Научная статья на тему 'Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков'

Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КИБЕРПОКОЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / РЕАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА / АВТОНОМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА / СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИИЯ ЯЗЫКА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CYBER-GENERATION OF LEARNERS AND TEACHERS / AUTHENTIC LANGUAGE ENVIRONMENT / AUTONOMOUS LANGUAGE LEARNING / LANGUAGE LEARNING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряковцева Н.Ф., Щукин А.Н.

В статье раскрываются особенности современной образовательной среды для изучения иностранных языков социального (реальная иноязычная среда), субъектного (субъекты образовательного процесса обучающийся и преподаватель), предметного (материалы и средства обучения) и технологического (технологии обучения и самостоятельной учебной деятельности) компонентов; обозначены вызовы и задачи, стоящие перед современной методикой преподавания иностранных языков в целях эффективной реализации условий новой информационно-образовательной среды для расширения пространства и возможностей языкового образования. Отмечается, что в современной образовательной ситуации как обучающийся, так и преподаватель являются представителями киберпоколения, опытными онлайн-пользователями. Особое внимание уделяется автономной учебной деятельности в условиях новой образовательной среды; ставится задача целенаправленного развития приемов самостоятельной работы над изучаемым языком в условиях интернет-среды. Подчеркивается важность подключения социального ресурса реальной языковой среды с использованием Интернета и включения в содержание обучения иностранному языку вариативного творческого компонента. Обосновывается необходимость обучения иностранному языку на базе развития продуктивной учебной деятельности как условие непрерывного изучения языка и культуры и развития автономии обучающегося. Отмечается, что использование интернет-ресурсов создает условия для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению иностранному языку. Авторы делают вывод, что перед современной методикой преподавания иностранных языков стоят задачи системного подхода к организации образовательной среды с использованием интернет-ресурсов и информационно-образовательной среды в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational environment and languge instruction

The article highlights specific features of new the educational environment regarding foreign language learning social domain ( authentic language environment), teacher-learner interaction, subject matter (teaching materials) and technological (teaching and learning strategies) components; outlines the challenges and goals for foreign language teaching to make effective use of the opportunities the new educational environment provides for broadening the space and enlarging facilities for language learning. It is pointed out that in the modern educational context both learners and teachers represent the new cyber-generation and are mature computer users. Special attention is paid to autonomous language learning in the new educational environment; the task of purposeful skills development for self-directed language learning via the Internet is put forward. The article stresses the importance of ample use of authentic internet materials as the social resource for language learning, as well as the importance of the variable component for language learning in the content of language instruction. The authors stress the significance of learning-centered language education and argue that language instruction in the current educational context should be based on the development of product-based constructive language learning strategies and learners’ capacity for autonomous learning and life-long leaning. It is emphasized that the use of the internet provides every opportunity for individual and differentiated approach to language instruction. The authors conclude that modern foreign language teaching is challenged by the information and educational environment and requires a systemic approach to the effective use of internet-resources and various opportunities provided by the information and educational environment.

Текст научной работы на тему «Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.81

Н. Ф. Коряковцева, А. Н. Щукин

Коряковцева Н. Ф., доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры лингводидактики МГЛУ; e-maiL: koryakovtseva@maiL.ru

Щукин А. Н., доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры методики Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина; e-maiL: metod32@maiL.ru

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье раскрываются особенности современной образовательной среды для изучения иностранных языков - социального (реальная иноязычная среда), субъектного (субъекты образовательного процесса - обучающийся и преподаватель), предметного (материалы и средства обучения) и технологического (технологии обучения и самостоятельной учебной деятельности) компонентов; обозначены вызовы и задачи, стоящие перед современной методикой преподавания иностранных языков в целях эффективной реализации условий новой информационно-образовательной среды для расширения пространства и возможностей языкового образования. Отмечается, что в современной образовательной ситуации как обучающийся, так и преподаватель являются представителями киберпоколения, опытными онлайн-пользователями. Особое внимание уделяется автономной учебной деятельности в условиях новой образовательной среды; ставится задача целенаправленного развития приемов самостоятельной работы над изучаемым языком в условиях интернет-среды. Подчеркивается важность подключения социального ресурса реальной языковой среды с использованием Интернета и включения в содержание обучения иностранному языку вариативного творческого компонента. Обосновывается необходимость обучения иностранному языку на базе развития продуктивной учебной деятельности как условие непрерывного изучения языка и культуры и развития автономии обучающегося. Отмечается, что использование интернет-ресурсов создает условия для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению иностранному языку. Авторы делают вывод, что перед современной методикой преподавания иностранных языков стоят задачи системного подхода к организации образовательной среды с использованием интернет-ресурсов и информационно-образовательной среды в целом.

Ключевые слова: образовательная среда; киберпоколение учащихся и преподавателей; реальная языковая среда; автономное изучение языка; стратегии изучениия языка.

N. F. Koryakovtseva

Doctor of Pedagogy (Dr. habiL), Proff., FLT Department, MSLU; e-maiL: koryakovtseva@maiL.ru

A. N. Schukin

Doctor of Pedagogy (Dr. habiL), Proff. of Pushkin State Russian Language Institute; e-maiL: metod32@maiL.ru

MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND LANGUGE INSTRUCTION

The articLe highLights specific features of new the educationaL environment regarding foreign Language Learning - sociaL domain ( authentic Language environment), teacher-Learner interaction, subject matter (teaching materiaLs) and technoLogicaL (teaching and Learning strategies) components; outLines the chaLLenges and goaLs for foreign Language teaching to make effective use of the opportunities the new educationaL environment provides for broadening the space and enLarging faciLities for Language Learning. It is pointed out that in the modern educationaL context both Learners and teachers represent the new cyber-generation and are mature computer users. SpeciaL attention is paid to autonomous Language Learning in the new educationaL environment; the task of purposefuL skiLLs deveLopment for seLf-directed Language Learning via the Internet is put forward. The articLe stresses the importance of ampLe use of authentic internet materiaLs as the sociaL resource for Language Learning, as weLL as the importance of the variabLe component for Language Learning in the content of Language instruction. The authors stress the significance of Learning-centered Language education and argue that Language instruction in the current educationaL context shouLd be based on the deveLopment of product-based constructive Language Learning strategies and Learners' capacity for autonomous Learning and Life-Long Leaning. It is emphasized that the use of the internet provides every opportunity for individuaL and differentiated approach to Language instruction. The authors concLude that modern foreign Language teaching is chaLLenged by the information and educationaL environment and requires a systemic approach to the effective use of internet-resources and various opportunities provided by the information and educationaL environment.

Key words: educationaL environment; cyber-generation of Learners and teachers; authentic Language environment; autonomous Language Learning; Language Learning strategies.

Введение

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий с приходом в сферу языкового образования Интернета существенно изменяется информационно-образовательная среда и условия обучения иностранным языкам (ИЯ). Достаточно сказать о широком использовании мультимедийных средств, развитии дистанционного обучения, распространении

технологии мобильного обучения, расширении возможностей автономного изучения языков и культур. Интернет-среда, интернет-общение, успешно конкурируют с уже традиционными аудио-, видео-и компьютерными учебными материалами по иностранным языкам.

Информационно-образовательная среда языкового образования -это, как известно, не только ресурсная база изучения языков и культур. В области изучения ИЯ образовательная среда включает такие взаимосвязанные компоненты, как: социальный - реальная иноязычная среда, субъектный - субъекты образовательного процесса, предметный - материалы и средства обучения, технологический - технологии обучения и самостоятельной учебной деятельности изучающего язык и культуру [Бим 1988; Спичко 2006]. В условиях динамично развивающегося общества, культуры, информации каждый из этих традиционных компонентов образовательной среды претерпевает изменения. Новые условия информационно-образовательной среды ставят перед методикой преподавания ИЯ новые вызовы.

Выделим актуальные вопросы обучения и изучения иностранных языков, обусловленные изменением современной информационно-образовательной среды. Прежде всего, изменился характер социального компонента образовательной среды - доступность реальной иноязычной среды, в которой обучающийся получает возможность непосредственно контактировать с изучаемым языком. Помимо традиционного чтения книг, просмотра фильмов, телепередач изучающий иностранный язык имеет постоянный доступ через интернет-ресурсы к носителю языка (переписка, чаты, социальные сети, телеконференции, блоги, образовательные программы и многое другое). Важно также отметить, что это не только ресурсы изучения языка и культуры, но и междисциплинарный ресурс различного предметного знания, которым обучающийся может пользоваться средствами ИЯ.

Эти ставшие сегодня привычными социальные условия образовательной среды ставят перед методикой преподавания ИЯ ряд важных задач, связанных с «подключением реальной социальной среды» к образовательному процессу [Спичко 2006]. С одной стороны, это интеграция реальной иноязычной социокультурной среды в учебный процесс по ИЯ. С другой стороны, это обеспечение способности и готовности обучающегося к продуктивному самостоятельному использованию данных ресурсов, направление и помощь в самостоятельной работе, воспитание информационно-образовательной культуры.

С первой задачей современные преподаватели успешно справляются - накоплен достаточный опыт включения материалов реальной иноязычной среды в аудиторную и внеаудиторную работу с изучаемым языком. Вместе с тем вторая задача решается сложнее. На протяжении многих лет в методической литературе идет речь об автономной учебной деятельности школьников и студентов, автономном изучении языков и культур, даже самообучении. Традиционно подчеркивается важность целенаправленного развития стратегий овладения изучаемым языком и приемов самостоятельной учебной деятельности, что обеспечивает осознание обучающимся процедуры работы над языком, цели и конечного результата ее выполнения [Щукин 2007, с. 290].

Тем не менее методические рекомендации по самостоятельной работе с изучаемым языком, формированию соответствующих умений относятся главным образом к традиционным средствам обучения. Приемы самостоятельного изучения языка и культуры в условиях интернет-среды в формате автономной учебной деятельности практически не описаны и не являются объектом целенаправленного обучения, за исключением общей информационной грамотности и консультативной помощи преподавателя, которая главным образом ограничивается информацией о полезных ресурсах.

Приходится признать, что в интернет-среде школьник и даже студент находятся в «свободном плавании» и в значительной степени упускают возможности эффективного ее использования в целях дополнительной речевой практики, расширения языковой базы, накопления опыта межкультурного общения. В то время как интернет-технологии создают среду автономного продуктивного изучения языков и культур.

Таким образом, изменения социального компонента образовательной среды, подключение социокультурного ресурса реальной языковой среды, ставят перед методикой преподавания ИЯ требование целенаправленной подготовки обучающихся к автономной учебной деятельности в области изучения иностранных языков и развития автономии как личностной, субъектной, характеристики учащегося.

Субъектный компонент образовательной среды - обучающийся, преподаватель и учебная группа (коллективный субъект) также претерпевают существенные изменения. Вызовом современного образования, в том числе языкового, оказывается современное интернет-поколение обучающихся, киберпоколение, или онлайн-учащиеся. Они овладевают технической стороной использования интернет-

ресурсов достаточно рано и мотивированы к работе с компьютерными средствами.

Следовательно, современное поколение учащихся открыто широкому использованию нового образовательного ресурса и воспринимает интернет-среду как естественную для общения в этом пространстве, в том числе и на иностранном языке. Более того, для современных учащихся естественно взаимодействие с товарищами по учебе (учебной группой как коллективным субъектом учебной деятельности) в интернет-среде, обмен опытом, взаимообучение, работа в команде и др. Тем не менее, как уже отмечалось, стихийное использование интернет-ресурсов не позволяет реализовать возможности языковой среды максимально эффективно.

Таким образом, методическая задача заключается в том, чтобы обеспечить у учащихся необходимые умения продуктивно работать в интернет-среде в целях расширения и накопления опыта изучения языка и культуры. В связи с этим важной особенностью современной методики становится обучение ИЯ на базе развития продуктивной учебной деятельности как условие непрерывного изучения языка и культуры.

Современный преподаватель - это также представитель нового онлайн-поколения. Программы профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей ИЯ предусматривают, как известно, обеспечение высокого уровня информационной грамотности и культуры. Важно подчеркнуть, что интернет-среда является для преподавателя как средством обучения, так и профессионального роста и саморазвития.

Предметный компонент образовательной среды связан прежде всего с проектированием условий, поиском и подбором материалов, обеспечивающих решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач средствами изучаемого языка. Вряд ли стоит говорить о том разнообразии материалов, которые предоставляют преподавателям и обучающимся интернет-ресурсы. Методическим «навигатором» для преподавателя служат различные интернет-порталы и платформы дидактической направленности.

Необходимо отметить, что широкие возможности выбора учебных и аутентичных материалов позволяют обеспечить вариативный творческий компонент содержания обучения ИЯ и самостоятельной работы учащихся, связанный с освоением реального языкового пространства

и реальной действительности средствами изучаемого языка. Включение в содержание обучения вариативного творческого компонента дает возможность преподавателю проектировать в содержании самостоятельной работы учащихся творческие учебно-познавательные задачи проблемно-поискового, проектного, социально ориентированного характера; создавать условия для самореализации и творческого самовыражения учащихся; расширять предметное поле и социальный опыт использования изучаемого иностранного языка.

Подчеркнем взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов информационно-образовательной среды, поскольку в основе эффективной реализации условий новой образовательной среды - технологический компонент - формы и технологии обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Открытое образовательное пространство, подключение реальной языковой среды, реализация потенциала субъектов учебной деятельности, с одной стороны, обеспечивают условия для развития учащегося как активного, творческого субъекта образовательного процесса, его самореализации и саморазвития, с другой - требуют от обучающегося достаточного уровня компетентности в самостоятельном изучении языка и культуры в формате автономной учебной деятельности.

Таким образом, особенности современной образовательной среды обусловливают направленность на обучение иностранному языку на базе развития продуктивной учебной деятельности, автономии как субъектной характеристики обучающегося и формирования учебно-познавательной компетенции как условия продуктивности изучения языка и культуры [Коряковцева 2010].

Методическая задача при этом состоит в программно-методическом обеспечении и целенаправленном формировании в целях использования интернет-ресурсов умений самостоятельного целеполагания, рефлексивной самооценки, специальных учебных умений изучения иностранного языка и культуры, накопления языкового и речевого опыта и использования возможностей межкультурного общения, развития потребностной, деятельностной и ценностной автономии изучающего иностранный язык и культуру в интернет-пространстве.

На сегодняшний день в методической литературе и в практике преподавания накоплен достаточный опыт применения преподавателем педагогических технологий проблемно-поискового, творческого

характера с использованием интернет-ресурсов, который может быть положен в основу целенаправленных рекомендаций и материалов для самостоятельной учебной деятельности обучающегося в процессе изучения иностранного языка и культуры в интернет-пространстве. Наличие такого программно-методического обеспечения, сопряженного с содержанием УМК, наряду с методическим «навигатором» в пространстве интернет-ресурсов позволит обеспечить системный подход к реализации возможностей новой информационно-образовательной среды и повышения эффективности использования ее условий.

Особо следует выделить возможности современной информационно-образовательной среды для дифференциации и индивидуализации обучения ИЯ с учетом уровня обученности, индивидуального стиля учебной деятельности и других особенностей обучающихся. Это также представляет определенный вызов для методики преподавания ИЯ, так как предполагает соответствующее программно-методическое обеспечение (компонент УМК), в частности применительно к разноуровневой подготовке, помощь учащемуся в составлении индивидуальной корректировочной, опережающей, творческой и других индивидуальных программ и другие формы дифференцированного и индивидуального подхода.

Заключение

Таким образом, вызов методике преподавания ИЯ состоит в том, чтобы использовать дидактические возможности современной информационно-образовательной среды в целях создания средствами продуктивной учебной деятельности ситуации языкового и личностного развития изучающего иностранный язык в интернет-пространстве.

Направленность на продуктивную учебную деятельность в интернет-среде позволяет обеспечить условия для личностного и деятельностного характера самостоятельной работы над изучаемым языком, самостоятельного целеполагания и расширения потребностей в области изучения языка и культуры; поиска и определения личностного смысла изучения иностранного языка и пробы своих возможностей; повышение уровня мотивации; развитие автономии и креативности обучающегося; расширение возможностей его социализации и непрерывного развития как языковой личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М. : Просвещение, 1988. 256 с.

Коряковцева Н. Ф. Теория и методика обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. М. : Академия, 2010. 192 с.

Спичко Н. А. Проектирование эффективной образовательной среды при обучении английскому языку на I курсе педагогического вуза (грамматический аспект, факультет английской филологии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 29 с.

Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. М. : Филоматис, 2007. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.