Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА И РЕЛИГИЯ: ТЕОРИИ КАНТИАНСКИЕ И ТЕОРИИ, КРИТИЧЕСКИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАНТУ. ОТ РЕДАКТОРОВ'

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА И РЕЛИГИЯ: ТЕОРИИ КАНТИАНСКИЕ И ТЕОРИИ, КРИТИЧЕСКИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАНТУ. ОТ РЕДАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА И РЕЛИГИЯ: ТЕОРИИ КАНТИАНСКИЕ И ТЕОРИИ, КРИТИЧЕСКИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАНТУ. ОТ РЕДАКТОРОВ»

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА И РЕЛИГИЯ: ТЕОРИИ КАНТИАНСКИЕ И ТЕОРИИ, КРИТИЧЕСКИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К КАНТУ

ОТ РЕДАКТОРОВ Х. Нагль-Доцекаль, Л. Нагль1

Размышляя над вопросом о нашем вкладе в «Кантовский сборник», мы решили выбрать направление, пользующееся в мейнстри-ме международных кантовских исследований лишь незначительным вниманием. Пять статей этого выпуска призваны подробно рассмотреть вопрос о том, как в различных философских и теологических контекстах осуществлялась рецепция кантовских идей относительно этики и религии, а также изучить возможность извлечения из этих прочтений каких-либо импульсов для решения насущных проблем современности. В соответствии с этим замыслом авторы представленных в настоящем номере статей не принадлежат к числу исследовате-лей-кантоведов в узком смысле, а опираются на свой опыт в других областях, таких как философия Спинозы, феноменология, католическая теологическая философия религии, американский прагматизм и либеральная теория права. Специфика также выражается в том, что размышления, представленные в статьях, восходят к дискурсам разных стран — Ирландии, Хорватии, Швейцарии и Австрии. В центре внимания обсуждаемых тем в первую очередь находится не рассмотрение существующих интерпретаций имманентных модификаций кантовских идей — основное внимание скорее уделяется тому, как ссылки на Канта позволяют дифференцировать актуальные проблемы. Остается надеяться, что такие формы обраще-

1 Философский факультет, Венский университет. Австрия, 1010, Вена, Университетсштрассе, д. 7. Поступила в редакцию: 01.10.2021 г. doi: 10.5922/0207-6918-2021-4-1

ZEITGENÖSSISCHE ETHIK UND RELIGION: KANTISCHE UND KANT-KRITISCHE THEORIEN

EDITORIAL

H. Nagl-Docekal, L. Nagl1

Als wir uns die Frage stellten, welchen spezifischen Beitrag wir für das Kantian Journal leisten könnten, entschieden wir uns für einen Fokus, der im Mainstream der internationalen Kant-Forschung nur marginale Berücksichtigung findet. Die fünf Beiträge dieses Heftes sollen auf exemplarische Weise thematisieren, wie Kants Denken zu Fragen der Ethik und Religion in unterschiedlichen philosophischen und theologischen Kontexten rezipiert wurde und welche Anregungen sich aus diesen Lektüren für die Auseinandersetzung mit dringlichen Problemen der Gegenwart beziehen lassen. Dieser Konzeption entspricht, dass die Autorinnen und der Autor der hier versammelten Essays nicht dem Kreis der Kant-Spezialisten im engeren Sinn angehören, sondern von ihrer Expertise auf anderen Gebieten ausgehen, insbesondere der Spinoza-Forschung, der Phänomenologie, der katholisch-theologischen Religionsphilosophie, dem Amerikanischen Pragmatismus sowie der liberalen Rechtstheorie. Diversität kommt auch darin zum Ausdruck, dass die in den Beiträgen vorgelegten Überlegungen in den Diskursen verschiedener Länder ihren Hintergrund haben: Irland, Kroatien, Schweiz und Österreich. Im Zentrum der erörterten Themen steht nicht primär die Auseinandersetzung mit vorliegenden Deutungen der immanenten Modifikationen des Denkens Kants; das Augenmerk ist vielmehr darauf gerichtet, in welcher Weise Anknüpfungen

1 Department of Philosophy, University of Vienna. Universitätsstraße 7, Vienna, 1010, Austria. Received: 01.10.2021. doi: 10.5922/0207-6918-2021-4-1

Кантовский сборник. 2021. Т. 40, № 4. С. 7-10.

Kantian Journal, 2021, vol. 40, no. 4, pp. 7-10.

ния к настоящему vice versa также способны поставить новые акценты в кантовских исследованиях.

Распространенные в настоящее время концепции морали и религии как в исследовательском контексте, так и в публичном дискурсе часто характеризуются тем, что они — по сравнению с кантовской теорией — имеют тенденцию к значительному сужению, даже если объявляют себя «кантианскими». Джон Ролз, претендуя на процедурную интерпретацию категорического императива «в рамках эмпирической теории» (Rawls, 1979, S. 289), дал решающий импульс явному ограничению связей с кантовской концепцией морали. В модифицированной форме его точка зрения получила дальнейшее развитие в дискурсе теории морали Юргена Хабермаса (см., напр.: Habermas, 1983) и группы его учеников, и в этой форме она составляет существенный элемент «постметафизического мышления» (Habermas, 1988; Habermas, 2012). На этом фоне идея о том, что моральные нормы должны согласовываться в дискурсивных процессах, в настоящее время имеет широкое одобрение — она означает, что в случае конфликта каждый человек имеет право на то, чтобы остальные участники соответственно приводили веские доводы (см., напр.: Forst, 2015). Тот факт, что предмет морали, таким образом, ограничен внешним восприятием совершаемых действий и восприятием их воздействия на других, приводит к маргинализации внутреннего измерения действия, которое формирует фокус кантовской моральной философии, то есть перспективы от первого лица единственного числа. В особенности это касается тонких замечаний Канта о совести и раскаянии, а также о бездонности человеческого сердца. В противопоставление этой тенденции Урсула Ренц исследует в своей статье кантовский «скептицизм» относительно возможности когда-либо полностью понять причины наших собственных действий.

an Kant erlauben, aktuelle Probleme auszudiffe-renzieren. Zu hoffen wäre, dass solche Formen der Bezugnahme auf die Gegenwart vice versa auch das Potential haben, neue Akzentsetzungen in der Kant-Forschung zu initiieren.

Heute gängige Auffassungen von Moral und Religion, sowohl im Forschungskontext als auch im öffentlichen Diskurs, sind vielfach dadurch gekennzeichnet, dass sie — verglichen mit dem kantischen Theoriebestand — zu signifikanten Verengungen tendieren, selbst dort, wo sie sich als „kantianisch" deklarieren. Mit seinem Anspruch auf eine prozedurale Deutung des kategorischen Imperativs „im Rahmen einer empirischen Theorie" gab John Rawls (1979, S. 289) den entscheidenden Anstoß für deutlich limitierte Anknüpfungen an die Moralkonzeption Kants. Seine Auffassung wurde in der diskurstheoretischen Moraltheorie von Jürgen Habermas (siehe z. B. Habermas, 1983) und seinem Schülerkreis in modifizierter Form weitergeführt und bildet in dieser Form ein wesentliches Element des „nachmetaphysischen Denkens" (siehe Habermas, 1988; 2012). Vor diesem Hintergrund findet mittlerweile die Vorstellung breite Akzeptanz, dass moralische Normen in diskursiven Prozessen vereinbart werden müssen, womit jeder Einzelne in einem Konfliktfall das Recht hat, sich von den jeweils Handelnden gute Gründe geben zu lassen (siehe z. B. Forst, 2015). Dass das Thema der Moral damit eingeschränkt ist auf die äußere Wahrnehmung vollzogener Handlungen und ihrer Wirkung auf andere, hat zur Folge, dass die innere Dimension des Handelns, die den Fokus von Kants Moralphilosophie bildet, d.h., die Perspektive der ersten Person Singular, marginali-siert wird. Dies gilt insbesondere für Kants subtile Ausführungen zu Gewissen und Reue sowie zur Abgründigkeit des menschlichen Herzens. Diesem Trend entgegentretend untersucht Ursula Renz Kants „Skeptizismus" hinsichtlich der Möglichkeit, die Ursachen unseres eigenen Handelns je vollständig zu durchschauen.

H. Nagl-Docekal, L. Nagl

В контексте «постметафизического» мышления недостаточно освещается и вопрос о том, в какой степени для Канта мораль неизбежно приводит к религии2. В противовес этой тенденции Людвиг Нагль в предложенной им статье подчеркивает, что другие философские направления, история влияния которых простирается до наших дней, не считают кантовскую связь между моралью и религией устаревшей. На примере американского прагматизма он объясняет, как отдельные представители этой философской школы развивают в измененной форме концепцию «постулатов чистого практического разума». Учение о постулатах также стало отправной точкой для размышлений Мари-Элизы Зовко, но она предполагает, что Кант с помощью него не в состоянии удовлетворить человеческую «потребность» в познании сверхчувственного. Используя видение Бога, изложенное в кантовских замечаниях к «аналогии» и «гипотетическому» методу, Зовко исследует, в какой степени подходы преодоления этого дефицита можно обнаружить у самого Канта.

Современное обсуждение кантовской концепции религии также требует обращения к такой теме, как церковь. Морин Юнкер-Кен-ни дает сжатый обзор ожесточенных споров, продолжающихся в римско-католической теологии и по сей день не только в отношении философии религии Канта, но и в отношении его концепции морали в целом. На фоне четырех различных форм радикального неприятия кантовских мыслей она объясняет, как новаторские теологические течения используют размышления Канта о свободе и конечности человеческого бытия, чтобы разработать интерпретации Библии, которые стремятся удовлетворять условиям современности. Херта На-гль-Доцекаль предлагает новую интерпретацию кантовской концепции «этической всеоб-

2 Рудольф Лангталер предлагает подробный диагноз и критику этого типа узкой рецепции Канта в своей книге (Langthaler, 2021).

Unterbelichtet bleibt im Kontext des „nachmetaphysischen" Denkens auch, inwiefern für Kant Moral unumgänglich zur Religion führt.2 Dieser Tendenz entgegen unterstreicht Ludwig Nagl, dass andere philosophische Richtungen, deren Wirkungsgeschichte bis in die Gegenwart reicht, Kants Verknüpfung von Moral und Religion nicht als obsolet betrachten. Am Beispiel des Amerikanischen Pragmatismus erläutert er, wie die Konzeption der „Postulate der reinen praktischen Vernunft" bei den einzelnen Vertretern dieser Denkschule in jeweils modifizierter Form weitergeführt wird. Die Postulatenlehre bildet auch für Marie-Elise Zovko den Ausgangspunkt ihrer Überlegungen, doch gibt sie zu bedenken, dass Kant damit dem menschlichen „Bedürfnis" nach Erkenntnis des Übersinnlichen nicht gerecht zu werden vermag. Inwiefern Ansätze zu einer Überwindung dieses Defizits bei Kant selbst zu finden sind, untersucht Zovko, indem sie der in seinen Ausführungen zu „Analogie" und „hypothetischer" Methode angelegten Annäherung an Gott nachgeht.

Eine heute zeitgemäße Auseinandersetzung mit Kants Auffassung von Religion erfordert auch, das Thema Kirche in den Blick zu nehmen. Maureen Junker-Kenny vermittelt einen konzisen Überblick über die heftigen Auseinandersetzungen, die in der römisch-katholischen Theologie nicht nur zu Kants Religionsphilosophie, sondern auch zu seiner Konzeption von Moral im Allgemeinen bis heute geführt werden. Vor dem Hintergrund von vier unterschiedlichen Formen radikaler Zurückweisung von Kants Denken erläutert sie, wie innovative theologische Strömungen Kants Überlegungen zu Freiheit und Endlichkeit des Menschen aneignen, um Interpretationen der Bibel zu erarbeiten, die den Bedingungen der Moderne gerecht zu werden suchen. Herta Nagl-Docekal plädiert dafür, Kants Begriff eines „ethischen gemeinen Wesens" neu zu in-

2 Eine eingehende Diagnose und Kritik dieser Art von verengter Kantrezeption bietet Rudolf Langthaler (2021).

щей сущности». При этом она выступает против распространенного ограничения социальной теории вопросами теории права, как это происходит в контексте «постметафизических» точек зрения. Она исследует возможности кан-товского понимания «церкви» как «республики, подчиняющейся законам добродетели», для преодоления социальных патологий городской жизни, например тенденции к атомистическому распаду социальных связей.

Список литературы

Forst R. Kritik der rechtfertigenden Vernunft. Die Erklärung praktischer Normativität // Forst R. Normativität und Macht. Zur Analyse sozialer Rechtfertigungsordnungen. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 2015. S. 37—57.

Habermas J. Diskursethik — Notizen zu einem Begründungsprogramm // Habermas J. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 1983. S. 53—126.

Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 1988.

Habermas J. Nachmetaphysisches Denken II. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 2012.

Langthaler R. Führt Moral unumgänglich zur Religion? Zur Kritik der Kantischen Religionsphilosophie bei Jürgen Habermas — eine Entgegnung. Freiburg ; München : Alber, 2021.

Rawls J. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 1979.

Перевод с немецкого И. Г. Черненок Для цитирования:

Нагль-Доцекаль Х., Нагль Л. Современная этика и религия: теории кантианские и теории, критические по отношению к Канту. От редакторов // Кан-товский сборник. 2021. Т. 40, № 4. С. 7—10. doi:10.5922/0207-6918-2021-4-1

terpretieren. Sie wendet sich damit gegen gängige Einschränkungen der Sozialtheorie auf rechtstheoretische Fragen, wie sie im Kontext „nachmetaphysischer" Positionen erfolgen. Sie untersucht das Potential von Kants Verständnis von „Kirche" als „Republik unter Tugendgesetzen" für die Auseinandersetzung mit sozialen Pathologien des urbanen Lebens, z. B. mit der Tendenz zu einem atomistischen Zerfall gesellschaftlicher Bindungen.

References

Habermas, J., 1983. Diskursethik — Notizen zu einem Begründungsprogramm. In: J. Habermas, 1983. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt am Main: Suhrkamp, S. 53-126.

Habermas, J., 1988. Nachmetaphysisches Denken. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Habermas, J., 2012. Nachmetaphysisches Denken II. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Forst, R., 2015. Kritik der rechtfertigenden Vernunft. Die Erklärung praktischer Normativität. In: R. Forst, 2015. Normativität und Macht. Zur Analyse sozialer Rechtfertigungsordnungen. Frankfurt am Main: Suhrkamp, S. 37-57.

Langthaler, R., 2021. Führt Moral unumgänglich zur Religion? Zur Kritik der Kantischen Religionsphilosophie bei Jürgen Habermas - eine Entgegnung. Freiburg und München: Alber.

Rawls, J., 1979. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

To cite this article:

Nagl-Docekal, H., Nagl, L., 2021. Zeitgenössische Ethik und Religion: Kantische und Kant-kritische Theorien. Editorial. Kantian Journal, 40(4), pp. 7-10. http://dx.doi.org/10.5922/0207-6918-2021-4-1

© Nagl-Docekal H., Nagl L., 2021.

© Нагль-Доцекаль Х., Нагль Л., 2021.

1л Ттч I ПРЕДСТАВЛЕНО ДЛЯ ВОЗМОЖНОЙ ПУБЛИКАЦИИ В ОТКРЫТОМ ДОСТУ-I (сс) w I ПЕ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ ЛИЦЕНЗИИ CREATIVE COMMONS КаНЗ^В ATTRIBUTION (CC BY) (HTTP://CREATIVECOMMONS.ORG/LICENSES/BY/4.<)/)

l^-v Tr\ I SUBMITTED FOR POSSIBLE OPEN ACCESS PUBLICATION UNDER THE TERMS I (ce) w I AND CONDITIONS OF THE CREATIVE COMMONS ATTRIBUTION (CC BY) LICENSE (HTTP://CREATIVECOMMONS.ORG/LICENSES/BY/4.0/)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.