УДК 316.35+314.6
Т. В. Климова
Вице-Президент Республиканского Совета женщин ул. Айтиева, д. 51, кв. 46, г. Алматы, 05 0008,Казахстан
E-mail: klimova tv @ mail.ru
СОВРЕМЕННАЯ КАЗАХСТАНСКАЯ СЕМЬЯ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
В Декларации тысячелетия (2000 г.), которую подписали практически все страны мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены как третья цель развития человечества в третьем тысячелетии.
В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами своих прав и возможностей.
За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.
В Казахстане создана достаточная правовая база по вопросам семьи, женщин и детей. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан (ст. 27), брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Закон «О браке и семье» устанавливает и регулирует семейно-брачные отношения. Определен главный принцип - равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В 1998 г. Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины». Подписан Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека.
В 2003 г. постановлением Правительства одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране: достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола.
На четвертом Форуме женщин Казахстана, состоявшемся в сентябре 2004 г. в г. Астана, Президент страны поручил Правительству и Национальной комиссии по делам семьи и женщин разработать на базе данной Концепции Стратегию гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 гг., в которой должны быть четко обозначены основные направления деятельности, включая экономическую, социальную и политическую сферы, определить по срокам систему мер для обеспечения равных возможностей женщинам.
Стратегия была утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан в ноябре 2005 г.; она предусматривает решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин в период с 2005 до 2015 г.
Она является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным этапом становления демократии. В этой связи в каждый раздел стратегии включены разработанные совместно с Региональным офисом ЮНИФЕМ индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей, в семье, переживающей кризис в современных условиях.
Парадигма кризиса семьи как социального института рассматривает семейные изменения как исторически конкретные выражения глобального системного кризиса в семье, вызванно-
1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Том 6, выпуск 2 © Т. В. Климова, 2006
го не какими-то случайными, временными несоответствиями, проблемными ситуациями, а коренными, сущностными, атрибуативными чертами индустриально-рыночной цивилизации.
Ослабление социально-нормативной регуляции семейности, трансформация культурных символов и образцов, снижение ценности брака, семьи с детьми, единства всех поколений -вот те социальные процессы, которые раскрывают сущность кризиса семьи.
Динамика семейных изменений совпала с сопровождающимися экономическими спадами, отчего распад семейных ценностей рассматривается исключительно в связи с ухудшением экономического положения населения. Однако подорванными оказались не только экономические, но и социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночнохолостяцкой независимости и др.
В рамках концепции кризиса семьи, разрабатываемой известным социологом и демографом А. И. Антоновым, не только названы факторы этого кризиса, но и обсуждаются критерии невыполнения семьей ее институциональных функций по рождению, содержанию и социализации детей, а также определяются показатели и признаки семейного кризиса:
- нестабильность малодетной семьи как выражение неустойчивости связи супружества, родительства и родства;
- сверхнизкая детность семьи, неуклонно сползающая к массовой однодетности;
- неадекватная социализация новых поколений, разрушение преемственности старших и младших поколений семьи [1].
Сходной оценки придерживаются В. Н. Архангельский, В. И. Бестужев-Лада, А. Кузьмин, В. М. Медков. Ряд ученых, например, Е. М. Римашевская и ее коллеги, дают иные признаки кризиса семьи и иные его причины: а) расслоение общества; б) осложнение жилищной проблемы; в) снижение физического и психического здоровья; г) снижение работоспособности; д) криминализация и люмпенизация молодежи и др. [2].
Российский ученый Ю. А. Гаспарян отмечает, что перечисленные оценки «могут оказаться в некотором смысле щадящими, если их не дополнить замечаниями по поводу причин возникновения подобных последствий и об их результатах. Наиболее тяжелым для института семьи, пошатнувшим сами основы семьи (курсив автора), явилось, во-первых, отчуждение семьи от права собственности и, как следствие, ограничение ее хозяйственной функции. Во-вторых, последствием урезания экономико-производственной функции явилось изъятие права наследования, на чем, как известно, в значительной степени зиждется связь между поколениями. В-третьих, разрыв этой связи подорвал действие сложившегося этнокультурного механизма передачи национальных традиций из поколения в поколение, способных выполнять социально-регулятивную функцию поведения, особенно подрастающих поколений. В-четвертых, деприватизация хозяйственно-экономических функций семьи породила социальное иждивенчество и неоправданные надежды на удовлетворение витальных потребностей за счет общественного распределения, а в итоге - утрату индивидуальной инициативы в реализации изначально присущей семье заботы о материальном ее благополучии». [3].
Названные причины кризиса являются характерными для современной казахстанской семьи. По мнению казахстанского ученого З. Ж. Жаназаровой, помимо внешних факторов любая семья сталкивается с проблемами, возникающими при прохождении ею естественного жизненного цикла. Можно констатировать, что семья сегодня находится в экстремальной ситуации, отмечая при этом:
1) резкое обнищание населения, снижение доходов семьи;
2) рост подросткового суицида;
3) увеличение числа семей безработных с несовершеннолетними детьми (их них около 10 % - неполные «материнские» семьи, более 10 % - многодетные);
4) разделение родительства и семьи (супружества), выражаемое в распространении неполных семей и увеличении числа супружеских пар, не желающих иметь хотя бы одного ребенка;
5) разделение институтов брака и семьи. Рост фактических браков и рождения внебрачных детей и т. д.;
6) разрыв многопоколенных семей и отношений между поколениями;
7) рост бедных, нищих (обездоленных) семей;
8) распространение категории неблагополучных семей [4].
Кроме того, при изучении проблем семейного кризиса сегодня значимыми являются понятия «жизненная сила семьи» и «жизненные силы человека». По мнению российского ученого С. И. Григорьева (Алтайский государственный университет), автора концепции «жизненных сил человека», эти категории социологического витализма характеризуют способность человека воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в исторически конкретном жизненном пространстве и в рамках взаимосвязи людей по поводу их жизненного пространства - первичных, базовых социальных отношений владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, развертывающихся во всех основных сферах жизни общества. Это, в свою очередь, формирует всю систему ролей человека в социуме, его жизненные силы, индивидуальную и социальную субъектность. Ограниченность, неразвитость жизненного пространства снижают возможность реализации жизненных сил человека, ведут их к деградации, редуцируют базовые социальные отношения, индивидуальноличностную и социальную субъектность человека как биопсихосоциального существа [5].
Семья связывает отдельного человека с социальной средой. Эта связь достаточно актуальна в условиях рынка, когда семья способствует индивидам адаптироваться в рыночных условиях общества, найти свою нишу. Однако известно, что кризисные ситуации как в целом в стране, так и в отдельно взятой семье, в какие-то периоды истории укрепляли семейные связи, становились точкой отсчета для роста благополучия в плане крепости семьи, способствовали росту значительности семейных ценностей.
Ценностные ориентации - это устойчивое стремление человека к тем или иным ценностям как свойствам общественных и природных явлений, способных удовлетворять потребности, интересы, нужду людей в решении жизненно значимых для них проблем.
Виталистская социология, ориентируясь на анализ индивидуальной, личностной и общественной субъектности человека, придает ценностным ориентациям большое значение. Системообразующую роль в ценностных ориентациях она отводит смысложизненным ориентациям, соответствующим им представлениям людей о справедливом и несправедливом.
Существенно важно и то, что ценностные ориентации в виталистском социологическом знании связываются не только с миром социального, но и с миром психического, а также биологического, физиологического, детерминирующего социальные действия индивида, социальных групп, этнических сообществ. Соответственно, мир ценностей человека увязывается с физическим, психическим и социальным здоровьем человека, которое представляется как главная ценность [6].
Важным становится изучение целевой ценности как компонента социального действия, основной функцией которого является предваряющее формирование действительности, а основным признаком - причинная значимость, достижение которой обеспечивает человеку чувство удовлетворения при переживании повседневных, типичных событий.
Социальное и научное созидание как целевая ценность основывается на потребности личности в сохранении человеческой популяции, предполагает интуитивное мышление и приверженность символическим идеалам, максимальную реализацию присущих этой потребности возможностей и активацию жизненных сил [7].
В Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан определены цели не только по укреплению института семьи и семейно-брачных отношений, повышению престижа семьи, но и по пропаганде ценностей брака и семьи, достижению гендерного равенства в семейных отношениях, обеспечивающих социальную и культурную преемственность поколений и являющихся фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества.
Анализ социально-демографических процессов, состояния семейно-брачных отношений (по данным переписи населения в 1999 г.) показывает, что в Казахстане около 3,5 млн семей. Средний размер семьи - 4 чел., в том числе на селе - 4,6 чел., в городе - 3,6 чел. В браке состояло 56 % женщин и 62 % мужчин.
Увеличивается средний возраст вступления в брак. В 2003 г. он составил у женщин
23,7 года, у мужчин - 26,7 лет.
Около 1 млн чел. (9,1 %) являются вдовыми, причем среди них женщин почти в 6 раз больше, чем мужчин, в основном, за счет старшего и пожилого возраста.
Почти 700 тыс. чел. (6,4 %) - разведенные и разошедшиеся граждане; женщин здесь также почти вдвое больше, чем мужчин.
Более 0,5 млн женщин старше 23 лет (каждая девятая) не имеют детей.
445 тыс. домохозяйств, или 11 %, состоят только из матерей с детьми, из которых почти две трети - из матерей с несовершеннолетними детьми.
На начало 2004 г. общая численность населения в республике составила 14 951,2 тыс. чел., в том числе женщин - 7752,2 тыс. чел. (51,9 %), мужчин - 7 199 тыс. чел. (48,1 %). На 1 000 мужчин, в среднем, приходится 1 077 женщин.
Гендерный состав населения в возрасте от 0 до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50 % и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 65,8 лет, в том числе мужчин 60,4, женщин - 71,5 лет. Женщины живут дольше мужчин на 11,1 лет.
В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.
Очевидное меньшинство женщин на уровне принятия решений уменьшает их возможности участвовать в создании справедливого социального общества.
Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 г. в службы занятости женщин по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая. Высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам-специалистам перспектив должностного роста.
В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата в среднем составляет лишь 61 % от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях, даже в таких традиционно «женских» отраслях, как здравоохранение и образование.
Не изжиты факты насилия в отношении женщин и их сексуальной эксплуатации. Отсутствие механизмов применения в судах Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин затрудняет защиту их прав.
Все эти факторы еще раз подтверждают кризисную ситуацию в современной казахстанской семье, в связи с чем становится актуальным изучение ценностных ориентаций и мотивационного поведения в процессе воспроизводства семьи.
С целью изучения роли семьи как социального института и семейного образа жизни, ценностных ориентаций нами проведено социологическое исследование на тему: «Семья, дети, семейное благополучие» (г. Алматы, 2005 г., опрошена 1 000 респондентов) 1.
Основные задачи исследования:
- определение у населения ассоциаций, связанных с семейным образом жизни;
- определение соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций;
- выявление отношения к семейному образу жизни;
- изучение отношения населения к употреблению спиртных напитков и наркотиков;
- определение гендерных стереотипов в сфере родительства;
- выявление факторов, влияющих на планирование семьи;
- определение причин использования различных методов контрацепции и отношения к ним женщин города Алматы в зависимости от различных социально-экономических факторов (образование, профессия, уровень доходов);
- выявление скрытых мотивов прибегания к абортам;
- изучение семейных доходов населения;
- изучение репродуктивных установок населения г. Алматы (идеальное и желаемое число детей).
Одной из задач исследования являлось выяснение ассоциации населения с семейным образом жизни.
Семейный образ жизни у алматинцев ассоциируется в большей степени с наличием законного супруга - 28 % респондентов. У 42 % - с наличием хотя бы одного ребенка. В тоже время около 8 % женщин наличие законного супруга связывают с семейным образом жизни в незначительной степени, только четыре процента - с семьей с тремя и более детей. 17 % семейный образ жизни не представляют себе без близких родственников и родителей (рис. 1).
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Акимата г. Алматы, в соответствии с бюджетной программой 362001003149.
Рис. 1. Ассоциации населения с семейным образом жизни
Достижение семейного благополучия многие алматинцы соотносят с высокой заработной платой, что для 70 % респондентов является главным на современном этапе, для 18 % оно связано с укреплением здоровья, у 7 % - с удлинением сроков жизни и удовлетворенностью сексуальной жизнью, у 3 % - с поисками смысла жизни и только каждый пятый соотносит его с успехом в семейной жизни.
Более трех процентов респондентов главным для себя выделили наличие власти над людьми (рис. 2).
С высокой зарплатой
С успехом в семейной жизни
С укреплением здоровья
С удлинением сроков жизни
С
удовлетворенностью в сексуальной жизни
С поисками смысла жизни
С властью над людьми
—I—
10
42
20
—I—
20
—I—
30
—I—
40
—I
50
7
7
3
0
Рис. 2. Ассоциации алматинцев с достижением семейного благополучия, %
На вопрос «согласны ли Вы с тем, что наличие нескольких детей в семье может быть благом столь же сильным по своей привлекательности, как и ...» - респонденты ответили следующим образом. Более 50 % наличие нескольких детей соотносят по уровню привлекательности с успешной карьерой и уважением в глазах окружающих, более 30 % - с богатством и славой (рис. 3).
Карьера Богатство Уважение в Слава
глазах
окружающих
□ Согласны □ Не согласны
Рис. 3. Ассоциации алматинцев с наличием нескольких детей в семье, %
Более 78 % респондентов считают, что очередность рождения ребенка как-то влияет на его судьбу.
Около 80 % уверены в том, что первенцы более удачливы в жизни, чем последние по порядку рождения детей. В тоже время каждый пятый, т. е. 20 % утверждают обратное.
На вопрос «как Вы считаете, в каких семьях легче воспитывать детей?» 38 % респондентов ответили, что в семье с одним ребенком, 62 % - в многодетной семье.
Более 30 % алматинцев считают, что выше всего риск воспитания неблагополучных детей в семьях, где есть только мать и единственный ребенок, на втором месте послеразводная семья со сводными детьми - 28 %, затем семьи с обоими родителями и единственным ребенком (22 %) и семьи с обоими родителями и несколькими детьми (20 %).
Неоднозначно отношение алматинцев к некоторым явлениям современной жизни. Так, большинство (89 %) считают нормой совместную жизнь вне зарегистрированного брака, 13 % не считают отклонением от норм морали прибегать к услугам проститутки. Более 3 % процентов считают нормой сексуальные отношения подростков. Также 3 % алматинцев считают допустимым сексуальные отношения с лицом того же пола. Только 14 % от числа опрошенных считают, что при любых обстоятельствах необходимо сохранять семью и не идти на развод.
Анализ показывает вариативность в ответах на вопрос относительно сексуальных отношений до брака в зависимости от возраста респондентов. Из 16 % респондентов? считающих нормой вступление в интимные отношения до брака? женщины в возрасте от 40 до 45 лет составили 17 %, в возрасте от 25 до 40 лет - 21 %, остальные 62 % - это молодые девушки в возрасте от 18 до 25 лет.
В числе благосклонно относящихся к сексуальным отношениям подростков (35 % от числа опрошенных) также в большинстве своем молодые женщины, не состоящие в браке.
Неоднозначно отношение алматинцев к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Более 73 % респондентов отрицательно относятся к употреблению спиртных напитков, в тоже время 27 % считают, что если употреблять спиртные напитки в умеренных дозах, это ничем не грозит даже беременным женщинам.
В большинстве своем алматинцы отрицательно относятся к употреблению наркотиков (98 %), в то же время более 2 % из числа опрошенных считают допустимым употребление наркотиков.
Еще одной из задач исследования было изучение репродуктивных установок населения. Основные изменения рождаемости выражаются в медленных изменениях таких характеристик, как идеальное и желаемое число детей.
При выяснении мнений об идеальном количестве детей выяснилось, что для всех обследованных женщин средним идеальным числом детей является 2,8, для замужних женщин -3,0. У мужчин идеальное число детей выше на 0,2, чем у женщин.
Величина показателя «идеальное» число детей коррелирует с возрастом: от 2,3 для женщин 15-19 лет до 3,1 для женщин в возрасте 45-49 лет. У мужчин наблюдается похожая картина: от 2,6 до 3,7 соответственно. Женщины старших возрастных групп и с более низким уровнем образования в идеале желают видеть наибольшее количество детей.
Младшие когорты намерены иметь в среднем меньше детей, чем старшие. Это указывает на вероятность продолжения тенденции рождаемости к снижению.
Помимо различий в репродуктивных установках между поколениями, имеются различия в зависимости от социальных и национальных характеристик населения. Так, женщины-казашки сообщают о более высоком идеальном числе детей. Сходные различия наблюдаются и у мужчин. Есть предположение, что тип рождаемости, формирующийся при завершении демографического перехода, будет характеризоваться близостью фактического и желаемого числа детей.
Таким образом, мнение об окончательном числе детей в семье, сформированное задолго до их рождения, в среднем довольно устойчиво, и фактическое количество детей мало отличается от планируемого. Существующее многообразие вариантов демографического поведения в республике усиливает процесс распространения нового типа рождаемости.
Сокращение рождаемости происходит вследствие уменьшения самой потребности в детях. Социально-экономические условия влияют на рождаемость не непосредственно, а через репродуктивное поведение, через изменения в структуре потребностей, ценностей, социальных норм.
В основу одного из блоков исследования была положена гипотеза, что на фоне социокультурной дифференциации и изменения гендерных отношений происходит и изменение представлений в сфере родительства.
В сравнении с другими сферами социальной деятельности женщин и мужчин, гендерные стереотипы в сфере родительства, вероятно, наиболее устойчивы. Биологический диморфизм полов служит воспроизводству вида, и достаточно устойчиво в большинстве культур женская функция биологического деторождения жестко привязывается к социальному воспроизводству, а также к социальной конструкции «женского» в целом.
С другой стороны, именно потому, что воспитание детей приписывается женщинам, эта сфера считается не престижной, и, в свою очередь, не только в семье, но и на уровне других социальных институтов социализации детей, мужчины представлены гораздо реже. Увеличение удельного веса домашних хозяйств с одним родителем, обычно матерью, делает родительскую нагрузку еще более асимметричной, чем десятилетия назад. Мужчины редко вносят материальный или эмоциональный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном хозяйстве.
В ходе исследования изучены репродуктивные установки населения. Результаты исследования показали, что одним из основных методов регуляции рождаемости продолжают оставаться аборты, являющиеся одной и ключевой причин бесплодия и материнской смертности.
По характеру репродуктивного поведения женщин в различных группах выявлено, что женщины 20-29 лет отдают предпочтение родам, в возрасте 30-34 лет практически каждая женщина имела опыт аборта, а к завершению репродуктивной функции - в среднем 2,5 аборта.
По данным органов статистики, наибольшее число абортов было совершено в 2003 г. -
46,8 на 1 000 человек, в 2004 г. было снижение до 45,1 аборта на 1 000 человек (рис. 4) [8. С. 35].
Большой проблемой остается прерывание беременности путем аборта девушками в возрасте от 15 до 18 лет. Несмотря на снижение по сравнению с 2002 г. (16 случаев), в 2003 и 2004 гг. совершено по 9 абортов девушками в этом возрасте. Всего ежегодно женщинами Алматы совершается более 17 тыс абортов (табл. 1) [8. С. 36].
Рис. 4. Аборты в 2000-2004 гг. (число абортов на 1 000 женщин в возрасте 15-49 лет)
Таблица 1
Аборты по возрастным группам в 2004 г.
Возрастные группы Число абортов, ед. На 1 000 женщин в возрасте 15-49 лет *
до 15 лет 9 0,0
15-18 лет 655 1,7
19-35 лет 13 832 35,7
36 и старше 2 991 7,7
Всего 17 487 45,1
* тт
Для расчетов использована численность женщин на начало года.
Как показывает анализ, число абортов остается на достаточно высоком уровне, не смотря на то, что большая часть женщин используют какой-либо метод контрацепции. Более 63 %, от числа опрошенных пользуются контрацептивами.
При изучении отношения женщин к рождению детей установлено, что каждая вторая женщина хотела бы еще иметь детей. Наибольшее число женщин, желающих иметь детей, оказалось в возрастных группах 20-24 года (64 %), 25-30 лет (56 %). Как показывает анализ, наиболее настроенными на деторождение оказались женщины, не имеющие достаточных социально-экономических условий для реализации своего желания.
Только 12 % опрошенных молодых женщин в возрасте от 18 до 30 лет назвали трех и более детей в качестве желаемого числа. Это же количество детей было названо в качестве желаемого при наличии всех необходимых условий для воспитания детей.
Вступление человека в брак и образование семьи во многом обусловлено стабильностью экономики страны, и естественно, материального положения семьи.
Динамика номинальных и реальных денежных доходов населения Казахстана, сложившаяся за последние годы, характеризуется тенденцией к устойчивому росту. В течение 2000-2004 гг. номинальные денежные доходы населения увеличились вдвое, реальные денежные доходы за этот период возросли на 46 %. Стабильный рост заработной платы обусловлен стабилизацией экономики страны, увеличением производства товаров и услуг, активными действиями государства по проведению социальной и семейной политики.
Повышение благосостояния населения напрямую сказывается на величине расходов. По данным выборочного обследования домохозяйств, среднедушевые денежные расходы в 2004 г. в целом по республике (в среднем за один месяц года) составили 7 500 тенге (63 дол. США), увеличившись по сравнению с 2000 г.в 1,9 раза.
Позитивные сдвиги в уровне благосостояния казахстанской семьи находят отражение в структуре их потребления. В течение последних четырех лет в потребительских расходах населения наблюдается снижение доли затрат на приобретение продуктов питания с 49 % в 2001 г. до 40 % в 2004 г. с соответствующим увеличением удельного веса расходов на непродовольственные товары (с 24 до 29 %) и платные услуги (с 22 до 25 % соответственно) [9].
В целом же собственные материальные возможности (без кредита и долга) довольно ограничены. Например, только половина обследованных домохозяйств смогут накопить сумму в 1 тыс. дол., и из них лишь 19,1 в течение года, а 75,6 % домохозяйствам для этого потребуется более года или даже более 2 лет. Более чем у половины домохозяйств предназначение сбережений - образование детей.
Рост денежных доходов - один из главных факторов, влияющих на улучшение жизни населения. Результаты социологического исследования по данному блоку коррелируют с результатами выборочного обследования 1050 домашних хозяйств г. Алматы, проведенного в 2004-2005 г. Так, в 2005 г. увеличился доход алматинцев, использованный на потребление в среднем на душу населения. За последние пять лет динамика данного показателя характеризуется тенденцией к ежегодному увеличению. В 2004 г. темп роста по сравнению с 2003 г. составил 104,4 %, по отношению к 2001 г. - 132,2 %.
Результаты ежемесячных обследований домашних хозяйств показали повышение объемов потребительских расходов. По сравнению с республикой население города Алматы на покупку продовольственных товаров расходует на 2,3 процентных пункта больше денежных средств, на покупку непродовольственных товаров - на 6,9 процентных пункта меньше [10].
По результатам социологического исследования, алматинские семьи на питание расходуют 42 %, непродовольственные товары - 20,1 %, платные услуги - 21,5 % денежных средств. Более 11 % от доходов составляют накопления.
Ситуация на потребительском рынке оказывает решающее значение на структуру и объемы потребления товаров и услуг населением города. Увеличение цен на основные продовольственные товары повлекло за собой сокращение уровня потребления населением многих жизненно важных продуктов питания. Несбалансированное и низкокалорийное питание в первую очередь оказывает влияние на одну из главных характеристик общества - здоровье населения, в том числе репродуктивное здоровье женщин и мужчин.
Проведенное социологическое исследование показало ухудшение условий содержания, образования и воспитания детей в семьях, но вместе с тем позволило считать, что в связи с возросшими притязаниями людей на уровень материального благополучия показатели неудовлетворенности жизнью часто интерпретируются односторонне как индикаторы бедности. Возросшие ценностные ориентации заставляют считать неприемлемым не только средний, а даже высокий по международным стандартам уровень жизни, ведя к неудовлетворенности достигнутым.
17 % респондентов г. Алматы из семей, состоящих из 3-х человек, имеющих совокупный доход в 60 тыс. тенге (440 дол.), на вопрос «устраивает ли Вас эта сумма?», ответили: «Абсолютно не устаивает».
Результаты социологического исследования позволяют сделать вывод, что кризис семьи в г. Алматы прослеживается по ряду показателей. Одним из важнейших его составляющих является демографический кризис, непосредственно связанный с тем, что семья перестала выполнять одну и главнейших своих функций - функцию репродуктивную - деторождения.
В то же время семья, как кровно-родственная группа, является наиболее эмоциональной сферой человеческого существования, в которой удовлетворяется большинство жизненных потребностей человека.
Для 40 % алматинцев семья - это спасение от одиночества, для 28 % - дети, их воспитание. Каждый десятый алматинец в семье находит взаимопонимание и психологическую поддержку.
Однако у значительной части алматинцев семья ассоциируется с монотонным и неинтересным домашним трудом, потерей личной свободы и своей индивидуальности, у 5 % с семьей связаны самые большие разочарования.
Подобные ассоциации напрямую влияют на такой показатель, как установка на детность: только 12 % опрошенных молодых женщин в возрасте от 18 до 30 лет назвали трех и более детей в качестве желаемого числа. Каждая вторая женщина планирует иметь двоих детей, это же количество названо в качестве желаемого. Это не обеспечивает простое воспроизводство населения, т. е. происходит депопуляция, убыль населения.
При формирующихся рыночных отношениях со всеми их издержками, связанными с негативным отношением работодателей к женщинам, имеющим детей, беспомощностью и неопределенностью профсоюзов в отношении к ним, возрастает необходимость социальной
защиты здоровья детей, и в первую репродуктивного здоровья женщин. Среди причин, по которым женщины делают аборт, респонденты выделили, прежде всего, экономическую несостоятельность семьи.
Кроме того, проживание вне брака и без семьи стало социально-привлекательной моделью поведения. Часть населения выражает лояльное отношение к сексуальным отношениям с лицом того же пола.
Результаты исследования показали, что основным источником доходов трудоспособного населения является заработная плата. Изменилась структура не только доходов, но и расходов. Вследствие повышения цен на продовольственные товары снизилось потребление продуктов питания по основным видам продуктов, что оказывает негативное влияние на состояние здоровья семьи и детей.
Вместе с тем, институт семьи, представленный сегодня в Казахстане, в том числе и в Алматы способен отчасти (в силу специфики семьи как посредника между обществом и личностью, как своеобразного амортизатора и глушителя возникающих между ними напряжений) сгладить остроту отдельных негативных тенденций.
Список литературы
1. Антонов А. И. Семья и время // Вестн. МГУ. Сер. 18. 1997. № 2. С. 3-4.
2. Римашевская Н. М., Бреева Е. Б. Здоровье новорожденных - будущее здоровье нации // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 8-28.
3. Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. С. 47.
4. Жаназарова З. Ж. Семья в контексте безопасности современного казахстанского общества // Материалы международной конференции «Семья - краеугольный камень в построении мира на земле». Алматы, 2004. С. 11.
5. Григорьев С. И. Жизненное пространство человека // Словарь виталистской социологии / Под ред. С. И. Григорьева. М.: ГАРДАРИКИ, 2006. С. 89.
6. Ануфриева Л. М. Ценностные ориентации // Словарь виталистской социологии / Под ред. С. И. Григорьева. М.: ГАРДАРИКИ, 2006. С. 199.
7. Шилкина Н. Е. Целевая ценность // Словарь виталистской социологии / Под ред. С. И. Григорьева. М.: ГАРДАРИКИ, 2006. С. 198.
8. Женщины и мужчины города Алматы. Краткий статистический сборник. Алматы: Управление статистики г. Алматы, 2005.
9. Уровень жизни населения и бедность в Республике Казахстан. Статистический мониторинг / Совместное издание Агентства РК по статистике и расширенной Тематической группы ООН по бедности, занятости и социальной безопасности. Алматы, 2005. С. 19.
10. Уровень жизни населения города Алматы в 2004 году. Аналитическая записка. Алматы: Управление статистики г. Алматы, 2005. С. 14.