Научная статья на тему 'Совместные предприятия в аэрокосмической отрасли'

Совместные предприятия в аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипкин К.Е., Сафронов В.В.

Кооперация в аэрокосмической отрасли является одним из наиболее эффективных способов достижения поставленных задач, позволяя материнским компаниям в полной мере концентрировать свои усилия на наилучших направлениях, а также позволяя компаниям существенно сокращать расходы на финансирование НИОКР, а в случае неудач разделять убытки, минимизируя ущерб для каждой отдельной компании. В настоящий момент образуется и уже существует великое множество предприятий с такой формой организации, которые ведут свою деятельность по самым различным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместные предприятия в аэрокосмической отрасли»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

УДК 33.95

К. Е. Архипкин Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Кооперация в аэрокосмической отрасли является одним из наиболее эффективных способов достижения поставленных задач, позволяя материнским компаниям в полной мере концентрировать свои усилия на наилучших направлениях, а также позволяя компаниям существенно сокращать расходы на финансирование НИ-ОКР, а в случае неудач разделять убытки, минимизируя ущерб для каждой отдельной компании. В настоящий момент образуется и уже существует великое множество предприятий с такой формой организации, которые ведут свою деятельность по самым различным направлениям.

В условиях постоянной конкуренции, которая выдвигает требования в непрерывном развитии и увеличения стоимости проведения НИОКР для его осуществления, перед организациями встает множество вопросов как сугубо технического, так и финансового характера (нахождение финансирования, увеличение отдачи с затрачиваемых средств, минимизация рисков). Для множества наукоемких отраслей, в том числе и аэрокосмической отрасли, эти проблемы остаются весьма актуальными.

Стремлением к решению данной проблемы проявляться в объединительных процессах, кооперировании усилий между организациями, когда единый технологический процесс на различных этапах выполняется обособленными друг от друга организациями, что позволяет оптимизировать совокупные затраты.

Следующим этапом подобных процессов стало появление и активное развитие совместных предприятий. Существует три основных элемента, которые отличают совместные предприятия от других форм сотрудничества:

• совместное имущество;

• совместное управление;

• совместное распределение дохода и рисков [1].

Являясь более сложной формой кооперации, оно

позволяет решить указанные выше проблемы: договорившись о распределении организационных и управленческих обязанностей, компании-создатели вносят собственные финансовые и производственные средства (оборудование, квалифицированные специалисты), в результате получая возможность проведения более амбициозных, сложных в своем исполнении исследований и производственных работ.

При этом компании не только получают менее затратный способ финансирования проектов, ускоряют темпы инновационного цикла, но также значительно повышают шансы на результативный итог, ведь становится возможным разделение работ по областям, в которых отдельные компании более компетентны. В случае же неудач, компании разделяют свои убытки, снижая, таким образом, персональные финансовые потери.

Законодательной основой для организаций с прямыми иностранными инвестициями (а именно к таким относятся совместные предприятия) была заложена в ФЗ № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», которая регламентировала основ-

ные гарантии и права, предоставляемые подобным организациям, порядок их регистрации и ликвидации, а также предусматривающем льготы по уплате таможенных платежей в случае осуществления ими «приоритетного инвестиционного проекта», который устанавливается исходя из совокупных объемов, а также размера доли иностранного капитала [2].

Применительно к аэрокосмической отрасли, удач-ность данной модели организации возможно оценить по постоянно увеличивающемуся количеству совместных предприятий, которые продолжают организовываются по самым различным направлениям в данной сфере.

Примером использования аэрокосмических СП может послужит работа над проектом гиперзвуковых ракет серии «BrahMos», производимых компанией BrahMos Aerospace, 50,5 % акциями которой владеет Организация оборонных исследований и разработок Министерства обороны Индии и 49,5 % акций принадлежащих НПО Машиностроения. До момента оглашения информации о разработке следующего поколения ракетных систем, данное предприятие поставило на вооружение Индийских ВС около 200 ракет первого поколения общей стоимостью 4 млрд USD [3].

На примере Ural Boeing Manufacturing, мы видим иную цель создания СП. Если в предыдущих случаях речь шла о выполнении совместных научно-исследовательских, работ, то здесь имеет место пример использования производственных и материально-ресурсных мощностей на основе уже ранее отработанной компанией Boeing технологии штамповки титановых изделий для стоек шасси гражданского самолета Boeing 787 Dreamliner, которые впоследствии подвергаются последующей доводке на территории США [4].

Активное применение концепция совместных предприятий находит не только в пределах России. В одном из наиболее интенсивно развивающихся регионов - Китае, также осуществляется активное инвестирование, чья авиакосмическая отрасль переживает значительный рост.

Крупнейший производитель реактивных самолетов бизнес-класса «Cessna» 24 марта 2012 г. заключила соглашение с Корпорацией Авиационной Промышленности Китая о формировании предприятия, которое на начальном этапе будет создавать модели самолетов для внутреннего китайского рынка. В дальней-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

шем планируется совместное проектирование полностью новых моделей, рынок сбыта которых уже не был ориентирован исключительно внутрь страны [5].

Помимо того, между канадской компанией Bombardier и Корпорацией коммерческой авиации Китая был подписан контракт на создание объединенного предприятия на базе которого будут производиться запчасти для самолетов одноименной компании, а также опытно-конструкторские работы по нескольким проектам [6].

Примером данного типа предприятий в нашем регионе может послужить Железногорское предприятие «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва», которое совместно со своими давним партнером - европейским лидером в области спутниковых систем «Thaïes Alenia Space», ведут подготовку к созданию совместного предприятия. Специализацией будущего предприятия станет сборка и интеграция оборудования космических аппаратов связи для российских и зарубежных заказчи-

ков, а также разработка новой платформы и оборудования спутников [7].

Библиографические ссылки

1. Ильченко А. Н., Вэй Хэ Проблемы совместного предприятия в России: внешние и внутренние факторы // Успехи современного естествознания. 2005. № 10. С. 270-271.

2. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. Закон № 160-ФЗ от 09.07.1999.

3. URL: http://army.lv/ru/bramos/901/26198.

4. URL:

http://www.ruaviation. com/news/2011/10/12/580/

5. URL:

http://www.lenta.ru/news/2012/03/23/cessna/

6. URL: http://www.theglobeandmail.com/globe-investor/bombardier-strikes-co-operation-pact-with-chinas-comac/article2376319/

7. URL: http://krskplus.ru/economy/news/412433.

© Архипкин К. Е., 2012

УДК 347.8

Д. З. Асланова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

Рассматриваются особенности правового статуса Международной космической станции гражданского назначения (далее - МКС). Использование МКС призвано увеличить эффективность научного, технического и коммерческого использования космического пространств на современном этапе развития.

29 января 1998 г. в Вашингтоне было подписано соглашение о сотрудничестве на международной космической станции гражданского назначения между Россией, США, Японией, Канадой и государствами-членами Европейского космического агентства. Данное Соглашение было ратифицировано в РФ Федеральным законом № 164 ФЗ от 29 декабря 2000 г. и вступило в силу для Российской Федерации 27 марта 2001 г. [1].

Целью создания Международной космической станции гражданского назначения является проведение государствами-участниками Соглашения научных исследований в космическом пространстве. Принципы функционирования космической станции предусматривают ее возможное эволюционное развитие [2].

На данный момент Международная космическая станция - беспрецедентный международный проект по количеству участников и масштабам космической деятельности. Это послужило причиной необходимости возникновения инструментария международно-правового регулирования деятельности и эксплуатации станции на околоземной орбите.

Система правовых норм, регулирующих деятельность по созданию и обслуживанию станции, как в космосе, так и на Земле состоит из трех уровней правовых актов, регулирующих взаимные отношения участников. Первым уровнем является Межправительственное соглашение относительно сотрудниче-

ства по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1988 г. В Соглашении закреплены основные принципы сотрудничества, взаимные права и обязанности партнеров. Второй уровень характерен рядом двусторонних меморандумов, заключаемых между космическими агентствами государств-участников Соглашения. Положения меморандумов регулируют технические вопросы непосредственного взаимодействия и координации при разработке компонентов МКС. Третий уровень является «Кодекс поведения космонавтов», который должен регламентировать права и обязанности членов международного экипажа МКС.

Международная космическая станция создается, эксплуатируется и используется в соответствии с международным правом, включая Договор по космосу 1967 г., Соглашение о спасании 1968 г., Конвенцию об ответственности 1972 г. и Конвенцию о регистрации 1975 г. Из этого можно сделать вывод, что ни одно из положений Соглашения не должно противоречить основным соглашениям международного космического права.

Каждый партнер имеет фиксированную долю участия в использовании определенных пользовательских элементов, ее размер предусматривается в меморандумах и договоренностях об исполнении соглашений. Также партнеры сами несут все финансовые расходы, связанные с их участием в деятельности МКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.