Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ГНЕЗДОВАЯ ФАУНА ACCIPITRIFORMES И FALCONIFORMES ЗАПОВЕДНИКА «БЕЛОГОРЬЕ» (БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ)'

СОВРЕМЕННАЯ ГНЕЗДОВАЯ ФАУНА ACCIPITRIFORMES И FALCONIFORMES ЗАПОВЕДНИКА «БЕЛОГОРЬЕ» (БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ГНЕЗДОВАЯ ФАУНА ACCIPITRIFORMES И FALCONIFORMES ЗАПОВЕДНИКА «БЕЛОГОРЬЕ» (БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ)»

которых случаях это, несомненно, пионеры-ходоки. Кстати, и под Томском наблюдался этот вид. Экземпляр, убитый здесь 9 мая 1923, был доставлен вместе с серой цаплей Ardea cinerea в мой кабинет, о чём мною сообщалось в газете «Красное Знамя».

Литератур а

Иоганзен Г.Э. 1908. Материалы для орнитофауны степей Томского края // Изв. Томск. ун-та 30: 1-239.

Шухов И.Н. 2020. Залёт красноносого нырка Netta rufina в окрестности Омска // Рус. ор-нитол. журн. 29 (2002): 5552-5553.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 2002: 5554-5558

Современная гнездовая фауна Accipitriformes и Falconiformes заповедника «Белогорье» (Белгородская область)

А.Ю.Соколов, А.С.Шаповалов

Второе издание. Первая публикация в 2012*

Заповедник «Белогорье» был основан в 1999 году путём объединения заповедника «Лес на Ворскле» (впоследствии — одного из участков) и нескольких участков, принадлежавших ранее Центрально-Чернозёмному заповеднику (Курская область), но находящихся на территории Белгородской области. В настоящее время заповедник включает пять участков: Лес на Ворскле (площадь 1038 га), Острасьевы яры (90 га), Лысые горы (170 га), Ямская степь (566 га) и Стенки Изгорья (267 га). Лесом покрыто около 64% общей территории; остальная часть занята преимущественно различными типами степных сообществ.

С 1934 года Лес на Ворскле был учебно-научной базой Ленинградского университета, специалистами которого его авифауна была изучена и описана довольно детально. На других участках исследования периодически проводились в основном сотрудниками Центрально-Чернозёмного заповедника и Курского педагогического университета.

Данные, которые легли в основу современной характеристики гнездовой фауны хищных птиц заповедника «Белогорье» и сопредельных территорий, собраны в 2007-2011 годах в ходе обследований участков. Поиск гнёзд производился преимущественно зимой и ранней весной,

* Соколов А.Ю., Шаповалов А.С. 2012. Современная гнездовая фауна соколообразных заповедника «Белогорье» (Белгородская область) IIХищные птицы в динамической среде III тысячелетия: состояние и перспективы. Кривой Рог: 238-243.

их заселённость проверялась в репродуктивный период. С этой целью каждый участок посещался не менее 3-4 раз в год. Ниже приводится анализ изменений и краткая характеристика современной фауны ястребиных птиц и соколов, гнездящихся в заповеднике «Белогорье».

Осоед Pernis apivorus. Как редкий гнездящийся вид указывался в конце ХХ века для участка Стенки Изгорья (Корольков, Миронов 2000). Этими же авторами высказывалось предположение о гнездовании осоеда на участке Ямская степь. Для Лес на Ворскле осоед упоминался только как залётный и пролётный; случаи гнездования не регистрировались (Новиков и др. 1963). По остальным участкам данных нет. За период исследований с августа 2007 по август 2011 года размножение одной пары отмечено только в 2008 году на участке Стенки Изгорья (Соколов 2010). На пролёте осоед большей частью малочислен и встречается не ежегодно.

Чёрный коршун Milvus migrans. В первой половине и середине ХХ века в Лесу на Ворскле был одним из самых многочисленных видов хищных птиц; в отдельные годы на всём участке было известно до 44 его жилых гнёзд (Новиков и др. 1963). В 1990-е годы коршун отмечался как редкий гнездящийся вид для участков Ямская степь, Лысые горы и Стенки Изгорья (Корольков, Миронов 2000). К этому времени он стал значительно реже встречаться и в Лесу на Ворскле (Булюк 1993). Вероятно, сокращение численности коршуна на особо охраняемых территориях Белгородской области (в частности, на участках заповедника) происходило на фоне её существенного снижения в ряде других регионов (Ivanovsky, Tishechkin 1995; Белик, Афанасьев 1998; Белик 2000). После 2007 года случаи гнездования коршуна на участках заповедника не известны. Между тем, 3-4 пары чёрных коршунов регулярно гнездятся по берегам рыбхоза «Борисовский», находящегося в непосредственном соседстве с участком Острасьевы яры.

Луговой лунь Circus pygargus. А.К.Корольковым и В.И.Мироновым (2000) указывался (без какой-либо конкретизации) как обычный гнездящийся вид для участка Ямская степь и как редкий гнездящийся — для участков Лысые горы и Стенки Изгорья. На участке Лес на Ворскле луговой лунь регистрировался только во время залётов (Новиков и др. 1963). В 2008-2011 годах в репродуктивный период не ежегодные встречи отмечались на участках Ямская степь и Острасьевы яры, где, возможно, имели место случаи гнездования (Букреев 2004). Именно на этих участках в настоящее время имеются наиболее подходящие для гнездования данного вида условия.

Болотный лунь Circus aeruginosus. Оптимальные биотопы для гнездования болотного луня имеются в пойме реки Ворсклы и её притоков — по границе и в охранной зоне участка Лес на Ворскле. Г.А.Новиковым с соавторами (1963) для данного участка он указывался как

обычный, но малочисленный гнездящийся вид. В настоящее время на данном отрезке поймы (около 4 км по юго-западной границе участка) ежегодно гнездятся 1-2 пары. Местом гнездования 3-5 пар является также рыбхоз «Борисовский», расположенный по соседству с участком Острасьевы яры. По-видимому, в числе 1-2 пар этот лунь гнездится на сильно заросших технических водоёмах Лебединского горно-обогатительного комбината, граничащего с участком Ямская степь.

Тетеревятник Accipiter gentШs. В настоящее время достоверно известно место гнездования одной пары в Лесу на Ворскле, где в качестве немногочисленного оседлого вида тетеревятник отмечался и ранее (Новиков и др. 1963). Для участков Ямская степь, Лысые горы и Стенки Изгорья на конец ХХ века этот ястреб указывался как обычный оседлый вид (Корольков, Миронов 2000), однако в ходе исследований 20082011 годов на гнездовании на этих участках не обнаружен. Встречи тетеревятника в репродуктивный период имели место лишь в окрестностях Ямской степи.

Перепелятник Accipiter nisus. За время исследований 2008-2011 годов достоверно ни на одном из участков заповедника гнездящиеся птицы не встречены. В Лесу на Ворскле в середине ХХ века на гнездовании редкости не представлял (Новиков и др. 1963), но заметно снизил свою численность с середины 1970-х годов (Булюк 1993). Как и тетеревятник, перепелятник без каких-либо конкретных данных указывался в конце ХХ века в качестве обычного оседлого обитателя Ямской степи, Лысых горы и Стенок Изгорья (Корольков, Миронов 2000). Во время сезонных миграций практически на всех участках заповедника перепелятник встречается сравнительно регулярно.

Курганник Buteo шАтш. Гнездование одной пары регистрируется с 2007 года на участке Ямская степь (Сапельников и др. 2008).

Обыкновенный канюк ВШео ЪШео. В настоящее время — самый обычный гнездящийся вид, населяющий древесные насаждения всех без исключения участков, на каждом из которых гнездится в количестве 2-3 пар. При этом на протяжении второй половины ХХ века всё же имело место снижение численности канюка (Булюк 1993); в середине этого столетия в Лесу на Ворскле, например, одновременно гнездилось до 7 пар (Новиков и др. 1963).

Змееяд агс^ш gaШcus. В середине 1990-х годов одна пара, вероятно, гнездилась на участке Стенки Изгорья (Костин и др. 1999). В последующие годы ни на этом, ни на других участках заповедника достоверно не регистрировался.

Орёл-карлик Hieraaetus pennatus. В середине ХХ века указывался Г.А.Новиковым с соавторами (1963) как редкий гнездящийся вид Леса на Ворскле. Однако со второй половины 1970-х годов и, видимо, до начала XXI века этот орёл на данном участке не гнездился (Булюк 1993).

Вновь он найден здесь на гнездовании С.Ф.Сапельниковым в 2007 году. В 1990-е годы карлик был редким гнездящимся видом на участке Стенки Изгорья (Корольков, Миронов 2000). В ходе наших исследований орлы-карлики отмечены на гнездовании в 2008 году на участке Стенки Изгорья и в 2008-2009 годах в одном из лесных урочищ у границы участка Ямская степь (Соколов 2010). В Лесу на Ворскле в настоящее время одна пара гнездится постоянно, кроме того, возможно нерегулярное гнездование ещё одной пары.

Балобан Falco cherrug. В середине ХХ века не представлял редкости на гнездовании на участке Лес на Ворскле (Новиков и др. 1963), где перестал встречаться, по-видимому, с середины 1960-х годов (Ivanov-sky, Tishechkin 1995). Более поздние достоверные данные о находках гнездящихся птиц на этом и других участках отсутствуют, однако взрослая птица с признаками гнездового поведения встречена С.А.Букрее-вым (2004) 19 мая 2001 на участке Лысые горы.

Чеглок Falco subbuteo. В середине ХХ века в Лесу на Ворскле отмечался как немногочисленный гнездящийся вид, причём встречающийся реже других соколов (Новиков 1963). Вскоре, видимо, на этом участке гнездиться перестал (Булюк 1993). Для участков Ямская степь, Лысые горы и Стенки Изгорья указывался как редкий гнездящийся вид вплоть до конца ХХ века (Корольков, Миронов 2000). В настоящее время случаи гнездования чеглока ни на одном из участков заповедника достоверно не известны, хотя он, по-видимому, гнездится в агро-ценозах, граничащих с Ямской степью.

Кобчик Falco vespertinus. В середине ХХ века был редким гнездящимся видом на участке Острасьевы яры; на участке Лес на Ворскле регистрировались только залётные птицы (Новиков 1963). Как вероятно гнездящийся вид упоминался в конце ХХ века для Ямской степи (Корольков, Миронов 2000). Современных достоверных сведений о гнездовании кобчика на участках заповедника нет; группы пролётных особей периодически встречаются в окрестностях Ямской степи во время осенних миграций (Соколов 2010).

Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. В Лесу на Ворскле гнездилась до середины 1970-х годов (Новиков и др. 1963; Булюк 1993). Как редкий гнездящийся вид в конце ХХ века указывалась для участков Ямская степь, Лысые горы, Стенки-Изгорья (Корольков, Миронов 2000). Существенное сокращение численности гнездящихся пустельг в Белгородской области (как и во всём Центральном Черноземье) произошло в конце ХХ — начале XXI века. В 2008 году, по-видимому, обыкновенная пустельга гнездилась на участке Ямская степь; в настоящее время 1-2 пары, вероятно, гнездятся в агроценозах у границ этого участка. В небольшом количестве, но сравнительно регулярно этот сокол встречается на участках заповедника во время миграций.

Литератур а

Белик В.П., Афанасьев В.Т. 1998. Многолетняя популяционная динамика хищных птиц

в условиях Сумского Полесья // Авифауны Украины 1: 4-16. Белик В.П. 2000. Птицы степного Придонья: формирование фауны, её антропогенная

трансформация и вопросы охраны. Ростов-на-Дону: 1-376. Букреев С.А. 2004. Дополнение к орнитофауне участка «Ямская степь» // Государственный природный заповедник «Белогорье». Летопись природы. 2001 год. Книга 2.8.1. 2.2. Борисовка: 134 (рукопись). Булюк В.Н. 1993. Изменения в населении гнездящихся птиц в высокоствольной дубраве заповедника «Лес на Ворскле» за последние 50 лет // Вестн. С.-Петерб. ун-та 24: 1016.

Корольков А.К., Миронов В.И. 2000. Авифауна участков Центрально-Чернозёмного заповедника в Белгородской области // Птицы бассейна Северского Донца 6/7: 10-15. Костин А.Б., Беляков В.В., Корольков А.К. 1999. Материалы по некоторым редким видам птиц Центрально-Чернозёмного биосферного заповедника и сопредельных территорий // Редкие виды птиц и ценные орнитологические территории Центрального Черноземья. Липецк: 112-113. Новиков ГА., Мальчевский А.С., Овчинникова Н.П., Иванова Н.С. 1963. Птицы «Леса на Ворскле» и его окрестностей // Вопросы экологии и биоценологии 8: 9-118. Сапельников С.Ф., Власов А.А., Шаповалов А.С. 2008. Гнездование курганника на особо охраняемых природных территориях Курской и Белгородской областей // Материалы регионального совещания «Проблемы ведения Красной книги». Липецк: 99-102. Соколов А.Ю. 2010. Авифауна особо охраняемых территорий Белгородской области // Стрепет 8, 1: 36-59.

Ivanovsky V.V., Tishechkin A.K. 1995. Raptors and owls of Belarus: current status and population sizes // Rapaces holartico: 51.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 2002: 5558-5559

О редких в Пермском крае залётах птиц

С.Л.Ушков

Второе издание. Первая публикация в 1924*

Наблюдается, что иногда птицы появляются и совершенно несвойственной им местности и часто далеко от постоянного пребывания. За последнее время, начиная с 1918 года, в окрестностях Перми найдены следующие птицы, не свойственные фауне нашего Пермского края.

Волчок Ixobrychus minutus. Молодая малая выпь убита в конце июня 1918 года пермским охотником П.Д.Петуховым на Банном озере около станции Левшино Пермской железной дороги в 23 вёрстах к северу от города Перми. В том же месте 23 июля 1918 убит старый самец (хранятся в Пермском музее). По словам охотника Петухова, он нашёл

* Ушков С.Л. 1924. О редких в Пермском крае залётах птиц // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1: 57 (Кружок по изучению Северного края при Пермском университете).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.