Научная статья на тему 'Современная философия социального познания: основные категории и принципы'

Современная философия социального познания: основные категории и принципы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная философия социального познания: основные категории и принципы»

П.Д. ПАВЛЕНОК доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета'

Современная философия социального познания: основные категории и принципы

Как форма знания философия, конечно, является наукой, но своеобразной, значительно отличающейся от естественных, технических и общественных дисциплин. В то же время она взаимосвязана с ними и определяет общие тенденции их развития.

Уже краткое определение философии подтверждает этот тезис. Философия (греч. рЫ1ео - люблю и эорЫа - мудрость, т.е. любовь к мудрости) в целом трактуется как форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, как теоретическая основа мировоззрения.

Данное определение содержит ряд категорий, без раскрытия сущности которых нельзя понять обозначенный феномен. Дадим краткие авторские определения этих категорий, основанные на обобщении существующих подходов.

Прежде всего об общественном сознании. Его можно трактовать как систему духовных способов отношения людей к миру и к самим себе, возникающую в процессе жизнедеятельности различных групп и общностей и обслуживающую эту жизнедеятельность. Оно отражает общественное бытие, определяется им и, в свою очередь, воздействует на него.

С учетом содержания темы (это одна из тем общего курса «Философия и методология социальных наук») необходимо дать определения различных форм общественного сознания: политических, правовых, морали, религии, науки,

* Павленок Петр Денисович, e-mail: joshua_@mail.ru

искусства, философии, а также экономических, экологических, космических и т.д.

Важно также вычленение разных уровней общественного сознания: общественной психологии и общественной идеологии (обыденного сознания и специализированного сознания). Оно дифференцируется и по субъектам: групповое, массовое и общечеловеческое. Возможно также его членение в зависимости от выделяемых типов общества.

Общественное сознание и различные его формы определяются (в конечном счете) общественным бытием, понимаемым как материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие на базе производства материальных благ.

Оценка тех или иных процессов различными людьми, их группами и слоями, отдельными личностями выражается, в конечном счете, формированием мировоззрения как системы обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и к самим себе, что обусловливает убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности.

Мировоззрение образуется на основе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний, включая определенную идеологию. Тем самым и в мировоззрении мы видим тесную взаимосвязь, переплетение знаний всех категорий научных дисциплин. В этом главную, методологическую роль играют философия в целом и ее составная часть - социальная философия.

Мировоззрение, как показывает жизнь, имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные устремления, интересы, труд и быт людей.

Не вдаваясь подробно в проблему возникновения и развития философии, отметим важные (для обозначенного выше курса дисциплины) аспекты этого процесса.

Прежде всего, философия, как считают специалисты, возникла давно, в рабовладельческом обществе. Причины этого: расширение сферы влияния человека на природу; в эту эпоху умственный труд отделился от физического; общество оказалось расколотым на разные общественные классы, группы и слои, имевшие свои (особые) взгляды на мир в целом и его отдельные процессы и явления, т.е. специфическое мировоззрение.

В то время в философию включали все накопленные человечеством знания. Это была нерасчлененная наука. В ходе сложного развития познания из этой науки стали выделяться самостоятельные, более конкретные области знания. И это вполне объяснимо, поскольку познание есть: 1) процесс приобретения знания, постижение закономерностей объективного мира (природы и общества); 2) совокупность приобретенных знаний и опыта в какой-либо области (в природе, обществе, технике).

Именно в ходе процесса выделения самостоятельных областей знания (естественнонаучных, общественных, технических) формируется собственно философская проблематика. Она включает в себя: основной вопрос философии (отношение мышления к бытию, сознания к материи), учение о сущности, формах и законах развития познания (теория познания и логика), учение об источниках и общих закономерностях движения и развития явлений и процессов (диалектическая или метафизическая концепция развития), учение о природе общественного бытия и общих законах его развития (социальная философия, социология), учение о нравственности (этика), учение о природе прекрасного (эстетика).

Отпочкование от философии многочисленных как общих, так и конкретных естественных, технических и общественных наук отнюдь не повлияло на сам процесс углубления и расширения системы философских знаний. Кроме указанных выше она включает и другие философские структуры. Перечислим их (с кратким указанием их содержания) и устоявшимся их наименованием:

- онтология - учение о бытии независимо от его частных форм;

- гносеология - философское учение о познании;

- эпистемология - теория знания, раздел философии;

- эстетика - философская дисциплина, занимающаяся сферой прекрасного и искусства;

- этика - дисциплина, изучающая представления человека о добре и зле, долге, справедливости, воплощаемых в различных формах морали;

- аксиология - философское учение о ценностях и их природе;

1 См.: Макулин А.В. История философии. Учебное пособие. Томск, 2013.

- логика - наука о формах, методах и законах правильного мышления;

- праксиология - учение о человеческой деятельности, о практической реализации ценностей человека в реальной жизни;

- натурфилософия - философия природы;

- методология - учение о методах, путях, методиках, способах и средствах познания;

- философская антропология - философское учение о человеке;

- философская история - наука о постижении сущности исторических процессов;

- социальная философия - наука о базовых основаниях общественного устройства, о том, что такое общество и какова роль в нем человека.

Обозначенные направления и их краткая содержательная характеристика, во-первых, позволяют говорить об их философской ориентации (непременный учет содержания бытия в его многообразии, общественного сознания, процесса познания), во-вторых, о взаимосвязи этих философских направлений с многообразными конкретными общими и частными дисциплинами, прежде всего естественнонаучного и общественно-гуманитарного характера, при этом философские направления являются определяющими по отношению ко вторым с точки зрения приемов, путей и методов познания. Эта взаимосвязь, взаимозависимость отнюдь не отрицает относительной самостоятельности развития как конкретных нефилософских, так и философских направлений.

Конечно же, главным фактором развития и философии и других наук является состояние общественного бытия, изменение в различных сферах общественного сознания (политической, экономической и др.). В то же время на развитие различных форм познания (включая философское) оказывают влияние уже возникшие, сформировавшиеся теории, традиции и другие компоненты существующих научных направлений, в том числе в философии.

Отсюда следует логический вывод: не только общественная жизнь во всем ее многообразии воздействует на философию, но и философия оказывает влияние на жизнь общества. При этом такое воздействие, влияние может быть как позитивным, так и негативным, либо способствовать социальному прогрессу, либо, наоборот, тормозить

его. То есть философии свойственны внутренние противоречия, главным из которых, как подчеркивают специалисты, является борьба между основными направлениями в философии - материализмом и идеализмом. Причина этого -противоположность классовых интересов в обществе.

Названные основные направления философской мысли требуют конкретизации (определения) употребляемых понятий.

Итак, материализм (лат. ма1вг1а!1Б - вещественный) означает противоположное идеализму философское направление, признающее первичность материи, природы, объективной реальности и рассматривающее сознание как свойство материи. Под материей понимается бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, как субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Специалисты включают в понятие материи не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и те, которые могут быть познаны в будущем на основе наблюдений и экспериментов. Сознание в философии интерпретируется как специфическая человеческая форма идеального отображения и духовного освоения реальности.

В отличие от материализма идеализм признает первичность духа, сознания, рассматривая материю, природу как нечто вторичное, производное от сознания.

Сознание и бытие, материя - это наиболее общие философские категории, интерпретация которых зависит от решения тем или иным философским направлением основного вопроса философии.

Обозначенный ранее основной вопрос философии как отношение мышления к бытию, сознания к материи в рамках материализма и идеализма, условно говоря, содержит два вопроса:

1) что первично - материя, природа (материализм) или сознание, дух (идеализм);

2) способно ли сознание правильно отражать мир, познавать его (в обеих концепциях - в материализме и идеализме - имеются нюансы в толковании данной проблемы).

Раскрытие содержания двух основных направлений в философии говорит об их противоречивости, суть которой в выражении, с одной стороны, интересов прогрессивных общественных сил (материализм), с другой - интересов консервативных, реакционных сил (идеализм).

Не случайно поэтому специалисты отмечают в процессе происхождения и развития тесную связь философии с религией и наукой. При этом наблюдалось (и наблюдается) все большее расхождение с религией в материалистической философии и сохраняется связь с ней идеалистической философии. Особенно это проявляется на переломных этапах истории, в процессе функционирования противоположных общественно-экономических формаций. Чему наглядным примером служит история не только России в XX и XXI вв., но и других стран бывшей социалистической системы, идущих ныне по пути возврата к капиталистическим отношениям.

Наибольший разрыв, освобождение от религии наблюдается в сформировавшемся в рамках философии диалектическом и историческом материализме, который, в отличие от идеалистического направления в философии, превращается в науку. Диалектический и исторический материализм развивается в рамках философии марксизма как наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Эта материалистическая философия называется диалектической, поскольку признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат, следствие действующих в нем внутренних противоречий. В отличие от диалектического исторический материализм означает распространение принципов философского материализма на общество, общественные явления, постулирует первичность общественного бытия и вторичность сознания.

В марксизме исторический материализм нередко отождествляется с понятием «социальная философия». Последняя обычно трактуется в двух смыслах. Во-первых, как раздел философии, в котором рассматриваются качественное своеобразие общества, его цели, генезис и развитие судеб и перспектив. Во-вторых, она рассматривается как раздел общей социологии, в которой названные выше проблемы исследуются с помощью понятий теоретической социологии и пограничных с нею дисциплин.

Таким образом, мы можем здесь видеть взаимосвязь философии в целом, социальной философии и социологии. Можно также добавить связь с историей как наукой об обществе. Между ними немало общего. Но, естественно, имеются и различия в толковании объектов и предметов изучения.

В связи с этим полезно обратить внимание на содержание понятий «базис» и «надстройка» как основных структурных элементов общества, общественно-экономических формаций. Базис - это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе его социальной структуры. Надстройка представляет собой совокупность идеологических отношений и взглядов (политика, право, мораль, религия, философия, искусство) и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партия, церковь и т.д.). Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и все общество активное влияние.

Указанное содержание социальной философии и социологии может свидетельствовать об их тесной взаимосвязи с конкретными социальными, общественными науками и, безусловно, об определяющем влиянии первых на вторые, поскольку конкретные общественные социальные науки в обосновании конкретных общественных процессов и явлений необходимо должны исходить из приоритета общих процессов и направлений, обоснованных философией в целом и социальной философией в частности.

Отмеченная выше противоречивость становления и развития философии обусловлена не только борьбой материализма и идеализма, но и конкретизацией этой борьбы -диалектикой и метафизикой.

Специалисты интерпретируют диалектику как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методах мышления. Основные принципы диалектики - это всеобщая связь, становление и развитие которой осмысливаются всей системой сложившихся в науке совокупностей категорий и законов.

Метафизика же понимается как упрощенный, ограниченный взгляд на мир, либо отрицающий изменение, развитие, либо сводящий его к простому, количественному уменьшению (увеличению), игнорируя качественное изменение вещей. Она отрицает внутренние источники развития процессов и явлений, их противоречивость, в отличие от диалектики.

Место и роль философии (конечно, прежде всего материалистической) в системе наук, научного знания определяются тем, что она, как следует из вышеизложенного, обобщает результаты всех иных наук и дает надежный,

научный, верный подход к изучению природных и общественных процессов и явлений. Тем самым философия выступает методологией всех наук (и естественных, и технических, и общественных), т.е. в качестве учения об общих подходах к исследованию природных и общественных процессов и явлений, учения о методах, принципах построения, формах и способах научного познания.

Ведущие специалисты, разделяя философию и методологию, рассматривают последнюю как сложное образование, имеющее различные уровни, определяющие разные конкретные методы и общие технологии, принципы исследуемых явлений и процессов.

Парадокс (как неожиданное, непривычное, расходящееся с общепринятым традиционным утверждением рассуждение или вывод, странное, своеобразное, оригинальное мнение1) состоит в том, что отделение методологии от философии не ведет к игнорированию методологической основы философии. На самом деле, почему бы и не ограничиться в этом случае положением (утверждением) - «философия как методология...»? Анализ развития философии и других наук показал необходимость учета двух относительно самостоятельных направлений: «философии» и «методологии».

В заключение, с учетом названия статьи, кратко обозначим философские принципы как исходные положения той или иной теории, учения, науки, мировоззрения и т.д.

К числу общефилософских принципов относятся принципы детерминизма, отражения, развития. Эти принципы обусловливают, в конечном счете, как общие принципы социальных (общественных) наук (историзм, социальная обусловленность, социальная защищенность), так и специфические принципы конкретных наук. В то же время они (принципы) «пересекаются», дополняют друг друга.

1 См.: Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. М., 1995, с. 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.