Научная статья на тему 'Современная государственная политика РФ в сфере адаптации мигрантов: направления и реализация'

Современная государственная политика РФ в сфере адаптации мигрантов: направления и реализация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
352
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исаян Гоар Владимировна

Статья посвящена анализу реализации государственной миграционной политики РФ. Выделены ключевые вопросы в рамках проблемы стабилизации миграционной политики в нашем государстве. Рассмотрены приоритетные направления миграционных программ: содействие адаптации и интеграции мигрантов; противодействие дискриминации и незаконной миграции; снижение риска межнациональных конфликтов; обеспечение национальной безопасности. Обобщены и проанализированы результаты научных исследований российских ученых, посвященных проблемам адаптации мигрантов в современной России. Выявлены аспекты корректировки, проводимых на макроуровне мероприятий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная государственная политика РФ в сфере адаптации мигрантов: направления и реализация»

УДК 316

Исаян Гоар Владимировна

соискатель кафедры социологии, Волгоградский государственный университет mango-2009@mail.ru

Goar V. Isayan

Applicant of Department of Sociology, Volgograd State University mango-2009@mail.ru

Современная

государственная политика рф в сфере адаптации мигрантов: направления и реализация

Modern government policy

of the russian federation in the field of adaptation of migrants: directions and implementation

Аннотация. Статья посвящена анализу реализации государственной миграционной политики РФ. Выделены ключевые вопросы в рамках проблемы стабилизации миграционной политики в нашем государстве. Рассмотрены приоритетные направления миграционных программ: содействие адаптации и интеграции мигрантов; противодействие дискриминации и незаконной миграции; снижение риска межнациональных конфликтов; обеспечение национальной безопасности. Обобщены и проанализированы результаты научных исследований российских ученых, посвященных проблемам адаптации мигрантов в современной России. Выявлены аспекты корректировки, проводимых на макроуровне мероприятий в данной сфере.

Ключевые слова: миграция, адаптация мигрантов, социокультурная адаптация, государственная политика, государственная программа, миграционные процессы, интеграция мигрантов.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the implementation of the state migration policy of the Russian Federation. Key issues in the framework of the problem of stabilization of migration policy in our state are highlighted. The priority directions of migration programs are considered: the promotion of the adaptation and integration of migrants; anti-discrimination and illegal migration; reducing the risk of ethnic conflicts; national security. The results of scientific studies by Russian scientists on the problems of migrant adaptation in modern Russia are summarized and analyzed. Identified aspects of the adjustment carried out at the macro level of activities in this area.

Keywords: migration, adaptation of migrants, socio-cultural adaptation, state policy, state program, migration processes, integration of migrants.

Миграционные процессы играют значительную роль в жизни большинства государств современного мира. Миграция населения является доминирующим фактором социального развития и преобразований, провоцируя изменения в социально-демографической структуре общества, влияет на процессы экономики, политики и культурные процессы, способствует экономическому и культурному развитию, но с другой стороны миграция, несет угрозы принимающему обществу. Важным для России в настоящее время становитсярегулированиеотношений в рамках трудового обмена со странами бывших республик Советского Союза. Ключевыми вопросами в рамках данной проблемы встают вопросы стабилизации миграционной политики. Мигранты, попадая в новую культуру среду, нуждаются в помощи со стороны государства в плане экономической, культурной, социокультурной адаптации и ценностям принимающего сообщества. Таким образом, существует объективная потребность в анализе и осмыслении ситуации, сложившейся в сфере институционализирован-

ной регуляции процессов адаптации мигрантов на территории Российской Федерации, а такжев анализе результатов реализации предлагаемых государственныхпрограмм адаптации мигрантов.

Одним из важных государственных документов в этой сфере является Концепция миграционной политики 2025. В качестве приоритетных направлений программы, связанных с миграционной политикой, являются содействие адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей, противодействие дискриминации и незаконной миграции, снижение риска межнациональных конфликтов, обеспечение национальной безопасности в условиях развития миграционных процессов, выполнение всех гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов, защита национального рынка труда.

В Российской Федерации наблюдается усиление вектора миграционной политики, снижение административных барьеров и некоторых ограничений для мигрантов, введение дифференцированного подхода к приему их отдельных катего-

рий. В период 2012 по 2017 г. Миграционный поток вырос на 10 процентов, компенсировав при этом естественную убыль населения, став источником дополнительных трудовых ресурсов для экономики нашей страны.

Одним из главных документов в сфере адаптации мигрантов является проект «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации» в рамках Государственной программы по реализации государственной национальной политики Российской Федерации [1]. Цель подпрограммы является создание условий для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Задачи подпрограммы - это разработка и внедрение научно-методических и образовательно-просветительских программ, информационно-справочных изданий, ресурсов информационного сопровождения процессов социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, в том числе для приема и содержания лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, а также вынужденных переселенцев и беженцев и прибывших с ними членов семьи [2].

Стоит обратить внимание на Указ, подписанный Президентом, «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [3]. Среди прочих направлений миграционной политики отдельным направлением в рамках данного указа является адаптация мигрантов. В рамках данного направления намечены следующие задачи:

• формирование институтов имеханизмов социальной икультурной адаптации иностранных граждан сучетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных ииных особенностей, атакже региональных иэтнокультур-ных укладов жизни населения Российской Федерации;

• принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов имаргинализации находящихся натерритории Российской Федерации иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, неимеющим таких документов;

• обеспечение иностранным гражданам независимо отих миграционного статуса, уровня доходов ииных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг всфере миграции, втом числе информационных.

Обратимся к научным исследованиям, посвященным данной проблематике. Так, В.Ю. Леде-нева анализирует проблемы социально-правовой защиты разных категорий мигрантов. Автор указывает на то, что главенствующую роль в регулировании трудовой миграции в Российской Федерации занимает Федеральная миграционная служба, деятельность которой должна стать социально ориентированной [4]. Она

обращает внимание на сложность приобретения нелегальным мигрантом легального статуса. И в целом, ограничительный характер миграционной политики для уже находящихся на территории мигрантов. Так, государственная социальная поддержка оказывается только легальным мигрантам, в отношении остальных проводятся мероприятия, направленные на выявление, контроль и выдворение их из страны. Автором подчеркивается сложность в приобретении нелегальным мигрантом легального статуса. В такой ситуации функция социальной и правовой защиты берут на себя общественные организации и фонды. В.Ю. Леденева отмечает, что во многих случаях институциональные государственные структуры утрачивают ведущую роль в процессе интеграции мигрантов. Например, так происходит при создании мигрантами различных сетевых структур, облегчающих им вхождение в принимающее общество.

Нельзя не согласиться с мнением В.Ю. Ледене-вой о том, что важным аспектом в процессе адаптации мигрантов к новой среде представляется их взаимодействие с религиозными и этническими организациями, действующими на территории Российской Федерации. Во избежание ситуаций, провоцирующих социальную напряженность, необходимо развивать взаимодействие государственных структур с общественными объединениями, диаспорами, религиозными и иными организациями, используя их потенциала для интеграции мигрантов в новую культурную среду. Например, поскольку значительную часть общего миграционного потока составляют выходцы из традиционно мусульманских стран, мечеть является частью интеграционного механизма. Она поддерживает трудовых мигрантов и способствует упрочнению связей мигрантов мусульман разных поколений [4, с. 38]. Критерием позитивной адаптации может служить субъективная оценка мигрантомсобственного благополучного «вхождения» в новое социально-экономическое и культурное пространство, а практическими индикаторами могут служить приобретение мигрантом навыков и умений, самостоятельно проживать без поддержки государства, а также официальный акт выдачи мигранту и членам его семьи свидетельства о виде на жительство или паспорта гражданина Российской Федерации [4].

С.В. Антуфьев отмечает, чтодля принятия эффективных решений на региональном и федеральном уровне имеет значение социологическая информация, получаемая в результате проведения мониторингов, фиксирующих нюансы-процессов вхождения мигрантов в российский социум.Собранные указанным способом данные указывают на то, что устойчивая кризисная ситуация в экономике не позволяет выделить более или менее значительные ресурсы на решение проблем обустройства и социальной адаптации переселенцев, а также указывает на то, что лишь малая часть переселенцев, объединенная в общественные организации и ассоциации, а уже созданные организации недостаточно сплочены и слабо организованы финансово. Поэтому указанные организации, порой, игнориру-

ются властными структурами в центре и на местах [5].

В свою очередь, А.Ю. Краснов, рассматривая проблемы незаконной миграции, подчеркивает, что в процессе формирования государственной политики противодействия незаконной миграции необходимо соизмерять приоритеты национальной безопасности страны и последствий миграции. Упрощенный порядок и безвизовый режим со странами СНГ для пересечения государственной границы, отсутствие фиксации сопровождающих документов является катализатором притока нелегальныхмигрантов [6]. Т.А. Бажан, также отмечает проблему нелегальной миграции, как особоостростоящую перед нашим государством. Огромное количество нелегалов, незаконно пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность в нашей стране, фактиче-ски,оказываются за пределом законодательного регулирования. «Миллионы мигрантов не охвачены ни правовым просвещением, ни обучением русскому языку, ни получением необходимых интеграционных знаний. Некая часть иностранных граждан, попадая в Российскую Федерацию, фактически выпадает из правового поля страны и существует в особой анклавной реальности», отмечает автор [7, c. 28]. При этом Л. В. Андри-ченко пишет о том, что,делая акцент на борьбе с нелегальной миграцией, государство должно учитывать, что в общественном сознании данные призывы обретают межэтнический контекст. Поэтому важным моментом при составлении и осуществлении государственных и региональных программ важно отдельное обсуждение направлений, связанных с противодействием экстремизму, гармонизацией межнациональных отношений и постановкой вопросов оценки и анализа миграционной ситуации в каждом конкретном регионе [8].

Такимобразом,в связи с усилением миграционного потока, ростом потребностей нашего страны в новых трудовых ресурсах происходит ак-

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 (ред. от 12.05.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/33 7670e782784ea7f68f63d6c68a8e468510b705/ (время доступа 10.10.2017).

2. Паспорт подпрограммы 5 «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации». URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753/05 c7e28d3dcd33e8f277ac08d546a0ec5c682246/ (время доступа 10.10.2017).

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Президентом России от 13 июня 2012 г. uRl : http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70088244/

туализация ресурсов в рамках государственного планирования и контроля интеграции и адаптации мигрантов.

Во-первых, социальная и культурная адаптация мигрантов рассматривается с учетом их возраста, профессиональных, национальных и культурных особенностей.

Во-вторых, государственная политика в данной сфере одной из главных своих целей определяет разработку правовых аспектов адаптации.

В-третьих, немаловажным является акцентирование внимания на балансе национальных интересов нашей страны (культурная целостность, безопасность, сохранение определенных культурных, исторических и религиозных традиций) и национальной идентичности приезжающих, чьи культурные ценности так же не должны рассматриваться как маргинальные.

Ограниченное количество научных исследований, представленных в рамках данной статьи, позволяет выявить, что намеченные в государственных программах направления при реализации на практике не достигают в полной мере желаемого результата. Это может быть объяс-ненослабой инициативой со стороны региональных властей в реализации указанных программ. По нашему мнению, если в регионе имеются сектора экономики, которые нуждаются в привлечении миграционного потенциала, региональные власти должны осуществлять региональные программы по привлечению мигрантов, обладающих востребованными в регионах образовательными, профессиональноквалификаци-онными, социально-демографическими и другими характеристиками.Так же, стоит обратить внимание на участие в реализации миграционной политике не только государственных структур, но и некоммерческих организаций, такие организации могли бы создавать центры для адаптации и интеграции мигрантов, осуществлять предмиграционную подготовку.

Literature:

1. The resolution of the Government of the Russian Federation of 29.12.2016 № 1532 (an edition of 12.05.2017) «About the approval of the state program of the Russian Federation «Implementation of the state national policy». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 210753/337670e782784ea7f68f63d6c68a8e468510 b705/ (access time 10.10.2017).

2. The passport of the subprogramme 5 «Welfare adaptation and integration of migrants in the Russian Federation». URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_210753/05c7e28d3dc d33e8f277ac08d546a0ec5c682246/ (access time 10.10.2017).

3. Concept of the state migration policy of the Russian Federation until 2025, Approved by the President of Russia of June 13, 2012. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/700882 44/

4. Леденева В.Ю. Социальная адаптация и интеграция мигрантов в современномроссийском обществе : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04. М., 2014. 44 с.

5. Антуфьев С.В. Социальная адаптация мигрантов как фактор стабильности российского общества : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : М., 2005 178 с.

6. Краснов А.Ю. Государственная политика противодействия незаконной миграции : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. М., 2010. 192 с.

7. Бажан Т.А. Социокультурная интеграция иностранных граждан в системе государственной миграционной политики // АНИ : экономика и управление. 2018. № 3(24). С. 24-30.

8. Андриченко Л.В. Правовые механизмы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 10(226). С. 5-18.

4. Ledeneva V.Yu. Social adaptation and integration of migrants in modern Russian society : abstract yew. ... doctors of sociological sciences: 22.00.04. M., 2014. 44 p.

5. Antufyev S.V. Social adaptation of migrants as factor of stability of the Russian society : Yew. ... edging. sociological sciences : 22.00.04. M., 2005 178 p.

6. Krasnov A.Yu. State policy of counteraction of illegal migration : thesis... edging. it is watered. sciences: 23.00.04. M., 2010. 192 p.

7. Bazhan T.A. Sociocultural integration of foreign citizens in the system of the state migration policy // ANI: economy and management. 2018. № 3(24). P. 24-30.

8. Andrichenko L.V. Legal mechanisms of social and cultural adaptation and integration of migrants in the Russian Federation // The Log of Russian law.2015. № 10(226). P. 5-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.