Гефнер О.В., Гоман В.А. Современная молодежь и компьютерная зависимость // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00535.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 1
Гоман Виолетта Алексеевна
Студент
ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск va. [email protected]
Гефнер Ольга Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Современная молодежь и компьютерная зависимость
Аннотация: В статье анализируется влияние современных компьютерных технологий, Интернета на сознание молодежи, приводятся результаты социологического исследования о компьютерной зависимости студентов.
Ключевые слова: компьютеризация, информационные технологии, молодежь, сознание, зависимость.
Компьютерные технологии стали особо бурно развиваться в последние годы. В наше время компьютер стал для нас предметом первой необходимости, трудно переоценить все удобства, связанные с возможностью использования компьютеров и Интернет-ресурсов. Однако, современные гаджеты принесли в жизнь человека и новые проблемы. Их совершенствование наложило колоссальный отпечаток на развитие личностей подрастающего поколения. При пользовании новейшими технологиями кардинально меняется не только поведение, но и сознание. Постепенно возникает привычка в употреблении гаджетов все чаще и чаще, формируется зависимость. Зависимость (аддикцию) психологи определяют как навязчивую потребность, ощущаемую человеком, подвигающую к определённой деятельности. Этот термин употребляется не только для определения наркомании, алкоголизма, но и применяется к другим областям, например, к увлечению азартными играми. Несомненно, его можно употреблять, рассматривая компьютерную зависимость [1]. В данной зависимости физический компонент полностью отсутствует, что отличает ее от других. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить, что компьютерная зависимость - навязчивая потребность в использовании компьютера и Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Данная проблема приобретает все больший размах, особенно в отношении молодого поколения, которые наиболее подвержено пагубному, часто неконтролируемому, влиянию информационных технологий. Ведь именно дети и молодежь являются основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день. По данным многочисленных социологических опросов, это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, большая часть которых - студенты [2]. Для них Интернет является не только
местом, где можно почерпнуть информацию, средством общения, но и тем пространством, где возможно уйти от реальности и получить удовольствие.
Проблема компьютерной зависимости особенно остро начала привлекать внимание исследователей в начале XXI в. Ей начали интересоваться ученые разных специальностей: философы, социологи, психологи, врачи. Одним из видных специалистов в этой сфере является, американский психиатр К. Янг, которая разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от интернета [3]. Она изучила несколько сотен случаев зависимости и считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым. Проблемой интернет-зависимости занимались зарубежные и российские исследователи А.И. Голдберг, А.С. Холл, М.А. Шоттон, А.В. Ваганов, А.Е. Жичкина, В.А. Лоскутова, А.В. Минаков, А.И. Ракитов, А.В. Церковный и многие другие. Современные ученые откровенно называют глобальную компьютеризацию частной жизни болезнью ХХ1 в.
Целью данного исследования является изучение влияния компьютерных технологий и гаджетов на сознание молодежи, а именно самооценки и самоконтроля молодых людей в пользовании ими. Была выдвинута гипотеза, согласно которой молодежь не может адекватно оценивать свое время, проведенное в просторах Интернета, степень своей зависимости от гаджетов.
Для изучения проблемы компьютерной зависимости среди молодежи было проведено социологическое исследование среди студентов Омского ГАУ. Опрос был проведен среди обучающихся 1-2 курсов, возраст респондентов - 17-25 лет. Всего было опрошено 107 человек, среди них юношей - 39% , девушек - 61% . Эта группа лиц активно пользуется компьютерными технологиями, Интернетом, хорошо разбирается в них. Конечно, данный опрос не претендует на полноту и фундаментальность, но, тем не менее, позволяет составить определенное представление о влиянии современных гаджетов на формирование сознания молодежи.
Анкетирование учащихся проводилось по двум анкетам. Анкеты для проведения опроса были взяты из коллективной работы С.В.Красновой, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалевой, Е.В. Быковской, О.Е. Чаповой, М.О. Носатовой [4]. Ниже приводятся вопросы данных анкет.
Анкета №1.
1. Сколько часов в день вы работаете за компьютером? а) от 1 до 2 часов; б) от 2 до 4 часов; в) от 4 до 10 часов
2. Сколько лет вы работаете на компьютере? а) с 4 лет; б) с 10 лет; в) свой вариант ответа
3. Есть ли постоянное желание играть в игры? а) да; б) нет; в) не знаю
4. С легкостью можете оторваться от игры? а) да; б) нет; в) не знаю
5. Какое общение вы предпочитаете?
а) по электронной почте; б) с другом наяву; в) не важно
6. Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку? а) не может; б) может; в) когда как
7. Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера? а) да; б) нет; в) когда как
8. Проводили вы хоть одну ночь за компьютером? а) нет; б) да
9. Придя домой, вы сразу садитесь за компьютер? а) да; б) нет
10. Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером? а) да; б) нет; в) не придаю значения
11. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет
12. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Анкета №2.
1. Как часто ты работаешь на компьютере?
а) все свободное время; б) больше половины свободного времени; в) меньше половины свободного времени; г) другое
2. Цель твоей работы?
а) компьютерные игры; б) полезная информация для учебы или работы; в) полезная информация развлекательного характера; г) интернет-общение
3. Что ты испытываешь во время игры на компьютере?
а) азарт; б) подъем настроения; в) «отключение» от реального мира; г) другое
4. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе игры или работы на компьютере?
а) часто; б) иногда; в) никогда
5. Что привлекает тебя в игре на компьютере?
а) отсутствие ответственности за происходящее; б) возможность исправить ошибку путем нескольких попыток; в) наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними; г) возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером.
6. Сколько часов может продолжаться непрерывная игра? а) 1-2 часа; б) 5-15 часов; в) другое
7. Когда заканчивается время игры на компьютере, ты обычно:
а) встаешь и уходишь; раздражен, но вынужден прервать игру; доплачиваешь деньги и играешь снова
Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы: Анкета №1 помогла определить степень зависимости молодых людей от работы с компьютером в их собственной оценке. Согласно полученным данным 86% опрошенных независимы от компьютера (работают за ним от 1 до 2 часов в день; нет постоянного желания играть в игры; могут с легкостью от них оторваться; придя домой, не сразу садятся за компьютер). 14% - имеют легкую степень зависимости (проводят за компьютером от 2 до 4 часов в день; несколько ночей проводили за компьютером).
Данные анкеты №2 позволили оценить эмоциональное состояние молодежи во время работы за компьютером. Учащиеся работают на компьютере меньше половины свободного времени (92%), используют компьютер для интернет-общения (46%) или для поиска полезной информации (54%). У них ощущается подъем настроения за компьютером, но они редко забывают о своих обязанностях и домашних делах, а также, когда заканчивается время игры на компьютере, они встают и уходят (77%). В играх на компьютере их больше всего (72%) привлекает возможность посоревноваться друг с другом, и только 28% видит в компьютерной игре наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем. Азарту подвластны больше молодые люди (46%), у девушек от компьютерных игр наблюдается подъём настроения (56%). Данные игры длятся около 1-2 часов, некоторые не играют вообще.
Молодых людей систематически критикуют родители и педагоги за компьютерную зависимость, большинство юношей и девушек понимают, что от пребывания за компьютером бывает не только польза, но и вред. Конечно, нельзя отрицать тех возможностей, которые возникают перед современной молодежью благодаря развитию информационных технологий: быстрое получение информации, общение с друзьями и близкими, самообразование и обучение, личностное развитие, хобби, работа, развлечения,
проверка новостей, онлайн-магазины и др. Но существует и множество проблем, порождаемых неумеренным увлечением современными гаджетами, интернетом. Помимо проблем со здоровьем (ухудшение зрения, головные боли, расстройства сна и др.), возникают социальные и психологические (пренебрежение семьей и друзьями, ощущение депрессии и раздражения в условиях отсутствия компьютера, привычка к несамостоятельному мышлению и др.).
Находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное. Наблюдения за студентами из своего окружения, другими молодыми людьми, показывают, что данные анкет, в которых представлена их самооценка относительно своего пребывания в Интернете и за компьютером, существенно не совпадает с реальностью. Перед учебной аудиторией на переменах молодые люди погружены в интернет-пространство, не обращая внимания на окружающих, периодически обращаются к телефонам и планшетам на занятиях. В общественном транспорте - почти каждый молодой человек поглощен телефоном или планшетом. Девушки и юноши не выпускают телефоны из рук, это постепенно превращается в инстинкт.
Скорее всего, отвечая на вопросы анкет, молодые люди не учитывали то время, которое они проводят в интернете неосознанно, между делом, в перерывах. А ведь это, как минимум, каждые 10-15 минут в час, а то и больше. По данным наблюдениям, каждый второй серьезно зависим от интернета, но, к сожалению, большинство этого не осознает, хотя прекрасно понимает опасность и вред такой зависимости (о чем свидетельствуют «правильные» ответы на вопросы анкеты).
Таким образом, современная молодежь действительно подвержена серьезному влиянию современных компьютерных технологий, гаджетов, и постепенно, неосознанно, втягивается в зависимость от них. Важной задачей является разъяснение молодому поколению необходимости разумного подхода к пользованию техникой, выработки навыков самоконтроля при работе в интернет-пространстве.
Ссылки на источники:
1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М., 2003. - 240 с.
2. Собкин В.С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой субкультуре // Первое сентября. - 2002. - 2 февраля.
3. Кимберли С. Янг. Диагноз - интернет-зависимость [Электронный ресурс]. -URL: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/kimberly.html [Дата обращения 15.02.2018].
4. Краснова С. В., Казарян Н. Р., Тундалева В. С., Быковская Е. В., Чапова О. Е., НосатоваМ. О. Как справиться с компьютерной зависимостью. - М, 2008. - 224 с.
Violetta Goman
Student
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Olga Gefner
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Modern Youth and Computer Addiction
Abstract. The article analyzes the influence of modern computer technologies, the Internet on the consciousness of young people, presents the results of a sociological study on computer dependence of students.
Keywords: computerization, information technologies, youth, consciousness, dependence.