УДК 32.327 Камлайтонг Адул
аспирант кафедры международных политических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]
СОВМЕСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ АСЕАН В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Kamlaithong Adul
PhD student of the International Political Processes Subdepartment, St. Petersburg State University [email protected]
MUTUAL INTERESTS OF RUSSIA AND ASEAN COUNTRIES IN THE ASIA-PACIFIC REGION
Аннотация:
В статье рассматривается политическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI в., который вносит все больший вклад в обеспечение мира, безопасности и процветания во всем мире. Подчеркивается особое значение взаимоотношения России и государств АСЕАН в АТР, которые имеют совместные интересы в политической, экономической сферах, международной безопасности. Обосновывается тезис о том, что в этом регионе Россия и государства АСЕАН имеют множество совместных интересов и перспектив сотрудничества.
Ключевые слова:
совместные интересы России и государств АСАЕН, Азиатско-Тихоокеанский регион, многополярная система, Ассоциация государств ЮгоВосточной Азии, Региональная безопасность, Экономическое сообщество АСЕАН.
Summary:
The article discusses political significance of the Asia-Pacific region in the 21st century, which contributes increasingly into the peacekeeping, global security and prosperity in the world. The author emphasizes collaboration of Russia and the ASEAN countries in the Asian Pacific Region, which have mutual interests in the political, economic and the global security spheres. It is substantiated a thesis, that in this area Russia and the ASEAN countries have lots of mutual interests and cooperation prospects.
Keywords:
mutual interests of Russia and the ASEAN, the Asia-Pacific region, multi-polar system, Association of Southeast Asian Nations, regional security, ASEAN Economic Community.
В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из важнейших регионов мира, потому что он превратился в центр мировой политики и экономики. Дело в том, что в последнее время политическое развитие и рост экономики в странах АТР происходит быстрыми и стабильными темпами. Поэтому существует устоявшееся мнение, что XXI в. - это не век Америки или Европы, а век Азии, век АТР. Такое мнение наглядно подтверждается примерами создания многочисленных организаций в АТР, например, Ассоциации государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), Форума «Азия-Европа» (АСЕМ), Саммита восточноазиатского сообщества (ВАС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) и Форума Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА). Все они обеспечивают не только региональную безопасность и процветание, но также способствуют и мировому развитию. Причиной, которая позволяет АТР стать новым важным центром региональных и международных отношений, является присутствие в регионе политически и экономически развитых государств - КНР, США, России, Индии и Японии. Более того, и группы небольших государств АСЕАН в этом регионе тоже играют очень важную роль в привлечении внимания этих сверхдержав. Значение данного региона в мировой политике во многом определяется многочисленными перекрещивающимися интересами и совпадением интересов по ряду глобальных проблем.
Россия и государства АСЕАН являются одними из важных участников АТР. Для государств АСЕАН давно уже очевидно, что они - неотъемлемые части этого региона. Для России же, по нашему мнению, еще существует сомнение, в какой степени она является частью этого региона. Дело в том, что с древнего времени до конца XX в. ее внешняя политика была более направлена на Запад, и Россия представляла себя европейским, или евразийским государством. Но в XXI в. Россия поменяла свою концепцию внешней политики и представляет себя, по мнению российских исследователей, уже как евро-тихоокеанское государство [9, с. 90]. Эта концепция была подтверждена Дмитрием Медведевым в 2009 г., когда он официально посетил Сингапур. «Не следует забывать, что Россия - государство Азиатско-Тихоокеанского региона. Потому что мы часто говорим, что мы часть Европы, часть Азии, но мы на самом деле государство именно Азиатско-Тихоокеанского региона, и в число этих государств входят другие крупнейшие страны, такие как Китай, Соединенные Штаты Америки, Канада, Сингапур, многие дру- 229 -
гие государства из этого региона. Поэтому мы рассматриваем и региональные проблемы, вопросы о том, как нам развивать сотрудничество. Здесь очень крупный рынок, очень много сейчас быстро развивающихся стран» [8]. Если мы посмотрим на карту, то можно представить АТР как большой дом. Россия географически находится на севере АТР и ее можно представить как крышу этого дома, тогда как государства АСЕАН по географической черте находятся в центре АТР, и могут оказаться гостиной дома. Таким образом, обе стороны дополняют друг друга, чтобы дом был безопасным и уютным для жителей и их гостей. Хотя это наше представление является некоторой фантазией, но Россия и государства АСЕАН на самом деле, действительно, имеют большие совместные интересы в АТР, которые можно разделить на следующие аспекты.
Во-первых, наличие многополярной системы в АТР. В последнее время регион считают успешным примером многополярного мира, многостороннее сотрудничество стран которого обеспечивает его безопасность и процветание. Внешняя политика России всегда поддерживает создание многополярной системы в мире и в АТР, в частности. Однополярный мир при гегемонии США в XX в. уже показал, что в условиях глобализации он не способен решить военнополитические, финансово-экономические и иные глобальные проблемы [5, с. 42]. Более того, в результате вмешательства США в жизнь региона появились новые вызовы и обострились старые конфликты, прямо влияющие на интересы России. Поэтому Россия содействует своему сотрудничеству с государствами АСЕАН, чтобы создать многополярную систему в АТР. Небольшие государства АСЕАН хорошо осознают, что только многополярная система с участием разных государств, особенно России, может обеспечить их безопасность и процветание. В последнее время государства АСЕАН участвуют во всех многосторонних организациях в АТР - АРФ, АСЕАН плюс 3, ВАС, АСЕМ, выстраивая, таким образом, ось региональной архитектуры. Также они пригласили Россию участвовать во всех этих структурах, чтобы в конечном итоге прийти к балансу сил при решении региональных проблем.
Во-вторых, проблема безопасности в АТР. В настоящее время в АТР существует много причин для конфликтов и разногласий, начиная с проблемы развития ядерной программы КНДР на корейском полуострове. Это проблема прямо связана не только с безопасностью АТР, но и с безопасностью России, которая имеет общую границу с КНДР. Хотя государства АСЕАН не граничат с этим государством, но ее ядерная программа серьезно угрожает безопасности стран региона, потому что у них нет никаких инструментов для своей защиты. Более того, конфликт на корейском полуострове также препятствует экономическому развитию АТР и ЮВА. Россия и государства АСЕАН вместе пытаются решить эту проблему. Россия в этом вопросе играет чрезвычайно большую роль как мировая ядерная держава, которая является одним из участников шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР. Россия всегда отстаивает мирное решение этой проблемы [11]. Государства АСЕАН поддерживают зону свободную от ядерного оружия, подписав Договор 1995 г. о создании в ЮВА зоны свободной от ядерного оружия [3, с. 116]. Более того, АСЕАН также использует свои инструменты, такие как АРФ, для того, чтобы эта площадка была местом, возобновления переговоров по ядерной проблеме между шестью государствами [15].
Одной из конфликтогенных проблем этого региона являются претензии по островам (Спратли и Парасельский) в Южно-Китайском море. Споры по этим островам между КНР и четырьмя государствами АСЕАН (Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней) являются актуальной опасностью для АТР, которая прямо влияет на интересы России и государств АСЕАН. Дело в том, что Южно-Китайское море является важным геополитическим местом, которое связывает Индийский и Тихий океаны. Более того, по оценкам специалистов, на шельфе Южно-Китайского моря содержатся огромные запасы нефти - ориентировочно от 2 до 30 млрд. тонн и природного газа - от 280 млрд. до 1 трлн. куб. м [4, с. 84]. Поэтому владелец этих островов обладает огромным геополитическим и экономическим влиянием в АТР. Для государств АСЕАН этот конфликт нарушает их национальные интересы. Для России этот конфликт прямо влияет на ее интересы, потому что участником его является Вьетнам - самый близкий стратегический партнер России, который поддерживает Россию в АТР. Более того, они имеют совместные проекты в этом море, например, нефтегазовый комплекс «Вьетсовпетро», который приносит огромную прибыль для обеих стран [7, с. 406]. Кроме этого, Южно-Китайское море является мировой зоной для мореплавания. Если там будут происходить военные споры, то они помешают судоходству и нефтяным проектам, которые негативно повлияют на торговлю и российскую экономику. Учитывая это, государства АСЕАН пытаются решить настоящий конфликт. Так, в целях мирного урегулирования этой проблемы, они подписали с КНР Декларацию АСЕАН по ЮжноКитайскому морю 1992 г. и Декларацию поведения сторон в Южно-Китайском море 2002 г. [16]. Россия по этому вопросу поддерживает мирное разрешение проблемы в рамках АРФ и ВАС,
более того, в 2012 г она предложила военно-техническое содействие Вьетнаму для обеспечения безопасности этого моря [1].
Общие усилия России и стран АСЕАН направлены на противодействие международному терроризму и международным преступлениям. Проблема международного терроризма является чрезвычайно важной угрозой как для России, так и для государств АСЕАН. В последнее время эта проблема особенно касается государств АСЕАН, где наиболее часто происходят теракты. Дело в том, что ЮВА - регион, где проживает самое большое количество мусульман в мире. Здесь существуют сети радикальной исламской террористической организации Аль-Каиды (Джемаа Исламия), представители которой совершают международные преступления в Индонезии, Малайзии, Филиппинах и Таиланде и финансируют террористов по всему миру [14, с. 2-4]. Эти сети терроризма имеют связь с группами террористов, которые совершали теракты и в России. Поэтому государства АСЕАН и Россия вместе противодействуют терроризму для обеспечения национальной и региональной безопасности путем сотрудничества, например, был разработан План по борьбе с терроризмом и транснациональными преступлениями АСЕАН и России 2009 г. и сотрудничество в рамках АРФ и ВАС [18]. Кроме этих приоритетных угроз для безопасности, Россия и государства АСЕАН также сталкивается с такими вызовами, как стихийные бедствия, эпидемии новых гриппов и т.п.
В-третьих, экономическая интеграция в АТР. Россия и государства АСЕАН имеют совместные экономические интересы, потому что в АТР в последнее время активно развивается региональная экономическая интеграция, например, АТЭС и экономическое сообщество АСЕАН. Экономическое сообщество АСЕАН в 2015 г. станет важным примером экономической интеграции АТР. Дело в том, что интеграция 10 государств АСЕАН в 2015 г. породит новый экономический центр, который имеет население более 600 миллионов человек, территорию - 4.4 мил. кв. км, объем ВВП - 1,8 триллионов долларов США [19, с. 1]. Поэтому государства АСЕАН привлекают внимание многих стран и, в том числе, Россию. Главным приоритетом политики России в АТР является развитие ее восточных регионов, таких как Дальний Восток и Сибирь, с помощью тесного экономического сотрудничества с КНР, Японией, Южной Кореей и государствами АСЕАН [12, с. 19]. Экономическое сотрудничество России и государств АСЕАН стабилизирует ее экономику, которая в последнее время слишком зависит от европейской экономики. По нашему мнению, Россия может изучать успешный опыт интеграции АСЕАН для применения своей евразийской интеграции. Более того, государства АСЕАН могут обеспечить Россию качественными недорогими сельскохозяйственными товарами, потому что они являются гарантом мировой пищевой безопасности, поставляя сельскохозяйственные товары на мировой рынок [20]. Для государств же АСЕАН Россия является стабильным крупным рынком для торговли, поэтому объем торговли между Россией и государствами АСЕАН быстро и активно растет. Так, объем торговли в 1998 г. составлял только 1,035 миллионов долларов США, тогда как в 2010 г. - 9,064 миллионов долларов США [19, с. 14]. Кроме этого, существует предположение, что вступление России в ВТО в 2012 г. повысит объем торговли России и государств АСЕАН, что может привести в ближайшее время к созданию зоны свободной торговли Россия - АСЕАН [6, с. 74]. Хотя государства АСЕАН имеют большие перспективы в будущем, но большим препятствием для их экономического развития является отсутствие энергии. Поэтому государства АСЕАН надеются на российскую энергетику, чтобы оживить свою экономику, надеются на развитие с помощью России атомной энергетики и получение российской нефти и газа. Потребности АСЕАН совпадают с политикой России, которая пытается взять на себя функцию создания новой системы энергетической безопасности, где она могла бы обеспечить доступ к энергоресурсам всем основным регионам мира [2, с. 96]. В настоящее время российские энергетические компании начали работать в ЮВА, например, Газпром, Петровьетнам и др. Таким образом, Россия и государства АСЕАН имеют совместные экономические интересы, которые дополняют друг друга. Экономическое сотрудничество способствует также усилению развития взаимоотношений в других сферах, например, инвестициях, туризме, образовании, науке и технологии.
В-четвертых, конкуренция США и КНР в АТР. Благодаря всем вышеупомянутым преимуществам государств АСЕАН в АТР, КНР и США, как сверхдержавы этого региона, уделяют особое внимание расширению, с одной стороны, своего влияния, с другой стороны, проводя жестко свою политическую линию, - усилению своей агрессии. Примером этой большой конкуренции, очевидно, стало то, что президент США Обама, сразу же после своей победы на президентских выборах, отправился в ЮВА в ноябре 2012 г. В этот визит он посетил Таиланд, Мьянму и Камбоджу, и принял участие в Саммите АСЕАН и ВАС [10]. Одновременно, премьер министр КНР Вэнь Цзябао тоже посетил Таиланд, Камбоджу и участвовал в Саммите АСЕАН и ВАС [13]. Это ясно показало большой интерес к государствам АСЕАН и серьезную конкуренцию между КНР и США. Маленьким государства АСЕАН всегда трудно справиться с такой ситуацией, потому что они не хотят
занимать сторону США либо КНР, что может привести к расхождению с обоими государствами. Несмотря на то, что и США, и КНР имеют тесное сотрудничество с государствами АСЕАН и помогают им в разных сферах, государства АСЕАН всегда чувствуют угрозу со стороны обеих стран. С одной стороны, КНР имеет серьезный конфликт с государствами АСЕАН по вопросу ЮжноКитайского моря, с другой стороны, США всегда вмешиваются во внутренние дела, навязывая свои западные ценности демократии и прав человека странам АСЕАН. Итак, чтобы избежать этой ситуации, государствам АСЕАН всегда нужен баланс сил в этой проблеме. И для государств АСЕАН ядерная сверхдержава Россия, постоянный член совета безопасности ООН, является гарантом такого баланса. Более того, в отличие от КНР и США, государства АСЕАН не чувствуют угрозу со стороны России, потому что между ними нет никаких конфликтов. Потребности государств АСЕАН совпадают с интересами России, которая хочет быть активным партнером в этом регионе и важным игроком для создания баланса сил. Однако следует сказать, что в такой ситуации Россия не достаточно использовала шансы в усилении своей роли в этом регионе. Как заявил с упреком генеральный секретарь АСЕАН Сурин Питсуван, «Президент России отсутствовал на саммите ВАС два раза подряд, несмотря на то, что АСЕАН оценивает Россию как важного достойного партнера» [17]. Таким образом, совпадающие интересы государств АСЕАН и России в контексте конкуренции США и КНР не только способствуют тесному сотрудничеству между ними, но и обеспечивают баланс сил для государств АСЕАН. Они также значительно повышают роль России в АТР и в мире в целом, в противовес США и КНР.
В заключении необходимо отметить следующее. Россия и государства АСЕАН, имеющие общие интересы, вместе пытаются создать многополярную систему и обеспечить безопасность в рамках АТР. Более того, они поддерживают друг друга для усиления собственных позиций в АТР. Россия надеется на ведущую роль государств АСЕАН в обеспечении ее политических и экономических интересов в АТР, с одной стороны, с другой стороны, государства АСЕАН надеются на присутствие России в этом регионе как гаранта баланса сил и запасного экономического центра для развития их экономики. Несмотря на то, что у них есть широкие перспективы сотрудничества, их взаимосвязь в настоящее время, по сравнению с другими государствами, такими как США и КНР, еще слишком мала. С нашей точки зрения, эта проблема вызвана давней потерей связей между ними после распада СССР, из-за отсутствия солидарности государств АСЕАН в проведении пророссийской политики, поскольку они еще не уверены друг в друге. Автор предполагает, что все эти проблемы можно преодолеть не только с помощью государственных проектов, но и с помощью народной дипломатии («мягкая сила») между народами обеих сторон.
Ссылки:
1. Никонов В. А. Российский стратегический маневр // Индекс безопасности. 2011. № 2 (97).
2. Медведев Д. А. Встреча с моряками ракетного крейсера «Варяг». URL:http://kremlin.ru/transcripts/6013 (дата обращения: 20.12.12).
3. Лавров С.В. Между прошлым и будущим: Российская дипломатия в меняющемся мире. М., 2011.
4. Тимонина А.А. Интервью Посла России в КНДР А.А. Тимонина агентству «Интерфакс», Москва, 6 февраля, 2013 года. URL: http://www.mid.ru/BDOMP/brp_4.nsf/sps/57886D1A6653530344257B0B003598B5 (дата обращения: 14.02.13).
5. Журавлева Е.С., Малетин Н.П., Со Ми Э. СССР/РФ-АСЕАН (1967-2002). М., 2003.
6. Daniel Schearf. North Korea Tensions Overshadow Regional Forum. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.voanews.com/content/north-korea-tensions-overshadow-regional-forum-98933094/122383.html (дата обращения: 12.02.13).
7. Кобелев Е.В. АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы: сборник научных трудов / Россий-
ская Академия естественных Наук. М., 2010.
8. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина: возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). М., 2007.
9. Declaration on the conduct of parties in the south china sea. URL: http://www.asean.org/asean/external-
relations/china/item/declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea (дата обращения: 12.02.13).
10. Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1279 (дата обращения: 12.02.13).
11. Bruce Vaughn. Terrorism in Southeast Asia: Congressional Research Service reports on terrorism. Washington, DC: Congressional Research Service, 2009.
12. Joint Statement of the Second ASEAN-Russian Federation Summit. URL: http://eng.news.kremlin.ru/ref_notes/36 (дата обращения: 08.02.13).
13. The ASEAN Secretariat. ASEAN Community in Figures 2011 (ACIF 2011). Jakarta, 2012.
14. Тимофеев И.Н., Махмутов Т.А. Российский совет по международным делам: тезисы о внешней политике России (2012-2018 гг.). М., 2012.
15. WAIYEELIN.,YAMAO Masahiro. Enhancing Food Security by Cooperation among ASEAN Countries: A Review for Achieving Better Food Availability in the Region. URL: http://home.hiroshima-u.ac.jp/food0709/seika/seika2012-4.pdf (дата обращения: 16.02.13).
16. The ASEAN Secretariat. ASEAN Community in Figures 2011 (ACIF 2011). Jakarta, 2012.
17. Лисоволик Е.Д. Международная жизнь. Россия-АСЕАН 2010: В чем польза зоны свободной торговли Россия -АСЕАН. М., 2010.
18. Долгушев Д.В. Особое место России на мировом энергетическом рынке // Вестник Томского госуниверситета: история. Томск, 2008. № 2 (3).
19. Обама отправился в первое после выборов турне за рубеж. В программе поездки - Таиланд, Мьянма и Камбоджа. URL: http://www.bfm.ru/news/199783#.USFHQR2LC-1 (дата обращения: 25.01.13).
20. Участие премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в саммите АСЕАН и его визиты в Комбоджу и Таиланд. URL: http://www.cntv.ru/2012/11/20/ARTI1353379683981290.shtml (дата обращения: 25.01.13).
21. Jeff Mankoff. Putin's Puzzling EAS Snub and Russian Ambitions in Asia. URL: http://cogitasia.com/putins-puzzling-eas-snub-and-russian-ambitions-in-asia/#more-3903 (дата обращения: 15.02.13).