Научная статья на тему 'Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью'

Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА / АСПИРАНТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПЕРЕНОС ЗНАНИЙ / INNOVATIONS / POSTGRADUATE EDUCATION / PHD PROGRAMS IN EUROPE UNION / RESEARCH IN UNIVERSITIES / KNOWLEDGE TRANSFER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанькова Анжела Алексеевна

В статье рассматривается роль аспирантов в производстве знаний в исследованиях, их передаче в промышленный сектор, в организации сотрудничества промышленности и вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибанькова Анжела Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to promoting of innovations: the role of phd students in interaction between universities and industry

The article examines the role of postgraduate students in the production of knowledge, and knowledge transfer to the industrial sector and collaboration of industry and universities.

Текст научной работы на тему «Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью»

А.А. ГРИБАНЬКОВА, доцент Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Современная аспирантура: связь между университетом и промышленностью

В статье рассматривается роль аспирантов в производстве знаний - в исследованиях, их передаче в промышленный сектор, в организации сотрудничества промышленности и вузов.

Ключевые слова: инновации, подготовка специалистов-исследователей в странах Евросоюза, аспирантура, организация научных исследований, перенос знаний.

Современные тенденции развития экономики знаний и социальные условия технологических трансформаций серьезно повлияли на традиционные способы производства знаний, повысив в этой сфере роль взаимодействия между вузами и промышленностью. Необходимость сохранять конкурентоспособность в условиях глобального рынка технологий стимулировали дискуссии об организации подготовки специалистов-исследователей и формировании востребованных в условиях нового научно-технологического ландшафта компетенций. В связи с этим проектирование новых форм организации научных исследований и подготовки аспирантов стало главной темой публикаций в области образовательной политики. Перед европейскими вузами, как и перед отечественными, стоит актуальная проблема повышения качества, эффективности и актуальности образовательных программ по подготовке специалистов-исследователей в рамках обучения в аспирантуре (postgraduate education, PhD program - если буквально следовать общепринятой в странах Евросоюза терминологии, касающейся обозначения уровней образования).

Надо сказать, что в отечественной педагогике проблемы подготовки специалистов-исследователей в европейских странах детально рассмотрены в статьях В.И. Бай-денко и Н.А. Селезневой, опубликованных в данном журнале [1]. Вместе с тем вне сферы внимания наших ученых все еще остаются механизмы, посредством которых на-

учные исследования, осуществляемые в вузах, могут трансформироваться в технологические решения, принимаемые в инновационном бизнесе.

Новые политические решения в области высшего образования также подчеркивают важность сотрудничества между компаниями и университетами как ключевого элемента образовательной политики, нацеленной на поощрение инноваций. Общемировая тенденция заключается в том, что государственное финансирование науки, как правило, обусловливается привлечением частных фондов и ресурсов коммерческих компаний для проведения исследований на совместной основе. При этом аспирантура все чаще рассматривается как пространство партнерства между коммерческими предприятиями и университетами. К примеру, различные программы финансовой поддержки аспирантов, которые работают в рамках проектно-конструкторских и исследовательских проектов коммерческих фирм, широко представлены в Норвегии, Дании, Швеции, в программах стипендий в области кооперации науки и техники в Великобритании и целом ряде других стран. Цели таких программ заключаются в повышении качества исследований, проведенных в интересах промышленности, в подготовке исследователей, знающих толк в промышленных подходах к НИОКР, а также в усилении привлекательности исследовательской карьеры для людей, не заинтересованных в традиционной работе в вузе. Целью таких программ является

подготовка новых кадров исследователей, которые вполне могут делать карьеру в академических кругах, но обладают также компетенциями, необходимыми для успеха в других секторах и профессиях [2].

Иными словами, если еще десять-пят-надцать лет назад обучение в аспирантуре связывалось с надеждой реализовать прежде всего научную и преподавательскую карьеру, то в настоящее время предложения заниматься исследовательской деятельностью стали поступать и со стороны бизнеса. В ряде стран обладатели докторских степеней все чаще стремятся найти работу за пределами университетов, кпримеру, отмечен рост занятости исследователей с ученой степенью в коммерческом секторе [3]. Например, Норвежский обзор обладателей докторских степеней показал, что среди закончивших обучение в аспирантуре в период с 2002 по 2005 гг. 7% обладателей докторских степеней финансировали свое обучение за счет коммерческих организаций, а 20% сотрудничали с промышленностью в ходе их обучения в аспирантуре [4]. Социологические данные указывают, что все большее число аспирантов в европейских странах взаимодействуют с фирмами, получают от них финансирование и работают в частном секторе после окончания обучения. В целом эмпирические исследования демонстрируют безусловную связь между способом финансирования обучения в аспирантуре и выбором сектора занятости после окончания вуза

[4-6].

Как можно объяснить эту тенденцию? Зачем коммерческим фирмам финансировать достаточно длительную подготовку специалистов-исследователей и какую роль они могут сыграть в стимулировании инновационной деятельности в экономической среде? Эти вопросы довольно часто становятся предметом дискуссий.

Как показывает анализ публикаций, аспирантам в системе отношений «вуз - предприятие » в условиях новой экономической политики отводятся три основные роли: они являются центральными фигурами для

а) производства знаний, б) передачи знаний, в) формирования и поддержания сети связей между университетами и фирмами.

Аспиранты и производство знаний. Эмпирическими исследованиями установлено, что аспиранты играют значительную роль в производстве знаний в университетах [4, 7, 8]. Чем выше качество их диссертационных исследований, тем выше и общее качество научного процесса в вузе. Хорошие результаты трудно получить в слабом вузе, поскольку подготовка аспирантов - это еще и процесс воспроизводства академической среды.

Академические исследования все чаще проводятся в контексте прикладной тематики, требующей интенсивной кооперации в рамках сетей сотрудничества, состоящих из университетов, фирм и представителей правительства [9]. Такие формы работы сопровождаются институциональными изменениями как в организации исследовательской деятельности, так и в системе финансирования научных работ в вузах, с переносом акцента на междисциплинарное сотрудничество между участниками таких сетей. Проведение исследований в таком контексте требует спектра компетенций, выходящих за пределы традиционных академических и исследовательских способностей и навыков. Как мы уже отмечали, новые режимы «производства знания» стимулировали ход дискуссии о новых формах подготовки аспирантов, более адекватных новому спросу на компетенции [3]. Оказалось, что молодой исследователь не только должен освоить основы своей дисциплины и множество специальных знаний в конкретной области исследований, но и в достаточной степени овладеть навыками решения проблем в контексте прикладного применения знаний и управления проектами.

Сегодня академическое сообщество вынуждено пересматривать взгляды на смысл и значение академических степеней. Традиционно ученая степень рассматривалась как ступень подготовки к академической карьере в университетах и аналогичных иссле-

довательских и учебных учреждениях. Наличие ученой степени давало право рассчитывать на получение постоянной преподавательской позиции в университетах, и в этом качестве назначение диссертации состояло в подготовке к научно-преподавательской профессиональной деятельности. Однако опыт европейских стран показывает, что в настоящее время ситуация изменилась. Обладатели ученой степени все чаще работают за пределами академического пространства. Объясняется это, между прочим, и тем, что количество рабочих мест в сфере науки не росло пропорционально количеству выпускников РЬЮ-про-грамм [4]. В целом институциональные изменения в университетах, изменения в способах финансирования и осуществления исследований, трансформация рынков научного труда привели к дискуссии об адекватности сегодняшней системы подготовки исследователей и возникновению спроса на «изменения структуры и практики подготовки научных кадров » [3].

Аспиранты и передача знаний. Еще одна роль, которая отводится аспирантам, состоит в том, что как во время обучения, так и после окончания вуза они служат в качестве каналов передачи знаний между вузами и промышленными предприятиями. Диффузия новых научных знаний является ключевым элементом технологических инноваций. Зарубежные научные центры локализуются в местах наибольшей концентрации научного потенциала - вблизи ведущих университетов, государственных исследовательских институтов, частных исследовательских лабораторий, мест с развитой инновационной инфраструктурой, частью которой они и являются. Исследования показывают, что возможность привлечения к работе аспирантов является для компаний важным стимулом для тесного взаимодействия с университетами. В этом плане подтверждается тезис, что аспиранты являются основным каналом передачи знаний между фирмами и университетами [5, 10, 11].

В качестве основного канала трансляции знаний из академической среды в частный сектор используется приглашение аспиранта заинтересованной компанией на постоянную работу после завершения обучения. Таким образом, для коммерческих фирм аспиранты и постдокторанты (исследователи) представляют собой источник получения специальных и неявных знаний, а также доступа к ноу-хау, накопленных в других институтах и других странах [5].

Рекрутингвыпускников аспирантуры бизнесом и предприятиями промышленности можно рассматривать как передачу знаний особого рода. Считается, что привлечение выпускников аспирантских программ высших учебных заведений на постоянную работу оказывает воздействие на инновации в фирмах через три взаимосвязанных механизма. Во-первых, это увеличивает общую совокупность и диапазон научных знаний, доступных фирме. Во-вторых, аспиранты как исследователи в результате высокого общего уровня образования и понимания базовых принципов науки имеют хорошие интеллектуальные ресурсы, позволяющие им оперировать знаниями, накопленными за пределами фирмы. И, в-третьих, выпускники аспирантуры, выступая посредниками между вузами и предприятиями, способствуют установлению взаимопонимания и отношений сотрудничества, нивелируя различия традиций и подходов, сложившихся в академической среде и в бизнесе [12].

Аспиранты и сетевые связи. Здесь имеется в виду роль выпускников аспирантуры как связующего звена в формировании и поддержании сетевых связей между фирмами и университетами [8]. Выпускники аспирантуры, устраиваясь на работу в фирму, сохраняют отношения со своими бывшими руководителями и коллегами из университета, что расширяет доступную сеть контактов и для фирмы. По мнению экспертов, существующие контакты - это своего рода каналы связи фирмы с более широкой сетью специалистов, средство поис-

ка необходимых людей или информации [10]. Роль аспиранта в поддержании связей между университетами и промышленностью предполагает, что аспирант является неотъемлемой частью «бартерных» соглашений, которые используются для укрепления сетей сотрудничества [8]. Представители промышленности и университетов участвуют в сложной и многообразной системе обменов информацией, оборудованием, студентами и специалистами, которая, собственно, и поддерживает связи и кооперацию. Работающая социальная и когнитивная сеть рассматривается работодателями как эффективный способ получения доступа к необходимым человеческим ресурсам (например, когда преподаватели рекомендуют своих студентов людям, с которыми имеют хороший контакт). Для фирмы рекрутинг аспирантов - это не только механизм создания и поддержания функционирования сети, но также и способ завоевания доверия в научных кругах. Современная социология утверждает, что большинство форм социального поведения людей встроено в контекст сети межличностных отношений [13]. Включенность в развитую устойчивую сеть социальных контактов способствует возникновению доверия между партнерами и препятствует злоупотреблениям в деловых отношениях. Таким образом, когда аспиранты переходят в бизнес, сеть их контактов с бывшими руководителями и коллегами остается жизненно важным активом, способствующим позитивным процессам обмена знаниями на основе отношений доверия и знакомства с представителями академического сообщества.

Итак, как показывает обзор зарубежных исследований, аспиранты играют значительную роль в сотрудничестве между университетами и промышленностью. Для стимулирования инновационной активности бизнеса необходим постоянный приток знаний и интеллектуальных ресурсов, накопленных в академическом секторе. Аспиранты и исследователи-стажеры выпол-

няют три ключевые функции в этом обмене: во-первых, они выступают в качестве производителей нового знания в рамках научного творчества и системы инноваций и технологий; во-вторых, способствуют распространению знаний в более широкой социальной среде; в-третьих, являются связующим узлом в конфигурации сетей партнерства между университетами и коммерческими предприятиями.

Похожие тенденции наблюдаются и в России. Инфляция ученых степеней, которая отмечается с середины 1990-х годов (правда, осуществляющаяся преимущественно за счет гуманитарных специальностей), обнажила тенденцию, с которой столкнулась и Европа: соискатели ученых степеней все чаще не рассчитывают на карьеру в академической среде и связывают свои профессиональные планы с бизнесом или госслужбой. Не касаясь здесь качества диссертационных исследований,следует признать, что эта тенденция не является свидетельством девальвации научного знания, а скорее говорит о повышении престижа исследовательской деятельности. Те проблемы, которые поднимаются сейчас в отечественных дискуссиях по поводу проектов модернизации экономики, так или иначе касаются вопросов стимулирования инновационной активности в сфере производства товаров и услуг. К сожалению, спрос на инновации в условиях сырьевой экономики, которая стала доминировать в России в последние два десятилетия, ограничен и имеет локальный характер. В этих условиях только небольшая часть проводящихся в вузах исследований имеют шанс быть востребованными отечественным бизнесом.

Инновационная экономика не начинается с образования - она начинается с запроса на инновации, который, в свою очередь, возникает из потребностей хозяйственной жизни. Но, с нашей точки зрения, это не означает, что подготовка исследователей выполняет лишь академические и статусные цели в системе образования. Обучение

в аспирантуре позволяет специалисту-исследователю получить навыки критического мышления, научной коммуникации, организации исследований, которые он может реализовывать в тех сферах деятельности, где продолжает свое профессиональное развитие. Аспиранты и докторанты вузов, таким образом, создают инфраструктуру инноваций как совокупность человеческого и социального капитала в рамках тех организаций, в которых они ведут свою деятельность.

Итак, важнейшим аспектом подготовки исследователей в вузе является создание сообществ и социальных сетей, состоящих из людей, способных создавать новое знание, воспринимать его и воплощать его в технологии, служащие общественному благу и экономическому росту.

Литература

1. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из исто-

рии становления европейской докторской степени // Высшее образование в России. 2010. №8/9. С. 99-116; Они же. Содержательно-структурные особенности европейского докторского образования // Высшее образование в России. 2010. №10. С. 89-104; Они же. Пути совершенствования докторской подготовки: Европа и США // Высшее образование в России. 2010. №11. С. 99-112.

2. European Commission. Researchers in the

European research area: One profession, multiple careers. Brussels: European Commission, 2003. 25 р.

3. Enders J. Border crossings: Research training,

knowledge dissemination and the transformation of academic work // Higher Education. 2005. V. 49. Р. 119-133.

4. Kyvik S, Olsen T. Does the aging of tenured

academic staff affect the research performance of universities? // Scientometrics. 2008. V. 76. P. 439-455.

5. Mangematin V. PhD job market: Professional

trajectories and incentives during the PhD // Research Policy. 2000. V. 29. P. 741-756.

6. Martinelli D. Labor market entry and mobility

of young French PhDs // Innovative people: mobility of skilled personnel in national innovation systems. Paris: OECD report, 2001.

7. Enders J. Serving many masters: The PhD on

the labour market, the everlasting need of inequality, and the premature death of Humbolt // Higher Education. 2002. V. 44. P. 493-517.

8. Slaughter S, Campbell T, Holleman M, Morgan E. The ''Traffic'' in graduate students: Graduate students as tokens of exchange between academe and industry // Science, Technology and human values. 2002. V. 27(2). P. 282-312.

9. Gibbons M, et al. The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. London: Sage, 1994.

10. Faulkner W, Senker J. Knowledge frontiers: Public sector research and industrial innovation in biotechnology, engineering ceramics, and parallel computing. Oxford: Clarendon Press, 1995.

11. Gluck M.E, Blumenthal D, Soto M.A. University-industry relationships in the life sciences: Implications for students and postdoctoral fellows // Research Policy. 1987. V. 16. P. 327-336.

12. Thune T. Doctoral students on the university-industry interface: a review of the literature // Higher Education. 2009. V. 58. P. 637-651.

13. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985, November. V. 91. № 3. 495 p.

GRIBANKOVA A. MODERN APPROACHES TO PROMOTING OF INNOVATIONS: THE ROLE OF PHD STUDENTS IN INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND INDUSTRY

The article examines the role of postgraduate students in the production of knowledge, and knowledge transfer to the industrial sector and collaboration of industry and universities.

Keywords: innovations, postgraduate education, PhD programs in Europe Union, research in universities, knowledge transfer.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.