Научная статья на тему 'Совместное Использование САПР Компас-3D и ресурсов Интернет при изучении инженерной графики'

Совместное Использование САПР Компас-3D и ресурсов Интернет при изучении инженерной графики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПАС 3D / ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольский Василий Васильевич, Сахаров Владимир Валентинович

Использование информационных технологий в учебном процессе информационное, методическое и организационное сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никольский Василий Васильевич, Сахаров Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместное Использование САПР Компас-3D и ресурсов Интернет при изучении инженерной графики»

Ситуация 2.

О21 <

1+7- m k (х)

N

В этой ситуации выражение (15) будет отрицательным и, следовательно, линейная функция (14) пересечет ось Ох¡.

Положение этой точки пересечения определяется решением линейного уравнения А 0(Н 1) ^ (Н1) Х = 0 Его решение будет равно

А 0(Н1) __у 21 -1_

х0( Я,) =

Следовательно, доход потребителя будет только при x1 £ [О, Х0 (Н1)].

Принятие гипотез H0 и щ являются альтернативными и случайными событиями. Их вероятности

определяются оперативной характеристикой L(xJа, Ъ, с) [1, с.83,84]. Тогда средний доход потребителя, используя доходы (8) и (13), будет равен

D&lHo,Щ) = D(x1/Ho)L(xJa, b, с)+D(x1/Hl)[\-L(xjä, Ъ, с)],

где (ü, Ъ, с) - оптимальный последовательный план,

L(xja, b, с) = 0 при > x2, x2 = arg L(xJa, b, с) = s <<<1 (s « 0). Поскольку затраты потребителя определяются только стоимостью партии СN и не зависят от

вероятности принятия гипотез H0 и Щ , то S{xjH0,Hi) = CiN .

Список использованной литературы:

1. Назаров Н.Г., Зеленкова М.В.. Сравнительный анализ экспериментальной оценки качества партии однородных изделий с использованием случайных однократной и последовательной выборок с учетом степени риска // Символ науки. 2016. № 1, ч.2. С.78-85.

2. Назаров Н.Г. Методы экспериментальной оценки качества партии изделий с учетом степени риска: учебное пособие. М: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015.

© Назаров Н.Г., Полярус А.Н., 2016

УДК 744.43

Никольский Василий Васильевич

ст. преподаватель, КФ МГТУ, г. Калуга, РФ E-mail: vvnikolskiy@yandex.ru Сахаров Владимир Валентинович ст. преподаватель, КФ МГТУ, г. Калуга, РФ E-mail: vlad.saharov2011@yandex.ru

СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САПР КОМПАСА И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ

Аннотация

Использование информационных технологий в учебном процессе - информационное, методическое и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

организационное сопровождение.

Ключевые слова

Инженерная графика. КОМПАС - 3D. Презентация.

В современных условиях все шире используется внедрение компьютерных графических программ в учебный процесс. ФГОС СПО для технических специальностей ставит одной из важнейших задач умение разрабатывать различные чертежи с использованием информационных технологий. Решая эту проблему, преподаватели столкнулись со многими трудностями, начиная от неумения студентов элементарно владеть компьютером на уровне пользователя до нехватки количества часов, выделенного на занятия.

В новых условиях обучения большая доля учебного материала отводится на самостоятельное изучение студентами. Важнейшим условием эффективности обучения является наличие оперативной обратной связи, которая позволяет судить об успешном освоении той или иной темы. С этой целью проводятся контрольные мероприятия: одним из множества возможностей для контроля качества знаний студентов по определённой теме, разделу или вопросу, изучаемого модуля, является создание слайда (электронные презентации). Если результат такой работы признан преподавателем успешным, то слайд может быть использован для изготовления плакатов для вводных лекций на кафедре или создания кафедральной библиотеки студенческих презентаций.

Цель подобной работы состоит:

1. В сборе информации о каком-либо объекте, по какому- то вопросу, ознакомление с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Поиск информации возможен непосредственно в информационном пространстве Интернета, а для студентов КФ МГТУ, также в научно- технической библиотеке КФ МГТУ им. Баумана - электронные библиотечные системы (ЭБС) IQqli, Лань, eLIBRARY.RU, "Университетская библиотека ONLINE".

2. В освоении и совершенствовании графического редактора «КОМПАС- 3D», который изучается на младших курсах, во временных рамках, отведённых на освоение курса «Инженерная графика».

3. В активизации поведения и мышления студентов, развитие интереса к предмету, вовлечение их в познавательный поиск, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, развивать индивидуальные способности, также даёт возможности преподавателю оценить работу студента.

Рекомендации выполнения подобной работы:

1. Преподаватель определяет студенту тему презентации. Время на выполнения данной работы и срок её завершения. Например - «Классификация резьбы», «Соединение болтом», «Простановка размеров на чертежах», «Как измерить резьбу» и т. д. Время на выполнение определяется в часах, выделенных на самостоятельную работу студента. Срок - обычно определяется временем завершения изучения данной темы.

2. Студент создаёт папку (Рис.2), в которой будет храниться вся собранная информация по заданной теме (рисунки, чертежи, определения, выдержки из ГОСТов, справочников, рефератов и т. п.) Качество и количество информационного материала определяет студент.

3. Презентация, сайт - плакат выполняются в графическом редакторе «КОМПАС - 3D», во фрагменте (Рис.1). Площадь фрагмента определяется прямоугольником формата А1 .Прямоугольник можно заменить специально подготовленной рамкой. Дать наименование фрагменту и сохранить его.

4. Заполнить прямоугольник информационным материалом. Чертежи, схемы, таблицы, 3D модели можно выполнить непосредственно на "Плакате" или подготовить их заранее, если они понадобятся. Надписи выполняются в зависимости от компоновки листа презентации.

5. Материал из папки информации по заданной теме извлекается с помощью кнопки "вставка", учитывая способ вставки, разрешения, масштаба и других параметров.

Рисунок 1 - Содержание кнопки "Вставка"

Рисунок 2 - Возможное содержание папки с информацией по теме «Резьбы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Использование компьютерных технологий дает возможность интенсифицировать учебный процесс, сократить время освоения графических дисциплин, позволяет студентам использовать полученные знания и навыки при выполнении графических задач, как на младших, так и на старших курсах и в индивидуальных образовательных областях.

Инженерная графика одна из немногих учебных дисциплин, которая идеально интегрируется в компьютерные технологии. Учебная дисциплина компьютерная графика включает в себя стандарты по созданию электронных конструкторских и технологических документов, терминологию, классификацию и структуру модели. Еще один аспект использования информационных технологий в учебном процессе -информационное, методическое и организационное сопровождение. На сегодняшний день изучение инженерной графики все более увязывают с компьютерной грамотностью студентов. Многие кафедры «Инженерной графики» в технических ВУЗах стали задумываться, как оптимально решить подобную задачу. Выпущено много методической литературы, учебников, сборников заданий по инженерной

графике с примерами выполнения чертежей на компьютере.

Студенты уже сейчас выполняют курсовые и дипломные проекты только в электронном виде, поэтому изучение таких графических редакторов как AutoCAD, КОМПАС - 3D и др., рекомендуют (и закладывают в учебный план) с первого семестра.

В КФ МГТУ им. Баумана, на кафедре «Инженерная графика» на разных специальностях изучают графические редакторы и выполняют чертежи в 2D и 3D, в разных объемах. На машиностроительных и конструкторских специальностях календарным планом предлагается заключительная работа по чертежам технического узла и описанию его работы выполнить сборочный чертеж и спецификации к нему. Сегодня студенты вполне могут выполнить эту работу в электронном виде, а не в традиционном варианте (карандаш). Это требует соответствующей подготовки индивидуальных заданий.

Банк электронных заданий предполагает иметь:

1. Раздаточный материал заданий (Рис.3) - это примерно 30 вариантов и соответствующие стандарты, учебники, справочники в электронном виде.

Рисунок 3 - Пример индивидуального задания

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

2. Описание работы узла в электронном виде:

ЗАДАНИЕ № 2. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ФРЕЗЕРОВАНИЯ.

(поз. 1 ) Данное приспособление предназначено для фрезерования шлица редукционного клапана.

Собирают приспособление в следующем порядке.

В цилиндрическое отверстие диаметра 36 корпуса (поз. З) вставляют вилку (поз. 1 ). Затем планку

вводят в паз шириной 20 мм вилки (поз. 1) и привёртывают её к корпусу (поз. 4) при помощи двух винтов М5х20 ГОСТ 11738-84. Затем рычаг (поз.6) закрепляют в вилке (поз.1)при помощи штифта 16x45 ГОСТ 3128-70 таким образом, чтобы рычаг вошёл в паз шириной 20 мм вилки, а штифт вошёл в соосные отверстия диаметром 16 мм рычага и вилки.

Затем втулку (поз.2) вставляют в цилиндрическую расточку диаметром 56мм корпуса (поз. З) до упора.

Затем в цилиндрическое отверстие диаметром 18мм вилки (поз.1) вставляют пружину (поз.5) , так, чтобы пружина торцом упиралась в планку (поз.4). Затем цангу (поз.8) резьбовым концом М20 проводят через втулку (поз.2) й вворачивают в резьбовое отверстие М20 вилки (поз.1). Таким образом, пружина (поз. З) окажется между торцом цанги (поз.8) и планкой (поз.4), а конический конец цанги (поз.8) войдёт в коническое отверстие втулки (поз.2).

Затем к корпусу (поз. З) снизу крепят сухари (поз.7). Сухари вставляют в продольный паз шириной 22мм к закрепляют в корпусе при помощи винтов М8х35 ГОСТ 11738-84.

Чтобы закрепить обрабатываемую деталь в приспособлении, поворотом рычага (поз.6) перемещают вилку (поз.1) и цангу (поз.8) с помощью пружины (поз.З) во втулке (поз.2). В отверстие цанги вставляют хвост клапана, рычаг (поз.6) поворачивают в обратную сторону, тем самым вилка тянет за собой цангу и деталь зажимается. А

Сборочный чертёж выполнять в масштабе 1:1.

3. Модели 3D деталей, выполненных по чертежам узла (п 1. или п.2.) (Рис.4-10)

Рисунок 4 - Корпус

Рисунок 5 - Вилка

Рисунок 6- Рычаг

Рисунок 7 - Сухарь

Рисунок 8 - Планка

Рисунок 9 - Пружина

Рисунок 10 - Втулка

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

4. Сборка 3D технического узла, выполненная по моделям (п. 3).

Рисунок 11 - Сборка технического узла «Приспособление для фрезерования»

Имея подобный банк заданий и учитывая все требования учебных планов, а также компьютерную подготовку студентов, можно предложить следующие варианты студенческих заданий:

1. по чертежам деталей технического узла выполнить модели в 3Б (количество деталей и сложность строений определяется решением кафедры)

2. по моделям деталей, предложенных из банка моделей (примерно 300 - 320) составить ассоциативные чертежи (количество чертежей определяется поставленной задачей и решением кафедры)

3. по ассоциативным чертежам деталей узла и описанию его работы, выполнить сборочный чертеж и спецификации (индивидуальное задание)

4. по ассоциативным чертежам и описанию работы технического узла, выполнить чертеж общего вида (индивидуальное задание)

5. по моделям 3Б узла выполнить эскизы деталей (в карандаше), измерение проводить на компьютере.

6. по чертежу общего вида выполнить чертежи деталей (деталировка).

Разумеется, студенты должны быть обеспечены персональными компьютерами.

Определенные трудности при обучении студентов, могут возникнуть при доступности всех заданий сразу, но это решается технически.

Определяющим в заключительной части изучения предмета «инженерная графика» в предложенном варианте является компетентность и добросовестность преподавателей.

Предполагается, что зачетные работы студенты также будут выполнять на компьютерах.

Положительным моментом в обучении инженерной графики является возможность оперативно находить в интернете учебную и справочную литературу и использовать ее при выполнении компьютерного варианта задания, индивидуальности самого задания, а самое главное, учет инноваций и требований графической подготовки на современном этапе обучения в высшей школе.

Список использованной литературы:

1. Г. В. Ефремов, С. И. Нюкалова Инженерная и компьютерная графика на базе графических систем. Старый Оскол, Тонкие наукоемкие технологии (ТНТ), 2014, 256 с.

2. В. П. Большаков Твердотельное моделирование деталей в CAD-системах: AutoCAD, КОМПАС-3Б, SolidWorks, Inventor, Creo. Санкт-Петербург, Питер, 2014, 304 с.

© Никольский В. В., Сахаров В.В., 2016

УДК 744.43

Никольский Василий Васильевич

ст. преподаватель, КФ МГТУ, г. Калуга, РФ E-mail: vvnikolskiy@yandex.ru Сахаров Владимир Валентинович ст. преподаватель, КФ МГТУ, г. Калуга, РФ E-mail: vlad.saharov2011@yandex.ru

НОРМОКОНТРОЛЬ ПРИ ПРОВЕРКЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация

Критерии оценки студенческих графических работ. Единообразные требования при оформлении студенческих чертежей.

Ключевые слова

Нормоконтроль. Конструкторские документы. ГОСТы.

Примерные критерии оценки знаний и умений студентов. Оценка «Отлично»: а) студент полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений; б) обучаемый даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой специальной терминологии; в) студент самостоятельно выполняет графические и практические работы, при необходимости умело пользуется справочными материалами. Материал из Википедии - Норма» (от лат. norma , переносное значение — «правило»), может означать: Термин для обозначения некоего эталона, образца, правила: Норма (правило) — правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Правилами, определяющие выполнение технической документации, в том числе и студентами ВУЗов, при выполнении графических домашних работ на кафедрах «Инженерная графика» являются государственные стандарты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

1. Настоящий стандарт распространяется на метрические резьбы общего назначения с профилем по ГОСТ 9150-81, диаметрами и шагами по ГОСТ 8724-81.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 182-75.

Рисунок 1 - Выдержка из стандарта «Резьба метрическая»

Титульный лист одного из них приведён ниже. Нарушение государственного технического закона не допускается. Для студентов, при контроле их графических работ преподавателями, не - выполнение соответствующих правил влечет за собой понижение оценки по дисциплине или НЕЗАЧЕТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.