Научная статья на тему 'СОВМЕСТНОЕ АВТОРСТВО НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ'

СОВМЕСТНОЕ АВТОРСТВО НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соавторство / совместная интеллектуальная деятельность / научный текст / совместная научная деятельность / научная публикация / coauthorship / joint intellectual activity / scientific text / joint scientific activity / scientific article

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.С. Рафикова

В данной статье рассматриваются особенности совместной научной деятельности, в частности написание статей в соавторстве. Описаны преимущества и недостатки научного сотрудничества. Перечислены внешние и внутренние факторы, влияющие на результаты научного сотрудничества. Представлены характеристики, по которым возможно классифицировать научные коллаборации. Приведено определение научного текста. Описаны различные подходы к оцениванию вклада авторов при коллективном написании научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COAUTHORSHIP OF SCIENTIFIC ARTICLES

This article discusses the features of joint scientific activity, in particular the writing of articles in co-authorship. The advantages and disadvantages of scientific cooperation are described. External and internal factors influencing the results of scientific cooperation are listed. The characteristics by which it is possible to classify scientific collaborations are presented. The definition of a scientific text is given. Various approaches to assessing the contribution of authors during the collective writing of scientific articles are described.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНОЕ АВТОРСТВО НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ»

СОВМЕСТНОЕ АВТОРСТВО НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ А.С. Рафикова, канд. псих. наук, ст. науч. сотр.

Государственный академический университет гуманитарных наук (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-4-45-47

Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2023-0004 «Современное информационное общество и цифровая наука: когнитивные, экономические, политические и правовые».

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности совместной научной деятельности, в частности написание статей в соавторстве. Описаны преимущества и недостатки научного сотрудничества. Перечислены внешние и внутренние факторы, влияющие на результаты научного сотрудничества. Представлены характеристики, по которым возможно классифицировать научные коллаборации. Приведено определение научного текста. Описаны различные подходы к оцениванию вклада авторов при коллективном написании научных статей.

Ключевые слова: соавторство, совместная интеллектуальная деятельность, научный текст, совместная научная деятельность, научная публикация.

Научная публикация, написанная в соавторстве, является результатом совместной интеллектуальной деятельности. Исследования показывают, что совместная интеллектуальная деятельность создаёт максимально благоприятные условия для проявления познавательных способностей и повышения эффективности обучения [1], позволяет интенсифицировать процесс обучения [2].

У научного сотрудничества есть ряд преимуществ: доступ к экспертной оценке; доступ к ресурсам; обмен идеями, в том числе в междисциплинарном масштабе; объединение опыта для решения сложных задач; сосредоточенность на собственной деятельности; освоение новых навыков; высокая продуктивность; высокое качество результата; личные факторы [3].

Однако у научного сотрудничества есть не только положительные стороны, но и негативные. Рэй [4] утверждал, что сотрудничество в исследованиях может привести к проблемам с признанием заслуг участников, особенно в работе над научными публикациями. Напряжение, вызванное неопределенностью при определении научного вклада, может отрицательно сказаться на мотивации исследова-

телей. Кроме того, часто неясно, кто несет ответственность за результаты сотрудничества. Вытекающее из этого ограничение ответственности за ошибки может привести к снижению качества результатов исследования [4]. Вопросы авторства тесно связаны как с личными интересами ученых, так и с академической этикой. Неверно указанное авторство может приводить к демотивации ученых и подрыву доверия к науке [5]. Каммингс и Кислер [6] указывали на большие затраты на координацию работы, особенно в рамках крупных межведомственных или международных проектов.

Среди внешних факторов, влияющих на результаты научного сотрудничества, можно выделить: академическую культуру; финансирование; размер группы (оптимальный размер группы зависит от целей и контекста); ресурсы; институциональную поддержку [3]. К внутренним факторам можно отнести: вопросы, связанные с качеством работы и признанием заслуг, и вознаграждением; подготовку к исследованию; коммуникацию; вопросы лидерства; личные характеристики; преодоление различий во мнениях участников проекта [3].

Налаживание эффективного взаимодействия за счет выработки согласуемых совместных правил, использования общих систем и инфраструктуры для коммуникаций позволяет достигать целей научного сотрудничества. Основными принципами совместной научной деятельности являются доверие, добровольность и взаимная выгода. Эффективность выполнения задач в рамках научного сотрудничества обуславливается доступностью дополнительных источников данных и оборудования для участников коллаборации, их опытом и расширением компетентностной и ресурсной базы [7].

Коробкина и Омельченко [7] предложили несколько параметров, согласно которым можно классифицировать разные коллаборации: по субъектам (государственные, частные и смешанные); по количеству объектов исследования (одно-объектные и мультиобъектные); по уровню (международные, государственные, региональные, субъектов государства, муниципальные); по направлению исследований и конечному продукту (коллабора-ции фундаментальных исследований, кол-лаборации прикладных исследований, коллаборации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок); по масштабам (огромные, крупные, средние, малые); по восприятию (формальные и реальные); по способу выработки общих правил (коллаборации, которые создают общие правила для всех участников, в которых каждый участник подключается по «индивидуальной траектории», и коллабо-рации со смешанным типом выработки правил); по способу координации взаимодействий (самоорганизующиеся коллабо-рации и коллаборации с регулирующим органом); по географическому положению (локализованные и распределенные); по областям науки; по сегменту потребителей.

Основным результатом научно-исследовательской деятельности является научная публикация. Научный текст можно определить как политекстуальную структуру, представляющую собой комплекс различных субтекстов (нового знания, старого знания, оценки, адресации,

авторизации и др.) [8]. Научные тексты могут быть написаны одним автором или коллективом авторов. Совместное написание текста - это деятельность, которая требует от соавторов быть вовлеченными во все этапы работы над текстом, разделяя ответственность за этот процесс и авторство всего готового текста [9]. Поскольку публикация результатов исследования рассматривается как необходимая часть исследовательского процесса, статьи, опубликованные несколькими авторами, рассматриваются как измеримый результат исследовательского сотрудничества [3].

Существует несколько способов оценки вклада соавторов. Верхаген с соавт. [10] разработали подход «Количественная унифицированнная декларация авторства» (QUAD). Этот подход предполагает распределение вклада каждого автора (в процентах) по четырем категориям: концепция и дизайн, сбор данных, анализ данных, подготовка рукописи. Клемент [11] также для оценивания вклада каждого соавтора предложил использовать четыре категории: идеи, проведение исследования, написание текста и планирование. Рахман с соавт. [12] выделили три категории авторства при коллективном написании статьи: основной автор, соавтор(ы) и ведущий автор. Основной(ые) автор(ы) - это тот, кто внес наибольший вклад в написание статьи или провел большую часть эмпирических исследований и анализа данных, соавтор(ы) помогает(ют) основному авто-ру(ам), ведущий(ие) автор(ы) - это тот, кто задумал и спланировал исследование.

Заключение. Совместное проведение исследования оказывает влияние как на процесс, так и на результат работы. Основным результатом исследовательской деятельности является научная публикация. Соавторство публикаций широко распространено в научной среде, и проблеме оценивания вклада авторов при коллективном написании посвящено немало исследований. Вклад автора может оцениваться по таким категориям, как разработка концепции и дизайна, сбор данных, анализ данных и подготовка рукописи, а сам автор может быть определен как основной или ведущий автор или соавтор.

Библиографический список

1. Воронин А.Н., Рафикова А.С. Изменение эффективности обучения и межличностных отношений между студентами при переходе к дистанционному обучению во время пандемии Covid-19 // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2022. - № 1. - C. 100-115. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-1-100-115

2. Рафикова А.С. Активная и коллаборативная формы обучения: краткий обзор зарубежных исследований // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2021. - 10-2(61). - С. 127-130.

3. Bukhova H. Studying Research Collaboration: A Literature Review // Sprouts: Working Papers on Information Systems. 2010. V. 10. № 3. https://sprouts. aisnet.org/10.3

4. Wray, K. B. (2006, September). Scientific authorship in the age of collaborative research. Studies In History and Philosophy of Science Part A, 37(3), 505-514. http://dx.doi.org/10.1016/j.shpsa.2005.07.011

5. Authorship in scientific publications. Analysis and recommendations / Swiss Academies of Arts and Sciences. Druck- und Werbebegleitung, Köniz, 2013.

6. Cummings, J., & Kiesler, S. (2007). Coordination costs and project outcomes in multi-university collaborations. Research Policy, 36(10), 1620-1634. http://dx.doi.org/10.1016/j.respol.2007.09.001

7. Коробкина Ю.Ш., Омельченко А.М. Научные коллаборации: определение, классификации и характеристики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 4А. С. 7283.

8. Баженова Е. А. Структура нового знания в научном тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 4(210). С. 144-151. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-144-151

9. Storch, N. (2019). Collaborative writing. Language Teaching, 52(1), 40-59. doi:10.1017/S0261444818000320

10. Verhagen, J. V., Wallace, K. J., Collins, S. C., & Scott, T. R. (2003). QUAD system offers fair shares to all authors. Nature, 426(6967), 602. https://doi.org/10.1038/426602a

11. Clement T. P. (2014). Authorship matrix: a rational approach to quantify individual contributions and responsibilities in multi-author scientific articles. Science and engineering ethics, 20(2), 345-361. https://doi.org/10.1007/s11948-013-9454-3

12. Rahman, M. T., Regenstein, J. mac, Abu Kassim, N. L., & Karim, M. M. (2021). Contribution based author categorization to calculate author performance index. Accountability in Research, 28(8), 492-516. https://doi.org/10.1080/08989621.2020.1860764

COAUTHORSHIP OF SCIENTIFIC ARTICLES

A.S. Rafikova, Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher State Academic University of Humanities (Russia, Moscow)

Abstract. This article discusses the features ofjoint scientific activity, in particular the writing of articles in co-authorship. The advantages and disadvantages of scientific cooperation are described. External and internal factors influencing the results of scientific cooperation are listed. The characteristics by which it is possible to classify scientific collaborations are presented. The definition of a scientific text is given. Various approaches to assessing the contribution of authors during the collective writing of scientific articles are described.

Keywords: coauthorship, joint intellectual activity, scientific text, joint scientific activity, scientific article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.