Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКАВ СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКАВ СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / NON-CLASSICAL LOGIC / LEGAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / PROBLEM-ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ладушкин С. И.

В статье анализируется роль и значение современной неклассической логики в системе юридического образования. Обосновывается возможность использования методов неклассической логики в формировании логических компетенций юристов посредством проблемно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN NON-CLASSICAL LOGIC IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION

The article analyzes the role and significance of modern non- classical logic in the system of legal education. The possibility of using the methods of non-classical logic in the formation of logical competencies of lawyers through a problem-oriented approach is substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКАВ СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 87.4

СОВРЕМЕННАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛОГИКА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN NON-CLASSICAL LOGIC IN THE SYSTEM OF LEGAL EDUCATION

Ладушкин Сергей Иванович,

доцент кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

кандидат философских наук,доцент modus112@gmail.com

Ключевые слова:

неклассическая логика, юридическое

образование, профессиональная подготовка, проблемно-ориентированное обучение.

В статье анализируется роль и значение современной неклассической логики в системе юридического образования. Обосновывается возможность использования методов неклассической логики в формировании логических компетенций юристов посредством проблемно-ориентированного подхода.

Keywords:

non-classical logic, legal education, professional training, problem-oriented training.

The article analyzes the role and significance of modern non-classical logic in the system of legal education. The possibility of using the methods of non-classical logic in the formation of logical competencies of lawyers through a problem-oriented approach is substantiated.

Роль логики как учебной дисциплины в программе вузовской подготовки современных юристов общеизвестна и бесспорна. Независимо от уровня профессиональной подготовки юриста и его специализации логические знания считаются обязательными для него в двух аспектах: а) общей логической культуры мышления, б) владения специальными навыками логической работы с информацией. Логика пронизывает все аспекты подготовки работников правоохранительной сферы, поскольку ее связь с юриспруденцией теснее, чем с другими общественными и гуманитарными науками: и логика, и юриспруденция непосредственно занимаются вопросами норм и законов. Этим обусловлено и глубокое взаимное проникновение понятийных аппаратов логики и юриспруденции. Такие распространенные в юридической практике процедуры, как подведение под понятие, вынесение определения, классификация противоправных действий, деление правонарушений по общим и специфическим признакам, выдвижение следственных версий, доказательство вины или невиновности, анализ и опровержение аргументов оппонента на судебных прениях и прочее, имеют точное соответствие ключевым понятиям формальной логики. Связь логики и юриспруденции имеет под собой также и прочный исторический фундамент: большинство логических понятий и принципов формальной логики возникли именно в практике доказательных рассуждений, значительная часть которых имела прямое отношение к вопросам права и правоприменительной практики. В свою очередь, юриспруденция в каждую эпоху испытывала на себе влияние логической науки, используя в своих целях понятийный аппарат формальной логики.

Однако следует признать, что в то время, как в условиях информационного общества требования к профессиональной подготовке современных юристов непрерывно возрастают, стандарты и сама система логической подготовки юристов не отвечают тем вызовам, которые несет в себе современная эпоха. Особенно актуально это для работников правоохранительной сферы, профессиональная деятельность которых осуществляется не в тиши академических кабинетов, а в самом средоточии конфликтной реальности, на пересечении информационных потоков, принятии ответственных решений и связанных со всем этим человеческих деяний.

Причиной такого несоответствия является отношение к логике как к якобы готовому и завершенному в своем становлении инструменту для работы с мыслями и с реальностью в ее мыслительном измерении. При этом забывают обычно о том, что классическая логика возникла и развивалась именно в качестве живого ответа на волнующие людей интеллектуальные вопросы и практические проблемы.

Однако современный юрист в процессе своей профессиональной подготовки лишен возможности видеть и понимать логику в качестве живого и разви-

вающегося способа познания и понимания действительности. Стандартный вузовский курс по логике для юристов включает в себя три известных раздела, соответствующих трем основным формам (способам) мышления - понятия, суждения и умозаключения. Подача учебного материала происходит обычно именно в этом порядке - от простого к сложному, как принято выражаться в таких случаях. И эта последовательность оправдана методически, но лишь в том смысле, в котором предполагается изучение логики как статичного в своей завершенности свода знаний о законах и нормах интеллектуальной деятельности человека. Если же стоит задача научить будущего юриста мыслить логически, то методическая последовательность изучения материала должна быть иной - от сложного к простому. Обучающийся должен сначала столкнуться с реальной ситуацией, сложной и не поддающейся разрешению привычными средствами, а затем с помощью преподавателя воспользоваться тем набором интеллектуальных приемов и навыков, который уместен для разрешения обнаруженной проблемы.

Такой подход от сложного к простому через проблематизацию к поискам инструментов для решения проблем уже сейчас активно используется в обучении логике математиков, программистов, специалистов по практике аргументации, практических психологов. Во всех этих сферах деятельности важна роль логики именно как действенного и развивающегося инструмента, но отнюдь не как готового набора заранее известных решений. Но какие же разделы современной логики являются наиболее динамично развивающимися в настоящее время? Это как раз те области современной логики, которые являются пограничными с математикой, с теорией и практикой аргументации, а также с разделами логической науки, условно обозначаемой как практическая логика (логика принятия решений и работы со смыслами в области практической психологии и практической философии). Иными словами, это область неклассической логики, а также прикладные разделы логической науки, которые были недостаточно разработаны в классической формальной логике.

Что же такое современная неклассическая логика, и каким образом она может быть задействована в профессиональной подготовке современных юристов? Обычно к области неклассической логики относят такие направления исследований, как интуиционистская логика, немонотонная логика, модальная логика, паранепротиворечивая логика, темпоральная (временная) логика, релевантная логика, нечеткая логика, динамическая логика, логика действий и некоторые другие виды современной логики. Всех их объединяет одно характеристическое свойство - полный отказ от некоторых базовых принципов классической логики или же их частичная модификация.

Рассмотрим основные отличия неклассической логики от логики классической [1].

1. Определенность классической логики и неопределенности неклассической логики. Отказ от принципов классической логической рациональности имеет своим следствием то, что привычные логические понятия, казавшиеся прежде точно определенными, превращаются в целые кластеры новых понятий, отличающихся друг от друга своими существенными признаками и функциональными характеристиками. Примером такой понятийной кластеризации может быть понимание следования в неклассической логике. Стандартное логическое следование в неклассической логике распадается на множество различных видов следования (в пределе - континуум различных видов следования), каждый из которых имеет свои логические характеристики и свою сферу практического применения. В юриспруденции этой кластеризации следования соответствует контекстуальность выводов и следствий.

2. Однозначность классической логики и многозначность неклассической логики. Классическая логика двузначна, в ней допускаются лишь два истинностных значения высказывания (истина и ложь), причем делается семантическое допущение о том, что любое высказывание обязательно имеет одно и только одно истинностное значение. В неклассической логике (в частности, в многозначной логике) это допущение частично или полностью снимается. Поэтому в сферу логического анализа попадают ситуации, характеризующиеся истинностными провалами и/или пресыщениями. В юридической практике этому соответствует неоднозначность оценок фактов и их интерпретаций.

3. Высказывания о действительности в классической логике, высказывания о возможности в неклассической логике. Модальная логика вводит операторы возможности и необходимости. В результате этого в поле логического анализа попадает не только реальность фактических событий, но также номологи-ческое и потенциальное измерение реальности. В деятельности юриста этому соответствует потенциальность положений дел и их соотнесение с нормой закона.

4. Вневременность знания в классической логике и временность знаний в логике неклассической. Классическую логику по праву называют логикой ставшего, подразумевая при этом, что она исследует взаимосвязи готового, наличного знания в мышлении не изменяющегося во времени субъекта мысли. Классическая логика тем самым абстрагируется как от вопросов генезиса знаний о мире, так и от динамики роста познавательных ситуаций. Но в темпоральной логике это ограничение снято: учитывается логика событий, изменяющихся во времени, что влечет за собой и изменение наших знаний об этих событиях. В юриспруденции этому соответствует процессуальный аспект правоприменения.

5. Объектная ориентация классической логики и субъектная ориентация неклассической логики. Семантические допущения классической логики от-

носительно возможных истинностных оценок фактов в высказываниях о них, а также допущения относительно неизменяемости идеального субъекта логических рассуждений создают основу для объектной ориентации классических логических законов. В юридической работе этому соответствует субъективное преломление объективных норм права в их понимании и применении человеком.

Каким же образом можно модифицировать программу логической подготовки юристов и работников правоохранительной сферы, чтобы вернуть логике ее исконный вид действенного инструмента познания в условиях постоянно меняющейся информационной реальности? Для этого в курсах по логике необходимо применять проблемноориентированный подход, при котором учебный материал дается лишь в том объеме и в том порядке, которые оказываются действительно необходимыми для рационального решения конкретных познавательных ситуаций из предметной области будущего специалиста. При этом элементы неклассической логики соседствуют и чередуются с элементами логики классической [2].

Ближайшим следствием такой переориентации является, например, изменение в порядке изложения трех основных тем стандартного курса классической логики. Так, при проблемно ориентированном подходе начинают обычно с изложения темы «Суждение», далее переходят к умозаключениям и лишь потом к понятиям. Только при таком подходе студентам становятся очевидны как философская роль, так и логическая значимость основных законов традиционной логики. Наиболее подходящим форматом для реализации подобной методологии являются такие активные способы обучения логике, как разбор кейсов из предметной области будущего специалиста-юриста или работника правоохранительной сферы, выработка навыков оценки и критики аргументов в рациональной дискуссии, обучение прикладным приемам формализации комплексных задач из предметной области, структурирование их, выделение главных и второстепенных аспектов в разрешаемой логическими средствами проблеме, построение на основе проделанного анализа адекватной решаемой задаче формально-логической модели. При проблемно-ориентированном подходе классическая и неклассическая логики предстают в глазах студента не искусственно изолированными друг от друга логическими универсумами, лишь внешним образом связанными между собой учебной программой, а тем, чем они и являются на самом деле, - разными фазами единого исторического процесса развития логики как науки [3].

Библиографический список

1. Герасимова, И.А. Классическая и неклассическая логика: возможности и границы применимости / И.А. Герасимова // Epistemology & Philosophy of Science. - 2006. Vol. VIII. - № 2.

2. Геращенко, А.И. Проблемы логической подготовки будущих юристов / А.И. Геращенко, И.Г. Геращенко // Studia Humanitatis. - 2018. - № 2.

3. Егорова, О.А. К вопросу о роли логических средств и методов в юридическом познании и деятельности / О.А. Егорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Право. - 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.