Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН В АПК'

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН В АПК Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
393
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАВОД-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Журавлёв Сергей Юрьевич

В статье приведены результаты анализа существующих в настоящее время форм организации технического сервиса сельскохозяйственной техники, эксплуатируемой предприятиями АПК Рассмотрены варианты современных методов организации системы технического обслуживания и ремонта, основанные на управлении техническим состоянием машин с учётом теории их старения. Эти новые взгляды на организацию технического обслуживания машинно-тракторного парка, основанные на конструктивных особенностях современной техники, могут существенно повлиять на повышение эффективности обслуживания машин за счёт сокращения времени выполнения работ и сокращения перечня технологических операций. Разработаны и предложены к внедрению рекомендации по формированию новой, перспективной, организации технического сервиса машин с участием дилерских центров и других участников сферы технического сервиса сельхозпредприятий. Приведены результаты работы двух дилерских центров, занимающихся поставками и последующим сервисным сопровождением машин и оборудования сельхозпроизводителей. Изучение опыта работы сервисных дилерских предприятий позволяет утверждать, что основная сфера их деятельности - это поставки машин и прочего оборудования для потребителей и последующее их гарантийное и послегарантийное сопровождение, в том числе услуги по периодическому техосмотру машин, проведение частичного текущего ремонта вышедших из строя отдельных, сложных по своей конструкции агрегатов и систем сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Журавлёв Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONCEPT OF ORGANIZATION OF TECHNICAL SERVICE OF MACHINES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article presents the results of the analysis of the currently existing forms of organization of technical service of agricultural machinery operated by enterprises of the agro-industrial complex. Variants of modern methods of organizing the system of maintenance and repair, based on the management of the technical condition of machines, taking into account the theory of their aging, are considered. These new views on the organization of maintenance of the machine and tractor fleet, based on the design features of modern technology, can significantly affect the increase in the efficiency of machine maintenance by reducing the time of work and reducing the list of technological operations. Recommendations on the formation of a new, promising, organization of technical service of machines with the participation of dealer centers and other participants in the field of technical service of agricultural enterprises have been developed and proposed for implementation. The results of the work of two dealer centers engaged in the supply and subsequent service support of agricultural machinery and equipment are presented. The study of the experience of service dealerships allows us to assert that the main area of their activity is the supply of machines and other equipment to consumers and their subsequent warranty and post-warranty support, including services for periodic technical inspection of machines, partial current repairs of failed individual, complex by its design of aggregates and systems of agricultural machinery.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИН В АПК»

13. Войнаш С.А., Войнаш А.С., Демидов А.С. Повышение проходимости и манёвренности фермерского малотоннажного грузовика // Транспорт Урала. 2014. № 3 (42). С. 86 - 89.

14. Измайлов А.Ю., Евтюшенков Н.Е. Проблемы и перспективы технологического транспорта в сельском

хозяйстве АПК // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2010. № 1. С. 8 - 11.

15. Основы научных исследований: учебное пособие / В.С. Кравченко, Е.И. Трубилин, В.С. Курасов [и др.]. Краснодар: КубГАУ, 2005. 126 с.

Игорь Евгеньевич Припоров, кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, [email protected]

Евгений Владимирович Гаврилов, соискатель. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». Россия, 350044, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, [email protected]

Igor E. Priporov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 13, Kalinina St., Krasnodar, Krasnodar Krai, 350044, Russia, [email protected]

Evgeny V. Gavrilov, research worker. Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. 13, Kalinina St.,

Krasnodar, 350044, Russia, [email protected]

-♦-

Научная статья УДК 631.173

Современная концепция организации технического сервиса машин в АПК

Сергей Юрьевич Журавлёв

Красноярский государственный аграрный университет

Аннотация. В статье приведены результаты анализа существующих в настоящее время форм организации технического сервиса сельскохозяйственной техники, эксплуатируемой предприятиями АПК Рассмотрены варианты современных методов организации системы технического обслуживания и ремонта, основанные на управлении техническим состоянием машин с учётом теории их старения. Эти новые взгляды на организацию технического обслуживания машинно-тракторного парка, основанные на конструктивных особенностях современной техники, могут существенно повлиять на повышение эффективности обслуживания машин за счёт сокращения времени выполнения работ и сокращения перечня технологических операций. Разработаны и предложены к внедрению рекомендации по формированию новой, перспективной, организации технического сервиса машин с участием дилерских центров и других участников сферы технического сервиса сельхозпредприятий. Приведены результаты работы двух дилерских центров, занимающихся поставками и последующим сервисным сопровождением машин и оборудования сельхозпроизводителей. Изучение опыта работы сервисных дилерских предприятий позволяет утверждать, что основная сфера их деятельности - это поставки машин и прочего оборудования для потребителей и последующее их гарантийное и послегарантийное сопровождение, в том числе услуги по периодическому техосмотру машин, проведение частичного текущего ремонта вышедших из строя отдельных, сложных по своей конструкции агрегатов и систем сельскохозяйственной техники.

Ключевые слова: технический сервис, концепция организации, завод-производитель, дилерская сеть.

Для цитирования: Журавлёв С.Ю. Современная концепция организации технического сервиса машин в АПК// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 3 (89). С. 119 - 125.

Original article

Modern concept of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex

Sergey Yu. Zhuravlev

Krasnoyarsk State Agrarian University

Abstract. The article presents the results of the analysis of the currently existing forms of organization of technical service of agricultural machinery operated by enterprises of the agro-industrial complex. Variants of modern methods of organizing the system of maintenance and repair, based on the management of the technical condition of machines, taking into account the theory of their aging, are considered. These new views on the organization of maintenance of the machine and tractor fleet, based on the design features of modern technology, can significantly affect the increase in the efficiency of machine maintenance by reducing the time of work and reducing the list of technological operations. Recommendations on the formation of a new, promising, organization of technical service of machines with the participation of dealer centers and other participants in the field of technical service of agricultural enterprises have been developed and proposed for

implementation. The results of the work of two dealer centers engaged in the supply and subsequent service support of agricultural machinery and equipment are presented. The study of the experience of service dealerships allows us to assert that the main area of their activity is the supply of machines and other equipment to consumers and their subsequent warranty and post-warranty support, including services for periodic technical inspection of machines, partial current repairs of failed individual, complex by its design of aggregates and systems of agricultural machinery.

Keywords: technical service, organization concept, manufacturing plant, dealer network.

For citation: Zhuravlev S.Y. Modern concept of organization of technical service of machines in the agro-industrial complex. Izvestia Orenburg State Agrarian University.2021; 89(3): 119 - 125. (In Russ.).

В современных условиях работы предприятий АПК роль эффективного обеспечения технологических процессов машинными комплексами, а также роль технического сервиса, как важнейшей составной части эксплуатации машинно-тракторного парка (МТП) АПК, многократно возрастает [1 - 3].

Концепция развития и функционирования технического сервиса (ТС) в рамках существующей системы использования машин в сфере сель-хозпроизводства предусматривает следующие мероприятия [4]:

1. Участие заводов - производителей машин и оборудования в организации их технического сервиса на этапе рядовой, производственной эксплуатации потребителями своей продукции.

2. Оптимальное размещение сети предприятий технического сервиса в различных сельскохозяйственных зонах страны с максимальным приближением их к потребителям машин и услуг.

3. Формирование для потребителей сельхозтехники свободного выбора исполнителей работ по поставке и техническому сервису путём развития рынка доступных и качественных услуг.

4. Создание наиболее эффективного экономического механизма и разнообразия форм собственности при взаимодействии всех участников и заинтересованных лиц в области организации ТС парка машин в АПК.

Материал и методы. Объектом исследования является современное состояние дел в области организации технического сервиса машин, используемых для механизации производственных процессов в сфере АПК. В качестве материалов для исследования использованы научные данные и результаты производственного опыта по применению различных форм осуществления технического сервиса (статьи, другие научные и прочие работы, содержащие сведения о формах осуществления мероприятий по поддержанию сельскохозяйственной техники в работоспособном состоянии).

Результаты исследования. Машинно-тракторный парк сельскохозяйственных предприятий России в результате поступления новой, имеющей современную конструкцию, более производительной техники обновляется ежегодно до 5 %. Проблема обеспечения работоспособного состояния этой новой и уже имеющейся техники силами устаревшей, зачастую практически

разрушенной материально-технической базы технического сервиса в различных сельскохозяйственных регионах становится нередко неразрешимой [5]. Поэтому при разработке мероприятий по совершенствованию современной концепции технического сервиса машин, эксплуатируемых сельхозпроизводителями, необходимо учитывать специфику технического сервиса в АПК, который в настоящее время всё больше опирается на услуги дилерских предприятий и других структур, задействованных в проведении ТО и ремонта техники сельскохозяйственных предприятий.

Также необходимо учитывать разнообразный по используемым маркам и их количеству состав парка машин в АПК, конструктивные особенности современных тракторов сельскохозяйственного назначения и других машин, зачастую очень большой радиус обслуживания МТП, интенсивную загрузку высокопроизводительных, выполняющих большой объём работ машин в наиболее напряжённые периоды года при выполнении работ в растениеводстве.

Технический сервис машин, используемых в сельхозпроизводстве, включает в себя мероприятия и услуги по обеспечению предприятий АПК новой техникой и оборудованием, запчастями и горюче-смазочными материалами, проведение качественного технического обслуживания и необходимого ремонта сельскохозяйственных тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин для поддержания их в работоспособном состоянии в течение всего срока службы, включая мероприятия по утилизации [6].

Кроме вышеперечисленных услуг потребитель может заказать изготовление оборудования, отсутствующего на рынке, но необходимого в сельхозпроизводстве.

В число участников технического сервиса в АПК входят:

- предприятия - производители продукции АПК;

- различные потребители материально-технических средств и услуг;

- исполнители работ по техническому сервису в сфере АПК;

- производители материально-технических средств, выполняющие также роль продавцов своей продукции.

За последние два десятилетия научные и производственные коллективы РФ выполнили

большой объём исследований для поиска и разработки новой концепции в области организации технической эксплуатации машин, используемых предприятиями АПК страны. По результатам этой работы разработаны и предложены к внедрению рекомендации по формированию новой, перспективной организации технического сервиса сельскохозяйственной техники с участием дилеров заводов-производителей и других предприятий технического сервиса. Разработано и внедрено в производство современное высокопроизводительное технологическое оборудование, адаптированное к конструктивным изменениям важнейших агрегатов машин нового поколения. Рекомендованы современные подходы к организации системы ТО и ремонта, основанные на управлении техническим состоянием машин с учётом теории их старения. Эти новые взгляды на организацию ТО, основанные на конструктивных особенностях современной техники, могут обеспечить повышение эффективности и качества обслуживания и ремонта за счёт сокращения времени выполнения работ и сокращения перечня технологических операций [7].

Для решения проблемы модернизации системы технического сервиса машин в последнее время рекомендованы три основных перспективных варианта. В качестве первого варианта рассматривается возможность использования современного, технологичного оборудования для выполнения операций по профилактике технического состояния техники.

Второй вариант основывается на совершенствовании операций ТО за счёт улучшения показателей ремонтопригодности машин на этапе их проектирования и конструирования. В основе третьего варианта совершенствования системы технического сервиса предлагается использование известной концепции ТО на основе широкого применения средств и методов диагностирования остаточного ресурса машин.

Анализ результатов отечественного и зарубежного опыта работы дилерских предприятий доказывает, что дилерское предприятие, занимающееся оказанием услуг в области обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, должно располагать свои производственные подразделения ближе к зонам концентрации сельхозпроизводителей. Это позволяет более оперативно выполнять заказы по устранению неисправностей, возникших как в гарантийный, так и послегарантийный периоды с целью снижения времени простоев техники при выполнении полевых работ [8, 9].

Эксплуатирующие технику сельхозпредприятия сотрудничают со следующими структурами системы технического сервиса:

- с дилерами - покупка техники и запасных частей, гарантийное и послегарантийное обслуживание своей техники;

- с другими действующими ремонтно-обслуживающими предприятиями для направления при необходимости вышедших из строя машин, их узлов и агрегатов в ремонт;

- с торговыми организациями, выступающими в качестве обменных пунктов, - сдача вышедшего из строя агрегата в ремонт и получение отремонтированного из имеющегося ремфонда.

Предъявляемые заводом-изготовителем и подразделениями госконтроля требования являются стимулом для создания современных, хорошо оснащённых всем необходимым дилерских центров с высококвалифицированными специалистами в области ТС.

В странах Западной Европы и Северной Америки система технического сервиса машин в агропромышленном комплексе сформировалась к 1960-м годам. Данная система технического сервиса продукции ведущих фирм-производителей сельскохозяйственной техники при большом разнообразии организационных форм рассматривается, как функционально действующая структура, в основу которой входят следующие основные виды услуг [10]: предпродажная подготовка машин перед поставкой их потребителю; обеспечение сельхозпроизводителей запасными частями к поставленным машинам; выкуп и реновация подержанной техники с целью дальнейшей перепродажи её сельхозпроизводителям; подготовка и обеспечение специальной нормативно-технической документацией потребителей машин и дилерских предприятий; обучение и повышение квалификации работников дилерских центров и предприятий-производителей; выполнение работ по гарантийному и послегарантийному техническому обслуживанию, по диагностированию и ремонту с последующим устранением отказов и неисправностей техники.

Зарубежные фирмы - изготовители машин руководствуются следующими принципиальными положениями в области организации технического сервиса: ответственность за обеспечение работоспособного состояния производимой техники в течение всего срока службы; организация технической эксплуатации машин в тех регионах, где они эксплуатируются; разработка необходимой нормативно-конструкторской документации по производственной и технической эксплуатации, подготовка кадров, подготовка ремонтно-обслуживающей базы до начала серийного производства машин; осуществление мероприятий по сбору информации о надёжности техники в условиях производственной эксплуатации с целью получения данных для дальнейшей модернизации продукции.

Дилерские предприятия выполняют основную часть функций ТС машин и оборудования АПК в большинстве развитых стран. Часть из них

входят в структуру предприятий, производящих сельхозмашины, при этом они имеют самостоятельный юридический статус и сотрудничают с производителями на договорной основе. В последнее время многие дилерские предприятия имеют договоры о сотрудничестве с несколькими производителями.

Основная задача государственной политики развитых зарубежных стран в сфере обеспечения сельхозпроизводителей современной техникой и оборудованием, последующей организации системы фирменного сервиса техники - это осуществление того принципа, что изготовитель и дилер несут совместную ответственность за техническое состояние парка машин в АПК в течение всего срока их эксплуатации с момента приобретения.

В развитых странах практикуют следующие формы организации дилерских сетей:

1. Задачи фирменного сервиса осуществляет завод-изготовитель, сервисное предприятие входит в структуру фирмы и финансируется из её средств.

2. Сеть дилерских предприятий. Дилерские центры выступают в качестве посредников, которым фирма-производитель поручает продажу и последующий сервис своей продукции в различных регионах. Данная организация технического сервиса предусматривает, что все конфликтные ситуации решает дилер, фирма-изготовитель при этом, по сути дела, оплачивает все расходы, давая дилеру скидки при оптовой продаже своих изделий.

3. Производитель техники поручает дилеру проведение работ по техническому сервису, но при этом сам контролирует качество сервисных услуг, осуществляемых дилером.

Организация работы российских дилерских предприятий в сфере обеспечения техникой сельхозпроизводителей и оказания последующих сервисных услуг во многом опирается на опыт работы ведущих зарубежных дилерских предприятий - представителей заводов - производителей машин и оборудования для механизации производственных процессов в сельском хозяйстве.

На сегодняшний день в РФ используются две формы осуществления фирменного технического сервиса машин АПК в гарантийный период эксплуатации. Согласно первой форме построения ТС ответственность за предпродажную подготовку и гарантийный технический сервис машин полностью ложится на дилерские предприятия, действующие в регионах, они занимаются продажей машин потребителю и имеют свою сеть сбыта продукции. При такой форме организации дилеры могут выполнять не соответствующие их профилю сервисные функции, потому что не имеют для качественного выполнения работ со-

ответствующей ремонтно-обслуживающей базы, специалистов и опыта. Завод-изготовитель при такой форме сотрудничества с дилером стимулирует деятельность дилеров, обеспечивая скидки на цены своей продукции, включая запасные части. Такой подход к организации фирменного сервиса машин зачастую не способствует поддержанию высокой надёжности машин и их конкурентоспособности по отношению к аналогам. Тем не менее подобная организация работы дилерских предприятий достаточно распространена в регионах нашей страны. Одной из причин этого является то, что она не требует больших финансовых затрат со стороны завода-изготовителя.

Вторая форма организации фирменного сервиса предусматривает, что производитель машин и оборудования создаёт в регионах свою сеть дилерских центров для решения задач реализации технического сервиса МТП потребителей. Такая форма является более перспективной при организации фирменного сервиса, однако она требует больших затрат на создание сети фирменных дилерских центров со стороны изготовителя машин. Такие крупные производители техники для АПК, как ОАО «Ростсельмаш», Петербургский тракторный завод, создают подобную дилерскую сеть в различных регионах страны. В данном случае дилерские центры являются юридическим лицом и выполняют работы по предпродажной подготовке машин, их гарантийному обслуживанию и ремонту в течение гарантийного срока использования. При эксплуатации машин в послегарантийный период также на договорной основе с владельцами возможно проведение их обслуживания и ремонта.

В экономически развитых странах обычно функционируют как дилеры завода-производителя, так и независимые дилерские центры. В РФ в настоящее время пока невозможно все сохранившиеся ремонтно-обслуживающие предприятия включить в дилерскую сеть определённых заводов-изготовителей сельскохозяйственной техники, также невозможно разделить сложившуюся базу ТО и ремонта на отдельные независимые дилерские предприятия. Поэтому необходимо обеспечить совместную деятельность создаваемой сети предприятий фирменного технического сервиса и сложившейся за последние десятилетия региональной системы технического сервиса [10].

В качестве примера деятельности современных дилерских центров, осуществляющих поставки и последующий гарантийный и послегарантийный технический сервис машин АПК на территории Красноярского края, рассмотрим два наиболее крупных дилерских предприятия. Первое из них - это коммерческое малое предприятие АО «Назаровоагроснаб». Основными

потребителями услуг АО «Назаровоагроснаб» являются сельхозпроизводители Красноярского края, ряда районов Хакасии и Кемеровской области. Компания АО «Назаровоагроснаб», является официальным дилером крупнейших заводов-изготовителей: ООО «КЗ «Ростсельмаш», ООО «Клевер», «КАМАЗ» и др.

Основные направления деятельности предприятия: поставка потребителям тракторов VERSATILE (ООО «КЗ «Ростсельмаш»); продажа зерноуборочных комбайнов «Акрос», «Вектор», кормоуборочных комбайнов «Дон-680», РСМ 1401-3; продажа прицепной и навесной техники для кормозаготовки (ООО «КЗ «Ростсельмаш»); поставки запасных частей в широком ассортименте.

Данное предприятие осуществляет предпродажное, сервисное, гарантийное и послегарантийное обслуживание тракторов, комбайнов производства ООО «КЗ «Ростсельмаш», с/х техники: дискаторов, ПК «КУЗБАСС». Качественный профессиональный ремонт электрооборудования, топливных насосов дизельных двигателей, гидросистем типа ГСТ-90, ГСТ-112. Высококачественный ремонт и регулировку топливных насосов дизельных двигателей (ЯМЗ, УТН, КАМАЗ, НД, ЛСТН, ТН) и форсунок.

Во время уборочной кампании по первому вызову из хозяйства согласно сервисной программе компании «Ростсельмаш» квалифицированная ремонтная бригада оперативного реагирования на нескольких автомобилях, оснащённых всем необходимым оборудованием и инструментом, в течение 24 часов осуществляет выезд прямо в поле, где специалисты сервисного центра устраняют любые неисправности и разбираются в причинах их возникновения. Необходимый запас запчастей в ОАО «Назаровоагроснаб» всегда имеется.

Еще один известный в Красноярском крае дилер сельскохозяйственной техники - ООО «АгроСельхозтехника», который сотрудничает с ОАО «Гомсельмаш» и ЗАО СП «Брянсксель-маш» с 2007 г. Наряду с различной сельскохозяйственной техникой производства Беларуси, предприятие является официальным дилером в Красноярском крае производителя тракторов ХТА торговой марки «Слобожанец», базой для данных тракторов является трактор Т-150К.

Сведения о видах сервисных услуг, оказываемых названными дилерами, объёмы выполненной работы по техническому сервису реализованных сельхозпроизводителям машин представлены в таблицах 1 и 2.

1. Виды сервисных услуг АО «Назаровоагроснаб» (по данным предприятия)

Данные дилера Марка машины Количество

Машины, обслуживаемые по гарантии в соответствии с нормативами наработки Тракторы 31

VERSATILE-425 1

VERSATTLE-2375 30

Комбайны 250

Акрос-550 40

Акрос-585 50

Акрос-595 33

ШС-150 4

Вектор-410 78

Машины, обслуживаемые после гарантии в соответствии с нормативами наработки РСМ-161 8

Дон-680М 25

РСМ-1401 10

Машины, отремонтированные в рамках гарантии Акрос 4

Вектор 5

Дон-680М 4

Машины, ремонт которых проведён в послегарантийный период РСМ 1401 2

Акрос 15

Поставки расходных материалов (фирменные смазывающие и прочие материалы) Поставки с завода-изготовителя, всех комплектующих и необходимых деталей, в том числе смазочных материалов В необходимом количестве по годовой заявке дилера

Помещения и оборудование для ТО и диагностики машин Цех сборки машкомплектов КЗК, цех сборки прессов ПРФ, предпродажной подготовки и оказания прочих услуг - 1296 м2

Помещения и оборудование для ремонта Цех предпродажной подготовки и оказания прочих услуг - 1296 м2. Стенд для испытаний и регулировки топливной аппаратуры - 2 шт., стенд для испытаний агрегатов гидросистем, стенд для испытаний агрегатов электрооборудования, стенд для обкатки двигателей после ремонта, приспособления, инструмент

Сервисная техника УАЗ-452 - 1 шт., Газель 3221 - 1 шт., Газель 3302 - 2 шт., Камаз 5320 - 1 шт., Hino Ranger (с манипулятором)

2. Виды сервисных услуг ООО «АгроСельхозтехника» (по данным предприятия)

Данные дилера Марка машины Количество

Машины, обслуживаемые по КЗС-812, ТО-1/2 5

гарантии (виды ТО) КЗС-10 , ТО-1/2 4

КЗС-1218, ТО-1/2 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КСК-600, ТО-1/2 3

К-Г-6 УЭС-2-280, ТО-1/2 2

Машины, обслуживаемые после КЗС-812, ТО-3 18

гарантии (виды ТО) КЗС-10, ТО-3 20

КЗС-1218, ТО-3 50

КСК-600, ТО-3 22

Машины, отремонтированные КЗС-812 - регулировка топливного насоса, регулировка системы 2

в рамках гарантии (характер кондиционирования кабины.

ремонта) КЗС-10 - устранение вибрации в системе очистки комбайна. 1

КЗС-1218 - регулировка включения режимов КПП, устранение 2

неисправности электромагнита в распределителе

КСК-600 - устранение подтеков масла в ГСТ 1

Машины, ремонт которых КЗС-812 - замена решет очистки, ремонт системы кондициони-

проведен в послегарантийный период (характер ремонта) рования кабины, настройка электроуправления узлами машины, ремонт ГСТ, ремонт гидравлической системы 18

КЗС-10 - ремонт системы очистки, замена шнеков очистки,

ремонт режущей части жатки комбайна, восстановление работы 20

гидросистемы

КЗС-1218 - ремонт системы ГСТ, замена насоса ГСТ, ремонт

включения выключения системы запуска молотилки, замена 50

РТИ комбайна

КСК-600 - ремонт питающего измельчающего аппарата комбайна, ремонт режущего аппарата жатки комбайна, устранение 22

неполадок в электросистеме машины

Поставки расходных материа- Поставки с завода-изготовителя всех комплектующих и необхо- В необходимом ко-

лов (фирменные смазывающие и прочие материалы) димых деталей, в том числе смазочных материалов личестве по годовой заявке дилера

Помещения и оборудование для ТО и диагностики машин Цех сборки машкомплектов КЗК, цех сборки, прессов ПРФ, складские помещения более 3500 м2

Помещения и оборудование для Помещения 1500 м2: склады + ремонтные цеха.

ремонта Все необходимые станки для ремонта гар. деталей и механизмов: сверлильный, токарный, заточной; сварочный агрегат; станок для проверки топливных насосов, гидрора-

спределителей и т.д.

Сервисная техника и регион Волга ГАЗ 3115 - 1 шт., Газель 2705 - 1 шт., Газель 3302 - 1 шт., Nissan AD - 1 шт.,

обслуживания Камаз 5320 - 1 шт. Основной регион обслуживания - Красноярский край

Анализ данных таблиц 1 и 2 позволяет утверждать следующее: основной объём выполняемых для потребителей услуг приходится на проведение профилактических работ, связанных с проведением гарантийного и послегарантийного ТО. Услуги по ремонту машин занимают гораздо меньший объём и представляют собой проведение работ по устранению отдельных отказов машин, возникших в гарантийный и постгарантийный периоды эксплуатации машин, проданных самим дилерским центром или приобретённых сельхозпроизводителями и другими владельцами в сторонних торговых организациях. Наиболее чётко эта тенденция прослеживается в работе ООО «АгроСельхозтехника». Оба дилерских предприятия не имеют необходимого оборудования для проведения полнокомплектного ремонта сложных машин. Это обусловлено тем, что подобного рода услуги являются весьма до-

рогостоящими, и сельскохозяйственные предприятия обычно самостоятельно решают проблему ремонта техники перед напряжённым периодом сельхозработ, используя для этого собственную ремонтно-обслуживающую базу и специалистов.

Перечень оказываемых услуг соответствует требованиям, предъявляемым заводами-изготовителями при осуществлении партнёрских отношений в области обеспечения сельхозпроизводителей современной техникой и оборудованием, последующей организации системы фирменного сервиса поставляемой техники.

Выводы. Анализ существующих в настоящее время форм организации технического сервиса сельскохозяйственной техники, эксплуатируемой предприятиями АПК, основывающихся на современном подходе к концепции ТС, позволил установить новые взгляды на организацию ТО машинно-тракторного парка (МТП), основанные

на конструктивных особенностях современной техники, способные существенно повлиять на повышение эффективности поддержания машин в работоспособном состоянии.

Изучение опыта в области исследований, проведённых научными и производственными коллективами РФ для поиска и разработки новой концепции в области организации технической эксплуатации машин, используемых предприятиями АПК страны, позволяет утверждать, что в последнее время достаточно успешно используется новая, перспективная организация ТС машин с участием дилерских центров и других участников сферы технического сервиса МТП сельхозпредприятий.

В результате изучения опыта работы двух дилерских центров, занимающихся поставками и последующим сервисным сопровождением машин и оборудования сельхозпроизводителей, установлено следующее. Основная сфера деятельности подобных предприятий ТС - это поставки машин и прочего оборудования для потребителей, последующее гарантийное и послегарантийное сопровождение, заключающееся прежде всего в оказании услуг по периодическим ТО машин, а также в проведении частичного текущего ремонта вышедших из строя отдельных, сложных по своей конструкции агрегатов и систем сельскохозяйственной техники.

Литература

1. Игнатьев Л.М., Абдразаков Э.Ф. Формирование двухуровневой системы организации регионального технического сервиса сельскохозяйственной техники // Вестник Саратовского госагроуниверситета. 2011. № 10. С. 50 - 54.

2. Игнатьев Л.М., Абдразаков Э.Ф. Организация регионального технического сервиса сельскохозяйственной техники // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2011. № 9. С. 2 - 4.

3. Урбанская Г.Г., Тарасов В.И., Королев В.А. Совершенствование организационно-экономических взаимоотношений в области технического сервиса в АПК // Актуальные экономические проблемы деятельности предприятий агропромышленного комплекса. М., 2002. С. 151 - 154.

4. Дидманидзе О.Н., Корнеев В.М. Технический сервис в АПК. М.: МЦ «Триада», 2015.110 с.

5. Теоретическое исследование структуры ремонтно-обслуживающих воздействий с учётом особенностей использования техники в различные периоды работ в сельском хозяйстве / А.П. Соломкин, О.В. Мяло, С.П. Прокопов [и др.] // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2016. № 2 (22). С. 247 - 253.

6. Технология ремонта машин / под ред. Е.А. Пучина. М.: Колос, 2007. 488 с.

7. Корнеев В.М., Катаев Ю.В. Система обеспечения работоспособности техники в агропромышленном комплексе // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: сб. матер. Всерос. науч.-методич. конф. с междунар. участ., посвящ. 100-летию академика Д.К. Беляева. 2017. С. 86 - 91.

8. Ресурсосберегающие технологии ремонта сельскохозяйственной техники: учебное пособие / И.Н. Кравченко, В.М. Корнеев, Д.И. Петровский [и др.]. М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2018. - 184 с.

9. Бабушников Ю.А. Современная концепция фирменного технического сервиса // Студенческая наука -взгляд в будущее: матер. XV Всерос. студенч. науч. конф. Секц. 3. Техническое обеспечение агропромышленного комплекса / Красноярск / ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ. Красноярск, 2020. С. 45 - 47.

10. Юдин М.И., Стукопин Н.И., Ширай О.Г. Организация ремонтно-обслуживающего производства в сельском хозяйстве: учебник. Краснодар: КГАУ, 2002. 944 с.

Сергей Юрьевич Журавлёв, кандидат технических наук, доцент. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Мира, 90, [email protected]

Sergey Yu. Zhuravlev, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor. Krasnoyarsk State Agrarian University. 90, Mira St., Krasnoyarsk, 660049, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.