Научная статья на тему 'Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера'

Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
646
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИНТЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ / SELF-ACTUALIZATION / POTENTIAL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SYNTHESIS OF SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкасова Лариса Владимировна, Подберезный Владимир Васильевич, Петрушенко Светлана Анатольевна

С позиций голографического подхода в статье предпринята попытка рефлексии новой парадигмы образования, механизмов оформления дисциплинарной матрицы, служащей основой научных исследований, отвечающих современному запросу социума, влияющих на формирование регионального образовательного кластера, представляющего гетерогенный контент, нуждающегося в стратегическом аудите, что позволит выявить межпарадигмальные сдвиги в педагогической науке, влиять на реализацию образовательной стратегии, оценить меру ответственности учебных заведений за результаты и качество образования субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкасова Лариса Владимировна, Подберезный Владимир Васильевич, Петрушенко Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN THE FORMATION OF A REGIONAL EDUCATION CLUSTER

In the article, using holographic approach, we make an attempt of the reflection of a new paradigm of education, mechanisms for the transfer of the disciplinary matrix, which serves as the basis for scientific researches, meets modern demand of society, influencing the formation of a regional education cluster representing heterogeneous content, in need of a strategic audit to identify inter-paradigmal shifts in pedagogical science. It may affect the implementation of educational strategies and assess the degree of responsibility of educational institutions for the results and quality of education of the subject.

Текст научной работы на тему «Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-19 УДК 37.015

© Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А., 2017

Быкасова Лариса Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: [email protected]

Bykasova Larisa Vladimirovna

Doctor of Education, Associate Professor, Rostov State Economic University (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: [email protected]

Подберезный Владимир Васильевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: [email protected]

Podberezny Vladimir Vasilevich

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Rostov State Economic University (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: [email protected]

Петрушенко Светлана Анатольевна

Кандидат философских наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Petrushenko Svetlana Anatolevna

PhD (Philosophy), Associate Professor, Rostov State Economic University (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: [email protected]

NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN THE FORMATION OF A REGIONAL EDUCATION CLUSTER

Аннотация. С позиций голографическо-го подхода в статье предпринята попытка рефлексии новой парадигмы образования, механизмов оформления дисциплинарной матрицы, служащей основой научных исследований, отвечающих современному запросу социума, влияющих на формирование регионального образовательного кластера, представляющего гетерогенный контент, нуждающегося в стратегическом аудите, что позволит выявить межпарадигмальные сдвиги в педагогической науке, влиять на реализацию образовательной стратегии, оценить меру ответственности учебных заведений за результаты и качество образования субъекта.

Ключевые слова. Самоактуализация потенциал, образовательная среда, синтез социокультурных условий._

Abstract. In the article, using holographic approach, we make an attempt of the reflection of a new paradigm of education, mechanisms for the transfer of the disciplinary matrix, which serves as the basis for scientific researches, meets modern demand of society, influencing the formation of a regional education cluster representing heterogeneous content, in need of a strategic audit to identify inter-paradigmal shifts in pedagogical science. It may affect the implementation of educational strategies and assess the degree of responsibility of educational institutions for the results and quality of education of the subject.

Key words. Self-actualization, potential, educational environment, synthesis of socio-cultural conditions.

Введение

Парадигма (от греч. - пример, образец) - «модель постановки проблемы, принятая в качестве образца решения исследовательских задач» [Цит. по: 3, с. 6]. Парадигмы образования сменяют друг друга в ходе исторического, экономического, социокультурного развития общества, что существенно расширяет принципы их построе-

ния: универсальность, интегративность, коммуникативность, метапредметность и др. Современная образовательная парадигма ориентирована на создание условий для воспитания человека, умеющего адаптироваться к природе и обществу, принять их как истинные ценности. В этой связи все более актуализируется вопрос о разработке системы планирования, достижения, мониторинга и своевременной коррекции процесса образования на региональном уровне.

Основная часть

В соответствии с существующей парадигмой региональный образовательный кластер необходимо, по нашему мнению, развивать по следующим направлениям: образовательная урбанистика, подготовка «нового» учителя, разворачивание потенциала образовательных учреждений, формирование образовательной среды, воспитание / совершенствование креативности субъекта образования. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

1. Образовательная урбанистика. Развитие этого направления на региональном уровне позволит решить проблему анализа общих и специфических тенденций исторического генезиса образовательных систем, развивавшихся под воздействием различных социокультурных условий, и влиявших на рост малых городов, сельской школы, локальных систем образования. Образовательная урбанистика эффективно сочетает теоретические и практические реалии эволюции городских систем образования, что является фактором оптимизации и актуализации современного педагогического познания [Цит. по: 4, с. 11].

Целесообразным способом проведения образовательно-урбанистических исследований может выступать комплекс научных подходов (онтологический, генетический, структурный, феноменологический), позволяющий сочетать множественность показателей развития образовательных систем городов с учетом их специфических и антропологических характеристик. Так, чертами, определяющими специфику развития системы образования в северокавказском регионе (Ростовская область), являются:

- положение малого города как важнейшего административного, экономического, культурного центра России;

- многонациональность, многоконфессиональность, поликультурность региональных центров, создававших комплекс специфических образовательных потребностей к доступности и качеству деятельности учебных заведений;

- преемственность традиции отношения к образованию как значимой социальной ценности;

- развитие различных типов и видов образовательных учреждений;

- кадровый отбор управленцев;

- приоритетное развитие учреждений образования как основного инструмента регулирования государством социальной мобильности населения;

- толерантность как отличительное свойство учреждения образования (этнокон-фессиональность, преодоление национальных и религиозных конфликтов в образовательных учреждениях, характеризуемых полиэтническим составом педагогов и учащихся);

- концентрация в регионе профессионального педагогического сообщества, деятельность которого обеспечивает общий высокий уровень образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Содержанием образовательной урбанистики является изучение городской социокультурной среды как образовательной, системной характеристики городских учебных заведений и сформированной в них среды. Важнейшей отличительной чер-

той учебных заведений Ростовского региона является высокий уровень развития на Северном Кавказе различных форм общественно-педагогического движения:

а) выдающиеся российские педагоги (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, П.Н. Ермаков);

б) общественно-педагогические и научно-педагогические организации («Саха-ровский центр», «Мемориал», «Доступная среда», «Истоки»);

в) педагогическая периодика (Известия Северокавказского региона (педагогические, психологические науки), Ростовский городской школьный портал, «Сеть творческих учителей» и др.), деятельность которых составляет достояние отечественной педагогики.

2. Подготовка «нового» учителя. Современная парадигма образования требует для обновленной школы «нового» учителя: нравственного, компетентного специалиста, способного к профессиональному и личностному саморазвитию, владеющего широким спектром педагогических инноваций и способного осуществлять дальнейшую инновационную образовательную деятельность. Вектор данных преобразований нам видится в реорганизации системы повышения квалификации через непрерывное образование к постдипломному образованию педагогов (И. С. Батракова, В.Г. Воронцова, О.Г. Прикот). Предпосылками данного процесса выступают сформировавшиеся тенденции: масштаб региона, его географическая удаленность от «центра»; неравномерное развитие социально-экономической сферы общественной жизни (распределение финансовых потоков внутри страны, кадровое обеспечение, реализация социальных программ для молодых специалистов); научно-техническое развитие регионов; кросс-культурные процессы информатизации; девальвация и ускоренный процесс устаревания знаний и др.

В соответствии с этими фактами региональный образовательный кластер может формировать и определять направление развития системы образования и системы повышения квалификации педагогов. Наиболее артикулируемыми концепциями образования сегодня являются: изменение философии взаимодействия субъектов образовательного процесса - от управления к сопровождению (А.П. Тряпицин); идея непрерывности и открытости образования (Э.М. Никитин); признание андрагогики как альтернативы педагогике в решении проблемы повышения квалификации педагогов (Г.Л. Ильин); смена когнитивной парадигмы деятельностно-компетентностной (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [2, с. 130]. В контексте данных идей подготовка учителя, повышение квалификации, постдипломное образование рассматривается нами как социальный проект, ассоциируемый с общественным сверхзаданием регионов.

3. Разворачивание потенциала образовательных учреждений. Потенциал рассматривается учеными в различных ипостасях: атрибут бытия (И.Б. Герасимова), социальный феномен (Б.Г. Ильясов), система (М.Т. Шафиков). Мы понимаем потенциал как особым образом организованную совокупность имеющихся или подлежащих актуализации ресурсов, средств, возможностей и условий совершенствования теоретической и практико-ориентированной деятельности в области социокультурного развития личности, действие которых актуально или может быть актуализировано с определенной целью при определенных социально-экономических и исторических условиях [Цит. по: 3, с. 15].

К определению мощности образовательного потенциала образовательных учреждений может быть применена параметрическая процедура измерений, показателями которой являются: количество часов, отводимых на изучение предметов; число школ; количество учреждений системы дополнительного образования; количество научных исследований и созданных на их основе учебно-методических разработок; контингент

специально подготовленных профессионалов различной квалификации и специализации; количество учреждений системы профессионального образования.

По предложению Л.С. Берштейна, потенциал измеряется в нечеткой логике термами, которые понимаются как значение лингвистической переменной, выраженное не в числах, а в словах естественного языка [Цит. по: 3, с. 16]. Эксперту необходима предварительная формализация исходных данных, предусматривающая описание входных факторов состояний системы управления научно-педагогической деятельностью.

В связи с тем, что разработанные критерии научно-образовательного потенциала, полученные на конкретном материале педагогики, имеют универсальный характер, они могут быть применены к исследованию научно-образовательного потенциала других областей. Данное обстоятельство способствует изучению современной образовательной парадигмы, что позволяет выработать новые стратегические линии в формировании регионального образовательного кластера.

По критерию принадлежности к двум сторонам общественно-исторического процесса познания образовательный потенциал учебного заведения реализуется на теоретическом и практическом уровнях. К первому из них относятся следующие концептуализации: теория образования и воспитания; авторские концепции воспитания, коммуникации, интеллигентности. На практическом уровне решаются проблемы, относящиеся к кадровому, материально-техническому и организационному обеспечению, информационному оснащению, управлению и финансированию.

Новая методологическая оптика, разработанная Л.В. Быкасовой, позволяет применять потенциалцентрированный подход к определению уровня любой образовательной деятельности [Цит. по: 3, с. 16]. После формализации осуществляется разработка математических моделей, позволяющих изучить объект с технической, экономической, коммерческой и социальной точек зрения, для чего задается лингвистическая переменная (ЛП) потенциала, связанная с конкретной количественной шкалой. Каждой ЛП ставится в соответствие 3 терма. Для построения модели необходима соответствующая экспертная информация, которая формализует знания экспертов. Экспертная информация (Ь) представляется в виде системы условных нечетких высказываний (см. рисунок).

Ь:

Ь1: < е с ли Е11 или Е12 или . .. или Е 1п1, то В1 > ; Ь2 : < е с ли Е 21 или Е 22 или . .. или Е 2п2, то В2 > ;

Ьк : < е с ли Е к1 или Е к2 или . .. или Е кПт , то Вк >,

Рисунок. Наукометрическая формула экспертной оценки образовательного потенциала. Условные обозначения: где Е - возможные ситуации; В - нечеткие высказывания

Формирование, накопление и развитие образовательного потенциала учебных заведений зависит от: а) наличия общественного спроса на знания; б) состояния образования; в) потребности общества в духовной, всесторонне развитой личности.

4. Формирование образовательной среды. Современное образовательное учреждение, выполняющее задачу подготовки социально активной личности,

- реализует основную педагогическую идею (глобальная роль образования);

- выстраивает образовательный маршрут обучаемых с учетом принципов: герме-

невтическая конструктивность, социальная адекватность и успешность, социальное закаливание, социальные предпочтения;

- становится центром профессиональной подготовки в инновационной образовательной среде, так как образование априори является инновационным.

Раскрывая смысл понятия «среда», мы предлагаем собственное определение образовательной среды. Образовательная среда - это культурообразная матрица, имеющая качественный контент: архетипы, смыслы, символы; многослойный субстрат, представляющий собой некий профессиональный, деятельностный, информационный материал; интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам; информационное поле (с траекторией развития, навигационной системой; потенциалом интеграционного взаимодействия); структура, обладающая свойствами связно -сти, целостности, управляемости, зависящая от насыщенности ее образовательными, воспитательными, информационными и другими ресурсами [Цит. по: 1, с. 329].

Качество образовательной среды может определяться ее способностью обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс их личностного саморазвития. Такое понимание требований к созданию развивающей образовательной среды лежит в основе практико-ориентированного подхода к формированию регионального образовательного кластера.

Создание инновационной образовательной среды обеспечивает включение субъекта в культурно-социальные связи различного типа и уровня; индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ. Качественными характеристиками инновационной образовательной среды образовательного учреждения являются: целостность, вариативность, диалогичность, субъектность, открытость, универсальность, корпоративность.

5. Воспитание / совершенствование креативности субъекта образования. В процессе формирования и развития регионального кластера значительный акцент делается на реализации творческих способностей субъекта. К ним относятся: дивергентное мышление, воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества. Данный компонентный состав определяет содержание творческого потенциала. Этапами творческого процесса являются: подготовка (анализ проблемы), фрустрация (возникновение барьера на пути решения проблемы), инкубация (работа над проблемой на подсознательном уровне), инсайт (неожиданное уяснение решения проблемы), разработка (проверка истинности решения) и оценка продукта творчества. Продукт творческой деятельности - это нечто новое, оригинальное, способ деятельности, знание. В процессе обучения важно учитывать субъективную новизну продукта (новое для обучаемого, но не новое для общества). Данная особенность характеризует результативный компонент творческой самоактуализации обучаемых.

Выводы

Резюмируя сказанное, отметим, что перспективными линиями сохранения и актуализации разработанных теоретических и практических оснований в образовательном кластере региона являются: стимулирование деятельности всех социальных агентов развития системы образования; проектирование и создание в образовательных учреждениях малых городов оптимальной среды; государственная поддержка теоретических и практических педагогических инициатив; сохранение и развитие высокого уровня государственных требований к качеству образовательной деятельности региона, воспроизводство высоких эталонов профессионального качества городского педагогического сообщества; системное продолжение деятельности по

дальнейшему развитию образования, позволяющее разрабатывать теоретические основы отечественной школы.

Литература

1. Андреева К.В., Быкасова Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 329.

2. Быкасова Л.В. Когнитивная коммуникация в образовательной среде // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 2. С. 129-132.

3. Быкасова Л.В. Научно-образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ: автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2009. 46 с.

4. Шевелев А.Н. Петербургская дореволюционная школа как историко-образовательный феномен (XIX - начало XX вв.): автореф. ... дис. д-ра пед. наук. СПб., 2007. 42 с.

References

1. Andreeva K.V., Bykasova L.V. Sredoorientirovannoe obuchenie v sovremennom vuse. [Environment oriented education in modern high school. Modern problems of science and education], 2013, no. 6. Available at: http//www/science-education.ru/113-11421 data obrashhenija 29.12. 2013.

2. Bykasova L.V. Kognitivnaya kommunikatziya v obrasovatelnoy srede [Cognitive communication in the educational environment]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekh-nologii [Bulletin of the Sibirian Institute of business and information technology], 2016, no. 2, pp. 129-132.

3. Bykasova L.V. Nauchno-obrasovatelny potential hudoshestvennoy pedagogiki FRG. [Scientific and educational potential of art pedagogy of Germany. Dr. dis.]. Rostov-on-Don, 2009. 46 p.

4. Shevelev A.N. Peterburgskaya dorevolyztionnaya shkola kak istoriko-obrasovatelny feno-men (XIX - yachalo XX vv.) [St. Peterburg pre-revolutionary school as a historical and educational phenomen (XIX- the beginning of the XX centuries). Dr. pedag. sci. dis.]. St-Petersburg, 2007. 42 p.

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А. Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 130-135.

For citation: Bykasova L.V., Podberezny V.V., Pertushenko S.A. New educational paradigm in the formation of a regional education cluster. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 130-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.