Научная статья на тему 'СОВМЕСТНЫЕ АНТИТЕРРОИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КОМПЕТЕТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ- УЧАСТНИКОВ СНГ НА ОБЪЕКТАХ ТЭК'

СОВМЕСТНЫЕ АНТИТЕРРОИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КОМПЕТЕТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ- УЧАСТНИКОВ СНГ НА ОБЪЕКТАХ ТЭК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЦ СНГ / СОВМЕСТНЫЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / ТЭК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонов Павел Викторович

Обострение ситуации в мире, рост напряженности во взаимоотношениях глобальных центров силы и на границах Содружества оказывают влияние на развитие террористических и экстремистских угроз. Это диктует потребность обмена информацией и передовым опытом в области противодействия угрозам безопасности. В статье представлен опыт работы АТЦ СНГ в сфере координации сотрудничества национальных органов безопасности и специальных служб в обеспечении безопасности и защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тихонов Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ANTI-TERRORISM DRILLS OF THE CIS COMPETENT AUTHORITIES AT THE FEC FACILITIES

Aggravation of the situation in the world, rising tension in relationship between the global power centers and at the Commonwealth’s borders have an impact on developing terrorist and extremist threats. This requires exchange of information and best practices in countering security challenges. The article presents the CIS ATC’s experience in coordinating cooperation of the national security agencies and special services in providing security and protection of the facilities vulnerable to terrorist attacks

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНЫЕ АНТИТЕРРОИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ КОМПЕТЕТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ- УЧАСТНИКОВ СНГ НА ОБЪЕКТАХ ТЭК»

Совместные антитерроистические учения компететных органов государств — участников СНГ на объектах ТЭК

ТИХОНОВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ,

заместитель Руководителя Антитеррористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств, генерал-майор (e-mail: [email protected])

АННОТАЦИЯ

Обострение ситуации в мире, рост напряженности во взаимоотношениях глобальных центров силы и на границах Содружества оказывают влияние на развитие террористических и экстремистских угроз. Это диктует потребность обмена информацией и передовым опытом в области противодействия угрозам безопасности. В статье представлен опыт работы АТЦ СНГ в сфере координации сотрудничества национальных органов безопасности и специальных служб в обеспечении безопасности и защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АТЦ СНГ, совместные антитеррористические учения, ТЭК.

JOINT ANTI-TERRORISM TRAININGS OF THE CIS COMPETENT AUTHORITIES AT THE FEC FACILITIES

TIKHONOV PAVEL VIKTOROVICH,

Deputy Head of Commonwealth of Independent States Anti-Terrorism Center; Major General (e-mail: [email protected]) ANNOTATION

Aggravation of the situation in the world, rising tension in relationship between the global power centers and at the Commonwealth's borders have an impact on developing terrorist and extremist threats. This requires exchange of information and best practices in countering security challenges. The article presents the CIS ATC's experience in coordinating cooperation of the national security agencies and special services in providing security and protection of the facilities vulnerable to terrorist attacks. KEYWORDS: CIS ATC, joint anti-terrorism trainings, FEC.

Складывающаяся сегодня международная обстановка характеризуется нарастанием напряженности во взаимоотношениях глобальных центров силы и на границах Содружества, что оказывает определяющее влияние на развитие террористических и экстремистских угроз.

Попытки использовать «замороженные» конфликты и иные проблемные очаги для дестабилизации обстановки на пространстве Содружества, несомненно, будут продолжены. И конечно же, необходимо учитывать нескрываемое стремление США, других

стран Запада к дестабилизации обстановки в государствах - участниках СНГ и подрыву интеграционных процессов на пространстве Содружества.

Мы стали свидетелями беспрецедентной политико-дипломатической, экономической и информационной кампании, развернутой странами Запада вокруг ситуации на Украине. Запад, во главе с США, спровоцировал вооруженный конфликт на пространстве Содружества Независимых Государств. И урегулирование ситуации, которая деградировала

за последние десятки лет и развивалась по неблагоприятному сценарию, осуществляется Российской Федерацией на территории Украины в форме проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации, последствия которой, в том числе в аспекте влияния на обстановку в сфере противодействия терроризму, прогнозировать в настоящее время затруднительно.

Понимать и прогнозировать динамику террористической «эволюции», обмениваться информацией и передовым опытом в этой области является одной из приоритетных задач.

В этой связи компетентные органы государств СНГ проводят постоянную работу по мониторингу и оценке террористических угроз, возникающих на пространстве наших стран, а также выработке предложений по направлениям совместной деятельности по их нейтрализации. При этом совместные мероприятия реализуются в рамках программ сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом, разрабатываемых на среднесрочную перспективу. Координирующая роль при этом отводится специализированному органу СНГ, а именно Антитеррористическому центру.

АТЦ СНГ, созданный Решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года, является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества, обеспечивающим координацию взаимодействия органов безопасности и специальных служб в области борьбы с терроризмом и экстремизмом [1].

На сегодняшний день в работе Центра принимают участие 9 государств СНГ. Он комплектуется сотрудниками национальных органов безопасности, а также представителями от Советов министров внутренних дел, министров обороны и командующих Пограничными войсками.

С учетом оценки террористических угроз и выработанных предложений по их нейтрализации на сегодняшний день Центром определены приоритетные направления сотрудничества:

• развитие международной (совершенствование и гармонизация национальной) нормативной правовой базы;

• наращивание обмена информационными (аналитическими, методическими) материалами, относящимися к сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом;

• осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в сфере борьбы с терроризмом;

• проведение согласованных и совместных профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, а также специальных операций;

• обмен передовым опытом (лучшими наработками и практиками) противодействия терроризму;

• участие в конференциях, семинарах, круглых столах, совместных исследовательских проектах;

• подготовка кадров и повышение квалификации специалистов;

• содействие в организации проведения и участие в антитеррористических мероприятиях;

• координация взаимодействия компетентных органов, органов безопасности и внутренних дел, вооруженных сил и спецслужб стран Содружества в рамках подготовки и проведения совместных антитеррористических мероприятий;

• взаимодействие с международными организациями.

Важнейшим направлением деятельности АТЦ СНГ является координация взаимодействия компетентных органов государств Содружества по подготовке и проведению совместных антитеррористических мероприятий, организуемых по решению Совета глав государств СНГ.

Центром на регулярной основе проводится целый ряд организационно-практических мероприятий.

В первую очередь это формирование Стратегии согласованной антитеррористической деятельности на пространстве СНГ. Центр

представляет на рассмотрение на заседаниях Совета руководителей органов безопасности и специальных служб проекты документов по основополагающим вопросам сотрудничества спецслужб стран Содружества в борьбе с терроризмом, которые впоследствии также вносятся на решение высших органов Содружества.

Так, например, при непосредственном участии АТЦ СНГ формируется основной программный документ - Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, который на трехлетний период на межгосударственном уровне определяет содержание мероприятий в этой сфере.

В рамках реализации этой программы при координирующей роли Центра ежегодно проводятся совместные антитеррористические учения, тренинги по их подготовке, а также сборы руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.

Основная цель учений - отработка согласованных действий по предупреждению и пресечению террористических актов, повышение готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур совместно противодействовать терроризму.

С момента создания при координирующей роли Центра в государствах Содружества подготовлено и проведено 17 совместных антитеррористических учений, пять учений - на объектах топливно-энергетического комплекса [2].

География мест проведения учений достаточно широка и охватывает практически все регионы постсоветского пространства -Армении, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины, а тематика касалась различных сфер деятельности (транспорт, энергетика, нефтедобыча, обеспечение безопасности массовых и спортивных мероприятий и др.).

Необходимо отметить, что обеспечение комплекса мер по антитеррористической

защищенности объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности государственной власти, прежде всего специальных служб и правоохранительных органов, а также собственников объектов.

Террористические угрозы в современный период требуют комплексного подхода к обеспечению безопасности объектов ТЭК, как, впрочем, и защита указанных объектов от других актов незаконного вмешательства в их деятельность [3].

На это обращено внимание и в Резолюции Совета Безопасности ООН 2341 (2017), которая призывает государства-члены рассмотреть возможность разработки и дальнейшего совершенствования своих Стратегий уменьшения рисков террористических нападений на критически важные объекты инфраструктуры [4].

Эти Стратегии должны предусматривать:

• оценку и ясное понимание соответствующих рисков;

• принятие мер по обеспечению готовности и эффективному реагированию на террористические нападения;

• содействие в повышении оперативной осведомленности в области безопасности и ликвидации последствий;

• эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Исходя из этого АТЦ СНГ при разработке сценариев учебных антитеррористических мероприятий предусмотрено задействование потенциала профильных образовательных и научно-исследовательских структур. Так, в ходе ежегодных антитеррористических учений в рамках Содружества в 2019 г. в Республике Армения впервые была использована база РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина [5].

Кроме того, специалисты Университета в преддверии проведения учения «Каспий Антитеррор - 2021» в Республике Казахстан были приглашены на совместную командно-штабную тренировку.

В качестве другого успешного примера сотрудничества следует привести подписание Центром в 2019 году Меморандума о сотрудничестве с АНО «НИИ проблем безопасности СНГ», руководство которого принимало участие во всех пленарных заседаниях Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ, а также Региональных экспертных консультациях (в г. Ош, 2019 г.) [6]. В свою очередь сотрудники Центра приняли участие в ряде международных конференций, организованных Институтом.

Проведенные в ходе учений маневры, в сценарии которых были заложены

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Положение об Антитеррористическом центре государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Решением Совета глав государств СНГ от 01.12.2000, с изменениями, внесенными Решениями Совета глав государств СНГ от 28.11.2006 и от 28.09.2018.

2. Материалы сбора руководящего состава органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ: Сборник материалов. - М.: АО «Красная Звезда», 2021. - 248 с.

3. Арефьев А. М., Мареев П. Л. Критически важная инфраструктура топливно-энергетического комплекса как объект устремлений международного терроризма // Комплексная безопасность критически важной инфраструктуры: опыт СНГ: Сборник научных статей / под общ. ред. Н. В. Ступакова. - М.: ИД «Неолит», 2020.- 138 с.

BIBLIOGRAPHY

1. The Regulations on the Anti-Terrorist Center of the CIS member States, approved by the Decision of the Council of Heads of State of the CIS dated 01.12.2000, as amended by the Decisions of the Council of Heads of State of the CIS dated 28.11.2006 and 28.09.2018.

2. Materials of the collection of the senior staff of security agencies and special services of the CIS member States: Collection of materials - M.: JSC "Red Star", 2021. - 248 p.

антитеррористические мероприятия на объектах топливно-энергетического комплекса, продемонстрировали совместную готовность силовых структур государств Содружества к отражению террористических атак, а также стали масштабными профилактическими мероприятиями.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что АТЦ СНГ был и остается структурой, максимальной открытой для сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом.

4. Резолюция 2341 (2017) Совета Безопасности ООН. Режим доступа: URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N17/038/61/PDF/N1703861.pdf? OpenElement.

5. Материалы сбора руководящего состава органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ: Сборник материалов. - СПб.: ООО «Издательство «Русь»,

2019. - 340 с.

6. Материалы IX Региональных экспертных консультаций представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств -участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма (30 мая 2019 года, г. Ош). - М.: Антитеррористический центр государств -участников СНГ, 2019. - 143 с.

3. Arefyev A. M., Mareev P. L. Critically important infrastructure of the fuel and energy complex as an object of aspirations of international terrorism // Complex security of critical infrastructure: experience of the CIS: Collection of scientific articles / under the general editorship of N. V. Stupakov - M., Publishing house "Neolith",

2020. - 138 p.

4. UN Security Council resolution 2341 (2017). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/

UNDÜC/GEN/N17/038/61/PDF/N1703861.pdf? OpenElement.

5. Materials of the collection of the leadership of the security agencies and special services of the CIS member states: A collection of materials. - St. Petersburg: Rus Publishing House, LLC, 2019. - 340 p.

6. Materials of the IX Regional Expert consultations of representatives of security agencies, special services and law enforcement agencies of the CIS member States on combating terrorism and other violent manifestations of extremism (May 30, 2019, Osh). - Moscow: Antiterrorist Center of the CIS member States, 2019. - 143 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.