Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1153
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошурникова Т.А.

В данной статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития в современной логистике. Рассмотрены основные направления роста логистического рынка и факторы, сдерживающие некоторые тенденции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИСТИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Кошурникова Т.А.1

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В данной статье рассматриваются основные тенденции и перспективы развития в современной логистике. Рассмотрены основные направления роста логистического рынка и факторы, сдерживающие некоторые тенденции

Ключевые слова логистика, транспорт, информационные технологии в логистике, логистические провайдеры.

Значение логистики в современном мире трудно переоценить. Затраты на хранение запасов, доставку, упаковку и переупаковку, поддержание уровня логистического сервиса могут составлять до 40 % в себестоимости конечной продукции. Грузоотправители, экспедиторы и транспортные компании стремятся оптимизировать собственные расходы и качество предоставляемых услуг. С каждым годом транспортные сети в Российской Федерации расширяются, рынок логистических услуг становится более насыщенным, а клиент и конечный потребитель более требовательным.

В современном мире существует несколько тенденций в логистической сфере. Одной из них является внедрение IT-систем управления, например, SCM, WMS, TMS и других. По мнению директора Координационного совета по логистике, директора Научно-образовательного центра инновационных технологий в логистике МАДИ Василия Демина [2] современная тенденция «... немного расходится с тенденциями предыдущих лет, так как раньше наши респонденты особый акцент делали либо на оптимизации затрат, либо на повышении качества уровня логистического обслуживания клиентов. Эти две задачи по-прежнему успешно решаются бизнесом, но теперь не в таком масштабе, как внедрение IT-систем управления». В 2016 году около 20 % грузоотправителей, экспедиторов и грузоперевозчиков планируют внедрить различные системы управления.

Согласно мнению экспертов [6] стартапы, связанные с информационными технологиями, разработкой программного обеспечения и отслеживанием статуса заказа «онлайн» являются наиболее востребованными на российском рынке логистических услуг. По мнению Глеба Никулина, гендиректора компании Delivia «огрехи в работе служб доставки могут исправить только сами поставщики этих услуг. Наивно полагать, что можно быстро создать идеальную компанию по доставке. Каждая такая новая компания будет сталкиваться с трудностями роста. Для решения этих задач могут по-

1 Студент-магистр. Научный руководитель: Косоруков О.А.

требоваться специализированные IT-решения, например, управление транспортом, курьерами, маршрутизация по городу, управление складом и другие».

Важным направлением развития в логистике является Big Data [7] -большие данные, концепция консолидирования данных посредством сети «Интернет», а также мобильных устройств (в настоящее время имеется возможность коллекционирования больших данных в офф-лайне). Павел Ков-тун, руководитель проекта Mycroft Assistant, считает, что у Big Data [6] «... в логистике отличные перспективы. Растет спрос на системы планирования и прогнозирования товарооборота и продаж (как части товарооборота), которые и строятся на больших данных. Внедрение этой технологии дает ритей-лерам хороший экономический эффект - за счет оптимизации ресурсов, повышения уровня клиентского обслуживания, улучшения управляемости компании. Жаль только, что предприниматели пока плохо осознают коммерческий потенциал работы с их собственными данными».

Еще одной тенденцией, остающейся неизменной в течение последних несколько лет, является стремление повысить уровень логистического обслуживания потребителей как в вопросе более качественного оказания услуг, так и в вопросе скорости доставки, но при этом можно наблюдать и снижение уровня обслуживания из-за общей рыночной ситуации.

Вопрос качества работы PL-провайдеров (Logistics Providers) стоит достаточно остро перед грузоотправителями. С одной стороны, заказчикам требуется наиболее полный комплекс логистических услуг для фокусирования на своей основной деятельности, с другой стороны требования к качеству этих услуг увеличиваются с каждым годом [3].

Основной тенденцией в отношениях компаний-заказчиков и экспедиторов-перевозчиков является ценовая борьба - заказчик стремится сократить свои затраты на логистику, так как они составляют львиную долю его расходов, экспедитор старается не обанкротиться: цены на топливо, транспортные налоги, система «Платон» - с каждым годом транспортные расходы все увеличиваются. Для сглаживания разногласий и c целью совершенствования логистических процессов необходима совместная работа заказчиков и исполнителей, комплексный подход к организации грузоперевозок и хранения товара. На данный момент некоторые компании уже начинают совместное планирование, но пока это сложно назвать тенденцией - каждая сторона защищает только свои интересы, в такой ситуации развитие маловероятно.

Так же к факторам, сдерживающим тенденции к повышению уровня оказываемых логистических услуг можно отнести следующие:

- Нестабильная макроэкономическая ситуация в стране (снижение платежеспособности клиентов).

- Законодательство РФ (снижение товарооборота / перевозок из-за санкций, система «Платон»).

- Низкий уровень образования персонала в сфере логистики.

Логистика

85

- Неготовность к внедрению новых 1Т решений.

- Отсутствие современной обратной связи.

- Неумение поддерживать постоянное высокое качество.

- Задержки и срывы подачи транспорта как в РФ, так и в Европе.

В течение прошлого года достаточно много грузоперевозчиков ушло с рынка из-за невозможности покрыть свои расходы только оказанием транспортных услуг. Следует добавить, что большинство грузоперевозчиков в России - индивидуальные предприниматели, для которых даже незначительное повышение расходов оказывается серьезным ударом. На рынке остаются только крупные игроки, ограничивая грузоотправителей в выборе логистического оператора. Заказчики зачастую вынуждены соглашаться на уровень сервиса ниже ожидаемого или более высокие ставки из-за отсутствия возможности сменить PL-провайдера. Только две-четыре компании на уровне 3PL добились высоких результатов в качестве обслуживания клиентов, тогда как достаточно большое число заказчиков логистических услуг хотели бы передать на аутсорсинг все вопросы, связанные с доставкой, хранением и переупаковкой грузов.

Следующей тенденцией, которую можно наблюдать в современной логистической сфере является изменение направления движения товаров: стало больше прямых перевозок между регионами, минуя Москву, или больше прямых перевозок из Москвы клиентам, минуя региональный склад. Многие компании начинают открывать площадки для кросс-докинга, что позволяет сократить издержки на хранение товаров на региональном складе и оптимизировать затраты на доставку, комбинируя заказы нескольких клиентов.

Список литературы:

1. Новости рынка автомобильных грузоперевозок и автомобильного транспорта АТИ-Медиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ati.su/ (дата просмотра: 15.05.2016).

2. Гераськин Андрей ММЛФ-2016: главные тренды прошлого года в российской логистической отрасли // Информационный портал для участников ВЭД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customsforum. ru/news/big/mmlf-2016-glavnye-trendy-proshlogo-goda-v-rossiyskoy-logistiche-skoy-otrasli-544537.html.

3. Какая логистика будет в 2015-2016 годах? // Логистический отраслевой портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logistics.ru/ scm/news/kakaya-logistika-budet-v-2015-2016-godah.

4. Савенков И. Тенденции рынка перевозок от транспортно-экспедиционной компании «ПЭК» на 2016 год [Электронный ресурс] // Специализированный научно-практический журнал «Логистика». - Режим доступа: http://www.logistika-prim.ru/unpublish/tendencii-rynka-perevozok-ot-transport-no-ekspedicionnoy-kompanii-pek-na-2016-god.

5. Плохих Ю.В., Губич М.Е. Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг // Молодой ученый. - 2015. - № 9. -С. 684-686.

6. Лущик Анастасия Какие стартапы могут родиться из логистических проблем? [Электронный ресурс] // Семь тем про Умные Бизнес-Системы. -Режим доступа: http://sbs7.ru/kakie-startapyi-mogut-roditsya-iz-logisticheskih-ргоЬ1ет/ (дата просмотра: 30.05.2016).

7. Миротин Л.Б., Саркиев В.М. Тренды и инновации в логистике и управлении цепями поставок [Электронный ресурс] // Автомобиль - Дорога -Инфраструктура. Электронный научный журнал. - сентябрь 2014. - № 1 (1). -Режим доступа: http://www.adi-madi.ru/madi.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СНАБЖЕНИЕМ И СБЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ

© Кузнецова А.А.1

Российский университет кооперации, г. Мытищи

В статье определено место информационной логистики в снабжен-ческо-сбытовой сфере, охарактеризованы классы информационных систем логистического менеджмента.

Ключевые слова: информационная система, логистический менеджмент, сбыт, снабжение.

Успешность работы логистов, финансистов, менеджеров разного уровня напрямую связана со своевременным и качественным информационным обеспечением их деятельности.

Логистическая информация представляет собой организованно агрегируемые данные, используемые при принятии решений по управлению потоками предприятия [4].

Нынешняя жизнь человечества характеризуется небывалым увеличением информационных потоков. В промышленности и финансово-экономической сфере наблюдается наибольший рост объема информации. Сейчас большинство предпринимателей сходится во мнении, что, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Принцип «кто владеет информацией, тот владеет миром» признан на государственном уровне в следующих нормативно-правовых актах:

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

1 Доцент кафедры Финансов, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.