Научная статья на тему 'Совокупность букв русского языка как система'

Совокупность букв русского языка как система Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
731
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агаркова Н. Г.

The author discusses a systematic approach to teaching handwriting in primary schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LETTERS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THEIR TOTALITY AS A SYSTEM

The author discusses a systematic approach to teaching handwriting in primary schools.

Текст научной работы на тему «Совокупность букв русского языка как система»

СОВОКУПНОСТЬ БУКВ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СИСТЕМА

Н.Г. Агаркова

Agarkova N.G. The Letters Of The Russian Language In Their Totality As A System. The author discusses a systemic approach to teaching handwriting in primary schools.

Традиционные и ныне действующие методические системы обучения грамоте (чтению и письму) ориентируют учащихся на целостное, недифференцированное изучение печатных и письменных букв русского алфавита. Однако трудности зрительного распознавания и двигательного воспроизведения форм графических знаков на бумаге свидетельствуют о необходимости учитывать в учебном процессе не только целостный рисунок буквы, технологию ее начертания, но и поэлементный состав в пространственно-количественном соотношении.

Задача исследования заключалась в определении такого принципа анализа совокупности букв, в котором наиболее полно были бы учтены оптимальные условия для распознавания знаков печатного и письменного шрифта.

Предметом изучения в аспекте поставленной задачи явилась совокупность письменных букв русского алфавита, которая понимается нами как определенная система графических символов. Но любая совокупность считается системой, если отвечает следующим требованиям: 1) в ней заданы связи, существующие между элементами; 2) каждый из элементов внутри системы считается неделимым; 3) с внешним миром система взаимодействует как целое; 4) при эволюции во времени можно провести однозначное соответствие [1].

По мнению В.А. Ганзена, в целостной системе следует различать состав и структуру. Состав - это множество, набор элементов или частей, образующих целое. Важной характеристикой целого является полнота состава его частей. Нарушение полноты состава частей в реальных целостных объектах может привести даже к гибели объекта. А нарушение полноты отражения целого приводит к искажению представлений об этом целом [1, с. 36].

Помимо состава элементов необходимо видеть структуру как одну из основных характеристик целостного объекта. "Структура целого, - пишет В.А. Ганзен, -

определяется совокупностью инвариантных отношений между элементами". Под действием отношений (связей) элементы в составе целого могут утрачивать некоторые из своих первоначальных свойств или, наоборот, приобретать новые... Отношения обеспечивают целостность системы" [1].

В другой работе этого автора говорится о том, что структура объекта определяется типом отношений между структурными элементами. Таким, например, типом, как субстанциональный, при котором учитывается пространственное расположение составляющих частей, или функциональный, когда под структурой понимается совокупность отношений между существенными переменными. При этом состояние целого определяется в основном небольшим числом существенных переменных, хотя в структуре можно наблюдать и малозначимые, несущественные переменные [2].

Исходя из принципа системного подхода, можно сделать предварительный вывод

о том, что совокупность письменных букв русского алфавита представляет собой определенную структуру элементов, которые подчиняются определенным связям, например, пространственным. Элементы однородны, относительно неделимы, и между ними можно провести однозначное соответствие.

В контексте поставленной проблемы использование в методике обучения первоначальному письму понятия "шрифт" явно недостаточно. По нашему мнению, необходимо ввести новое понятие -"графическая система", но для этого следует определить структурные единицы совокупности письменных букв.

В.Г. Ниорадзе считает, что структурной единицей русского шрифта является комплекс прямых линий, изображенных с одинаковым наклоном и расстоянием между ними, но отличающихся величиной и пространственным положением.

Н.С. Пантина, ссылаясь на неопубликованные исследования П.Я. Гальперина,

Гуманитарные науки

говорит о "разделительных точках" как основных структурных единицах письменного шрифта. Разделительная точка указывает на начало и конец линии, имеющей одно направление, а также то место на линии, где она резко меняет свое направление внутри общей конфигурации буквы. Если эти точки перенести на "сетку" (на строку в тетради), то они становятся опорными штрихами, на которые ориентируется ребенок при воспроизведении заданной буквы.

Комплексы прямых линий (по В.Г. Нио-радзе) и опорных точек (по Н.С. Пантиной) как структурные единицы шрифта играют роль пространственных ориентиров и безусловно облегчают процесс воспроизведения буквы на бумаге. Однако если у обучающегося не сформирован более или менее четкий зрительный образ этой буквы, он при письме действует неуверенно, искажая воспроизводимую букву до неузнаваемости [3, 4].

В исследовании В.Г. Ниорадзе такие дети действовали несколько иначе: они дописывали закругления к линиям заданной схемы для того, чтобы придать ей форму нужного буквенного знака, тогда как им нужно было "вписать" этот знак в схему. В результате форма буквы также искажалась, и в почерке учащихся появлялась "угловатость". Это свидетельствовало о том, что у обучающихся - неточное представление о форме данной буквы, и поэтому они не отличают ее от обобщенной схемы, которая была дана им как вспомогательная основа для письма.

Следовательно, успешность овладения письмом на первом этапе обучения грамоте зависит не столько от использования определенных ориентиров (вертикальных штрихов и разделительных точек), помогающих ученику более успешно воспроизвести контур буквы, сколько от степени сформированное™ у него зрительного образа этого знака.

В литературе известен и другой подход к обеспечению структуры шрифта, а именно: структурными единицами алфавита являются логически завершенные части буквы, имеющие определенную (и повторяющуюся в других буквах) форму, то есть определенные элементы букв. По мнению Б.Г. Ананьева - автора этого подхода, количество таких элементов должно быть минимальным, что позволяет с предельной экономией и четкостью выразить в современном алфавите обобщенный характер знаков и их значений, следовательно, при минимуме постоянных элементов обеспе-

чить максимум переменных знаков и значений, что способствует ускорению у обучающихся речемыслительных процессов и превращению буквенного строя языка в технику их внутренней речи и мышления [5].

Говоря о рукописном шрифте, Б.Г. Ананьев ограничился лишь указанием на то, что его основные элементы несколько иные, чем в печатном шрифте, и могут быть сведены к 6-7 постоянным знакам.

Основываясь на принципиальном положении Б.Г. Ананьева о структурных единицах шрифта и исходя из закономерностей формирования навыка чтения и письма, а также учитывая психологодидактические требования к обучению детей 6-7-летнего возраста, мы сформулировали следующую цель: определить минимум постоянных структурных единиц шрифта и обосновать построение системы письменных букв русского алфавита.

Представим, что необходимо создать программу распознавания зрительных образов письменных букв. Для этого следует определить состав элементов и признаки, по которым каждая буква отличается от всех других. Такая совокупность признаков должна быть достаточно простой, чтобы графическая система в целом поддавалась анализу с помощью простейших мыслительных операций и надежно гарантировала явные отличительные особенности каждого буквенного знака.

Одновариантность формы, последовательности начертания букв и постоянство в соотношении всех элементов шрифта по размеру как целых, половинных и четвертных позволили определить необходимый набор структурных единиц: элементов

определенной формы, составляющих основу графической системы.

За основу графической системы была взята определенная и постоянная форма элемента, которую ребенок может узнать в букве и соотнести со знакомым предметом. Переменное значение элементов было соотнесено с такими их свойствами, как размер, пространственное положение и количество в буквенном знаке.

Такой подход позволил увидеть в современном шрифте письменных букв целостную графическую систему, построенную на пространственно-количественных комбинациях восьми основных элементов: линии с закруглением с одной стороны (£.), линии с закруглением вверху и внизу (2-), линии с петлей (^), линии с овалом до середины строки (б), плавной линии с за-

круглением снизу (,/), овала (0) и полуовала (0) [6].

Прямая линия входит в состав шести маленьких (ж, к, н, п, т, ю) букв. Большая прямая линия содержится в трех заглавных (А, Ж, Т) и двух строчных (р, ф) буквах. В маленьких буквах "ж, к, н, п, т, ю" эта линия занимает положение на строке; в "р, ф" - на строке и под строкой (до середины нерабочей строки); в больших буквах "А, Ж, Т" - над строкой (с середины нерабочей строки) и на рабочей строке.

Прямая линия с закруглением с одной стороны входит в состав 14 строчных (а, и, й, л, м, н, т, у, ц, ч, ш, щ, ы, я) и 15 заглавных (Г, И, Й, Л, М, П, Р, Т, У, Ф, ц, Ч, Ш, Щ, Я) букв. Во всех указанных выше строчных буквах, кроме "т", есть линия с закруглением внизу вправо. В букве "т" -эта же линия, но закругление у нее расположено вверху. В заглавных буквах размер данного элемента в два раза больше строчного, а нижнее закругление направлено в левую или правую стороны.

Прямая линия с закруглением с двух сторон (вверху и внизу) имеется в маленьких "г, п, р, т" и больших "К, У, Ч" буквах. В буквах: "г, п, р, т, К" этот элемент занимает положение на рабочей строке, в "У, Ч" - над строкой.

Большая (целая) линия с закруглением вверху и внизу содержится в заглавных буквах: "И, И, Ш, Щ" и расположена над строкой (до середины рабочей строки) и на рабочей строке.

Этот же элемент входит в состав маленькой буквы "к”, его размер равен четвертой части целого элемента и пишется на нижней половине рабочей строки.

Линия с петлей вверху в буквах "в, Н" пишется слева направо и занимает положение над строкой (до середины нерабочей строки) и на строке. В строчных буквах "д, з, у" петля имеет противоположное направление (вниз) и пишется на строке и под строкой (до середины нерабочей строки). Этот же элемент в буквах "Б, В, К, Н, Ю" начинается над строкой (от середины нерабочей строки) и завершается внизу петлей, которая расположена на строке. Петля в заглавной букве "Д" имеет не вертикальное, а горизонтальное положение.

Линия с овалом до середины строки в буквах "ь, ъ, ы" имеет идентичную последовательность начертания, пишется на рабочей строке.

Плавная линия с закруглением снизу в маленьких буквах "л, м, я" прописывается снизу вверх йа строке, а в заглавных (А, М, Л, Я) - начинается на строке, в нижней

ее части и завершается на середине нерабочей строки.

Овал в буквах "а, б, в, д, о, ф, ю" расположен на строке в заглавных буквах "Ф, Я" - над строкой. В буквах "О, Ю" большой (целый) овал занимает положение на строке и над строкой. В маленькой букве "я" четвертной овал пишется на верхней половине рабочей строки.

Полуовал в буквах "е, ё, ж, з, с, х, э, Б" расположен на строке, но отличается направлением по горизонтали (влево, вправо). В буквах "В, Е, Ё, 3" содержится по два строчных полуовала, один из них расположен над строкой, другой - на строке. В букве "Р" полуовал расположен горизонтально на середине нерабочей строки.

Большой (целый) полуовал входит в состав заглавных букв "Ж, Д, С, X, Э", имеет различное направление по горизонтали (влево, вправо), занимает место над строкой (от середины нерабочей строки) и на рабочей строке.

В маленькой букве "з" и заглавных буквах "3, Е, Ё, В" строчной полуовал имеет специфическую форму: нижняя его часть не закругляется вверх, а вытягивается в виде наклонной линии вниз.

Достаточное количество и разнообразие письменных букв по их форме достигается разными сочетаниями одних и тех же элементов по размеру, количеству и пространственной ориентации.

Так, восемь строчных и заглавных письменных букв: ж - Ж, л - Л, м - М, о -

О, с - С, х - X, э - Э, я - Я - отличаются лишь размером составляющих их элементов. Размер элементов как отличительное свойство имеет место и в сравнении, например, следующих пар буквенных знаков: п-р, И-Ч, ц-у. Буквы: с-х-ж, и-ш, ц-Ш, и-ц, ш-щ, г-п-т, л-м, о-ф, о-а, о-д, В-3 и многие другие - образованы за счет увеличения или уменьшения количества элементов в них. Буквенные знаки в-д-б, Е-3, У-

Ч, ш-т, а-б, н-п - различаются пространственным расположением элементов [7].

Чтобы разработать соответствующий раздел в методике обучения письму, следует иметь представление о пространственно-количественных операциях, которые необходимо выполнить первокласснику в процессе овладения формой каждого буквенного знака. С этой целью проведем графический анализ письменных букв, то есть распределим буквы по группам и подгруппам на основе наличия в них одного из 8 основных элементов (таблица 1).

Чтобы определить местоположение каждой буквы в структуре алфавита, необ-

Система письменных букв.

Буквы Группы букв.

1 2 3 4 5 б 7 8

и і/ С Ъ 0 / ■ *■ "і " Ь - “Г” ‘"

гг <-// _ „ I _../ _ ҐУ .. •/

ІЛ/ Лг У:. \.^Т . и..- ГІ ----- : - •' |

-гМт— 0. ".гт ^ т —- —

— а-' і 1 . у. СУ.Л*3 I .( и

^Г7Г~ / /г •А

:.• і б'-..-- - - -] ■ Лу --- — - -

Т сг |

о—и и с ... ' - СУ - _

п - 7) “ 'П я 7'”

—О* аАш2- Ж- и

X - гу — Г і-. - -

г л • • ^ ... . 6 ... .С ■ /Ч_ ■ 77І77 - ---- -- Ж- - ■ Ж

■й £ •6 —

Ї

з»- "7^ Ж ж г _

3^. г- кУ: ІУ з: .... ” - 1

и 11 у — -V- |-

Му 1Лу (А/ .1ЛУ .. (у-.у

/у V - / * и- Ьу - — — . _ - - ж ••

Му СЛу 1лу ^••с/ ... ^*.*.»'— Ж Ж

№ I 1

ГЬ 0 (у ....... __ ■

-4- у - - -

_ \Лу \у{у /и 6/ ь/

,, у/ ГГ -Я

илАу \у1А/ . . у/Гг!--' У-л-- - — — —

-ЙГ^Р- ут .*. »** • - -- и,

... -С1у О (у _ ■и и и 7 %■'

-п (У Г) -П-

С/ Ц/ и С/ .. .....

75 31 '// '■4. сг|- 1 1 .. Пу - — ... /у.

.^ ГАУ -ЛУ (У _ V? С/

У) У: .

Г1У \У у V*! .и 7

г Г /"• -А-

..Се. \уГ . ... С/ \У

-7»—ЧН— р- ' '. */7 /■■’.У: "Ч:

пЪ ЛЬ /У;.- и: и - - . : (/ — ..... — /: / •••••

У п „ — . у.. - -

$ а и- и /

ОС)

1ЦГи1_ и

! / !

/'У"' -7уг 1

.. у.у X I

1

—ГГЛ] •V / 1

—1^.1-* б'Ъ!' Ыг, •■/(■г. и... !

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 4 -^г <Г !

»■ V V/ 7/ •

7/ г Ь /*-' —■ 777 ) _

/77Г -у/ 1 ! !

1ЫуАдА/ Ш/ ::'Ыу I #д- ;

1 '

~Л11 ./у .._ , г- " 7// 1 1

ш,.- Ти.и Ш,. ; ]

4 <г *• <? а ! !

;_ __— г:::Г:::7 \

- ъ .’-г ! "Ъ 1

|

|

м, г/, Ы, 1

‘ ’ Г" 1 * —

1

ь ! ь

| \

"~"пп •’ ; 0 ; [

.2. & /Т у 1

7:7 г

! V"'- Ж 1

ю Л. у • >**', •* 1 £2. 1

" 1 | !

, 7 .* V а

•. .••6' .я, V»

ходимо, прежде всего, произвести их поэлементный анализ и вычленить (отдифференцировать) заданный для этой группы (и подгруппы) элемент. Так, для определения букв (заглавных и строчных)

1 группы нужно выполнить 34 операции на дифференцировку заданного элемента (17 - для строчных, 17 - для заглавных букв). А эти операции могут быть реализованы лишь на основе поэлементного анализа букв, который в период обучения грамоте целесообразно организовать на конкретно-действенном уровне, что соответствует возрастным особенностям первоклассников.

При распределении остальных букв по соответствующим группам необходимо выполнить достаточно большое число таких операций: 30 - для второй, 21 - третьей, 16 - четвертой, 12 - пятой, 12 - шестой, 11 - седьмой и 2 - для восьмой группы; всего - 138.

В процессе систематизации письменных буквенных знаков создается необходимость в выполнении операций на изменение (на уровне образных представлений) размера, пространственной ориентации и количества элементов в букве.

Операция на уменьшение заданного целого элемента до половинного и четвертного размера должна быть реализована при определении следующих групп букв: "Б, В, Е, Ё, 3, Р" (по полуовалу), "Ф, я, Я" (по овалу), "г, У, Ч" (по линии с закруглением с двух сторон), "А, Ц, Щ" (по линии с петлей), "Б, Г, Ж, К, Н, П, Э, Ю" (по плавной линии), а также при определении в группе строчных "в, 3, ц, щ" (по линии с петлей).

Уменьшение половинной плавной линии до четвертного размера наблюдается в строчных буквах "е, ё, ж, й, к, н, ч, ъ, ы, э" (вторая группа, первая подгруппа). И напротив, за счет увеличения половинной прямой линии до размера целой образованы маленькие буквы "р, ф". В результате число операций по изменению размера элементов букв для получения их форм равно 49.

Для структурирования алфавита письменных букв потребовалось 59 пространственных операций. Мысленное перемещение элемента на 90 и 180 градусов характерно для следующих элементов: линии с закруглением вверху (строчная буква "т" первой группы), полуовал в строчных (ж, х, э) и заглавных (Б, Ж, Р, X, Э) буквах третьей группы, линии с петлей в строчной букве "в" и заглавной "А" (четвертая группа), плавной линии в маленьких (б, ж,

к, н, ч, ъ, э) и больших (Б, Г, Ж, К, Н, П, Т, Э, Ю) буквах второй группы. Зеркальное перемещение элементов наблюдается в заглавных буквах "Г, П, Р, Т, У, Ф" (большая линия с закруглением внизу), в маленькой и большой буквах "з, 3" и заглавной "В" (строчной полуовал).

Операция на увеличение количества одинаковых элементов: 1) линии с закруглением с одной стороны были использованы в строчных (и, й, м, ц, ш, щ) и заглавных (М, П, Т, Ш, Щ) буквах первой группы; 2) полуовала - в буквах третьей группы: "ж, Ж, х, X, В, Е, Ё, 3); 3) овала в буквах "Ф, ф", входящих в пятую группу, и 4) плавной линии в буквах второй группы: "ч, ъ, ж, Ж, К, н". Всего выполнена 31 такая операция.

Общий объем интеллектуальной деятельности (дифференцировка элементов, изменение их размера, количества и пространственного положения) составил 277 операций. Такой объем был получен путем логического рассуждения. При этом за основу берется постоянная форма основных структурных единиц - 8 элементов, с которыми производятся разнообразные пространствен но - количественные опера-

ции. Форма каждого буквенного знака мысленно воссоздается.

В результате выполнения таких операций на уровне конкретно-действенного и наглядно-образного мышления маленький школьник начинает замечать особенности пространственно -количественных отноше -ний элементов в целостном буквенном знаке, а значит осмысленно и глубоко усваивает его форму. Процесс формирования в памяти ребенка зрительно-двигательного образа буквы становится весьма управляемым.

Структурный подход к системе письменных букв позволяет варьировать для обучающихся условия по степени сложности с учетом их психического развития и готовности к конструкторской деятельности.

Так, в задание на анализ буквенного знака можно заложить не только основные формы элементов, но и показать их некоторые нюансы (например, горизонтальное расположение петли в заглавной букве "Д"), а также представить их варианты в соответствии с изменением размера и пространственной ориентации. При выполнении такого задания ученику достаточно найти те элементы, из которых состоит изучаемый буквенный знак, не производя с ними пространственно-количественные операции.

Гуманитарные науки

Если же в задании дается лишь исходная (основная) форма элемента в одном размере и в одном пространственном положении, то ребенку предстоит выполнить более сложную по содержанию и структуре умственную деятельность. А именно, опираясь на знакомую форму элемента, отдифференцировать в ней переменные характеристики: размер и пространственное положение относительно сторон горизонта и строки. В этом случае ученик решает более сложные задачи, развивающий эффект от такой деятельности будет значительно выше в сравнении с предшествующими заданиями.

Длительное изучение разнообразных категорий трудностей, которые испытывают младшие школьники в процессе овладения письмом, позволило сделать предположение о том, что основная причина этих трудностей заключается в весьма ограниченных возможностях существующей в настоящее время методики для различения, дифференцировки форм буквенных знаков. И это происходит прежде всего потому, что "инструмент" различения и дифференцировки буквенных знаков не разработан; не определены графические единицы для анализа и сравнения письменных букв.

Так, в методическом пособии для учителя четырехлетней начальной школы предлагается довольно большое число элементов как структурных единиц анализа букв [8]. Рассмотрим их, но прежде позволим себе напомнить, что совокупность письменных букв представляет собой целостную систему знаков (букв), в которой необходимо различать состав, то есть набор элементов и тип пространственно-количественных отношений, объективно существующий между ними (элементами). Причем каждый элемент внутри графической системы должен считаться неделимым и взаимодействовать с другими элементами как целое.

В рассматриваемой работе не оговариваются исходные позиции вычленения основных элементов как структурных единиц для анализа букв. В ней предлагается для анализа строчных букв - 20, а заглавных - 16 элементов. Очевидно, что такой состав структурных единиц весьма громоздкий. Попытаемся разобраться в причинах.

Совершенно одинаковые по форме элементы, но отличающиеся по размеру, даются как разные структурные единицы. Например, половинная (строчная) и большая ("выходящая вниз за строку") линии относятся к разным группам. Это замеча-

ние касается и других элементов: черты с закруглением внизу, петли короткой и выходящей вниз за строку, черты с закруглением вверху и внизу, начального элемента букв "я, л, м", овалов и полуовалов. Построение двух систем структурных единиц для строчных и заглавных букв на основе разделения одинаковых по форме, но различных по размеру элементов свидетельствует о серьезных недостатках в плане реализации системного анализа данного графического материала.

Другим не менее серьезным недостатком в данной системе является нерасчле-ненность в структурной единице формы и пространственной характеристики элемента. Об этом свидетельствуют следующие названия элементов:

1) черта с закруглением внизу и черта с закруглением вверху; 2) петли, выходящие вниз за строку и петля, выходящая вверх за строку; 3) левый и правый полуовалы относятся к разным группам букв.

Кроме того, структурные единицы анализа буквы, которые должны быть предельно простыми по форме, заменяются комплексом, состоящим из двух-трех элементов, например, средний элемент буквы "Ж", петля в букве "А” и другие петельные образования (имеется в виду строчная буква "е", два первых элемента в строчной букве "н", начальный элемент в строчных буквах "ч, ъ").

И совершенно неправомерно разные по форме элементы (полуовал и плавная линия с закруглением слева, расположенные горизонтально) относить к одной группе букв (Б, Г, П, Т, Р) лишь на той основе, что они представляют собой "верхние элементы". Здесь происходит подмена таких понятий, как форма элемента и его пространственная ориентация, постоянные и переменные свойства.

Неструктурность представленных группировок элементов букв обусловлена, прежде всего, нечеткой позицией авторов данной методической системы в понимании структурной единицы графической системы письменных букв. В результате форма как основополагающее свойство элемента выступает в "слитом" состоянии с его переменными свойствами: размером, пространственной ориентацией и количеством.

Итак, разработанная нами система письменных букв русского алфавита отвечает следующим необходимым требованиям: 1) создана на основе 8 элементов, постоянных структурных и неделимых единиц определенной формы, 2) между

элементами существуют постоянные пространственно-количественные связи, то есть помимо формы элементов как постоянного их свойства имеются переменные свойства (размер, количество, пространственная ориентация), варьирование которых дает понимание сложной конфигурации буквенных знаков и, следовательно, осмысленное овладение ими; 3) графическая система - целостное, относительно законченное образование; каждая новая буква изучается не изолированно, а в системе с другими буквами, что способствует, во-первых, осмысленному и глубокому усвоению учащимися системы графических знаков родного языка, во-вторых, развитию аналитико-синтетической деятельности и формированию у них интеллектуальных способностей.

1. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1973. С. 37.

2. Ганзен В.А. Дискретная аппроксимация рукописных букв // Вычислительная техника и вопросы кибернетики. Л., 1968. Вып. 5. С. 33-56.

3. Ниорадзе В.Г. Структура письменного шрифта как основа формирования графических навыков у школьников // Во пр. психологии. 1974. № 4. С. 59-70.

4. Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопр. психологии. 1957. № 4. С. 117-132.

5. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв. АПН РСФСР. М., 1955. Вып. 70.

С. 104-148.

6. Агаркова Н.Г. Русская графика. 1 кл.: Книга для учителя. М., 1997. С. 27-51.

7. Агаркова Н.Г. Обучение письму / Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. М., 1993. С. 230-239.

8. Желтовская Л.Н., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырехлетней нач. шк. М., 1987. С. 40-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.