Научная статья на тему 'Современная миграционная политика как отражение государственно-правового идеала российского государства'

Современная миграционная политика как отражение государственно-правового идеала российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / COMPATRIOTS / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / MIGRATION LEGISLATION / КВОТА / QUOTA / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / FOREIGN CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казарян Кристинэ Васаковна

В статье анализируются основные проблемы современной миграционной политики, проведен обзор изменений миграционного законодательства. Автор указывает на необходимость модернизации миграционного законодательства по принципу селективного отбора с учетом профессионально-квалификационных признаков претендента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MIGRATION POLICY AS A REFLECTION OF THE STATE AND LEGAL IDEAL OF THE RUSSIAN STATE

In the article the basic problems of modern migration policy are analyzed, changes of migration legislation are reviewed. The author points out necessity of modernization of migration legislation under the principle of selective screening taking into consideration professional and qualifying features of a candidate.

Текст научной работы на тему «Современная миграционная политика как отражение государственно-правового идеала российского государства»

литики в первую очередь необходимо реально оценить сложившуюся в настоящее время миграционную и социально-экономическую, политическую, демографическую ситуацию, затем составить прогноз ее развития, определить приоритеты и основные направления, разработать механизмы и инструменты реализации миграционной политики, соразмерные с реальными возможностями государства и с учетом зарубежного опыта. Однако необходимо отметить, что различие государственно-правовых ценностей, свойственных западноевропейской и российской правовым культурам, на наш взгляд, представляется в достаточной степени очевидным. Согласно большей части западноевропейских политико-правовых учений все демократические преобразования, само существо правового государства основываются на принципе народного суверенитета, который базируется на идее свободной личности, на принципах индивидуализма и необходимости обеспечения прав человека. В основе политической организации народа находится посылка о том, что общественным, социальным регулятором может быть только право как юридическая, формальная и общеобязательная норма поведения. В свою очередь, источником права является свободная воля лица, право лица на признание своей индивидуальности и самоценности.

Литература

1. Жеребцов А. Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных от-

ношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

2. Савченко А. А. Правовое регулирование миграционных процессов в Российском государстве: теоретический и историко-правовой аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

3. Тихомиров Ю. А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. 2006. № 6. Вып. 3.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

5. Ковалев А. А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М., 2013.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

7. Конвенция о статусе беженцев. Принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов 28 июля 1951 года. URL // http: // consultant.ru

8. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.

9. Международный пакт о гражданских и политических правах человека (принят в 1966 году) и Факультативный протокол к нему (принят в 1966 году) // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.

10. Казарян К. В. Юридическая институциона-лизация миграционной амнистии. Ростов н/Д, 2009,

К. В. Казарян

СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИДЕАЛА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье анализируются основные проблемы современной миграционной политики, проведен обзор изменений миграционного законодательства. Автор указывает на необходимость модернизации миграционного законодательства по принципу селективного отбора с учетом профессионально-квалификационных признаков претендента.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, соотечественники, миграционное законодательство, квота, иностранный гражданин.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в России действенных механизмов правового регулирования государственно-правового идеала.

В основу любой государственной идеологии положены представления об идеальных государственно-правовых формах, стремление к достижению которых, по существу, определяет содержание государственной деятельности, очерчивает круг функ-

ций государства, характеризует взаимоотношения государства, общества, личности [1].

Изменение государственно-правовой идеологии влечет за собой изменение представлений об идеалах государства и права как во внутренней, так и внешней сферах государственности. Особенно необходимо обратить внимание на внутригосударственную сферу, так как она представлена традициями, правовой культурой, менталитетом, сформировавшимися в недрах российского общества.

Следует согласиться с А. М. Кумыковым в том, что «национальный идеал способствует всестороннему укреплению государственности и успешному развитию российской нации, ибо он тесно связан с критерием прогрессивности государственной системы, с осмыслением того, что составляет действительно ведущие тенденции развития современности. Консолидация общества и укрепление социального сцепления на основе общепризнанного национального идеала могут оказать позитивное влияние на межнациональные и межэтнические отношения, которые являются одной из самых сложных сторон общественной жизни многонациональной России» [2].

В соответствии с принятой в нашей стране Концепцией миграционной политики, разработанной Государственной Думой, в Россию к концу 2014 года должно вернуться около трехсот тысяч соотечественников. Концепция миграционной политики государства является системой основных приоритетов и принципов органов государственной власти в вопросах регулирования миграционных процессов, а также механизмом и формой их реализации. Концепция основывается на реалиях социально-экономического и политического государственного положения, которые в ближайшем будущем станут ограничителями системы регулирования процессов миграции в Российской Федерации.

Среди основных направлений содействия развитию отечественной миграционной политики особенно выделяется профессиональная помощь в добровольном переселении российских граждан на родину.

Разработанная нашим государством программа по переселению соотечественников имеет своей ведущей целью социально-экономическое развитие России, кардинальнее решение проблем, связанных с численностью населения. В настоящий момент демографическая ситуация характеризуется снижением общего коли-

чества населения, в том числе и людей трудоспособного возраста.

Еще одним направлением миграционной политики должно стать ее постоянное совершенствование в соответствии со складывающимися в современном обществе и государстве правовыми реалиями. Модернизация современной правовой миграционной политики заключается в применении государственно-правовых средств, позволяющих достичь идеального государственно-правового порядка.

В текущем году в миграционное законодательство внесены следующие изменения: 1. Ограничен срок пребывания в России. С 1 января 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и статья 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Абзац второй пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» теперь изложен в следующей редакции:

«Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части оснований для ограничения въезда в Российскую Федерацию дополнен следующим пунктом:

«12) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации».

Если раньше иностранный гражданин имел право находиться в России до 90 суток, а по истечении этого срока уехать на родину или в близлежащую приграничную страну, а на следующий день вновь въехать в Россию, то с 2014 года, в соответствии с новым положением, иностранный

гражданин, выехав через 90 дней, сможет вернуться обратно в Россию только через 90 дней. Иными словами, иностранец в течение одного полугодия может находиться в России лишь три месяца.

Если иностранный гражданин нарушит срок пребывания, то ему грозит административный штраф и депортация либо запрет на въезд в Россию.

Законодатели все же предусмотрели некоторые поблажки. Например, если иностранный гражданин попадет в больницу и таким образом нарушит сроки пребывания по уважительной причине, то при предоставлении соответствующих справок срок пребывания ему продлят.

2. Ужесточена ответственность за нарушение правил регистрации и миграционного учета.

С 2014 года за фиктивную регистрацию введена уголовная ответственность. Речь идет о регистрации по заведомо поддельным документам, а также в помещении, где человек изначально не собирался проживать.

Размер штрафа за такое нарушение составляет от 100 до 500 тыс. руб. либо равен доходу осужденного за период до 3 лет. Помимо штрафа, предусмотрен такой вид наказания, как исправительные работы, а также лишение свободы на срок до 3 лет.

Кроме того, увеличены штрафы за нарушение правил регистрации. За проживание без регистрации - с 2 до 3 тысяч рублей, для собственников, в чьих квартирах живут граждане без регистрации, - с 2,5 до 5 тысяч рублей. Штрафы для организаций значительно больше - от 250 до 750 тысяч рублей. Недобросовестных чиновников, зарегистрировавших граждан с нарушением законодательства, накажут штрафом в размере от 25 до 50 тысяч рублей.

Учитывая, что, по некоторым оценкам, до 90 % иностранных граждан не проживают по адресу, указанному в регистрации. Данное нововведение является весьма серьезным аргументом в руках правоохранителей.

По закону собственники помещений обязаны сообщать в миграционную службу о том, что у них проживают граждане другого государства. За нарушение сроков уведомления органов регистрационного учета отныне предусмотрены штрафы: для граждан - от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц - от 4 до 7 тысяч рублей.

Выявлять нарушения правил регистрации и миграционного учета поручено Федеральной миграционной службе и Министерству внутрен-

них дел. Ведомства будут проводить проверки как совместно, так и самостоятельно. Основанием для проверки станет жалоба или заявление от граждан. Например, если граждане посчитают подозрительными жильцов соседней квартиры и обратятся с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, то это будет являться достаточным основанием для проверки наличия признаков уголовного преступления. Данный факт существенно увеличивает возможности правоохранительных органов в вопросе выявления нелегально проживающих граждан и собственников квартир.

3. Нежелательность пребывания или запрет на въезд.

Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» также дополнен следующими пунктами, предусматривающими запрет иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию:

«4) иностранные граждане неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, -в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности»;

«11) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности».

В Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» введен следующий пункт:

«иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с пося-

гательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что с 2014 года основанием для запрещения въезда иностранным гражданам на территорию Российской Федерации может стать наличие нарушений административного законодательства (общественного порядка или правил дорожного движения).

Несмотря на комплексный подход в принятии вышеуказанных правовых актов, ФМС России поручено представить предложения по усилению контроля за въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию и их пребыванием на территории нашей страны, предусмотрев для иностранных граждан, нарушивших правила пребывания, установление временного запрета на въезд в Российскую Федерацию на срок от трех до десяти лет, в зависимости от длительности их незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Срок - до 30 июня 2014 года.

4. Ограничения в трудовой деятельности.

В 2014 году Правительство России установило допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и спорте.

В соответствии с нововведениями иностранцы могут быть допущены к розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, однако их количество должно составлять не более 15 % общей численности работников, тогда как в 2013 году допустимая доля иностранцев в этой сфере составляла 25 °%.

Нулевая квота для иностранцев в 2014 году предусмотрена для розничной торговли в палатках и на рынках, в фармацевтической сфере.

Что касается спорта, то здесь регулируется так называемая «прочая деятельность» (сюда входит деятельность по организации и проведению различных спортивных мероприятий, а также деятельность самостоятельных спортсменов

и атлетов, судей, тренеров, инструкторов и т. п.), Допустимая доля иностранцев здесь составляет, как и в 2013 году, 25 %.

5. Расширение института патентов как разрешение на работу.

Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнена пунктом 7 следующего содержания:

«7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу, или патента, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу, или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе».

6. Сокращение системы квотирования на разрешение на временное проживание.

В 2014 году в России планируется выдать 95 тысяч 880 разрешений на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства. Хотелось бы отметить почти 30-кратное сокращение выделяемых квот по сравнению с 2013 годом. Данное решение кажется весьма странным, так как в борьбе с незаконной миграцией стоило бы ожидать от Правительства создания дополнительных квот для иностранных граждан и лиц без гражданства, принявших решение законно проживать на территории Российской Федерации. Более того, данное решение идет вразрез с политикой Правительства по увеличению квот на осуществление иностранцами трудовой деятельности (с 1,2 млн в 2013 году до 1,6 млн в 2014 году). Естественно, что в разные

регионы отправится различное число мигрантов. Квота в каждом субъекте Федерации устанавливается, исходя из миграционной ситуации в регионе и его экономического положения. Больше всего иностранных граждан могут приехать в Московскую область, для нее предусмотрено семь тысяч разрешений на временное проживание. Меньше всего - в Ненецкий автономный округ и Калмыкию, у этих регионов всего по 50 разрешений. Лидером среди федеральных округов по привлечению иностранных граждан для временного проживания станет Центральный федеральный округ - всего 28 тысяч 050 разрешений.

Таким образом, модификация миграционного законодательства должна идти по пути формирования грамотной миграционной политики. Как следствие, в стране пребывания должны быть произведены подбор по профессионально-квалификационным признакам, получение определен-

ного статуса и одобрение компетентных органов принимающей стороны, то есть ФМС.

В процессе подготовки к выезду на работу в Россию иностранный гражданин должен получить базовое знание языка и законодательства принимающей стороны. Данная система будет основываться на принципе государственно-частного партнерства, взаимодействия с негосударственными организациями.

Литература

1. Величко А. М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000.

2. Кумыков А. М. Национальный идеал российской государственности: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.