литики в первую очередь необходимо реально оценить сложившуюся в настоящее время миграционную и социально-экономическую, политическую, демографическую ситуацию, затем составить прогноз ее развития, определить приоритеты и основные направления, разработать механизмы и инструменты реализации миграционной политики, соразмерные с реальными возможностями государства и с учетом зарубежного опыта. Однако необходимо отметить, что различие государственно-правовых ценностей, свойственных западноевропейской и российской правовым культурам, на наш взгляд, представляется в достаточной степени очевидным. Согласно большей части западноевропейских политико-правовых учений все демократические преобразования, само существо правового государства основываются на принципе народного суверенитета, который базируется на идее свободной личности, на принципах индивидуализма и необходимости обеспечения прав человека. В основе политической организации народа находится посылка о том, что общественным, социальным регулятором может быть только право как юридическая, формальная и общеобязательная норма поведения. В свою очередь, источником права является свободная воля лица, право лица на признание своей индивидуальности и самоценности.
Литература
1. Жеребцов А. Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных от-
ношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.
2. Савченко А. А. Правовое регулирование миграционных процессов в Российском государстве: теоретический и историко-правовой аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
3. Тихомиров Ю. А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. 2006. № 6. Вып. 3.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
5. Ковалев А. А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М., 2013.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
7. Конвенция о статусе беженцев. Принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов 28 июля 1951 года. URL // http: // consultant.ru
8. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах человека (принят в 1966 году) и Факультативный протокол к нему (принят в 1966 году) // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
10. Казарян К. В. Юридическая институциона-лизация миграционной амнистии. Ростов н/Д, 2009,
К. В. Казарян
СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИДЕАЛА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье анализируются основные проблемы современной миграционной политики, проведен обзор изменений миграционного законодательства. Автор указывает на необходимость модернизации миграционного законодательства по принципу селективного отбора с учетом профессионально-квалификационных признаков претендента.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, соотечественники, миграционное законодательство, квота, иностранный гражданин.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в России действенных механизмов правового регулирования государственно-правового идеала.
В основу любой государственной идеологии положены представления об идеальных государственно-правовых формах, стремление к достижению которых, по существу, определяет содержание государственной деятельности, очерчивает круг функ-
ций государства, характеризует взаимоотношения государства, общества, личности [1].
Изменение государственно-правовой идеологии влечет за собой изменение представлений об идеалах государства и права как во внутренней, так и внешней сферах государственности. Особенно необходимо обратить внимание на внутригосударственную сферу, так как она представлена традициями, правовой культурой, менталитетом, сформировавшимися в недрах российского общества.
Следует согласиться с А. М. Кумыковым в том, что «национальный идеал способствует всестороннему укреплению государственности и успешному развитию российской нации, ибо он тесно связан с критерием прогрессивности государственной системы, с осмыслением того, что составляет действительно ведущие тенденции развития современности. Консолидация общества и укрепление социального сцепления на основе общепризнанного национального идеала могут оказать позитивное влияние на межнациональные и межэтнические отношения, которые являются одной из самых сложных сторон общественной жизни многонациональной России» [2].
В соответствии с принятой в нашей стране Концепцией миграционной политики, разработанной Государственной Думой, в Россию к концу 2014 года должно вернуться около трехсот тысяч соотечественников. Концепция миграционной политики государства является системой основных приоритетов и принципов органов государственной власти в вопросах регулирования миграционных процессов, а также механизмом и формой их реализации. Концепция основывается на реалиях социально-экономического и политического государственного положения, которые в ближайшем будущем станут ограничителями системы регулирования процессов миграции в Российской Федерации.
Среди основных направлений содействия развитию отечественной миграционной политики особенно выделяется профессиональная помощь в добровольном переселении российских граждан на родину.
Разработанная нашим государством программа по переселению соотечественников имеет своей ведущей целью социально-экономическое развитие России, кардинальнее решение проблем, связанных с численностью населения. В настоящий момент демографическая ситуация характеризуется снижением общего коли-
чества населения, в том числе и людей трудоспособного возраста.
Еще одним направлением миграционной политики должно стать ее постоянное совершенствование в соответствии со складывающимися в современном обществе и государстве правовыми реалиями. Модернизация современной правовой миграционной политики заключается в применении государственно-правовых средств, позволяющих достичь идеального государственно-правового порядка.
В текущем году в миграционное законодательство внесены следующие изменения: 1. Ограничен срок пребывания в России. С 1 января 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и статья 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Абзац второй пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» теперь изложен в следующей редакции:
«Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части оснований для ограничения въезда в Российскую Федерацию дополнен следующим пунктом:
«12) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации».
Если раньше иностранный гражданин имел право находиться в России до 90 суток, а по истечении этого срока уехать на родину или в близлежащую приграничную страну, а на следующий день вновь въехать в Россию, то с 2014 года, в соответствии с новым положением, иностранный
гражданин, выехав через 90 дней, сможет вернуться обратно в Россию только через 90 дней. Иными словами, иностранец в течение одного полугодия может находиться в России лишь три месяца.
Если иностранный гражданин нарушит срок пребывания, то ему грозит административный штраф и депортация либо запрет на въезд в Россию.
Законодатели все же предусмотрели некоторые поблажки. Например, если иностранный гражданин попадет в больницу и таким образом нарушит сроки пребывания по уважительной причине, то при предоставлении соответствующих справок срок пребывания ему продлят.
2. Ужесточена ответственность за нарушение правил регистрации и миграционного учета.
С 2014 года за фиктивную регистрацию введена уголовная ответственность. Речь идет о регистрации по заведомо поддельным документам, а также в помещении, где человек изначально не собирался проживать.
Размер штрафа за такое нарушение составляет от 100 до 500 тыс. руб. либо равен доходу осужденного за период до 3 лет. Помимо штрафа, предусмотрен такой вид наказания, как исправительные работы, а также лишение свободы на срок до 3 лет.
Кроме того, увеличены штрафы за нарушение правил регистрации. За проживание без регистрации - с 2 до 3 тысяч рублей, для собственников, в чьих квартирах живут граждане без регистрации, - с 2,5 до 5 тысяч рублей. Штрафы для организаций значительно больше - от 250 до 750 тысяч рублей. Недобросовестных чиновников, зарегистрировавших граждан с нарушением законодательства, накажут штрафом в размере от 25 до 50 тысяч рублей.
Учитывая, что, по некоторым оценкам, до 90 % иностранных граждан не проживают по адресу, указанному в регистрации. Данное нововведение является весьма серьезным аргументом в руках правоохранителей.
По закону собственники помещений обязаны сообщать в миграционную службу о том, что у них проживают граждане другого государства. За нарушение сроков уведомления органов регистрационного учета отныне предусмотрены штрафы: для граждан - от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц - от 4 до 7 тысяч рублей.
Выявлять нарушения правил регистрации и миграционного учета поручено Федеральной миграционной службе и Министерству внутрен-
них дел. Ведомства будут проводить проверки как совместно, так и самостоятельно. Основанием для проверки станет жалоба или заявление от граждан. Например, если граждане посчитают подозрительными жильцов соседней квартиры и обратятся с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, то это будет являться достаточным основанием для проверки наличия признаков уголовного преступления. Данный факт существенно увеличивает возможности правоохранительных органов в вопросе выявления нелегально проживающих граждан и собственников квартир.
3. Нежелательность пребывания или запрет на въезд.
Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» также дополнен следующими пунктами, предусматривающими запрет иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию:
«4) иностранные граждане неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, -в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности»;
«11) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности».
В Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» введен следующий пункт:
«иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с пося-
гательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что с 2014 года основанием для запрещения въезда иностранным гражданам на территорию Российской Федерации может стать наличие нарушений административного законодательства (общественного порядка или правил дорожного движения).
Несмотря на комплексный подход в принятии вышеуказанных правовых актов, ФМС России поручено представить предложения по усилению контроля за въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию и их пребыванием на территории нашей страны, предусмотрев для иностранных граждан, нарушивших правила пребывания, установление временного запрета на въезд в Российскую Федерацию на срок от трех до десяти лет, в зависимости от длительности их незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Срок - до 30 июня 2014 года.
4. Ограничения в трудовой деятельности.
В 2014 году Правительство России установило допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и спорте.
В соответствии с нововведениями иностранцы могут быть допущены к розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, однако их количество должно составлять не более 15 % общей численности работников, тогда как в 2013 году допустимая доля иностранцев в этой сфере составляла 25 °%.
Нулевая квота для иностранцев в 2014 году предусмотрена для розничной торговли в палатках и на рынках, в фармацевтической сфере.
Что касается спорта, то здесь регулируется так называемая «прочая деятельность» (сюда входит деятельность по организации и проведению различных спортивных мероприятий, а также деятельность самостоятельных спортсменов
и атлетов, судей, тренеров, инструкторов и т. п.), Допустимая доля иностранцев здесь составляет, как и в 2013 году, 25 %.
5. Расширение института патентов как разрешение на работу.
Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена пунктом 7 следующего содержания:
«7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу, или патента, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.
В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу, или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе».
6. Сокращение системы квотирования на разрешение на временное проживание.
В 2014 году в России планируется выдать 95 тысяч 880 разрешений на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства. Хотелось бы отметить почти 30-кратное сокращение выделяемых квот по сравнению с 2013 годом. Данное решение кажется весьма странным, так как в борьбе с незаконной миграцией стоило бы ожидать от Правительства создания дополнительных квот для иностранных граждан и лиц без гражданства, принявших решение законно проживать на территории Российской Федерации. Более того, данное решение идет вразрез с политикой Правительства по увеличению квот на осуществление иностранцами трудовой деятельности (с 1,2 млн в 2013 году до 1,6 млн в 2014 году). Естественно, что в разные
регионы отправится различное число мигрантов. Квота в каждом субъекте Федерации устанавливается, исходя из миграционной ситуации в регионе и его экономического положения. Больше всего иностранных граждан могут приехать в Московскую область, для нее предусмотрено семь тысяч разрешений на временное проживание. Меньше всего - в Ненецкий автономный округ и Калмыкию, у этих регионов всего по 50 разрешений. Лидером среди федеральных округов по привлечению иностранных граждан для временного проживания станет Центральный федеральный округ - всего 28 тысяч 050 разрешений.
Таким образом, модификация миграционного законодательства должна идти по пути формирования грамотной миграционной политики. Как следствие, в стране пребывания должны быть произведены подбор по профессионально-квалификационным признакам, получение определен-
ного статуса и одобрение компетентных органов принимающей стороны, то есть ФМС.
В процессе подготовки к выезду на работу в Россию иностранный гражданин должен получить базовое знание языка и законодательства принимающей стороны. Данная система будет основываться на принципе государственно-частного партнерства, взаимодействия с негосударственными организациями.
Литература
1. Величко А. М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000.
2. Кумыков А. М. Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2008.