Научная статья на тему 'Современная модель оптимизации медико-социальной помощи лицам пожилого возраста в ММАУ «Городская поликлиника № 8»'

Современная модель оптимизации медико-социальной помощи лицам пожилого возраста в ММАУ «Городская поликлиника № 8» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
356
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная модель оптимизации медико-социальной помощи лицам пожилого возраста в ММАУ «Городская поликлиника № 8»»

Пожилой человек: качество жизни

литация позволяют обеспечить активное долголетие этого контингента пациентов.

Литература:

1. Болотнова Т.В., Юсупов А.Р. Интеграция деятельности медицинских и социальных служб при оказании помощи пожилым // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 6-7.

2. Болотнова Т.В., Филонова М.В. Индекс качества жизни как критерий всесторонней оценки жизнедеятельности долгожителей // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 10-11.

3. Ржаникова А.Н. Структура коморбидной патологии и факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин с язвенной болезнью, жителей сельских территорий Тюменской области // Академический журнал Западной Сибири. - 2015. - Том 11, № 1. -С. 18-19.

4. Рябова Е.И., Чурина Т.П., Рябова Е.В. Анализ ассортимента препаратов для лечения аритмии в аптечных организациях города Тюмени // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. -Том 10, № 4. - С. 49-50.

5. Юсупов А.Р., Филонова М.В. Организация медицинской помощи ветеранам войн в ГБУЗ ТО «Госпиталь для ветеранов войн». Итоги и перспективы // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 4-6.

6. Ярцев С.Е., Андреева О.В., Петрова О.А. Вопросы межведомственного взаимодействия при организации медико-социальной помощи в рамках реализации Межведомственной программой по повышению качества жизни пожилых людей в Тюменской области». «Старшее поколение» // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. -№ 3. - С. 7-9.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ММАУ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 8»

Л.П. Авраменко, С.С. Калиева, О.В. Дурегина

Тюменский ГМУ, г. Тюмень, Россия Городская поликлиника №8, г. Тюмень, Россия

Е-mail авторов: milka-avr@yandex.ru

Среди наиболее важных проблем, стоящих перед мировым сообществом в наступившем XXI

в., остается прогрессирующее старение населения. По данным ООН, ожидается, что к 2050 г. население старше 60 лет в мире возрастет на 1 млрд. человек [6]. Население России и всех эко-

номически развитых стран мира давно уже можно отнести к разряду демографически «старых» [2].

Медико-социальная работа - новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья [7]. Медико-социальная работа как профессиональная деятельность формируется на стыке здравоохранения и социальной защиты населения [3, 9].

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного высокого уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста, лиц с физической и психической патологией, а также пациентов социально неблагополучных.

Основными задачами медико-социальной службы являются:

- Обеспечение государственных гарантий социальной защищенности и поддержки пожилых людей.

- Повышение доступности и качества социально-медицинских, оздоровительных услуг для пожилых людей. Комплексный подход к проблеме укрепления здоровья граждан пожилого возраста.

- Повышение доступности амбулаторной, специализированной медицинской помощи, в т.ч. направленной на профилактику обострения уже имеющихся хронических заболеваний.

Для выполнения поставленных задач в 2011 году на основании приказа ДЗ Администрации г. Тюмени в ММАУ «Городская поликлиника №8» был создан кабинет оказания медико-социальной помощи, который в последующем был реорганизован в отделение медико-социальной помощи.

По состоянию на 01.01.2015 г. на обслуживании в отделении медико-социальной помощи состоит 4406 человека, из них получающих государственную социальную помощь - 2981 человек, муниципальную социальную помощь-1425 пациентов, в том числе: лиц старше трудоспособного возраста - 3939 человек, инвалидов трудоспособного возраста 470 человек, ветеранов Великой Отечественной войны - 306 человек, маломобильных - 116 человек.

В основе оптимизации оказания медико -социальной помощи пожилым лежит в первую очередь разделение потоков пациентов пожилого и трудоспособного возраста. Выделение отдельной регистратуры обязательным условием работы которой является создание комфортной среды в

8

Тюменский медицинский журнал Том 17, № 2, 2015

Пожилой человек: качество жизни

регистратуре, ориентированной на пациента, обеспечение доступной своевременной информации пациентам с помощью современных средств о видах и порядке получения медицинской помощи в МО путем организации зоны приема посетителей в регистратуре, формирования инфозоны, обучения регистраторов коммуникативным навыкам общения с учетом психологических особенностей пациентов старшей возрастной группы.

Кабинет доврачебного приема льготной категории граждан работает с группой населения со стабильным течением заболеваний. В настоящий момент кабинет посещает уже более 3000 человек. Анализ обращений граждан льготных категорий в кабинет доврачебного приема, показал, что посещение пациентами ДЛО по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 93%, что, несомненно, уменьшило нагрузку на участковых терапевтов и тем самым улучшило доступность к ним работающих слоев населения.

Анализ обращений граждан за медицинской помощью, показал, что в сравнении за 2013-2014 гг.., посещаемость пациентов на профилактические осмотры увеличилась на 45%, случай неотложной помощи снизилась почти в 3 раза (80%), что объясняет эффективность проводимого диспансерного наблюдения за пациентами, вовремя проведенного

профилактического лечения, так же достижения стойкой компенсации физиологических функций, устранения (коррекция) факторов риска и снижение риска осложнений до умеренного или низкого уровня.

Выделение специализированных коек в дневном стационаре с привлечением врача - геронтолога отделения медико-социальной помощи также ведет к повышению качества оказания медицинской помощи, способствует уменьшению числа госпитализаций граждан по поводу обострений и осложнений хронических заболеваний, снижению числа вызовов скорой медицинской помощи и госпитализаций по экстренным медицинским показаниям среди взрослого населения, находящегося под диспансерным наблюдением. Актуальным остается оказание медицинской помощи в стационарных условиях. Маломобильные пациенты в плановом порядке получают стационарную помощь в условиях ГБУЗ ТО «Госпиталь для ветеранов войн» [8].

В настоящее время отделение активным образом взаимодействует с департаментом по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени, департаментом по культуре, АУ СОН ТО и Дпо «Областной геронтологический центр».

Показатели обращений граждан старше трудоспособного возраста за медицинской помощью,

динамика в 2013 и 2014 гг.

Показатель Кол-во случаев Кол-во посещений Кол-во случаев Кол-во посещений

За 2013 г. За 2014 г.

Принято пациентов (человек): 3104 16128

Обращение (законченный случай) оказания амбулаторной помощи 927 1854 2856 5712

Обращение (законченный случай) при диспансерном наблюдении 931 1925 6228 12456

Обращение (законченный случай) неотложной помощи в поликлинике и на дому 454 454 1098 1098

Обращение (законченный случай) проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения 670 1340 12066 24132

Обращение (законченный случай) проведения углубленного диспансерного обследования ВВОВ 318 1272 1836 7344

Обращение (законченный случай) оказания паллиативной помощи 900 3600 4176 16704

Обращение (законченный случай) лечения в дневном стационаре 2527 12635 9768 48840

Обращение (законченный случай) лечения в дневном стационаре на дому 645 6450 2832 28320

Том 17, № 2, 2015 Тюменский медицинский журнал

9

Пожилой человек: качество жизни

Взаимодействие отделения и других служб направлено на обеспечение доступности оказания медицинской помощи населению, организации социальной занятости, улучшения качества жизни нетрудоспособных граждан города Тюмени, и требует более тесного взаимодействие поликлиники и организаций социального обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности. В настоящее время проводятся круглые столы, где обсуждаются пути улучшения качества предоставления медицинских, социально - бытовых услуг на дому, оказание психологической помощи, содействия в организации досуга с целью социальной занятости и поддержания активной жизненной позиции пожилых граждан.

Для оценки удовлетворенности медицинской помощью, рассматриваемой в настоящее время в качестве ведущего критерия качества работы ЛПО, а также выявления потребностей пожилых людей и инвалидов, было проведено интервьюирование пациентов отделения МСП ММАУ «Городская поликлиника №8».

Анкетирование было проведено в динамике в 2013 и 2014гг для оценки эффективности совершенствования деятельности отделения медико-социальной помощи.

Было проинтервьюировано 55 граждан пожилого возраста в 2013 году и столько же человек в 2014 году (14 мужчин, 26 женщин), из которых 25% было в возрасте 55-65 лет, 55% - 66-75 лет, 15% - 75-85 лет и 5% - от 86-94 лет.

Анализ показал положительную динамику психологического состояния у 35% опрошенных, отрицательную - у 5%, сохранение хорошего эмоционального тонуса у 25% человек, сохранение отрицательного эмоционального тонуса, как и было до обслуживания медицинскими и социальными работниками, у 30% респондентов. При этом практически все опрошенные отметили ощутимую помощь медицинских и социальных работников.

95% респондентов, в основном из категории одиноких и одиноко проживающих граждан, выразили потребность в общении и необходимость поддержки со стороны близкого человека, человеческой теплоте и добром участии людей. И только 5% клиентов, из числа проживающих с родственниками, не нуждаются в такой поддержке совсем или нуждались иногда.

Перечень услуг, оказываемых медицинскими и социальными работникам, включал следующие:

на первом месте (85%) изменение давления и пульса, вызов врача на дом, оказание первой медицинской помощи, выписка рецептов в поликлинике, консультации специалистов, покупка лекарственных препаратов социальными работниками. На втором месте (50% опрошенных) -сопровождение социальными работниками в поликлинику на прием к специалистам, помощь в оформлении ИПР. Кроме того, 3% опрошенных нуждались в помощи при осуществлении санитарной гигиены (купании, стрижки ногтей, расчесывании, смене постельного и нательного белья, выноса судна), 13% - в помощи в приготовления пищи и принятии пищи; 9% - в психологических, санитарно-просветительных беседах.

Практически все лица с хроническими заболеваниями выразили потребность в напоминании о приеме лекарственных препаратах, обучению использования препаратами, контроле окончания курса приема лекарств, несмотря на то, что проводились регулярные учебы с сотрудниками социальной службы по уходу за маломобильными, в том числе и нетранспортабельными пациентами.

42% всех опрошенных отметили, что предпочитают спокойный отдых, занятия рукоделием, чтение, просмотр сериалов и передач по телевидению, прослушивание радиопередач. Остальные 30% предпочитали публичный образ жизни и активный отдых (посещение церкви, прогулки, отдых на улице, общение с друзьями).

Таким образом, лица пожилого возраста, в целом, удовлетворены качеством обслуживания ОСМП. Потребности и неполная удовлетворенность в основном, обусловлены особенностью течения заболеваний и потребностью в заботе и общении.

При высокой удовлетворенности пожилых пациентов ОМСП качеством обслуживания остаются нерешенными ряд важнейших проблем гериатрической службы: отсутствует номенклатура должностей гериатрических учреждений и самих гериатрических учреждений в номенклатуре учреждений здравоохранения и др.

Опрос пожилых людей, показал, что они для себя не разделяют медицинскую и социальную помощь, при этом большинство пациентов (77,7%) считали организацию медико - социального обслуживания для лиц старшего возраста обязанностью государства или работодателя в виде долевого участия. Таким образом, лица пожилого возраста считают себя нуждающимися в медицинской помощи в большей степени, чем в социальной. Но это может свидетельствовать и о

10

Тюменский медицинский журнал Том 17, № 2, 2015

Пожилой человек: качество жизни

том, что виды медицинской помощи для пожилых более доступны и более развиты, чем помощь социальная.

По мнению специалистов социальной помощи, целесообразнее осуществление оказание медицинского ухода и социальной помощи целесообразнее на дому, при совмещении этих двух видов помощи в деятельности одного субъекта -медико-социального работника. Пожилые люди оценивают качество медицинской помощи выше, чем качество помощи социальной. В оценке того и другого вида помощи преобладают оценки «удовлетворительно». Имеются гендерные отличия в потреблении медико-социальной помощи, которые необходимо учитывать при ее организации [1, 4, 5].

Маркером потребности пожилых людей в медицинской помощи являются их установка на стационарное лечение. Однако выявленные причины потребностей в таком лечении оказались таковыми лишь у 2/3. В 32% случаев респонденты ассоциировали свою потребность в стационарной помощи с потребностью в социальной поддержке (уход, общение, питание, решение бытовых проблем). Таким образом, их потребность в медицинской помощи латентно содержит в себе потребность в помощи социальной, хотя медицинские услуги остаются приоритетными.

К каждому пациенту нужен индивидуальный подход, в зависимости с его потребностью от медико-социальных услуг. Необходимо учитывать тяжесть состояния здоровья пациентов, уровень жизни, оценивать физическое, психологическое и социальное состояния. Все это требует дополнительных затрат времени медицинских работников в поликлиниках. Социальный работник уменьшает загруженность медицинских работников и врачей в поликлиниках, уменьшает количество вызовов врача на дом, что является преимуществом в обслуживании пациентов. Преимущество медицинского и социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов заключается в удобстве пользования медицинскими услугами для пациентов и их родственников.

Литература:

1. Болотнова Т.В., Юсупов А.Р. Интеграция деятельности медицинских и социальных служб при оказании помощи пожилым // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 6-7.

2. Давыдов Е.Л, Капитонов В.Ф., Харьков Е.И. и др. Социально-экономические и медико - организационные проблемы оказания скорой и амбулаторно-

поликлинической помощи пациентам пожилого и старческого возраста с артериальной гипертонией (по данным социологического мониторинга) // Успехи геронтологии. - 2013. - Том 26, № 4. - С. 707-713.

3. Калиниченко А.К., Борцов В.А. Анализ законодательства в области здравоохранения по вопросам социальной адаптации // Академический журнал Западной Сибири. - 2007. - № 1. - С. 8-13.

4. Калиниченко А.К., Борцов В.А., Лыспак В.А. Организация профилактической работы с населением на муниципальном уровне // Академический журнал Западной Сибири. - 2007. - № 1. - С. 13-15.

5. Калиниченко А.К., Борцов В.А., В.А. Лыспак Роль «Центра здоровья» в разрешении проблем профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения // Академический журнал Западной Сибири. -2007. - № 1. - С. 15-18.

6. Матвейчик Т.В., Вальчук Э.Э Проблемы первичной медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2011. - № 4.

7. Сидоров А.С. Современное состояние организации медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста // Якутский медицинский журнал. - 2011. - № 1 (33). - С. 95-99.

8. Юсупов А.Р., Филонова М.В. Организация медицинской помощи ветеранам войн в ГБУЗ ТО «Госпиталь для ветеранов войн». Итоги и перспективы // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 3. - С. 4-6.

9. Ярцев С.Е., Андреева О.В., Петрова О.А. Вопросы межведомственного взаимодействия при организации медико-социальной помощи в рамках реализации Межведомственной программой по повышению качества жизни пожилых людей в Тюменской области». «Старшее поколение» // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. -№ 3. - С. 7-9.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В АССОЦИАЦИИ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ В СЕВЕРНЫХ ШИРОТАХ

Б.Х. Китаева

Тюменский ГМУ, г. Тюмень, Россия Новоуренгойская ЦГБ, г. Новый Уренгой, Россия

E-mail автора: bella_kitaeva@mail.ru

В современном обществе сердечно - сосудистые заболевания наряду с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) составляют ве-

Том 17, № 2, 2015 Тюменский медицинский журнал

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.