Научная статья на тему 'Современная мировая практика ограничения скорости движения в городах'

Современная мировая практика ограничения скорости движения в городах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
867
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬЮ / ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬЮ / МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ / SPEED CONTROL / SPEED LIMITS / ADAPTIVE SPEED CONTROL / MONITORING OF TRAFFIC FLOWS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лагерев Роман Юрьевич, Зедгенизова Алла Николаевна

Рассмотрены способы управления скоростью движения транспортных средств и проведен сравнительный анализ ограничений скорости, применяемых в большинстве развитых стран мира. Рассмотрен детально регламент скорости в ряде стран, а также система ограничений скорости. Сопоставительный анализ показывает, что меры по снижению скорости отличаются по своей эффективности, а наилучшие показатели дает успокоение движения (Traffic calming).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN WORLD PRACTICE OF SPEED CONTROL IN CITIES

The authors deal with the methods to control the speed of vehicles. They carry out a comparative analysis of speed limits applied in most developed countries. They examine in detail the speed regulations in some countries, as well as the system of speed limits. The comparable analysis shows that measures to reduce speed differ in their effectiveness, and the best performance is provided by the traffic calming.

Текст научной работы на тему «Современная мировая практика ограничения скорости движения в городах»

Irai

Транспорт

КазНУ им. Аль-Фараби (совместный выпуск). 2008. Т. 13. 3 (58), Ч. II. С. 419-424.

12. Николашин В.М. Модель оптимизации взаимодействия смежных подсистем транспортно-грузового комплекса // Проблемы совершенствования технологии и технического оснащения грузовых станций: сб. науч. тр. МИИТа, М., 1985, вып. № 767,

13. Козлов П.А. Алгоритм и программа моделирования работы транспорта крупных промышленных предприятий // Вопросы развития транспортных узлов: сб. научн. тр. Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. Вып. 44. М: Изд-во ИКТП при Госплане СССР, 1974.

С. 70-89.

14. Правдин Н.В., Дыканюк М.Л., Негрей В.Я. Прогнозирование грузовых потоков. М.: Транспорт, 1987. 247 с.

УДК 621.879

СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ПРАКТИКА ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ

Р. Ю. Лагерев1, А. Н. Зедгенизова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены способы управления скоростью движения транспортных средств и проведен сравнительный анализ ограничений скорости, применяемых в большинстве развитых стран мира. Рассмотрен детально регламент скорости в ряде стран, а также система ограничений скорости. Сопоставительный анализ показывает, что меры по снижению скорости отличаются по своей эффективности, а наилучшие показатели дает успокоение движения (Traffic calming). Табл. 3. Библиогр.16 назв.

Ключевые слова: управление скоростью; ограничение скорости; адаптивное управление скоростью; мониторинг транспортных потоков.

MODERN WORLD PRACTICE OF SPEED CONTROL IN CITIES

R.Yu.Lagerev, A.N. Zedgenizova

National Research Irkutsk State Technical University,

83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors deal with the methods to control the speed of vehicles. They carry out a comparative analysis of speed limits applied in most developed countries. They examine in detail the speed regulations in some countries, as well as the system of speed limits. The comparable analysis shows that measures to reduce speed differ in their effectiveness, and the best performance is provided by the traffic calming. 3 tables. 16 sources.

Key words: speed control; speed limits; adaptive speed control; monitoring of traffic flows.

В современной зарубежной специальной литературе широко используется термин Speed Management, который может переводиться как управление скоростью. Содержание термина шире, чем понятие ограничение скорости или нормирование скоростей движения [4,5,10,14-16] .

Датское руководство по управлению скоростями в городских территориях «Speed Management in Urban Areas. A framework for the planning and evaluation process» содержит следующие объяснение термина Speed Management [15]:

«... Управление скоростью использует различные методы регулирования скорости автомобилей, т.е. законодательство, проектные решения, развитые технологии (ИТС).

Управление скоростью не обязательно связано со снижением скорости, оно направлено в значительной мере на выполнение таких проектных решений дорог и

дорожной сети, при которых достигается необходимая скорость.

Одним из ключевых элементов управления скоростью является классификация дорог.

Технологии управления скоростью могут применяться для всех видов городских дорог, начиная с дорог жилых территорий...».

К числу средств управления скоростью (Speed Management) относят:

• законодательные меры (правила дорожного движения);

• нормирование скорости - назначение верхних ограничений скорости на дорогах и улицах в соответствии с классификацией (т.е. в зависимости от их технической и градостроительной категории);

• назначение зональных ограничений скорости ; в настоящее время характерна практика введения местных ограничений скорости муниципальными вла-

1Лагерев Роман Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента на АТ, тел.: (3952) 405408, e-mail: [email protected]

Lagerev Roman, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the chair of Management in Automobile Transport, tel.: (3952) 405408, e-mail: lagerev.roman @ gmail.com

2Зедгенизова Алла Николаевна, аспирант, тел.: (3952) 405405, e-mail: [email protected] Zedgenizova Alla, postgraduate student, tel.: (3952) 405405, e-mail: [email protected]

Сопоставительный анализ ограничений скорости движения (табл. 1) показывает, что в подавляющем большинстве европейских стран для городских территорий принята скорость 50 км/ч [1, 14].

Рассмотрим более детально регламентирование скорости в ряде стран.

В специальном отчете о существующей практике нормирования скоростей в США Review of Current Practice for Setting and Enforcing Speed Limits [14] приведены следующие показатели функционирования городских УДС этой страны:

• скоростные дороги (freeways) имеют нижний предел скорости 50 миль/ч (80 км/ч), составляют около 3% суммарной протяженности городских УДС и обслуживают более 30% пробега;

• магистральные улицы (arterials) имеют верхний предел скорости от 31 до 37 миль/ч (50-60 км/ч), важнейшие магистральные улицы (principal arterials) совместно с городскими скоростными дорогами со-

Таблица 1

Ограничения скорости в пределах городских территорий и городских скоростных дорог

стями на основе изучения данных аварийности, скоростных режимов, интенсивности движения, а также мнения местного населения;

• успокоение движения (traffic calming);

• автоматизированный мониторинг скорости движения с видео- и фотофиксаций нарушений;

• применение изменяемых пределов скорости (Variable Speed Control), характерных для скоростных дорог с высокой интенсивностью движения;

• воспитательная работа с водителями;

• работа с местным населением - привлечение местных общин к обсуждению и внедрению проектов, учет мнения местного населения;

• система наказаний за нарушение скорости (штрафы, административная и уголовная ответственность);

• средства и методы информирования водителей об условиях движения.

Страна Ограничение скорости, км/ч

Городские территории Скоростные дороги (ex presswavs/motorwavs)

Легковые автомобили Грузовые автомобили

Западная Европа

Австрия 50 130 100

Бельгия 30-50 120 90

Великобритания 32-48 80-113 80

Дания 50 110-130 80

Германия 50 130 80-100

Голландия 30-50 100-120 80-90

Испания 50 120 80-90

Италия 50 130 80

Финляндия 40-50 120 80

Франция 50 110-130 80-130

Швейцария 50 120 80

Швеция 30-60 110-120 80

Восточная Европа

Болгария 50 100-130 100

Венгрия 50 130 80

Польша 50/60 100/130 80

Румыния 50 100/130 90

Чехия 50 80 80

США, Канада, Австралия, Новая Зеландия

Австралия 50-60 100-110 100

Канада 30-80 70-110 70-110

Новая Зеландия 50 100 90

США 15-55 89-129 Ограничения только в нескольких штатах

Юго-Восточная Азия

Гонконг 50 50-110 50-70

Сингапур 50 90 60

Тайвань 40-60 120 100

Южная Корея 30-80 80-120 80

Япония 40-60 60-100 80

Транспорт

Таблица 2

Регламентирование скорости движения на городских территориях Дании «Speed Management in _Urban Areas. A framework for the planning and evaluation process» [15]_

Класс дороги Предел скорости, км/ч Характеристика дороги

Магистральные дороги (traffic roads) 90-110 Скоростные дороги (motorways). VRU не допускаются, запрещается паркование

60-70 VRU отделены от транспортного потока. 2-6 полос движения, ширина полосы 3,5 м. VRU пересекают проезжую часть только на развязках и регулируемых пересечениях. Доступ к проезжей части ограничен

50 VRU отделены от транспортного потока. 2-4 полосы движения, ширина полосы 3,0-3,25 м

30 - 40 Велосипедисты двигаются по проезжей части, пешеходы отделены, неограниченный доступ к проезжей части. 1-2 полосы движения, ширина полосы 2,75-3,0 м

Местные дороги (local roads) 30-40 Велосипедисты двигаются по проезжей части, пешеходы отделены, неограниченный доступ к проезжей части. 1-2 полосы движения, ширина полосы 2,75-3,0 м

10-20 VRU двигаются на одной проезжей части - смешанное движение (общее пространство - share space). 1-2 полосы движения, ширина полосы 2,75 -3,0 м

Примечание. VRU - «уязвимые дорожные пользователи» (пешеходы, велосипедисты).

ставляют около 9% суммарной протяженности городских УДС и обслуживают около 58% пробега;

• собирающие улицы (collector streets) имеют верхний предел скорости 31 миль/ч (50 км/ч), совместно с второстепенными магистральными улицами (minor arterials) составляют около 9% суммарной протяженности городских УДС и обслуживают около 28% пробега;

• местные улицы имеют верхний предел скорости не более 37 миль/ч (60 км/ч), составляют 70% суммарной протяженности городских УДС и обслуживают около 14% пробега.

Кроме того, в США, как и во многих странах, применяются зональные ограничения скорости (speed zones) в деловых и жилых районах городов, широко распространены «школьные зоны» (school zones), в границах которых назначаются ограничения скорости движения.

Развитая система ограничений скорости сложилась в Великобритании. В 2002 г. Департамент окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании (Department of the Environment, Transport and the Regions) опубликовал обзор «Новые направления в области управления скоростью» (New Directions in Speed Management). В числе важнейших направлений указывались успокоение движения (Traffic calming) и жилые зоны (Home zones).

В 2006 г. уже Департаментом транспорта (Department for Transport's) было издано руководство по установлению местных ограничений скорости Circular 01/2006 «Setting local speed limits», в котором рассмотрены условия применения:

- зон с ограничением скорости 20 миль/ч;

- средств успокоения дорожного движения;

- ограничений скорости 40 и 50 миль/ч;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- жилых зон (home zones).

Основные положения этого документа по управлению скоростью движения на городских территориях содержат следующие положения:

• национальный стандарт скорости движения в пределах городских территорий - 30 км/ч (48 км/ч);

• на городских территориях, где существует риск ДТП с участием пешеходов, велосипедистов и т.д. применяется ограничение скорости 20 миль/ч (32 км/ч);

• на урбанизированных территориях или окраинах городов на дорогах высокого качества устанавливается предел скорости 40 миль/ч (64 км/ч);

• предел скорости 50 миль/ч (80 км/ч) устанавливается для дорог с разделительной полосой, обходов городов.

Система ограничений скорости, принятая в Дании (табл. 2), очень близка к британской. Примечательно, что в соответствии с существующей классификаций местные улицы рассматриваются как share space (т.е. как общее пространство), где допускается совместное движение транспорта, велосипедистов и пешеходов. В настоящее время концепция share space рассматривается во многих странах Европы и получает применение на практике.

Сопоставим значения разрешаемых скоростей движения в Российской Федерации и приведенных выше значений ограничения скорости в зарубежных странах (см. табл. 1).

Согласно действующим ПДД (п. 10.2) в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях - не более 20 км/ч. Соответственно вне населенных пунктов легковым и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т разрешается движение:

Таблица 3

Эффективность средств снижения скорости_

Средство Изменение скорости, %

средней 85%-ной обеспеченности

Успокоение движения Traffic calming -9.3 -10.4

Камеры наблюдения за скоростью - 6,0 - 4,2

Активируемые табло скорости (Vehicle-activated signs) - 4,2 - 4,5

Светящиеся табло ограничения скорости (Flashing signs - not vehicle-activated) - 3,8 Нет данных

Дорожные знаки (Static signs) -2.2 -3.2

• на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч;

• на остальных дорогах - не более 90 км/ч. Верхний передел скорости для скоростных дорог 110 км/ч совпадает с верхним пределом скорости, введенным в большинстве европейских стран (см. табл. 1). Различия обнаруживаются на уровне уличной сети. Разрешаемая скорость движения в пределах городских территорий в большинстве стран Западной Европы не превышает 50 км/ч. Примечательно, что верхний предел скорости 60 км/ч пока сохраняется в таких странах, как Грузия, Казахстан и Россия. Идея гармонизации скоростей движения в европейских странах была выдвинута еще к началу 1990-х годов, к программе были привлечены 33 европейские страны. Уже в 1996 г. на конференции министров транспорта европейских стран (European Conference of Misters of Transport - ECMT) было с удовлетворением отмечено, что предел скорости 50 км/ч на городских территориях стал почти общепринятой нормой. Кроме того, как было показано выше, в современной европейской практике и практике стран с высоким уровнем автомобилизации (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и т.д.) применяется развитая система зональных ограничений скорости .

В настоящее время применяется широкий набор мер по снижению скорости (табл. 3), включающих как технические средства ОДД, так и мероприятия по благоустройству территории улиц, влияющие на скоростной режим [9,10,15]. В качестве критериев эффективности используют изменение средней скорости потока транспортных средств и скорости 85%-ной обеспеченности .

Сопоставительный анализ (см. табл. 3) показывает, что меры по снижению скорости отличаются по своей эффективности, а наилучшие показатели дает успокоение движения (Traffic calming). Но именно успокоение движения пока не получило распространения в Российской Федерации, что является наиболее значимым различием в методах контроля скорости. В связи с этим основными видами мер и средств по управлению скоростями движения в городах являются:

• управление скоростью движения на городских скоростных дорогах;

• меры успокоения движения (применяются во всех перечисленных ниже видах зон с ограничением скорости);

• зоны ограничения скорости;

• жилые зоны;

• школьные зоны.

Библиографический список

1. http://ec.europa.eu/transport/road_safety/index_en.htm

2. http://international.fhwa.dot.gov/ Active Traffic Management/Active Traffic Management The Next Step in Congestion Management - International - FHWA.mht

3. http://ops.fhwa.dot.gov/freewaymgmt

4. http://www.biomedsearch.com/ Speed manage-ment/Euroup/Speed management and traffic calming in urban areas in Europe a historical view.mht

5. http://www.etcproceedings.org/seminar/traffic-management-and-road-safety-2/ Strategies and tools for speed management on European roads.htm

6. http://www.homezones.com

7. Hway-Liem Oei. Automatic Speed Management in the Netherlands //Transportation Research Record Volume 1560, 1996, рр. 57-64.

8. Huxford R. Child pedestrian safety in the UK: a strategy for reducing child pedestrian casualties. London: Thomas Telford Publishing; 1997. www.ice.org.uk/public/child.htm

9. Lockwood, Ian M. "ITE Traffic Calming Definition." ITE Journal, Vol. 67, No. 7 (July 1997): 22-24.

10. Mackie A. Urban speed management methods//TRL REPORT 363, 1998. 18 р.

11. Planning and designing 'home zones'//http://www.jrf.org.uk/

12. Reducing the speed limit to 20 mph in urban areas Child deaths and injuries would be decreased // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/issues/118528/

13. Review of 20 mph Zone and Limit Implementation in England. Road Safety Research Report FINDINGS Department for Transport //Queen's Printer and Controller of HMSO, 2009. 4 р.

14. Special Report 254. Review of Current Practice for Setting and Enforcing Speed Limits //Committee for Guidance on Setting and Enforcing Speed Limits. TRANSPORTATION RESEARCH BOARD, National Research Council, NATIONAL ACADEMY PRESS, WASHINGTON, D.C. 1998. 441 р.

15. Speed Management in Urban Areas A framework for the planning and evaluation process. Report no. 168 // The Danish Road Directorate,1999. 41 р.

16. Traffic Management Systems for Australian Urban Freeways// ARRB Consulting and SJ Wright & Associates, August 2006. 62 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.