Научная статья на тему 'Современная мозаика Крыма, на примере творчества П. П. Грейсера'

Современная мозаика Крыма, на примере творчества П. П. Грейсера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
367
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мозаика / Крым / монументальное искусство / П.П. Грейсер / крымские художники. / mosaic / Crimea / monumental art / P. P. Gracer / Crimean artists.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Д. В. Салата, Е. Н. Алексеева

В статье раскрывается значение мозаичных композиций для крымской школы монументальной живописи, как важного эстетического и символического феномена культуры. Рассматривается и анализируется творчество художникамонументалиста П.П. Грейсера, определяется значение его работ для монументального искусства Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Д. В. Салата, Е. Н. Алексеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY MOSAIC OF THE CRIMEA, ON THE EXAMPLE OF CREATIVITY OF P. P. GRASER

The article reveals the importance of mosaic compositions for the Crimean school of monumental painting as an important aesthetic and symbolic phenomenon of culture. Considers and analyses the work of muralist P. a Grapple is determined by the value of his work for the monumental arts of the Crimea.

Текст научной работы на тему «Современная мозаика Крыма, на примере творчества П. П. Грейсера»

СОВРЕМЕННАЯ МОЗАИКА КРЫМА, НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА

П.П. ГРЕЙСЕРА

Д.В. Салата, магистрант Е.Н. Алексеева, старший преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10905

Аннотация. В статье раскрывается значение мозаичных композиций для крымской школы монументальной живописи, как важного эстетического и символического феномена культуры. Рассматривается и анализируется творчество художника-монументалиста П.П. Грейсера, определяется значение его работ для монументального искусства Крыма.

Ключевые слова: мозаика, Крым, монументальное искусство, П.П. Грейсер, крымские художники.

В настоящее время существует большое количество исследований искусствоведческих смыслов, которые заложены в одном из феноменов мировой и русской культуры - мозаике как виде монументального изобразительного искусства, обладающем специфической технологией. Техника мозаики позволяет во все времена создавать долговечные произведения искусства, кодирующие в своем содержании социально-философские смыслы как синтез социально-философских и художественных идей, под воздействием которых формировались мировоззренческие идеалы народа. Русская культура и искусство многократно исследовались учеными с историко-культурной или искусствоведческой точки зрения, но об изучении мозаичных произведений Крыма и понимании закодированных в них социально-философских смыслов через композиционно-

стилистические особенности построения речи практически не происходило [2].

В системе художественной культуры мозаика, как вид монументального искусства занимает место на стыке материальной и духовной культур. В связи с этим все произведения мозаики обладают двоякой ценностью - материально-практической и информационно-семиотической, которые позволяют исследовать ее как знаковый объект материальной культуры и как своеобразный текст, содержащий в закодированном имманент-

ном виде идеологический, эстетический и другие виды информации [4].

Мозаика как искусство является неотъемлемой частью общего развития для любой из древнейших цивилизаций, которые создавали предметы пользования и облагораживали свою среду обитания - жилище. Уже в IV тысячелетии до н.э., в Междуречье во время строительства из кирпича-сырца зданий, для декора лицевых фасадов использовались глиняные клинья с цветными шляпками, они вгонялись напрямую в стены, и образовывали яркий орнаментальный рисунок. Такое своеобразное мозаичное покрытие - можно считать примером первого применения мозаики в городской среде. Мозаичные композиции насчитывают большую историю и сквозь время вбирают в себя не только особенности авторского исполнения, но и характерные черты различных эпох. Мозаика была развита в Древней Греции и Риме, Византии и в культовых сооружениях древнехристианского периода. Наиболее современным этапом развития мозаики, характерным для России и крымского полуострова являются мозаичные композиции советского периода. Советская идеология формировала новый художественный метод - социалистический реализм, который смог приобрести в художественной жизни страны практически полную монополию. Он создавал базу для советского массового искусства. Советское государство, стремилось оформить качест-

венно новые идеалы в памятниках мозаики и архитектуры. Мозаика в этот период была способна социально отразить и закодировать основную идеологию советского строя, а именно стремление народа к его светлому будущему. Мастера изобразительного искусства неоднократно обращались к традициям и фольклору отечественной культуры, выражая в произведениях основные национальные ценности своей Родины [4].

Одним из известнейших крымских художников, начавших работу в советский период и продолжающим создавать монументальные композиции сегодня является П. П. Грейсер. Павел Грейсер родился 16 февраля 1942 года в Иркутске. Окончив Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша и Московское высшее художественно-промышленное училище, художник стал одним из самых узнаваемых творцов Крыма. В 1990 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Украины», а спустя 15 лет он стал уже народным художником Украины. Мозаичные панно, которые создает Павел Павлович, популярны в Симферополе, Евпатории, Алуште, Феодосии. Масштабность, необычные цветовые решения, фактура и объем присущие его работам, делают панно по особенному колоритными и запоминающимися. Металл, смальта, дерево и камень в руках умелого мастера преобразуются в уникальные художественные образы стилизованной природы и абстрактных понятий радости, печали, жизни и благополучия [6].

Еще со студенческих времен П.П. Грейсера привлекало искусство монументально-декоративного профиля. Спустя время его произведения стали неотъемлемой частью декора многих архитектурных сооружений Крыма, России, Украины и Кипра.

Автор создает удивительную монументально-декоративную пластику, которая несет в себе не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, тем самым расширяя рамки социального и бытового искусства, одухотворяя его и делая доступным для простого населения. Художник часто обращается к символике и аллегории в своем

творчестве, тем самым подчеркивая остроту изображаемых тем. Основные темы работ П.П. Грейсера стилизованные представления о море, музыке, космическом пространстве и юности, а также понятия красоты, радости и спокойствия. Как в монументальных, так и станковых произведениях Павел Грейсер, практически не использует академизм и реалистичность в передаче натуры и изображаемых образов, он ищет особенные субъективные способы открыть зрителю свои мысли и настроение. Находясь всегда в творческом поиске, автор использует различные материалы и техники, при этом стараясь наиболее точно отобразить характер композиции и подчеркнуть выразительные особенности элементов.

Если рассматривать монументальное искусство П.П. Грейсера на примере его многочисленных мозаик из цветной смальты, то можно заметить, насколько разнообразен художник в области объема, цвета и пространства, компонуя мозаичные панно с выпуклым рельефом, скульптурой или архитектурными сооружениями, украшая государственные здания, детские сады, бассейны и рестораны. В своих красочных мозаиках, таких как «Цветы солнца», «Дыхание космоса», «Птицы рая», «Полимеры» художник раскрывает обыденный мир, как нечто фантастическое и мифическое. Мозаики Павла Грейсера не могут оставить зрителя равнодушным, а их необычайно красочный мир отправит на поиски неожиданной трактовки заложенных смыслов. К примеру, панно на фасаде детского сада «Нептун» 1989 года, можно назвать грамотным и красивым примером мозаики. В композиции как нельзя лучше сочетаются теплые и холодные тона, а лишь в одном цветовом пятне можно насчитать смальту 20 различных оттенков, что делает мозаику сложной, но гармоничной [1].

Таким образом, произведения этого художника-монументалиста стали неотъемлемой частью декора многочисленных архитектурных сооружений Крыма. Монументально-декоративная пластика, созданная им, несет не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, расширяя границы

обычного бытового назначения, оживляя архитектурные объекты и придавая им особенную цель. Работы Павла Грейсера являются надеждой на возрождение лучших традиций и благополучия Крыма.

Современное творчество художника с одной стороны, некое возрождение тради-

Библиографический список

1. Золотухина Н.А. Художественные аспекты создания образа монументального произведения (на примере мозаичных панно Павла Грейсера) // Н. А. Золотухина.- Вюник.: ХДАДМ. - 2011. - №5. - С. 105-108.

2. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства: Язык. Семиотика. Культура / Р. Дж. Кол-лингвуд; пер. А. Г. Ракина; под. ред. Е.И. Стафьевой. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 326 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=211237&razdel=4 (Дата обращения: 28.01.2019)

3. Лапина Н.В. Социально-философские основы мозаики как семиотического элемента культуры / Н. В. Лапина, автореф дисс.... канд. филос. н., специальность - 09.00.11. Москва, 2004. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/sotsialno-fllosofskie-osnovy-mozaiki-kak-semioticheskogo-elementa-kultury (Дата обращения: 10.11.2018)

4. Лебедева В. А. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. - М.: Наука, 1973. -236 с.

5. Металлопластика. Рельефы. Мозаика. Росписи. Инновации. Живопись. - Симферополь: Новая эра, 2005. - 34 с.

6. Художники Крыма [Электронный ресурс]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krymology.info/index.php(Дата обращения:14.02.2019)

ционной мозаики прошлых лет, а с другой - поиск качественно новых форм как художественного, так и философского начала в этом виде изобразительного искусства.

CONTEMPORARY MOSAIC OF THE CRIMEA, ON THE EXAMPLE OF CREATIVITY OF P. P. GRASER

D.V. Salata, graduate student

E.N. Alexeev, senior lecturer

Crimean engineering and pedagogical university (Russia, Simferopol)

Abstract. The article reveals the importance of mosaic compositions for the Crimean school of monumental painting as an important aesthetic and symbolic phenomenon of culture. Considers and analyses the work of muralist P. a Grapple is determined by the value of his work for the monumental arts of the Crimea.

Keywords: mosaic, Crimea, monumental art, P. P. Gracer, Crimean artists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.