Научная статья на тему 'Современная историография взаимоотношений региональной власти и РПЦ на территории Байкальского региона в советский период'

Современная историография взаимоотношений региональной власти и РПЦ на территории Байкальского региона в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / HISTORIOGRAPHY / MODERN RESEARCH / STATE-CHURCH RELATIONSHIPS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / BAIKAL REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыремпилова Ирина Семеновна

В статье рассматриваются основные направления современной отечественной историографии государственно-церковных взаимоотношений на территории Байкальского региона. На основе анализа широкого круга научной литературы показаны достижения в исследовании ряда вопросов: трансформации взаимоотношений власти и РПЦ в различные периоды; внутренней жизни Иркутской и Забайкальской епархий; особенностей секуляризации духовно-нравственного сознания населения и др. Автор выявляет перспективы дальнейших изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цыремпилова Ирина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN HISTORIOGRAPHY OF THE RELATIONSHIPS BETWEEN REGIONAL AUTHORITIES AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF THE BAIKAL REGION IN THE SOVIET PERIOD

The article examines the main directions in modern historiography of state-church relationships on the territory of the Baikal Region. Based on the analysis of a wide range of scientific works the author shows certain achievements in the research of some issues, such as transformation of relationships between the state and the Russian Orthodox Church in different periods; the life of eparchies in Irkutsk and Zabaikalsk regions; peculiarities of secularization of moral and spiritual consciousness of the population, etc. The author also identifies prospects for further researches.

Текст научной работы на тему «Современная историография взаимоотношений региональной власти и РПЦ на территории Байкальского региона в советский период»

SHIPILOV Aleksandr Vladimirovich, Cand.Sci. (Cult.), Doctoral Candidate of the Chair of History and Cultural Studies, Kyrgyz-Russian Slavic University (44 Kievskaya St, Bishkek, Kyrgyzstan, 720000; 4shipilov@gmail.com)

THE RUSSIAN COMPATRIOTS: EVOLUTION

OF THE STATUS, ATTENTION

AND UNDERSTANDING OF THE PROBLEM

Abstract. In the article, the author draws attention to the progressive and positive nature of the evolution of the status of compatriots from misunderstanding of the depth of the problem to its full comprehension. After the 25-year period of the development of sovereign states the post-Soviet world allows us to trace the process of terminologization of the compatriots concept folding from the point of view of the legislative component of the question, and research, where this issue has also been given adequate attention.

A significant contribution to the development of the concept and status of the category of compatriots was made by the Russian President V. Putin.

The author proves that for a quarter of century an effective diaspora policy has been developed. In the Concept of the Russian Federation Foreign Policy understanding has been formed and fixed that the support of compatriots, protection of their rights and freedoms is the most important priority of the Russian foreign policy.

Keywords: diaspora, compatriots, near abroad, far abroad, state policy, national security, public associations

УДК 281.9(930)(571.5)

ЦЫРЕМПИЛОВА Ирина Семеновна — доктор исторических наук, доцент, и.о. проректора по научной работе Восточно-Сибирского государственного института культуры (670031, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1; irina161073@mail.ru)

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И РПЦ НА ТЕРРИТОРИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления современной отечественной историографии государственно-церковных взаимоотношений на территории Байкальского региона. На основе анализа широкого круга научной литературы показаны достижения в исследовании ряда вопросов: трансформации взаимоотношений власти и РПЦ в различные периоды; внутренней жизни Иркутской и Забайкальской епархий; особенностей секуляризации духовно-нравственного сознания населения и др. Автор выявляет перспективы дальнейших изысканий.

Ключевые слова: историография, современные исследования, государственно-церковные взаимоотношения, Русская православная церковь, Байкальский регион

Становление современной отечественной историографии государственно-церковных взаимоотношений относится к концу 1980-х - началу 1990-х гг. Согласимся с мнением профессора С.В. Леонова, что «за два с небольшим десятилетия история Церкви в советскую эпоху была написана почти заново» [Леонов 2014: 49]. Свидетельство тому - крупные обобщающие работы В.А. Алексеева, М.А. Бабкина, О.Ю. Васильевой, Ю.В. Гераськина, М.И. Одинцова, М.В. Шкаровского и др. В 1990-х - начале нулевых годов

появились стереотипы в изучении проблематики: анализ взаимоотношений государства и церкви как открытое противостояние; борьба этих институтов с проявлением черт диктата со стороны государства, что нашло отражение в анализе деятельности партийных и советских органов, силовых структур, занимавшихся реализацией политики в религиозном вопросе; организация и проведение масштабных кампаний по вскрытию мощей, изъятию церковных ценностей; обновленческий раскол; репрессии в отношении духовенства и верующих; вероисповедная политика во второй половине ХХ в.; антирелигиозная агитация и пропаганда и т.п.

С начала 1990-х гг. были проведены серьезные исследования на региональном уровне: защищены более 60 докторских и кандидатских диссертаций, посвященных истории государственно-церковных взаимоотношений в разных регионах страны (Архангельский Север, Центральное Черноземье, Тамбовский, Самарский, Вятский регионы, Мордовия, Поволжье, Урал, Алтай, Кузбасс, Западная и Юго-Восточная Сибирь, Байкальский регион, Забайкалье, Дальний Восток и др.). При этом преобладают работы, рассматривающие характер взаимоотношений власти и РПЦ. Также активно разрабатывался период 1920-1930-х гг. как один из самых сложных и трагичных в истории проблемы (свыше 30 диссертаций). В качестве положительной тенденции современной историографической ситуации отметим исследования по истории православных епархий в новых социально-политических условиях, о традициях и новациях в религиозной жизни православного населения в границах функционирования Вологодской, Курской, Уфимской, Новгородской, Екатеринбургской, Пермской, Красноярской, Иркутской и др. епархий.

Аналогичные тенденции характерны для исследовательской ситуации и на территории Байкальского региона. Эволюция государственно-церковных взаимоотношений, история Иркутской и Забайкальской епархий в последние годы стали предметом изучения многих современных ученых. Это обусловило и появление самостоятельных историографических работ [Цыремпилова 2008а; Дугаров 2011; Дроботушенко 2016].

Одним из слабо изученных в исторической литературе остается вопрос о положении РПЦ в годы революций и Гражданской войны. В монографиях В.И. Косых по истории Забайкальской епархии на основе архивных документов, материалов периодической печати, источников личного происхождения детально изучены вопросы взаимоотношений Забайкальской епархии с органами Временного правительства, первой советской власти и белой государственности. Автор обращает внимание на то, что на территории Забайкалья и белые, и красные старались поддерживать нормальные отношения с представителями всех конфессий. При этом обе стороны играли на религиозных чувствах, на фактах негативного отношения друг друга к церкви, духовенству или, наоборот, толерантного и внимательного [Косых 2007: 189]. Кроме того, он обстоятельно рассматривает структуру, кадровый состав, финансовое положение, основные направления деятельности Забайкальской епархии в период частой смены политических режимов. Детальное и скрупулезное изучение любого аспекта темы, трепетное отношение к источникам, цельный и взвешенный анализ позволяют позиционировать работы В.И. Косых как сложившуюся исследовательскую концепцию.

Отдельные факты участия священнослужителей в белом движении, вопросы формирования и функций военного духовенства затронуты в работах, посвященных истории Гражданской войны [Василевский 2000].

Заметным явлением стало специальное исследование Т.М. Новиковой, посвященное взаимоотношениям духовенства и верующих восточносибирских

епархий и региональной власти в годы Гражданской войны [Новикова 2011]. Исследователь выявляет специфические черты этих взаимоотношений, связанные с геополитическими и историко-культурными особенностями Восточной Сибири. Заслуживает одобрения реконструкция повседневной деятельности РПЦ в условиях междоусобного противоборства.

Период 1920-1930-х гг. в истории страны в целом и государственно-церковных взаимоотношений в частности является одним из наиболее противоречивых, что требует от исследователей взвешенного подхода к отражению событий тех лет.

К положительным примерам отнесем ряд работ, посвященных анализу политики государства по отношению к религиозным организациям на территории Сибири, региональным особенностям ее реализации в довоенный период [Цыремпилова 2000; Бакаев 2002; Паламарчук 2002; Доброновская 2007]. Следует отметить, что приоритетом указанных исследований является изучение роли и влияния государства на религиозную составляющую, религиозное сознание. Менее изученным явлением остается обратное влияние и воздействие религии на политику, взаимодействие религиозного и политического дискурсов. Так, на примере отдельных регионов видно, что государственно-церковные взаимоотношения в 1917 - конце 1930-х гг. эволюционируют от лояльных и партнерских в годы установления советской власти и Гражданской войны до конфронтации, обусловленной реализацией нормативно-правовой базы по отделению церкви от государства [Цыремпилова 2008б].

Сегодня достаточно эффективно на региональном уровне разрабатывается предметная область, обозначенная проблематикой репрессий по отношению к духовенству и верующим. Привлечение ранее недоступных архивных материалов позволило реконструировать эти процессы на территории Байкальского региона, где наиболее известным было дело о монархической контрреволюционной организации, по которому главным обвиняемым проходил епископ Забайкальской епархии Евсевий Рождественский [Василевский 2007]. Вопросы преследования религиозных институтов поднимаются и в ряде современных исследований [Митыпова 2006; Паламарчук 2001; Крючкова 2012; Терновая 2005].

Достижением современной российской историографии является продолжающееся издание книг Памяти жертв политических репрессий, которые позволяют выявить факты репрессий в отношении священнослужителей, членов церковного совета и др.

В некоторых современных публикациях конфессионально ориентированных авторов, особенно это касается публицистических работ и церковных периодических изданий, присутствуют элементы использования фактов в угоду собственным интересам. В них развитие государственно-церковных взаимоотношений изображается в негативных тонах и отождествляется исключительно с администрированием, гонениями, репрессиями и преследованиями верующих и духовенства [Саввин 2004; Матвеев 2005].

Можно отметить работы, в которых рассматриваются идеологические факторы в развитии государственно-церковных взаимоотношений. Опыт и практики антирелигиозной агитации и пропаганды, деятельность Союза воинствующих безбожников, профсоюзных, женских и молодежных общественных организаций, направленная на искоренение религиозного сознания населения, находят непредвзятое отражение в трудах региональных исследователей [Номогоева 2011; Жукова 2014]. При этом доказывается низкая эффективность этой работы, обусловленная не только проблемами кадрового, организационного, финансового обеспечения, но и самим содержанием и методами.

Самостоятельный период в истории государственно-церковных взаимоотношений приходится на временной промежуток 1943-1980-е гг., когда с началом

Великой Отечественной войны, после 10-летнего «кавалерийского» наступления на религию и ее институты стало возможным изменение конфессиональной политики. Эти явления нашли отражение и на территории Байкальского региона. Так, к положительным примерам исторического анализа положения и деятельности Иркутской епархии в условиях советского государства в 1940-1980-х гг. относятся работы И.В. Смолиной [Смолина 2010]. Положение РПЦ на территории Восточного Забайкалья, особенности взаимодействия с властью в советское и постсоветское время, общие и особенные черты «сибирской православной картины» рассматриваются в статьях Е.В. Дроботушенко [Дроботушенко 2017]. Сложность изучения государственно-церковных взаимоотношений во второй половине ХХ в. заключается в так называемой узости источниковой базы, которая в большинстве своем представлена архивными материалами государственных структур, отвечающих за реализацию государственной религиозной политики. Практически отсутствуют или недостаточно репрезентативны источники, отражающие внутреннюю жизнь региональных церковных структур. Также имеет место частичная утрата архивных документов, часть документов ведомственных и региональных архивов остаются еще недоступными в связи с установленными сроками рассекречивания (75 лет).

Знаковым явлением современной исторической науки является создание обобщающих трудов по истории отдельных регионов, где нашли отражение и государственно-церковные взаимоотношения: это «Энциклопедия Забайкалья» в 4 т. (2000-2006), «История Бурятии» в 3 т. (2011), «Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) ХУП-ХХ1 вв.» (2012).

Одним из крупных проектов и достижением «в деле возрождения церковной науки и в ознаменование 2000-летия Рождества Христова» стало издание продолжающейся многотомной «Православной энциклопедии» (с 2000 г.). К настоящему времени опубликовано уже 45 т. (А-М). Достоинством энциклопедии является то, что над ее созданием трудится объединенный коллектив церковных и светских историков, чья тематика соприкасается с богословием, историей церкви, церковным искусством, религиозной философией. Особое место занимают статьи, отражающие историю православия в ХХ в., историю епархий (Забайкальская и Иркутская епархии), судьбы архиереев, монастырей и др. Есть и региональный пример справочного издания, в котором содержится фактический материал об основных этапах проникновения и распространения православия на территории Бурятии в ХУП-ХХ вв., сведения по истории поселений, православных храмов, монастырей и священнослужителей [Жалсараев 2001].

Таким образом, современное состояние историографии характеризуется широким кругом научных исследований, которые посвящены анализу государственно-церковных взаимоотношений на территории Байкальского региона, где реализация религиозной политики имела свою специфику. Среди основных достижений можно выделить определение периодизации и эволюции региональных государственно-церковных взаимоотношений в советский период; деятельность местных органов власти и общественных организаций по борьбе с религией; изучение особенностей локальной внутрицерковной жизни Иркутской и Забайкальской епархий (структура, количественный состав, кадровое и организационное обеспечение); оценку форм и методов секуляризации духовно-нравственного сознания православного населения.

В настоящее время проблема государственно-церковных взаимоотношений становится предметом интереса специалистов различных направлений - историков, юристов, политологов, философов, культурологов и др. Это позволит закрыть имеющиеся исследовательские лакуны, такие как взаимоотношения го-

сударства, общества и церкви как неотъемлемая часть социокультурной сферы; состояние церковно-административных структур; анализ традиций и новаций в религиозной жизни; изучение уровня религиозности населения; изменения в религиозной ментальности и психологии; результаты атеистического воспитания населения и др.

Список литературы

Бакаев Ю.Н. 2002. Власть ирелигия: история отношений (1917—1941). Хабаровск: Изд-во ХГТУ. 199 с.

Василевский В. И. 2000. Забайкальская белая государственность в 1918—1920 гг. Краткие очерки истории. Чита: Поиск. 182 с.

Василевский В.И. 2007. Главный обвиняемый. - Книга памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье. Чита: Поиск. Т. 5. С. 201-204.

Доброновская А.П. 2007. Религиозная жизнь населения Приенисейского региона на переломе эпох (1905-1929 гг.): автореф. дис. ... к.и.н. Красноярск. 23 с.

Дроботушенко Е.В. 2016. Проблемы историографии Русской православной церкви в Восточном Забайкалье (ХХ - начало XXI в.). - Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков: материалы XV Международной научной конференции. В 2 ч. Иваново: ИвГУ. С. 145-149.

Дроботушенко Е.В. 2017. Количественный состав религиозных организаций и храмов Русской Православной Церкви в Восточной и Западной Сибири в 19431980-е гг. - Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. № 2. С. 85-92.

Дугаров В.Д. 2011. Эволюция православоведения в современной ВосточноСибирской историографии. - Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3-4. С. 180-185.

Жалсараев А.Д. 2001. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии ХУП—ХХстолетий. Улан-Удэ : Бурятское книжное изд-во. 448 с.

Жукова Н.Е. 2014. Формирование и развитие общественных организаций в Бурятии в 20-е гг. ХХ века: автореф. дис. .к.и.н. Улан-Удэ. 25 с.

Косых В.И. 2007. Забайкальская епархия 1908-1923 гг. Чита: ЗабГПУ. 204 с.

Крючкова Т.А. 2012. Хроника преследований и репрессий церковно-священ-нослужителей и монашества Иркутской епархии (по материалам архива РУ ФСБ РФ по Иркутской области). - Иркутский Кремль. № 1(8). С. 37-49.

Леонов С.В. 2014. Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии. - Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 2(57). С. 38-55.

Матвеев Олег, протоиерей. 2005. К вопросу об истории закрытия Свято-Троицкого храма г. Улан-Удэ (1940 г.). - Деятельность Русской православной церкви в Забайкалье: история и современность. Ефремовские чтения—II. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ. С. 73-76.

Митыпова Г.С. 2006. История ликвидационных процессов в контексте государственной религиозной политики советского периода (1917-1945 гг.): по материалам Национального архива РБ, архивов ВЧК-НКВД-КГБ-ФСБ. - Вестник ИрГТУ. Вып. 6. С. 67-75.

Новикова Т.М. 2011. Русская православная церковь и власть в годы Гражданской войны в Восточной Сибири (декабрь 1917г. — август 1921 г.): автореф. дис. ... к.и.н. Иркутск. 27 с.

Номогоева В.В. 2011. Исторический опыт социально-культурной модернизации национальных районов Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. (на материалах Республики Бурятия): автореф. дис. ... д.и.н. Улан-Удэ. 37 с.

Паламарчук А.В. 2001. Силовые структуры Сибири и Православная Церковь в

1920-1930 гг. - Силовые структуры как социокультурное явление: история и современность: материалы международной научно-практической конференции. 7 мая 2001 г. Иркутск: ВСИ МВД РФ. С. 167-168.

Паламарчук А.В. 2002. Исторический опыт взаимоотношений государства и церкви в Юго-Восточной Сибири (1920-1930-х гг.) : автореф. дис. ... к.и.н. Иркутск. 31 с.

Саввин Д. 2004. Читинско-Забайкальская епархия в 1917-1936 гг. - Православие в Забайкалье: история и современность: сборник статей, посвященных 110-летию учреждения Забайкальской епархии и 10-летию возрождения Читинско-Забайкальской епархии. Чита. С. 27-35.

Смолина И.В. 2010. Иркутская епархия в системе государственно-церковных отношений в 1940-1980-е гг. : автореф. дис. ... к.и.н. Иркутск. 26 с.

Терновая И.И. 2005. Иркутские священнослужители - жертвы массовых политических репрессий 1920-1930-х годов. - Ежегодник музея истории города Иркутска на 2005 г. Иркутск. С. 89-96.

Цыремпилова И.С. 2000. Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1917-1940 гг.). Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ. 162 с.

Цыремпилова И.С. 2008а. Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в Байкальской Сибири (1917-1930-е гг.): историография и источники. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. 134 с.

Цыремпилова И.С. 2008б. Русская православная церковь и государство: история взаимоотношений в 1917-1930-е гг. (на материалах Байкальского региона). Улан-Удэ : ИПК ВСГАКИ. 300 с.

TSYREMPILOVA Irina Semenovna, Dr.Sci. (Hist.), Associate Professor, Acting Vice-rector for Science, East Siberian State Institute of Culture (1 Tereshkovoi St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670031; irina161073@mail.ru)

MODERN HISTORIOGRAPHY OF THE RELATIONSHIPS BETWEEN REGIONAL AUTHORITIES AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ON THE TERRITORY OF THE BAIKAL REGION IN THE SOVIET PERIOD

Abstract. The article examines the main directions in modern historiography of state-church relationships on the territory of the Baikal Region. Based on the analysis of a wide range of scientific works the author shows certain achievements in the research of some issues, such as transformation of relationships between the state and the Russian Orthodox Church in different periods; the life of eparchies in Irkutsk and Zabaikalsk regions; peculiarities of secularization of moral and spiritual consciousness of the population, etc. The author also identifies prospects for further researches. Keywords: historiography, modern research, state-church relationships, Russian Orthodox Church, Baikal Region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.