечной цели - достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [11]. Эти принципы Фрейда непоколебимы и до настоящего времени: «Побудительные силы, экономические или иные, которые заставляют индивида предпринять экономическое действие, находятся вне сферы экономики; важны лишь результаты. Желание обрести удовлетворение есть единственная общепризнанная причина поведения» [14]. И все существующие системы хозяйствования - производства и потребления, соответствуют этому принципу.

Деятельность человека - это поиск и создание предметов удовлетворения его потребностей, самых разных, материальных и нематериальных, получения положительных эмоций. Собственно при хозяйстве непосредственного потребления этим человек и занимается 24 часа в сутки. При этом он получает положительные эмоции не только в процессе потребления, но и от создания предметов своего потребления - чем ближе и яснее поставленная цель, тем больше положительных эмоций. Чем ближе, например, к завершению постройка нашего дома, тем сильнее наши эмоции.

При меновом хозяйстве в свое рабочее время - в сфере производства, человек зарабатывает деньги. При этом он производит продукт, который никогда не будет потреблять, он работает за вознаграждение, и его личный продукт - это заработная плата. В этом случае получение положительных эмоций от своей производственной деятельности под большим вопросом. Производит он, например, изо дня в день кирпичи, из которых кто-то будет строить свой дом, какие от такой работы у человека эмоции?

№ 6 (22) - 2013

9

Проблемы экономики и менеджмента

Вряд ли положительные, он «временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию». А во внерабочее время, уже вне сферы производства, он и осуществляет поиск предметов удовлетворения своих потребностей. Только часть предметов он приобретает за полученные деньги (экономика бартера), а часть предметов создает вне сферы производства, фактически, во внерабочее время действует сфера хозяйства непосредственного потребления, в которой нет обмена, и при коллективной деятельности действует экономика дара. Ведь за деньги можно купить далеко не всё, сколько бы их ни было. Но, отметим, что и во внерабочее время человек может производить продукты для обмена, продажи.

С другой стороны, человек не может, придя на работу, оставить все свое личное и восемь часов исполнять только свою производственную роль. Человек и на работе ищет и создает предметы удовлетворения своих потребностей, старается и на работе получать положительные эмоции, на то он и человек. Только здесь его возможности существенно ограничены. Хозяйство непосредственного потребления и меновое хозяйство являются «взаимодополняющими и сосуществующими элементами» и в целом, и в «рабочее время», и во «внерабочее время».

«Товарное же производство» в классическом виде низводит человека в рабочее время к «рабочей силе», лишенной всего человеческого, а внерабочее время просто не рассматривает. Это можно проследить и у Генри Форда, и в принципах американского менеджмента прошлого века (раздел 1), и у Макса Вебера: «Вместо человеческого участия, покровительства, ласки, благодарности и гнева, ... современная культура требует от административного аппарата, который ее поддерживает, деловитости и специализации. Современная бюрократия безлична...» [15]. Он писал также, что производство требует такого административного аппарата, который сможет калькулировать результаты деятельности человека - выдавать механистически выработанное решение. Такая связь результата деятельности и вознаграждения конечно необходима в любой рациональной организации, направленной на достижение поставленной цели, но не достаточна - человек - не бесчувственный механизм. Товарное производство ставит продукт выше человека, признает только рациональные аспекты деятельности (направленные на создание продукции) и не признает социальные.

Но такое положение, когда человек низводится до уровня рабочей силы создающей продукцию, вызывает и внутренний протест, и усталость, и потерю качества, и, при монотонной механической работе, даже деградацию человека, вызывает соответствующее снижение производительности труда, особенно в областях когда внешний контроль затруднен. Поэтому любая организация, желающая добиваться высоких экономических результатов, должна рассматривать себя системно, и как хозяйство непосредственного потребления своих членов, удовлетворяющее их потребности (внутренняя социальная роль), и как часть менового хозяйства, обеспечивающая продукцию для внешнего потребителя (рациональная роль и, одновременно, внешняя социальная роль).

В принципе, время современного человека можно разделить на рабочее время и

10

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

внерабочее время. Но и в рабочее время, и во внерабочее время человек осуществляет деятельность и в сфере хозяйства обмена, и в сфере хозяйства натурального обмена. В рабочее время он производит продукт обмена для организации и, в свободное от этого время, продукты личного потребления и продукты потребления группы, в которую он входит - в основном нематериальные продукты, дающие положительные эмоции. Во внерабочее время он также может производить продукты для обмена - за оплату, но, в основном, он бесплатно производит необходимые продукты непосредственного потребления, и не только собственного потребления, но и потребления своей семьи, социальной группы, в которую он входит, своей страны. Например, работая волонтером. Причем производить бесплатно и материальные, и нематериальные продукты. Но человек не будет работать бесплатно для создания продуктов, которые на что-то обмениваются, которые будут проданы на рынке. Человек готов работать бесплатно только на видимый конечный социальный результат.

5. Современная организация

Современным организациям для эффективной деятельности, для выпуска конкурентоспособной продукции, для выживания в конкурентной среде, необходима мотивация персонала не на зарплату, а на результат деятельности организации. Особенно в сферах, где деятельность слабо поддается формализации и регламентации. В современной организации необходима направленность и фокусировка деятельности каждого члена организации на требуемый коллективный результат. Соответственно оценка деятельности каждого члена организации должна исходить из конечного результата организации. Но для организации, над результатом деятельности которой трудятся десятки, сотни и тысячи человек, это достаточно сложный и неразрешенный до настоящего времени вопрос.

Деятельность современной рациональной организации и экономически, и технически, разделена на две фактически изолированные составляющие:

1) Деятельность организации по выдаче личных частных заданий, получению совокупного результата и реализации этого результата.

2) Деятельность членов организации по выполнению частных заданий и получения денежного вознаграждения за них - личного результата.

Это приводит к разнонаправленности деятельности, к низкой ее эффективности, несмотря на разделение труда и специализацию.

В случае хозяйства непосредственного потребления деятельность организации едина и неразделима, изначально сфокусирована на результат.

Таким образом, необходимо сочетание преимуществ и хозяйства непосредственного потребления (натурального хозяйства), и менового хозяйства (товарного производства), создание в организации промышленного производства материальных и нематериальных ценностей с наличием прямых экономических и социальных связей между деятельностью человека в организации и социальным результатом деятельности организации.

№ 6 (22) - 2013

11

Проблемы экономики и менеджмента

И это достижимо, но требуется:

1) Установление долгосрочной цели организации, как экономической, так и социальной, осознание и принятие ее членами организации.

2) Мотивация коллектива на социальный результат организации, формирование соответствующей культуры.

3) Формирование организации не только как рациональной (вторичной) группы, но и как экспрессивной (первичной) группы, формирование соответствующей культуры.

Собственно такая форма, сочетающая принципы натурального хозяйства и товарного производства была создана в Японии [16]. В Японии компании рассматриваются не как машины по производству денег, а как самодостаточные организации, в первую очередь призванные «служить интересам общества», и только во вторую - приносить прибыль. Многие компании существует веками, и владельцы менялись здесь крайне редко.

Западная система найма исходит из рыночной концепции, в соответствии с которой работник ищет самые выгодные условия для продажи своих профессиональных знаний и навыков. Если условия контракта перестают его удовлетворять или появляется более выгодное предложение, он меняет место работы, и это в принципе ни у кого не вызывает осуждения, мотивы всем ясны и понятны.

Современный японский менеджмент воспринял и сохранил свои вековые принципы и традиции в форме преданности одной фирме, которая гарантирует служащему пожизненное содержание, 66 % японцев относятся к своей компании так же, как к семье. Это означает, что не только сотрудники проявляют лояльность фирме, но и она относится к ним так же. Распределение в японских фирмах уравнительное, основано только на стаже и возрасте, что обеспечивает стабильную рабочую атмосферу в коллективах, снижает психологические издержки от интриг, доносов и подсиживаний, которыми славятся многие западные корпорации. В Японии компании ищут не обладателей особых знаний или навыков, а людей с большим внутренним потенциалом. Отбирая их в качестве «исходного человеческого материала», они готовят из них подлинных специалистов своего дела уже на рабочем месте.

Главными недостатками японской системы являются уравниловка и медленное продвижение молодых сотрудников, а также заниженная оплата их труда. Эта система действовала ни много ни мало полтора столетия, и лишь в последние годы японцы начали её модернизировать, вводя постепенно контракты, внутреннюю конкуренцию, учёт личного вклада и другие элементы западного менеджмента, принимая некоторые элементы товарного производства.

Можно выделить следующие особенности, характеризующие японский менеджмент, большая часть из них соответствует натуральному хозяйству, а не товарному производству.

Японский менеджмент можно охарактеризовать как стремление к улучшению человеческих взаимоотношений, которое включает в себя: согласованность, моральные

12

№ 6 (22) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Японский менеджмент пытались внедрить и США, и многие страны Европы, но полностью он нигде внедрен так и не был. Директор центра Стерлинского университета (Англия) по изучению Японии профессор Жан-Пьер Леманн в одном из своих выступлений очень точно отметил, что «Японию нельзя воспринимать как модель, которую можно копировать. Ее следует использовать как зеркало, в котором нужно рассматривать собственные сильные и слабые стороны» [17]. Нельзя копировать не только японскую модель, но даже и систему управления другой себе подобной успешной российской компании - «дублирование организационного порядка» Пригожин отнес это к организационной патологии. Возможен только другой «вариант, когда организационный порядок конструируется специально и по некоторой логике целесообразности, по примеру других организаций, по совету консультантов, работающих в нормативном режиме и дающих нормативные консультации, разрабатывается априори до опыта и потом внедряется в служебное поведение» [18].

Для создания эффективной организации должен быть найден оптимум, обеспечивающий преимущества известных организационных форм, как натурального хозяйства, так и товарного производства. Однако нельзя найти этот оптимум, создать соответствующую формальную структуру управления и ждать результата - его не будет. Точнее результат будет только тогда, когда будет сформирована культура членов организации, соответствующая принятой организационной форме, в противном случае вообще ничего не выйдет. К вопросу построения эффективной современной организации можно подходить только после тщательной подготовки, поняв все возможные организационные формы и требуемые культуры, поняв менталитет коллектива и своей странны в целом, выявив все возможные «подводные камни».

Список литературы:

1. Грейсон Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века / Дж. Грейсон, К. О' Делл. - М.: Экономика, 1991. - 319 с.

2. Маркс К. Капитал: т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. - Изд. 2. - Т. 23. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1960. - 920 с.

3. Пажитнова Т.К. Натуральное хозяйство / Т.К. Пажитнова // Экономическая энциклопедия: политическая экономия: [в 4 т.].- М., 1979. - Т. 3. - С. 35.

4. Социология: учебник / Волков Ю.Г. [и др.]. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. - М.: Изд-во полит. лит., 1958. - Т. 1.

6. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива / А. В. Петровский. -М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

7. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.

8. Питерс Т. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний) / Т. Питерс, Р. Уотермен Р. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

9. Крейнер С. Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента / С. Крейнер. - СПб.: Крылов, 2004. - 192 с.

№ 6 (22) - 2013

13

Проблемы экономики и менеджмента

10. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

11. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. - М.: Прогресс 1992. - 569 с.

12. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства: в 2 т. / М.М. Ковалевский. - СПб., 1898. - Т. 1; СПб., 1899. - Т. 2.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

14. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж Ламбен. - СПб.: Наука, 1996. - 589 с.

15. Weber M. Staatssoziologie. Berlin, 1956. Цитировано по: Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа: (анализ концепции М. Крозье). - М.: ИФ РАН, 1997. - 203 с.

16. Прасол А.Ф. Япония. Лики времени: менталитет и традиции в современном интерьере / А.Ф. Прасол. - М.: Наталис, 2008. - 360 с.

17. Пронников В. А. Японцы / В. А. Пронников, И.Д. Ладанов. - М.: ВиМ, 1996. -

400 с.

18. Пригожин А.И. Современная социология организаций: учебник / А.И. При-гожин. - М.: Интерпракс, 1995. - 296 с.

List of reference:

1. Grayson J. American management at the threshold of the XXI century / Grayson J., O 'Dell K. -Moscow: Economics, 1991. - 319 p.

2. Marx K. Capital. Vol. 1 / K. Marx, F. Engels // Works. - Ed. 2. - Moscow: State Publishing House of Political Literature, 1960. - Vol. 23. - 920 p.

3. Pajitnov T.K. Subsistence farming / Pajitnov T.K. // Economic encyclopedia: political economy: [in 4 vol.]. - Moscow, 1979. - T. 3. - P. 35.

4. Sociology: a textbook / Wolf .G. [et al.]. - Moscow: Gardariki, 2003. - 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lenin V.I. Full. works. op. / V.I. Lenin. - Moscow: Political Literature Publishing House, 1958. -

Vol. 1.

6. Peter A. The psychological theory of the collective / A. Peter. - Moscow: Pedagogy, 1979. - 240 p.

7. Andreeva G.M. Social Psychology / G.M. Andreeva. - Moscow: Aspect Press, 1999. - 375 p.

8. Peters T.R. In search of effective management: (experience of the best companies) / T. Peters, R. Waterman. - Moscow: Progress Publishers, 1986. - 424 p.

9. Kreiner S. Business Trek: Jack Welch. 10 secrets of the world's greatest king of management / S. Kreiner. - St. Petersburg: Wings, 2004. - 192 p.

10. Smelser N. Sociology / N. Smelser. - Moscow: Phoenix, 1998. - 688 p.

11. Freud Z. Beyond the Pleasure Principle / Z. Freud. - M.: Progress, 1992. - 569 p.

12. Kovalevsky M.M. Economic growth in Europe before the rise of the capitalist economy / M.M. Kovalevsky. - St. Petersburg, 1898. - T. 1.; St. Petersburg., 1899. - T. 2.

13. Freud Z. Introduction to Psychoanalysis: lectures / Z. Freud. - Moscow: Nauka, 1989. - 456 p.

14. Lamba J.-J. Strategic Marketing. The European perspective / J.-J. Lamba. - St. Petersburg : Science, 1996. - 589 p.

15. Weber M. Staatssoziologie. Berlin, 1956. Quoted by: Spiridonov V. Bureaucracy and Reform: (M. Kroze analysis of the concept). - M.: IF Academy of Sciences, 1997. - 203 p.

16. Prasol A.F. Japan. Faces of the time: the mentality and traditions in a modern interior / A.F. Prasol. - Moscow: Natalis, 2008. - 360 p.

17. Pronnikov V.A. Japanese / V.A. Pronnikov, I.D. Ladanov. - M.: WaM, 1996. - 400 p.

18. Prigogine A.I. The modern sociology of organizations: textbook / A.I. Prigogine. - M: Interpraks, 1995. - 296 p.

14

№ 6 (22) - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.