Научная статья на тему 'Современная кадровая политика в потребительской кооперации Нижегородской области'

Современная кадровая политика в потребительской кооперации Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / CONSUMER COOPERATION / PERSONNEL POLICY / PERSONNEL SECURITY / CORPORATE TRAINING / PERSONNEL RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матросов С.Н., Ушкова О.Е.

Статья посвящена современной кадровой политике, направленной на обеспечение кадровой безопасности в кооперативных организациях Нижегородской области и требующей пересмотра сложившихся стереотипов в подходе к подбору, обучению и закреплению кадров, в том числе и в вопросе конкурентоспособной оплаты труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern personnel policy in consumer cooperation of the Nizhniy Novgorod region

The article is devoted to modern personnel policies to ensure personnel safety in each cooperative organizations of Nizhny Novgorod region, and requiring review of the existing stereotypes in the approach to selection, training and retention of personnel, including questions of competitive remuneration package.

Текст научной работы на тему «Современная кадровая политика в потребительской кооперации Нижегородской области»

ЕГОРОВ Владислав Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Волгоград. E-mail: vlad-negoro2011@yandex.ru

YOVANOVICH, Tamara Georgiyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: srdjan@live.ru

EGOROV, Vladislav Viktorovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: vlad-negoro2011@yandex.ru

УДК 331.108.2:334.735

СОВРЕМЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Н. Матросов, О.Е. Ушкова

Статья посвящена современной кадровой политике, направленной на обеспечение кадровой безопасности в кооперативных организациях Нижегородской области и требующей пересмотра сложившихся стереотипов в подходе к подбору, обучению и закреплению кадров, в том числе и в вопросе конкурентоспособной оплаты труда.

Ключевые слова: потребительская кооперация; кадровая политика; кадровая безопасность; корпоративное обучение; кадровый резерв.

S.N. Matrosov, O.E. Ushkova. MODERN PERSONNEL POLICY IN CONSUMER COOPERATION OF THE NIZHNIY NOVGOROD REGION

The article is devoted to modern personnel policies to ensure personnel safety in each cooperative organizations of Nizhny Novgorod region, and requiring review of the existing stereotypes in the approach to selection, training and retention of personnel, including questions of competitive remuneration package.

Keywords: consumer cooperation; personnel policy; personnel security; corporate training; personnel reserve.

Приоритеты деятельности Нижегородского областного потребительского союза определены Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, принятой в 2008 г. Центросоюзом Российской Федерации. Согласно этому документу Нижегородская потребительская кооперация должна в первую очередь обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости жителей села, организовывать закупки сельхозпродукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также перерабатывать сырье и реализовывать продукцию через магазины и точки общепита [1]. В глобальном смысле цель системы - обеспечить селу достойный уровень жизни, максимально соответствующий современному уровню сервиса и ассортимента. Помимо этого, Нижегородский областной потребительский союз является крупным работодателем именно для сельских районов - сейчас в системе потреби-

тельской кооперации работают около 10 тыс. человек [4].

Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют по-новому рассматривать комплекс вопросов по подбору и расстановке кадров, обеспечению кадровой безопасности. Эффективное развитие системы потребительской кооперации в рыночных условиях может быть обеспечено только при реализации целенаправленной кадровой политики [6].

Современная кадровая политика Нижегородской потребительской кооперации, согласно Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, включает следующие основные направления: сохранение и развитие кадрового потенциала, совершенствование мотивации труда; развитие образовательной деятельности в системе потребительской кооперации;

118

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)

социальное развитие. С этой целью в организациях ведется следующая работа: планирование потребности в кадрах; подготовка кадров; привлечение в кооперацию молодежи и создание условий для служебной карьеры; рациональный подбор и расстановка кадров так, чтобы обеспечить сочетание опытных и молодых работников; выдвижение женщин и молодежи на руководящие должности; формирование кадрового резерва с целью заполнения образовавшихся вакантных должностей подготовленными работниками; материальное и моральное стимулирование работников; организация воспитательной работы с кадрами, направленной на формирование трудовых коллективов, способных к эффективной совместной деятельности в самоуправляемой кооперативной организации.

В последние годы наметилась тенденция старения кадрового состава во многих организациях системы Нижегородского областного потребительского союза. Так, если на 01.01.2013 г. количество работников, достигших пенсионного возраста, составляло 11% по отношению к общей численности работников, то на 01.01.2014 г. этот показатель достиг 13%. В то же время на протяжении последних лет количество работников моложе 30 лет в системе продолжает сокращаться. Так, если на 01.01.2011 г. их количество составляло 18% по отношению к общей численности работающих, то на начало 2015 г. - только 16%, причем данный показатель в некоторых районных потребительских обществах Нижегородской области составляет менее 14% [4].

Сохраняется тенденция ежегодного сокращения числа работников в Нижегородской потребительской кооперации. Так, по сравнению с 2010 г. численность работников сократилась на 12% и в конце 2014 г. составила около 10 тыс. человек при текучести кадров более 23%. Все вышеперечисленные факторы в значительной мере зависят от конкурентоспособной оплаты труда, способной конкурировать с заработной платой в аналогичных компаниях и удерживать ценных работников, а она, в свою очередь, - от профессиональной организации кооперативного бизнеса, расширения объёмов деятельности и получения экономического эффекта в каждой организации. В то же время не существует единого подхода к материальной оценке труда руководителей и ведущих специалистов в организациях системы [4].

Средняя заработная плата работников системы Нижегородского областного потребительского союза за 2014 г. составила 12990 руб. и увеличилась по сравнению с 2010 г. на 32,8%, тогда как прожиточный минимум трудоспособ-

ного населения Нижегородской области за IV квартал 2014 г. составил 8017 руб. [5]. Однако в 12 кооперативных организациях и филиалах Нижегородского областного потребительского общества (НОПО) средняя заработная плата на одного работника за 2014 г. не превысила 10 тыс. руб. Соотношение заработной платы руководителей и средней заработной платы в целом по системе сложилось 4,5:1. В то же время в ряде районных потребительских обществах эти пропорции гораздо выше: от 6:1 до 12:1 [3]. При этом низкий уровень заработной платы у работников торгового зала, поставленных в зависимость от товарооборота, при недостатке товарных запасов или непрофессиональной организации процесса торговли зачастую компенсируется за счет «левых доходов», способствует растратам и недостачам в магазинах.

Проблемы кадров и проблемы развития отраслей хозяйственной деятельности каждой организации - зависимые проблемы. Если объемы отраслей хозяйственной деятельности сокращаются, возникает необходимость в сокращении кадров, поэтому важнейшим направлением политики каждой организации потребительской кооперации Нижегородской области является сохранение и развитие кадрового потенциала, т.е. квалифицированных работников, прошедших специальное обучение и способных работать на должностях ведущих специалистов. Проблемы сохранения постоянных работников, уменьшения оттока кадров из потребительской кооперации существуют, и их решает каждая организация как самостоятельное лицо.

Работа с кадрами - прямая обязанность руководителя организации, поэтому сохранение и развитие кадрового потенциала в значительной степени зависит от председателей советов и председателей правлений организаций потребительской кооперации [6]. Так, одним из критериев эффективности деятельности руководителя являются конкурентоспособная средняя заработная плата в организации и участие всех категорий работников организации в программе корпоративной подготовки.

Перед каждым руководителем потребительских обществ Нижегородской области сегодня ставится задача «удержания» кадров, их системного обучения и формирования реального кадрового резерва на ключевые должности в организации. Однако анализ сложившейся за последние годы практики свидетельствует, что далеко не все руководители могут результативно решать эту задачу.

Система корпоративного обучения, учитывающая специфику потребительской кооперации, ее стратегию и приоритетные задачи

должна соотноситься с практикой, развивать прикладное обучение с привлечением в качестве преподавателей бизнес-тренеров. В Нижегородской потребительской кооперации есть положительный опыт в подготовке персонала для магазинов, автоматизированных на базе сетевой версии 1С Рарус. Необходимо подобную практику внедрять для подготовки коммерческих работников, обучения персонала магазинов самообслуживания со специализированным непродовольственным ассортиментом и других категорий работников системы потребительской кооперации [4].

В Нижегородском областном потребительском союзе также осознают необходимость повышать квалификацию своих специалистов и руководителей на основе применения 1Т-тех-нологий. Механизм этой работы уже продуман, так как есть система подготовки и переподготовки кадров, которую осуществляют Нижегородский экономико-технологический колледж Нижегородского областного потребительского союза и Арзамасский филиал Российского университета кооперации [2].

Сегодня существует необходимость целевой подготовки молодых специалистов по техническому заданию системы потребительской кооперации Нижегородской области. В 2014 учебном году впервые была сформирована спецгруппа для получения квалификации «Менеджер районного офиса», где готовят специалистов для работы с автоматизированными магазинами. Требуется повышение профессионального уровня руководителей кооперативных организаций в части совершенствования уровня управления ресурсами для повышения экономической эффективности бизнеса.

Особое значение в современной кадровой политике потребительской кооперации Нижегородской области приобретает систематическая работа с кадровым резервом, включающим в себя 140 специалистов. С начала 2014 г. в рамках программы корпоративного обучения прошли подготовку 887 работников, что на 411 человек больше, чем в 2013 г. Программа подготовки специалистов кадрового резерва далеко не совершенна, не обеспечена необходимой базой практики в кооперативных организациях, по «резервистам» не просматривается система карьерного роста и адаптации к замещаемой должности. В 2014 г. в контингенте обучаемых «резервистов» были представители только 18 организаций (филиалов НОПО), а это менее половины кооперативных организаций системы [4].

Социальная направленность деятельности потребительской кооперации Нижегородской области предусматривает социальную защи-

ту пайщиков-работников. Во многих организациях пайщикам-работникам увеличена продолжительность оплачиваемых отпусков; к отпуску выделяется материальная помощь; оплачиваются лечение и путевки в дома отдыха; осуществляются личные виды страхования; производится полная или частичная оплата образования работников и их детей в высших и средних учебных заведениях [4].

При формировании и реализации кадровой политики в организациях потребительской кооперации Нижегородской области, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее: не допускать ошибок при подборе персонала, а также создавать мотивацию для честной работы - к этим условиям относится не только конкурентоспособная заработная плата, но и хорошие бытовые условия труда, ясная регламентация работы с точки зрения безопасности и т.д.; развивать наставничество, как залог преемственности поколений и подготовки необходимого резерва кадров; выявлять лидеров, творчески активных молодых работников, создавать условия для раскрытия их потенциала; организовать работу по обеспечению необходимого уровня профессиональной подготовки специалистов.

Список литературы

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 го да // Деловой вестник «Российской кооперации». 2008. № 4.

2. Нижегородский областной потребительский союз. URL: http: // www.nnops.ru.

3. О должностных окладах председателям районных потребительских обществ, руководителям предприятий областного потребительского союза и филиалов НОПО: постановление правления Нижегородского областного потребительского союза (протокол заседания № 7, п. 5 от 21.04.2015 г.).

4. О комплексе мер, направленных на обеспечение кадровой безопасности в системе Нижегородского областного потребительского союза: постановление правления Нижегородского областного потребительского союза (протокол заседания № 13, п. 1 от 11.09.2014 г.).

5. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за IV квартал 2014 года: постановление правительства Нижегородской области от 28.01.2015 № 38. URL: http:// publication.pravo.gov.ru.

6. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: учеб. пособие. М.: Вита-Пресс, 2001. 160 с.

120

вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)

МАТРОСОВ Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: s.n.matrosov@rucoop.ru

УШКОВА Ольга Евгеньевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kadr-vadraipo@yandex.ru

MATROSOV, Sergey Nikolaevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: s.n.matrosov@rucoop.ru

USHKOVA, Olga Evgenyevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kadr-vadraipo@yandex.ru

УДК 342.55

РОЛЬ ГЛАСНОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ*

Д.С. Михеев, Т.Н. Михеева

Одним из элементов принципа гласности местного самоуправления выступает общественный контроль за работой органов местного самоуправления. Он является одним из приоритетных направлений обеспечения открытости и прозрачности муниципальной деятельности, поскольку осуществляется с привлечением граждан и институтов гражданского общества. В статье проведен анализ правовой основы общественного контроля с позиций обеспечения гласности. Объектом исследования при этом избран уровень муниципальных образований.

Ключевые слова: местное самоуправление; общественный контроль; граждане; принцип гласности.

D.S. Mikheev, T.N. Mikheeva. PUBLICITY ROLE IN IMPLEMENTATION OF PUBLIC CONTROL AT THE MUNICIPAL LEVEL

As one of elements of the principle of publicity of local government public control over work of local governments acts. It is one of the priority directions of ensuring openness and transparency of municipal activity as it is carried out with involvement of citizens and institutes of civil society. The article analysis a legal basis of public control from positions of ensuring publicity. The level of municipalities is chosen as the object of research.

Keywords: local government; public control; citizens; principle of publicity.

Общепризнанно, что общественный контроль является одним из самых эффективных общественных механизмов обеспечения прозрачности деятельности публичной власти [4]. Идея общественного контроля на местном уровне не является новой. Она вытекает из самой природы местного самоуправления, которое определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения [1]. Как следует из определения, местное самоуправление определяет главным носителем властных полномочий народ, население муниципальных образований. Население осуществляет управленческие полномочия

в отдельных случаях непосредственно, в других - через создаваемые органы местного самоуправления. Местные органы - это субъект, образуемый населением, поэтому они должны вопросы местного значения решать с учетом мнения населения, а не так, как им хочется или удобно [6]. Поручая решение вопросов местного значения специально создаваемым органам, граждане вправе получать информацию о качестве, эффективности деятельности этих органов, что может быть достигнуто посредством контрольных мероприятий. Принцип гласности местного самоуправления указывает на общественный контроль со стороны населения как необходимый атрибут осуществления муниципальной власти.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-93-01364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.