КУЛЬТУРОЛОГИЯ
СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА Селиванова Д.И.
Селиванова Диана Игоревна - магистрант, направление: прикладная информатика в области искусств
и гуманитарных наук, кафедра рекламы и культурологии, Институт социального инжиниринга Сибирский государственный университет им. М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматривается массовая культура как одно из наиболее примечательных и характерных явлений современного мира. Анализ включает в себя изучение понятия поп-культуры, взаимодействия человека с ней, её источников и оказываемого культурой влияния.
Ключевые слова: массовая культура, общество, потребление, поп-культура, культура большинства, интернет, СМИ, информация, индустрия.
Вопросы массовой культуры в современной научной литературе являются одними из наиболее актуальных. Это вызвано неизбежностью формирования и развития массовой культуры, а также необходимостью её осмысления и корректировки.
Массовая культура или поп-культура, культура большинства - культура индустриальной цивилизации, ее «знаковая» реальность, для которой характерно: коммерческая основа; ориентация на невысокий уровень духовного потребления; изобилие стандартов и стереотипов; развлекательность; широкое привлечение СМИ; частое обращение к жизненным инстинктам и низменным страстям человека; но и демократичность, доступность, высокие рекреационные качества [2].
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т.е. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник в 40-х годах XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.
Как самостоятельное явление массовая культура оценивалась и оценивается противоречиво. Все многообразие гипотез и точек зрения, объясняющих феномен поп-культуры, можно свести к некоторым направлениям, ниже представлена лишь пара из них.
Франкфуртская философская школа объясняет бурное развитие массовой культуры сущностью эры потребительства: «культурная индустрия» заинтересована в увеличении сбыта культурных товаров, как правило, невысокого качества, дешевых, но доступных большинству потребителей [1].
Согласно «аристократической теории», причиной господства популярной культуры «стало ослабление традиционных общественных институтов, таких, как религия и семья. То есть, современное общество утратило некую иерархию власти, которая отвечала за формирование определенных культурных вкусов» [1].
В российской научной литературе под массовой культурой чаще всего понимают недоброкачественную продукцию, распространяемую с коммерческими целями, или развлекательную индустрию в целом.
В современной науке достаточно обтекаемо решается вопрос способов существования массовой культуры, форм в которых она выражается.
Источниками массовой культуры является музыка, кинематограф, литература, изобразительное искусство и т.д. Для того, чтобы культурные элементы, порожденные этими источниками, стали объектами массовой культуры, они в первую очередь должны стать популярными, т.е. известными
широкой аудитории, при этом длительность их распространения не является ключевым моментом: некоторые из них живут несколько поколений, другие — выступают как языковой код одного поколения.
Способ существования указанных продуктов массовой культуры, способ их трансляции определяется уровнем технологического развития: Маршал Маклуэн выделял три основных этапа в развитии коммуникаций: 1) вербальный, 2) текстовой и 3) электронный [3].
Сегодня, в эпоху электронной коммуникации создание, тиражирование и восприятие культуры стало доступным для любого пользователя Интернета, для любого потребителя СМИ.
В последнее время мы стали свидетелями информационной революции, пришедшей на смену научно-технической, и создания нового информационного общества. Информация всегда была решающим стратегическим фактором во всех сферах жизни. Но теперь мир превратился в гигантский экран монитора.
Человек, считывающий информацию через СМИ, получает и тот взгляд на нее. Создание культурного продукта представляет собой трансформацию фактов реальной действительности в авторское видение, если это не обычные новости, где нужна «сухая» констатация фактов. У каждого потребителя этого продукта есть свой жизненный опыт, своя социальная среда, способная оказывать влияние на его взгляды, а также свои убеждения, и все это влияет на выбор своего источника информации. Но у всех СМИ одна главная задач - преподносить потребителю интересующую его информацию в той форме, которая будет его привлекать, для чего они и составляют портрет своей целевой аудитории и далее на него ориентируются. Есть все основания полагать, что СМИ в какой-то степени моделируют поведение человека. И наоборот - поведение человека моделирует СМИ. Но СМИ не может существовать без потребителя.
На сегодняшний день одним из основных способов трансляции культурной продукции является интернет. Раньше
это было телевидение, радио, а сейчас именно интернет — это часть жизни современного человека, большая его часть. Можно сказать, что в 2010-х с развитием внутренней монетизации и рекламы благодаря ему все стороны социально-культурной жизни трансформировались в собственный товар, являющийся средством манипуляции общественным сознанием. Телевидение и компьютеры теперь создают новый режим восприятия: визуальный образ [5].
Молодое поколение — основной потребитель и производитель массовой культуры. Важнейшая потребность современного человека — быть в курсе происходящих событий в стране и мире. Следовательно, молодых людей интересует информация развлекательная, музыкальная, познавательная, о культуре, также для них очень важны знаменитые люди, так как на них можно ориентироваться, выбирая линию поведения и копируя их речевые модели.
Поп-культура современности не претендует на философскую глубину, она в большей мере репрезентативна, чем самоценна внутренне. Она самоопределяется не через отталкивание от других, инокультурных форм и образцов, а через их присвоение. Ментальный портрет современного человека - это, прежде всего, портрет современного зрителя. Мы то, что мы смотрим. Но не стоит думать, что у всего общества происходит «слепое» принятие продвигаемой культуры. Открытое обсуждение и критика с аргументированными доказательствами никуда не делись, хоть это и порой еще больше популяризирует тех или иных представителей массовой культуры [4].
Список литературы
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 458.
2. Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013. С. 205.
3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
4. Сурова Д.С. Популярная культура как проявление ментальности современного человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/14352585/ (дата обращения: 05.01.2020).
5. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-kak-domman1naya-kul1ura-globaПzimyuschegosya-obsches1va/ (дата обращения: 06.01.2020).