Научная статья на тему 'Совместная деятельность ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения'

Совместная деятельность ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JOINT ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ АССОЦИАЦИИ / ACTIVITY MODEL ASSOCIATIONS / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамшович Валентина Федоровна

В настоящее время электронное обучение становится неотъемлемой составляющей учебного процесса в образовательных организациях. Применение данного вида обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет повысить качество обучения за счет применения высокотехнологичного информационного контента при непосредственном увеличении доли самостоятельной работы обучающихся в процессе учебной деятельности. При внедрении электронных образовательных технологий в учебный процесс возрастает необходимость существования единого унифицированного подхода к разработке электронного контента, повышении квалификации сотрудников всех уровней, реализации управленческих вопросов организации обучения. Консолидация образовательных организаций в области электронного обучения позволит избежать, как возможных ошибок, так и неоправданных финансовых затрат. В работе представлена разработанная деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения в рамках совместной проектной деятельности ее членов. Основные составляющие деятельностной модели: разъяснение необходимости, полезности и удобства электронных услуг и форм обучения, дистанционных образовательных технологий; проведение мониторинга развития электронного обучения в образовательных организация ассоциации; повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; разработка, создание и совместное использование образовательных ресурсов на единой платформе; поддержка научных исследований, инновационных разработок в области электронного обучения; сотрудничество с другими ассоциациями в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Апробация деятельностной модели ассоциации в области электронного обучения осуществляется при реализации задач Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» в рамках совместной проектной деятельности ее членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамшович Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joint activities of the association of educational institutions in the field of e-learning

Now electronic training becomes the integral component of educational process in the educational organizations. Application of this type of training and remote educational technologies allows to increase quality of training due to application of high-technology information content in case of direct increase in a share of independent work of students in the course of educational activities. In case of implementation of electronic educational technologies in educational process need of existence of the single unified approach to development of electronic content, advanced training of employees of all levels, implementation of managerial questions of the organization of training increases. Consolidation of the educational organizations in the field of electronic training will allow to avoid, both possible mistakes, and unjustified finance costs. In work the developed activity model of association of the educational organizations in the field of electronic training within joint project activities of her members is provided. Main components of activity model: explanation of need, usefulness and convenience of electronic services and forms of education, remote educational technologies; carrying out monitoring of development of electronic training in educational the organization of association; increase in level of knowledge and qualification of teachers in the field of electronic training and remote educational technologies; development, creation and joint use of educational resources on a single platform; support of scientific research, innovative developments in the field of electronic training; a cooperation with other associations in the field of electronic training and remote educational technologies. Approbation of activity model of association in the field of electronic training is performed in case of implementation of tasks of Association of the educational organizations "Electronic Formation of the Republic of Bashkortostan" within joint project activities of her members.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN616.pdf Статья опубликована 23.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Шамшович В.Ф. Совместная деятельность ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.4:005.7

Шамшович Валентина Федоровна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, Уфа

Доцент кафедры «Математики» Кандидат экономических наук E-mail: shamshovich@mail.ru

Совместная деятельность ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения

Аннотация. В настоящее время электронное обучение становится неотъемлемой составляющей учебного процесса в образовательных организациях. Применение данного вида обучения и дистанционных образовательных технологий позволяет повысить качество обучения за счет применения высокотехнологичного информационного контента при непосредственном увеличении доли самостоятельной работы обучающихся в процессе учебной деятельности. При внедрении электронных образовательных технологий в учебный процесс возрастает необходимость существования единого унифицированного подхода к разработке электронного контента, повышении квалификации сотрудников всех уровней, реализации управленческих вопросов организации обучения. Консолидация образовательных организаций в области электронного обучения позволит избежать, как возможных ошибок, так и неоправданных финансовых затрат. В работе представлена разработанная деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения в рамках совместной проектной деятельности ее членов. Основные составляющие деятельностной модели: разъяснение необходимости, полезности и удобства электронных услуг и форм обучения, дистанционных образовательных технологий; проведение мониторинга развития электронного обучения в образовательных организация ассоциации; повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; разработка, создание и совместное использование образовательных ресурсов на единой платформе; поддержка научных исследований, инновационных разработок в области электронного обучения; сотрудничество с другими ассоциациями в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Апробация деятельностной модели ассоциации в области электронного обучения осуществляется при реализации задач Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» в рамках совместной проектной деятельности ее членов.

Ключевые слова: совместная деятельность; образовательные организации; деятельностная модель ассоциации; электронное обучение; дистанционные образовательные технологии

Модернизация развития образования, электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) требуют усовершенствования модели системы образования на основе внедрения современных образовательных технологий [9]. На данном этапе стоит задача создания новых условий для раскрытия личностного потенциала обучающихся, воспитание необходимости непрерывного самосоверщенствования и ответственности за развитие в информационном обществе. В данной статье уточним понятие совместной деятельности образовательных организаций в области ЭО и представим деятельностную модель ассоциации в области электронного обучения.

Е.И. Булин-Соколова в работе «Теория и практика деятельностного подхода в информационно-коммуникационных технологиях» выражает своем мнение о необходимости серьезной проработки целей и задач при деятельностном подходе при организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий: «В центре каждого курса - цели и задачи, а также стратегии достижения целей и решения задач. Это основные средства содействия обучению. Оказывая педагогическое содействие в дистанционном образовании, преподаватель обнаруживает, что обдуманно составленный план такого содействия является решающим» [3].

Согласно проведенному анализу научной литературы, термин «совместная деятельность» трактуется, как целесообразное изменение и преобразование чего-либо в интересах людей, включающих в себя цель, средства, результат и сам процесс, являющийся общим, осуществляемый совместно. По мнению К.К. Платонова совместная деятельность это «вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Это сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместных достижений общей цели в труде, игре, обучении, воспитании» [10]. В то же время, Н.Н Обозов трактует данный термин, как «взаимосвязанную индивидуальную деятельность, когда действия, операции одних зависят от одновременных предшествующих действий, операций других участников» [8]. Таким образом, логично предположить, что совместной деятельностью членов ассоциации в области ЭО будет являться их участие в совместных проектах, цель которых направлена на решение образовательных задач в этой области [7].

Общие проблемы в регионах России в данной области развития, требующие комплексного решения:

• недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1; 2];

• недостаточная оснащенность образовательных организаций современными электронными образовательными ресурсами;

• малоэффективное использование имеющихся средств информатизации в образовательном процессе и управлении образовательных организаций;

• непроработанность стандартов, определяющих состав и содержание учебно-методического комплекса, входящего в состав информационной обучающей среды.

Среди перспективных направлений совместной деятельности членов ассоциации в области ЭО нами предполагаются следующие:

• расширение форм сотрудничества образовательных организаций в области развития ЭО, обеспечивающих повышение эффективности его внедрения;

• создание условий для широкого использования открытых курсов, предлагаемых членами ассоциации;

• разработка сетевых программ с возможностью освоения в полном объеме независимо от места нахождения обучающегося;

• осуществление виртуальной академической мобильности;

• совместная деятельность по развитию компетенций сотрудников образовательных организаций в области образовательных технологий;

• совместная деятельность по реализации программ интеграции образования с научной и инновационной деятельностью;

• развитие фундаментальных и прикладных исследований в образовательных организациях [11];

• совместная деятельность по реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [10].

Отметим, что в настоящее время возрастает необходимость формирования единого подхода к различным аспектам реализации ЭО: разработка контента, разработка компетенций сотрудников, создание сетевых программ и т.д. Это позволит избежать возможных ошибок и больших трудовых и финансовых затрат и получить синергетический эффект для развития всей системы образования. Все это дает возможность утверждать, что развитие ЭО в регионе и создание ассоциации в области электронного обучения является актуальным на данном этапе в развитие образования Республики Башкортостан. 20 января 2014 года создана и зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции РФ по РБ Ассоциация образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» (АЭО РБ)1.

Проведение конференции среди образовательных организаций в области ЭО дает

возможность планировать дальнейшую совместную работу, как членов ассоциации, так

внешних партнеров, расширение связей и контактов для ведения совместных проектов,

увеличение публикационной активности и т.д. В регионе АЭО РБ ежегодно с 2013 года

проводит международную научно-практическую конференцию «Смарт-регион: возможности

электронного обучения». Конференция стала действенной площадкой для обмена опытом

между начинающими учеными и экспертами, обсуждения вопросов организации научных ^ 2 исследований и внедрения инновационных разработок в области ЭО .

С вступлением в действие нового федерального закона об образовании электронное обучение становится частью высшего образования. Целью применения ЭО и ДОТ является обеспечение доступности образования и повышение его качества. Следует учитывать, что технологии ЭО отличаются от традиционных технологий всех уровней образования, поэтому традиционные методы и средства оценки и обеспечения качества, не могут быть просто перенесены на электронное обучение и современные образовательные технологии. Таким образом, другим приоритетным направлением развития ЭО является формирование содержательных критериев его качества. Для решения этой задачи необходимо оценить текущий уровень развития ЭО и ДОТ в образовательных организациях, поэтому проведение мониторинга уровня их развития в образовательных организациях является актуальной. Проведение мониторинга развития ЭО в образовательных организация АЭО РБ - также одно из приоритетных направлений совместной деятельности членов ассоциации [4; 5]. Для реализации задачи по проведению мониторинга в области электронного обучения в

1 Электронный ресурс - URL: http://elearningrb.ru/.

2 Электронный ресурс - URL: http://e-learningrb.ru/.

Мир Науки

2016, Том 4, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

ассоциации АЭО РБ была создана рабочая группа по разработке индикаторов показателей и критериев мониторинга в области электронного обучения. Рабочая группа АЭО РБ участвует также совместно Министерством образования РБ и Государственным комитетом Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» в проведении мониторинга развития ЭО в регионе. Площадкой проведения мониторинга уровней развития ЭО и ДОТ определены образовательные организации Республики Башкортостан.

Повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области ЭО и ДОТ - одно из основных направлений совместной деятельности ассоциации. Для решения данной задачи в ассоциации необходимо создать модульный курс повышения квалификации в области ЭО и ДОТ. Создание курса является потребностью для образовательных организаций, вследствие того, что каждый вуз АЭО РБ пытается разработать собственный курс повышения квалификации, не имея достаточное количество высококвалифицированных специалистов в этой области [13-16].

Поддержка научных исследований, инновационных разработок в области ЭО -перспективное направление деятельности членов ассоциации. Информационное обеспечение научных исследований, образовательных программ как основы создания и развития новых технологий [12] и инновационных производств является важнейшим средством выполнения программы модернизации региона. Интеграция существующих и создаваемых научно-образовательных информационных ресурсов в рамках единого информационного пространства - основа для построения инфраструктуры информационного общества.

Одна из перспективных задач - сотрудничество ассоциаций, которая предоставляет возможность расширения форм взаимодействия образовательных организаций - членов ассоциаций в области открытого образования, ЭО и ДОТ. На Международной конференции по новым образовательным технологиям «EdCrunch - 2015» прошла презентация национальной платформы «Открытое образование». На данной конференции состоялось подписание Соглашения Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», Ассоциацией образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» и Ассоциацией некоммерческих организаций «Омский региональный электронный университет».

Целями сотрудничества ассоциаций в сфере открытого образования, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:

• расширение форм взаимодействия образовательных организаций в области развития открытого образования, электронного обучения, в том числе обеспечивающих повышение эффективности внедрения открытых онлайн курсов вузов-членов ассоциаций;

• повышение качества образовательных услуг образовательных организаций с применением электронного обучения и их привлекательности для потребителей в Российской Федерации и за рубежом.

Данное сотрудничество предполагает создание условий для функционирования конкурентной открытой образовательной среды, обеспечивающей свободный выбор обучающимися и организациями открытых курсов, в том числе в рамках освоения образовательных программ, реализуемых ассоциациями. Направления совместной деятельности, цели, задачи, показатели и результат представлены в таблице (таб. 1) деятельностной модели ассоциации образовательных организаций в области ЭО.

Мир Науки

Таблица 1

Деятельностная модель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения (разработана автором)

Цель ассоциации образовательных организаций в области электронного обучения: координация совместных действий образовательных организаций по внедрению ЭО в учебный процесс_

Подцели

Создание условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала членов ассоциации

Создание на базе ассоциации системы электронного образования с целью концентрации передового опыта в области ЭО и ДОТ_

Задачи

с исс

ы н н а в о

оир

ур уут

д о

одх о

Разъяснение необходимости, полезности и удобства в

области электронных услуг и форм обучения, ДОТ

Проведение мониторинга развития ЭО в образовательных организациях ассоциации

Повышение уровня знаний и квалификации преподавателей в области ЭО и ДОТ

Разработка, создание и совместное использование образовательных ресурсов на единой платформе

Поддержка научных исследований, инновационных разработок в

области электронного обучения

Сотрудничество

с другими ассоциациями в

области электронного обучения

Дидактический инструментарий

Проведение конференций, публикация статей

Проведение предварительного, промежуточного и итогового мониторинга, прогнозирования

Организация дистанционных курсов, профессиональной поддержки

Создание электронной библиотеки ассоциации, совместный источник ресурсов, банка курсов повышения квалификации для разного уровня подготовки слушателей

Организация внутренних конкурсов, грантовая поддержка научных исследований

Участие в совместных проектах

Показатели

Увеличение числа пользователей электронных образовательных ресурсов

Владение технологиями ЭО

Владение современными технологиями, умение создавать новые ресурсы

Экономический эффект

Повышение

научной грамотности, повышение публикационной активности

Расширение научных связей, совместное использование электронных образовательных ресурсов членами ассоциаций

Результаты

Доступная среда

Количество ППС

повысивших квалификацию, использование ЭОР в

образовательном процессе, количество разработанных собственных ЭОР

Количество используемых

курсов с дистанционной поддержкой

Количество курсов повышения квалификации, количество ресурсов в банке ассоциации

Количество

научных публикаций, патентов на изобретение,

научных разработок

Количество совместных проектов

Предложенная деятельностная модель ассоциации в области электронного обучения проходит апробацию при реализации задач Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование Республики Башкортостан» в рамках совместной проектной деятельности ее членов. Основные результаты дальнейших исследований в области ЭО на базе АЭО РБ будут отражены в следующих публикациях.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андреев, А.А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. - 2008. - №9. С. 114-116.

2. Андреев, А.А. Педагогика в информационном обществе, или элективная педагогика // Высшее образование в России. - 2011. - №11. - С. 113-117.

3. Булин-Соколова, Е.И. Теория и практика деятельностного подхода в информационно-коммуникационных технологиях / Среднее профессиональное образование. - 2006. - №12. - С. 4-7.

Мир Науки

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Алгоритм деятельности при сетевом взаимодействии для решения образовательных задач повышения квалификации учителей (слушателей) в виртуальной образовательной среде МГОУ [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник МГОУ: серия «Педагогика». - 2009. - №2. - С. 179-188.

5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Мониторинг непрерывного образования в профессиональной педагогической деятельности: модель, инструментарий, структура [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Педагогика и психология». - Майкоп. -№3. - 2012. - С. 19-25.

6. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.

7. Жирнова, В.Н. Организация совместной деятельности коллективов школы и учреждений социума по профессиональной ориентации учащихся [Текст]: диссертация канд. пед. Наук / В.Н. Жирнова.-Тольяти, 2002.-219 с.

8. Обозов, Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности / Н.Н. Обозов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - С. 125-139.

9. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: Изд-во ИИО РАО, 2005. - 226 с.

10. Платонов, К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность/ - М.: Наука, 1975. - с. 87-97.

11. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2001. - 272 с.

12. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации. Текст. / И.В. Роберт // Информатика и образование - 2008. - №5.

- С. 3-15.

13. Фаткуллин, Н.Ю., Шамшович, В.Ф. Перспективные направления деятельности ассоциативных организаций в области ЭОи ДОТ / Е.О. Шамшович, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович // Вестник молодого ученого УГНТУ. - 2016. - №1.

- С. 97-102.

14. Фаткуллин, Н.Ю., Шамшович, В.Ф. Выработка стратегии управления объектами региональной ассоциации ЭОна основе кластерного анализа / Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович, И.А. Сокова // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13, №4. - С. 278284.

15. Фаткуллин, Н.Ю., Шамшович, В.Ф. Деятельность ассоциативных организаций в области ЭО и дистанционных образовательных технологий / Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2016 сборник трудов международной научно-технической и научно-методической конференции: в 4 томах. Рязанский государственный радиотехнический университет; Под общей редакцией О.В. Миловзорова. 2016.

- С. 209-211.

16. Шамшович, В.Ф. Формирование системы поддержки дистанционного обучения (на примере технического вуза): Монография / С.Г. Набиуллина, Е.Ф. Федорова, В.Ф. Шамшович: УГНТУ. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2015. - 138 с. - (Библиотека нефтегазового дела). - Библиогр.: с. 113-120.

Shamshovich Valentina Fedorovna

Ufa state petroleum technological university, Russia, Ufa E-mail: shamshovich@mail.ru

Joint activities of the association of educational institutions

in the field of e-learning

Abstract. Now electronic training becomes the integral component of educational process in the educational organizations. Application of this type of training and remote educational technologies allows to increase quality of training due to application of high-technology information content in case of direct increase in a share of independent work of students in the course of educational activities. In case of implementation of electronic educational technologies in educational process need of existence of the single unified approach to development of electronic content, advanced training of employees of all levels, implementation of managerial questions of the organization of training increases. Consolidation of the educational organizations in the field of electronic training will allow to avoid, both possible mistakes, and unjustified finance costs. In work the developed activity model of association of the educational organizations in the field of electronic training within joint project activities of her members is provided. Main components of activity model: explanation of need, usefulness and convenience of electronic services and forms of education, remote educational technologies; carrying out monitoring of development of electronic training in educational the organization of association; increase in level of knowledge and qualification of teachers in the field of electronic training and remote educational technologies; development, creation and joint use of educational resources on a single platform; support of scientific research, innovative developments in the field of electronic training; a cooperation with other associations in the field of electronic training and remote educational technologies. Approbation of activity model of association in the field of electronic training is performed in case of implementation of tasks of Association of the educational organizations "Electronic Formation of the Republic of Bashkortostan" within joint project activities of her members.

Keywords: joint activities; educational organization; activity model associations; e-learning; distance educational technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.