Признаки третьего фактора существенно тяготеют к асимметричным, разнонаправленным по траектории движениям цикла.
Четвертый фактор составили признаки, связанные с умением осуществлять выдох в воду.
Пятый фактор проявляет связь с признаками, основанными на выполнении выдоха в атмосферу и положением тела на спине.
Все факторы, полученные в результате анализа, выделились с высокой степенью выраженности. Об этом свидетельствуют высокие факторные коэффициенты составляющих признаков. Кроме этого необходимо отметить близкую расположенность факторных нагрузок, что свидетельствует о плотности каждого фактора.
ВЫВОДЫ
В результате проведения факторного анализа апостериори были классифицированы пять эмпирических комбинаций технических элементов, проявляемых военнослужащими внутренних войск МВД РФ. Выявленные комбинации являются основанием для конструирования типологических моделей техники плавания, отражающих обобщенные эталонные характеристики способов передвижений в воде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
2. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М. : Добросвет, 1998. - С. 320-333.
REFERENCES
1. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), "Individually oriented transformation of movement in conditions of training to the applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, № 8, pp. 128-131.
2. Yadov, V.A. (1998), Strategy of Sociological Research, Dobrosvet, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2014.
УДК 796.332
СОВМЕСТИМОСТЬ И ИГРОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОРЫ СЫГРАННОСТИ ИГРОКОВ ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНД
Алексей Владимирович Попов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приводятся аргументы в отношении актуальности исследования, приводится описание методик изучения сыгранности, компонентов игровых взаимодействий и совместимости игроков футбольных команд. Здесь отражен характер взаимосвязей между этими тремя явлениями. Поскольку все они оказывают влияние на индивидуальную результативность и успешность выступлений футбольных команд. В статье отражено, какие из компонентов игровых взаимодействий и совместимости являются факторами сыгранности футболистов. Кроме того, здесь приводятся данные, показывающие направление влияния при наличии корреляционных взаимосвязей.
Ключевые слова: игровые взаимодействия, совместимость, сыгранность, эффективность игровых взаимодействий, факторы сыгранности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p162-167
COMPATIBILITY AND GAME INTERACTIONS AS FACTORS OF TEAMWORK OF THE PLAYERS OF SOCCER TEAMS
Alexey Vladimirovich Popov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the arguments in respect to the urgency of the study, the description of the procedures of the study of teamwork, the components of game interaction and compatibility of the players of football teams. The nature of the interrelations between these three phenomena has been reflected. Since all of them render the influence on the individual result and success of the football teams. The article has reflected which of the components of game interactions and compatibility the factors of good teamwork of football players are. Furthermore, the data are cited here, showing the direction of influence with the presence of the correlation interrelations.
Keywords: game interaction, compatibility, teamwork, effectiveness of play interaction, factors of teamwork.
Как известно, сыгранность игроков футбольной команды оказывает значительное воздействие на показатели, как индивидуальной результативности футболистов, так и на повышении успешности выступлений команды в целом.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Базой исследования явились 6 футбольных команд, выступающих на первенство России по футболу среди любительских футбольных команд (III дивизион) зона «Северо-запад». В качестве испытуемых выступили 78 игроков этих команд.
Физическая совместимость рассчитывалась как усредненный коэффициент ранговой корреляции индивидуальных и групповых показателей физических тестов (ведение мяча между стойками на различной скорости, бег 30 м с места, прыжок в длину с места толчком двух ног, челночный бег 3*30 м, тест Купера (12-минутный бег)). Для определения ее выраженности можно воспользоваться общей классификацией коэффициентов корреляции по силе (Ивантер Э.В., 1992; размерность шкалы - от -1 до +1; 0 баллов соответствует среднему уровню) [2].
Для определения личностной совместимости использовалась модифицированная методика Ю.В. Макарова (1998) «Групповое единство» (размерность шкалы - от -1 до
+1) [3].
Оценка межличностной совместимости футболистов определялась с помощью модифицированной методики Сишора. Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. Суммарный балл показывает оценку спортсменом социально-психологического климата в команде, (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная -5 баллов).
Для измерения уровня совместимости в деятельности применялась экспериментальная методика И.В. Герасимовой (1999) «Гомеостат» [1]. Совместимость группы на деятельностном уровне как способность к совершению слаженных групповых моторных действий измеряется посредством замера времени, необходимого для решения совместной задачи. Такая задача заключалась в одновременном «выбросе» на руках одинакового числа пальцев по сигналу экспериментатора. Среднее время, необходимое для достижения моторно-двигательного единства в командах, составила чуть более 2-х минут.
Эффективность игровых взаимодействий футболистов определялась с помощью методик экспертных оценок (эксперты - тренеры высокой квалификации), где они по видеозаписи игр, оценивали эффективность взаимодействий каждого футболиста с другими игроками. Использовались показатели результативности (значимости для дальней-
шего развития игровой ситуации) и скорости (темпа, быстроты реагирования, интенсивности взаимодействия).
Эффективность игровых взаимодействий измерялась также с помощью шкальной анкеты «Субъективная оценка игровых взаимодействий», здесь испытуемые оценивали собственные взаимодействия с другими игроками.
Измерение сыгранности реализовывалась с помощью авторской экспериментальной методики, где пары игроков в течение 5 минут передавали мяч друг другу, двигаясь различных направлениях и с различной скоростью. Эффективность игровых взаимодействий оценивалась по 10-балльной шкале экспертами-тренерами.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Значения выраженности и вариативности индивидуальных показателей совместимости спортсменов со своей командой приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Показатели совместимости футболистов (п=78)_
Характеристики совместимости М а v
Физическая совместимость (баллы) 0,51 0,12 23,5
Личностная совместимость (баллы) 0,25 0,11 44,0
Межличностная совместимость (баллы) 8,40 3,06 36,4
Деятельностная совместимость (время, с.) 124,9 32,3 25,9
Сходство игроков по физическим качествам выражено на среднем уровне. Полученный показатель отражает средне-сильную связь. Личностная совместимость (принятие личности другого, доброжелательность) выражена на умеренном уровне, несколько выше среднего. Команды подобраны из личностно совместимых игроков, в них нет серьезных разногласий, противоречий, непонимания и антипатий. Высокий коэффициент вариации говорит, что в командах могут наблюдаться эпизодические споры, непринятие отдельных личностных черт некоторых спортсменов, негативные оценки поступков, не приводящие к серьезному разладу в команде.
Межличностная совместимость футболистов также умеренно выражена. Это отражает умеренно позитивное отношение спортсменов к членам своей команды, достаточный для осуществления совместной деятельности уровень совместимости. Спортсмены удовлетворены межличностным взаимодействием в команде. Футболисты оценивают атмосферу в командах как достаточно подходящую. Они осознают, что в команде могут происходить конфликты и разногласия, но это не мешает совместной деятельности.
На умеренном уровне также находится и показатель совместимости на деятель-ностном уровне, который отражает успешность выполнения согласованных действий футболистами. Это показывает средневысокую совместимость в футбольных командах на уровне моторной активности. Наибольшей вариативностью обладают показатели личностной и межличностной совместимости. Это означает, что в командах есть игроки, очень сходные с другими по личностным качествам и по отношению к другим игрокам, а также резко отличающиеся от группы по данным характеристикам.
Игроки футбольных команд обладают средним уровнем сыгранности, то есть, проявляют умения применить на практике освоенные технико-тактические действия, игровой ловкости, которая проявляется в согласованных и слаженных действиях друг с другом.
Рассмотрим индивидуальные показатели эффективности игровых взаимодействий игроков футбольных команд (таблица 2).
Приведенные данные показывают, что в целом игровые взаимодействия футболистов являются средне эффективными. При этом наблюдается достаточно большой разброс индивидуальных показателей - вклад отдельных футболистов в успешность взаимодействий является неодинаковым.
Таблица 2
Показатели эффективности игровых взаимодействий футболистов (п=78)
Характеристики игровых взаимодействий М а v
Экспертная оценка 5,28 1,86 35,2
Самооценка 6,02 2,29 38,0
Сыгранность (баллы) 5,03 1,96 39,0
Обращает на себя внимание тот факт, что средний показатель самооценки эффективности игровых взаимодействий выше, чем показатель экспертной оценки. Это означает, что футболисты завышают уровень собственных умений согласованно действовать друг с другом. В то же время, вариативность самооценочных показателей выше, чем экспертных, что свидетельствует о значительных индивидуальных различиях в способности футболистов понимать свой вклад в общее командное и групповое взаимодействие в ходе матча.
Полученные результаты показывают необходимость разработки и внедрения педагогических средств, направленных на повышение эффективности игровых взаимодействий, развития у футболистов способности анализировать и адекватно оценивать собственное поведение в игре.
Обнаружена высокая вариативность показателя сыгранности футболистов (таблица 2). Это означает, что, в командах есть футболисты, которые способны к эффективному слаженному взаимодействию, и новые игроки, не обладающие достаточной сыгранностью с другими. Это показывает необходимость целенаправленной педагогической работы по ускорению формирования совместимых и сыгранных команд.
Обратимся к результатам корреляционного анализа, который дает возможность выявить характер взаимосвязей показателей, во-первых, совместимости и эффективности игровых взаимодействий друг с другом и, во-вторых, как они влияют на сыгранность футболистов. Это позволит ответить на один из центральных вопросов данного исследования: являются ли совместимость и эффективность игровых взаимодействий факторами сыгранности футболистов, проявляемой во время официальных матчей.
Как видно из рисунка, показатели совместимости, сыгранности и успешности игровых взаимодействий тесно взаимосвязаны между собой.
Сыгранность футболистов (напомним, тесно связанная с индивидуальной успешностью в матчах) тесно и непосредственно связана сразу с двумя показателями совместимости и с одним показателем эффективности игровых взаимодействий. Опосредовано, с показателем сыгранности связаны оба показателя эффективности игровых взаимодействий и межличностная совместимость. Лишь показатель личностной совместимости оказался «в стороне» от показателя сыгранности. Однако при столь высоких коэффициентах корреляции, можно уверенно говорить, что получен симптомокомплекс спортивно-командных качеств футболистов.
Повышая игровые взаимодействия игроков, тренер тем самым повышает их сыгранность. На втором месте по силе влияния на сыгранность оказывается физическая совместимость футболистов, которая показывает однородность развития их физических качеств. Наиболее сыгранными являются спортсмены со сходным уровнем развития ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, необходимых для игры в футбол. Это объясняется тем, что успешные игровые взаимодействия базируется на исходном уровне физических способностей, обеспечивающих, в свою очередь, технико-тактическое мастерство футболистов. На третьем месте по силе влияния на сыгранность находится дея-тельностная совместимость, отражающая способность спортсменов к выполнению слаженных и согласованных совместных действий, успешное решение общих двигательных задач в процессе деятельности. Чем выше совместимость игроков на деятельностном уровне, тем более сыгранными будут игроки.
Условные обозначения: ЭОИВ - экспертная оценка эффективности игровых взаимодействий; СИВ - субъективная оценка эффективности игровых взаимодействий; ФС - физическая совместимость, ЛС - личностная совместимость, МС - межличностная совместимость, ДС - деятельностная совместимость, СЫГ - сыгранность.
Рис. Корреляционные взаимосвязи показателей эффективности игровых взаимодействий, совместимости и сыгранности футболистов (п=78; при р < 0,05 г >0,21; при р < 0,01 г > 0,28).
Здесь предполагается, что физическая и деятельностная совместимость, а также эффективность игровых взаимодействий являются факторами сыгранности футболистов. Однако возможно и обратное влияние. Что на самом деле является фактором, а что переменной может показать регрессионный анализ. Попытаемся объяснить эти три коэффициента корреляции. Для этого использовалась формула П.Ф. Рокицкого (1973) [5]: Rx/y=r^бx/бy; где:
Rx/y - коэффициенты регрессии, отражающей зависимость ряда показателей х от ряда показателей у, в данном случае - учебная успеваемость студентов от их профессионального самоопределения;
г - коэффициент корреляции;
бх - среднее квадратическое отклонение ряда показателей х;
6у - среднее квадратическое отклонение ряда показателей у.
Для проведения регрессионного анализа сырые данные всех четырех показателей были переведены в стэны с десятичной разрядностью (в таком случае изменились и показатели стандартного отклонения; физическая совместимость равна 7,51; а стандартное отклонение - 1,765).
При рассмотрении коэффициента корреляции показателей физической совместимости и сыгранности спортсменов были получены 2 коэффициента регрессии: Rx/y=0,62; а Rу/х=0,77. Коэффициенты регрессии достоверно не отличаются, поэтому можно сделать вывод о том, что оба показателя взаимно обуславливают друг друга. Подобным образом получены коэффициенты регрессии в отношении двух других пар показателей.
Деятельностная совместимость (6,95; б=2,7) - сыгранность ^^=0,87; а Rу/х=0,46). Значение первого коэффициента почти в два раза превышает значение второго. Это говорит о влиянии деятельностной совместимости (вне футбола) на игровую сыгранность.
Игровые взаимодействия (по оценке экспертов) - сыгранность Rx/y=0,77; а Rу/х=0,85. Оба показателя взаимно обуславливают друг друга.
ВЫВОДЫ
1. Физическая и межличностная совместимости выражены на средневысоком уровне, а личностная (при высокой вариации) и деятельностная - на среднем.
2. Футболисты в командах обладают средним уровнем сыгранности (при высокой вариации), а игровые взаимодействия футболистов являются средне эффективными (а по их самооценке - высокими). Обнаружен большой разброс индивидуальных показателей взаимодействия игроков.
3. Сыгранность футболистов (тесно связанная с индивидуальной результативностью) тесно и непосредственно связана с физической и деятельной совместимостью, а так же с эффективностью взаимодействий. При этом обнаружено лишь одно однонаправленное влияние: деятельностная совместимость оказывает влияние на игровую сыгранность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасимова, И.В. Психические состояния. Методические рекомендации / И.В. Герасимова. - Владивосток, Изд-во Дальневост. гос. морск. акад. им. Г.И. Невельского, 1999. - 63 с.
2. Ивантер, Э.В. Основы биометрии : введение в статистический анализ биологических явлений и процессов / Э.В. Ивантер, А.В. Коросов. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1992. - 164 с.
3. Макаров, Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности : дисс ... канд. психол. наук / Ю.В. Макаров. - СПб., 1998. - 179 с.
4. Рокицкий, П.Ф. Биологическая статистика / П. Ф. Рокицкий. - Минск : Вышэйш. школа, 1973. - 320 с.
REFERENCE
1. Gerasimova, I.V. (1999), Mental conditions. Systematic recommendations, publishing house Nevelsky Far-Eastern Sea Academy, Vladivostok.
2. Ivanter, E.V. (1992), Bases of the biometry: introduction statistical analysis of biological processes, publishing Petrozavodsk State University, Petrozavodsk.
3. Makarov, Yu.V. (1998), Socio-psychological training as the means of the formation of the group solidarity, dissertation, St. Petersburg.
4. Rokitsky P. F. (1973), Biology statistics, publishing house "High school", Minsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2014.
УДК 159.9:613
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ: МЕХАНИЗМ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ЗАБОТЫ О СЕБЕ
Евгений Степанович Садовников, кандидат педагогических наук, доцент,
Вячеслав Николаевич Гуляихин, доктор философских наук, доцент, Ольга Евгеньевна Андрющенко, кандидат социологических наук, доцент, Волгоградский государственный университет (ВолГУ)
Аннотация
Статья посвящена анализу системных механизмов формирования здорового образа жизни молодежи в контексте заботы о себе. В качестве методологии исследования авторами используются деятельностный подход и концепция мыследеятельности Г.П. Щедровицкого. В работе выявлены такие аспекты деятельности по формированию здорового образа жизни, как активность, рефлексивность, прожективность и организованность. Авторы пришли к выводу, что в процессе формирования здорового образа жизни молодым людям необходимо задействовать «трехпоясной» системный механизм: пояс коллективно-группового мыследействования, который нормирует и организует процесс трансляции с помощью логических операций и норм; пояс мысли-коммуникации, который позволяет сделать правильный выбор эталона из числа имеющихся альтернативных образцов здорового образа жизни; пояс мыследействия, выполняющий функцию закрепления выбранного эталона здорового образа жизни. В статье предложена теория системных механизмов становления здорового образа жизни как формы заботы о себе, которая может оказаться полезной для продвижения теоретических исследований в области физического воспитания мо-