Научная статья на тему 'Современная национальная политика экономической безопасности в контексте глобализационных процессов: проблемы формирования и перспективы осуществления'

Современная национальная политика экономической безопасности в контексте глобализационных процессов: проблемы формирования и перспективы осуществления Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
167
47
Поделиться
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Никитин Александр Валерьевич

Рассматриваются принципиальные проблемы формирования национальной политики экономической безопасности современного государства в контексте глобализационных процессов. Особое внимание уделено выяснению перспектив осуществления государственной политики экономической безопасности в условиях глобализации.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Никитин Александр Валерьевич,

MODERN NATIONAL POLICY OF ECONOMIC SECURITY WITHIN GLOBALIZATION PROCESSES: FORMATION PROBLEMS AND IMPLEMENTATION PROSPECTS

The study examines the fundamental problems of development of the national policy of economic security of the modern state within the globalization processes. Special attention is given to explaining the prospects of the economic security of the state policy in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Современная национальная политика экономической безопасности в контексте глобализационных процессов: проблемы формирования и перспективы осуществления»

УДК 338

СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

© Владислав Михайлович ЮРЬЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, ректор, заслуженный деятель науки РФ, e-mail: rector@tsu.tmb.ru © Александр Валерьевич НИКИТИН Тамбовская областная дума, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, председатель, e-mail: regduma@duma.tambov.gov.ru

Рассматриваются принципиальные проблемы формирования национальной политики экономической безопасности современного государства в контексте глобализационных процессов. Особое внимание уделено выяснению перспектив осуществления государственной политики экономической безопасности в условиях глобализации.

Ключевые слова: глобализация; экономическая безопасность; государственная политика экономической безопасности.

Представляя собой неоспоримую реальность современной действительности, глобализация длительное время является объектом пристального внимания со стороны большого количества ученых-экономистов. Определяя основные тенденции и специфику мирохозяйственных процессов, глобализация оказывает принципиальное воздействие на формирование отечественной политики экономической безопасности.

Как сказано в Декларации тысячелетия ООН: «Глобализация - процесс формирования глобального человеческого сообщества» [1, с. 1].

Устранение традиционных барьеров между внутренней жизнью стран и теми сдвигами и изменениями, что происходят на международной арене, идет сегодня по восходящей: экономика, политика, культура, наука, оборона, миграция населения, состояние окружающей среды - все это во все меньшей мере зависит от чисто национальных решений.

В настоящее время можно говорить лишь об ограниченной возможности как-то контролировать это влияние, стараться направить его в конструктивное русло или же, наоборот, защититься от исходящих извне вредных разрушительных воздействий, подрывающих базовые национальные интересы.

Иными словами, формируя основные направления политики экономической безопас-

ности, государство неизменно оказывается под влиянием глобализационных процессов.

Не случайно ведущие экономисты исследуют проблемы экономической безопасности, неизменно обращая внимание на их отражение в рамках глобализационных тенденций.

Несмотря на несомненные подвижки последних лет в ее осмыслении, экономическая безопасность едва ли утеряла свою актуальность. Не достает ясности в понимании одного из главных вопросов - как учитывать процессы глобализации при формировании политики экономической безопасности.

Отечественные ученые на этот непростой вопрос имеют самый разнообразный спектр мнений: от полного игнорирования процесса глобализации, как будто ее не существует, до ее всеобъемлющего признания и призыва послушного следования в ее русле, т. к. именно в ней видится наилучшая модель развития не только мирового, но и национального хозяйства.

На практике противоречивость этих мнений проявляется в ожесточенной борьбе между сторонниками экономического национализма и приверженцами компрадорского подхода. Однако представляется совершенно очевидным, что означенные направления не отвечают национальным интересам России, опосредуя необходимость разработки национальной концепции экономи-

ческой безопасности, выстроенной с учетом современных проявлений глобализации.

Актуальность означенного подхода выражается в том, что экономика, политика, право, социальные отношения, модели поведения, не становясь тождественными, сегодня приобретают ранее невиданную степень совместимости. В свою очередь, транснациональные системы связей и отношений, развивающиеся в различных сферах жизни, более или менее легко преодолевают государственные границы, создают новые общности и институты.

Иными словами, взаимодействие, взаимопроникновение, взаимозависимость национальных хозяйств начинают приобретать интенсивный характер, проводя несомненные параллели между глобализационными процессами и стремлением государства обеспечить национальную экономическую безопасность.

Мировое экономическое пространство все более становится единым полем для делового взаимодействия крупного бизнеса, когда география размещения производительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются этими субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.

Не случайно исследователи определяют, что глобализация перекраивает социальное пространство в соответствии с потребностями своего развития [2, с. 5].

Таким образом, «глобальная экономическая погода» зависит не только от субъектов большого бизнеса, но во многом и от многомиллионной армии других, более мелких экономических субъектов, а также и от экономической политики разных стран. Соответственно, означенные процессы носят взаимодействующий характер, несомненно проявляющийся в рамках формирования национальной политики экономической безопасности.

В этой связи интересной представляется точка зрения С.Ю. Глазьева, считающего, что в связи со стремлением капитала выйти за национальные границы и беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую было усилено давление на национальные правительства с целью снятия соответствую-

щих ограничений. Более того, вырвавшись из-под контроля национальных правительств и не встречая с их стороны должного противодействия, международный капитал формирует свое «мировое правительство» в лице международных экономических и финансовых институтов. В результате, опираясь на экономическую мощь транснациональных корпораций и международного финансового капитала, эти организации начинают диктовать свои условия отдельным государствам [3].

В рамках такого рода процессов государственное регулирование экономической безопасности сокращается, а регулирование на уровне мирового хозяйства в интересах крупного капитала расширяется.

Помимо прочего, на формирование экономической политики национального государства оказывает влияние и взаимосвязанность хозяйственной деятельности, которая охватывает практически все страны мира, становясь глобальной. Разумеется, в первую очередь речь идет о переплетении экономик промышленно развитых стран, но и остальной мир с разной скоростью и интенсивностью втягивается в общемировые процессы. Бурное развитие компьютерной техники и электронных телекоммуникаций, появление высокоскоростного и более экономичного транспорта резко приблизили друг к другу все государства, создали необходимые предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переливающиеся из страны в страну потоки товаров и услуг, капиталов и людей, глобальные системы коммуникаций и информации, деятельность международных экономических и финансовых организаций и корпораций образуют ткань глобальной экономики, в которую в большей или меньшей степени вплетаются все без исключения национальные экономики, более того, по мнению И.П. Фаминского, «... любые разрывы в этой ткани грозят бедами» [4, с. 102].

Исключительно важным глобализационным фактором, оказывающим влияние на формирование политики экономической безопасности национального государства, являются глобальные проблемы, которые уже не поддаются решению силами отдельных стран. Ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, опережающий рост численности населения

по сравнению с ресурсными возможностями планеты, не уменьшающийся, а порой даже увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами - все это превращается ныне в общечеловеческие заботы и тревоги и способствует усилению трансформации экономической политики национального государства.

Кроме того, в процессе формирования политики экономической безопасности государства учитывают и то, что выгоды от глобализации распределяются неравномерно, и в глазах многих стран - несправедливо. Такого рода достижения экономического глобализма последних двух десятилетий XX в. не сняли с повестки дня задачу преодоления опасных разрывов в уровнях экономического развития стран, задачу, которая в 1970-е гг. находилась в эпицентре движения за новый международный экономический порядок. Сохраняющееся неравенство - не только наследие колониализма и исторической судьбы, но и результат далеко не справедливого и не равноправного сотрудничества в наши дни. Односторонние преимущества глобализации усугубляют неравенство условий, оставляя многие страны и регионы на периферии прогресса и даже вне его сферы. Проблема более справедливого распределения выгод и издержек процесса экономической глобализации сохраняет актуальность и продолжает волновать международное сообщество.

В силу высказанных соображений вопрос о том, в какой степени процесс глобализации хозяйственной жизни воздействует на степень дифференциации экономического развития, не имеет однозначного ответа.

Не случайно исследования показывают, что после 1965 г. уровень душевого дохода в обеих группах стран удвоился, но разрыв остался неизменным. Средние показатели скрывают серьезные неблагоприятные тенденции: улучшилась ситуация лишь в Азии, тогда как отставание от промышленно развитого Севера бедных стран западного полушария, Ближнего Востока и Африки увеличилось, особенно после 1970-х гг. Поэтому страны развивающегося мира делятся на группу относительно благополучных стран, все более втягиваемых в глобальные процессы, и группу «неудачников», остающихся на обочине мирового прогресса.

Однако представляется возможным указать, что процесс глобализации в XXI в. будет протекать в поляризованном с точки зрения экономических возможностей и мощи мире, что способно выступить в качестве важнейшего источника будущих рисков, проблем и конфликтов.

Наряду с вышесказанным особое значение для формирования политики экономической безопасности современного государства выступает тот факт, что глобализация - не только объективное следствие техноэконо-мического развития, но и непосредственно политика.

В этой связи Мануэль Кастельс отмечает, что ни новые технологии, ни бизнес сами по себе не могли развить глобальную экономику.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что глобализационное силовое поле складывается из действия многих факторов - экономических, политических и т. н. неэкономических. Последние простираются от современных методов социально-психологического давления (при помощи средств массовой информации и т. п.) до методов прямого насилия.

Не случайно в американской печати приводилось следующее характерное высказывание одного высокопоставленного чиновника: «Если Америка хочет, чтобы функционировал глобализм, она не должна стесняться вести себя на мировой арене в качестве всесильной сверхдержавы, каковой она на самом деле и является. Невидимая рука рынка никогда не действует без невидимого кулака. Макдоналдс не может расцветать без Макдоналд-Дуглас, производителя Б-15, и невидимый кулак, который поддерживает безопасность технологий Силиконовой долины, называется армия, флот, ВВС США» [5].

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы, что в условиях глобализации на политику экономической безопасности любого государства большое влияние оказывают внешние факторы. Если раньше судьбы национальных экономик определялись преимущественно эндогенными (внутренними) факторами, то в условиях глобального роста экономического могущества стран технологических лидеров и повышения экономической открытости большинства стран мира их экономики испыты-

вают растущее влияние экзогенных (внешних) факторов. Соответственно, судьбы национальных экономик все более определяются внешнеэкономической средой, а государство все более теряет возможность эффективно использовать такие рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты, ставка рефинансирования Центрального Банка.

В этой связи главной задачей, стоящей перед властными структурами национальных государств, формирующих экономическую политику сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для народа собственной страны и всех народов мира [6; 7].

При этом, исходя из обозначенных выше различий в национальной экономической политике таких государственных образований, как мировые держава и империя, можно утверждать, что использование глобализации в качестве позитивного фактора развития национальной экономики приобретает в России и США различающиеся формы [8; 9].

С одной стороны, присутствует меркантильное использование империей всех преимуществ лидера глобализационных процессов, с другой - взаимовыгодное и оптимальное с точки зрения интересов мирового сообщества «встраивание» социально-экономической системы мировой державы в глобальную экономику.

Немаловажная роль в формировании политики экономической безопасности национальных государств отводится глобализаци-

онным экономическим процессам в силу того, что они становятся доминирующими, оттесняя национальные экономики, как бы растворяя их в гигантском хозяйственном организме планетарных масштабов.

1. Декларации об установлении нового экономического порядка от 1 мая 1974 г. // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на шестой специальной сессии, 9 апреля -2 мая 1974 г. Нью-Йорк, 1974.

2. Эльянов А.Я. Глобализация и догоняющее развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 1.

3. Глазьев С.Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Российский экономический журнал. 1997. № 7.

4. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. М., 2004.

5. New York Times Magazine. 1999. 28 March.

6. Поздняков А.В. Глобализация, устойчивое развитие, монополярный мир // Вопросы экономики переходного периода. 2006. № 3. С. 26-34.

7. Богомолов О. Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Вопросы экономики. 2007. № 11. С. 55-57.

8. Юрьев В.М. Специфика вхождения России в глобализирующийся мир / под ред. Р.С. Гринберга, В.И. Видяпина. М., 2007.

9. Осипов Ю.М. Имперское хозяйство // Философия хозяйства. М., 2005. № 1 (31). С. 267274.

Поступила в редакцию 15.05.2013 г.

UDC 338

MODERN NATIONAL POLICY OF ECONOMIC SECURITY WITHIN GLOBALIZATION PROCESSES: FORMATION PROBLEMS AND IMPLEMENTATION PROSPECTS

Vladislav Mikhailovich YURYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Rector, Honoured Worker of Science of Russian Federation, e-mail: rector@tsu.tmb.ru Aleksander Valeryevich NIKITIN, Tambov Regional Duma, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Chairman, e-mail: regduma@duma.tambov.gov.ru

The study examines the fundamental problems of development of the national policy of economic security of the modern state within the globalization processes. Special attention is given to explaining the prospects of the economic security of the state policy in the context of globalization.

Key words: globalization; economic security; public policy of economic security.