2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы
№88(6)
УДК 656.7:658
СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ CALS-ТЕХНОЛОГИИ
А.А. КОЛЬЦОВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Криволуцким Ю.В.
Рассматривается стратегия повышения эффективности бизнес-процессов, реализуемых в ходе жизненного цикла продукции за счет информационной интеграции на основе CALS-технологии.
В настоящее время CALS понимается как “Непрерывное развитие и поддержка Жизненного Цикла” (Continuons and Life Cycle Support) [1]. По своей сути сегодня CALS является глобальной стратегией повышения эффективности бизнес-процессов, реализуемых в ходе жизненного цикла (ЖЦ) продукта за счет информационной интеграции.
К основным стадиям ЖЦ (стандарт ИСО-9000) относятся: маркетинг, проектирование и разработка продукции, планирование и разработка процессов, закупка материалов и комплектующих, производство или предоставление услуг, упаковка и хранение, реализация, установка и ввод в эксплуатацию, техническая помощь и сервисное обслуживание, эксплуатация или потребление, утилизация и переработка в конце полезного срока службы.
Многообразие процессов ЖЦ и необходимость их интенсификации потребовало соответствующую компьютерную поддержку - совместное использование и управление единой информационной моделью ЖЦ для активного информационного взаимодействия организаций, участвующих в процессах ЖЦ продукции. В табл. 1 приводится классификация
информационных моделей и их связь со стадиями ЖЦ продукта.
Стратегией CALS является создание единого информационного пространства (ЕИП) для всех участников ЖЦ продукции для обеспечения возможности взаимодействия проектных организаций, производственных предприятий, поставщиков, организаций сервиса и конечного потребителя на всех стадиях ЖЦ.
Основными свойствами ЕИП являются следующие:
- ЕИП включает в себя всю информацию о продукте, созданную на каждом этапе ЖЦ;
- вся информация представляется в электронном виде;
- любой участник ЖЦ в соответствии с правилами доступа может пользоваться
информацией, представляемой ЕИП;
- ЕИП использует только международные, государственные и отраслевые стандарты, которые регламентируют вопросы представления и обмена данными о продукте.
Концепция и стандарты CALS определяют набор правил и регламентов, в соответствии с которыми строится взаимодействие субъектов в процессах проектирования изделия, его производства, испытаний, эксплуатации, сервиса и т. д.
Целью применения CALS как концепции организации и информационной поддержки бизнес-деятельности является повышение эффективности процессов разработки, производства, послепродажного сервиса, эксплуатации изделий.
Эффективность этих процессов обеспечивается за счет следующих факторов:
- ускорения процессов исследования и разработки продукции;
- сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации продукции;
- придания изделию новых свойств и повышения уровня сервиса в процессах его эксплуатации и технического обслуживания.
Таблица 1
Классификация информационных моделей и их связь со стадиями ЖЦ продукта
Стадия ЖЦ Информационная модель
Продукта ЖЦ продукта и выполняемых в его ходе бизнес-процессов Производственной и эксплуатационной среды
Маркетинг Маркетинговая (концептуальная) Модель процесса маркетинга продукта Модель маркетинговой среды
Проектирование и разработка продукта Конструкторская Модель процесса проектирования, разработки продукта Модель проектно-конструктор ской среды
Производство или предоставление услуг, упаковка, хранение Т ехнологическая Модель процессов производства Модель технологической среды
Реализация Сбытовая (цены, условия продажи и т.п.) Модель процессов продаж Модель среды, в которой осуществляются продажи
Установка, ввод в эксплуатацию, обслуживание, эксплуатация, утилизация Эксплуатационная Модель процессов эксплуатации Модель эксплуатационной среды
Применение СЛЬБ-технологий позволяет эффективно, в едином ключе решать проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции, поскольку электронное описание процессов разработки, производства и т.д. полностью соответствует требованиям международных стандартов ИСО-9000. СЛЬБ - это современная идеология организации и управления бизнес-процессами, основанная на системном подходе к поддержке жизненного цикла продукции. Бизнес-процесс с точки зрения СЛЬБ - это специфически упорядоченная совокупность работ, заданий во времени и пространстве, с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов. Бизнес-процесс представляет собой горизонтальную иерархию внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции (услуги) или ее элементов.
Бизнес-система - это связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции.
Для повышения конкурентоспособности и получения наибольшей прибыли используют технологии инжиниринга и реинжиниринга. Чтобы провести инжиниринг и реинжиниринг функционирования предприятия, необходимо рассматривать предприятие как сложную бизнес-систему.
Инжиниринг бизнеса представляет собой множество методик, используемых для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям компании. Эти методики включают:
- пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
- систему обозначений, описывающую проектирование бизнеса;
- эвристики и прагматичекие решения, позволяющие оценить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
Таким образом инжиниринг бизнеса направлен на организацию предпринимательства в условиях жесткой конкуренции.
Реинжиниринг предусматривает новый способ мышления - взгляд на построение компании как инженерную деятельность. Существуют различные определения реинжиниринга бизнес-процессов, но наиболее четкое и классическое принадлежит основателю этого направления М.Хаммеру [2]: реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
Проведение реинжиниринга целесообразно только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей путем замены старых методов управления на новые.
Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим:
- компании, находящиеся на грани краха. У них нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся;
- компании, не находящиеся в текущий момент в затруднительном положении, но руководство предвидит неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем. Например, появление новых конкурентов, изменение требований клиентов, изменение экономического окружения;
- компании, не имеющие проблем ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную политику. Они не удовлетворяются текущим хорошим состоянием и с помощью реинжиниринга хотят добиться большего.
С помощью СЛЬБ-технологий возможно реализовать следующую концептуальную схему проведения реинжиниринга бизнес-системы (рис. 1).
Реинжиниринг бизнес-системы осуществляется итерационно в зависимости от поставленных целей и эффективности проводимых изменений. На первых этапах необходимо:
- осуществлять фиксацию текущего состояния бизнес-системы;
- определить целевое состояние бизнес-системы;
- разработать план мероприятий перехода бизнес-системы из текущего состояния в целевое.
Разработанные комплексы функционально-информационно-стоимостных моделей
позволят:
- провести анализ технологий реализации бизнес-процессов по показателям эффективности;
- выделить функции, которые обеспечивают достижение стратегических целей;
- реализовать бизнес-процессы, которые являются наиболее прибыльными;
- определить дорогостоящие функции (затратные центры) технологий бизнес-процессов, которые не оправдывают затрачиваемых на них средств.
Использование СЛЬБ-технологий позволяет предприятию-производителю наукоемкой продукции (например, летательных аппаратов) усовершенствовать процессы в ходе жизненного цикла, снизить сроки выпуска продукции на рынок; заказчику - снизить стоимость заказа и дальнейшей его эксплуатации, учитывая, что стоимость поддержки наукоемкого изделия в работоспособном состоянии и его эксплуатация в несколько раз превышают затраты на его приобретение.
Рис. 1. Концептуальная схема реорганизации бизнес-системы
ЛИТЕРАТУРА
1. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л. Информационный менеджмент и системы автоматизации управления предприятием. -М.: МАИ, Сбербанк России, 2002.
2. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и
информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.
Koltsova A.A.
The strategy aimed to increase the effectiveness of the integration of the information on the base of CALS-technology is analized in the article.
Сведения об авторе
Кольцова Анастасия Андриановна, окончила МЭИ (1970), кандидат физикоматематических наук, старший научный сотрудник НИИСИ РАН, автор более 50 научных работ, область научных интересов - методы математического моделирования, новые информационные технологии.