http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)
УДК 323.2:504
DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-2-117-123
Елена Юрьевна Захарова,
Забайкальский государственный университет
(г. Чита, Россия), e-mail: aglena_72@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9022-3520
Цзоу Хун,
Забайкальский государственный университет
(г. Чита, Россия), e-mail: zouhong@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1325-8791
Алёна Александровна Бернюкевич,
Шанхайский университет иностранных языков
(г. Шанхай, Китай), e-mail: aabernyukevich@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0280-4139
Современная экологическая политика России и Китая в контексте общей теории взаимодействия природы и общества
Взаимодействие человека и общества с природой всегда было одной из наиболее сложных и противоречивых тем в различных областях научного знания. Это взаимодействие постоянно трансформировалось, однако одна особенность всегда оставалась неизменной: жизнь человека напрямую зависит от состояния природы. Экологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, несмотря на постоянную её актуализацию на международном, федеральном и региональном уровнях, остаётся нерешённой, угроза для жизнедеятельности человека продолжает нарастать. В связи с этим становится актуальным научное обоснование создания эффективных механизмов и технологий экологической политики, которые будут способствовать преодолению экологического кризиса. Основная цель данного исследования определяется как выявление особенностей и эффективных механизмов современной экологической политики России и Китая на общественном, технологическом, природном уровнях взаимодействия природы и общества. Методологическую основу исследования составляют: общая теория взаимодействия природы и общества, позволяющая проанализировать основные эффективные направления и механизмы преодоления экологического кризиса на общественном, технологическом, природном уровнях взаимодействия природы и общества; сравнительно-исторический подход, который позволил рассмотреть динамику и особенности развития экологической политики России и Китая; системный подход, который способствовал проведению комплексного анализа особенностей экологической политики с учётом социально-экономических, политических факторов развития стран. В статье выделены основные направления, этапы, эффективные механизмы современной экологической политики России и Китая на общественном, технологическом, природном уровнях взаимодействия природы и общества; сделан вывод о том, что эффективными механизмами экологической политики являются те, которые связаны с изменениями на технологическом уровне взаимодействия природы и общества, с экологизированным и экологическим производством. Акцентировано внимание на том, что на меры, принимаемые на уровне плагенных процессов, остаются неэффективными. Материалы исследования могут быть применены при изучении и выявлении путей преодоления экологического кризиса, особенностей современных модернизационных процессов, происходящих в России и Китае.
Ключевые слова: Россия, Китай, общая теория взаимодействия природы и общества, технологический уровень взаимодействия природы и общества, экологическое производство, генные процессы, плагенные процессы
© Захарова Е. Ю., Цзоу Хун, Бернюкевич А. А., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International
Elena Yu. Zakharova,
Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: aglena_72@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9022-3520
Zou Hong,
Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: zouhong@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1325-8791
Alena A. Bernyukevich,
Shanghai University of Foreign Studies (Shanghai, China), e-mail: aabernyukevich@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0280-4139
Contemporary Environmental Policy of Russia and China in the Context of the General Theory of Interaction Between Nature and Society
The interaction of man, society with nature has always been one of the most complex and contradictory topics in various fields of scientific knowledge. This interaction was constantly transformed, but one feature has always remained unchanged - human life directly depends on the state of nature. The ecological situation that has developed at present, despite its constant updating at the international, federal and regional levels, continues to remain unresolved, the threat to human life continues to grow. In this regard, the scientific substantiation of the creation of effective mechanisms and technologies of environmental policy that will contribute to overcoming the environmental crisis becomes urgent. The authors define the main goal of the study as identifying the features and effective mechanisms of modern environmental policy of Russia and China at the social, technological, natural levels of interaction between nature and society. The methodological basis of the research includes: a general theory of interaction between nature and society, which allows us to analyze the main directions and mechanisms of overcoming the ecological crisis at the social, technological, natural levels of interaction between nature and society; a comparative historical approach, which allowed us to consider the dynamics and features of the development of environmental policy in Russia and China; a systematic approach that contributed to a comprehensive analysis of the features of environmental policy, taking into account the socio-economic, political factors of the development of countries. This article highlights the main directions, stages, effective mechanisms of modern environmental policy in Russia and China at the social, technological, natural levels of interaction between nature and society. We concluded that the effective mechanisms of environmental policy are those that are associated with changes at the technological level of interaction between nature and society, associated with green and ecological production, measures taken at the level of plagenous processes remain ineffective. The research materials can be applied to study and identify ways to overcome the ecological crisis, the features of modern modernization processes in Russia and China.
Keywords: Russia, China, general theory of interaction between nature and society, technological level of interaction between nature and society, ecological production, gene processes, plagenous processes
Введение. Возникновение и существование экологических проблем в результате активной экономической деятельности человека, в частности эксплуатации природных ресурсов экстенсивным путём, привели человечество к осознанию необходимости защиты окружающей среды и учёта экологических факторов развития на государственном уровне. Россия и Китай, которые широко сотрудничают во многих сферах, не являются исключением.
Экологическая политика России и Китая имеет свои особенности, которые оказывают непосредственное влияние на взаимодействие двух стран, особенно в рамках совместных экономических и природоохранных проектов. Под экологической политикой понимают взаимодействие различных политических, экономических и социальных
институтов, цель которого - поиск лучших путей реализации стратегии в сфере охраны окружающей среды [1, с. 81]. Государство, а также ряд общественных, политических и экономических организаций призваны регулировать взаимоотношения общества с природой с целью защиты и развития окружающей среды в рамках экологической политики одного государства.
Цель данного исследования - выявить особенности и эффективные механизмы современной экологической политики России и Китая на общественном, технологическом, природном уровнях взаимодействия природы и общества. Для её достижения предлагается решение следующих задач: выделить основные направления и этапы экологической политики России и Китая в аспекте общей теории социоприродного
взаимодействия; выявить место экологической политики в иерархии общей стратегии развития государств; определить особенности и эффективные механизмы современной экологической политики России и Китая на общественном, технологическом, природном уровнях взаимодействия природы и общества.
Методология и методы исследования. Методологическую основу работы составляет общая теория взаимодействия природы и общества В. А. Кобылянского [2].
О важности создания теории взаимодействия природы и общества начали говорить ещё с 50-х - середины 60-х гг. XX в. Этот вопрос поднимался идеологами данной теории (Ю. П. Трусовым, Е. Т. Фаддеевым и др.), которые считали, что создание теории позволит сознательно регулировать процессы, происходящие в социоприродном взаимодействии. В основе теории взаимодействия природы и общества, созданной В. А. Ко-былянским, лежит ключевая идея о том, что взаимодействие природы и общества включает в себя три компонента системы «природа - общество»: 1) очеловечено-природный мир (технологический уровень взаимодействия природы и общества); 2) естественный мир; 3) социальный мир [3]. Технологический уровень представляет собой единство взаимообусловленных процессов - социогенных природных процессов и натурогенных социальных процессов (genes - рождённый). Эвристическая значимость данной теории заключается в том, что она позволяет выявить эффективные механизмы, лежащие в основе экологической политики государств, на технологическом уровне социоприродно-го взаимодействия, .
Авторами статьи был использованы сравнительно-исторический и системный подходы. Сравнительно-исторический подход позволил выявить динамику и особенности развития экологической политики России и Китая. Системный - способствовал проведению комплексного анализа особенностей экологической политики с учётом социально-экономических и политических факторов развития России и Китая.
Результаты исследования и их обсуждение. В. С. Степин, отмечая конструктивность идей К. Маркса о том, что «производство материальных благ и развития средств производства (как основного компонента в системе искусственных органов человека) полагается главным фактором человеческой истории», приходит к выводу о том, что для преодоления цивилизационных
рисков, в первую очередь, необходимы изменения в системе «производство - потребление», в основе которой лежит производство [4]. Это возможно через экологизацию материального производства [5], а также через создание экологического производства [6]. Основополагающую роль в изменении производства будут играть усилия по созданию и совершенствованию техники [7].
На сегодняшний день в России и Китае существует большое количество природоохранных механизмов, которые легли в основу экологической политики. Понадобилось несколько десятилетий для того, чтобы эти механизмы были сформированы и стали отвечать требованиям преодоления экологического кризиса. В свою очередь, формирование стратегии экологической политики является ответом на существующие экологические вызовы, которые непосредственно связаны с особенностями экологической модели на том или ином этапе развития государства.
Учёные в экологической политике России выделяют четыре основных этапа [8]. Проанализируем данные этапы в аспекте общей теории взаимодействия природы и общества.
Первый этап (конец XIX - середина XX в.) называют консервативным. В этот период основным направлением экологической политики России была защита редких видов флоры и фауны, затем внимание перешло на проблему истощения природных ресурсов. Особенностью данного этапа является воздействие на плагенные процессы взаимодействия природы и общества.
Второй этап (1950-1980 гг.) - приро-доресурсный. Для него характерна защита всех природных ресурсов от истощения. На данном этапе приходит понимание того, что необходимы механизмы воздействия на технологический уровень социоприродного взаимодействия.
Третий этап (1980-2014 гг.) - непосредственно экологический. Здесь на первый план выходит забота о среде обитания человека и обозначена необходимость развития экологического права. Получает развитие экологизированное и экологическое производство как основной механизм преодоления экологического кризиса на технологическом уровне взаимодействия природы и общества, но оно не получает своего развития в больших масштабах.
Четвёртый этап (начиная с 2015 г.) называют промышленно-экологическим. Современная российская экологическая поли-
тика на этом этапе характеризуется слиянием индустриальных и экологических задач и интересов государства. Данный этап наполнен изменениями, происходящими на уровне генных процессов технологического уровня социоприодного взаимодействия. Однако можно констатировать, что на современном этапе формирования экологической политики Россия не до конца определила её место в структуре национальных интересов. В то же время в этом направлении сделано не мало, в частности с 2018 г. реализуется национальный проект «Экология», призванный улучшить экологическую обстановку в стране посредством ликвидации экологического ущерба, повышения качества воды и воздуха, сохранения природных ресурсов и биологического биоразнообразия. Однако сложность реализации комплексных мер, обозначенных в документах проекта, обусловливается отсутствием координации между нацпроектами и другими государственными программами [9]. Кроме того, в России существует национальная модель «зелёной» экономики, подразумевающая повышение энергоэффективности экономического сектора, снижение нагрузки хозяйственной деятельности на окружающую среду и совершенствование механизмов правового регулирования, реализация которых пока тоже находится под вопросом по причине возникающих барьеров, в первую очередь экономических. В том числе, в России особым вызовом в рамках реализации российской экологической политики является ресурсоёмкость экономики. На сегодняшний день присутствует сырьевая модель экономического развития и масштабные проекты по добыче энергоресурсов с высокими экологическими рисками, несмотря на то, что очаги деградации окружающей среды зачастую находятся в районах разработки недр земли [10].
Наряду с Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, основополагающий документ российской экологической политики на сегодняшний день - «Основы государственной политики в области экологического развития на период 2030 г.»1, В нём обозначены основные направления природоохранной деятельности на ближайшую перспективу, среди которых можно в первую очередь выделить развитие нормативно-правовой базы в данной отрасли, снижение нагрузки на окружающую
1 Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года: [утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.]. -URL: https://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 25.01.2021). - Текст: электронный.
среду и защиту экосистем, развитие систем мониторинга, расширение международного сотрудничества и т. д.
Экологическая политика КНР со времени своего становления также претерпела ряд изменений. С момента провозглашения республики в 1949 г. все усилия были направлены на создание успешно функционирующей экономической модели, поэтому государственный аппарат реагировал только на локальные проблемы катастрофического характера. Так же как и в России, на первоначальных этапах формирования экологической политики в Китае, преимущественно, механизмы были связаны с воздействием на плагенные процессы, т. е. с борьбой с тем, что уже произошло.
После участия в конференции ООН по окружающей среде и развитию Китай пришёл к осознанию важности учёта экологических факторов для социально-экономического развития страны и поставил цель по созданию эффективных механизмов защиты окружающей среды. К началу XXI в. экологическая политика получила научное обоснование и закрепилась в качестве одного из компонентов национальной стратегии государства, став основой для провозглашения курса на построение экологической цивилизации, в рамках которой природоохранная деятельность и компенсация вреда окружающей среде являются ключевым условием устойчивости экономического развития [11-13].
Приоритетными направлениями экономической политики КНР становятся такие, в основе которых лежат механизмы преодоления экологического кризиса на уровне генных процессов взаимодействия природы и общества. В частности сюда можно отнести высокотехнологичное производство, способное снизить влияние общества, человека на окружающую среду, вследствие чего - снизить риски, связанные с экологическим кризисом.
Экологическая политика Китая вышла на новую ступень развития, когда в Конституции был закреплён тезис о стремлении к построению экологической цивилизации [12]. Важно отметить, что понятие «экологическая цивилизация» тесно связано с новым этапом модернизации и урбанизации. Первый из обозначенных процессов призван превратить китайскую экономику в информационную [14], второй - способствовать развитию инфраструктуры, повышению уровня благосостояния деревенских жителей, улучшению экологических показателей в городах [15].
Таким образом, в Китае экологическая политика - часть государственной идеологии, обозначенная в качестве официального ориентира развития для всех сфер жизни китайского государства.
Что касается китайской специфики формирования и реализации экологической политики, то отметим, что перед руководством страны возникает необходимость балансирования между экономическими амбициями КНР на современном рынке и экологическими требованиями, выдвигаемыми существующим экологическим кризисом [16]. Несмотря на то, что Китай уже сформировал значительную материальную и научно-техническую базу, способную постепенно привести страну к целям, поставленным в рамках стратегии экологического развития, понадобится значительное количество времени, прежде чем промышленному сектору удастся отказаться от привычных механизмов функционирования и принять за основу концепцию рационального природопользования, которая как раз и характеризует эффективность механизмов на уровне технологического уровня социоприродного взаимодействия.
В целом, проблемы и вызовы реализации экологической политики в России и Китае во многом совпадают. Обе страны обладают большими территориями, поэтому испытывают сложности из-за неоднородной системы управления и неравномерного социально-экономического развития регионов [17; 18]. В таких условиях при выработке универсальных механизмов формирования и реализации экологической политики возникают определённые трудности, поскольку экологические требования и материальные возможности будут отличаться по регионам и даже отдельным городам. Кроме того, несмотря на разработанную обширную норма-
тивно-правовую базу, существуют пробелы по ряду вопросов, т. к. пришло понимание того, что воздействовать на плагенные процессы социоприодного взаимодействия и устранять последствия того, что уже свершилось, неэффективно: нужны кардинальные изменения во всей системе «производство - потребление» на уровне генных процессов технологического уровня взаимодействия природы и общества.
Заключение. Россия и Китай целенаправленно движутся к созданию эффективной экологической политики, которая будет отвечать современным требованиям охраны окружающей среды и способствовать формированию основы для устойчивого развития. Подходы двух стран к реализации природоохранной деятельности и к определению значения экологии в системе государственных ценностей содержат определённые различия в то время, как основные сложности формирования и осуществления экологической политики часто совпадают, а возникновение уникальных вызов обусловливается особенностями структуры экономики и сопряжённостью с другими сферами интересов государств.
Экологическая политика государств должна строиться с учётом преобразований в трёх компонентах системы «природа - общество»: совершенствование очеловече-но-природного мира, всей системы «производство - потребление» в том направлении, которое бы обеспечило прогрессивное развитие как собственно социальное, так и естественное. Нужны изменения на технологическом уровне взаимодействия природы и общества, на уровне генных процессов, связанные с экологизированным и экологическим производством, т. к. меры, принимаемые на уровне плагенных процессов, остаются неэффективными.
Список литературы
1. Пугачев А. В. Экологическая политика на современном этапе: содержание, цели и задачи // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. № 2. С. 81-85.
2. Кобылянский В. А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие. Красноярск: КГУ, 1985. 200 с.
3. Кобылянский В. А. Философия экологии: исходные понятия и проблемы образования // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2005. № 5/6. С. 65-72.
4. Степин В. С. Карл Маркс и тенденции современного цивилизационного развития // Карл Маркс и современная философия: сборник материалов науч. конф. к 180-летию со дня рождения К. Маркса (г. Москва, 23 апреля 1998 г.). М.: Ин-т философии МГУ, 1999. С. 16-45.
5. Гирусов Э. В. Глобальные проблемы современности в их системном единстве и развитии // Философские науки. 2012. № 12. С. 18-24.
6. Захарова Е. Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Чита, 2012. 39 с.
7. Rendtorf J. D. Ethics and Responsibility of Science and Technology // Philosophy in the Dialogue of Cultures. M.: Progress-Tradition, 2010. Pp. 804-812.
8. Семилетова Е. В. Экологическая политика России: новый этап // Русская политология. 2017. № 3. С. 6-11.
9. Ленчук Е. Б. Национальные проекты в системе целеполагания социально-экономического развития России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. № 5. C. 79-90.
10. Голева Р В. Недропользование и проблемы устойчивого развития России // Век глобализации. 2018. № 4. C. 137-144.
11. ¡Ш. -// ФИййй(Ф^).
2018, № 9. Ш274Ш° = Гао Шань. Охрана окружающей среды в экономическом развитии Китая: диалектическое размышление на тему «Золото и серебро не сравнится с прекрасным пейзажем» // Международные финансы Китая. 2018. № 9. С. 274. (на кит. и англ.).
12. «ш!, ш. // яш^шя. 2019.
№ 10. Ш1636-1644Ш. = Ван Цзиньнань, Дун Чжаньфэн, Цзян Хунцян и др. Изменения за 70 лет и направления реформ стратегической политики Китая в области охраны окружающей среды // Экологические исследования. 2019. № 10. С. 1636-1644.
13. iffiffi, ЙШШ, ш. // Ш^. 2019. No. 1. Ш4-24 Ш. = Ван Цяньцзинь, Ван Сицюнь, Лу Шилэй. Основы экономической теории экологической компенсации и практика Китая // Экономика лесного хозяйства. 2019. № 1. С. 4-24.
14. Бальчиндоржиева О. Б. Экологическая цивилизация и постмодернизация в Китае // Вестник Байкальского государственного университета. 2015. № 14. С. 14-17.
15. Бальчиндоржиева О. Б. Экологическая цивилизация Китая: проблемы и перспективы развития // Вестник Байкальского государственного университета. 2017. № 2. С. 81-85.
16. Stalley P. China's climate progress may have faltered in 2018, but it seems to be on the right path, 2018. The conversation. URL: https://theconversation.com/chinas-climate-progress-may-have-faltered-in-2018-but-it-seems-to-be-on-the-right-path-108589 (дата обращения: 16.02.2021). Текст: электронный.
17. Бурматова О. П. Вызовы в области формирования благоприятной экологической ситуации в России и пути их преодоления // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Социально-экономические науки». 2017. № 3. С.19-34.
18. Кранина Е. И. 13-я пятилетка КНР: разворот к «зелёной экономике» // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. C. 69-77.
Статья поступила в редакцию 19.02.2021; принята к публикации 23.03.2021 Сведения об авторах
Захарова Елена Юрьевна, доктор философских наук, профессор, Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: aglena_72@mail.ru; https:// orcid.org/0000-0001-9022-3520.
Цзоу Хун, кандидат культурологии, Забайкальский государственный университет; 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30; e-mail: zouhong@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1325-8791.
Бернюкевич Алёна Александровна, магистрант, Шанхайский университет иностранных языков; 201620, Китай, г. Шанхай, ул. Вэньсян, 1550; e-mail: aabernyukevich@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-0280-4139.
Вклад авторов в статью
Е. Ю. Захарова - основной автор, организатор исследования, формулировка выводов и обобщение итогов реализации коллективного проекта.
Цзоу Хун, А. А. Бернюкевич - организаторы сбора материала исследования и его анализа, систематизация материала исследования, оформление статьи.
Источники финансирования статьи
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы № 329-ГР реализации гранта Совета по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» по теме «Социальное партнёрство государства и социально ориентированных некоммерческих организаций в обеспечении достойного качества жизни населения».
Библиографическое описание статьи_
Захарова Е. Ю., Цзоу Хун, Бернюкевич А. А. Современная экологическая политика России и Китая в контексте общей теории взаимодействия природы и общества // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 2. С. 117-123. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-2-117-123.
References
1. Pugachev, A. V. Environmental policy at the present stage: content, goals and objectives. Caspian region: politics, economics, culture, no. 2, pp. 81-85, 2009. (In Rus.)
2. Kobylyanskiy, V. A. Nature and society: specificity, unity, interaction. Krasnoyarsk, 1985. (In Rus.)
3. Kobylyanskiy, V. A. Philosophy of ecology: basic concepts and problems of education. Baikal psychological and pedagogical journal, no. 5-6, pp. 65-72, 2005. (In Rus.)
4. Stepin, V. S. Karl Marx and the tendencies of modern civilizational development. Karl Marx and Contemporary Philosophy: Collection of Proceedings of the Scientific Conference dedicated to the 180th anniversary of the birth of K. Marx (Moscow, April 23, 1998). M., 1999: 16-45. (In Rus.)
5. Girusov, E. V. Global problems of our time in their systemic unity and development. Philosophical Sciences, no. 12, pp.18-24, 2012. (In Rus.)
6. Zakharova, E. Yu. Ecological culture of socionaturecosystems. Dr. philos. sci. diss. abstr. Chita, 2012. (In Rus.)
7. Rendtorf, J. D. Ethics and responsibility of science and technology. In Philosophy in the Dialogue of Cultures. M: Progress-Tradition, 2010: 804-812. (In Rus.)
8. Semiletova, E V. Environmental policy of Russia: a new stage. Russian political science, no. 3, pp. 6-11,
2017. (In Rus.)
9. Lenchuk, E. B. National projects in the goal-setting system of socio-economic development of Russia. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, no. 5, pp. 79-90, 2020. (In Rus.)
10. Goleva, R. V. Use of mineral resources and problems of sustainable development in Russia, no. 4, pp.137-144, 2018. (In Rus.)
11. Gao Shan. Environmental Protection in China's Economic Development - Dialectical Reflection on the Topic "Gold and silver cannot be compared to a beautiful landscape". Zhongguo guoji caijing (zhong yingwen), no. 9, p. 274, 2018. (In Chinese)
12. Wang Jinnan, Dong Zhanfeng, Jiang Hongqiang, et al. Historical changes over 70 years and directions of reforms in China's strategic policy in the field of environmental protection. Huanjing kexue yanjiu, no. 10, pp.1636-1644, 2019. (In Chinese)
13. Wang Qianjin, Wang Xiqun, Lu Shilei, et al. The economic theoretical foundation of ecological compensation and China's practice. Linye jingji, no. 1, pp. 4-24, 2019. (In Chinese)
14. Bal'chindorzhieva, O. B. Ecological civilization and post-modernization in China. Vestnik BGU, no. 14, pp. 14-16, 2015. (In Rus.)
15. Bal'chindorzhieva, O. B. Ecological civilization of China: problems and development prospects. Vestnik BGU, no. 2, pp. 81-85, 2017. (In Rus.)
16. Stalley, P. China's climate progress may have faltered in 2018, but it seems to be on the right path,
2018. The conversation. Web. 16.02.2021. https://theconversation.com/chinas-climate-progress-may-have-faltered-in-2018-but-it-seems-to-be-on-the-right-path-108589. (In Engl.)
17. Burmatova, O. P. Challenges in the formation of a favorable environmental situation in Russia and ways to overcome them. Vestnik NGU, no. 2, pp. 19-34, 2017. (In Rus.)
18. Kranina, E. I. China's 13th Five-Year Plan: turning toward "green economy". Far East problems, no. 4, pp. 69-77, 2017. (In Rus.)
Received: February 19, 2021; accepted for publication March 23, 2021
Information about author
Zakharova Elena Yu., Doctor of Philosophy, Professor, Transbaikal State University; 672039, Russia, Chita, Aleksandro-Zavodskaya st., 30; e-mail: aglena_72@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-9022-3520.
Zou Hong, Candidate of Cultural Studies, Transbaikal State University; 672039, Russia, Chita, Aleksandro-Zavodskaya st., 30; e-mail: zouhong@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-1325-8791.
Bernyukevich AlenaA., Master Student, Shanghai University of Foreign Studies; 201620, China, Shanghai, Wenxiang St., 1550; e-mail: aabernyukevich@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-0280-4139.
Contribution of authors to the article
E. Yu. Zakharova - the main author, the organizer of the study, who formulates conclusions and summarizes the results of the implementation of the collective project.
Zou Hong, A. A. Bernyukevich - the organizers of the collection of the research material, its analysis and systematization of the research material, the design of the article.
Sources of article funding
The article was prepared as part of the research work no. 329-GR of the implementation of the scientific grant of the Council for Scientific and Innovative Activities of Transbaikal State University on the subject "Social partnership of the state and socially-oriented non-profit organizations in ensuring a decent quality of life for the population".
Reference to the article _
Zakharova E. Yu., Zou Hong, Bernyukevich A. A. Contemporary Environmental Policy of Russia and China in the Context of the General Theory of Interaction Between Nature and Society // Humanitarian Vector. 2021. Vol. 16, No. 2. PP. 117-123. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-2-117-123.