КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 9, 2006
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТАРЕНИЯ
ВОЗРАСТ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕР ЭФФЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМА РАБОЧЕГО
И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В.И. Бабкина, К.А. Царева
Курский государственный медицинский университет
В медицине труда имеют значение все четыре объективных вида возраста: хронологический, биологический, психологический и социальный. Выход на пенсию работающих на вредных производствах по хронологическому возрасту сокращен на 5-10 лет, однако, учитывая особенности процессов старения, этот возраст не определяет сохранность профпригодности рабочих. Одной из составляющих экологической модели старения является биологический возраст, позволяющий установить темпы старения и, следовательно, оценить резервы трудоспособности рабочих.
Цель исследования - выявить преимущества методик определения биологического возраста работающих во вредных условиях труда при достижении ими пенсионного по «вредности» календарного возраста.
Объектом исследования были 70 рабочих резинотехнической промышленности (все мужчины) в возрасте 55 лет, имеющие право на пенсионное обеспечение, но желающие продолжать работу по профессии. Биологический возраст (БВ) определялся по методике В.П. Войтенко с соавт. (1984) и методике Украинского НИИ транспорта и морской медицины (2003). В методике В.П. Войтенко и соавт. для расчета биологического возраста используются показатели артериального давления, длительности статической балансировки на левой ноге и задержки дыхания на вдохе, массы тела, субъективной оценки здоровья. БВ рабочего сопоставлялся с должным его значением (ДБВ), превышение БВ над ДБВ на +5,0 лет и более указывало на преждевременное старение, отставание (на -5 лет и более) - на замедленное старение. Значения в пределах ±5 лет характеризовали физиологическое течение инволю-тивных процессов. В соответствии с этим продолжение работы в условиях производственных вредностей было разрешено 59 рабочим (84,3%) с физиологическим и замедленным старением. У 8 рабочих (11%) темпы старения приближались к физиологическим (+6,1 ± 1,4 лет), им был назначен комплекс реабилитационных мероприятий с продолжением работы по профессии. Работа на вредном производстве была запрещена 3 рабочим (4,3%) с высокими темпами старения (+12,4 ± 1,3 лет). Методика Украинского НИИ предлагает для расчета биологически активного возраста определение сократительной способности миокарда, жизненной емкости легких, вестибулярной устойчивости, гибкости позвоночника, роста и веса рабочего. Рассчитанный биологический возраст сопоставлялся с календарным (в %) и характеризовал истинный возрастной статус, максимальное приближение его к паспортному возрасту соответствовало сохранности профпригодности. По данной методике число рабочих, которым можно продолжить работу с вредными условиями производства, составило 97,6%. Полученные данные позволяют заключить, что методика определения биологического возраста В.П. Войтенко и соавт. (1984) дает возможность получить более информативные и дифференцированные результаты.
СОВРЕМЕННАЯ ГЕРОНТОТЕХНОЛОГИЯ: СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ИММУНОТЕРАПИЯ И ИММУНОПРОФИЛАКТИКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАССИВНОГО ИММУНИТЕТА У ПОЖИЛЫХ
П.М. Барышев, С.А. Калиничев
Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора, Москва
Как правило, более 50% контингена пожилых лиц серонегативны, в то же время создание активного иммунитета в большом проценте серонегативных лиц наталкивается на серьезные препятствия в виде обширных и серьезных противопоказаний, связанных с состоянием здоровья пожилого человека в конкретный период времени, наличием соматических заболеваний и их лечением другими классами лекарственных средств, явлением постоянного проявления полипрагмазии и другими факторами.
Поэтому мощным фактором экстренной профилактики и лечения у пожилых, прежде всего инфекционных заболеваний, являются нормальные и специфические иммуноглобулины, сыворотки, плазма и моноклональные антитела (Н.В. Медуницын, В.М. Покровский, 2005).
По своему генезу эти медицинские иммунобиологические препараты (МИБП) подразделяются на гомологичные (из крови человека) и гетерологичные (из крови животных).
Пассивная иммунизация дает быстрый и хороший защитный эффект, будь то лечение или применение с профилактической целью, а в сочетании с антибиотикотерапией она может использоваться как превентивная и лечебная мера у пожилых.
Нормальные и специфические иммуноглобулины создают защитный уровень антител спустя несколько часов после введения, который сохраняется до 4-5 недель у пожилых лиц, т. е. тот период времени, на протяжении которого может быть ликвидирована опасность заражения в критических эпидемических ситуациях, или внесение положительной динамики в тяжелых септических и токсических состояниях у пожилых больных. Такое защитное действие иммуноглобулинов и сывороток обеспечивается не только прямым воздействием МИБП на микроорганизм или токсин, но и выраженным иммуномодулирующим свойством за счет биологически активных веществ: лизоцим, компоненты системы комплемента, цитокины и др. Кроме того, гомологичные МИБП, как правило, не вызывают неблагоприятных побочных реакций, что значительно расширяет возможность их применения у пожилых.
Уровень антител в таких специфических МИБП должен быть выше в 6-10 раз, чем в нормальных МИБП.
В настоящее время в России производятся несколько видов специфических МИБП, полученных от человека, применяемых для профилактики и лечения инфекционных заболеваний, прежде всего у пожилых:
1. Иммуноглобулин против гепатита В - применяется в группах риска и по эпидемическим показаниям;
2. Иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита жидкий, группы риска, эпидпоказания;
3. Иммуноглобулин антистафилококковый жидкий (госпитальные инфекции и их осложнения).
4. Иммуноглобулин противостолбнячный - экстренная профилактика и лечение столбняка, как у детей, так и у пожилых;
5. Иммуноглобулин противогриппозный для профилактики и лечения гриппа и других ОРЗ;
6. Иммуноглобулины противоботулинические разных типов (токсин типов А, В, Е).
Гетерологичные МИБП также имеют достаточно широкое применение:
1. Иммуноглобулин против лихорадки Эбола;
2. Иммуноглобулин противосибиреязвенный;
3. Иммуноглобулин противолептоспирозный;
4. Иммуноглобулин антирабический;
5. Иммуноглобулин против клещевого энцефалита.
Таким образом, современные МИБП (гомо- и гетерологичные) составляют заметную составляющую в системе защиты пожилых людей при многих «старых» и «новых» инфекционных заболеваниях, соматических и инфекционно-токсических состояниях и осложнениях.
XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ГЕРОНТОТЕХНОЛОГИИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ И ИММУНОТЕРАПИИ У ПОЖИЛЫХ
П.М. Барышев, С.А. Калиничев
Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора, Москва
Появление новых и возвращение «старых» инфекций, генетическая изменчивость циркулирующих штаммов микроорганизмов, трудности в обеспечении и применении медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) - все это требует усиленной работы в области иммунопрофилактики и иммунотерапии заболеваний у пожилых (Н.В. Медуницын, с соавт., 2005).
На территории России ежегодно регистрируется около 35 млн случаев инфекционных заболеваний у людей, где доля пожилых весьма значительна (Н.В. Медуницын, В.И. Покровский, 2005), а прямые и косвенные потери составляют 20 млрд. рублей ежегодно. Вакцинация способна в значительной степени сократить эти потери, а главное, сохранить жизни миллионам пожилых людей. К примеру, по мнению ВОЗ, ликвидация полиомиелита является важнейшим экономическим приоритетом для всех возрастных групп во всех странах мира, так как продолжение вакцинации больших контингентов населения сопряжено с огромными финансовыми затратами.
Можно предположить, что при условии, если процент серонегативных пожилых лиц превышает 50%, то вакцинация только сероне-гативных пожилых лиц, определяемых лабораторно, экономически значительно выгоднее по сравнению со сплошной вакцинацией: наиболее экономически приоритетными группами населения являются для вакцинации группы риска и представители организованных коллективов - дома для инвалидов и престарелых и т. д.
Этический компонент иммунопрофилактики и иммунотерапии у пожилых определен Федеральным законом, наряду с другими законами, в 1998 году в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней человека».
Здесь можно выделить три момента, наиболее важных с точки зрения соблюдения прав пожилого человека и медицинской этики в области иммунопрофилактики и иммунотерапии.
1. Качество МИБП, условия их производства, свойства МИБП, государственный контроль за их качеством;
2. Испытания новых МИБП на животных и людях;
3. Применение МИБП в медицинской практике у пожилых строго по показаниям, по экономически и этически отработанным схемам в зависимости и условиях конкретной эпидемиологической ситуации.
Все сказанное выше в значительной мере приблизит современные геронтотехнологии к пожилым и повысит эффективность их применения.
СРАВНЕНИЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Л.М. Белозерова
Пермская государственная медицинская академия
Цель работы - сравнение онтогенетических методов определения биологического возраста по физической работоспособности и антропометрии.
Нами использована следующая возрастная классификация: дети младшего школьного возраста (7-12 лет), среднего школьного возраста (13-14 лет), старшего школьного возраста (15-17 лет), люди молодого (18-19 лет), зрелого (20-59 лет), пожилого (60-74 лет) и старческого (75-89 лет) возраста.
Физическую работоспособность измеряли методом степэргометрии с нарастающей нагрузкой до достижения субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений или появления общепринятых противопоказаний. Для определения биологического возраста использовались показатели - субмаксимальная физическая работоспособность, субмаксимальная физическая работоспособность на кг массы тела; частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление на высоте нагрузки. Всего обследовано 589 человек.
Физическое развитие оценивалось по показателям антропометрии: роста стоя в см, массы тела в кг, окружности грудной клетки на вдохе, выдохе, паузе в см, экскурсии грудной клетки в см, спирометрии - жизненной емкости легких в мл, динамометрии - силы сжатия кисти правой и левой руки в кг. Число обследованных составило 1888 человек.
Для сравнения ведущей тенденции темпа возрастных изменений мы воспользовались соотношением квадратов коэффициентов множественной корреляции, так как одному году хронологического возраста соответствует R2 биологического возраста. При таком подходе соотношение R2 мужчин/R2 женщин показывает, во сколько раз темп возрастных изменений больше или меньше темпа женщин. Как свидетельствуют полученные данные, соотношение по физической работоспособности в периоде развития составило 1,04; в периоде зрелости и старения 1,09; по антропометрии 1,03 и 1,44 соответственно.
В соответствии с обоими методами установлена единая закономерность: женщины имеют более медленный темп возрастных изменений в периоды развития, зрелости и старения по сравнению с мужчинами. Наиболее ярко эта закономерность проявляется на этапе зрелости - 20-59 лет.
Метод по антропометрии является ориентировочным при сопоставлении с методом определения биологического возраста по физической работоспособности. Но, учитывая широкое применение антропометрии в спортивной медицине, может быть рекомендован для скрининговых исследований диагностики темпов биологического развития, зрелости и старения.
ЗНАЧЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ ДНК МОЗГА И ДРУГИХ ОРГАНОВ В РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
С.Е. Борисов, Т.А. Белова, А.В. Архаров
Московский центр качества образования, Геронтологический центр «Переделкино», Москва
Существует точка зрения, что повреждение ДНК клеток мозга играет важнейшую роль в процессе старения. Уровень активности процессов репарации ДНК в постмитотических клетках мозга относительно невысок, что может вести к накоплению в них соматических мутаций. Повреждения ДНК в результате оксидативного стресса рассматриваются в качестве возможного патогенетического фактора развития болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера, онкологических заболеваний.
Нами было исследовано количество щелочелабильных сайтов ДНК, отражающее число однонитевых разрывов и некоторых других видов повреждений, в мозге, печени и селезенке мышей линий CBA и Fidget в возрасте 1 и 12 месяцев. Во всех случаях количество повреждений было максимальным в печени и минимальным в селезенке, при этом у мышей линии Fidget, отличающихся повышенной двигательной активностью, было больше щелочелабильных сайтов в ДНК мозга, чем у мышей линии CBA. В возрасте 12 месяцев число повреждений в ДНК мозга и селезенки обеих линий мышей было выше, чем в возрасте 1 месяц. Дозированная гипоксическая гипер-капния, геропротекторный эффект которой был показан в предшествующих иследованиях, снижала число щелочелабильных сайтов в ДНК мозга молодых мышей Fidget, а также в ДНК мозга и селезенки 12-месячных мышей CBA и Fidget.
Возможно, нет оснований говорить об особой роли повреждений ДНК нейронов, более существенной, чем роль повреждений ДНК других типов клеток. Интенсивность повреждения ДНК мозга относительно невелика и отчасти является функцией их активности, генетический аппарат клеток находится в достаточно интегративном состоянии. В отношении вопроса о значимости повреждений ДНК можно предположить, что важны не только соматические мутации, к которым они могут вести, но и сами повреждения как таковые (разрывы, сшивки, модификации оснований и т. п.), затрудняющие функционирование генетического аппарата клетки. В качестве перспективного геропротекторного воздействия можно рассматривать гипоксическую гиперкапнию; механизм ее действия может включать эффекты дозированного стрессорного воздействия, адаптации к гипоксии и специфического действия углекислого газа.