СОВМЕСТНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ И МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
О. А. Рожков
Аннотация: в статье описывается эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от условий несения службы. Анализируются ценностные ориентиры, ведущие и вытесняемые мотивы, преобладающие признаки профессиональной деформации.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессиональная деформация, ценности, мотивы.
Summary: empirical study of intercommunion between professional deformation and motivation personality of penal system employees depending on service conditions are described in the article. Value orientations, leading and excluded motives, prevailing signs of professional deformation are analyzed.
Keywords: penal system employees, professional deformation, values, motives.
Анализ ряда работ (С.П. Безносов, 1997; С.Е. Борисова, 1998; И.М. Долматова, 2001; О.В. Крапивина, 2004; Е.А. Кузина, 2004) свидетельствует о большом интересе к проблеме профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Степень изучения взаимосвязи профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников УИС по
вопросам психодиагностики, ее значимость в связи с особыми должностными обязанностями (жесткая алгоритмизация, вероятность применения огнестрельного оружия на поражение человека) и условиями профессиональной деятельности (замкнутость и ограниченность пространства мест несения службы, длительная изоляция от социума) представляется нам недостаточно разработанной.
Для решения поставленной задачи нами использовался следующий методический инструментарий: наблюдение, анкетирование, тестирование (тест А.Г. Шмелева «Структура трудовой мотивации (СТМ-2)» [2], методика Е.Б. Фан-таловой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» [5], тест В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» [1], тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности» [3]), экспертная оценка руководителями качеств и психических состояний, индивидуально-психологических характеристик сотрудников, предложенная С.Д. Хачатуряном, С.А. Худоко-ненко, В.А. Гришиным [6], метод расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко (на основе восьмиц-ветового теста Люшера) [4], методы математико-статистического анализа с применением компьютерной программы STATISTICA 6.0.
Исследование взаимосвязи профессиональной деформации и мотивации личности было проведено в результате обследования 351 сотрудника УИС Оренбургской области. В результате применения метода наблюдения и анализа научной литературы по теме исследования мы пришли к выводу, что наиболее значимыми представляются различия в группах сотрудников по двум внешним критериям. Первый определяет особенность профессиональной деятельности, в процессе которой сотрудники взаимодействуют с осужденными. В слу-
жебных обязанностях непосредственное взаимодействие со спецконтингентом обозначено у сотрудников воспитательного отдела, оперативно-режимных служб (ВиОР), уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). Второй обусловлен границами режимной территории подразделений, закрытостью и замкнутостью пространства при передвижении в период несения службы, а также изолированностью от внешнего мира (так, например, запрещены использование и пронос на территорию исправительных учреждений средств мобильной свя-
Таблица 1
Психологические особенности статистически значимых различий в зависимости от принадлежности к отделу сотрудников УИС
Психологические особенности ВиОР УИИ Охр
Ценности - ориентиры Счастливая семейная жизнь* Здоровье, интересная работа Счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь
Вытесняемые ценности Творчество Наличие хороших и верных друзей Активная, деятельная жизнь
Доступные ценности Счастливая семейная жизнь Интересная работа, познание Счастливая семейная жизнь
Недоступные ценности Творчество Материально обеспеченная жизнь Творчество
Ведущие мотивы по методике Мильмана Социальная полезность Творческая активность, общение Социальная полезность, жизнеобеспечение
Вытесняемые мотивы по методике Мильмана Комфорт, общение Комфорт Комфорт
Ведущие мотивы по методике Шмелева Включенность в команду Признание Деньги
Вытесняемые мотивы по методике Шмелева Служение обществу Включенность в команду Признание
Признаки профессиональной деформации Переживание психо-травмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку и др. Психосоматические и психовегетативные нарушения Эмоциональный дефицит
* Курсивом выделены характерные психологические особенности (статистически не значимые).
зи). Ограниченность передвижения, обусловленная должностными инструкциями и структурностью подразделений, определена у сотрудников ВиОР, охраны (Охр). Количественно указанные группы в исследовании составляют: ВиОР — 141 сотрудник, УИИ — 51, Охр — 159.
Тестирование осуществлялось путем выборки по гендерному признаку(объем выборки — 263 мужчин и 88 женщин); возраст респондентов колеблется от 18 до 47 лет, средний возраст составляет 32 года.
Приведем обобщенные результаты исследования по указанным психодиагностическим методикам в исследуемых группах сотрудников (табл. 1).
Результаты экспертной оценки качеств и психических состояний сотрудников, данной их руководителями, свидетельствуют о системном преобладании негативных особенностей в группе ВиОР. Исключения составляют два показателя с обратным значением:«критическое отношение к субкультуре» и «ориентация на положительном в осужденном», которые имеют максимум в группе УИИ. Так, статистически значимы различия в группе ВиОР по следующим особенностям: перенос стиля общения вне работы (на уровне значимости р < 0,001 для обеих групп), заимствование жаргона (р < 0,001 для УИИ и р < 0,01 для Охр), отсутствие психологической гибкости (р < 0,01 для УИИ), склонность к применению насилия (р < 0,001 для УИИ и р < 0,05 для Охр), авторитаризм в общении с осужденными (р < 0,01 для обеих групп), преобладание силовых методов (р < 0,001 для УИИ и р < 0,05 для Охр), воинствующее бескультурье (р < 0,01 для УИИ и р < 0,05 для Охр).
В ходе исследования нами были также рассчитаны психодинамические коэффициенты (168 коэффициентов), отражающие все пространство цветовых предпочтений по тесту Люшера (по методике Д.В. Сочивко) [4]. Проведенный факторный анализ данных объединил коэффициенты по соответствующим цветам, стоящим в числителе. Различия между сотрудниками проявляются по темно-синему, оранжево-красному, желтому, фиолетовому и серому факторам. Представим наглядно результаты приведенного ранее системного различия в группах сотрудников УИС (табл. 2).
Обобщим выявленные психологические особенности в группах сотрудников ВиОР, УИИ и Охр.
Согласно результатам сравнительного анализа группа сотрудников воспитательного отдела, оперативно-режимных служб обнаруживает выраженность формирования фазы напряжения в контексте признаков эмоционального выгорания. Вся энергия личности сотрудника ВиОР поглощена защитой от нарастающего напряжения. Страх перед утратой стабильности ситуации на службе, потребность в опоре на партнера сопровождается повышенной требовательностью к окружающим. Борьба с напряжением, востребованность значительных внутренних ресурсов обусловливает ориентацию уже не на служение обществу, а на пользу хотя бы себе и кругу близких ему людей. В результате происходит снижение уровня общительности. Однако в силу должностных обязанностей коммуникативное взаимодействие сотрудников ВиОР со спецконтингентом является основным методом воздействия на их личность. Как следствие, сотрудники переходят к тактике «лучшая
Таблица 2
Психодинамические особенности в группах сотрудников УИС
Группы сотрудников Предпочтение — отвержение цветов (плюс — минус) Психодинамические силы
ВиОР Минус — желтый Страх перед утратой
Минус — фиолетовый Повышенные требования к окружающим как защита от собственной доверчивости
Минус — серый Выраженная общительность, активность, обращенность в мир окружающих явлений
УИИ Минус — темно-синий Страх пустоты
Плюс — оранжево-красный Мания к раздражению
Плюс — желтый Стремление к свободе
Охр Минус — оранжево-красный Страх перед избытком раздражения
Плюс — темно-синий Стремление к удовлетворению
Плюс — фиолетовый Эмоциональность и субъективность пристрастий превалируют над рассудочностью
Плюс — серый Отход от контактов, снижение социальной активности
защита — нападение». Данное явление характеризуется выраженностью «общительности», «активности», обращенностью всего потенциала личности на окружающий мир. Выявленное противоречие в выстраивании системы взаимодействия обусловливает следующие негативные особенности: заимствование жаргона, отсутствие психологической гибкости, склонность к применению насилия, авторитаризм в общении с осужденными, преобладание силовых методов, воинствующее бескультурье, перенос стиля общения вне работы.
При определении особенностей в группах сотрудников по ценностям-ориентирам прослеживаются статистически значимые различия в группе сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по ценности: «интересная работа». Причем при проявлении доступности интересной работы и возможности расширения своего образования, круго-
зора, общей культуры отсутствует ощущение возможности удовлетворения материальных потребностей в полном объеме. Такие ценностные ориентиры определяются страхом перед опустошенностью и скукой, безразличием в профессиональной сфере. Среди вытесняемых ценностей доминируют отличия по параметру «наличие хороших и верных друзей». Вместе с тем прослеживается вытеснение мотива «включенность в команду». Сотрудник с такой мотивацией предпочитает, чтобы результат деятельности зависел только от него и, как правило, не принимает решений на основе чьих-либо советов. При системных цветовых предпочтениях — отвержениях подобные особенности проявляются в стремлении к свободе. Потребность к раздражению также определяется значимостью мотивов «творческой активности» и «общения». Здесь же обнаруживает себя высокая потребность в пу-
бличной похвале и одобрении. Чрезмерные амбиции могут служить источником конфликта в социальной среде, а при выявленной значимости ценности «здоровье» — и к ощущению психосоматических и психовегетативных нарушений.
В группе сотрудников отдела охраны не только значима, но и доступна ценность «счастливая семейная жизнь». Ценностный ориентир на материально обеспеченную жизнь также нашел свое отражение в ведущем мотиве — деньгах. Вспомогательными мотивами для достижения материального достатка здесь выступают ценности «социальная полезность», «жизнеобеспечение». При системных цветовых предпочтениях — отвержениях проявляется стремление к удовлетворению так называемого гедонизма для тела и нарциссизма для души, стремлению убежать в иллюзорный мир детства; эмоциональности и субъективность и пристрастий, превалирующих над рассудочностью. Указанные особенности компенсируются страхом перед избытком раздражения, плохо контролируемых эмоций гнева, аффекта, бегством от проблем. В свою очередь, эти процессы обусловливают вытесняемые ценности: активная, деятельная жизнь; отход от контактов, снижение социальной активности.
Таким образом, в нашем исследовании выявлены статистически значимые различия в группах сотрудников воспитательного отдела, оперативно-режимных служб, уголовно-исполнительных инспекций, отдела охраны
при изучении взаимосвязи профессиональной деформации и мотивации личности. Проанализированы психодинамические силы в контексте системных цветовых предпочтений — отвержений в изучаемых группах респондентов. Обозначены ценностные ориентиры сотрудников, а также ведущие мотивы личности, актуализация которых будет содействовать снижению выраженности профессиональной деформации и повышению эффективности профессиональной деятельности. Определены преобладающие признаки профессиональной деформации, требующие особого внимания при построении коррекци-онных программ в работе с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Литература
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб., 1999. — 105 с.
2. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. Психология. — 1987.- № 4. — С. 33-43.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
4. СочивкоД.В. Цветопсиходинамика. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2009. — 432 с.
5. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта // Приложение № 2 к Журналу практического психолога. — М.: Фолиум, 1997. — 48 с.
6. Хачатурян С.Д, Худоконенко С А., Гришин В.А. Исследование взаимосвязи уровня выраженности профессиональной деформации и индивидуально-психологических особенностей сотрудников УИС (с использованием элементов математической статистики) // Правоохранительная деятельность в России и США. — Владимир, 1999. — С. 83-97.